Научная статья на тему 'Роль мыслителей Востока в развитии музыковедческой науки(арабо-персидский регион эпохи Средневековья)'

Роль мыслителей Востока в развитии музыковедческой науки(арабо-персидский регион эпохи Средневековья) Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
учёные-энциклопедисты / арабо-персидский регион / восточный Ренессанс / аль-Кинди / аль-Фараби / Ибн Сина / Абдуррахман Джами / музыкальное искусство и наука / методология / преемственность. / encyclopedia scholars / Arab-Persian region / Eastern Renaissance / al-Kindi / al-Farabi / ibn Sina / Abdurrahman Jami / musical art and science / methodology / continuity.

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Кулапина Ольга Ивановна

Публикуемая статья даёт читателю обобщённое представление о музыкально-теоретической деятельности учёных-энциклопедистов эпохи восточного Возрождения, среди которых выделяются имена аль-Кинди, аль-Фараби, Ибн Сины, позднее Абдуррахмана Джами. Тем самым сравнительно новая информация хотя бы отчасти позволит заполнить пробел, существующий в отечественном музыкознании, обогатив его недостающими сведениями о деятельности энциклопедистов.Кроме того, материал работы дополнит новыми теоретическими и историческими данными такие музыковедческие дисциплины, как «Музыкально-теоретические системы», «Методология музыкознания», «Музыкальные культуры народов мира» (его можно использовать в виде лекций). В условиях объединения двух методологических векторов — обобщения и конкретизации — в статье функционируют теоретический и эмпирический аспекты исследования, а сравнительный контекст позволяет контурно показать развитие музыкальной науки в данном регионе. В выводах говорится о выдающейся роли аль-Фараби в развитии науки о музыке. Именно его можно назвать первым музыковедом-методологом Востока, осмыслившим музыкальную науку и высоко поднявшим планку научной деятельности музыковеда. Основной раздел дополнен(в хронологическом порядке) именами восточных учёных, оставивших неоценимый след в истории мировой культуры и преемственно развивших древнегреческую науку о музыке (см. Приложение).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Role of Eastern Thinkers in the Development of Musicology (Mediaeval Arab-persian Region)

The article provides a generalized idea of the musical and theoretical activities of the scholars-encyclopedists of the Eastern Renaissance, among whom the names of al-Kindi, al-Farabi, Ibn Sina, and later Abdurrahman Jami stand out. The relatively new information will enrich Russian musicology with the missing information about the activities of encyclopedists. In addition, the material of the work can supplement such musicological disciplines as «Music-theoretical systems», «Methodology of Musicology», «Musical cultures of the peoples of the world» with new theoretical and historical data. The theoretical and empirical aspects of the study function in the article in the context of combining two methodological vectors — generalization and concretization. The comparative context allows outlining the development of music science in this region. The conclusions refer to al-Farabi’s outstanding role of in the development of musical science. It is he who can be called the first musicologist-methodologist of the East, who comprehended the musical science and raised the bar of the scientific activity of the musicologist high. The main section is supplemented with the list of Eastern scientists who left an invaluable mark in the history of world culture and successively developed the ancient Greek science of music (see Appendix).

Текст научной работы на тему «Роль мыслителей Востока в развитии музыковедческой науки(арабо-персидский регион эпохи Средневековья)»

Кулапина Ольга Ивановна, доктор искусствоведения, кандидат философских наук, профессор кафедры теории музыки и композиции Саратовской государственной консерватории имени Л. В. Собинова

Kulapina Olga Ivanovna, Dr. Sci. (Arts), PhD (Philosophy), Professor at the Department of Music Theory and Composition of the Saratov State Conservatoire named after L. V. Sobinov

E-mail: kulapin@rambler.ru

РОЛЬ МЫСЛИТЕЛЕЙ ВОСТОКА В РАЗВИТИИ МУЗЫКОВЕДЧЕСКОЙ НАУКИ (АРАБО-ПЕРСИДСКИЙ РЕГИОН ЭПОХИ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ)

Публикуемая статья даёт читателю обобщённое представление о музыкально-теоретической деятельности учёных-энциклопедистов эпохи восточного Возрождения, среди которых выделяются имена аль-Кинди, аль-Фараби, Ибн Сины, позднее Абдуррахмана Джами. Тем самым сравнительно новая информация хотя бы отчасти позволит заполнить пробел, существующий в отечественном музыкознании, обогатив его недостающими сведениями о деятельности энциклопедистов. Кроме того, материал работы дополнит новыми теоретическими и историческими данными такие музыковедческие дисциплины, как «Музыкально-теоретические системы», «Методология музыкознания», «Музыкальные культуры народов мира» (его можно использовать в виде лекций). В условиях объединения двух методологических векторов — обобщения и конкретизации — в статье функционируют теоретический и эмпирический аспекты исследования, а сравнительный контекст позволяет контурно показать развитие музыкальной науки в данном регионе. В выводах говорится о выдающейся роли аль-Фараби в развитии науки о музыке. Именно его можно назвать первым музыковедом-методологом Востока, осмыслившим музыкальную науку и высоко поднявшим планку научной деятельности музыковеда. Основной раздел дополнен (в хронологическом порядке) именами восточных учёных, оставивших неоценимый след в истории мировой культуры и преемственно развивших древнегреческую науку о музыке (см. Приложение).

Ключевые слова: учёные-энциклопедисты, арабо-персидский регион, восточный Ренессанс, аль-Кинди, аль-Фараби, Ибн Сина, Абдуррахман Джами, музыкальное искусство и наука, методология, преемственность.

THE ROLE OF EASTERN THINKERS IN THE DEVELOPMENT OF MUSICOLOGY (MEDIAEVAL ARAB-PERSIAN REGION)

The article provides a generalized idea of the musical and theoretical activities of the scholars-encyclopedists of the Eastern Renaissance, among whom the names of al-Kindi, al-Farabi, Ibn Sina, and later Abdurrahman Jami stand out. The relatively new information will enrich Russian musicology with the missing information about the activities of encyclopedists. In addition, the material of the work can supplement such musicological disciplines as «Music-theoretical systems», «Methodology of Musicology», «Musical cultures of the peoples of the world» with new theoretical and historical data. The theoretical and empirical aspects of the study function in the article in the context of combining two methodological vectors — generalization and concretization. The comparative context allows outlining the development of music science in this region. The conclusions refer to al-Farabi's outstanding role of in the development of musical science. It is he who can be called the first musicologist-methodologist of the East, who comprehended the musical science and raised the bar of the scientific activity of the musicologist high. The main section is supplemented with the list of Eastern scientists who left an invaluable mark in the history of world culture and successively developed the ancient Greek science of music (see Appendix).

