2.4. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ И ПРАВО АБХАЗИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
Гучуа Екатерина Борисовна, аспирантка кафедры теории и истории государства и права. Место учебы: Российский государственный социальный университет. E-mail: guchua@rambler.ru
Аннотация: С признанием независимости Абхазии Российской Федерацией и некоторыми другими государствами, наступила эпоха укрепления и развития самостоятельности страны, составным признаком государственности которой является суверенитет. Абхазская государственность в своем развитии изменяла свои формы и конкретное наполнение, порой ослабевала до крайне низкого уровня и даже прерывалась, но никогда не исчезала в сознании народа.
Признание независимости Абхазии явилось восстановлением исторической справедливости. Существование и развитие государственности Абхазии на современном этапе, требует ответственности в выполнении требований как в соблюдении национального, так и международного права.
Ключевые слова: государство и право, суверенитет, Абхазия, Грузия, независимость Абхазии, право, система права, отрасли права.
INDEPENDENT STATEHOOD AND THE RIGHT OF ABKHAZIA AT THE PRESENT STAGE
Guchua Ekaterina Borisovna, postgraduate student at chair of Theory and History of State and Law. Place of study: Russian State Social University. E-mail: guchua@rambler.ru
Annotation: With recognition of independence of
Abkhazia the Russian Federation and some other states, there has come an epoch of strengthening and development of independence of the country, a compound which sign of statehood is the sovereignty. The Abkhazian statehood in the development changed the forms and concrete filling, at times weakened to the lowest level and even interrupted, but never disappeared in consciousness of the people.
The recognition of independence of Abkhazia was restoration of historical justice. Existence and development of statehood of Abkhazia at the present stage, demands responsibility in performance of requirements as in observance national and international law.
Keywords: the state and the right, the sovereignty, Abkhazia, Georgia, independence of Abkhazia, the right, system of the right, right branch.
Государственный суверенитет - неотчуждаемое юридическое качество независимого государства, символизирующее его политико-правовую самостоятельность, социальную ценность и юридическую ответственность в международных отношениях. Верховенство государственной власти наравне с подобными государственными властями других государств, правовое равенство всех иных независимых государств и лежит в основе современного международного права,1 хотя имеющая место с современном мире глобализация многих сторон экономической и политико-правовой
1 Моисеев А. А. Суверенитет государства в современном мире. Международно-правовые аспекты. — М., «Научная книга», 2006.
- С. 246.
действительности в отношениях в определенной мере ограничивает полную самостоятельность государств в решении внутренних и внешних задач, стоящих перед каждым в отдельности государством.
А вот в сфере осуществления национального суверенитета, под которым понимается, прежде всего, право этноса на самоопределение2 и развития национального самосознания и культуры, полновластие нации (национальности, народности) определять и выбирать свою государственно-правовую организацию и форму взаимоотношений с другими нациями и их государствами, ограничений нет и быть не должно.
В современных условиях глобализации, расширения взаимных связей между государствами наблюдаются в ряде обстоятельств сильная тенденции к повышению роли наднациональных органов, которым государства частично делегируют свои суверенные права. В этой связи можно говорить о том, что принцип суверенитета, подразумевающий полную независимость одного государства от других, на наш взгляд, претерпел некие метаморфозы, т.к. глобализация в целом способствует изменению и сокращению суверенных полномочий государств, и при этом процесс является двусторонним: с одной стороны, усиливаются факторы международного порядка, требующие общих усилий в решении проблем и тем самым объективно ведут к уменьшению суверенитета стран, а с другой — каждое государство само добровольно и сознательно идет на ограничение своего суверенитета в пользу решения общих задач3.
Так обладает ли Абхазия теперь, в этих сложных условиях государственным суверенитетом? Или она имеет явно ограниченный суверенитет? Ведь на протяжении всей истории государственного строительства существовали государства с т.н. ограниченным суверенитетом, когда государство провозглашало себя независимым, но по причине влияния либо диктата со стороны других государств таковым не являлось. Ограничение суверенитета возможно либо добровольно, либо по принуждению со стороны. Государств, обладавших суверенитетом в абсолютном его значении, было в прошлом (есть и теперь) не так уж много.
