Научная статья на тему 'РОЛЬ МУЗЫКАЛЬНО-ЭСТЕТИЧЕСКОЙ СРЕДЫ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ В НОРМАЛИЗАЦИИ САМООЦЕНКИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА'

РОЛЬ МУЗЫКАЛЬНО-ЭСТЕТИЧЕСКОЙ СРЕДЫ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ В НОРМАЛИЗАЦИИ САМООЦЕНКИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
121
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА / СТАРШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ / САМООЦЕНКА / НОРМАЛИЗАЦИЯ САМООЦЕНКИ / УРОВЕНЬ САМООЦЕНКИ / ДОШКОЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / МУЗЫКАЛЬНО-ЭСТЕТИЧЕСКАЯ СРЕДА / PRESCHOOL AGE CHILDREN / SENIOR PRESCHOOL AGE / SELF-EVALUATION / NORMALIZATION OF SELF-EVALUATION / LEVEL OF SELF-EVALUATION / PRESCHOOL EDUCATIONAL ORGANIZATION / MUSICAL AND AESTHETIC ENVIRONMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мартынова Любовь Николаевна, Гамова Светлана Николаевна, Самсонова Светлана Николаевна, Лошкарева Олеся Николаевна

В настоящей статье авторы анализируют одну из актуальных проблем, существующих в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образовании - искажение личностного развития детей. Большинству детей старшего дошкольного возраста свойственна аномальная самооценка, считающаяся патологией для данного возрастного периода.В статье представлена краткая характеристика уровней самооценки старших дошкольников. Авторы придерживаются следующих уровней самооценки: адекватная, завышенная, заниженная самооценка. Также в статье выявлены проблемы развития самооценки в старшем дошкольном возрасте, кроме того, представлено авторское содержание понятия «нормализация самооценки». Предложена музыкально-эстетическая среда в качестве средства, способствующего формированию адекватной самооценки.Представлены результаты исследования по диагностике самооценки детей старшего дошкольного возраста: в дошкольном возрасте отмечается приблизительно равное соотношение уровней самооценки. Лишь 40 % детей имеет адекватную самооценку, являющуюся для данного возраста нормой. Среди особенностей адекватной самооценки отмечено дружелюбие, реалистичная оценка своих возможностей, стремление к преодолению трудностей. Дошкольникам с заниженной самооценкой (30 %) свойственны замкнутость, тревожность, утомляемость. У детей с завышенной самооценкой (30 %) демонстративно проявляется стремление к лидерству. В статье представлено качественное описание величины коэффициента корреляции между самооценкой и музыкально-эстетической средой дошкольной образовательной организации посредством градации Ахима Бююля,Петера Цёфеля. Представлен план мероприятий повышения знаний воспитателей по организации музыкально-эстетической среды с целью повышения уровня самооценки у дошкольников, включающий распределение мероприятий по неделям, названия мероприятий, а также участников планируемых к проведению мероприятий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мартынова Любовь Николаевна, Гамова Светлана Николаевна, Самсонова Светлана Николаевна, Лошкарева Олеся Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF THE MUSICAL AND AESTHETIC ENVIRONMENTOF A PRESCHOOL EDUCATIONAL ORGANIZATION IN THE NORMALIZATIONOF SELF-ESTEEM IN OLDER PRESCHOOL CHILDREN

