Научная статья на тему 'РОЛЬ НАЛОГОВЫХ ПЛАТЕЖЕЙ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ ДОХОДНОЙ ЧАСТИ МЕСТНЫХ БЮДЖЕТОВ'

РОЛЬ НАЛОГОВЫХ ПЛАТЕЖЕЙ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ ДОХОДНОЙ ЧАСТИ МЕСТНЫХ БЮДЖЕТОВ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
296
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
НАЛОГИ / БЮДЖЕТ / МУНИЦИПАЛЬНЫЕ ОБРАЗОВАНИЯ / ДОХОДЫ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Игнатенко В.А.

В данной статье рассмотрен процесс формирования доходной части местных бюджетов. Изучена нормативная правовая база регулирования налоговых платежей, а также механизм формирования налоговых платежей. Исследование показало, что политика органов местного самоуправления играет регулирующую роль при формировании части местных бюджетов. Изучены проблемы налоговых платежей при формировании доходной части местных бюджетов. Выявлено, что высокая степень централизации бюджетной системы приводит к проблеме наполняемости местных бюджетов. Решается проблема поиска резервов для пополнения доходной части местных бюджетов. Оценены способы совершенствования механизма формирования налоговых платежей и приведены примеры повышения роли налоговых платежей при формировании местного бюджета. Данные меры могли бы урегулировать грамотную финансовую политику, направленную на стабилизацию производства и обеспечение экономического роста муниципального образования, а также его социально-экономическое развития муниципальных образований.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF TAX PAYMENTS IN THE FORMATION OF THE REVENUE SIDE OF LOCAL BUDGETS

This article discusses the process of forming the revenue side of local budgets. The regulatory legal framework for the regulation of tax payments, as well as the mechanism for the formation of tax payments, has been studied. The study showed that the policy of local governments plays a regulatory role in the formation of a part of local budgets. The problems of tax payments in the formation of the revenue part of local budgets are studied. It is revealed that a high degree of centralization of the budget system leads to the problem of filling local budgets. The problem of finding reserves to replenish the revenue side of local budgets is being solved. The ways of improving the mechanism of formation of tax payments are evaluated and examples of increasing the role of tax payments in the formation of the local budget are given. These measures could regulate a competent financial policy aimed at stabilizing production and ensuring the economic growth of the municipality, as well as its socio-economic development of municipalities.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ НАЛОГОВЫХ ПЛАТЕЖЕЙ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ ДОХОДНОЙ ЧАСТИ МЕСТНЫХ БЮДЖЕТОВ»

Основной трудностью количественного финансового анализа является сама процедура математического моделирования. Понимая суть финансовой операции, пользователи зачастую не могут сопоставить ей адекватную математическую модель.

Таким образом, можно сделать вывод, что без финансовых расчетов было бы сложно работать банкирам и финансистам, так как сложные поставленные задачи решаются именно, с помощью логики финансовых расчетов.

Источники:

1. Цымбаленко С.В. Финансовые вычисления: учебное пособие / С.В.Цымбаленко, Т.Т. Цымба-ленко. - М.: Финансы и статистика, 2018. - 160 с.

2. Морошкин В.А. Практикум по финансовому менеджменту: технология финансовых расчётов с процентами: учебное пособие / В.А. Морошкин,А.Л. Ломакин. - М.: Финансы и статистика, 2019. - 112 с.

3. Ковалев, В. В. Курс финансовых вычислений: учебник / В. В. Ковалев, В.А. Уланов. - 2-е изд. - М.: Финансы и статистика,2019. - 560 с.

References:

1. Tsymbalenko S.V. Financial calculations: Textbook / S.V.Tsymbalenko, T.T. Tsymbalenko. - M.: Finance and Statistics, 2018. - 160 p.

2. Moroshkin V.A. Practicum on financial management: technology of financial calculations with interest: Textbook / V.A. Moroshkin, A.L. Lomakin. - M.: Finance and Statistics, 2019. - 112 p.

3. Kovalev, V. V. Course of financial calculations: textbook /V. V. Kovalev, V.A. Ulanov. - 2nd ed. -M.: Finance and Statistics, 2019. - 560 p.

DOI: 10.24412/2304-6139-2022-48-1-428-433

ВА. Игнатенко - казначей Управления Федерального казначейства по г. Москва, v.ignatenko00@mail.ru,

V.A. Ignatenko - treasurer of the Federal Treasury Department in Moscow.

