Научная статья на тему 'РОЛЬ ГЛАВЫ ГОСУДАРСТВА В ОБЕСПЕЧЕНИИ СОБЛЮДЕНИЯ КОНСТИТУЦИИ РЕСПУБЛИКИ АБХАЗИЯ'

РОЛЬ ГЛАВЫ ГОСУДАРСТВА В ОБЕСПЕЧЕНИИ СОБЛЮДЕНИЯ КОНСТИТУЦИИ РЕСПУБЛИКИ АБХАЗИЯ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
69
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КОНСТИТУЦИЯ / ОБЕСПЕЧЕНИЕ / ОХРАНА / СОБЛЮДЕНИЕ / ЗАЩИТА / ПРЕЗИДЕНТ / ГЛАВА ГОСУДАРСТВА / ПОЛНОМОЧИЯ / CONSTITUTION / PROVISION / PROTECTION / OBSERVANCE / PRESIDENT / HEAD OF STATE / POWERS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Цвижба Ханифа Юрьевна

В статье на основе анализа норм и положений Конституции Республики Абхазия рассмотрены основные составляющие элементы статуса Президента РА по обеспечению и соблюдению Конституции. Анализу подлежат полномочия Президента в обеспечении соблюдения Конституции, а также роль Президента как объединяющего начала в системе органов власти по обеспечению соблюдения Конституции

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF THE HEAD OF STATE IN ENSURING COMPLIANCE WITH THE CONSTITUTION OF THE REPUBLIC OF ABKHAZIA

Based on the analysis of the norms and provisions of the Constitution of the Republic of Abkhazia, the article considers the main components of the status of the President of Armenia, to ensure and observe the Constitution. The powers of the President to enforce the Constitution are subject to analysis. As well as the role of the President as a unifying principle in the system of authorities to ensure compliance with the Constitution

Текст научной работы на тему «РОЛЬ ГЛАВЫ ГОСУДАРСТВА В ОБЕСПЕЧЕНИИ СОБЛЮДЕНИЯ КОНСТИТУЦИИ РЕСПУБЛИКИ АБХАЗИЯ»

ЦВИЖБА Ханифа Юрьевна,

аспирант кафедры конституционного и муниципального права Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА) e-mail: Tsvizhba.khanifa@mail.ru

РОЛЬ ГЛАВЫ ГОСУДАРСТВА В ОБЕСПЕЧЕНИИ СОБЛЮДЕНИЯ КОНСТИТУЦИИ РЕСПУБЛИКИ АБХАЗИЯ

Аннотация. В статье на основе анализа норм и положений Конституции Республики Абхазия рассмотрены основные составляющие элементы статуса Президента РА по обеспечению и соблюдению Конституции. Анализу подлежат полномочия Президента в обеспечении соблюдения Конституции, а также роль Президента как объединяющего начала в системе органов власти по обеспечению соблюдения Конституции.

Ключевые слова: Конституция, обеспечение, охрана, соблюдение, защита, Президент, глава государства, полномочия.

TSVIZHBA Hanifa Yurievna,

post-graduate student of the Department of Constitutional and Municipal Law of the Kutafin University (MSAL)

THE ROLE OF THE HEAD OF STATE IN ENSURING COMPLIANCE WITH THE CONSTITUTION OF THE REPUBLIC OF ABKHAZIA

Annotation. Based on the analysis of the norms and provisions of the Constitution of the Republic of Abkhazia, the article considers the main components of the status of the President of Armenia, to ensure and observe the Constitution. The powers of the President to enforce the Constitution are subject to analysis. As well as the role of the President as a unifying principle in the system of authorities to ensure compliance with the Constitution.

Key words: Constitution, provision, protection, observance, protection, President, head of state, powers.

Конституция как особый нормативно-правовой акт, принимаемый в особом порядке, требует особых гарантий действия в целях ее реализаций, охраны и защиты от нарушений. В этой связи как Конституцией, так и законодательством устанавливаются ряд гарантий и определенные механизмы по ее соблюдению и защите.

Деятельность по охране Конституции присуща всем без исключения органам публичной власти. Среди всех органов государственной власти особая роль в обеспечении соблюдения положений Конституции Республики Абхазия и ее охраны принадлежит Президенту, за которым закреплен ряд полномочий по обеспечению данной функций.

Как указывал академик O.E. Кутафин, «основная сущностная характеристика статуса Президента РФ заключается в том, что он, являясь главой государства, сочетает в себе два качества: органа государства и высшего должностного лица. Статус Президента определяется во

всех его законодательно определенных функциях...» [1].

