Научная статья на тему 'ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МОЛОДЕЖИ НА МАТЕРИАЛЕ КРАЕВЕДЕНИЯ'

ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МОЛОДЕЖИ НА МАТЕРИАЛЕ КРАЕВЕДЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
362
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУЗЕЙ / МУЗЕЙНАЯ ПЕДАГОГИКА / МУЗЕЙНАЯ СРЕДА / МУЗЕЙНЫЙ ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / МУЗЕЙНАЯ И ТУРИСТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ЭКСКУРСИЯ / КРАЕВЕДЕНИЕ / КУЛЬТУРНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ / ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ И СПЕЦИАЛЬНАЯ ФУНКЦИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мышева Татьяна Петровна, Хрипунова Мария Витальевна

Данная статья отражает возможности музейной педагогики, музейной среды и краеведения в патриотическом воспитании личности. Она раскрывает цели, задачи, функции и направления музейной и туристической деятельности; рассматривает особенности воспитательного процесса как внутри самого музея, так и в открытом природном, культурном пространстве родного края.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мышева Татьяна Петровна, Хрипунова Мария Витальевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PATRIOTIC PROCESS OF THE YOUTH ON THE MATERIAL OF LOCAL HISTORY

This article reflects the possibilities of museum pedagogy, the museum environment and local history in the patriotic education of the individual. It reveals the goals, objectives, functions and directions of museum and tourist activities; considers the features of the educational process both inside the museum itself and in the open natural, cultural space of the native land.

Текст научной работы на тему «ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МОЛОДЕЖИ НА МАТЕРИАЛЕ КРАЕВЕДЕНИЯ»

самооценки, недисциплинированность, высокая доминантность, сверхвысокая чувствительность к замечаниям в свой адрес, потребность в почтении и восхищении со стороны окружающих, обидчивость, агрессивность, раздражительность, упрямство, отсутствие навыков диалогического общения, коммуникативной компетентности, эмпатии, понимания другого. Наконец, в-третьих, основными факторами возникновения и причинами проявления конфликтогенности являются, проявляясь в разнообразных формах и сочетаниях, особенности темперамента, характера и рефлексии, индивидуально-психологические особенности личности, ее поведенческих особенностей и проявлений, влияние близкого окружения, социальных институтов и условий жизни личности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Анцупов, А.Я., Шипилов, А.И. Конфликтология: учебник для вузов. - М.: ЮНИТИ, 2000. - 551 с.

2. Ворожейкин, И.Е., Кибанов, А.Я., Захаров, Д.К. Конфликтология/ - М.: ИНФРА-М, 2004. - 240 с.

3. Гришина, Н.В. Психология конфликта. - СПб: Питер, 2008. - 544 с.

4. Дмитриев, А.В. Конфликтология. - М.: Гардарики, 2000. - 320 с.

5. Караваева, Т.Л. Психологическая характеристика портрета конфликтной личности/ Психопедагогика в правоохранительных органах, 2008, №1(32). - С.34—41.

6. Леонов, Н.И. Конфликтология: учеб. пособие. М.: Издательство Московского психолого-социального института, Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2006. - 232 с.

7. Лукин, Ю.Ф. Конфликтология: управление конфликтами: Management of the conflicts: учебник для вузов/Ю.Ф. Лукин. - М.: Академический Проспект, Гаудеамус, 2007. - 799 с.

8. Матвеева, Н.С. Особенности конфликтогенности современной студенческой молодежи/ Устойчивое развитие науки и образования. 2018. № 7.

9. Мириманова, М.С. Конфликтология. - М.: Издательский центр «Академия», 2004. - 320 с.

10. Морозов, А.А. Деловая психология. [Режим доступа]: https://iknigi.net/avtor-a morozov/42329-delovaya-psihologiya-a-morozov/read/page-1.html

11. Основы конфликтологии: учеб. пособие / под ред. В.Н. Кудрявцева. М., 1997. - 194 с.

12. Осьмук, Л.А. Конфликтогенность социальной среды и ее влияние на поведение человека / Л. А. Осьмук, Ю. А. Ёлкина // Человек в эпоху перемен. Вызовы настоящего, построение будущего : сб. материалов 4 Съезда психотерапевтов, психиатров, психологов и консультантов Сиб. Федер. Округа, Новосибирск, 3-8 апр. 2015 г. - Новосибирск : Изд-во НГТУ, 2015. - С. 370-376.