In this article the authors analyze one of the urgent problems that exist in the context of the implementation of the federal state educational standard for preschool education - the distortion of the personal development of children. Most children of senior preschool age are characterized by abnormal self-evaluation, which is considered a pathology for this age period.The article presents a brief description of the self- evaluation levels of senior preschool age chilfren. The authors adhere to the following classification of self-evaluation: adequate, overestimated, underestimated self-evaluation. The article also reveals the problems of developing self-evaluation in senior preschool age. In addition, the article provides a summary of the concept of “normalization of self-evaluation”. The musical and aesthetic environment is proposed as a means of promoting the formation of adequate self-evaluation. The article presents the results of a study on the diagnosis of self-evaluation of senior preschool age children: in preschool age, there is an approximately equal ratio of self-evaluation levels. Only 40 % of children have adequate self-evaluation, which is the norm for a given age. Among the features of adequate self-evaluation, friendliness, a realistic assessment of one's capabilities, and a desire to overcome difficulties were noted. Preschoolers with lowself-evaluation (30 %) are characterized by isolation, anxiety, and fatigue. Children with overestimated self-evaluation (30 %) demonstratively manifest a desire for leadership. The article presents a qualitative description of the value of the correlation coefficient between self-evaluation and the musical-aesthetic environment of a preschool educational organization through the gradation of Achim Büyul, Peter Zöfel. A plan of measures to increase the knowledge of educators on the organization of a musical and aesthetic environment in order to increase the level of self-evaluation among preschoolers is presented, including the distribution of activities by week, the names of activities, as well as participants of planned activities.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ МУЗЫКАЛЬНО-ЭСТЕТИЧЕСКОЙ СРЕДЫ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ В НОРМАЛИЗАЦИИ САМООЦЕНКИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Мир науки. Педагогика и психология / World of Science. Pedagogy and psychology https ://mir-nauki.com 2020, №5, Том 8 / 2020, No 5, Vol 8 https://mir-nauki.com/issue-5-2020.html URL статьи: https://mir-nauki. com/PDF/40PSMN520.pdf Ссылка для цитирования этой статьи:

Мартынова Л.Н., Гамова С.Н., Самсонова С.Н., Лошкарева О.Н. Роль музыкально-эстетической среды дошкольной образовательной организации в нормализации самооценки детей старшего дошкольного возраста // Мир науки. Педагогика и психология, 2020 №5, https://mir-nauki.com/PDF/40PSMN520.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.

For citation:

Martynova L.N., Gamova S.N., Samsonova S.N., Loshkareva O.N. (2020). The role of the musical and aesthetic environment of a preschool educational organization in the normalization of self-esteem in older preschool children. World of Science. Pedagogy and psychology, [online] 5(8). Available at: https://mir-nauki.com/PDF/40PSMN520.pdf (in Russian)

УДК 37.04; 159.9 ГРНТИ 14.23.05; 15.31.31

Мартынова Любовь Николаевна

ФГБОУ ВО «Елецкий государственный университет имени И.А. Бунина», Елец, Россия

Доцент кафедры «Дошкольного и специального образования» Кандидат педагогических наук, доцент E-mail: pipdosh@mail.ru ORCID: https://orcid.org/0000-0003-4049-5258

Гамова Светлана Николаевна

ФГБОУ ВО «Елецкий государственный университет имени И.А. Бунина», Елец, Россия

Доцент кафедры «Дошкольного и специального образования» Кандидат педагогических наук, доцент E-mail: gamova-1975@list.ru ORCID: https://orcid.org/0000-0003-4299-2821

Самсонова Светлана Николаевна

ФГБОУ ВО «Елецкий государственный университет имени И.А. Бунина», Елец, Россия Старший преподаватель кафедры «Дошкольного и специального образования»

E-mail: svetasamsonova2013@yandex.ru

Лошкарева Олеся Николаевна

ФГБОУ ВО «Елецкий государственный университет имени И.А. Бунина», Елец, Россия Ассистент кафедры «Дошкольного и специального образования»

E-mail: olesya.loshkareva@mail.ru

Роль музыкально-эстетической среды дошкольной образовательной организации в нормализации самооценки детей старшего дошкольного возраста

Аннотация. В настоящей статье авторы анализируют одну из актуальных проблем, существующих в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образовании - искажение личностного развития детей. Большинству детей старшего дошкольного возраста свойственна аномальная самооценка, считающаяся патологией для данного возрастного периода.