Key words: encyclopedia scholars, Arab-Persian region, Eastern Renaissance, al-Kindi, al-Farabi, ibn Sina, Abdurrahman Jami, musical art and science, methodology, continuity.

Начало эпохи восточного Возрождения, на полтысячелетия опередившего западноевропейское, ознаменовано небывалым расцветом науки. Согласно определению швейцарского востоковеда Адама Меца, «мусульманский Ренессанс» [13] в арабо-персидском регионе1 наступил с середины IX в. (по некоторым данным с VIII в.) и длился вплоть до XIII в. Именно тогда, в 820-е гг., в Багдаде открывается исламская академия (основана халифом аль-Мамуном), получившая название «Дом мудрости» и имевшая богатую библиотеку. Особую ценность приобрели хранившиеся в ней переводы на арабский язык

древнегреческих и индийских трактатов с комментариями учёных, включая труды о музыке Аристотеля, Аристоксена, Никомаха, Евклида, Птолемея, Аристида и др. [3; 6; 11]2.

В трактатах аль-Кинди (IX в.), непосредственно работавшего в «Доме мудрости», аль-Фараби (Х в.), Ибн Сины (XI в.), позже аль-Урмави и Махмуда Ширази (XIII в.), аль-Мараги ^У^У вв.), Абдуррахмана Джами (XV в.) и др. продуктивно изучаются основы восточной музыки. Их музыкально-теоретические знания базируются главным образом на освоении восточных ладов, а также

1 Арабо-персидский регион с центром исламской империи в Багдаде (совр. Ирак) охватывал земли Малой Азии, Северной Африки, значительной части Пиренейского полуострова, Средней, Центральной Азии и др., а также такие города, как Бухара и Самарканд (совр. Узбекистан), Хорезм (Туркменистан), Фараб (Казахстан), Джам (Афганистан), Каир (Египет), Дамаск (Сирия), Кордова (Испания) и т. д.

2 «Дом мудрости» имел печальный конец: просуществовав до середины XVIII в., он был разрушен войсками монголов, уничтожены были и хранившиеся в библиотеке книги, затопленные в Тигре [6].

ритма, композиции, музыкальных инструментов.

Первым энциклопедистом Востока, увлёкшимся философией Аристотеля, переводившим и дающим комментарии к его книгам, считается аль-Кинди3. Так, в трактате «О количестве книг Аристотеля и о том, что необходимо для усвоения философии»4 мыслитель впервые даёт классификацию наук, продолжив тем разработку великого учёного античности, идущую от Платона, а ещё раньше от пифагорейцев. Как известно, Аристотель исходил из одной наиважнейшей науки — философии (мудрости). Разделяя остальные на три рода (группы), он к высшим относил теоретические, или созерцательные науки: логику, метафизику, физику, математику, психологию. Ниже шли практические науки: политика, этика, экономика, эстетика, история, биология. Наконец, замыкали иерархию науки об искусстве, названные поэтическими или творческими: риторика, поэтика.

Классификация наук у аль-Кинди делится на две части: теоретическую философию, куда входят логика, математика, физика, метафизика, и практическую философию, связанную с управлением собой (этика), домом (экономика) и государством (политика). Философия у мыслителя тождественна знанию.

Аль-Кинди написано множество различных трактатов (его называют автором более 200 работ, из них 12 работ о музыке), где исследуются вопросы медицины, астрономии, оптики, теории музыки, относившуюся к математике. В «Большом трактате о сочинении мелодий» впервые в истории арабской музыки использована нотация.

В период расцвета культуры арабского халифата (X в.) в трудах учёных Востока усиливается тенденция к осмыслению науки о музыке, что говорит о зарождении её методологических основ, важных для становления музыкального науковедения. Вслед за аль-Кинди признаки таких новаций обнаруживаются в «Трактате о музыке» и «Философских трактатах» аль-Фараби [17; 18], которого называли «вторым учителем» (первым считался Аристотель), и который всячески вникал в суть музыкальной науки.

Как известно, пифагорейцы и Птолемей проводили ассоциации между музыкой и человеческим слухом и зрением, вкусом и обонянием. Следуя за ними, аль-Фараби тоже исследовал восприятие человеком музыки, цвета и запаха и выявлял способность этих естественных физиологических качеств воздействовать на определённые чувства. Впоследствии и М. Мерсенн подметил такую особенность, находя связь консонанса и диссонанса со вкусом и цветом [14, с. 357].

Аль-Фараби анализировал, комментировал, переводил на латынь трактаты древних мыслителей Аристотеля, Платона, Птолемея и, продолжив классификацию наук, начатую аль-Кинди, фактически не отграничивал

от философии частные знания, но всё-таки разделял их на математику, физику, метафизику, логику, языкознание, социальную этику (подобная систематизация позже была установлена Ибн Синой, ибн Рушдом, Р. Бэконом и другими учёными с мировым именем).

Отметим, что вплоть до ХХ столетия учёные Ближнего и Среднего Востока опирались на классификацию аль-Фараби; притом к его трактату ими было составлено не менее 15 комментариев.

Из биографических данных аль-Фараби известно, что он был блестящим оратором, занимался реформами научного знания и социума (теория идеального города-государства)5, являлся автором свыше 130 работ, знал почти 70 иностранных языков, наряду с филологией изучал химию, биологию, физику (оптика), «астрономию, логику, теорию музыки и математику, социологию и этику, медицину и психологию, философию и право» [12].

В своих музыкально-теоретических трактатах «Книга о классификации ритмов» и «Слово о музыке» учёный занимался анализом формы [7] и выразительных средств музыки (в центре внимания строение восточных ладов), происхождением музыки, а также вопросами музыкальной эстетики и инструментоведения. «Элементы музыкального сочинения, — согласно аль-Фараби, — должны рассматриваться теоретиком в определённом порядке от простейших первичных до цельного музыкального произведения» [2]. Теория ритма напрямую связана со стихосложением (рифмы, стопы, жанры), композиция мелодии — с синтезом мелодии, ритма и речи, а ладовая теория базируется на семи главных гармонических понятиях, идущих от учения древних греков: звук, тон, интервал, тетрахорд, род, звукоряд, транспозиция.

