Научная статья на тему 'Роль музыкального воспитания в гармоничном развитии детей'

Роль музыкального воспитания в гармоничном развитии детей Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
2221
239
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Роль музыкального воспитания в гармоничном развитии детей»

М. Б. Королёва

Роль музыкального воспитания в гармоничном развитии детей

Гармоничное сочетание умственного и физического развития, нравственной чистоты и эстетического отношения к жизни и искусству - необходимые условия формирования целостной личности. Достижению этой цели во многом способствует правильная организация музыкального воспитания детей.

О необходимости гармоничного воспитания человечество заботилось с древнейших времен. Еще наши далекие предки осознавали необходимость создания содержательного пространства, построенного на принципах гармоничности и целостности. С античных времен известно положительное влияние занятий музыкой, в особенности пением, на психосоматическое здоровье.

Древние греки первые в истории создали теорию воспитания, построенную на принципах гармонии и всесторонности. Эти принципы развивали Платон и Аристотель. Цели системы образования в Афинах были направлены на гармоничное и всестороннее развитие духовных и телесных сил юношества.

Решение задачи формирования гармоничной личности возможно лишь при комплексном, системном подходе к воспитанию и образованию подрастающего поколения. Особое место в этой системе занимает эстетическое воспитание, одной из центральных составляющих которого является музыкальное воспитание. Оно играет особую роль во всестороннем развитии ребенка. Эта роль определяется спецификой музыки как вида искусства, с одной стороны, и спецификой детского возраста - с другой.

В процессе музыкального воспитания у детей развиваются чувство любви к прекрасному, нравственно-патриотические качества, происходит их социализация в обществе. Еще Аристотель говорил, что в основе музыки лежат зародыши нравственных состояний, поэтому она должна входить в перечень обязательных предметов обучения и воспитания. Невежество в области музыкального воспитания ощущалось не просто пробелом в образовании, но считалось сигналом какого-то изъяна во внутреннем мире человека.

Музыку называют зеркалом души человеческой. Это искусство имеет прямое и сильное эмоциональное воздействие. Благодаря столь замечательной особенности музыка становится, по выражению Б.М. Теплова, «эмоциональным познанием» и дает ни с чем не сравнимые возможности для развития эмоциональной сферы человека, в особенности в детстве, наиболее восприимчивом из всех возрастов.

210

Гармоничное развитие личности предполагает единство формирования эмоциональной и интеллектуальной сфер психики ребенка. Развитие музыкальных способностей - уникальное средство формирования этого единства, поскольку оно оказывает огромное влияние не только на эмоциональное, но и познавательное развитие ребенка. Это связано с тем, что музыка несет в себе не только эмоции, но и огромный мир идей, мыслей, образов.

Развитие музыкальности способствует нравственному становлению человека и формированию его как личности. В. А. Сухомлин-ский писал: «Музыкальное воспитание - это не воспитание музыканта, а, прежде всего воспитание человека». Эти слова стали эпиграфом к программе по музыке для школ, предложенной Д. Б. Кабалевским.

Музыкальное развитие ребёнка оказывает ничем не заменимое воздействие на обогащение духовного мира. Это процесс становления и развития музыкальных способностей на основе природных задатков, формирования основ музыкальной культуры.

Именно музыка, музыкальное воспитание может оказать большую помощь в полноценном развитии ребенка. Под влиянием музыкальных упражнений и игр при условии использования правильно подобранных приемов положительно развиваются психические процессы и свойства личности, чище и грамотнее становится речь.

Ученые доказали, что под действием музыки у ребёнка изменяется тонус мышц, ускоряются сердечные сокращения, снижается давление. Во время слушания музыкальных произведений у детей меняется электрическая активность клеток мозга, улучшается память. Так, в 1975 г. В. Н. Мясищев и А. Л. Готендинер выявили, что при восприятии музыки различных стилей и направлений меняются частотные характеристики ЭЭГ (электроэнцефалограммы). В этом же году Н. Д. Маслова доказала, что в ЭЭГ взрослого человека усиливаются альфа-ритмы при получении удовольствия от прослушанной музыки. Положительное влияние музыки на центральную нервную систему отмечали и психиатры А. Л. Гройсман и В. В. Райков.