Но в научном пространстве существуют различные точки зрения по поводу того, кто должен обеспечивать соблюдение Конституции. Так, некоторые ученые считают, что данная функция присуща лишь судам. По мнению О.Г. Румянцева, «именно суд, а не чиновник, пусть даже высший, является легитимным гарантом конституционного строя. Иначе охрана Основного закона становится фиктивной» [2]. Л.А. Окуньков определяет, что «это направление деятельности ближе судебным органам, и прежде всего Конституционному Суду» [3].

Данные точки зрения имеют место быть, однако наделение Президента таким статусом не означает ущемление деятельности Конституционного Суда РФ по охране Конституции, а напротив, способствует укреплению правопорядка и охране Конституции.

В отличие, например, от Конституции РФ, в которой за Президентом РФ в ст. 80 Конститу-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 4 • 2019

ПОЛИТИКА И ПРАВО

ции закреплен статус как гаранта Конституции РФ, в Конституции РА отсутствует такое законодательное положение. Однако, несмотря на то что за Президентом РА не закреплен такой статус, системный анализ норм Конституции РА показывает, что Президент РА обладает широкими полномочиями по обеспечению соблюдения Конституции.

Президент занимает особое место в обеспечении соблюдения Конституции, обусловлено это спецификой его статуса, а также местом в системе органов государственной власти. По мнению А.В. Безрукова, «роль Президента как гаранта Конституции, прав и свобод человека и гражданина влекут за собой ответственность главы государства за конституционный правопорядок...» [4].

О конституционно-правовой ответственности за соблюдение Конституции указывает проф. С.А. Авакьян: «Президент несет конституционно правовую ответственность за нарушение Конституции РФ, данной им присяги и иные правонарушения.». При этом профессор также указывает, что положение о конституционно правовой ответственности Президента за нарушение Конституции должна быть закреплена в самой Конституции [5].

Статус президента как главы государства предполагает осуществление иных сопутствующих соблюдению Конституции функций и полномочий. Закрепление за Президентом РА такого статуса подразумевает не только соблюдение им Конституции и конституционного законодательства, но и также, что он обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие иных органов власти в данной области.

Однако проблемы, связанные со статусом президента по осуществлению данной функций, усложняется тем, что отсутствует четкая научная разработанность правовой регламентации данного статуса как в Конституции, так и в иных законодательных актах. Проблема также связана с отсутствием четких ориентиров в определении элементов конституционно-правового статуса президента в реализации данной функций: а именно: основания наступления конституционно-правовой ответственности и виды такой ответственности; а также механизмы взаимодействия с другими органами власти при осуществлении данной функций.

Еще одна проблема, связанная с реализацией данного статуса президента обусловлена частыми нарушениями Конституции со стороны самих органов и должностных лиц государственной власти.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 4 • 2019

Президент Республики Абхазия, являясь главой государства, призван обеспечить Конституции реальность претворения в жизнь конституционно-правовых положений, все это возможно лишь при скоординированном осуществлении иных функций Президента.

Так, согласно п. «а» ст. 53 Конституции РА, Президент РА обеспечивает соблюдение прав и свобод, Конституции и законов Республики Абхазия, ее международных обязательств.

В целях обеспечения соблюдения Конституции РА за Президентом закреплено право обращение в Конституционный суд в целях проверки соответствия конституционности того или иного нормативно-правового акта.

Президент РА является одним из главных субъектов организационно-правового обеспечения соблюдения Конституции РА.

По вопросам изменения текста Конституции РА, согласно ст. 83 Конституции РА, Президент является субъектом права законодательной инициативы по вопросам пересмотра и внесению поправок в Конституцию РА, а также субъектом права законодательной инициативы по принятию конституционных законов и иных нормативно-правовых актов Республики Абхазия. Так, проф. А.М. Осавелюк указывает, что «расширение возможностей верховенства Президента РФ в нормотворческой сфере реально может иметь место и в тех случаях, когда речь идет о выполнении им функции гаранта Конституции...» [6].

Имеет право присутствовать на заседаниях Народного собрания РА.

Так, исходя, из концепций конституционного реформирования, определенные изменения были внесены в гл. 5 и 7 Конституции РА. В 2015 г. был принят Конституционный закон «О судебной власти», в соответствии с которым был учрежден высший судебный орган конституционного контроля - Конституционный суд РА, соответствующие изменения были внесены в другие законодательные акты страны.

