М.В. ЛОГУА соискатель РАНХ и ГС при Президенте РФ*
Современные проблемы развития и упрочения абхазской государственности
Абхазия прошла долгий и трудный путь к достижению независимости и государственного суверенитета. Как известно, в июле 1992 г. постановлением Верховного Совета Абхазии была вновь введена в действие Конституция ССР Абхазии 1925 г., согласно которой ССР Абхазия имела статус суверенного государства и "осуществляла государственную власть на своей территории самостоятельно и независимо от другой, какой-либо власти". Однако Абхазскому народу была навязана война. Грузино-абхазская война (1992-1993 гг.) завершилась победой Абхазии. Современная Конституция - Основной закон Абхазии - была принята на сессии Верховного Совета Республики Абхазия 12-го созыва 26 ноября 1994 г., и впоследствии одобрена всенародным голосованием (референдумом) 3 октября 1999 гг.
На день проведения референдума на территории Абхазии проживало 219534 граждан, имеющих право голоса, т.е. 58,5% от довоенной численности избирателей. В голосовании приняли участие 87,6% граждан, внесенных в избирательные списки, что составило более половины от довоенной численности избирателей, 97,7% проголосовавших одобрили действующую Конституцию.
Конституция республики Абхазии состоит из 7 глав: гл.1 «Основы конституционного строя»; гл.II «Права и свободы человека и гражданина»; гл.III «Законодательная власть»; гл.IV «Исполнительная власть»; ™.V «Судебная власть»; ™.VI «Местное самоуправление»; гл. VII «Конституционные поправки и порядок пересмотра конституции».Она относится к третьему, современному, поколению
* Логуа Михаил Валерьевич, e-mail: [email protected]
конституций, т.е. включает все современные достижения международного права, понятие правового государства, демократические принципы и др.Логуа
Республика Абхазия согласно своей Конституции является суверенным, демократическим, правовым государством, народовластие является основой государственной власти. Наименования Республика Абхазия и Апсны равнозначны (Ст.1). Республика Абхазия - субъект международного права - вступает в договорные отношения с другими государствами (Ст.3.). Столица Республики Абхазия - город Сухум (Акуа)1.
В Ст.4 Конституции Республики Абхазия говорится, что "Республика Абхазия состоит из исторических земель Садз, Бзып, Гума, Дал-Цабал, Абжуа, Самырзакан, Псху на которых расположены районы (Гагрский, Гудаутский, Сухумский, Гулрыпшский, Очамчырский, Ткуарчалский, Галский) и города (Гагра, Гудаута, Новый Афон, Сухум, Очамчыра, Ткуарчал, Гал). Территория Республики Абхазия целостна, неприкосновенна и неотчуждаема".
Ст.6 Конституции Республики Абхазия гласит: "Государственный язык Республики Абхазия - абхазский. Русский язык наряду с абхазским признается языком государственных и других учреждений. Государство гарантирует всем этническим группам, проживающим в Абхазии, их право на свободное использование родного языка".
Народ Абхазии ценой огромных жертв обрел политическую независимость и самостоятельность и восстановил свою государственность в пределах исторических границ. Понятие "народ Абхазии" в ряде случаев, особенно когда обращается внимание на его национально-этнический состав, более корректно применять, чем "абхазский народ", именно с учетом полиэтнического состава страны.
1 Территория республики Абхазия составляет 8665 км2 (163-я в мире), население - 241 тыс.
человек, ВВП - 494,006 млн. долл., на душу населения - 2286 долл.
Понятие "абхазский народ" в этом контексте будет выступать как более узкое определение по сравнению с понятием полиэтнический "народ Абхазии".
В Конституции Республики Абхазия признаются и гарантируются права и свободы, закрепленные во Всеобщей декларации прав человека, международных Пактах об экономических, социальных и культурных правах, о гражданских и политических правах, других общепризнанных международно-правовых актах. Естественными правами и свободами человека являются: право на жизнь, свободу, неприкосновенность, частную собственность. Каждый человек имеет право на свободу частной жизни, личную и семейную тайну, защиту чести и достоинства, свободу совести, вероисповедания, творчества, мысли, слова и убеждений.