Абхазия имеет собственную территорию (8,7 тыс. кв. км.), на которой действуют нормы права, принимаемые законотворческими и правотворческими органами Абхазии (правовые нормы, принятые органами власти Грузии не имеют «хождения»), численность населения ее согласно переписи, проведенной в 2011 году, составила 242 8б2 человек (в том числе около 45 % от общей численности населения составляют абхазцы), территориальные границы Республики Абхазия четко определены и эффективно защищаются. Действует Конституция, принят целый ряд правовых актов, регулирующих отношения во всех сферах жизни абхазского общества. Республика Абхазия состоит из исторических земель Садз, Бзып, Гума, Дал-Цабал, Абжуа, Самырзакан, на которых расположены районы (Гагр-ский, Гудаутский, Сухумский, Гулрыпшский, Очамчыр-ский, Ткуарчалский, Галский) и города (Гагра, Гудаута, Новый Афон, Сухум, Очамчыра, Ткуарчал, Гал).
Руководство республики доказало свою политикоправовую состоятельность как организация, способная
2 Ушаков Н. А. Суверенитет в современном международном праве. — М.: Изд. ИМО, 1963. — С. 192.
3 Гринин Л. Е. Глобализация и национальный суверенитет. История и современность. № 1-2005. - С. 6-31.
4 Информация с официального сайта Президента Республики Абхазия/Ийр://\ммм.аЬкИагІадоу.огд/ги/ргезІ(іеп1/рге88/пе\МБ
5 Статья 4 Конституции Республики Абхазия.
защитить свой народ в условиях постоянной военной угрозы со стороны Грузии, и экономической, политической блокады.
9 сентября 2008 года между Россией и Абхазией состоялось установление дипломатических отношений на уровне посольств. 25 октября 2008 года Президент России Д.А.Медведев Указом назначил Чрезвычайного и Полномочного Посла Российской Федерации в Республике Абхазия. 9 февраля 2009 года Распоряжением Правительства Российской Федерации № 138-р было официально учреждено Посольство Российской Федерации в Республике Абхазия.6
Установлением дипломатических отношений между двумя странами была, несомненно, закрыта еще одна страница «в истории борьбы абхазского народа за возрождение своей государственности и суверенитета», что положило начало современной истории Республики Абхазия - нового субъекта международного права.7 17 мая 2010 г. состоялось торжественное открытие посольства Республики Абхазия в Москве.8 Интересы Абхазии в странах Востока представлены в Сирии, Турции, в Китайской Народной Республике и др.
Признание независимости абхазского государства повлекло за собой и развитие системы права республики. В настоящее время среди международных соглашений Абхазии особое место занимают договоры с Российской Федерацией - первой страной признавшей абхазскую государственность.9
Право Абхазии переживает переходный этап своего развития, ибо происходит отход от социалистического типа права, бывшего в СССР и формирование в обществе рыночных отношений. Исходя из общности юридической практики и принятой рыночной идеологии в континентальной Европе формирующееся право в Республике Абхазия относится к романо-германской правовой семье с учетом того, что влияние на право Абхазии оказывает сближение с правовой системой РФ.
Главными признаками права Республики Абхазия являются:
- нормы права устанавливаются, прежде всего, законодательной властью РА;
- нормативно-правовые акты исполнительной власти, правовой обычай и международный договор также являются источниками абхазского права;
6 Информация с официального сайта Посольства Российской Федерации в Абхазии.// http://www.abkhazia.mid.ru
7 Барциц И.Н. Становление современной абхазской государственности: вызовы, векторы, вопросы. - М.: Рагс, 2009. - С. 67.
8 Информация с сайта http://newsru.com/russia
9 1. Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи между Республикой Абхазия и Российской Федерацией (17сентября 2008 года, г. Москва).
2. Соглашение между Народным Собранием- Парламентом
Республики Абхазия и Советом Федерации Федерального Собрания РФ о межпарламентском сотрудничестве (4 сентября 2008г., г. Москва);
3. Соглашение между Республикой Абхазия и Российской Федерацией о совместных усилиях в охране государственной границы Республики Абхазия (30 апреля 2009 года, г. Москва);
4. Соглашение между Республикой Абхазия и Российской Федерацией о сотрудничестве в военной области (15 сентября 2009 года, г. Москва).
Позднее были достигнуты договоренности по военным и таможенным вопросам - Соглашение между Республикой Абхазия и
Российской Федерацией об объединенной российской базе на территории Республики Абхазия (Москва 17 февраля 2010г), Соглашение между Республикой Абхазия и Российской Федерацией о сотрудничестве и взаимопомощи в таможенных делах (Сухум,
16 октября 2010 г.) и др.
- судебный прецедент и юридическая доктрина используются в практике в толковании правовых норм в качестве факультативных правовых форм;
- имеются как кодифицированные нормативные акты, так и консолидированные; отрасли публичного, частного, материального и процессуального права образуют систему абхазского права, которая формируется с использованием разного рода заимствований из правовых систем других стран.