РОЛЬ НАЛОГОВЫХ ПЛАТЕЖЕЙ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ ДОХОДНОЙ ЧАСТИ МЕСТНЫХ БЮДЖЕТОВ THE ROLE OF TAX PAYMENTS IN THE FORMATION OF THE REVENUE SIDE OF LOCAL BUDGETS

Аннотация. В данной статье рассмотрен процесс формирования доходной части местных бюджетов. Изучена нормативная правовая база регулирования налоговых платежей, а также механизм формирования налоговых платежей. Исследование показало, что политика органов местного самоуправления играет регулирующую роль при формировании части местных бюджетов. Изучены проблемы налоговых платежей при формировании доходной части местных бюджетов. Выявлено, что высокая степень централизации бюджетной системы приводит к проблеме наполняемости местных бюджетов. Решается проблема поиска резервов для пополнения доходной части местных бюджетов. Оценены способы совершенствования механизма формирования налоговых платежей и приведены примеры повышения роли налоговых платежей при формировании местного бюджета. Данные меры могли бы урегулировать грамотную финансовую политику, направленную на стабилизацию производства и обеспечение экономического роста муниципального образования, а также его социально-экономическое развития муниципальных образований.

Abstract. This article discusses the process of forming the revenue side of local budgets. The regulatory legal framework for the regulation of tax payments, as well as the mechanism for the formation of tax payments, has been studied. The study showed that the policy of local governments plays a regulatory role in the formation of a part of local budgets. The problems of tax payments in the formation of the revenue part of local budgets are studied. It is revealed that a high degree of centralization of the budget system leads to the problem of filling local budgets. The problem of finding reserves to replenish the revenue side of local budgets is being solved. The ways of improving the mechanism of formation of tax payments are evaluated and examples of increasing the role of tax payments in the formation of the local budget are given. These measures could regulate a competent financial policy aimed at stabilizing production and ensuring the economic growth of the municipality, as well as its socio-economic development of municipalities.

Ключевые слова: налоги, бюджет, муниципальные образования, доходы. Keywords: taxes, budget, municipalities, incomes.

Структура местного бюджета состоит из доходной и расходной части. Доходная часть местного бюджета обеспечивается за счет налоговых и неналоговых поступлений и части прибыли предприятий, которые являются собственностью муниципалитета, а также за счет дотаций и субсидий из федерального бюджета. В результате местные налоги имеют цель, которая заключается в обеспечении стабильных поступлений в полном объеме на определенной территории. Местный бюджет содержит наибольшее количество налоговых поступлений, служащие как источник формирования бюджета и оказывающие значительное влияние на развитие социальной инфраструктуры региона.

В результате стимулирования экономической деятельности можно достигнуть рост налоговых доходов бюджетов муниципальных образований. Данная мера позволяет решить множество проблем социально-экономического характера на уровне региона или муниципального образования. Следовательно, важным инструментом для реализации экономической активности и муниципального образования, является исполнение эффективной налоговой политики.

Невозможно, не отметить одну из важных проблем экономического развития государства. «Недостаток поступлений в местные бюджеты муниципалитетов, в том числе налоговых платежей. Можно отметить, что местные налоги, которые формируют доходную часть местных бюджетов, устанавливаются решениями представительных органов муниципалитета, но не выше нормы, установленной в Налоговом кодексе, и взимаются на подведомственной им территории» [2]. В результате образования бюджета муниципального образования доходная часть местного бюджета содержит незначительную долю местных налогов. Однако, местные налоги обеспечивают регулирующую, стимулирующую и фискальную роль в формировании местных бюджетов [6]. Рассмотрим структуру доходов местных бюджетов и роль налоговых и неналоговых платежей в формировании доходов местных бюджетов (таблица 1).

Таблица 1 - Структура доходов местных бюджетов на 2020-2021 гг. [7]

Наименование показателя Исполнено на 01.01.2020 Исполнено на 01.01.2021 Изменение

млрд руб. млрд руб. млрд руб. удельный вес, % абсолютное, млрд руб. относительное, %

Доходы, всего 4 722,8 100,00 5 049,9 100,00 327,1 106,9

Налоговые доходы 1 340,7 28,39 1 404,5 27,81 63,8 104,8

Неналоговые доходы 267,0 5,65 242,7 4,81 -24,3 90,9

Безвозмездные поступления 3 115,1 65,96 3 402,0 67,37 286,9 107,1

В результате проведенного анализа можно сделать вывод, что за анализируемый период наблюдется нестабильность поступлений местных доходов. В 2020 году поступило 4 722,8 млрд руб., то в 2021 году поступило 5 049,9 млрд. руб., следовательно, в 2021 году сумма поступлений увеличилась, по сравнению с 2020 годом на 327,1 млрд. руб. или 106,9 %. Однако, удельный вес в общем объеме поступлений налоговых доходов, в 2021 году, в сравнении с 2020 годом, уменьшился на 0,58 %. Удельный вес неналоговых поступлений за анализируемый период снизился на 0,84 %. Безвозмездные поступления в структуре бюджетов муниципальных образований занимают наибольший удельный вес, их доля за анализируемый период составляет около 65 % от общей суммы доходов муниципальных образований.

