Научная статья на тему 'РОЛЬ НАРОДНОГО СОБРАНИЯ - ПАРЛАМЕНТА РЕСПУБЛИКИ АБХАЗИЯ В ОБЕСПЕЧЕНИИ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВОПОРЯДКА'

РОЛЬ НАРОДНОГО СОБРАНИЯ - ПАРЛАМЕНТА РЕСПУБЛИКИ АБХАЗИЯ В ОБЕСПЕЧЕНИИ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВОПОРЯДКА Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
129
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНСТИТУЦИЯ РЕСПУБЛИКИ АБХАЗИЯ / КОНСТИТУЦИОННЫЙ ПРАВОПОРЯДОК / НАРОДНОЕ СОБРАНИЕ / ПАРЛАМЕНТ РЕСПУБЛИКИ АБХАЗИЯ / ФОРМЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ / КОНТРОЛЬНЫЕ ПОЛНОМОЧИЯ ПАРЛАМЕНТА / CONSTITUTION OF THE REPUBLIC OF ABKHAZIA / CONSTITUTIONAL LAW AND ORDER / PEOPLE’S ASSEMBLY / PARLIAMENT OF THE REPUBLIC OF ABKHAZIA / FORMS OF ACTIVITY / LEGISLATIVE AND CONTROL POWERS OF THE PARLIAMENT

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Цвижба Ханифа Юрьевна

Статья посвящена рассмотрению роли Народного Собрания - Парламента Республики Абхазия в установлении и укреплении конституционного правопорядка. Анализу подлежат основные направления деятельности Народного Собрания - Парламента Республики Абхазия по обеспечению конституционного правопорядка. Особое внимание уделяется деятельности отдельных депутатов в обеспечении конституционного правопорядка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF THE PEOPLE’S ASSEMBLY - PARLIAMENT OF THE REPUBLIC OF ABKHAZIA IN ENSURING CONSTITUTIONAL LAW AND ORDER

The Article is devoted to the role of the People’s Assembly - the Parliament of the Republic of Abkhazia in establishing and strengthening the constitutional order. The main activities of the People’s Assembly - the Parliament of the Republic of Abkhazia to ensure constitutional law and order are subject to analysis. Particular attention is paid to the activities of individual deputies in ensuring constitutional law and order.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ НАРОДНОГО СОБРАНИЯ - ПАРЛАМЕНТА РЕСПУБЛИКИ АБХАЗИЯ В ОБЕСПЕЧЕНИИ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВОПОРЯДКА»

УДК 340

DOI: 10.23683/2313-6138-2020-7-4-15

Цвижба Ханифа Юрьевна,

аспирант кафедры конституционного и муниципального права, Московский государственный юридический университет имени О.Е. Кутафина (МГЮА), 125993, г. Москва, ул. Садовая-Кудринская, д. 9, е-mail: Tsvizhba.khanifa@mail.ru

Tsvizhba, Khanifa Yu.,

Post-Graduate Student of the Department of Constitutional and Municipal Law, Kutafin Moscow State Law University (MSAL), 9 Sadovaya-Kudrinskaya, Moscow, 125993, Russian Federation, е-mail: Tsvizhba.khanifa@mail.ru

РОЛЬ НАРОДНОГО СОБРАНИЯ — ПАРЛАМЕНТА РЕСПУБЛИКИ АБХАЗИЯ В ОБЕСПЕЧЕНИИ

КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВОПОРЯДКА

THE ROLE OF THE PEOPLE'S ASSEMBLY — PARLIAMENT OF THE REPUBLIC OF ABKHAZIA IN ENSURING CONSTITUTIONAL LAW AND ORDER

АННОТАЦИЯ. Статья посвящена рассмотрению роли Народного Собрания — Парламента Республики Абхазия в установлении и укреплении конституционного правопорядка. Анализу подлежат основные направления деятельности Народного Собрания — Парламента Республики Абхазия по обеспечению конституционного правопорядка. Особое внимание уделяется деятельности отдельных депутатов в обеспечении конституционного правопорядка.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: Конституция Республики Абхазия; конституционный правопорядок; Народное Собрание — Парламент Республики Абхазия; формы деятельности; законодательные, контрольные полномочия парламента.