В статье представлена краткая характеристика уровней самооценки старших дошкольников. Авторы придерживаются следующих уровней самооценки: адекватная,

https:// mir-nauki. com

завышенная, заниженная самооценка. Также в статье выявлены проблемы развития самооценки в старшем дошкольном возрасте, кроме того, представлено авторское содержание понятия «нормализация самооценки». Предложена музыкально-эстетическая среда в качестве средства, способствующего формированию адекватной самооценки.

Представлены результаты исследования по диагностике самооценки детей старшего дошкольного возраста: в дошкольном возрасте отмечается приблизительно равное соотношение уровней самооценки. Лишь 40 % детей имеет адекватную самооценку, являющуюся для данного возраста нормой. Среди особенностей адекватной самооценки отмечено дружелюбие, реалистичная оценка своих возможностей, стремление к преодолению трудностей. Дошкольникам с заниженной самооценкой (30 %) свойственны замкнутость, тревожность, утомляемость. У детей с завышенной самооценкой (30 %) демонстративно проявляется стремление к лидерству. В статье представлено качественное описание величины коэффициента корреляции между самооценкой и музыкально-эстетической средой дошкольной образовательной организации посредством градации Ахима Бююля, Петера Цёфеля. Представлен план мероприятий повышения знаний воспитателей по организации музыкально-эстетической среды с целью повышения уровня самооценки у дошкольников, включающий распределение мероприятий по неделям, названия мероприятий, а также участников планируемых к проведению мероприятий.

Ключевые слова: дети дошкольного возраста; старший дошкольный возраст; самооценка; нормализация самооценки; уровень самооценки; дошкольная образовательная организация; музыкально-эстетическая среда

В настоящее время глобальный характер приобретает общественный кризис, вызванный бесконечными ежедневно испытываемыми каждым человеком стрессовыми ситуациями. Сталкивание с демонстрируемыми, часто агрессивными социальными потрясениями посредством СМИ, телевидения, интернет - ресурсов создает негативную атмосферу, способствующую формированию у людей негативных поведенческих реакций. Такая среда затрагивает и детей, которые быстро впитывают обрушивающуюся на них информацию, в результате чего процесс их развития значительно искажается.

В этой связи особую актуальность приобретает задача по формированию у детей адаптационных личностных возможностей, эмоциональной устойчивости и способности к преодолению конфликтных ситуаций. По мнению авторов, особого внимания требует дошкольный возраст, поскольку именно в этот период дошкольник осваивает модели поведения в непривычных стрессовых ситуациях, где одну из наиболее важных ролей занимает самооценка, детерминирующая направленность и особенности общения в детском коллективе.

Гонина О.О. отмечает, что в современном образовательном пространстве «важное значение отведено формированию и поддержке положительной самооценки детей, их уверенности в собственных возможностях и способностях» (Гонина, 2019).

Самооценка является сложно-структурированным образованием, существенным составным компонентом социального интеллекта, определяющим процесс формирования, являющимся важным звеном ее мотивационно - потребностной сферы и способностью человека адекватно оценивать себя.

В период дошкольного возраста важной задачей является формирование у детей самооценки, позволяющей ребенку разумно оценивать себя и свои возможности, а также окружающих людей. Данная работа требует учета особенностей ее развития в онтогенезе.

Введение (актуальность)

Особое внимание заслуживает старший дошкольный возраста, поскольку он «играет значимую роль в личностном развитии ребенка: в этот период жизни начинают формироваться новые психологические механизмы деятельности и поведения» [2, с. 161]. В период старшего дошкольного возраста детям свойственно оценивание окружающих и самих себя обобщенно, без дифференцированных характеристик («плохой», «хороший»), что обусловлено возрастными особенностями, поскольку многие моральные понятия у старших дошкольников еще не сформировались. Установлено, что в этот возрастной период происходит осознание дошкольниками общепринятых норм и правил. Однако, большинству детей свойственно положительное оценивание себя вне зависимости от частоты конфликтных ситуаций.

