Научная статья на тему 'РОЛЬ МУЗЕЙНОЙ ПЕДАГОГИКИ В ПОВЫШЕНИИ ТУРИСТСКОЙ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ МАЛОГО ГОРОДА (НА ПРИМЕРЕ ГОРОДА ЗВЕРЕВО)'

РОЛЬ МУЗЕЙНОЙ ПЕДАГОГИКИ В ПОВЫШЕНИИ ТУРИСТСКОЙ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ МАЛОГО ГОРОДА (НА ПРИМЕРЕ ГОРОДА ЗВЕРЕВО) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
82
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУЗЕЙНАЯ ПЕДАГОГИКА / ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ТУРИСТСКАЯ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ / ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНЫЕ РЕСУРСЫ / МАЛЫЕ ГОРОДА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Маслак Елена Николаевна, Мельникова Елена Андреевна

Статья посвящена рассмотрению влияния музейной педагогики на формирование туристской привлекательности городов, имеющих слабую базу историко-культурных ресурсов, которые, несмотря на достаточно богатую историю, утратили свой потенциал экономического развития, что привело к оттоку трудоспособного населения. В ней подробно рассмотрены историко-методологические аспекты формирования музейной педагогики в России и возможности использования её инновационных методов на современном этапе на примере города Зверево Ростовской области, в котором на базе средней общеобразовательной школы №5 имени атамана М.И. Платова был создан современный музей «Истоки», ставший не только центром формирования патриотизма подрастающего поколения города, но и объектом туристской привлекательности для других регионов. Обычный школьный музей, ставший дважды победителем Фонда Президентских грантов в номинации «Сохранение исторической памяти» взял на себя задачу, которую не удалось решить на муниципальном уровне и вполне успешно с ней справился. Опыт создателей музея «Истоки» и его взаимодействия с властями города может быть интересен городам и сельским поселениям с подобными проблемами для успешного их решения. Авторы детально описывают основные аспекты деятельности музея посредством музейной педагогики, его цели и задачи, результаты которых смогли достичь все, кто причастен к музейной деятельности. Основной вывод, к которому приходят авторы статьи, заключается в том, что всегда важно искать эффективные методы увеличения туристского потока особенно, если в дальнейшем это можно использовать для сохранения и увеличения населения малых городов и поселков городского типа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MUSEUM PEDAGOGY IN THE IMPROVING SMALL CITY TOURIST ATTRACTIVENESS (THE CASE OF THE CITY OF ZVEREVO)

The article considers the influence of museum pedagogy on tourist attractiveness of cities with a weak base of historical and cultural resources, which, despite a fairly rich history, have lost their potential for economic development, which led to the outflow of the able-bodied population. It examines in detail the historical and methodological aspects of the formation of museum pedagogy in Russia and the possibility of using its innovative methods at the present stage through the example of the city of Zverevo, Rostov region. In Zverevo on the basis of the secondary school No. 5 was created modern museum "Istoki" named after ataman M. I. Platov. This museum became not only the patriotism center for the younger generation of the city, but also an object of tourist attraction for tourists from other regions. An ordinary school museum, which became a two-time winner of the Presidential Grants Fund in the nomination "Preservation of Historical Memory", took on a task that could not be solved at the municipal level and coped with it quite successfully. The experience of the creators of Istoki Museum and its interaction with the city authorities may be of interest to cities and rural settlements with similar problems for their successful solution. The authors describe in detail the main aspects of the museum's activities through museum pedagogy, its goals and objectives, the results of which were achieved by all those involved in museum activities. The main conclusion reached by the authors of the article is that it is always important to look for effective methods to increase the tourist flow, especially if in the future it can be used to preserve and increase the population of small towns and urban-type settlements.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ МУЗЕЙНОЙ ПЕДАГОГИКИ В ПОВЫШЕНИИ ТУРИСТСКОЙ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ МАЛОГО ГОРОДА (НА ПРИМЕРЕ ГОРОДА ЗВЕРЕВО)»

УДК 338.48

DOI: 10.24412/1995-042X-2021-3-177-187

МАСЛАК Елена Николаевна

Южный федеральный университет (Ростов-на-Дону, РФ)

доцент; e-mail: enmaslak@sfedu.ru

МЕЛЬНИКОВА Елена Андреевна

Средняя общеобразовательная школа №5 им. атамана М.И. Платова (Зверево, РФ)

учитель истории; e-mail: ele65@rambler.ru

РОЛЬ МУЗЕЙНОЙ ПЕДАГОГИКИ В ПОВЫШЕНИИ ТУРИСТСКОЙ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ МАЛОГО ГОРОДА (НА ПРИМЕРЕ ГОРОДА ЗВЕРЕВО)