ОБРАЗЕЦ ЦИТИРОВАНИЯ:

Цвижба Х.Ю. Роль Народного Собрания — Парламента Республики Абхазия в обеспечении конституционного правопорядка // Вестник Юридического факультета Южного федерального университета. 2020. Т. 7, № 4. С. 81-84. DOI: 10.23683/2313-6138-20207-4-15

ABSTRACT. The Article is devoted to the role of the People's Assembly — the Parliament of the Republic of Abkhazia in establishing and strengthening the constitutional order. The main activities of the People's Assembly — the Parliament of the Republic of Abkhazia to ensure constitutional law and order are subject to analysis. Particular attention is paid to the activities of individual deputies in ensuring constitutional law and order.

KEYWORDS: Constitution of the Republic of Abkhazia; constitutional law and order; People's Assembly — Parliament of the Republic of Abkhazia; forms of activity; legislative and control powers of the Parliament.

FOR CITATION:

Tsvizhba, Kh.Yu. The role of the People's Assembly — Parliament of the Republic of Abkhazia in ensuring constitutional law and order. Bulletin of the Law Faculty, SFEDU. 2020. Vol. 7, No. 4. P. 81-84 (in Russian). DOI: 10.23683/2313-6138-2020-7-4-15

© Х.Ю. Цвижба, 2020

82

Х.Ю. ЦВИЖБА. ВЕСТНИК ЮРИДИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА ЮФУ 2020. Т. 7, № 4. С. 81-84

Обеспечение конституционного правопорядка — одна из главных задач государства в лице его высших органов власти. Ключевую роль в обеспечении конституционного правопорядка занимает Народное Собрание — Парламент Республики Абхазия. Особенность Народного Собрания — Парламента Республики Абхазия заключается в том, что Народное Собрание выступает одним из субъектов обеспечения конституционного правопорядка, а также как один из главных институтов государства и конституционного права, организация и деятельность которого служит одним из показателей установления конституционного правопорядка.

В науке конституционного права конституционный правопорядок определяется как результат действии Конституции и конституционного законодательства [3, с. 17-18]. В этих условиях крайне важной является деятельность Парламента как законотворческого органа. Согласно статье 36 Конституции Республики Абхазия, все законодательные полномочия, установленные Конституцией, осуществляются Народным Собранием — Парламентом Республики Абхазия [4, с. 156]. Данное положение указывает и определяет Народное Собрание как один из главных органов, в чью компетенцию входит установление общеобязательных правил поведения, регулирование посредством права существующих общественных отношений.

Согласно Конституции Республики Абхазия, система высших органов власти начинается с главы 3 (статья 36), которая посвящена законодательной власти. Конечно же, это не означает умаление или принижение статуса других органов, так как все ветви власти равны. Однако такой порядок, на наш взгляд, обусловлен, исходя из полномочий ветвей государственной власти (представительной и законодательной). Высшие органы государственной власти задействованы в механизме обеспечения конституционного правопорядка, от их слаженной деятельности зависит уровень конституционного правопорядка.

В условиях развития абхазского государства и конституционализма весьма актуальной представляется деятельность представительного органа государственной власти Республики Абхазия в обеспечении конституционного правопорядка. Именно законодательная власть

является фактором формирования правопорядка, силой, созидающей правопорядок в конституционно-правовых формах и пределах [1, с. 114].

Особое положение Народного Собрания — Парламента Республики Абхазия в механизме обеспечения конституционного правопорядка обусловлено конституционно закрепленными за ним функциями и полномочиями [4, с. 152-172]. При этом роль Народного Собрания — Парламента Республики Абхазия по вопросу обеспечения конституционного правопорядка не сводится лишь к законотворческой деятельности, а носит комплексный характер, в котором сочетаются различные направления его деятельности.

