Научная статья на тему 'Музыкальное воспитание детей в процессе формирования гармонично развитой личности'

Музыкальное воспитание детей в процессе формирования гармонично развитой личности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1731
189
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Королёва М. Б.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Музыкальное воспитание детей в процессе формирования гармонично развитой личности»

М. Б. Королёва

Музыкальное воспитание детей в процессе формирования гармонично развитой личности

Правильно осуществляемое музыкальное развитие всегда связано с совершенствованием многих качеств и свойств личности ребенка. Главная задача музыкального воспитания детей - развитие эстетического отношения к жизни и искусству, характеризующееся эмоциональной отзывчивостью, развитым восприятием, оценочным отношением, творческой деятельностью.

Музыка - одно из ярких средств эстетического воспитания. Она решает множество проблем в воспитательном процессе ребенка: корректирует характер, воспитывает сосредоточенность и прививает чувство прекрасного. Роль музыки огромна в нравственнопатриотическом воспитании детей. Она помогает ярко выплеснуть свои эмоции, выразить любовь к Родине, своему дому, природе, близким людям.

Музыкальное воспитание формирует духовные потребности человека, его нравственные представления, интеллект, развивает идейно-эмоциональное восприятие и эстетическую оценку жизненных явлений. Оно развивает способности к восприятию музыки через различные формы музыкальной деятельности, цель которых - развитие музыкальных способностей человека, воспитание эмоциональной отзывчивости к музыке, понимание и глубокое переживание его содержания, т. е. формирование музыкальной культуры человека.

Правильно организованное музыкальное воспитание способствует развитию мыслительных способностей и образного мышления. Музыка, формируя практические умения через восприятие, пение, музыкально-ритмические и танцевальные движения, нотную грамоту, одновременно развивает коммуникативные основы, информационно-познавательные потребности, способствует физическому развитию, социализации ребенка в обществе. Игра на музыкальном инструменте способствует развитию речи через развитие мелкой моторики, так как речевой центр в коре головного мозга находится в тесном соседстве с участком, отвечающим за движения. Знакомство детей с нотной грамотой развивает математические способности. Интегрируя во все образовательные области, музыка оказывает огромное влияние на весь организм ребенка, его гармонизацию.

Нами на протяжении нескольких лет проводился формирующий эксперимент по влиянию музыкального воспитания на гармоничное развитие детей. В качестве экспериментального материала применялись слушание музыки по программе О. П. Радыновой «Музыкальные шедевры», пение с элементами нотной грамоты по

260

авторской методике и методике О.В. Кацер, музыкальноритмические движения, музыкально-театральная деятельность.

На подготовительном этапе начинается вхождение детей в мир музыки. У них еще слабо развита тонкая и общая моторика, нет координированности движений, плохое взаимодействие слуха и голоса, слабые голосовые связки. Музыкальные произведения воспринимаются детьми поверхностно, отсутствует артистичность.

На каждом этапе обучения мы используем материал программы О. П. Радыновой «Музыкальные шедевры» по слушанию музыки, с помощью которого дети начинают воспринимать музыкальные образы. Содержанием программы являются лучшие образцы мировой музыкальной культуры, ориентированные на приоритет общечеловеческих ценностей. Программа построена на тематическом, концентрическом, адаптивном и синкретическом принципах, на принципе контрастного сопоставления материала. Все музыкальные произведения разбиты на шесть тем, которые повторяются на каждом этапе, но на более высоком уровне и на других музыкальных произведениях.

Огромное значение для развития детей имеет пение. Дети очень любят петь. В развитии вокальных навыков мы применяем распевки, основанные на потешках, артикуляционную гимнастику, упражнения на дыхание, игры с голосом, несложные песенки. В речевой этап входят артикуляционная гимнастика; игры с голосом, развивающие мимику, артикуляционную моторику, речевой и музыкальный слух; речевые зарядки. Этот этап способствует развитию дыхания, дикции, певческого и речевого голоса, выразительных навыков правильной речи. В результате занятий происходит плавный переход к развитию вокальных навыков детей и их музыкальных способностей.

У детей одной из проблем является работа над дыханием. Поэтому мы проводим на занятиях специальные дыхательные упражнения. Также перед началом пения целесообразно проводить артикуляционную гимнастику для развития артикуляционного аппарата. На своих занятиях мы используем эту гимнастику с музыкальным сопровождением и обязательно вводим яркие сказочные образы. Артикуляционная гимнастика превращается в сказку, которую дети с удовольствием слушают, выполняя упражнения, а на следующих занятиях сами ее рассказывают. Музыкальное сопровождение помогает найти точный ритм, темп, динамику и выразительность.