Статья посвящена рассмотрению влияния музейной педагогики на формирование туристской привлекательности городов, имеющих слабую базу историко-культурных ресурсов, которые, несмотря на достаточно богатую историю, утратили свой потенциал экономического развития, что привело к оттоку трудоспособного населения. В ней подробно рассмотрены историко-методологические аспекты формирования музейной педагогики в России и возможности использования её инновационных методов на современном этапе на примере города Зверево Ростовской области, в котором на базе средней общеобразовательной школы №5 имени атамана М.И. Платова был создан современный музей «Истоки», ставший не только центром формирования патриотизма подрастающего поколения города, но и объектом туристской привлекательности для других регионов. Обычный школьный музей, ставший дважды победителем Фонда Президентских грантов в номинации «Сохранение исторической памяти» взял на себя задачу, которую не удалось решить на муниципальном уровне и вполне успешно с ней справился. Опыт создателей музея «Истоки» и его взаимодействия с властями города может быть интересен городам и сельским поселениям с подобными проблемами для успешного их решения. Авторы детально описывают основные аспекты деятельности музея посредством музейной педагогики, его цели и задачи, результаты которых смогли достичь все, кто причастен к музейной деятельности. Основной вывод, к которому приходят авторы статьи, заключается в том, что всегда важно искать эффективные методы увеличения туристского потока особенно, если в дальнейшем это можно использовать для сохранения и увеличения населения малых городов и поселков городского типа.

Ключевые слова: музейная педагогика, патриотическое воспитание, туристская привлекательность, историко-культурные ресурсы, малые города.

Для цитирования: Маслак Е.Н., Мельникова Е.А. Роль музейной педагогики в повышении туристской привлекательности малого города (на примере города Зверево) // Сервис в России и за рубежом. 2021. Т.15. №3. С. 177-187. Р01: 10.24412/1995-042Х-2021-3-177-187.

Дата поступления в редакцию: 26 мая 2021 г. Дата утверждения в печать: 6 сентября 2021 г.

UDC 338.48

DOI: 10.24412/1995-042X-2021-3-177-187

Elena N. MASLAK

Southern Federal University (Rostov-on-Don, Russia) Associate Professor; e-mail: enmaslak@sfedu.ru

Elena A. MELNIKOVA

Secondary general education school №5 named after Ataman M. I. Platov (Zverevo, Russia)

history teacher; e-mail: ele65@rambler.ru

MUSEUM PEDAGOGY IN THE IMPROVING SMALL CITY TOURIST ATTRACTIVENESS

(THE CASE OF THE CITY OF ZVEREVO)

Abstract. The article considers the influence of museum pedagogy on tourist attractiveness of cities with a weak base of historical and cultural resources, which, despite a fairly rich history, have lost their potential for economic development, which led to the outflow of the able-bodied population. It examines in detail the historical and methodological aspects of the formation of museum pedagogy in Russia and the possibility of using its innovative methods at the present stage through the example of the city of Zverevo, Rostov region. In Zverevo on the basis of the secondary school No. 5 was created modern museum "Istoki" named after ataman M. I. Platov. This museum became not only the patriotism center for the younger generation of the city, but also an object of tourist attraction for tourists from other regions. An ordinary school museum, which became a two-time winner of the Presidential Grants Fund in the nomination "Preservation of Historical Memory", took on a task that could not be solved at the municipal level and coped with it quite successfully. The experience of the creators of Istoki Museum and its interaction with the city authorities may be of interest to cities and rural settlements with similar problems for their successful solution. The authors describe in detail the main aspects of the museum's activities through museum pedagogy, its goals and objectives, the results of which were achieved by all those involved in museum activities. The main conclusion reached by the authors of the article is that it is always important to look for effective methods to increase the tourist flow, especially if in the future it can be used to preserve and increase the population of small towns and urban-type settlements.

Keywords: museum pedagogy, patriotic education, tourist attraction, historical and cultural resources, small towns.

Citation: Maslak, E. N., & Melnikova, E. A. (2021). Museum pedagogy in the improving small city tourist attractiveness (the case of the city of Zverevo). Servis v Rossii i za rubezhom [Services in Russia and Abroad], 15(3), 177-187. doi: 10.24412/1995-042X-2021-3-177-187.

Article History

Received 26 May 2021 Accepted 6 September 2021

Disclosure statement

No potential conflict of interest was reported by the author(s).

© 2021 the Author(s)

This work is licensed under the Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY-SA 4.0). To view a copy of this license, visit https://creativecommons.org/licenses/by-sa/4.0/

Введение

Современное постиндустриальное общество, ориентированное все больше на сферу услуг, отодвигает на второй план производство. Те отрасли и специальности, которые были широко востребованы в первой четверти XX в. становятся совершенно непривлекательными в XXI в. Поэтому особенно насущной становится проблема повышения инвестиционной привлекательности тех регионов, которые не могут развивать производственную сферу как раньше. Интересно то, как, казалось бы, вымирающие регионы, не дожидаясь дотаций от государства способны сегодня поддерживать достойный уровень жизни, умело сочетая исторические традиции, хозяйственный потенциал с туристским интересом. В этом плане, очень показательна деревня Мартыново в Мышкинском районе Ярославской области, которая сегодня при количестве жителей в районе 150 человек привлекает туристов и имеет достаточно стабильный доход при том, что все они определенным образом задействованы в работе с туристами: проведение экскурсий, пополнение музейных экспозиций, приготовление вкусного обеда из собственных продуктов и т.д. Это позволяет сочетать традиционную самобытность и достойный уровень жизни. В то же время не все города России сегодня смогли сохранить население, не исключение и некоторые города и сельские поселения Ростовской области.