В Абхазии действуют следующие виды законов:
1) Конституция;
2) конституционные законы;
3) законы РА и законы административнотерриториальных образований Абхазии.
Подзаконные нормативные акты: это указы и распоряжения Президента, положения, распоряжения и приказы министерств, ведомств и служб.
Особое место в системе абхазского права занимает правовой обычай. В жизнедеятельности абхазского народа имеет место в силу неудовлетворенности официальным законодательством (в прошлом). Жизнестойкость института посредничества проявляется в деятельности т.н. примирительных комиссий и Советов старейшин, которые на протяжении веков выполняют функцию буфера между народом и законом».10 По сей день значительна роль морально-этического кодекса (апсуара) в обычном праве абхазов. Но правовой обычай применим в регулировании общественных отношений лишь в случаях, специально предусмотренных законодательством РА.11
Судебный прецедент как источник права в Абхазии не применяется, т.к. правотворчество - прерогатива законодательных органов. Судебный прецедент хотя в практической деятельности судов и имеет место, однако лишь как рекомендации, разъяснения и толкования законодательства, содержащиеся в постановлениях высших судов республики, что способствует формированию единого правопонимания и правоприменения в деятельности правоохранительных органов республики. Решения, постановления и разъяснения высших судов республики носят рекомендательный характер.12
10 Барциц М. Выход из конфликта в традиционном правосознании абхазов // Роль неофициальной дипломатии в миротворческом процессе: Материалы грузино-абхазской конференции. Сочи, 1999. - С.28.
11Правовой обычай применяется, в основном, к отношениям в сфере предпринимательства. Подробнее см.: Гражданский кодекс Республики Абхазия. Часть 1. Принят Народным Собранием -Парламентом Республики Абхазия 28 июня 2006 года. г. Сухум, № 1409-с-Х1У; Закон Республики Абхазия от 21.06.2001 г. №643-с-ХП «Об акционерных обществах» //Сборник законодательных актов Республики Абхазия. Т 17. - С.8.; Закон Республики Абхазия от 17.03.2003 г. № 762-С-Х1У «О Торгово-промышленной палате» // Сборник законодательных актов Республики Абхазия. Т. 20. - С.39; Закон Республики Абхазия «О банках и банковской деятельности» 04.01.1999 г. № 477-с-ХШ // Сборник законодательных актов Республики Абхазия. Т. 10. - С.35.
12 Согласно п. 7 ст. 73 Конституции Верховный суд дает руководящие разъяснения по вопросам судебной деятельности всем судам. При этом при осуществлении правосудия Верховный суд призван обеспечивать правильное и единообразное применение законов. Давать разъяснения по вопросам законодательства Республики Абхазия при рассмотрении гражданских, уголовных административных дел является полномочием пленума Верховного суда Республики Абхазия. Данные разъяснения издаются на основе изучения и обобщения судебной практики, сообщений председателей местных судов о судебной практике по применению законодательства, представлений Генерального прокурора и министра юстиции Республики Абхазия. Конституционный закон «Об Арбитражном суде» определяет, что к его полномочиям относится изучение и обобщение практики применения Арбитражным
Деление права на частное и публичное является характерной чертой для абхазской системы права.
Отрасли публичного права призваны обеспечивать общезначимые (публичные) интересы, т.е. интересы общества, государства в целом (конституционное право, уголовное, уголовно-процессуальное, административное, финансовое, военное), тогда как нормы частного права защищают интересы частных лиц (гражданское право, трудовое, семейное, торговое, предпринимательское, кооперативное и др.).
Частное право представляет собой совокупность правовых норм, охраняющих и регулирующих отношения частных собственников в процессе производства и обмена, их интересы как свободных субъектов рынка.13
Отрасли права Республики Абхазия, относящиеся к публичному праву, сформировались в первую очередь, и они же подверглись значительным, кардинальным изменениям. Это объясняется тем, что Республика Абхазия встала на путь строительства собственной государственности. Нормы публичного и частного права закреплены в законах Республики Абхазия и в кодифицированных правовых актах (кодексах).
Зарождение права в современный период государственно-правовой истории Абхазии началось в 1990 г. в момент принятия Декларации о государственном суверенитете (25 августа 1990 года). Дальнейшее развитие национальное право Абхазии получило с принятием Конституции Республики Абхазия в 1994 году, а также других законов и подзаконных актов. Основной закон Абхазии (Конституция) был принят в 1994 году и состоит из 7 глав: 1 Глава - Основы конституционного строя; 2 глава - Права и свободы человека и гражданина; 3 Глава - Законодательная власть; 4 Глава -Исполнительная власть; 5 Глава - Судебная власть; 6 Глава - Местное самоуправление; 7 Глава - Конституционные поправки и порядок пересмотра Конституции.