Шавшаева Л.Ю., Самсоненко Л.С. отмечают, что «старший дошкольник, совершая плохой поступок, понимает, что поступил неправильно, но не в состоянии это признать. Ребенок осознает, что хвастаться не нужно, но хочет отличиться среди остальных так явно, что идет на различные хитрости, чтобы было лучше» [3].

В психолого-педагогических исследованиях в дошкольном возрасте выделяют 3 уровня развития самооценки: адекватная, заниженная и завышенная.

Детям с низкой самооценкой свойственна повышенная тревожность, неуверенность, агрессивная направленность поведения, страхи перед оцениванием окружающих, неумение выстраивать общение со сверстниками и, как следствие, частые неудачи в них, общественное отвержение. Наличие завышенной самооценки характерно для инициативных детей старшего дошкольного возраста, не умеющих согласовывать свои действия со сверстниками, в результате чего возникают ведущие к непрочным отношениям конфликтные ситуации. Адекватная самооценка включает в себя трезвое оценивание своих личностных качеств, умений, критическое отношение к себе, объективная оценка своих возможностей, позволяющих успешно взаимодействовать с окружающими (Гилева, 2016).

В период старшего дошкольного возраста нормой считается адекватная самооценка. Заниженная и завышенная самооценка являются аномальным.

Самооценка у старших дошкольников «в большей части связана с оценками родителей и педагогов» [5, с. 17].

По мнению Горбуновой Е.В., Хандова С.К., становление самооценки у детей происходит в основном в реализации адекватных форм ролевого поведения, которые происходят в игровой, трудовой и образовательной деятельности [6, с. 84].

Бадалян Э.К. считает, что «мнение ребенка о самом себе начинает складываться исходя из оценок взрослого» (Бадалян, 2019). Отсюда следует, что общение ребенка с взрослым оказывает большое влияние на формирование самооценки. Так, в процессе руководства детской деятельностью, взрослый обращает внимание на разные стороны поведения, личностные и индивидуальные качества. Оценивая их, взрослый помогает детям лучше понимать социум, формирует поведенческие эталоны, которые помогают адекватно оценить дошкольникам свои поступки и поступки окружающих. Под его руководством может быть организован процесс формирования адекватной самооценки у детей, который, по нашему мнению, носит название «нормализация самооценки». На сегодняшний момент актуальной задачей видится поиск эффективных средств, способствующих регулированию процесса формирования адекватной самооценки в период дошкольного возраста.

По нашему мнению, особо значимым потенциалом обладает музыкально-эстетическая среда, на особую значимость которой указывали А.Н. Зимина, Г.А. Праслова, Г.П. Новикова, О.П. Радынова, Л.А. Рапацкая, Г.М. Цыпин и др. Отдельные аспекты этой проблемы представлены в исследованиях Е.А. Булатова, А.Г. Гогоберидзе, В.А. Деркунская, Э.П. Костина, Н.Х. Солопова, С.А. Смирнов и др.

Организация музыкально-эстетической среды, способствующей нормализации самооценки, требует, по нашему мнению, качественного обновления содержания музыкальной деятельности, поиска новых форм и методов организации музыкальной деятельности. Замечено, что быстро перестроиться на обозначенные стандартом требования воспитателям достаточно сложно, чем и вызвана необходимость в обогащении их знаний по организации музыкально-эстетической среды с учётом требований ФГОС ДО.

Методы исследования

Для нормализации заниженной самооценки у детей старшего дошкольного возраста воспитателям необходимо организовать музыкально-эстетическую среду, включающую полимодальную динамическую среду, обладающую специфическими параметрами, оказывающими воздействие не только на общее развитие дошкольника, но и на музыкальное [8].