Одним из таких городов можно считать Зверево Ростовской области, город, насчитывающий в районе 18000 жителей, большая часть из которых вынуждена уезжать на заработки в крупные города. При этом история самого города относится ещё к XIX веку. В 1819 году сотник Илья Зверев получил за заслуги в Отечественной войне с Наполеоном надел земли в Диком Поле. Так возникло поселение, которое впоследствии получило название Зверево. Рос поселок медленно, дома активно стали строить только когда началось строительство Северо-Кавказской железной дороги. Станция тоже получила название в честь ее

владельца помещика Зверева. К началу ХХ в. домов было уже более 100. На весь посёлок приходилось три колодца и водокачка для заправки паровозов. Когда началась Великая Отечественная война, поселок попал в оккупацию, которая продолжилась целых 7 месяцев. Освобождал поселок Зверево 13 февраля 1943 г. 137 Гвардейский полк 47 Гвардейской Дивизии. Летом 1943 г. был оборудован прифронтовой аэродром возле посёлка Зверево, где шли жаркие бои. Там погиб Герой Советского Союза Иван Архипович Докукин, не дотянув до аэродрома, на глазах однополчан разбился прострелянный в бою самолет Ивана Докукина, которому было всего 23 года. Уже после 1945 г., когда многие не вернулись с войны, был построен мемориал погибшим Зверевча-нам в годы войны и открыт памятник Герою Советского Союза Ивану Докукину. Также его именем в городе назвали улицу и детскую библиотеку. В 1989 году поселок получил статус города по требованию бастующих рабочих. Так началась история города Зверево. А уже в 1999 году был основан Свято-Никольский приход, при котором стала работать воскресная школа. В сложные 2000-е годы она начинает возрождать традиционные ценности русского народа. Главным предприятием города стало Акционерное общество "Шахтоуправление "Обухов-ская", добывающее каменный уголь, который в начале XX века благодаря исследованиям геолога Обухова был признан лучшим в мире. Сегодня это градообразующие предприятие, на котором трудятся около 3000 человек. В городе есть Центр Занятости населения, Центр Социального обеспечения, учреждение Социальной защиты. Работает Центральная городская больница с 1975 года. Активно развивается малый бизнес, действует дворец культуры «Маяк», в котором налажена трансляция фильмов на большом экране [10].

В городе действуют библиотеки, объединённые в центральную библиотечную систему. В 1990 г. в её состав вошли библиотека имени И. Докукина, Центральная городская библиотека имени М. Шолохова, краеведческая

библиотека музей. Библиотеками пользуются около 13000 жителей города из 18 тысяч населения города. А также действуют 3 учреждения дополнительного образования: Детская школа Искусств, Дом Детского Творчества, спортивная школа «Олимпик». В городе работают 6 детских садов и четыре школы. Всего в школах города Зверево обучается около 3000 учащихся.

Самой молодой школой г. Зверево является МБОУ СОШ №5 имени атамана М.И. Платова - общеобразовательная школа с образовательными и воспитательными традициями. Открытие школы-новостройки №5 состоялось в 1985 г. В школе созданы все необходимые условия для обеспечения доступности качественного образования и воспитания учащихся. Она гордится своими успешными учениками, победами в федеральных, региональных конкурсах и олимпиадах, социальных проектах и чемпионатах. Именно эта школа стала в городе основой реализации не только патриотического воспитания, но и привлечения ребят из других регионов в качестве посетителей и участников мастер-классов, реализуемых на базе музея «Истоки». По сути, данный музей является примером грамотного внедрения музейной педагогики.

Цель исследования: целью исследования является рассмотрение историко-методо-логических аспектов музейной педагогики и возможностей её применения для повышения туристской привлекательности отдельных регионов Ростовской области.

Результаты исследования

Музейная педагогика в образовании уже давно не новое направление, которое, несомненно, приносит свои плоды, как в обучении, так и в воспитании различных категорий обучающихся. Для того, чтобы разобраться, как именно музейная педагогика влияет на развитие ребенка, обратимся к её истории. Впервые понятие «музейная педагогика» было дано А. Лихтварком, А. Рейхвеном и Г.Фройденталем в такой стране как Германия к началу XX в. Сначала это была деятельность, направленная на

работу с обучающимися различных возрастных категорий. После 1913 г. А. Лихтварк предлагает поменять взаимоотношения с посетителями, теперь они становятся не просто немыми зрителями действий экскурсовода, но и вступают с ним в активный диалог, направленный на более глубокие восприятия поднятой темы. После 1960 г. музейная педагогика уже становится определённой областью знаний, основанной на исследовательском интересе, при этом растет социальная роль в обществе, и работа с посетителями выходит на первый план. Постепенно начинают формироваться целые музейно-педагогические центры, правда сначала только для немецкоязычных стран. В Советском союзе понятие музейной педагогики относится только к 70-м годам ХХ в. В 1982 г. в Иваново прошла первая конференция, на которой были представлены наработки музейной педагогики, к которой теперь стали относиться как к дисциплине, интегрирующей различные научные направления для решения комплекса задач по развитию молодежи. И только после 90-х годов XX в. она становится самостоятельной дисциплиной. Конечно, к этому времени уже сложились определенные предпосылки для этого. В первую очередь уже возникло абсолютно другое представление о том, как необходимо работать с посетителями и какое должно быть общественное предназначение музея. Постепенно музей начинает отказываться от идеологических установок, основой же становится цель формирования у посетителей ценностного отношения к культурному наследию [6].