13. Перов, Е.В., Перова, М.Б. Концепция конфликтогенности общества// Управление экономическими системами: электронный журнал. -2014. [Режим доступа]: https://cyberleninka.ru/article/n/17077960

14. Свенцицкий, А.Л. Краткий психологический словарь. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008. - 512 с.

15. Словарь терминов по психологическому консультированию. СПб: Лань, 2016.

16. Ушатиков, А.И. Основы пенитенциарной психологии/А.И.Ушатиков, Б.Б.Казак. - Рязань: Академия права и управления Минюста России, 2003 - 442 с.

17. Хохлов, А.С. Конфликтология. История. Теория. Практика. - Самара: СФ ГБОУ ВПО МГПУ , 2014. - 312 с.

18. Шестаков, Д.А. Семейная криминология. - СПб.: Питер, 1996. - 264 с.

19. Шангина, А.П. К вопросу о межличностных конфликтах в подростковом возрасте//Электронный научный журнал «Aprioir: гуманитарные науки» № 3 - 2007.

Т.П. Мышева, М.В. Хрипунова ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МОЛОДЕЖИ НА МАТЕРИАЛЕ КРАЕВЕДЕНИЯ

Аннотация. Данная статья отражает возможности музейной педагогики, музейной среды и краеведения в патриотическом воспитании личности. Она раскрывает цели, задачи, функции и направления музейной и туристической деятельности; рассматривает особенности воспитательного процесса как внутри самого музея, так и в открытом природном, культурном пространстве родного края.

Ключевые слова: музей, музейная педагогика, музейная среда, музейный воспитательный процесс, музейная и туристическая деятельность, экскурсия, краеведение, культурно-образовательная, воспитательная и специальная функции.

T.P. Mysheva, M.V. Khripunova THE PATRIOTIC PROCESS OF THE YOUTH ON THE MATERIAL OF LOCAL HISTORY

Abstract. This article reflects the possibilities of museum pedagogy, the museum environment and local history in the patriotic education of the individual. It reveals the goals, objectives, functions and directions of museum and tourist activities; considers the features of the educational process both inside the museum itself and in the open natural, cultural space of the native land.

Key words: museum, museum pedagogy, museum environment, museum educational process, museum and tourist activities, tour, local history, cultural and educational, educational and special functions

Говоря о формах и методах патриотического воспитания, осуществляемого с помощью использования объектов культурного и природного наследия, следует выделить несколько направлений воспитательной деятельности, т.е. воспитательный процесс может осуществляться посредством:

1. краеведения (как системы дополнительного образования и| общественной деятельности);

2. литературоведения;

3. музейной педагогики;

4. туристской деятельности;

5. проведения экскурсий;

6. деятельности библиотек как многофункциональных культурно-просветительских центров;

7. самодеятельности молодёжных объединений и виртуальных сообществ;

8. событийных и фестивальных мероприятий,! связанных с фактами истории (исторические реконструкции, ролевые молодёжные игры с использованием объектов наследия и т.д.);

9. волонтёрского молодёжного движения по осуществлению мониторинга состояния объектов наследия, участия! в их поддержании;

10. участия в деятельности молодёжных поисковых отрядов;

11. трансляции культурных стандартов, традиций и обычаев в семье.

Данные направления условно подразделяются на два уровня: институциональный и не институциональный. Оба уровня связаны с патриотическим воспитанием личности, которое может входить в разные существующие модели.

Одной из таких моделей является модель эстетического воспитания молодежи на музейном материале, разработанная В.А.Березиной, Б.З.Вульфова, Е.Б. Евладовой, И.В. Калиш, В.Н. Киселевым, Е.Е. Чепурных. Цель модели - создание у молодежи целостного представления об окружающем мире в процессе общения с памятниками истории и культуры. Для достижения этой цели используются разнопрофильные музеи (исторические, литературные, естественнонаучные, художественные, технические и т.д.). Экспозиции перечисленных музеев в комплексе воссоздают единую картину мира и, это является целевым блоком модели. Модель указанных выше авторов ставит перед собой решение следующих задач:

1) изучение историко-культурной направленности музея, рассматривающего понимание взаимосвязи исторических эпох и их сопричастности к другой культуре;

2) развитие у зрителя образного воображения и художественного восприятия соответствующей исторической эпохи и ее культурного наследия;

3) развитие навыков общения с памятником, музеем, способствующим эстетическому развитию и сопереживанию увиденного;

4) изучение системы символов с помощью использования элементов музейной педагогики;

5) развитие абстрактно-образного мышления.