Н.Х. Солопова характеризует музыкально-эстетическую среду как «специально созданные условия жизнедеятельности детей, в которых становится возможным их более эффективное, качественное, интенсивное художественно-эстетическое развитие, достижение психоэмоциональной, интеллектуальной, физиологической, социально-коммуникативной готовности к новому школьному» [9].

По нашему мнению, профессионально и грамотно организованная музыкально-эстетическая среда способствует нормализации самооценки детей старшего дошкольного возраста. Так, для проверки выдвигаемой гипотезы на базах ДОО Липецкого региона было организовано экспериментальное исследование, в котором приняли участие 170 детей старшего дошкольного возраста; 20 педагогов. На начальном этапе цель исследования заключалась в выявлении уровня развития самооценки детей старшего дошкольного возраста, а также в анализе организации музыкально-эстетической среды.

Констатирующий эксперимент направлен на выявление уровня самооценки детей с помощью методики «Кошкин дом» (модификация методики «Дерево» Л.П. Пономаренко), методики «Какой я?» (Р.С. Немов).

Критерием, характеризующим самооценку по первой методике, выступила выбранная позиция (соотношение реального и идеального положения на бланке задания). По второй метрика в качестве критерия рассмотрена степень адекватности представлений о себе (характер представлений ребенка о своих личностных качествах).

Второй частью констатирующего эксперимента явилась оценка музыкально-эстетической среды в группах, производимая по следующим критериям: насыщенность музыкально-эстетической среды (оснащенность музыкально-дидактическими играми и атрибутами, музыкальными игрушками, элементами костюмов и театральными атрибутами уголка групповой комнаты); функциональность музыкально-эстетической среды (полифункциональность использования предметов; динамичность (изменчивость) среды; доступность всех предметов среды ребенку); педагогическая целесообразность (возрастная и индивидуальная адресованность; педагогическая направленность).

Результаты исследования

Анализ полученных результатов по 2 методикам позволил установить, что в период дошкольного возраста уровни самооценки находятся в равном соотношении. Около 40 % испытуемым свойственна адекватная самооценка, признанная нормой. Таким детям

https:// mir-nauki. com

свойственно дружелюбие, желание преодолевать трудности. С заниженной самооценкой выявлено 30 % испытуемых, которым свойственна замкнутость, тревожность и т. п. завышенная самооценка обнаружена у 30 % испытуемых, где демонстративно проявляется стремление к лидерству. При аномальной самооценке детям трудно реалистично оценить себя и отразить мнения о себе со стороны окружающих. Полученные результаты требуют специально организованной работы. Но ее реализация требует выявления особенностей организации музыкально-эстетической среды в группах, на что и была направлена следующая ступень констатирующего эксперимента.

При анализе организации музыкально-эстетической среды зафиксировано, что не в каждой групповой комнате имеются музыкальные уголки, в которых есть музыкально-дидактические игры, пособия, музыкальные инструменты и атрибуты, различные музыкальные игрушки, театральные костюмы, театральные декорации и др. Замечено невысокого качества состояние костюмов, внешняя неприглядность некоторых музыкальных игрушек, их несоответствие возрасту детей и т. д.

В процессе обследования музыкально-эстетической среды было выявлено, что не везде оснащение музыкального уголка полностью учитывает индивидуальные интересы и предпочтения детей. Отмечается статичность музыкально-эстетической среды, ее малая изменчивость и др. Тем не менее, музыкальные инструменты и дидактические пособия доступны для дошкольников, имеются элементы костюмов, декорации. Можно проследить лишь некоторые их элементы (относительная обособленность и возможность вариативности музыкально-эстетической среды). В некоторых дошкольных учреждениях музыкальные и дидактические пособия, музыкальные инструменты и др. находятся в отличном состоянии, безопасны для детей, соответствуют их возрасту. Оснащение музыкального уголка частично учитывает индивидуальные интересы и предпочтения детей. Одновременно стоит отметить достаточную динамичность музыкально-эстетической среды, ее изменчивость, возможность индивидуальной музыкальной деятельности детей.