Как глава государства. в пределах своих полномочий на основе и во исполнение Конституции, издает акты и распоряжения, имеющие обязательную силу на территории Республики Абхазия (ст. 60 Конституции РА). Вслед за данной статьей закреплено, что в случае противоречия Конституции акты Президента подлежат отмене Конституционным судом. Акты Президента, противоречащие иным законам, подлежат отмене Верховным судом РА (ст. 61).

Касаемо права законодательной инициативы и участия в законодательном процессе, посредством которого возможно приведение

законодательства страны в соответствие с Конституцией РА, подписание и обнародование законов, - ст. 45 Конституции РА.

По вопросам осуществления контроля Президент наделен правом отмены актов министерств и ведомств, глав исполнительной власти городов и районов, а также органов местного самоуправления в случае противоречия этих актов Конституции и законодательству РА - п. 18 ст. 53, п. 18 Конституции РА).

Президент как глава государства задает вектор развития государственности Республики Абхазия на основе принципов и норм Конституции РА. В этой связи одной из функций Президента как главы государства является обращение к Народному собранию с ежегодными посланиями, в которых находят отражения не только основные направления внутренней и внешней политики страны, но и нынешнее состояние конституционного развития страны.

Так, в конце 2015 г. Президент Республики Абхазия. выступая перед Народным собранием с ежегодным посланием, указал на неэффективность государственного управления. В качестве одной из причин, которая способствует неэффективности государственного управления, Президент назвал недостаточный контроль над исполнением указов, поручений и различных государственных решений.

В своем ежегодном послании Президент отметил, что зачастую законы остаются на бумаге. Главной причиной этому Президент назвал деятельность Правительства РА, которое не принимает само и не обеспечивает принятие органами исполнительной власти подзаконных правовых актов, без которых невозможно претворить в жизнь законы.

В этой связи было поручено Правительству РА провести инвентаризацию всех действующих законов на предмет выявления отсутствия подзаконных актов.

Деятельность Президента РА заключается не только в обеспечении соблюдения Конституции, но и в том, что он сам должен соблюдать Конституцию РА. Так, согласно ст. 51, вступая в свою должность, Президент РА приносит присягу, в котором обязуется соблюдать и защищать Конституцию РА. Принесение присяги обязы-

вает присутствие представителей высших органов государственной власти - парламентариев, Председателя Конституционного суда РА и иных должностных лиц, что указывает на то, какая ответственность лежит на главе государства.

Таким образом, Президент РА, обладая статусом главы государства, наделен широкими полномочиями по охране Конституции РА.

Список литературы:

[1] Кутафин O.E. Глава государства. - M., 2012. - С. 7.

[2] Независимая газ. - 1994. - 4 марта.

[3] Конституционное законодательство России. - M.: «Городец - Формула права», 1999.

- С. 142.

[4] Безруков А.В. Президент Российской Федерации в механизме обеспечения единства государственной власти и правопорядка// Вестник Генеральной прокуратуры Российской Федерации. - 2015. - M 4. - С. 22 - 29.

[5] Авакьян С.А. Проекты законов о поправках к Конституции РФ // Конституционное и муниципальное право. - 2013. - M 2. - С. 20

- 25.

[6] Oсaвeлюк А^. Проблема определения правового статуса высших органов государственной власти в СССР и России // Lex Russica. -2016. - M 3(112). - С. 121 - 130.

Список литературы:

[1] Kutafin O.E. Glava gosudarstva. - M., 2012. - S. 7.

[2] Nezavisimaya gaz. - 1994. - 4 marta.

[3] Konstitucionnoe zakonodatel'stvo Rossii.

- M.: «Gorodec - Formula prava», 1999. - S. 142.

[4] Bezrukov A.V. Prezident Rossijskoj Fed-eracii v mekhanizme obespecheniya edinstva gosu-darstvennoj vlasti i pravoporyadka// Vestnik General'noj prokuratury Rossijskoj Federacii. -2015. - M 4. - S. 22 - 29.

[5] Avak'yan S.A. Proekty zakonov o popravkah k Konstitucii RF // Konstitucionnoe i municipal'noe pravo. - 2013. - M 2. - S. 20 - 25.

[6] Osavelyuk A.M. Problema opredeleniya pravovogo statusa vysshih organov gosudarstven-noj vlasti v SSSR i Rossii // Lex Russica. - 2016. -M 3(112). - S. 121 - 130.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 4 • 2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.