Во-вторых, посетитель становится равноправным участником диалога с музейным работником, а не объектом, которого необходимо было воспитывать и обучать. Посетителей начинают классифицировать по возрастным признакам. Начинают внедрять различные методы работы с аудиторией, которые постепенно превращаются с целостную систему. Всё чаще звучат идеи вовлечения абсолютно всех участников процесса в музейные коммуникации. С этой целью создаются новые

программы, предназначенные для каждой возрастной категории. В-третьих, сильно стали рассматривать результаты музейной коммуникации, как работали музеи с различными группами людей, какие методы употребляли музейные работники в своей деятельности. Этому повлияло создание детского направления, так как невозможно было не учитывать психологические особенности детей, таким образом, данное направление повлияло на проведение психологических исследований. В-четвертых, появилась потребность в новом музейном специалисте, который бы мог разрабатывать и внедрять методы работы с посетителями [9]. Ну и наконец, возникла острая необходимость интеграции музейной педагогики с уже традиционными дисциплинами, такими как психология и педагогика. Все это явно свидетельствовало, что выстраиваются новые уровни общения с посетителями, решающие целый спектр задач, включая культурно-просветительскую. В современном обществе музейная педагогика способна воздействовать не только на ребенка, но и на всех, кто хочет прикоснуться к культурным ценностям и традициям того или иного музея. Интересно, что на данном этапе музейная педагогика занимается изучением целого ряда проблем, как то образовательный потенциал музея и его соответствие современным запросам различных категорий посетителей, выстраивание эффективной музейной коммуникации: работники музея пытаются понять какие методы и приемы нужно использовать, чтобы достичь результатов а именно воздействовать на посетителя, необходимо ответить «что» и «как» воспринимают экскурсанты, только тогда музейная работа будет результативна.

Важным аспектом является изучение музейной аудитории. Здесь необходимо ответить «кто» воспринимает информацию. Для того чтобы информация была преподнесена на высшем уровне очень важно знать, кому ты ее преподносишь, каковы их ожидания и чем они интересуются. Создаются и внедряются новые методики, учитывая имеющуюся и возможную

аудиторию. Следует учитывать, что музей связан не только с экскурсантами, но также и с институтами культуры и образования. Очень важно взаимодействовать с учебными заведениями, тем самым повышается интерес посещения музея. Будущие достижения, изучение музейной педагогики не могут быть без изучения трудов наших предшественников. Развитие данной науки не может происходить без знаний по социологии, психологии и педагогики, музейно-педагогические исследования зависят от этих знаний [7].

Также стоит отметить, что в наше время очень важно связать музейную педагогику с изменениями в мировой культуре, которые сейчас происходят. Ведь очень важно суметь представить экспозицию так, чтоб она смогла произвести впечатление на учащихся так, как влияла когда-то на их родителей. Нужно уметь заинтересовать как взрослых, так и детей. Для этого очень важно понять музейную культуру посетителей, которая влияет на восприятие информации музея, и найти новые формы работы с людьми. Для этого стоит изучить музейную аудиторию. Музейной аудиторией считают совокупность людей, которые являются частью культурно-образовательной деятельности. Под данным понятием следует рассматривать не только реальных посетителей, но также и потенциальных. Выделяется ряд параметров у музейной аудитории: образовательный уровень, пол, возраст, место жительства и род занятий. Все эти признаки музейным работникам стоит рассматривать, однако, как показывает практика, во внимание берется только образовательный уровень посетителей. Так же, музейная аудитория характеризуется как постоянная и нестабильная. Музею очень важно, чтоб контингент посетителей был постоянный, в этом заключается его успешность, что является важнейшим фактором развития. Очень важно знать интересы музейной аудитории, а именно какие формы культурно-образовательной деятельности больше нравятся посетителям. Тогда и можно будет рассматривать аудиторию выставок или лекториев,