В процессе беседы выявлено, что воспитатели знают о требованиях стандарта к организации музыкально-эстетической среды, но испытывают затруднения в их реализации.

Таким образом, выявлено, что музыкально-эстетическая среда в детских садах Липецкой области отчасти соответствует требованиям стандарта. Следует также отметить тот факт, что в организациях, имеющих наибольшее число проблем, зафиксировано и преобладающее число детей с аномальной самооценкой (20 %).

Далее проводилось анкетирование педагогов ДОО с целью определения проблем воспитателей в вопросах организации музыкально-эстетической среды в условиях реализации ФГОС ДО. Результаты проведенного анкетирования позволили установить, что 35 % воспитателей имеют высокий уровень знаний об организации и наполняемости музыкально-эстетической среды, избирательно, но разбираются и владеют музыкальной терминологией, знают подходы к ее организации, понимают её значимость и специфику, подходят к организации музыкально-эстетической среды с учетом интересов, увлечений, индивидуальных особенностей и возраста детей.

65 % педагогов показали средний уровень знаний в вопросах организации музыкально-эстетической среды. Немногие воспитатели (45 %) ориентируются и знают музыкальную терминологию, владеют подходами к организации музыкально-эстетической среды, понимают её значимость и специфику, подходят к организации музыкально-эстетической среды с учетом индивидуальных особенностей и возраста детей, но испытывают затруднения с наполнением музыкально-эстетической среды.

Низкий уровень знаний в организации музыкально-эстетической среды не был зафиксирован. Полученные данные свидетельствуют о возможной взаимосвязи состояния организации музыкально-эстетической среды и уровня самооценки дошкольников. Немаловажным является и материально-техническое оснащение, качество знаний и инновационный опыт работающих с детьми воспитателей играют одну из важных ролей в их личностном развитии. Некоторые воспитатели дошкольных организаций ориентируются на достаточно традиционный подход к определению способов организации пространства, его наполненности, отбору игровых и образовательных материалов.

Для подтверждения взаимосвязи между двумя исследуемыми объектами мы обратились к статистическому методу - корреляции для обработки данных. Для анализа был использован коэффициент корреляции r-Пирсона, характеризующий наличие линейной зависимости между двумя величинами.

Поместив полученные в процессе констатирующего эксперимента результаты в программу Microsoft Excel, мы вычислили коэффициент корреляции между самооценкой и музыкально-эстетической средой ДОО. Для качественного описания величины коэффициента корреляции была использована градация Ахима Бююля, Петера Цёфеля (Бююль, Цёфель, 2005).

Таблица 1

Качественная характеристика величины коэффициента корреляции между двумя объектами исследования (самооценка, музыкально-эстетическая среда) (Бююль, Цёфель, 2005)

Значения Характер корреляции

До 0,2 Очень слабая корреляция

До 0,5 Слабая корреляция

До 0,7 Средняя корреляция

До 0,9 Высокая корреляция

Свыше 0,9 Очень высокая корреляция

Для проведения сравнительного анализа была выдвинута гипотеза H0 об отсутствии связи между измеряемыми величинами; гипотеза Н1 о наличии связи между ними. После обработки данных в Microsoft Excel, был получен коэффициент корреляции r, равный 0,61 при p < 0,01, следовательно, он попадает в зону значимости.

ОД95 0:254 1=0:61

Рисунок 1. Линейная ось значимости на коэффициент корреляции (рисунок авторов)

В силу того, что величина расчетного коэффициента корреляции находится в зоне значимости, Н0 (отсутствие связи между величинами) отвергается; Н1 принимается (наличие связи между величинами). Так, связь между состоянием музыкально-эстетической среды и уровнем самооценки дошкольников статистически значима при p < 0,01 (r = 0,61).