Не чуждо ему было и практическое освоение искусства: сочинение и исполнение музыки, изобретение музыкальных инструментов. Так, существует мнение, что учёный был изобретателем двуструнной домбры, напоминавшей лютню и закрепившейся в казахской традиционной музыке.

Следует отметить, что философ рассматривал искусство, не лишённое «разумного элемента», в триединстве дарования, способности и подготовленности [18, с. 5]. Подготовленность находится в союзе с силой воображения, поскольку способна сохранять в памяти и передавать образы чувственно-воспринимаемых предметов. Посредством силы разума «человек мыслит абстрактно, отличает прекрасное от безобразного, приобретает знания, овладевает искусством и наукой» [2]. Признавая существование врождённых (природное дарование) и приобретённых способностей, аль-Фараби считал вполне допустимым развитие музыкальных способностей посредством обучения как способа развития «разумного дарования», следуя которому можно

3 Персоналии и краткие сведения об учёных представлены в Приложении к статье, содержащем 20 имён.

4 Труды аль-Кинди «Классификация человеческих знаний» и «Суть науки и её классификация» считаются утерянными.

5 В этой связи И. Кардашова пишет: «Отдельное внимание учёный уделил изучению общественно-политических строёв, вопросам нравственности и воспитания, педагогике, государственному управлению» [9].

52

воспитать музыкальный талант.

Он же находил, что обучение должно строиться на трёх последовательных действиях: подражании (имитации, копировании) ученика учителю, игре упражнений и композиции. Притом овладеть сочинительством нужно в процессе знакомства и слушания большого количества музыкальных произведений разных жанров. К совершенной учёный относил музыку, воспроизводимую человеческим голосом, поэтому вокальные интонации считал сильнее всего прочего: именно они обнаруживают суть музыкального искусства. Инструментальное же исполнение, хотя и способно имитировать человеческий голос, обладает лишь побочной, вспомогательной функцией.

Аль-Фараби дифференцирует разные виды музыки и предлагает систематизацию данных о музыкальной науке и её категориях. Опираясь на синкретическую спаянность музыкального искусства и науки, он разделяет музыку на «теоретическую и практическую» (учение о музыке представлено синтезом теории и практики). Одна (наивысшая) форма — размышление о музыке, другая — её исполнение. Исследователь «не относит к искусству способность человеческого уха распознавать музыкальные фразы, отличать лучшее от худшего, гармоническое от негармонического. Он считает это видом теоретической музыки, то есть собственно теорией музыки», наукой, и пишет, что теоретику присуща разумная способность «открывать непосредственно то, что было неизвестно» [2], выявляя таким путём принцип новизны научного знания.

Творческий момент (к примеру, сочинение мелодии) признаётся важнее, чем её исполнение, так как это первичное явление. Притом в практической музыке имеется своя специфика: исполнитель организовывает и выражает музыкальное построение, а композитор его составляет и оформляет (компонует), но не выражает.

Учёный проводит параллель между тонами в музыке и фонемами в поэзии. Считая их атрибутами музыкального и поэтического искусства, он излагает метод анализа от простого к сложному и предлагает изучать в итоге музыкальное сочинение целиком.

Интересно отметить, что в сравнении с аль-Кинди, аль-Фараби критикует космологию пифагорейцев, их астрологию и числовой мистицизм, но связь теории музыки и математики (арифметика, геометрия) им приветствуется. Вслед за Аристоксеном и его школой гармоников он оставляет приоритет за слуховыми данными человека, но причисляет такую связь к теории музыки, а не к практике. Он же считает, что теоретик музыки должен быть композитором или исполнителем и обладать хорошим слухом, иначе он «астроном без приборов» [2].

Гедонистическую функцию искусства, выраженную через удовольствия и наслаждения, учёный относит к природным, естественным ощущениям, сравнивая их с противоположными — искусственными, неестественными, ведущими к огорчению. Естественная музыка человеческого голоса, ценимая выше искусственной

(инструментальной), о чём говорилось выше, рассматривается им в контексте понятий эмпиризма (сочетание чувственных ощущений) и опыта с его разумным началом.

Безусловно, аль-Фараби по праву можно назвать первым методологом музыкальной науки Востока, анализирующим её структуру, методы, функциональные основы. В «Большой книге музыки», базирующейся на дедукции, знания о музыке достигают уровня истинных и строгих научных теорий. Свидетельство тому — чёткая методологическая установка, данная уже во Введении к трактату, за этой путеводной звездой автор следует при экспонировании теоретического материала. Перечисляя главные научные требования, он считает, что «необходимым предварительным условием построения любой теории» является «знание принципов (и умение выработать их), последовательное выведение из принципов остальных положений и критический анализ различных точек зрения по предмету данной теории» [17, с. 2]. В то же время отмечает важность выработки «метода, который специфичен для <...> исследования» [17, с. 2].

Во введении к «Трактату о музыке» философ пишет: «Чтобы быть хорошим теоретиком, независимо от науки, к которой это относится, необходимы три условия: 1) хорошо знать все принципы, 2) уметь делать необходимые выводы из этих принципов и данных, относящихся к этой науке, 3) уметь отвечать на ошибочные теории и анализировать требования, высказанные другими авторами, чтобы отличить истину от лжи и исправить ошибки» [17, с. 3]. Руководствуясь данным положением, мыслитель объясняет разделение своей книги «на два трактата: в первом я показал сначала всё, что позволяет нам достичь первых принципов науки о музыке, а затем всё, что вытекает из этих принципов» [17, с. 3].

Настоящий методологический подход к строению музыкальной науки доказывает такой тезис энциклопедиста: «Теория музыки делится на пять крупных подразделов. Первый раздел трактует об основах и началах, которые применяются для описания этой науки; каковы способы применения этих основ и методы изучения этого искусства; из каких и из скольких вещей оно состоит и как следует изучать его» [18, с. 156-158]. Он же различает два вида мыслительной деятельности: от конкретного к абстрактному и наоборот.