Авторы модели в реализации её методической части предлагают использовать следующие виды работ:

1) игровые виды, объясняющие артефакты и делающие их доступными зрителю, что вызывает большой интерес к экспозиционному материалу, который через игру преподносится в доступной, занимательной форме с использованием музейно-педагогических методов и приемов в виде пиктограмм и манипулирования с подлинниками и копиями;

2) проведение занятий-экскурсий;

3) выполнение творческих заданий.

Однако при тщательном рассмотрении модели мы можем утверждать, что она, на наш взгляд, является трудной для восприятия школьниками, так как рассчитана на освоение сложного теоретического материала, включающего огромное количество абстрактных понятий, овладение которыми может привести к быстрому утомлению. Все это приводит к дальнейшему нежеланию общаться с| музейной терминологией. В данной модели основная нагрузка ложится на педагога. Он может увлечься чисто образовательным аспектомв и совсем забыть о музейном аспекте, который в данной ситуации является доминирующим [2].

Положительным моментом модели является тот факт, что она нацеливает преподавателей на проведение исследовательской и творческой работы с учащимися. Однако, что касается младших школьников, то здесь необходимо заметить трудность в выполнении ими данных видов деятельности, хотя развитие ассоциативного мышления является небольшой частицей детского творчества и исследования. Положителен и тот факт, что она опирается на театрализацию с использованием музейной обстановки, отражающей суть изучаемого времени.

Невозможно рассматривать патриотическое воспитание учащихся на материале краеведения без музейной педагогики, которая является одним из направлений общей педагогики. Все виды взаимодействий музея и его аудитории исследует музейная педагогика, которая представляет собой одно из направлений педагогической науки и определяется как «междисциплинарная область научного знания, формирующегося на пересечении педагогики, психологии, музееведения и профильной музею дисциплины и построенная на его основе специфическая практическая деятельность, ориентированная на передачу культурного (художественного) опыта в условиях музейной среды» [5, с. 48]. Иными словами, музейная педагогика - это отрасль педагогической науки, предметом исследования которой является культурно-образовательная деятельность в условиях музея. В ее основе лежит музееведческая деятельность педагога, которая неразрывно связана с музеем и музееведением. Музееведение - «научная дисциплина, изучающая историю музеев, их общественные функции, теорию и методику музейного дела» [5, с. 45].

В основе музееведения лежит музей, назначение которого заключается в сохранении и представлении культурных и природных ценностей, т.е. объектов наследия. Информацию о музее и его деятельности мы получаем от музейного сотрудника, занимающегося« сохранением, популяризацией музейных ценностей и культурно-исторических традиций музеев.

Музейная деятельность имеет следующую направленность:

- культурно-образовательную, нацеленную на выполнение общекультурных и социокультурных задач, направленных на самые различные категории посетителей и на расширение музейной сети в целом;

- музейно-педагогическую, предполагающую решение конкретных педагогических задач определенных музейных проектов, ориентированных, в первую очередь, на молодежь - школьников и студентов;

- специальное! связанное с обеспечением и| развитием собственно музейного дела, его исследованиями и пропагандой.

Культурно-образовательное и музейно-педагогическое направления реализует в музее специалист по музейной педагогике. Он разрабатывает различные педагогические проекты, направленные на повышение образовательного и воспитательного уровня молодого поколения.

На основе анализа музейно-педагогической литературы (М.Е. Каулен, А.А. Остапец, А.Е. Сейнейский,| Б.А. Столяров, Т.Ю. Юренева) были содержательно определены функции музейной педагогики:

1. Образовательная (просветительская) - формирование у учащихся] понятийного аппарата в процессе общения с предметами и субъектами в условиях музейной среды, формирование знаний об истории и культуре родного края и народов страны проживания, создание положительной мотивации учащихся в процессе обучения;

2. воспитательная - воспитание патриотизма, ценностного отношения к объектам природного и культурного наследия; воспитание уважения к культуре и истории своего ш других народов:

3. развивающая - развитие у учащихся способности самостоятельно добывать информацию из первоисточников в| процессе общения с объектами наследия; развитие творческого воображения, логического мышления, навыков самостоятельной работы;

4. социализирующая - преобразование приобретаемого социокультурного опыта в собственные нравственные установки и ценностные ориентиры.