Особое место в Конституции отведено правам и свободам человека, которые являются ядром национальной системы права Абхазии. Самую высокую ступень в иерархии прав и свобод человека и гражданина по Конституции РА занимают личные права, ограждающие личность «от незаконного и нежелательного вмешательства в его личную жизнь и внутренний мир, призванные обеспечить существование, своеобразие и автономию личности».14 Конституция РА гарантирует следующие личные права: право на жизнь, личную неприкосновенность, свободу, частную собственность (ст.13). Данные права отмечены как естественные. Кстати, Конституцией РФ частная собственность отнесена к группе экономических прав.15 Таким образом, в Конституции РА закреплено деление права на естественное и позитивное. Можно сказать, что Конституция РА написана в духе Декларации прав человека и гражданина 1789 г. 1
судом законов и иных нормативных правовых актов, регулирующих отношения в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, дача разъяснений по вопросам судебной практики.
13 Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права: учебник. - М.: Юрист, 2004. - С.169.
14 М.Н.Марченко. Теория государства и права. - М.: Зерцало, 2000. - С.319.
15 Статья 35. Конституция Российской Федерации. (Принята всенародным голосованием 12.12.1993)// "Российская газета", N 237, 25.12.1993.
16 Федотов К. Г. История государства и права зарубежных
стран. — Л.: 1977.
Продолжают перечень личных прав право на свободу частной жизни, личную и семейную тайну, защиту чести и достоинства, свободу совести, вероисповедания, творчества, мысли, слова и убеждений (ст.14). Право на неприкосновенность личности детализируется в 15 статье Конституции РА: «никто не может быть подвергнут пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию».17
Конституция Республики Абхазия гарантирует неприкосновенность жилища (ст.20), государственную и судебную защиту прав и свобод личности (ст.21), провозглашает действие принципа презумпции невиновности, согласно которому «обвиняемый считается невиновным, пока его вина не доказана и не установлена вступившим в законную силу судебным приговором. Обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность».18 Право пользоваться помощью адвоката гарантировано в статье 23 Конституции РА. При этом каждое задержанное или заключенное под стражу лицо вправе пользоваться помощью адвоката с момента задержания, заключения под стражу и может не давать показания в отсутствие адвоката. Возможность не давать показаний в отсутствие адвоката не предусмотрена российской Конституцией. Однако она усматривается в статье 51 Основного закона РФ. Однако эта норма имеет ограничения, т.к. может применяться лишь в отношении самого задержанного, его супруга или близких родственников. «Право хранить молчание» в контексте абхазской Конституции распространяется на самый широкий круг лиц (задержанных или заключенных под стражу).
Политические права и свободы, обеспечивающие политическое самоопределение личности, степень ее участия в управлении государством и обществом занимают как бы вторую ступень в иерархии прав человека и гражданина, закрепленной в Конституции РА. В качестве политических прав провозглашены такие права и свободы, как и в Конституции РФ (право на объединение, проведение мирных митингов, собраний, шествий и демонстраций (ст.17)).
В качестве социальных прав Конституция РА закрепляет право на жилище, экономическую свободу и свободу труда, образование и отдых, медицинское обслуживание и социальное обеспечение (ст.19).
Оптимальное взаимодействие государства и личности не мыслится без такой необходимой составляющей правового статуса, как обязанности личности, т.е. правосубъектность, включающую и ответственность. Юридическая обязанность представляет собой меру возможного и должного поведения индивидуальной личности, включающей и выполнение общих, т.е общезначимых социальных и государственных интересов.
Принцип сочетания прав и обязанностей, лежащий в основе норм международного права, получил отражение в Конституции Абхазии и выражен в фиксации положений об обязанностях: платить налоги в установленном законом порядке (ст.29); соблюдать Конституцию и законы Республики Абхазия (ст.30); уважать права и свободы других людей (ст.31); уважать и защищать окружающую среду (ст.32); защищать родину (ст.33).
Уважение прав и свобод других людей для абхазского этноса, и особенно, уважение и почитание старшего
17 Статья 15 Конституции РА.
18 Там же. Статья 22.
поколения было и остается важнейшими принципами поведения.
В Конституции Республики Абхазия определены и законодательные полномочия Парламента Республики Абхазия, состоящего из 35 депутатов, избираемых народом на основе всеобщего, равного и тайного голосования. Срок полномочий Парламента пять лет (т.е. больший, чем был вначале определен Конституцией РФ для депутатов Государственной Думы).