Рассмотрим динамику налоговых и неналоговых доходов местных бюджетов за 20152019 года (рисунок 1).

Рисунок 1 - Динамика исполнения доходов местных бюджетов за 2017-2021 гг.

Таким образом, налоговые доходы имеют тенденцию к увеличению за весь анализируемый период - с 1 122,9 млрд руб. в 2017 году до 1754,7 млрд руб. в 2021 году. Однако, наблюдается уменьшение неналоговых доходов за весь анализируемый период - с 269,9 млрд руб. в 2017 году до 242,7 млрд руб. 2021 году. Также, следует отметить, что наблюдается рост межбюджетных трансфертов от других бюджетов бюджетной системы и других безвозмездных поступлений с 1 112,0 млрд руб. в 2017 году до 1 754,7 млрд руб. в 2021 году.

Можно отметить, темп роста налоговых поступлений федерального бюджета существенно превышают темп роста налоговых поступлений муниципального образования (таблица 2). Так, сумма налоговых поступлений федерального бюджета имеет темп роста 115 %, тогда как темп роста налоговых поступлений в муниципальные образования составил 104,8 %. Это говорит о том, что «система местного налогообложения менее развитая область в налоговой системе и имеет низкую регулирующую и фискальную роль местных налогов» [5]. Механизм местного налогообложения имеет слабую тенденцию развития, что подтверждает неэффективное администрирование местных налогов.

Таблица 2 - Роль местных налогов в формировании доходов бюджетов, за 2020-2021 гг. [7]

Показатель 2020 год 2021 год Темп роста 2021 г. к 2020 г., %

Налоговые доходы федерального бюджета, (млрд руб.) 18 247,4 (прогноз) 20 985,8 115,0

Налоговые доходы муниципальных образований, (млрд. руб.) 1 340,7 1 404,5 104,8

НДФЛ 850,3 907,2 106,7

ЕНВД 64,9 51,8 79,8

Налог по патенту 7,8 7,8 100,0

ЕСХН 15,6 15,2 97,4

Земельный налог, (млрд руб.) 164,8 161,5 98,0

Налог на имущество физических лиц, (млрд руб.) 47,6 52,7 110,7

Акцизы на нефтепродукты 41,8 39,7 94,9

Местные налоги (млрд руб.) 212,4 214,2 100,8

Доля местных налогов в общем объеме налоговых доходов консолидированного бюджета РФ, % 0,9 1,0 -

Доля местных налогов в общем объеме налоговых доходов местных бюджетов РФ, % 15,8 15,3 -

Однако, на увеличение налоговых поступлений в муниципальные образования повлияло значительное увеличение поступлений по НДФЛ на 6,7 % и налога на имущества физических лиц на 10,7 %. Если рассматривать земельный налог и налог на имущество физических лиц, как основной источник налоговых доходов местных бюджетов, то наблюдается их низкая роль в формировании доходов соответствующих бюджетов. В целях увеличения роли местных налогов необходимо грамотно формировать местный бюджет, к тому же обращать

внимание на проблемы, связанные с организацией налогооблагаемой базой, и низкого уровня эффективности системы администрирования местных налогов.

Для выявления основных причин низкого уровня поступлений налоговых доходов в местный бюджет, рассмотрим структуру доходов местных бюджетов в 2021 году (рисунок 2).

■ налог на доходы физическихлиц земельный налог

■ налог на имущество физических лиц

■ акцизы на нефтепродукты ЕНВД

■ налог по патенту

■ Другие налоги

Рисунок 2 - Структура налоговых доходов местных бюджетов в 2021 году

Наибольший удельный вес в структуре доходов местных бюджетов занимает налог на доходы физических лиц. Следует отметить, что «поступления от НДФЛ зависят от места учета работодателя, поскольку сумма налога, исчисленная и удержанная налоговым агентом, уплачивается в бюджет по месту учета налогового агента в налоговом органе. Получается, что не все муниципальные образования могут получить доходы от таких налогов» [1]. Рассмотрим графическое изменение доходов от местных налогов по отношению к налоговым доходам муниципальных образований (рисунок 3).