Поскольку полученный коэффициент попадает в промежуток между значениями 0,5-0,7, можно сделать вывод о наличии средней корреляции между исследуемыми величинами. Данный статистический метод подтверждает качественный вывод о том, что наличие заниженной самооценки детерминировано одним из значимых факторов -особенностями организации музыкально-эстетической среды. Число испытуемых, имеющих заниженную /завышенную для дошкольного возраста, самооценку, свойственно ДО, где выявлены проблемы в процессе организации музыкально-эстетической среды.

Важно, что музыкально-эстетическая среда в дошкольной организации имеет характер «открытой, незамкнутой, способной к корректировке и развитию» [3; 9].

А.Г. Гогоберидзе и В.А. Деркунская отмечают, что музыкально-эстетическая среда для работы с детьми дошкольного возраста должна быть обогащена музыкальным, дидактическим, песенным и др. материалами, что и позволяет ребенку дошкольного возраста накапливать музыкальный опыт, развивать способности, воспитать музыкальную культуру и др. [8].

С целью повышения знаний воспитателей ДОО об организации музыкально-эстетической среды, способствующей нормализации самооценки, был разработан следующий план мероприятий (таблица 2).

Таблица 2

План мероприятий по повышению знаний воспитателей ДО об организации музыкально-эстетической среды, способствующей нормализации самооценки

№ недели / форма мероприятия Название мероприятия Участники мероприятия

1 неделя/ семинар-практикум «Значение музыкально-эстетической среды в нормализации самооценки» Педагоги ДОО

2 неделя/ семинар-практикум «Особенности организации музыкально-эстетической среды в группах для детей с аномальной самооценкой» Педагоги ДОО

3 неделя/ круглый стол «Использование систематизированных теоретических и практических знаний в организации музыкально-эстетической среды в группе» Педагоги ДОО

4 неделя/ музыкально- игровые упражнения «Я - король», «Сказочная шкатулка!», «Похвалилики», «Главная роль», «Мой хороший поступок», «Комплименты», «Зеркало», Передай клубочек», рисование на тему «Я - победитель», импровизация «Игра на музыкальных инструментах», «Счастливый танец» Педагоги ДОО, дошкольники

Составлено автором

Для формирования адекватного уровня самооценки, работа с ребенком должна осуществляться постоянно. Для того чтобы у ребенка появилось желание осуществлять контроль и оценивать свою деятельность необходимо постоянно формировать мотивацию к оценке и контролю своих работ и своей деятельности, развивать разными приемами и средствами самоконтроль и самооценку. Полагаем, что полученные воспитателями знания будут способствовать реализации требований ФГОС ДО и обновлению содержания музыкально-эстетической среды, содействующей повышению уровня самооценки у дошкольников.

ЛИТЕРАТУРА

1. Гонина О.О. Игровые роли дошкольников с разным уровнем самооценки [Электронный ресурс] // Киберленинка. 2019. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/igrovye-roli-doshkolnikov-s-raznym-urovnem-samootsenki/viewer (дата обращения: 19.09.2020).

2. Неустроева Т.Н. Формирование самооценки детей старшего дошкольного возраста в процессе занятий аэробикой // Инновационная наука. 2020. - Уфа: Аэтерна. № 8. С. 160-162.

3. Шавшаева Л.Ю., Самсоненко Л.С. Формирование коммуникативных умений старших дошкольников с различными видами самооценки // Азимут научных исследований: педагогика и психология. Тольятти. 2019. Т.8, № 2 (27). С. 258262.

4. Гилева Н.С. Влияние эмоциональной привязанности ребенка к матери на становление самооценки старших дошкольников [Электронный ресурс] // Наука о человеке: гуманитарные исследования. 2016. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-emotsionalnoy-privyazannosti-rebyonka-k-materi-na-stanovlenie-samootsenki-starshih-doshkolnikov (дата обращения: 03.10.2020).

5. Ульянова И.О. Роль самооценки в развитии личности дошкольника и психологические условия ее становления // Образовательный процесс. 2019. -Казань: Вертикаль знаний. № 6. С. 14-18.