Неслучайно учёные, впоследствии изучавшие научное творчество аль-Фараби, сравнивают его методологические открытия с крупным философом эпохи Возрождения Галилеем (рубеж XVI-XVII столетий). Считается, что если бы Аристотель переместился во времени и жил в эпоху Галилея, то изменил бы свои взгляды и вряд ли поставил чувственный опыт выше рассуждений [2].

Ибн-Сина (Авиценна) создал 450 трактатов на арабском языке и 23 на таджикском. Наибольшую популярность, особенно у медиков и гуманитариев, получили его труды «Канон врачебной науки», «Книга исцеления» (в неё входит «Свод науки о музыке»), «Книга спасения» (она включает «Сокращённое изложение о музыке»),

«Книга знаний» (в ней глава о музыке находится в математическом разделе), а также «Книга указаний и наставлений». Судьба специального трактата «Введение в музыкальное искусство» не известна, однако вопросы музыкальной теории частично рассмотрены в «Книге об атрибутах» из пяти книг6. Кроме этого, перу Авиценны принадлежит несколько литературоведческих («Об искусстве поэзии»), поэтических и литературно-философских сочинений: «Трактат о птице», «Живой, сын Бодрствующего», «Саламан и Ибсал», «Повесть о Юсуфе».

Как и Аристотель, он классифицирует науки на теоретические (о человеке, познающем истину) и практические (о деятельности человека в достижении блага, включая сферу политики, экономики, управления городом, хозяйством, семьёй, а также этики). Согласно другой версии, теоретические науки включали «высшую» науку — учение об абсолютном бытии; в то же время математика и астрономия, музыка и физика, как и все естественно-научные знания, имели прямое отношение к «средней» науке.

Вслед за аль-Фараби, Авиценна отвергает мифологическую и космологическую трактовку музыки, подчёркивает значение эстетического восприятия звука, увязывая его с интонационным богатством человеческого голоса, опираясь на учение Птолемея, глубоко штудирует теорию музыки, особенно строение ладов. О. А. Виноградова пишет, что заменив шесть старо-арабских ладов («пальцев») на более чем двенадцать мелодических ладов и выделив 16 наклонений, он приходит к рассмотрению звукорядов с ув. 2 не как хроматических, а как диатонических [3, с. 185, 190].

Он же впервые находит контакты музыки с другими науками: физикой и социологией, поэтикой и физиологией. Исследование Л. А. Ивановой «Ибн Сина /Авиценна/ в зеркале музыки. Некоторые музыкально-теоретические взгляды Ибн Сины. Воззрения Ибн Сины в области музыкальной теории» [14] рассматривает пять новаторских идей энциклопедиста относительно науки о музыке: 1) он даёт художественную характеристику интервалов; 2) как и аль-Фараби, выступает за консо-нантность терции7; 3) замечает связь музыкальной и речевой интонаций, анализирует звуковой строй человеческой речи, систематизирует фонемы в «мензуральной музыке», выявляет виды её ритмической фиксации.

4) вслед за аль-Фараби, уже в области практической науки, предлагает описание инструментов, чем закладывает фундамент новой науки — инструментоведения;

5) наконец, изучает влияние музыки (пения) на человеческий организм, отсюда преемственное развитие музыкотерапии: разработка методов лечения музыкой,

установление этических и эстетических свойств музыкального искусства, раскрытие психоэмоциональных качеств мелодического начала. В этой связи Авиценна пишет: «Движение (мелодии) в сторону высоких звуков порождает чувство гнева, напряжённости, а в сторону низких звуков — мягкости, покорности, оправдания. Мелодии, которые основаны на непрерывно нисходящих движениях с повторяющимися восхождениями, порождают в душе образ мудрости, пророчества» [8]. Он же классифицирует виды мелодического движения, особо подчёркивая нежелательный ход на нескольких скачков подряд, так как они не столь благостно воспринимаются человеческим ухом.

Специальное внимание энциклопедист обращает на проблему образования. Несмотря на явное преимущество коллективной формы обучения, он предпочитает учитывать индивидуальные склонности и особенности человеческой личности в приобретении профессиональных знаний. Выделяет особую роль отца или наставника в воспитании мальчиков, замечая при этом, что мало управлять другими: прежде, чем заниматься этим, необходимо научиться управлять собой. Среди добродетелей выделяет воздержанность, смелость, мудрость и справедливость. Нравственное здоровье человека ценит не меньше, чем физическое. Подчёркивает важность душевной гармонии личности, что возможно лишь при овладении высотами познавательной деятельности.

Абдуррахман Джами, один из поздних представителей восточного Средневековья в целом и энциклопедистов в частности, в «Трактате о музыке» (он же «Великий трактат о музыке»), используемом и как практическое пособие для обучения музыкантов (преимущественно сочинителей-бастахоров), раскрывает специфику 12 новых арабских ладов — макамов. Их характеризует импровизационность исполнения и обладание латентным свойством — «особым воздействием (на слушателей), помимо общего для всех них свойства доставлять наслаждение» [19, с. 190]. Макамы образуют диатонические семиступенные звукоряды особого строения (именно диатонический статус восточных ладов с их импровизационностью, восточными хроматизмами, экмеликой, орнаментальностью и пр. впервые раскрыт Авиценной, о чём говорилось выше)8. Эмоциональному воздействию ладов посвящён отдельный раздел трактата Джами; безусловно, он перекликается с античной традицией древних греков давать им этические характеристики9. Джами является также продолжателем теории о ритме аль-Фараби.

Таким образом, научные воззрения энциклопедистов арабо-персидского региона, главным образом аль-Фа-

6 Два последних трактата о музыке считаются утраченными [16, с. 277]. Гонения на Авиценну со стороны служителей ислама привели к сожжению многих его сочинений как не отвечающих религиозным канонам. Сохранилось не больше 240 его книг.

7 В странах Западной Европы авторство столь новой для того времени идеи отдают итальянскому теоретику Дж. Царлино (XVI в.).

8 Современные макамы заметно изменены и имеют другие названия.

9 Об актуальности поэзии Абдуррахмана Джами говорят следующие строки [5, с. 66]: Венец дерзания и помыслов заря — наука!

Ключи познания к воротам бытия — наука!

раби, так или иначе оказали некоторое влияние на музыкальную науку представителей западноевропейского Средневековья.