Возник ранее неизвестный законодательству Абхазии институт государственной власти - Президент Республики Абхазия - глава исполнительной власти.19 Президент Абхазии избирается путем проведения выборов на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании сроком на пять лет.
Одновременно с Президентом Республики Абхазия избирается Вице-президент Республики Абхазия. Кандидатуру Вице-президента Республики Абхазия предлагает кандидат в Президенты Республики Абхазия.20 Кабинет Министров - главный орган государственного управления. Он формируется Президентом Республики Абхазия и ему подотчетен.21
Конституция Республики Абхазия предусматривает и третью власть в государстве - судебную власть, что и принято в международном сообществе. Правосудие в Республике Абхазия осуществляется только судом22.
В судебную систему Абхазии входят Верховный Суд Республики Абхазия, являющийся высшим органом судебной власти,23 Арбитражный суд РА и суды общей юрисдикции. Конституционного суда в Абхазии нет, однако судебная реформа, проводимая в настоящее время в республике, предусматривает учреждение этого суда как высшего органа конституционного контроля.
Судопроизводство базируется на принципах состязательности, равноправии сторон и гласности.24
В последующее время от принятия Конституции РА уже возник вопрос о совершенствовании правовой системы республики, включая и нормы конституционного характера. Это было обусловлено возникновением отношений более высокого (международного) уровня. Идея реформирования конституционного законодательства РА возникла в период президентства
B. Г. Ардзинба. В феврале 2004 г. был принят Закон «О порядке принятия и вступления в силу поправок Конституции Республики Абхазия» .25
Указом Президента РА 3 ноября 2005 г. была создана Комиссия по конституционной реформе, целью которой стала выработка предложений по принятию новой Конституции РА. Возглавил работу Комиссии
C. В. Багапш. В состав комиссии вошли высшие должностные лица, политические деятели, научные сотрудники, сотрудники юридического отдела администрации президента РА. Изменения, которые планируется внести в Конституцию РА, позволят сбалансировать полномочия действующих органов власти и укрепить суверенитет республики.
19 Статья 48 Конституции РА.
20 Статья 54 Конституции РА.
21 Там же. Статья 56.
22 Там же. Статья 68.
23 Там же. Статья 73.
24 Там же. Статья 72.
25 Закон «О порядке принятия и вступления в силу поправок Конституции Республики Абхазия» от 2 февраля 2004 г.(Принят Народным Собранием Республики Абхазия, подписан Президентом РА В.Ардзинба 5 февраля 2004 г., г. Сухум, № 858-с-ХІУ).
На современном этапе развития права ведется активная работа по кодификации абхазского законодательства. Весной 2003 года были созданы комиссии по подготовке проектов Уголовного, Уголовнопроцессуального, Гражданского и Гражданско-
процессуального кодексов РА.26
В настоящее время приняты и действуют: Земельный кодекс,27 Кодекс об административных правона-рушениях,28 Таможенный кодекс Республики Абха-зия,29 трудовые правоотношения в республике регулируются Кодексом законов о труде (КЗоТ).30 10 июля 2010 года был принят Семейный кодекс Республики Абхазия.31 Гражданский процесс регулируется Гражданским процессуальным кодексом, принятым 29 июля 2008 года.32 Законом Республики Абхазия «О введении в действие Уголовного кодекса Республики Абха-
33
зия» 2007 года отменены все ранее действовавшие нормативно-правовые акты в области уголовного права 4 (далее УК РА). Уголовно-процессуальный кодекс Абхазии был принят 25 декабря 2007 года.35 В Абхазии также приняты Арбитражный процессуальный кодекс, Налоговый кодекс, Лесной кодекс. Таким образом, нормы абхазского права постепенно упорядочиваются посредством проведения кодификаций.
Систематизация абхазского права проводится также и в форме инкорпорации и консолидации права.
Президентский аппарат в Абхазии дважды в год осуществляет публикацию Свода (Сборников) законодательства Республики Абхазия.36 Первый Сборник законодательных актов Республики Абхазия вышел в свет в 1994 году, и включал законы Республики Абха-
26 Постановление Народного Собрания — Парламента Республики Абхазия от 29.04.2003 г. № 769-С-Х1У «О создании комиссии Народного Собрания Республики Абхазия по подготовке проектов Уголовного и Уголовно-процессуального кодексов Республики Абхазия // Архив Народного Собрания - Парламента Республики Абхазия.
27 Земельный кодекс Республики Абхазия от 7 сентября 1994 года, №135-с.
28 Кодекс Республики Абхазия об административных правонарушениях: Закон Республики Абхазия от 23.08.1995 г. № 222-е // Сборник законодательных актов Республики Абхазия. Т. 4.