На сегодняшний день место Парламента в механизме государственной власти определяется не только исходя из его основной функции — законодательной. Профессор А.М. Осавелюк указывает: «Парламент — это общенациональный представительный коллегиальный орган, осуществляющий законодательную власть, а также некоторые контрольные функции, и участвующий в формировании других органов государственной власти» [6, с. 211-212].

Особо важной для установления конституционного правопорядка в республике является деятельность Парламента Республики Абхазия (как законотворческого и контрольного органа), обусловленная осуществлением широкого спектра полномочий, влияющих не только на жизнь всего общества и государства в целом, но и на существующий конституционный правопорядок в самих органах государственной власти.

Среди всех направлений деятельности Народного Собрания, согласно Конституции Республики Абхазия и Регламенту Народного Собрания — Парламента Республики Абхазия [7], можно выделить те, которые непосредственно связаны с обеспечением конституционного правопорядка:

- принятие Конституции и законов Республики Абхазия;

- контроль исполнения законодательства;

- контроль деятельности органов исполнительной власти;

- финансовый контроль;

- рассмотрение обращений и жалоб граждан, прием граждан;

Kh.Yu. TSVIZHBA. BULLETIN OF THE LAW FACULTY, SFEDU. 2020. Vol. 7, No. 4. P. 81-84

83

- обращение с запросом в Конституционный Суд Республики Абхазия с запросом о толковании Конституции Республики Абхазия; обращение в Конституционный Суд для дачи заключения о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения для отрешения от должности Президента Республики Абхазия; обращение в Конституционный Суд для дачи заключения о соответствии предложения о поправках или пересмотре Конституции Республики Абхазия требованиям главы 7 Конституции;

- направление депутатских и парламентских запросов;

- заслушивание отчетов и докладов должностных лиц.

Таким образом, основная роль Народного Собрания Республики Абхазия в обеспечении конституционного правопорядка сводится к принятию Конституции и законов Республики Абхазия. Качество принимаемых законов, соответствие законодательной технике, процедуры их принятия являются одними из составляющих конституционного правопорядка.

Деятельность по обеспечению конституционного правопорядка предполагает не только коллегиальную работу всего состава Народного Собрания — Парламента Республики Абхазия, а также деятельность отдельно взятого депутата и группы депутатов. Обусловлено такое положение конституционно-правовым статусом депутата, как народного избранника. Конституция, а также закон «О статусе депутата Народного Собрания — Парламента Республики Абхазия» устанавливают перечень полномочий депутатов, посредством которых каждый депутат непосредственно участвует в обеспечении конституционного правопорядка. Согласно статье 46 Конституции Республики Абхазия, каждому депутату принадлежит право законодательной инициативы, возможность инициирования того или иного законопроекта. Данная форма деятельности депутата непосредственно связана с реализацией конституционного правопорядка.

Согласно статье 7 закона «О статусе депутата Народного Собрания — Парламента Республики Абхазия» [2], к формам деятельности депутата относятся следующие: участие в заседаниях Народного Собрания, участие в работе комитетов и комиссий Народного Со-

брания в порядке, установленном Регламентом Народного Собрания, в работе согласительных и специальных комиссий, создаваемых Народным Собранием; участие в парламентских слушаниях; внесение законопроектов в Народное Собрание; внесение парламентского запроса (запроса Народного Собрания), запроса депутата Народного Собрания (депутатского запроса); обращение к соответствующим должностным лицам с требованием принять меры по немедленному пресечению обнаружившегося нарушения прав граждан; вносение вопроса об объявлении вотума недоверия отдельным членам Кабинета Министров; оглашение на сессии Народного Собрания обращений граждан, имеющих общественное значение; работа с избирателями.

В свою очередь, Регламент Народного Собрания — Парламента Республики Абхазия в статье 72 устанавливает формы работы депутатов, например: рассмотрение поступивших предложений, заявлений и жалоб избирателей, по которым депутаты обязаны предпринимать меры, предусмотренные законодательством.

