Научная статья на тему 'Роль музыки в развитии речевого интонирования у детей с кохлеарными имплантами'

Роль музыки в развитии речевого интонирования у детей с кохлеарными имплантами Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
189
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Оводок Е. А.

В статье «Роль музыки в развитии речевого интонирования у детей с кохлеарными имплантами» анализируются проблемы слухоречевой реабилитации детей с выраженной потерей слуха. Доказывается возможность использования средств музыки для развития восприятия и воспроизведения речи у дошкольников с кохлеарными имплантами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Оводок Е. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Role of music in development of speech intonation in children with cochlear implants

Summary In the article analyzes the problems of oral-aural rehabilitation of children with severe hearing loss. Proved the possibility of using the means of music for the development of perception and reproduction of speech in preschool children with cochlear implants.

Текст научной работы на тему «Роль музыки в развитии речевого интонирования у детей с кохлеарными имплантами»

УДК 376.356

Оводок Е.А.

РОЛЬ МУЗЫКИ В РАЗВИТИИ РЕЧЕВОГО ИНТОНИРОВАНИЯ У ДЕТЕЙ С КОХЛЕАРНЫМИ ИМПЛАНТАМИ

Белорусский государственный педагогический университет имени Танка, Институт

инклюзивного образования

Одним из важнейших факторов социализации детей со слуховой депривацией является развитие речи [1; 2; 3; 4]. Как отмечают ученые, от уровня развития речи ребенка с нарушением слуха будут зависеть успехи обучения в школе, а затем -возможности широкого профессионального самоопределения и трудоустройства. До недавнего времени выраженная потеря слуха становилась препятствием для достижения высокого уровня речевого развития. Однако с 2000 года в Республике Беларусь внедряется новый высокотехнологичный метод слухопротезирования - кохлеарная имплантация, обеспечивающий возвращение до 80 % слуховой чувствиительности. При адекватно организованной коррекционной работе создаются условия для достижения ребенком с кохлеарным имплантом уровня слухоречевого развития, соответствующего нормативным показателям.

Как известно, сензитивным периодом развития речи является возраст до трех лет. Исключительно важно использовать этот период и для развития слуха и речи ребенка с нарушением слуха, компенсированным кохлеарным имплантом.

Важнейшей задачей речевого развития ребенка выступает развитие интонационной стороны устной речи. Значимость этой работы обусловлена тем, что интонация является средством оформления слов и их сочетаний в предложении. С помощью интонации в одних и тех же словах можно заложить различные и даже противоположные намерения; служит средством выражения коммуникативного смысла высказывания и эмоционально-экспрессивных оттенков; позволяет разграничить части высказывания соответственно их

смысловой важности, характеристики говорящего и ситуации общения [6; 7].

Неправильное интонирование затрудняет понимание речи собеседника и выражение собственных мыслей, приводя к нарушению коммуникации.

В Республике Беларусь разработана и утверждена программа коррекционных занятий «Развитие слухового восприятия» для детей с нарушением слуха, компенсированным кохлеарным имплантом. Овладение детьми с кохлеарными имплантами речевой интонацией является одной из задач речевого и коммуникативного развития детей, фактором их успешной адаптации в кругу сверстников и взрослых, социализации [5]. Однако методика работы по развитию устной речи (в том числе речевого интонирования) детей с кохлеар-ными имплантами не разработана.

Актуальность исследования обусловлена противоречиями между:

1) широкими потенциальными возможностями детей с кохлеарными имплан-тами в овладении устной речью и невозможностью их достичь без специально организованной работы;

2) задачей достижения детьми с кохлеарными имплантами уровня развития речи, соответствующего нормативным показателям, и отсутствием разработанных методических рекомендаций.

Мы предположили, что эффективным средством развития интонационной стороны устной речи детей с кохлеарными имплантами может стать музыка. В силу своего интонационного, ритмического и

эмоционально-смыслового богатства музыка задействует отделы головного мозга, отвечающие за мыслительные, речевые и

двигательные функции, а также целый ряд нейронных систем. Это способствует развитию восприятия и воспроизведения речи со всеми её неотъемлемыми характеристиками.

В исследованиях П.Губерина [8] и др. указывается на большое количество общих черт между музыкой и речью:

- ритм;

- изменение высоты;

- длительность;

- напряжённость;

- паузы.

Интонация в музыке - одно из основных составляющих. Виднейший советский музыковед Б.В. Асафьев пишет о ней как о «состоянии тонового напряжения» или «качестве осмысленного произношения». Музыку же в целом он называет «искусством интонируемого смысла» [8]. Доктор музыковедения В.В.Медушевский исследует интонационную форму музыки в качестве «нечленимого, подвижного единства высоты, длительности, тембра, громкости, артикуляции». Далее он продолжает: «Изменение хотя бы одного "параметра" интонации радикально преображает смысл». И приводит пример: секундовое задержание напоминает тяжкий стон, но если сместить акцент к концу, оно превращается в интонацию угрозы [9].

Изучая труды о роли музыки в театре от времён Древней Греции и до современного театра, где до сих пор декламация неразрывно связана с мелодикой и ритмом, а также об арттерапии [10; 11; 12] мы вывели ряд гипотез:

- используя музыку как комплекс звукоизобразительных средств, который может обходиться без вербального компонента, возможно более полно задействовать участки головного мозга, отвечающие за восприятие интонационной выразительности;

- музыкальность как качество, присущее в той или иной степени каждому человеку генетически, естественным образом способствует принятию музыкальных звуков детей с кохлеарными имплантами;

- возможное отсутствие вербального компонента в музыке освобождает ребёнка от дополнительной мыслительной нагрузки при необходимости специальной работы

над интонационным восприятием и воспроизведением;

- также возможное сочетание музыки со словом - наиболее яркое, образное, эмоционально-окрашенное и естественное для восприятия ребёнком - помогает сделать работу над речевым развитием у детей с кохлеарными имплантами интереснее и доступнее;

- один из разделов музыкальных занятий - музыкальная ритмика - благодаря использованию разнообразных движений, подчинённых звуковой изобразительности, позволяет прочувствовать интонацию всем телом.