6. Горбунова Е.В., Хандов С.К. Особенности формирования самооценки у старших дошкольников с общим недоразвитием речи // Акмеология. 2018. М.: ООО «НИИ школьных технологий. С. 83-86.

7. Бадалян Э.К. Взаимосвязь самооценки дошкольника и развития его когнитивных психических процессов [Электронный ресурс] // Киберленинка. 2019. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vzaimosvyaz-samootsenki-doshkolnika-i-razvitiya-ego-kognitivnyh-psihicheskih-protsessov/viewer (дата обращения: 20.08.2020).

8. Гогоберидзе А.Г., Деркунская В.А. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2016. 320 с.

9. Солопова Н.Х. Формирование музыкально-эстетической среды как педагогическая проблема: на материале работы с детьми дошкольного возраста // автореферат на соискание учёной степени кандидата искусствоведческих наук по специальности 13.00.02 - теория и методика обучения и воспитания. - М.: Московский городской педагогический университет. 2010. 24 с.

10. Бююль А., Цёфель П. SPPS: искусство обработки информации. Анализ статистических данных и восстановление скрытых закономерностей [Электронный ресурс] // Учебный центр «Бизнес класс». 2005. URL: http://www.classs.ru/library/node/2889 (дата обращения: 12.09.2020).

Martynova Lyubov Nicolaevna

Bunin Yelets state university, Yelets, Russia E-mail: pipdosh@mail.ru ORCID: https://orcid.org/0000-0003-4049-5258

Gamova Svetlana Nicolaevna

Bunin Yelets state university, Yelets, Russia E-mail: gamova-1975@list.ru ORCID: https://orcid.org/0000-0003-4299-2821

Samsonova Svetlana Nicolaevna

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Bunin Yelets state university, Yelets, Russia E-mail: svetasamsonova2013@yandex.ru

Loshkareva Olesya Nicolaevna

Bunin Yelets state university, Yelets, Russia E-mail: olesya.loshkareva@mail.ru

The role of the musical and aesthetic environment of a preschool educational organization in the normalization of self-esteem in older preschool children

Abstract. In this article the authors analyze one of the urgent problems that exist in the context of the implementation of the federal state educational standard for preschool education - the distortion of the personal development of children. Most children of senior preschool age are characterized by abnormal self-evaluation, which is considered a pathology for this age period.

The article presents a brief description of the self- evaluation levels of senior preschool age chilfren. The authors adhere to the following classification of self-evaluation: adequate, overestimated, underestimated self-evaluation. The article also reveals the problems of developing self-evaluation in senior preschool age. In addition, the article provides a summary of the concept of "normalization of self-evaluation". The musical and aesthetic environment is proposed as a means of promoting the formation of adequate self-evaluation. The article presents the results of a study on the diagnosis of self-evaluation of senior preschool age children: in preschool age, there is an approximately equal ratio of self-evaluation levels. Only 40 % of children have adequate self-evaluation, which is the norm for a given age. Among the features of adequate self-evaluation, friendliness, a realistic assessment of one's capabilities, and a desire to overcome difficulties were noted. Preschoolers with low self-evaluation (30 %) are characterized by isolation, anxiety, and fatigue. Children with overestimated self-evaluation (30 %) demonstratively manifest a desire for leadership. The article presents a qualitative description of the value of the correlation coefficient between self-evaluation and the musical-aesthetic environment of a preschool educational organization through the gradation of Achim Buyul, Peter Zofel. A plan of measures to increase the knowledge of educators on the organization of a musical and aesthetic environment in order to increase the level of self-evaluation among preschoolers is presented, including the distribution of activities by week, the names of activities, as well as participants of planned activities.

Keywords: preschool age children; senior preschool age; self-evaluation; normalization of self-evaluation; level of self-evaluation; preschool educational organization; musical and aesthetic environment

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.