29 Таможенный кодекс Республики Абхазия. (Принят Народным Собранием Республики Абхазия 15 декабря 2000 г., подписан президентом РА В.Ардзинба 28 декабря 2000 г., № 594-с-Х111).
30 Кодекс законов о труде Республики Абхазия. (утв. Законом от
28 июня 1973 г.), (с изменениями и дополнениями от 29 ноября 1973 г., 26 ноября 1974 г., 30 июня 1977 г., 17 ноября 1977 г., 31 марта 1980 г., 4 октября 1980 г., 28 мая 1982 г., 21 октября 1983 г., 27 февраля 1985 г., 11 июня 1986 г., 24 июня 1986 г., 29 ноября 1986 г., 19 декабря 1986 г., 3 июля 1987 г., 20 октября 1987 г., 24 марта 1988 г., 6 апреля 1988 г., 15 апреля 1994 г., 29 июня 1998 г.,
29 декабря 2008 г., 19 мая 2010 г.)
31 Семейный кодекс Республики Абхазия. (Принят Народным Собранием - Парламентом Республики Абхазия 10 июля 2009 года, № 2428-С-1У).
32 Гражданский процессуальный кодекс Республики Абхазия. (Принят Народным Собранием - Парламентом Республики Абхазии 29 июля 2008 года, № 2149-с-!У).
33 Закон Республики Абхазия «О введении в действие Уголовного кодекса Республики Абхазия» (Принят Народным Собранием
- Парламентом Республики Абхазия 28 декабря 2006 г., подписан Президентом РА С. Багапш 10 января 2007 г., №_1556 - с - XIV).
34 Уголовный кодекс Республики Абхазия. ( Принят Народным Собранием - Парламентом Республики Абхазия 28 декабря 2006 г., подписан Президентом РА С. Багапш 10 января 2007 г., № 1555 - с - XIV).
35 Уголовно-процессуальный кодекс Республики Абхазия (Принят Народным Собранием - Парламентом Республики Абхазия
25 декабря 2007 г, подписан Президентом РА С. Багапш 30 декабря 2007 г., Сухум), №1947-с-М.
36 Статья 7 Закона Республики Абхазия «О порядке опубликования и вступления в силу законов Республики Абхазия и других актов, принятых Парламентом Республики Абхазия».
зия, постановления Верховного Совета Республики Абхазия, постановления Народного Собрания Республики Абхазия, указы Президента, постановления Кабинета Министров Республики Абхазия, а также приказы Государственного таможенного комитета.
Частью системы права РА являются правовые акты, принятые еще во время существования СССР. До сегодняшнего дня в Республике Абхазия действуют некоторые правовые акты СССР и Грузинской ССР, на основании Закона «О действии законов и иных законодательных актов на территории Абхазии в связи с прекращением существования Союза ССР», принятого в январе 1991 года, если они восполняют пробелы в праве и не нарушают суверенных прав и интересов Абхазии.
Проведенное исследование системы абхазского государства и права на современном этапе позволяет сделать вывод о том, что независимый политикоправовой статус республики укрепляется, а право активно развивается. Главными факторами этого развития являются: во-первых, изменение политико-
правового статуса республики; во-вторых, смена социально-экономической составляющей в связи со становлением и развитием рыночных отношений, предпринимательства, экономики; и, наконец, в-третьих, интеграция республики в мировое политическое пространство.
Список литературы:
Барциц И.Н. Становление современной абхазской государственности: вызовы, векторы, вопросы. - М.: Рагс, 2009.
Барциц М. Выход из конфликта в традиционном правосознании абхазов // Роль неофициальной дипломатии в миротворческом процессе: Материалы грузиноабхазской конференции. Сочи, 1999.
Гражданский кодекс Республики Абхазия. Часть 1. Принят Народным Собранием - Парламентом Республики Абхазия 28 июня 2006 года. г. Сухум, № 1409-с-XIV.
Гражданский процессуальный кодекс Республики Абхазия. (Принят Народным Собранием - Парламентом Республики Абхазии 29 июля 2008 года, № 2149-с-IV).
Гринин Л. Е. Глобализация и национальный суверенитет. История и современность. № 1-2005. .
Моисеев А. А. Суверенитет государства в современном мире. Международно-правовые аспекты. — М., «Научная книга», 2006.
Ушаков Н. А. Суверенитет в современном международном праве. — М.: Изд. ИМО, 1963.
Закон Республики Абхазия от 21.06.2001 г. №643-с-ХП «Об акционерных обществах» //Сборник законодательных актов Республики Абхазия. Т 17.