Пение, один из важнейших видов музыкальной деятельности детей, оказывает глубокое воздействие на физиологические процессы организма, такие как дыхание, газообмен, артериальное давление, кровообращение, сердечный ритм, работа эндокринной системы и др. Оно способствует развитию психических процессов и свойств личности (внимание, память, мышление, воображение и т. д.); расширению кругозора; нормализации деятельности периферических отделов речевого аппарата (дыхательного, артикуляцион-

211

ного, голосообразовательного); развитию речи за счет расширения словаря.

В процессе обучения пению особенно активно развиваются познавательная деятельность, эмоциональная отзывчивость, музыкальный слух, вокально-хоровые навыки. Исследования показали, что при пении с детьми раннего возраста у них развиваются умственные способности, необходимые для научного, математического мышления. Певческая деятельность помогает также исправить ряд речевых недостатков: невнятное произношение, проглатывание окончаний слов. Занятия пением гармонизуют работу левого и правого полушарий. Голос является прекрасным средством сброса эмоционального напряжения.

Песни, благодаря тексту, более доступны детям по содержанию, чем любой другой музыкальный жанр. С помощью голоса многое можно выразить, о многом рассказать. Но это реально только при условии владения голосом, который является очень сложным, многокомпонентным инструментом. К сожалению, многие дети не поют, а говорят. Они не справляются с пропеванием данного звука, плохо запоминают тексты и названия музыкальных произведений; недостаточно точно согласовывают движения с музыкой, словом, затрудняются в передаче ритмического рисунка.

Обучение пению требует от ребенка большой активности и умственного напряжения. Он учится сравнивать свое пение с пением других, прислушиваться к исполнению мелодии на фортепиано, оценивать качество исполнения. Певческая деятельность представляет собой сложный процесс звукообразования, в котором очень важна вокально-слуховая координация. Для правильного интонирования особое значение имеет развитие слуха у детей. Различные отклонения в строении голосового аппарата, слуха, речи, мышечного тонуса, несовершенство вокально-слуховой координации у детей влияют на качество пения. Но в работе необходимо учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка и подбирать упражнения, ориентируясь на его голосовые возможности, чтобы не допустить дополнительных нарушений голоса. И, конечно, использовать яркие сказочные образы. Это неизменно вызывает огромный интерес к занятиям у ребенка.

Для детей занятия музыкой имеют большое значение, так как создают положительные эмоции, снижают эмоциональнопсихическое напряжение, помогают формированию мелкой и общей моторики, развивают артикуляционную подвижность, речевой слух, речевую моторику и речедвигательную координацию, прививают

212

речевые и певческие навыки, способствуют развитию музыкальных способностей, формируют первоначальные навыки музицирования.

Вообще, музыкальное воспитание способствует общему развитию личности ребенка. Взаимосвязь между всеми сторонами воспитания складывается в процессе разнообразных видов и форм музыкальной деятельности. Эмоциональная отзывчивость и развитый музыкальный слух позволят детям в доступных формах откликнуться на добрые чувства и поступки, помогут активизировать умственную деятельность и, постоянно совершенствуя движения, разовьют детей физически.

Музыка и различные виды музыкальной деятельности обладают специфическими возможностями и воздействием на формирование личности человека. Именно правильно сбалансированное сочетание этих видов позволяет равномерно развивать музыкальные способности детей, акцентировать их внимание на красоте музыкальных образов и окружающего нас мира. В силу того, что музыка воспринимается эмоционально, она имеет огромное значение в развитии чувств ребенка.

Музыкальные звуки воздействуют на человека всесторонне. Они обладают огромной силой влияния на него, расширяя кругозор, обогащая духовный мир и отражая целую гамму эмоций. Музыкальное искусство воздействует на волю, интеллект, мышление, логику и другие качества личности. Общедоступный язык музыки всем понятен, независимо от национальности. Вызывая различные ассоциации горя и радости, побед и поражений, музыка раскрывает подсознание, выпуская пережитые чувства, воспоминания, скрытые силы.

Приобщая детей к шедеврам мировой музыкальной культуры, всесторонне развивая его музыкальные способности, мы тем самым способствуем гармонизации личности ребенка.

Н. Ю. Розова, В. А. Мосолов

Сравнительный анализ отечественных воззрений на проблему учета биологических и социально-средовых факторов развития человека в организованном воспитательном процессе (вторая половина XIX - первая треть ХХ в.)

Цель данной статьи - выявить общие и особенные черты, присущие педагогическим воззрениям К. Д. Ушинского, А. С. Макаренко и ряда представителей педологии на проблему учета биологических и социально-средовых факторов развития человека в организованном воспитательном процессе.

213

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.