Ни один закон, отменяющий или умаляющий права и свободы человека, не должен быть принят или издан в Республике Абхазия. Отдельные ограничения прав и свобод могут вводиться только конституционными законами при необходимости защиты конституционного строя, обеспечения безопасности и общественного порядка, охраны здоровья и нравственности, а также в случаях стихийных бедствий, чрезвычайного или военного положения.
В Республике Абхазия осуществляется свобода вероисповедания. Большинство населения Абхазии составляют христиане. Согласно социологическим опросам, распределение конфессий в 2008 г. было следующим: 60% - христиане; 16% - мусульмане; 3% - приверженцы абхазской религии (монотеизм); 5% - язычники; 8 % - атеисты (неверующие); 2% - прочие конфессии; 6% - затруднились ответить.
В обыденной жизни религиозные праздники (христианские, мусульманские, языческие) часто отмечаются совместно представителями различных религий.
Граждане Республики Абхазия осуществляют выборы Президента, депутатов Народного Собрания - Парламента и в органы местного самоуправления на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Право участвовать в выборах, выдвижении кандидатов, предвыборной агитации, наблюдении за проведением выборов, в осуществлении других избирательных действий принадлежит каждому гражданину Республики Абхазия, достигшему в день выборов 18 лет.
Государственная власть в Республике Абхазия осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Законодательная, исполнительная и судебная власти самостоятельны. В Республике признается и обеспечивается местное самоуправление - самостоятельное в пределах своих полномочий. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.
По форме правления Республика Абхазия - президентско-парламентская республика. Законодательная власть в Абхазии представлена Народным Собранием - Парламентом, состоящим из 35 депутатов, избираемых на 5 лет на основе равного, всеобщего и прямого избирательного права, посредством тайного голосования.
Каждый законопроект, принятый Парламентом, представляется Президенту Республики Абхазия. Если законопроект подписывается Президентом, то он публикует его в течение 15 дней со дня его принятия Парламентом Республики Абхазия. Закон вступает в силу с момента его опубликования, за исключением случаев, когда более позднее вступление закона в силу устанавливается самим законом.
В случае неодобрения законопроекта Президентом, он возвращает его со своими возражениями в Парламент. Если при повторном рассмотрении законопроект будет принят квалифицированным большинством, то Президент обязан подписать и
опубликовать его. Если законопроект не возвращен Президентом в течение десяти дней после того, как он был ему представлен, таковой законопроект становится законом так же, как если бы он был подписан Президентом. Законопроект не становится законом, если из-за переноса заседания он не мог быть возвращен в Парламент.
Последние по времени выборы в Народное Собрание - Парламент Республики Абхазия прошли 10 марта 2012 г. Выборы состоялись во всех избирательных округах, необходимое для победы в первом туре количество голосов получили 13 кандидатов в депутаты. В 21 округе повторное голосование состоялось через две недели. Выборы были достаточно прозрачными и признаны оппозицией, набравшей меньшинство голосов ("Форум народного единства", лидер Р. Хадшимба и др.). На 35 мест в парламенте Абхазии претендовало 148 кандидатов, из которых 114 были выдвинуты инициативными группами, а 34 - партиями. В целом по республике в голосовании приняли участие 44,50% избирателей, внесенных в списки для голосования. Нарушений, которые могли бы повлиять на свободное волеизъявление граждан, не зафиксировано.
Во время этих выборов во многих округах борьба разворачивалась отнюдь не в плоскости "правительство - оппозиция", а стала, как это бывало и в 90-х гг., соперничеством личностей; многие кандидаты предпочитали не погружаться в политическую риторику, а старались завоевать доверие жителей того или иного округа в качестве будущих ходатаев по делам местного населения.
В целом же парламентские выборы в Абхазии оставили впечатление уже привычного процесса, в котором и кандидаты, и наблюдатели, и избиратели знают свои права и этими правами пользуются. Во время второго тура жалоб в Центризбирком зарегистрировано не было. Выборы показали также неэффективное
участие ряда партий. В парламент был избран ряд независимых депутатов.
Исполнительная власть в Абхазии представлена Президентом Республики Абхазия, который является главой государства. Ст. 49 содержит прямое указание на занятие государственных должностей лицами абхазской национальности. Вместе с президентом избирается вице-президент.