Мы ещё раз утверждаем, что именно аль-Фараби, которого по праву можно назвать первым крупным музыковедом-методологом, реально сформировал «науку о музыке», в основе которой заложено новое знание, взаимосвязанное с искусством. В его «Философских трактатах» и исследовании «Большая книга музыки» прослеживается такая мысль: «Музыка, развиваясь, стала наукой благодаря врождённым дарованиям и инстинктам, а звуки музыки являются завершением определённой страсти, определённого состояния души» [17, с. 3]. Учёный и его последователи преемственно продолжили античную традицию, просуществовавшую вплоть до конца XIX в. То же касается, в частности, этической характеристики ладов, разработанной Платоном, Аристотелем и другими великими философами, а позднее учёными Западной Европы. Заметим и другой факт: в трудах восточных энциклопедистов и ряда западных учёных музыка продолжает входить в разряд математических наук.

Научные взгляды аль-Фараби оказали существенное влияние на его преемников, представителей ара-бо-персидского региона, включая Ибн Сину, аль-Бируни,

ибн Баджи, ибн Туфайля, ибн Рушда. Мыслитель XIII в. Роджер Бэкон ставит его имя в один ряд с Евклидом" и Птолемеем, а уровень методологических изысканий уподобляет методам Леонардо да Винчи и Галилея [2]. Примечательно, что прославленный энциклопедист высоко ценил суть научного познания, считая учёных людьми «чистого сердца, высоких помыслов, лишённых всякого тщеславия и мелочного себялюбия» [2].

В любом случае учёные эпохи восточного Возрождения оказали существенное воздействие на общий ход развития мировой музыкальной культуры.

Вместе с тем известно, что методологических интересов отчасти не была чужда и научная мысль учёных раннего Средневековья, например Боэция (VI в.), который тоже проводил самоанализ науки о музыке. К примеру, он называл музыкантами тех, «кто приобрёл познания <...> разумом с помощью умозаключений», и, вознося роль науки, провозглашал: «Сколь выше стоит музыкальная наука над практикой исполнения музыки!» [15, с. 36]. Иными словами, уже в древности мы находим «прототип» современности, заключённый в выдающейся функции мыслителя о музыке и поддерживающий идею о приоритете и высоких достоинствах музыковедческой деятельности.

Приложение

Ибн Мусаджих — по происхождению негр, певец, исполнительская манера которого был перенята арабскими певцами, композитор, музыкальный теоретик, автор древней арабской музыкальной теории, создатель арабского звукоряда из 8 ладов и 6 ритмических модусов. Автор самобытной методики, построенной на основе ознакомления с музыкой персов и греков. Он возражал против внезапных скачков голоса, противоречащих плавному движению волнообразной линии арабской мелодии.

Юнус аль-Катиб аль-Муганни (? — около 765) — музыкант, музыкальный теоретик, писатель, поэт, по национальности перс, жил в Медине и Дамаске. Автор «Книги о певицах», «Книги о песнях» и «Книги о мелодиях», которые считаются первой антологией арабских песен, содержащей ритмические формулы и анализ их мелодического и ладового строения, а также биографические сведения об авторах.

Ибрахим аль-Маусили, латинизированное имя Ибра-хим Мосульский (742-804) — по происхождению перс, певец, композитор, инструменталист, автор 900 песен, один из составителей сборника «Сто избранных песен», взятого за основу «Большой книги песен» аль-Исфахани, придворный музыкант, руководитель школы музыки.

Исхак аль-Маусили, сын Ибрахима, латинизированное имя Исхак Мосульский (767-850)— правовед, филолог, лютнист, поэт, придворный музыкант, ос-

нователь багдадской школы музыки, музыкальный теоретик (автор 9 не сохранившихся трактатов). Он самостоятельно пришёл к открытию целого ряда положений музыкальной теории Евклида. В своих работах определил правила игры на арабской лютне «уд», закрепил строение различных арабских ладов. Будучи апологетом старых традиций, возглавил классическое направление в музыке, принципы которого закреплены в «Большой книге песен»; оно существовало в противовес романтическому курсу под руководством принца Ибрахима, выступавшего против сложившихся канонов.

Абу-ль-Хасан Али бен Нафи, латинизированное имя Зирьяб (789-845/57) — по национальности курд, арабский (андалузский) придворный музыкант — певец, лютнист, композитор, — поэт, педагог, музыкальный теоретик, а также химик, косметолог, дизайнер (модельер), астроном, ботаник, географ. Жил в Багдаде, Тунисе, Кордове, где основал школу музыки. Её называют даже первой консерваторией Европы, там он вёл занятия по собственной методике и изобрёл запись нот на основе арабского алфавита. Автор множества популярных песен, усовершенствовал музыкальные инструменты (уд), утвердил правила (коды) для сочинения музыки и методику пения, определив 24 нубы (вокально-инструментальный цикл на основе макама).

Абу Юсуф Якуб ибн Исхак аль-Кинди (около 800/1873/9) — арабский философ, математик, педагог, теоре-

10 Аль-Фараби в своих научных работах, наряду с синтезом, применял и анализ. В сравнении с ним, Евклид в своих началах ограничился только синтезом.

тик музыки, метеоролог, химик, парфюмер, астроном. Подчёркивая мысль о важности интеллектуального развития человека, почерпнутую в дальнейшем европейским философом Роджером Бэконом, выдвинул четыре вида разума: актуальный, потенциальный, приобретённый и проявляющийся. Его книги по теории музыки («О мелодии и звуке», «Об опытах составления мелодий», «О гармонии», «О ритме», «О делении канона», «О важных разделах музыки») содержат нотацию музыки с помощью букв арабского алфавита, впервые проведённую на Востоке, а переводные работы древнегреческих трактатов по гармонии имеют явную опору на идеи Пифагора. И это не только музыкальные интервалы, представленные в виде числовых отношений, но и музыкальная символика. «Так, четырём струнам уда соответствовали четыре первоэлемента (вода, земля, воздух, огонь), четыре стороны света, времени года, телесные жидкости (флегма, кровь, чёрная и жёлтая желчь) и др. Каждому из семи звуков он приписал соответствия семи небесных тел (планет), а двенадцати знакам зодиака — двенадцать основных конструктивных элементов уда (четыре струны, четыре колка и четыре ладка)»11 [1].