концертов, тематических вечеров, кружков, а ведь каждая форма несет определенный вклад в развитие посетителя. Такая форма культурно-образовательной деятельности, как кружок, дает возможность познавать музейный материал, с помощью творчества, что более завлекает посетителя. Кружок, как правило, состоит из небольшой группы посетителей, объединенных общими интересами, именно поэтому очень важно музейным работникам знать, чем увлекается музейная аудитория, ведь бывают кружки исторического профиля, где изучают исторические события, историю жизни выдающихся людей. Бывают художественно- технические кружки, где занимаются рисованием, изготовлением моделей, лепкой и бывают кружки музееведческого профиля, где посетители готовятся стать экскурсоводами или исследователями. Зная, чем живет музейная аудитория, музей может безошибочно предложить данную тему кружка, тем самым навсегда обеспечить себе посетителей. Для выявления интересов у аудитории музеи проводят конкурсы, викторины, олимпиады. Данные мероприятия так же знакомят участников с коллекциями музея, стимулируют их к новым знаниям. Задания посетители получают самые разные, а жюри смотрят не только на объем владеющей информации, но и на сообразительность и умение вести дискуссию. Так же, в чем никогда нельзя ошибиться, при изучении интересов музейной аудитории, так это в отдыхе. Ведь, в качестве мотивов посещения музея часто стоит вовсе не образовательная цель, а отдых и развлечение, люди приходят в музей ради возможности отвлечься от повседневных проблем. Многие музеи берут данный факт во внимание и устраивают музейные праздники и это очень верный ход, ведь все любят праздники без исключения, это может быть элемент театрализованной постановки с вовлечением посетителей, квест, с включением различных музейных объектов и многое другое. Праздники бывают фольклорными, военно-историческими, литературными. При этом их объединяет единая цель завлечь, заинтересовать и

удержать посетителя. На музейных праздниках обязательно должен присутствовать музейный предмет, посетители должны быть активны и обязательно должны быть соблюдены ритуальность и праздничные атрибуты.

Важно в музейной аудитории знать степень ее подготовленности, а именно умение ориентироваться в музейной среде и умение воспринимать музейную речь, данные сведения обозначаются понятием «музейная культура посетителя». Критериями здесь служат частота посещения музея, его информация, полученная из книг, и средств массовой информации. При анализе музейной аудитории стоит учитывать и тот факт, сам человек посещает музей или в составе организованной группы [8].

Для получения всех этих данных необходимы социологические исследования, которые проводятся на основе разработанных методов. Так одним из приоритетных методов является анкетный опрос. Данный вид получения данных проводится не только среди музейной аудитории, но также, среди различных групп посетителей. Благодаря анкетному опросу отдельно могут опрашиваться местные жители, экскурсанты и туристы, а вопросы, задаваемые в анкете, могут уточняться или дополнятся с помощью интервью. Кстати, с помощью интервью, возможно, получить информацию о восприятии человеком экспозиции и экскурсии, благодаря чему появляется возможность узнать глубинные реакции посетителей. Так, исследуя посетителей, возможно, узнать интересы реальной аудитории, а анкетирование местных жителей помогают изучить потенциальных посетителей музея. Еще один метод, помогающий выявить перспективы развития музея, опросы экспертов, где выступают люди, непосредственно связанные с музеем. Экспертами могут являться музейные работники, деятели культуры и даже педагоги. На основе таких исследований разрабатываются методы, направленные на развитие, совершенствование работы с музейной аудиторией. Таким образом, результаты исследований помогают совершенствовать методы культурно-

образовательной деятельности, вырабатывают рекомендации по дальнейшей деятельности музея.

Для этих целей, в Москве в начале 1990-х годов создается целая лаборатория, занимающаяся вопросами музейной педагогики, изучением зарубежного и отечественного опыта и его грамотной интеграции для популяризации музейных экспозиций, организацией новых программ и методов работы с различными категориями посетителей. Задачи лаборатории состоят из:

- теоретических выводов от практики в работе музея с экскурсантами;

- подготовки музейных работников с помощью использования лабораторных материалов;

- разработки новых вариантов работы с посетителями музеев, анализ данной работы;

- создания новых музеев, опираясь на российские особенности и зарубежный опыт;

- возможности издавать работы участников конференций, с целью развития персонала, а также внедрения актуальных разработок в структуру работы музея.

Творческая лаборатория ежегодно проводит конференции, базируясь на музеях, которые имеют большой опят в работе с аудиторией и которые открыты к поискам новых методов работы с посетителями. В данное время имеется опыт от проведенных 20 конференций из различных городов. На этих конференциях поднимались вопросы, связанные с проблемами культурно- образовательной работы.

Кроме того, существует полноценный Научно-исследовательский центр, занимающийся вопросами музейной педагогики в Санкт-Петербурге на базе Государственного Русского музея. Сегодня работниками центра разрабатываются различные теоретические проблемы и вырабатываются наиболее эффективные методы их устранения [5].

Важным становится приобщить ребенка к музею и его культуре, ведь музей дает возможность получить новую информацию в интерес-

VI Л V V

ной форме. С помощью музейной педагогики

ребенок получает знания, выражает свои мысли, наблюдает и рассуждает, то есть получает максимум развития. Очень важно правильно подготовить ребенка к знакомству с музеем. Музейному работнику, для начала, необходимо читать произведения, относящиеся к какой-либо выставке, вести беседы, затем провести интеллектуальную игру и только после всего пройденного акцентироваться на выставке, она некоторым образом подведет итог всего пройденного. Таким образом, со временем ребенок приобщится к музею и его культуре. В пример можно взять достаточно интересный опыт совместной работы Зверевского музея «Истоки», организованного на базе школы №5 имени атамана М.И. Платова со специалистами ДОУ № 3. Одна из новых игровых программ для малышей «Здравствуйте, гости дорогие!» знакомит детей с народным этикетом приема гостей и поведения в гостях. Хозяйка русской избы - Алена Ивановна - хранит не только традиции и обычаи русского народа, но и мастерица большая сказки сказывать. С помощью пальчиковых кукол и о проворной Машеньке поведает гостям, что от трех медведей смогла убежать, и о маленькой мышке, что в сказке «Репка» сильней всех оказалась. А потом и ребят-помощников позовет, чтобы сказку «Каша из топора» разыграть, да напомнить всем, как гостей в старину принимали, да «понукой» угощали. Тут уже каждый из детей хочет себя в роли хозяев почувствовать, да слова приветливые гостям подарить: «Ну, попробуйте!», «Ну, отведайте!» Где тут от угощений отказаться! Все гости уважили хозяев.