Выборы Президента Республики Абхазия осуществляются на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании сроком на пять лет. Президентом избирается лицо абхазской национальности, гражданин Республики Абхазия, не моложе 35 и не старше 65 лет, обладающий избирательным правом. Одно и то же лицо не может быть Президентом Республики Абхазия более двух сроков подряд.
Президенты Республики Абхазия: первый Президент Республики Абхазия Владислав Григорьевич Ардзинба (26 ноября 1994 г. -12 февраля 2005 г.); второй Президент - Сергей Васильевич Багапш (12 февраля 2005 г. - 29 мая 2011 г.); третий Президент - Александр Золотинскович Анкваб (с 29 мая 2011 г. и.о. Президента, избран 26 июля 2011 г.).
Президент Республики Абхазия - Александр Золотинскович Анкваб окончил юридический факультет Ростовского госуниверситета, имеет опыт многолетней работы в правоохранительных и государственных учреждениях. В 1991 г. был избран депутатом Верховного совета АР Абхазии; в 1992-1993 гг. - министр внутренних дел республики Абхазия в правительстве Владислава Ардзинбы. В период грузино-абхазской войны помимо личного участия в обороне республики занимался вопросами обмена военнопленными, благодаря чему были спасены сотни жизней. На выборах 2004 г. он поддержал С. Багапша. 14 февраля 2005 г. А. Анкваб назначен
премьер-министром Республики Абхазия. В 2009 г. - избран вице-президентом.
21 мая 1911 г. А. Анкваб был назначен временно исполняющим обязанности Президента Республики Абхазия в связи с тяжёлой болезнью главы государства С. Багапша, а в связи с его кончиной 29 мая 2011 г.исполнял обязанности главы государства в течение трёх месяцев.
Досрочные президентские выборы в Абхазии были назначены на 26 августа 2011 г. 26 августа 2011 г. А. Анкваб был избран президентом Республики Абхазия в первом туре голосования с результатом 54,86% голосов (всего 58657 человек). А. Анкваб неоднократно заявлял, что Абхазия в состав Грузии никогда не вернётся и просил зарубежных партнёров учитывать это в практической политике.
С 2012 г. А. Анкваб лично ведёт еженедельный приём граждан, считает эту практику необходимой и полезной, намерен её продолжать.
Осуществлением исполнительной власти занят Кабинет министров, который формируется Президентом Республики Абхазия и является для него подотчётным органом. Кабинет Министров Республики Абхазия действует в пределах срока полномочий Президента страны и слагает свои полномочия перед вновь избранным Президентом.
Кабинет министров Абхазии в полном составе либо его отдельные члены имеют право на отставку, которая представляется Президенту Республики Абхазия, который вправе либо принять, либо отклонить её. Парламент Республики Абхазия может выразить недоверие отдельному члену Кабинета Министров и внести этот вопрос Президенту Республики Абхазия, решение которого является окончательным.
В состав кабинета министров Республики Абхазия в 2012 г. входили, под руководством премьер-министра Л.И. Лакербая первый вице-премьер, два вицепремьера, 11 министров и 7 председателей госкомитетов. Среди них - три женщины.
Местное самоуправление в Республике Абхазия осуществляется в районах, городах и других населенных пунктах. В статье 79 Конституции Республика Абхазия говорится, что местное самоуправление осуществляется гражданами путем прямого волеизъявления и через выборные органы местного самоуправления. Главы исполнительной власти городов и районов Республики Абхазия назначаются Президентом Республики Абхазия из состава органа местного самоуправления. Состав, устройство и полномочия местного самоуправления устанавливаются законом.
Органы местного самоуправления утверждают местный бюджет, местные налоги и сборы, владеют, пользуются и распоряжаются муниципальной собственностью, обеспечивают охрану общественного порядка, определяют свои внутренние структуры, а также решают другие экономические, социальные и иные вопросы, неисключенные из их ведения или непереданные государственным органам.
Конституция Абхазии, с одной стороны, признает исключительное значение органов местного самоуправления и их самостоятельность, с другой - предоставляет Президенту право отменять акты органов местного самоуправления, тем самым противоречит себе же. Реализуя эти полномочия, Президент выходит за рамки государственной власти, так как органы местного самоуправления имеют негосударственный характер. Также нарушается принцип разделения властей.