Абу Наср Мухаммед ибн Мухаммед ибн Тархан ибнУзлаг аль-Фараби ат-Тюрки (870-950) — представитель среднеазиатских тюркских народов, виднейший философ, математик, астроном, медик, музыкант; его жизни и деятельности посвящено много исследований. Первой книгой об учёном, изданной на русском языке ещё в советские времена, следует считать работу философа А. Х. Касымжанова «Абу-Наср аль-Фараби», в которой автор ведёт изыскание с позиций марксистско-ленинской философии [10]. В кандидатской диссертации С. Д. Даукеевой достаточно полно раскрывается концепция музыкальной науки учёного-энциклопедиста [4]. Имя аль-Фараби с почётом носит национальный университет Казахстана, библиотека, Шыкментский педагогический институт культуры, в честь него названы улицы во многих городах Казахстана и Узбекистана, установлены памятники, его имя дано астероиду главного пояса 7057.

Абуль-Фарадж аль-Исфахани (897-967) — писатель, историк, филолог, музыкальный теоретик (автор 30 трактатов), создатель многотомной антологии арабской поэзии, собранной за пять веков, под названием «Большая книга песен» («Книга песен»). Её содержание подтверждает приоритет классических принципов Исхака Мосульского. Наряду с поэтическими текстами, в ней имеются музыкальные характеристики песен и данные об авторах и исполнителях^.

Аль-Мустансир биллахАбу-л-ГазиХакам ибн Абд ар-Рахман, известен как аль-Хакам II (915-976) — халиф Кордовы, называвшейся тогда «вторым Багдадом», учёный, поэт, историк, покровитель наук, культуры, образования. Он открыл более 20 бесплатных школ для бедных семей, медицинскую школу, университет,

куда пригласил работать крупных иностранных учёных. При университете была создана огромная библиотека из 400 000 томов по разным видам научного знания, а также школа переводчиков на арабский язык с греческого и иврита.

Абу Али Хусёйн ибн Абдаллах ибн Сина, латинизированное имя Авиценна (980-1037) — по национальности таджик, крупнейший персидский философ (представитель восточного аристотелизма), логик, психолог, медик, естествоиспытатель, астроном, педагог, музыкант, поэт, литературовед, эстетик, математик, химик, владел 29 отраслями знаний. Работал врачом и визирем, обладал феноменальной памятью и острым умом. Как медик большое внимание уделял не только лечению болезней, но и гигиене, еде, врачебной этике. Опирался на труды древних греков (Платон, Аристотель, Архимед, Гален), на тексты философских и литературных сочинений представителей Индии, на древнеиранские (домусульманские) труды по философии, теологии и литературы, базировавшиеся на зороастрийской традиции. Подчёркивал важность комплексного подхода к воспитанию детей, синтезирующего музыку, поэзию, философию, предпочитая коллективную форму обучения индивидуальной. Современные исследователи справедливо считают, что «важнейший вклад в развитие научно-философского знания Ибн Сина внёс своим научно-рационалистическим, аналити-ко-синтетическим методом мышления, который позднее дал сильный толчок развитию передовой европейской мысли» [8, с. 100]. Во всём мире высоко чтят память о великом философе. Шведский естествоиспытатель и медик Карл Линней (XVIII в.) назвал Авиценнией род растений семейства Акантовых. Широко проводилось празднование тысячелетия со дня рождения Авиценны (согласно мусульманскому летосчислению 1954 г.). В городе Хамадан (Иран) открыт новый мавзолей мыслителя (1952). Имя его носят площади, улицы, жилые массивы различных городов, музеи, Таджикский государственный медицинский университет, университет в Бухаре, горная вершина (бывший Пик Ленина), кратер на Луне, астероид.

Абу Рейхан Мухаммед Бируни, известен как аль-Би-руни (970/3-1048) — крупный персидский учёный-энциклопедист и мыслитель, автор свыше 150 капитальных трудов по философии, педагогике, истории, филологии, этнографии, географии, физике, математике, фармакологии, астрономии. Однако конкретные сведения об изучении им музыки отсутствуют, возможно утеряны. Согласно воззрениям учёного, познавательный интерес, систематичность и наглядность в обучении способствуют лучшему усвоению знаний, а опыт и наблюдения ведут к их овладению. Именем аль-Бируни назван родной город учёного, улицы многих городов Узбекистана, Институт востоковедения и Политехнический институт в Ташкенте, там же станция метро, ряд памятников, в том числе в Иране, лунный кратер

11 Уд — струнный щипковый инструмент, распространённый на Востоке, считается предшественником лютни и гитары.

12 Опубликованная в 1868 г. антология, составлявшаяся автором древности 50 лет, размещена в 21 томе.

56

и астероид 9936.

Ибн Баджа, латинизированное имя Авемпас (10701138) — крупный арабский философ, оставивший свыше 100 трудов по логике, математике, медицине, астрономии, музыке, виртуозный инструменталист, певец, приверженец андалузской школы Зирьяба. Его теоретический труд, вбирающий данные о музыкальном искусстве, по своей значимости приравнивается к трактатам аль-Фараби. Имя его присвоено одному из лунных кратеров.

Абу Бакр Мухаммад ибн Абдул-Малик аль-Кайси, больше известен как Ибн Туфайль (1110-1185/7) — арабский (мавританский) философ, медик, астроном, поэт, обладавший определёнными познаниями и в области теории музыки. Жил в Испании, скончался в Марокко. Прославился своей философской книгой-притчей «Роман о Хайе, сыне Якзана», в которой изложил сущность воззрений Платона.

Ибн Рушд, латинизированное имя Аверроэс (11261198) — известный арабский (андалузский) философ (популяризатор учения Аристотеля, признающий силу разума и ратовавший за рациональное начало в науке), педагог (труд «Система доказательств»), судья и придворный врач в Андалузии и Марокко, автор медицинской энциклопедии из семи томов. К принципам обучения относил сознательность, научность и наглядность. Известность получила его оригинальная мысль о том, что воспитание надо начинать с изучения не музыки, как утверждал Платон, а с логики и лишь потом музыки. Имя его носит кратер на Луне, памятник в Кордове, фонд и ежегодная международная премия за активную борьбу за демократию и свободу мысли в исламском мире.

Насир ад-Дин Абу Джафар Мухаммад ибн Мухаммад Туси (1201-1274) — крупный персидский учёный: философ, логик, математик, механик, музыкант, финансист, географ, минеролог, астроном (основатель Марагинской обсерватории), физик (оптика), медик, придворный астролог, знаток и комментатор греческих текстов, автор 150 трактатов. Его именем названы улица, педагогический университет, клиника в Азербайджане, технологический университет в Тегеране, Шемахинская обсерватория и один из кратеров Луны.