Закон Республики Абхазия от 23.08.1995 г. № 222-е // Сборник законодательных актов Республики Абхазия. Т. 4.
Закон Республики Абхазия «О введении в действие Уголовного кодекса Республики Абхазия» (Принят Народным Собранием - Парламентом Республики Абхазия 28 декабря 2006 г., подписан Президентом РА С. Багапш 10 января 2007 г., №_1556 - с - XIV).
11.Закон «О порядке принятия и вступления в силу поправок Конституции Республики Абхазия» от 2 февраля 2004 г.(Принят Народным Собранием Республики Абхазия, подписан Президентом РА В.Ардзинба 5 февраля 2004 г., г. Сухум, № 858-с^^).
Закон Республики Абхазия от 17.03.2003 г. № 762-c-XIV «О Торгово-промышленной палате» // Сборник законодательных актов Республики Абхазия. Т. 20.
Закон Республики Абхазия «О банках и банковской деятельности» 04.01.1999 г. № 477-с-ХШ // Сборник законодательных актов Республики Абхазия. Т. 10.
Земельный кодекс Республики Абхазия от 7 сентября 1994 года, №135-с.
Информация с официального сайта Президента Республики Абхазия/ИНр^/адмм.аЬкЬ^адсм.огд/ги /president/press/news
Информация с официального сайта Посольства Российской Федерации в Абхазии.// http://www.abkhazia. mid.ru
Кодекс Республики Абхазия об административных правонарушениях: Конституция Республики Абхазия. -Сухум. Принята 26 ноября 1994 года. № 187-с.
Кодекс законов о труде Республики Абхазия. (утв. Законом от 28 июня 1973 г.)
Конституция Российской Федерации. (Принята всенародным голосованием 12.12.1993)// "Российская газета", N 237, 25.12.1993.
Федотов К. Г. История государства и права зарубежных стран. — Л.: 1977.
Марченко М.Н. Теория государства и права. - М.: Зерцало, 2000.
Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права: учебник. - М.: Юрист, 2004.
Постановление Народного Собрания — Парламента Республики Абхазия от 29.04.2003 г. № 769-c-XIV «О создании комиссии Народного Собрания Республики Абхазия по подготовке проектов Уголовного и Уголовно-процессуального кодексов Республики Абхазия // Архив Народного Собрания - Парламента Республики Абхазия.
Семейный кодекс Республики Абхазия. (Принят Народным Собранием - Парламентом Республики Абхазия 10 июля 2009 года, № 2428-c-IV).
Таможенный кодекс Республики Абхазия. (Принят Народным Собранием Республики Абхазия 15 декабря 2000 г., подписан президентом РА В.Ардзинба 28 декабря 2000 г., № 594-o-XiII).
Уголовный кодекс Республики Абхазия. ( Принят Народным Собранием - Парламентом Республики Абхазия 28 декабря 2006 г., подписан Президентом РА С. Багапш 10 января 2007 г., №_1555 - с - XIV).
Уголовно-процессуальный кодекс Республики Абхазия (Принят Народным Собранием - Парламентом Республики Абхазия 25 декабря 2007 г, подписан Президентом РА С. Багапш 30 декабря 2007 г., Сухум), №1947-с-^.
Literature list:
Bartsits I.N.formation of modern Abkhazian statehood: calls, vectors, questions. - М: RGJS, 2009.
Bartsits M.Vyhod from the conflict in traditional sense of justice абхазов/Zthe Role of informal diplomacy in peacemaking process: Materials of the Georgian-Abkhazian conference. Sochi, 1999.
The Civil code of Republic Abkhazia. A part 1. It is accepted by National Meeting - Republic Abkhazia Parliament on June, 28th, 2006. Suhum, № 1409-with-XThi e Civil remedial code of Republic Abkhazia. (It is accepted by National Meeting - Parliament of Republic of Abkhazia on July, 29th, 2008, № 2149-with-IV).
Grinin L. E. Globalization and the national sovereignty. History and the present. № 1-2005.
Moiseyev A.A. The sovereignty of the state in the modern world. International legal aspects. — M, «The Scientific book», 2006.
Ushakov N.A. The sovereignty in modern international law. — M: I/I3A. /MO, 1963.
The Law of Republic Abkhazia from 21.06.2001 №643-c-Xn «On joint-stock companies»// the Collection of acts of Republic Abkhazia. T 17.
The Law of Republic Abkhazia from 23.08.1995 № 222//the Collection of acts of Republic Abkhazia. T. 4.