1 600,0 1 400,0 1 200,0 1 000,0 S00,0 600,0 400,0 200,0 0,0

IMII

2017 год 2013? год 2019 год 2020 год 2021 год

налоговые доходы муниципальных образований > долп местных налогов к налоговым доходам муниципальных образований

16,5

18,0

17,5

17,0

16,5

16,0 ¿?

15,5

15,0

14,5

14,0

13,5

Рисунок 3 - Налоговые доходы муниципальных образований и доля доходов от местных налогов в 2017-2021 гг.

Данный анализ показал, что доля местных налогов за анализируемый период уменьшается с 18,0 % в 2017 г. до 15,3 % в 2021 г. На уменьшенный темп роста местных налогов повлияло снижение земельного налога на 2 %, основной причиной которого является с рост задолженности из-за несвоевременной уплаты налога. А также снижение поступлений по ЕНВД на 20,1 %, по ЕСХН на 2,6 % повлияли на уменьшение поступлений налоговых доходов в местные (таблица 2).

«В результате дефицита местного бюджета и нестабильности денежных поступлений, проблемы формирования поступлений местных бюджетов являются актуальным на протяжении многих лет в РФ. В настоящее время, только около 10 % субъектов являются самообеспеченными, а остальной процент субъектов получают дотации из федерального бюджета, что сказывается на нестабильности формирования доходно части местного бюджета» [3].

Исходя из международного опыта, можно отметить, что в результате формирования налоговых поступлений в местные бюджеты, формируется налоговая самостоятельность органов местного самоуправления. «Местные налоги многих зарубежных стран характеризу-

ются множественностью и регрессивностью. Так, например, во Франции, отмечается более 50 различных видов местных налогов, в Италии - свыше 70, в Бельгии - около 100» [4]. В то время как в Российской Федерации налоговая система имеет два налога - земельный налог и налог на имущество физических лиц.

Однако, можно отметить, что органы местной власти, могут устанавливать на определенной территории, которая им подведомственна, такие местные налоги, как:

- налог на рекламу;

- налог на перепродажу автомобилей, вычислительной техники и персональных компьютеров;

- налог на содержание жилищного фонда и объектов социально культурной сферы.

Ставки данных налогов утверждаются органами власти местного самоуправления.

А также поступления по налогам, по решению районных или городских органов, зачисляются в городские бюджеты, либо в районные бюджеты районов.

Так же, можно отметить, что «налоги в западных странах на местном уровне занимают важную роль в бюджетной системе, потому что взимаются, в том числе и в качестве надбавок к общегосударственным налогам. В европейских странах сумма налоговых платежей по местным налогам составляет от 30 до 60 % доходов муниципальных бюджетов. Так, например, в США - свыше 60 %» [4]. В то время как в России удельный вес местных налогов от общих доходов местных бюджетов в 2019 г. составил 15,8 %. В результате, можно сказать, что в России действует налоговая система муниципального образования слабо развитая, что подтверждает низкий уровень налоговой политики и роли местных налогов. В целях улучшения стабильности бюджета муниципального образования используют программно-целевой метод - разработку муниципальных целевых программ на повышение эффективности собираемости налоговых и уменьшение налоговой задолженности перед бюджетом.

Программа целевого назначения содержит основные направления улучшения системы сбора налогов в местный бюджет. Следовательно, существует возможность решения проблемы обеспечения муниципальных бюджетов достаточным финансированием за счет налоговых источников. При этом, каждому муниципальному образованию присуще индивидуальное развитие, с использованием интересов налогоплательщиков и получателей налогов, которое приведет к рациональному развитию и создаст необходимые условия для формирования и развития муниципального образования.

Местные налоги позволяют обеспечить социальную защиту граждан, в том числе позволяют снизить уровень неравенства налогообложения доходов различных слоев населения. То есть, уровень занятости граждан зависит от спроса, следовательно, органы местного самоуправления должны обеспечивать снижение налогов. Так, доход будет увеличиваться, как и спрос на товары и услуги. Таким образом, это приведет к стимулированию инвестиций, которые ведут к увеличению доходов и занятости через механизм мультипликатора.

Так же, «для увеличения роли налоговых платежей при формировании местного бюджета, целесообразно рассмотреть следующие изменения:

- развитие имущественного налогообложения;

- повышение роли и значения земельного налога и налога на имущества физических лиц, потому что их доля является незначительной;

- прикрепление за муниципальными бюджетами доли отчислений налога на прибыль;

- повышения контроля регистрации объектов недвижимости исполнительными органами власти, а также упорядочивание процесса оценки налогооблагаемой базы по местным налогам с учетом особенностей объектов;

- увеличение перечня местных налогов за счет налога на доходы физических лиц с уплатой налога по месту жительства налогоплательщика;

- утверждение транспортного налога за муниципальными образованиями по нормативу 100 %, так как строительство, содержание транспортных сооружений приходится на полномочия городских округов, муниципальных районов, за исключением дорог общего пользования федерального и регионального значения».