Сафи ад-Дин Мумин (бен Фахир эль Ормеви эль Багдади) аль-Урмави (ок. 1216/7-1294) — по происхождению араб, крупный теоретик музыки, написавший ряд трактатов, композитор, исполнитель-виртуоз на струнных музыкальных инструментах (в том числе на уде), занимавшийся их усовершенствованием, поэт и каллиграф из персидского Азербайджана, представитель придворной и городской ирано-арабской музыки. Работал в Багдаде, писал на арабском и персидском (фарси) языках. В «Книге о кругах» систематизировал звуковые комплексы ирано-арабо-турецкой культуры макама (12 макамов и 6 авазов/мелодий), на основании чего его принято считать основоположником в исследовании макамо-мугамной музыкальной традиции. Его называют «Царлино Востока» и считают основателем

персидской школы, написавшим для Шерефеддина Гаруна, сына монгольского визиря Шемседдина, музыкально-теоретический трактат «Шереффийе» (в другой транскрипции «Рисалейи-Шарафийя»). В нём он пишет об акустике и гармонических связях в музыке. «Шара-фийский трактат об основах композиции» цитировался восточными теоретиками последующих поколений. Известны также «Книга о музыкальных модусах» и трактаты о звукорядах и просодии, подытоживающие развитие музыкальной теории арабо-персидского региона. Созданная им классификация двенадцати классических макамов образует сложную 84-ладовую систему, в основе которой синтез семи видов тетрахорда с двенадцатью видами пентахорда.

Кутбу-д-дин Махмуд ибн Масуд ат-Ширази (12361311) — персидский энциклопедист: философ, астроном (ученик ат-Туси), математик, врач, музыкант. В энциклопедическом труде «Жемчужина короны для украшения Дибаджа» (раздел «О науке музыки») подробно излагает древнеарабскую теорию месселей (учение об интервалах) и выявляет 70 ладоинтонационных формул, считая их основой для формирования импровизационного музыкального искусства.

Абу Зейд Абдуррахман ибн Мухаммад аль-Хадра-ми, известен как ИбнХалдун (1332-1406) — крупный арабский учёный, государственный и общественный деятель, философ, историк, экономист, политик, педагог, социальный мыслитель, судья. Задолго до европейцев предрёк создание философии истории, описал экономические законы за 400 лет до Адама Смита, продолжил учение Ибн Рушда в области образования. Известность приобрела его классификация наук, обзор различных отраслей ремёсел и искусств и многие теории, которые публикуются и в наше время. Памятник ему сооружён в Каире.

Абд аль-Кадир (Абдолькадир) ибн Гаиби аль Хафиз, известен под псевдонимом аль-Мараги (1353-1435) — представитель науки персидского Азербайджана, придворный музыкант и поэт (служил в Самарканде при дворе Тимура), художник, писатель, автор трёх сохранившихся трудов: «Собиратель мелодий», «Цели/ назначение мелодий etc.» и «Сокровищница мелодий в науке музыкальных циклов» (1405). В трактатах «Совокупность мелодий», «Книга о мелодии» и др. изучает искусство ашугов, инструментарий, новые приёмы игры (вибрато), формы и жанры. Он же приводит практические советы по сочинению музыкальных произведений, разрабатывает теоретическую систему из 24 шобе (ладов), базирующихся на мугамах (макамах), считая их основой для формирования импровизационного музыкального искусства. Эти термины впервые получают обстоятельный научный анализ. Занимаясь тюркским эпосом, учёный описывает его инструментарий и выделяет 9 главных певческих ладов. Учёный-востоковед Генри Д. Фармер (Англия) считал аль-Мараги последним классиком музыкальной науки Средневековья.

Маулан Нуриддин Абдуррахман ибн Ахмад Джами, что является его псевдонимом, (1414-1492) — суфий-

ский шейх, известный персидско-таджикский поэт-мистик, теолог, философ-суфий, теоретик музыки, его ученик и друг — знаменитый Алишер Навои. В «Трактате о музыке», написанном на фарси, он обобщил достижения восточной музыкальной теории и практики тех времён: аль-Фараби, Ибн Сины, Урмави, Мараги. Книга из 23 разделов имеет две части («Учение о композиции» и «Учение о ритме»), в которых исследуются вопросы происхождения музыки, её ладовая природа, даётся эмоциональная характеристика ладов, изучаются интервальные и ритмические соотношения, ставится

терминологическая проблема. Например, изучаются звукоряды и ладовая система макама (тетрахорды, пентахорды и др. вплоть до 17-ступенного октавного звукоряда уда); рассматривается наименьшая ритмическая единица «накр», впервые раскрывается понятие «ритмического круга» (аналог ритмического остинато в европейском академическом учении), особое внимание уделяется соотношению поэтического текста и музыки. Именем Джами названы улицы ряда среднеазиатских городов, памятник поэтам А. Джами и А. Навои установлен в Самарканде.

Литература

1. Аль-Кинди. https://ru.wikipedia.org/wiki (Дата обращения: 24.01.2021).

2. Аль-Фараби. Теория музыки. http://www.bestreferat.ru/ referat-7769.html (Дата обращения: 25.05.2017).

3. Виноградова О. А. Арабская музыка // Музыкальная энциклопедия. Т. 1. М., 1973. С. 183-191.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Даукеева С. Д. Концепция музыкальной науки Абу Насра Мухаммада ал-Фараби в трактате «Большая книга музыки». Автореф. ... канд. иск. М., 2000. 28 с.

5. Джами А. Избранное. Ташкент, 1984. 127 с.

6. Дом мудрости. https://ru.wikipedia.org (Дата обращения: 25.05.2017).

7. Земцовский И. И. Учение о форме Аль-Фараби и актуальные вопросы анализа музыкальной формы (1987) // Из мира устных традиций: заметки впрок. СПб., 2006. С. 89-100.

8. Иванова Л. А. Ибн Сина /Авиценна/ в зеркале музыки. Некоторые музыкально-теоретические взгляды Ибн Сины. Воззрения Ибн Сины в области музыкальной теории // Вестник Челябинского государственного университета. 2007. №23 (101). С. 100-105.