л ^ "

А после угощений и поиграть можно - хозяйку повеселить. Сама древняя богиня Лада, хранительница домашнего очага, напомнит ребятам - в «ладушки» играть - никогда не ссориться.

Основные аспекты деятельности музейной педагогики на примере музея «Истоки» Что же представляет из себя сам музей «Истоки»? Музей «Истоки» МБОУ СОШ №5 имени атамана М.И. Платова образован в 2004 г. Основной фонд первоисточников музея - 74 единицы, а вспомогательный фонд - более 500

единиц. На сегодняшний день созданы следующие экспозиции в музее: «Это было давно...»

- история Донского Края, «История Донского казачества», «Казачество сегодня», «Казаком быть - России служить» - достижения казачьего класса школы, «Улицы города», «История школы», «Это было недавно... » - история филиала Новочеркасского колледжа промышленных технологий и управления на базе школы, «Сыны Отечества» - экспозиция, посвященная жителям Зверево, защитникам Отечества во время оккупации периода войны, «Лента памяти» - фотографии родственников учащихся и учителей школы, воевавших с 1941 по 1945 годы, «Опаленные войной» - экспозиция, посвященная выпускникам школы, служивших в горячих точках, «Воины - интернационалисты»

- экспозиция, посвященная городской общественной организации «Ветераны Афганистана»; Работу школьного музея "Истоки" МБОУ СОШ №5 имени атамана М.И. Платова осуществляет Совет Музея, в состав которого входят учащиеся школы, представители школьного клуба "Патриот", педагоги, учителя предметники, руководители дополнительного образования. Совет школьного музея "Истоки" объединяет усилия по организации патриотической работы школы в единое целое с центром в школьном музее, способствует изучению исторического прошлого Донского края, города Зверево, своей школы [1].

Эффективная совместная работа учителей, обучающихся школы и различных курирующих структур города позволяет не только сохранить историческую память, но и приобщить к традициям многие поколения не только Зве-ревчан, но и гостей города. Ведется работа по постоянному обновлению фондов музея, поиску новых экспонатов, ребята школ города получают творческое задание на праздничных линейках 1 сентября и отчитываются о проделанной работе в творческой форме в конце года на площадке школы №5 имени атамана М.И. Платова. Лучшие материалы, представленные коллективами школ, становятся частью экспозиции музея «Истоки» Интересные

экспозиции сегодня посвящены не только периоду Великой Отечественной войны, в музее собран и представлен материал о выпускнике этой школы, участнике Чеченской войны, герое России Бабакове Виталии и стенд о выпускнике школы, выполнявшем свой воинский долг и погибшем в Сирии Сергее Епифанове.

В настоящий момент в городе Зверево, приграничном с Украиной, в которой история Великой Отечественной войны изменилась до захватнической и несправедливой по отношению к другим народам, необходимо принимать решительные меры по развитию духовно-нравственных ценностей подрастающего поколения.

Особенно тяжелая ситуация сложилась в МБОУ СОШ №5 имени атамана М.И. Платова города Зверево, где учительский коллектив 22 женщины. В школе учатся 406 чел., 204 девочек, 196 мальчиков, из которых 31 чел. (11 семей) сегодня относятся к категории тех, кто находится в сложной жизненной ситуации, 13 чел. находятся на учете различных уровней. Живут в малообеспеченных семьях 112 детей (69 семей), безнадзорных (проживающих без родителей) - 11 чел. В данный момент на обучении находятся 27 детей 7 национальностей, 11 иностранцев (7 украинцев), количество которых зависит от ситуации в соседней (17 км от границы) Луганской республике. Для женского педагогического коллектива это сложная задача. По этой причине, ветераны боевых действий, защищавшие конституционные интересы России, участвовавшие в локальных войнах и конфликтах, выполнившие воинский, служебный, патриотический долг, не всегда оказываются востребованными в обычной, мирной жизни. Ветераны предоставили свой жизненный опыт молодежи. Ветераны локальных войн приступили к решению проблем по формированию мировоззрения подрастающего поколения, для сохранения исторической памяти и уважения к прошлому, традициям, истории страны. Они, мужчины, знают, что такое война! Но материальных средств для полноценной работы с подрастающим поколение

было недостаточно. Поэтому музей принял участие в конкурсе, который проводил Фонд Президентских грантов, номинация «Сохранение исторической памяти» [3].