Следовательно, для устойчивого развития муниципальных образований требуется стабильный рост доходной базы муниципалитета, что решит многие проблемы местного самоуправления в России. Сосредоточение финансовых ресурсов, с помощью привлечения дополнительных местных налогов в бюджет, позволит органам представительной власти муниципального образования иметь финансовую базу для реализации местных полномочий. Формирование бюджета с учетом увеличения доходной части с помощью вышеперечисленных мер, позволит муниципальным образованиям в полной мере выполнять финансово-хозяйственную самостоятельность на социально-экономическое развитие муниципалитета.

Источники:

1. Арланова О.И., Зотиков Н.З., Львова М.В. Местные бюджеты: проблемы формирования // Вестник Евразийской науки. - 2019. - №5. С. 7-25.

2. Величенко А.В. Роль местных бюджетов и муниципальных органов власти в управлении развитием социальной инфраструктуры региона // Актуальные вопросы хозяйственной практики. - 2020. - № 1. - С. 37-44.

3. Иманшалиева М.М. Проблемы и перспективы повышения фискальной роли местного налогообложения // Налоги и налогообложение. - 2019. - №1. - С. 7-24.

4. Нехайчук Ю.С., Нехайчук Д.В. Зарубежный опыт оптимизации дефицита бюджета муниципальных образований // Международный научный журнал «Инновационная наука». - 2017. -№ 03-1. С. 197-202.

5. Пансков В.Г. Проблемы и перспективы развития системы обязательных платежей // Финансы, 2019. - № 12. - С.23-28 — Текст: электронный // Электронная библиотека Финансового университета [сайт]. - URL:http://elib.fa.ru/art2019/bv3301.pdf (дата обращения: 20.01.2022).

6. Солодовникова У.Н., Мищенко А.В. Роль местных налогов и сборов в формировании местных бюджетов Российской Федерации // Евразийский Союз Ученых (ЕСУ). - 2018. - №5. - С. 51-55.

7. Данные об исполнении местных бюджетов в Российской Федерации на 01.01.2022. [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL https://www.minfin.ru/common/upload/library/2021/02/ main/Dannye_ob_ispolnenii_mestnykh_budzhetov_RF_-_01.01.2022.pdf (дата обращения 14.02.2022).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Официальные данные сайта ФНС РФ: www.nalog.ru. URL: http://www.nalog.ru/nal_statistik/ statistic/budjet/ (дата обращения 12.02.2022).

References:

1. Arlanova O.I., Zotikov N.Z., Lvova M.V. Local budgets: problems of formation // Bulletin of Eurasian Science. - 2019. - No.5. pp. 7-25.

2. Velichenko A.V. The role of local budgets and municipal authorities in managing the development of social infrastructure in the region // Actual issues of economic practice. - 2020. - No. 1. - pp. 37-44.

3. Imanshalieva M.M. Problems and prospects of increasing the fiscal role of local taxation // Taxes and taxation. - 2019. - No. 1. - pp. 7-24.

4. Nekhaychuk Yu.S., Nekhaychuk D.V. Foreign experience in optimizing the budget deficit of municipalities // International scientific journal "Innovative Science". - 2017. - No. 03-1. pp. 197-202.

5. Panskov V.G. Problems and prospects of development of the mandatory payments system // Finance, 2019. - No. 12. - pp.23-28 - Text: electronic // Electronic Library of the Financial University [website]. - URL:http://elib.fa.ru/art2019/bv3301.pdf (accessed: 20.01.2022).

6. Solodovnikova U.N., Mishchenko A.V. The role of local taxes and fees in the formation of local budgets of the Russian Federation // Eurasian Union of Scientists (ESU). - 2018. - No.5. - pp. 51-55.

7. Data on the execution of local budgets in the Russian Federation as of 01.01.2020. [electronic resource]. Access mode: URL https://www.minfin.ru/common/upload/library/2020/05/main/ Dannye_ob_ispolnenii_mestnykh_budzhetov_RF_-_01.01.2020.pdf (accessed 10.01.2022).

8. Official data of the website of the Federal Tax Service of the Russian Federation: www.nalog.ru . URL: http://www.nalog.ru/nal_statistik/statistic/budjet / (accessed 12.02.2022).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.