The Republic Abkhazia Law «About introduction in action of the Criminal code of Republic Abkhazia» (It is accepted by National Meeting - Republic Abkhazia Parliament on December, 28th, 2006, is signed by President PA S.Bagapsh on January, 10th, 2007, № _1556 - with - XIV).
The law «About an order of acceptance and coming into force of amendments Republic Abkhazia constitutions» from February, 2nd, 2004 (It is accepted National Meeting of Republic Abkhazia, it is signed President PA V.Ardzinba on February, 5th, 2004, Suhum, № 858 s-XIV).
The law of Republic Abkhazia from 17.03.2003 № 762-c-XIV «About to Commercial and industrial chamber»// The Collection of the legislative Republic Abkhazia certificates. T. 20.
The Republic Abkhazia law «About banks and bank activity» 04.01.1999 № 477-WITH-hsh//the Collection Republic Abkhazia acts. T. 10.
The ground code of Republic Abkhazia from September, 7th, 1994, №135-with.
The information from an official site of the President of Republic Abkhazia /http://www.abkhaziagov.org/ru/presi-dent/press/news
The information from an official site of Embassy Russian Federations in Abhazii.//http://www.abkhazia.mid.ru
The Republic Abkhazia code about the administrative Offences: the Republic Abkhazia Constitution. - Suhum. It is accepted on November, 26th, 1994. № 187-with.
The code of laws on Republic Abkhazia work. (The law from On June, 28th, 1973)
The constitution of the Russian Federation. (It is accepted by the national Voting 12.12.1993)// "the Russian newspaper", N 237, 25.12.1993.
Fedotov K.G. History of the state and the right of foreign countries. — L.: 1977.
Marchenko M. N. The state and right theory. - M: Zerzalo, 2000.
Matuzov N.I., Malko A.V. Theory of the state and the right: the textbook. - M: The Lawyer, 2004.
The decision of National Meeting — Parliament Republics Abkhazia from 29.04.2003 № 769-c-XIV «About creation the commissions of National Meeting of Republic Abkhazia on To preparation of projects Criminal and Criminally-remedial Republic Abkhazia codes//Archive of National Meeting - Republic Abkhazia parliament.
The family code of Republic Abkhazia. (It is accepted National Meeting - Republic Abkhazia Parliament on July, 10th 2009 Year, № 2428-c-IV).
The customs code of Republic Abkhazia. (It is accepted National By Republic Abkhazia meeting on December, 15th, 2000, it is signed President PA V.Ardzinba on December, 28th, 2000, № 594-with-XIII).
The Republic Abkhazia criminal code. (It is accepted National Meeting - Republic Abkhazia Parliament on December, 28th 2006, it is signed by President PA S.Bagapsh on January, 10th, 2007, № _1555 - with -XIV).
The Criminally-remedial code of Republic Abkhazia (It is accepted National Meeting - Parliament of Republic Abkhazia 25 December 2007г, it is signed by President РА S.Bagapsh 30 December, 2007, Suhum), №1947-with-IV.
РЕЦЕНЗИЯ
на статью Гучуа Екатерины Борисовны, выполненную на тему: “ Самостоятельная государственность и право Абхазии на современном этапе”
В последнее время в российской научной среде сформировался повышенный интерес к развитию абхазской государственности и права. Немаловажную роль в этом сыграл акт признания независимости этой республики, состоявшийся 28 августа 2008 г. В силу этих обстоятельств, тема, предложенная автором статьи к рассмотрению, является весьма актуальной.
Новизна данной научной статьи выражается в представленном автором кратком сравнительно-правовом анализе абхазской и российской правовых систем. Верно отмечены их сходство и некоторые различия. Весьма детально исследована система абхазского права, выявлены ее особенности. Подчеркнуто значение норм обычного права, которые продолжают регулировать некоторые группы общественных отношений в Абхазии. Комплексный анализ независимого абхазского государства и права позволяет выделить еще один критерий новизны данного исследования, т.к. до настоящего момента подобных научных работ не было.
Исследование абхазского государства и права проводится автором с использованием широкого круга научных методов и принципов познания -диалектического, социологического, исторического, системного, сравнительно-правового и др.
Автор привлекает достаточно широкий круг источников, содержащиеся в работе выводы представляются вполне состоятельными как с теоретической, так и с фактологической точки зрения.
Вывод: научная статья Гучуа Екатерины Борисовны соответствует предъявляемым требованиям и может быть рекомендована к опубликованию.
22.06.2011 г.
Научный руководитель, заведующий кафедрой теории и истории государства и права РГСУ, —5 г
профессор, д.ю.н.
Пахомов Виталий Гаврилович у /Пахомов В.Г./