9. Кардашова И. Аль-Фараби: биография. Философия восточного мыслителя. http://fb.ru/article/274039/al-farabi-biografiya-filosofiya-vostochnogo-myislitelya. (Дата обращения:

25.05.2017).

10. Касымжанов А. Х. Абу-Наср аль-Фараби. М.: Мысль, 1982. 198 с.

11. Кулапина О. И. Претворение традиций античности в трактатах о ладах учёных-энциклопедистов арабского Востока // Музыка и время. 2005. № 1. С. 54-58.

12. «Культура и общество» (Интернет-журнал). http:// gonzo.kz/blog/2807-10_motiviruyuschih_tsitat_al-farabi (Дата обращения: 25.05.2017).

13. Мец А. Мусульманский Ренессанс. Изд. 2-е. М.: Наука, 1973. 473 с.

14. Музыкальная эстетика Западной Европы XVII-XVIII веков / под ред. В. П. Шестакова. М.: Музыка, 1971. 688 с.

15. Музыкальная эстетика средневековья и Возрождения / под ред. В. П. Шестакова. М., 1966. 574 с.

16. Музыкальная эстетика стран Востока / под ред. В. П. Шестакова. М.: Музыка, 1967. 416 с.

17. Фараби (аль-Фараби). Трактат о музыке // Курьер ЮНЕСКО. 1973. № 6. 42 с.

18. Фараби (аль-Фараби). Философские трактаты. Алма-Ата, 1970. 430 с.

19. Холопов Ю. Н. Гармония. Теоретический курс: Учебник. М.: Музыка, 1988. 511 с.

References

1. Al-Kindi. https://ru.wikipedia.org/wiki (Access date: 24.01.2021).

2. Al-Farabi. Teoriya muzyki [Music Theory]. http://www. bestreferat.ru/referat-7769.html (Access date: 25.05.2017).

3. Vinogradova O. A. Arabskaya muzyka [Arab music] // Muzykalnaya entsiklopediya [Musical Encyclopedia]. T. 1. M., 1973. Pp. 183-191.

4. Daukeeva S. D. Koncepciya muzykal'noj nauki Abu Nas-ra Muhammada al-Farabi v traktate «Bol'shaya kniga muzyki» [The concept of musical science of Abu Nasr Muhammad al-Farabi in the treatise «The Big Book of Music»]. Thesis of Dissertation for the Degree of PhD (Arts) M., 2000. 28 p.

5. DzhamiA. Izbrannoe [Selected works]. Tashkent, 1984. 127 p.

6. Dom mudrosti [House of Wisdom]. https://ru.wikipedia.org (Access date: 25.05.2017).

7. Zemtsovskij 1.1. Uchenie o forme Al'-Farabi i aktual'nye vo-prosy analiza muzykal'noj formy (1987) [Al-Farabi's doctrine of form and topical issues of musical form analyses (1987)] // Iz mira ustnyh tradicij: zametki vprok [From the world of oral traditions: notes for the future]. SPb., 2006. Pp. 89-100.

8. Ivanova L. A. Ibn Sina /Avitsenna/ v zerkale muzyki. Nekoto-ryye muzykalno-teoreticheskiye vzglyady Ibn Siny. Vozzreniya Ibn Siny v oblasti muzykalnoy teorii [Ibn Sina /Avicenna/ in the mirror of music. Some Ibn Sina's views on music theory. Views of Ibn Sina in the field of musical theory] // Vestnik Chelyabinskogo gosudarstvennogo universiteta [Bulletin of the Chelyabinsk State University]. 2007. № 23 (101). Pp. 100-105.

9. Kardashova I. Al'-Farabi: biografiya. Filosofiya vostochnogo myslitelya [Al-Farabi: biography. The philosophy of the Eastern thinker]. http://fb.ru/article/274039/al-farabi-biografiya-filosofi-ya-vostochnogo-myislitelya. (Access date: 25.05.2017).

10. KasymzhanovA. H. Abu-Nasr al'-Farabi [Abu-Nasr al-Farabi]. M.: Mysl', 1982. 198 p.

11. Kulapina O. I. Pretvoreniye traditsiy antichnosti v trak-tatakh o ladakh uchenykh-entsiklopedistov arabskogo Vostoka [The implementation of the antiquity traditions in treatises on the modes of the Arab East scholars-encyclopedists] // Muzyka i vremya [Music and time]. 2005. № 1. Pp. 54-58.

12. «Kul'tura i obschestvo» (Internet-zhurnal) [«Culture and Society» (Online Magazine)]. http://gonzo.kz/blog/2807-10_mo-

tiviruyuschih_tsitat_al-farabi (Access date: 25.05.2017).

13. Mec A. Musul'manskij Renessans [Muslim Renaissance]. Izd. 2-e. M.: Nauka, 1973. 473 p.

14. Muzykal'naya estetika Zapadnoj Evropy XVII-XVIII vekov [Musical aesthetics of Western Europe of the XVII-XVIII centuries] / pod red. V. P. Shestakova. M.: Muzyka, 1971. 688 p.

15. Muzykal'naya estetika srednevekov'ya i Vozrozhdeniya [Musical aesthetics of the Middle Ages and the Renaissance] / pod red. V. P. Shestakova. M., 1966. 574 p.

16. Muzykal'naya estetika stran Vostoka [Musical aesthetics of the Oriental countries] / pod red. V. P. Shestakova. M.: Muzyka, 1967. 416 p.

17. Farabi (al-Farabi). Traktat o muzyke [A treatise on Music] // Kuryer YuNESKO [The UNESCO courier]. 1973. № 6. 42 p.

18. Farabi (al-Farabi). Filosofskiye traktaty [Philosophical treatises]. Alma-Ata. 1970. 430 p.

19. Holopov Yu. N. Garmoniya. Teoreticheskij kurs: Uchebnik [Harmony. Theoretical course: Textbook]. M.: Muzyka, 1988. 511 p.

Информация об авторе

Ольга Ивановна Кулапина E-mail: kulapin@rambler.ru

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Саратовская государственная консерватория имени Л. В. Собинова» 410012, Саратов, проспект имени Кирова С. М., дом 1

Information about the author

Olga Ivanovna Kulapina E-mail: kulapin@rambler.ru

Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education «Saratov State Conservatoire named after L. V. Sobinov» 410012, Saratov, 1 Kirov Av.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.