Есть и другие проблемы. На законодательном уровне не определен механизм отзыва Собраний. Закон о местном самоуправлении был написан в 1997 г., он нуждается в переработке. Закон определяет
компетенцию органов местного самоуправления, но не конкретизирует ее. Существует много вопросов по разграничению полномочий центральных и местных органов власти.
В соответствии с Конституцией предложения о поправках и пересмотре Конституции Республики Абхазия могут вносить Президент Республики Абхазия, Парламент Республики Абхазия, Верховный Суд Республики Абхазия, Генеральный прокурор Республики Абхазия. Поправки к Конституции Республики Абхазия принимаются Парламентом Республики Абхазия двумя третями голосов от общего числа депутатов Парламента.
Итак, Абхазия законодательным путем подтвердила суверенитет государства. Д. Миллер определяет суверенитет как "качество,
присущее бытию суверенного государства, признаваемого таковым
»2
другими государствами 2.
Безусловно, подобное определение суверенитета в наибольшей степени соответствует реальностям международной политики. Хотя в целом оно не может быть признано удовлетворительным, поскольку в нем ничего не говорится об источниках суверенитета (Бог, обычай, воля народа, исторические традиции) и суверенитет никак не связывается с проблемой легитимности функционирования государственной власти в сфере внутренней политики. И, тем не менее, основной вопрос - это вопрос о том, признается ли суверенитет этого государства другими государствами. На современном этапе исторического развития Абхазии для полного освоения результатов национально-освободительного движения, в основном завершившегося с окончанием военных действий в ходе грузино-абхазской войны (1992-1993 гг.), как суверенному государству
2 Миллер Д. Суверенитет как источник жизнеспособности государства // Зарубежная политическая наука. М., 1994, с. 108.
действительно недостает признания всего мирового сообщества государств как самостоятельной политической единицы.
В положительном разрешении вопроса признания Абхазии как суверенного государства особую роль, безусловно, сыграла Россия с ее новым геополитическим подходом. В феврале 2010 г. были подписаны новые межгосударственные договорные документы между Российской Федерацией и Республикой Абхазией. Обе стороны также учитывают существовавший между Абхазией и Россией по Манифесту от 17 февраля 1810 г. важный военно-политический союз.
Ход развития мирового сообщества полностью подтверждает тезис, согласно которому суверенитет есть основной источник жизнеспособности государства. Конечно, обладание суверенитетом не может уберечь "малое государство" от притязания великих и сильных держав или от каких-либо внутренних проблем. Но вместе с тем, наличие суверенитета дает государству дополнительные возможности для сохранения своей целостности и жизнеспособности. Ведь любое малое государство, являясь суверенной политической единицей, может на законных основаниях апеллировать к самому сообществу, искать помощи у него или у какой-либо великой державы. И поэтому абсолютно естественно стремление Республики Абхазия получать дальнейшее международное признание как суверенного государства.
Логуа М.В. Современные проблемы развития и упрочения абхазской государственности. В статье анализируются процессы развития современной абхазской государственности, показывается значение достижения Абхазией политической независимости, конституции республики Абхазия 1925 г. и 1994 г. Рассматривается политическая система Абхазии: конституционное устройство, функции президента, парламента, совета министров, местного самоуправления, роль политических партий и выборов в парламент Абхазии. Говорится о значении дальнейшего расширения международного признания независимости Республики Абхазия.
Ключевые слова: абхазская государственность, Республика Абхазия, суверенитет, Конституция Абхазии 1925 г., Конституция Абхазии 1994 г.
Logua M.V. Modern problems evolution and strengthening of the Republic of Abkhazia. The article analyzes process development of the Abkhazian State Organization. The author describes significance and structure Constitutions of the Republic of Abkhazia 1925 year and 1994 year. The author shoves political system of the Republic of Abkhazia: its Constitution organization, parliament, council of ministers, local government, processes and result of parliament elections, party system. The article devoted idea broadening recognition of the independence of the Republic of Abkhazia.
Key words: Abkhazian State Organization, Republic of Abkhazia, sovereignty, Constitutions of the Republic of Abkhazia 1925, Constitutions of the Republic of Abkhazia 1994.