Руководитель школьного музея «Истоки» Мельникова Е.А. совместно с руководителем городской общественной организацией «Ветераны Афганистана» В.Н. Гулютой создали проект «Наследники победы». Фонд Президентских грантов дважды поддержал проект «Наследники Победы»: в 2019 и 2021 гг.

В результате реализации проекта в школе была выстроена система военно-патриотического воспитания подрастающего поколения, основанная на совместной деятельности общественной организации «Ветераны Афганистана» и общеобразовательной школы на базе школьного музея «Истоки», создан Центр гражданско-патриотического воспитания молодежи "Доблесть", что создало реальную площадку для объединения ветеранов и учащихся школы. За счет средств Фонда президентского гранта был обновлен современным музейным оборудованием школьный музей. Приобретена сенсорная интерактивная доска для создания презентаций, демонстрации видеороликов, материалов к Городскому Мультимедийному фестивалю "Спасибо деду за Победу!" среди школ города Зверево в актовом зале МБОУ СОШ №5 и проведения интерактивов среди участников проекта; зеркальный фотоаппарат для проведения фото съемок, мероприятий проводимых в рамках проекта; Пакетный ламинатор для оформления экспозиций, для сохранения хорошего качества фотографий и документов; Проектор для проведения мероприятий в школьном музеи с применением современных технологий, передачи картинки, видео с расширением визуального восприятия; ноутбук для работы в музее в мультимедийных экскурсиях, уроках Мужества, для создания видеороликов к фестивалям и мероприятиям.

Сразу же был организован поисковый клуб "Наследники Победы". Дети начали вести поисково-исследовательскую деятельность

для создания «Ленты Памяти» с фотографиями родственников, воевавших на полях Великой отечественной войны, материалов для публикации книги «На войне свой край прославили», были созданы экспозиции, посвященные победе над захватчиками, подвигу воинов интернационалистов, участников локальных конфликтов и размещены на базе школьного музея "Истоки".

Были запланированы и проведены экскурсии по местам боевой славы города Зве-рево, Ростовской области, город герой Волгоград. Но пандемия внесла свои коррективы. Запланированные фестивали оказались отменены весной и летом 2020 г. ребята совершали интерактивные экскурсии по местам боевой славы всей страны и подготовили видеоролики о своих предках, участниках воин XX века. Интересно то, что ребята ведут тематические странички проекта в социальных сетях ВК, Facebook, Instagram, Одноклассники. Началось подробное освещение всех событий проекта: экскурсий, уроков Мужества, акций и т. д. И сразу же не только учащиеся, родители, учителя, ветераны стали посещать эти странички. В группе проекта в Facebook появились публикации украинской группы «Полк Победы», что удивило и обрадовало детей. Там, на Украине, тоже есть те, кто помнит подвиг Советских солдат, освободивших и свою Родину и всю Европу. Организации, активные жители города публикуют свои материалы. Проект «Наследники победы» становится городской патриотической площадкой. Публикуют свои работы Московская ГБОУ "Школа 1375" и др. К 9 мая появились публикации Центра Поддержки Русской Культуры в Японии "РОДИНА", к группе присоединились участники более 10 стран мира. Это вдохновило участников проекта! [2].

И уже осенью 2020 г. ветераны организовали посещение мемориального комплекса «Самбекские высоты». Интерактивные экспозиции оказали неизгладимое впечатление на ребят. Ветераны организовывают одну экскурсию за другой: в Центр юных десантников «РУСИЧ» города Гуково Ростовской области, в

Ростовский региональный музей организации "Российский Союз ветеранов Афганистана", где совместно с "Донским Союзом Десантников" был проведен Урок Мужества, экскурсия и минута Молчания в память о защитниках Отечества как в годы войны, так и в локальных конфликтах. Воинский долг теперь для ребят не просто слово!

В качестве обмена с Волгоградскими школьниками, организована экскурсия в Волгоград. Экскурсанты посетили Музей «Память», где пленили Паулюса в самом центре города, пропитанную кровью защитников набережную Волги и Мамаев Курган. Так совместные экскурсии ветеранов и учащихся быстрыми темпами формируют мировоззрение, сохраняя историческую память у подрастающего поколения. Поэтому была установлена мемориальная доска на здании школы памяти ветерана боевых действий в Афганистане Н.И. Пиган до последних дней занимавшийся патриотической работой с подростками в школе. Члены клуба «Наследники Победы» подготовили и провели торжественный митинг, посвященный ее открытию [4].

Для более тесного общения школьников с ветеранами боевых действий руководители школьного музея «Истоки» проводят Уроки мужества, конкурсы и акции: литературная композиция «Дети войны», акция «Родные лица», «Времен связующая нить» на новом информационном уровне с применением мультимедийных средств. Впервые в городе Зверево был проведен Городской Мультимедийный фестиваль "Спасибо деду за Победу!" с участием всех школ города Зверево, Центра детского творчества города Зверево.