Конституция и Конституционный закон, Регламент Народного Собрания— Парламента Республики Абхазия предусматривают перечень тех вопросов, по которым возможно обращение группы депутатов. Например, согласно статье 68 Регламента, по инициативе группы депутатов в составе не менее трех человек Парламентом может назначаться депутатское расследование. Либо когда группа депутатов может вынести в Парламент вопрос о доверии отдельному члену Кабинета Министров Республики Абхазия (статья 120).

Из представленного перечня видно, что основной объем полномочий по претворению в жизнь конституционного правопорядка осуществляется по инициативе отдельных депутатов или группы депутатов, и связан он не только с инициированием и принятием законов, а носит в основном организационный и вспомогательный характер.

Не менее важным инструментом обеспечения конституционного правопорядка являются контрольные полномочия Народного Собрания — Парламента Республики Абхазия над исполнительной властью. Следует также отметить, что роль Народного Собрания Республики Абхазия в установлении конституционного

84

Х.Ю. ЦВИЖБА. ВЕСТНИК ЮРИДИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА ЮФУ 2020. Т. 7, № 4. С. 81-84

правопорядка крайне важна в связи с действием в республике сильной исполнительной власти, возглавляемой главой государства Республики Абхазия. В связи с этим крайне важным является обеспечение баланса высших органов государственной власти и эффективной реализации системы сдержек и противовесов.

Парламентаризм Республики Абхазия находится на стадии становления и развития, именно поэтому одним из механизмов по обеспечению конституционного правопорядка в Республике Абхазия является совершенствование и конкретизация полномочий парламента, парламентских процедур в сфере обеспечения конституционного правопорядка.

Таким образом, деятельность и назначение Народного Собрания — Парламента Республики Абхазия сводится к выполнению эффективной политики по обеспечению, укреплению и реализации конституционного правопорядка в Республике Абхазия. Как это было показано выше, роль Народного Собрания не сводится лишь к его коллегиальной деятельности, а предполагает еще и масштабную деятельность отдельного депутата по обеспечению конституционного правопорядка. Исходя из такого положения, считаем целесообразным закрепить в Конституции Республики Абхазия и в законе «О статусе депутата Народного Собрания — Парламента Республики Абхазия» конституционно-правовую ответственность избранного депутата, а именно институт отзыва депутата. По нашему мнению, наличие конституционно-правовой ответственности перед избирателями в виде отзыва депутата

будет способствовать мотивации избранного, а также «страху» потерять доверие со стороны избирателей. Один из основателей теории разделения властей Дж. Локк указывал, что «законодательная власть — высшая по отношению к двум другим, но последние не должны стать ее придатками. Поэтому законодательная власть не абсолютна; у народа есть верховная власть отстранить или изменять состав законодательного органа, когда он видит, что законодательная власть не оправдывает оказанное ей доверие» [5, с. 85-86].

Литература

1. Безруков А.В. Конституционно-правовые аспекты осуществления законодательной власти по обеспечению правопорядка в России: монография. М., 2015.

2. Закон Республики Абхазия «О статусе депутата Народного Собрания-Парламента Республики Абхазия». Принят Народным Собранием — Парламентом Республики Абхазия 26 июля 2006 года. № 1444-сХ1У.

3. Казаков В.М. Правопорядок в юридической теории и практике: дис. ... докт. юрид. наук. М., 2003.

4. Конституции Абхазии. ХХ век. Абхазский институт гуманитарных исследований им. Д.И. Гулиа. Сухум, 2015. С. 152-172.

5. Локк Дж. Избранные философские произведения. М., 1960. Т. 2.

6. Осавелюк А.М. Конституционное право зарубежных стран. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012.

7. Регламент Народного Собрания — Парламента Республики Абхазия. Постановление Народного Собрания — Парламента Республики Абхазия от 29 января 2003 г. № 742-сХ1У [Электронный ресурс] // URL: http:// www.parlamentra.org

8. Эбзеев Б.С. Конституция, власть и свобода в России: опыт синтетического исследования. М., 2014. С. 139.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.