Подбор вокальных упражнений должен быть индивидуальным для каждой группы детей, так как детский голос требует максимально щадящего отношения. Петь дети должны в соответствующем возрасту диапазоне, исполнять короткие певческие фразы, интонировать негромко, без напряжения. Эти требования основаны на ана-

261

томических и физиологических особенностях детского организма; пренебрежение этими правилами ведет к нарушению голосовой функции. Поэтому песенный материал для детей мы подбираем очень внимательно и осторожно. Песни должны соответствовать возрасту, быть содержательными, иметь простые и запоминающиеся мелодии, несложный аккомпанемент, возможность инсценирования. Постепенно задачи усложняются, и музыкальные произведения становятся более сложными в интонационном, исполнительском и художественном планах.

На последнем, заключительном, этапе обучения мы используем знакомство с нотной грамотой. В нашей методике используются элементы абсолютной и относительной сольмизаций, сочетание которых создает оптимальные условия для развития детей.

Роль движения в жизни ребенка огромна. Он живет и развивается именно в нем. При недостаточной двигательной активности ослабляются все системы детского организма: нервная, сердечнососудистая, костно-мышечная, дыхательная. В нашем эксперименте мы используем элементы методики О. В. Кацер, основанные на использовании танцевальных движений с речевым сопровождением. Соединение речи и движения помогает танцевальным и двигательным навыкам, навыкам активного слушания. Психологи и медики давно доказали взаимосвязь речи и движения, так как зоны двигательной активности и речевая находятся в коре головного мозга по соседству. Вообще, речедвигательный комплекс мы используем во всех видах музыкальной деятельности. Он помогает лучшему запоминанию музыкального материала.

Музыкально-ритмические движения необходимы детям не только для развлечения, но и для их физического, умственного и эстетического развития. Они развивают эмоциональность, музыкальный слух и чувство ритма, расширяют музыкальный кругозор. Мы подбираем материал высокохудожественный, отвечающий интересам и возможностям ребенка.

Все виды музыкальной деятельности детей синтезируются в театрально-музыкальной деятельности. Развитие творческих способностей человека - очень важная задача для создания нового в материальной и духовной культуре, совершенствования человеком самого себя в духовной сфере. Детское творчество является одной из самых актуальных проблем педагогики и психологии.

Театральная деятельность - самый распространенный вид детского творчества. Она близка и понятна ребенку, глубоко лежит в его природе, потому что связана с игрой. Входя в образ, дети играют любые роли, стараясь подражать тому, что видели и что их заинтересовало. От этого они получают огромное эмоциональное наслаждение.

262

Занятия театральной деятельностью помогают ребенку развить свои интересы и способности, способствуют общему развитию, проявлению любознательности, развитию ассоциативного мышления, проявлению общего интеллекта, эмоций при проигрывании ролей. Кроме того, они требуют от ребенка решительности и трудолюбия, что способствует формированию волевых черт характера. Частые выступления на сцене перед зрителями повышают самооценку детей. Упражнения на развитие речи, дыхания и голоса совершенствуют речевой аппарат ребенка. Выполнение игровых заданий в образах животных и персонажей из сказок помогает лучше овладеть своим телом, осознать пластические возможности движений, способствуют развитию координации и сформированности общей моторики.

Сказки служат для детей первым уроком нравственности и морали. В них добро всегда побеждает зло. Это настраивает ребёнка на оптимистичное восприятие жизни, формирует положительные черты характера и навыки общественного поведения. Работа над театрализацией сказки способствует развитию и коррекции всех психических познавательных процессов.

Театрализация сказок предполагает большой объём предварительной работы. Музыкальная, изобразительная, конструктивная деятельность - составляющие компоненты театрализованных игр. На каждом этапе задачи по театрализованной деятельности усложняются, дети инсценируют по мере развития более сложные произведения.

Анализ результатов, полученных в конце исследования, показал, что в результате формирующего обучения в экспериментальной группе были успешно решены задачи по формированию музыкального развития детей старшего дошкольного возраста с целью гармонизации личности, и предложенная методика оказалась эффективной. Внедрение формирующей методики в практику дошкольного музыкального воспитания и обучения в дошкольных учреждениях Кировского района Ленинградской области подтвердило это.

А. А. Алексеева

О развитии ладогармонического мышления учащихся детских музыкальных школ

Произведения современных авторов прочно вошли в учебные программы детских музыкальных школ. Введение ребенка в мир современной музыки стало актуальнейшей задачей фортепианной педагогики. Содержательная сторона детской музыки обогатилась новыми образами, новой тематикой. Изучение маленьким пианистом этой литературы требует освоения новых интонаций, иного ха-

263

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.