В результате работы по проекту "Наследники Победы" в МБОУ СОШ №5 имени атамана

М.И. Платова были сняты 18 детей, находящихся на учете различных уровней. 24 учащихся из малообеспеченных семей приняли активное участие в мероприятиях проекта. Трое детей с ОВЗ выразили желание стать членами клуба "Наследники Победы". Учащиеся старших классов блестяще защитили свои проектные работы, они теперь знают, как надо проводить исследования, делать правильные выводы и доказывать свою точку зрения. Это подтвердили и созданные видеоролики, коллажи, статьи в социальных сетях на странице проекта «Наследники Победы», оформленные стенды, проведенные экскурсии в школьном музее «Истоки». Музей начали активно посещать организованные группы обучающихся из других городов Ростовской области и городов России, что, несомненно, свидетельствует о повышении туристского интереса к городу.

Заключение В результате проведенного исследования можно сделать вывод, что несмотря на слабое развитие туристского интереса к определенным регионам Ростовской области в силу плохой базы историко-культурных ресурсов, музейная педагогика способна повысить исто-рико-познавательный интерес в условиях ее грамотного использования, сочетания интерактивных методов и современных технологий, решить вопросы не только формирования мировоззрения подрастающего поколения для сохранения исторической памяти и уважения к прошлому, истории своей Родины путем привлечения ветеранов, членов общественных организаций, но и сформировать туристскую привлекательность малочисленных городов на примере города Зверево и музея «Истоки», ставшего двухкратным победителем конкурса Президентских грантов.

Список источников

1. Ахунов В.М. Современные формы культурно-образовательной деятельности в художественном музее: Опыт Государственного Русского музея. СПб., 2016. 201 с.

2. Воронович В.М. Управление учебно-воспитательным процессом средствами музейной педагогики. СПб, 2017. 187 с.

3. Краснова Е.М. Методические аспекты музейной педагогики. Тамбов: ТОГОАУ ДПО, 2018. 131 с.

4. Маслак Е.Н., Конанова Е.И. Актуальные тенденции развития историко-культурного туризма и экскурсионного сервиса. М.: Научные технологии, 2018. Т.12. 237 с.

5. Маслак Е.Н. Музейный менеджмент: Учеб. пособ. Ростов н/Д; Таганрог: Изд-во Южного фед. ун-та, 2020. 104 с.

6. Морозова И.А. Музейная педагогика в сети // Преподавание истории в школе. 2017. №8. С. 22-24.

7. Мотина В.В. Культурно-образовательная деятельность музеев и музейная педагогика // Труды Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств. 2018. Т.195. 201 с.

8. Следзевский И.В. Гражданско-патриотическое воспитание детей и молодёжи: проблемы и стратегия // Преподавание истории в школе. 2017. №8. C. 10-15.

9. Столяров Б.А. Музейная педагогика. История, теория, практика: Учеб. пособ. М.: Высш. шк., 2014. 165 с.

10. Фатеев А.В. Учитель в музее // Преподавание истории в школе. 2017. №8. C. 12-13.

References

1. Akhunov, V. M. (2016). Sovremennye formy kul'turno-obrazovatel'noj deyatel'nosti v hudozhestvennom muzee: Opyt Gosudarstvennogo Russkogo muzeya [Modern forms of cultural and educational activities in the art museum]. St. Petersburg. (In Russ.).

2. Voronovich, V. M. (2017). Upravlenie uchebno-vospitatelnim processom sredstvami muzeinoi pedagogiki [Management of the educational process by means of museum pedagogy]. St. Petersburg. (In Russ.).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Krasnova, E. M. (2018). Metodicheskie aspekty muzejnoj pedagogiki [Methodological aspects of museum pedagogy]. Tambov: TOGOAU DPO. (In Russ.).

4. Maslak, E. N., & Konanova, E. I. (2018). Aktual'nye tendencii razvitiya istoriko-kul'turnogo tur-izma i ekskursionnogo servisa [Current trends in the development of historical and cultural tourism and excursion services]. Moscow: Scientific Technologies, 12. (In Russ.).

5. Maslak, E. N. (2020). Muzejnyj menedzhment [Museum management]: A tutorial. Rostov-on-Don; Taganrog: Southern Federal University Publ. House. (In Russ.).

6. Morozova, I. A. (2017). Muzeinaya pedagogika v seti [Museum pedagogy on the web]. Prepo-davanie istorii v shkole [Teaching history at school], 8, 22-24. (In Russ.).

7. Motina, V. V. (2018). Kul'turno-obrazovatel'naya deyatel'nost' muzeev i muzejnaya pedagogika [Cultural and educational activities of museums and museum pedagogy]. Trudy Sankt-Peter-burgskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv [Proceedings of the St. Petersburg State University of Culture and Arts], 195-201. (In Russ.).

8. Sledzevskii, I. V. (2017). Grajdansko_patrioticheskoe vospitanie detei i molodeji: problemi i strategiya [Civil-patriotic education of children and youth: problems and strategy]. Prepodavanie istorii v shkole [Teaching history at school], 8, 10-15. (In Russ.).

9. Stolyarov, B. A. (2014). Muzejnaya pedagogika. Istoriya, teoriya, praktika [Museum pedagogy. History, theory, practice]: A tutorial. Moscow: High School. (In Russ.).

10. Fateev, A. V. (2017). Uchitel v muzee [Teacher in the museum]. Prepodavanie istorii v shkole [Teaching history at school], 8, 12-13. (In Russ.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.