Разработка и внедрение методики развития речевого интонирования средствами музыки детей с нарушением слуха, компенсированным кохлеарнымимплантом, в образовательный процесс на уровне дошкольного образования позволит достичь более высокого уровня слухоречевого развития данной группы детей, созданию условий для их последующего обучения в общеобразовательной школе, максимальной социализации и интеграции в обществе.

References:

1. Zikeev, A.G. Razvitie rechi uchashchihsya special'nyh (korrekcionnyh) obrazovatel'nyh uchrezhdenij / A.G. Zikeev. -M. : Vlados, 2000. - 468 s.

2. Koroleva, I.V. Sluhorechevaya reabilitaciya detej s kohlearnymi implantatami / I.V. Koroleva. - SPb. : Lemma, 2014. - 90 s.

3. Koroleva, I.V. Uchus' slushat' I govorit'. V moem klasse uchitsya rebenok s kohlearnymimplantom / I.V. Koroleva. - SPB. : KARO, 2014. - 40 s.

4. Kuz'micheva, E.P. Razvitie ustnoj rechi u gluhih shkol'nikov / E.P. Kuz'micheva, E.Z. Yahnina, O.I. SHevcova. - M. : Enas, 2001. -136 s.

5. Feklistova, S.N. Razvitie dialogicheskoj rechi uchashchihsya s narusheniem sluha na individual'nyh zanyatiyah / S.N. Feklistova // Molodezh' v nauke - 2010: prilozhenie k zhurnalu «Vesci Nacyyanal'naj akadehmii navuk Belarusi». - Minsk, 2010. - S. 129-132.

6. Rau, F.F. Metodika obucheniya proiznosheniyu v shkole gluhih / F.F. Rau, N.F. Slezina. - M. : Pedagogika, 1981. - 382 s.

7. Rau, F.F. Ustnaya rech' gluhih / F.F. Rau. - M. : Pedagogika,1973. - 304 s.

8. Guberina, P. The Verbotonal Method / P. Guberina - Zagreb, 2013. p. 69-76.

9. Asafev, B.V. Muzykal'naya forma kak process / B.V. Asafev. - Leningrad, 1971. - 376 s.

10. Medushevskij, V.V. Intonacionnaya forma muzyki / V.V. Medushevskij. - M. : Kompozitor, 1993. - S.14-15.

11. Artpedagogika i arterapiya v special'nom obrazovanii: Ucheb. dlya stud. sred. i vyssh. ped. ucheb. zavedenij / E.A. Medvedeva, I.YU. Levchenko, L.N. Komissarova, T.A. Dobrovol'skaya. - M. : Akademiya, 2001. - 248 s.

12.Bitova, A.L. Muzyka kak ehlement terapii v processe reabilitacii detej s ogranichennymi vozmozhnostyami / Centr lechebnoj pedagogiki [EHlektron. resurs]: B-ka «Osobyj rebenok» -Elektron. dan. (4728 bajt). 1997. Rezhim dostupa: http://webcenter.ru/~scdl/library/zips/bitova02.zip

13. Volkova, G.A. Logopedicheskaya

ritmika: ucheb. posobie dlya stud. vyssh.

ucheb. zavedenij / G.A. Volkova. - M. : VLADOS, 2002. - 172 s.

E. A. Ovodok THE ROLE OF MUSIC IN DEVELOPMENT OF SPEECH INTONATION IN CHILDREN WITH COCHLEAR IMPLANTS Belarusian state pedagogical University named Tank, the Institute of inclusive education Summary

In the article analyzes the problems of oral-aural rehabilitation of children with severe hearing loss. Proved the possibility of using the means of music for the development of perception and reproduction of speech in preschool children with cochlear implants.

УДК 372.2:376-053.5

К.Д. Петухова

НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД К РАЗВИТИЮ ФУНКЦИЙ ПРОГРАММИРОВАНИЯ, РЕГУЛЯЦИИ И КОНТРОЛЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ТРУДНОСТЯМИ В ОБУЧЕНИИ

УО «Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка»

По разным данным от 4 до 25% семилетних и от 20 до 50% шестилетних детей не могут без напряжения усваивать школьную программу. Тенденция к увеличению количества детей с трудностями в обучении обусловлена ростом количества и силы воздействия совокупности причин, приводящих к их возникновению. По мнению исследователей (Н.К. Корсакова, Ю.В. Микадзе, Е.Ю. Балашова) одной из причин возникновения трудностей обучения может быть слабость функций программ-мирования и контроля, которая не только является причиной возникновения трудно -стей в обучении, но и приводит к расстройствам поведения у детей и подростков [1]. Так, у 90% младших школьников наблюдается нарушение функций программмиро-

вания, регуляции контроля разной степени выраженности. Особенности и типичные проявления слабости управляющих функций у младших школьников с трудностями в обучении были подробно описаны нами в предыдущих исследованиях [2; 3].

Необходимость и важность своевременной психолого-педагогической помощи в младшем школьном возрасте определяется высокой пластичностью детского мозга в данном возрасте. При нормальном онтогенетическом развитии функциональные системы мозга работают таким образом, что парциальное отставание одних функций компенсируется другими функциями, имеющими более высокий уровень развития. Для детей с трудностями в обучении также возможна данного рода

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.