Рассмотрим основные формы и методы патриотического воспитания на основе музейной педагогики, основываясь на научных трудах Б.А. Столярова, А.Е. Сейненского, А.А. Остапца.

К основным формам патриотического воспитания с использованием объектов наследия! посредством методов музейной педагогики относятся:

- уроки мужества и встречи с ветеранами войны и| труда;

- участие в создании и развитии школьных музеев;

-I участие в поисково-исследовательских экспедициях по местам боёв, закрепление за школьниками памятников и уход за ними;

- проведение патриотических конференций с участием учеников и педагогов с применением средств музейной педагогики;

- проведение тематических внеклассных уроков, в том числе выездных, по междисциплинарным темам! патриотической направленности;

- проведение музыкальных, художественных и литературных фестивалей патриотической направленности;

- участие Ц деятельности по охране природы родного края.

Ведущей формой музейной педагогики, способствующей! расширению задачи патриотического воспитания учащихся, является подготовка и проведение экскурсий в краеведческих музеях, либо музеях-заповедниках, природных заказниках и других. Экскурсия - это посещение какого-либо объекта с научными, научно-учебными, просветительскими, общекультурными и познавательными целями. Любая экскурсия должна иметь цель и программу наблюдений, вопросы, задания,! намеченный план.

Одним из эффективных средств патриотического воспитания молодёжи является создание музея в среднем учебном^ заведении (школе или колледже), материалы которого могут использоваться в учебной и внеклассной деятельности. Специфика такого музея состоит в самостоятельном и под руководством педагога собирании учащимися объектов природного и культурного наследия родного края. Они изучают их, компонуют в разделы, представленные в музейной школьной экспозиции, собирают информацию о найденных предметах, затем на основе данной информации составляют и проводят экскурсии.

Длительное, систематическое и разностороннее изучение родного края приводит к созданию школьного музея, сохранность, пропаганду объектов культурного и природного наследия которого необходимо обеспечить. Необходимо проводить просветительскую работу среди учащихся; обобщать и передавать опыт краеведческой работы. Школьный музей всегда ориентируется на учебную программу, его фонд постоянно обновляется, в нем осуществляется введение элементов открытого экспонирования музейных предметов, производится организация временных выставок по отдельным темам учебных предметов по заявкам учителей, школьники могут принимать участие в проведении экскурсий. \

Таким образом, музейная педагогика представляет собой раздел педагогической науки и практического образовательного процесса. Она ориентирована на передачу культурного опыта через просветительский и воспитательный] процессы в условиях музейной среды.

Музейная среда возникает в процессе и в результате целенаправленной музееведческой деятельности специалистов. Именно музейная среда создает музейную коммуникацию. Она является частью

социокультурной деятельности музея и определяется условиями деятельности человека, созданными в рамках музея, и отношениями возникающими в процессе музееведческой деятельности.

Музейно-педагогическая деятельность школьного учителя заключается во взаимодействии со школьныма музеем, в сотрудничестве с музеями разных видов и профилей, что| помогает педагогу решить сложные и многоаспектные задачи приобщения учащихся к истории и культуре своего родного края, обучению и воспитанию молодёжи, воспитанию патриотизма и нравственности.

Музейная педагогика имеет свои средства. К ним относятся: музейные экспонаты, основные и вспомогательные фонды,1 аудиовизуальные средства;) объекты духовной, нематериальной культуры, представления о людях, создающих своим творческим трудом данную культуру. Использование! средств музейной педагогики в процессе воспитания способствует формированию активной, патриотически воспитанной и образованной личности [1].

Одним из направлений патриотического воспитания молодежи является туризм. Особенность воспитательного процесса в туризме заключается в следующему во-первых, в использовании объектов культурного и природного наследия в качестве, своего рода, наглядного пособия; во-вторых, в отсутствии принуждения, в наличии партнёрства туриста и субъекта туристской деятельности. Молодёжный туризм, осуществляя важнейшую функциюа - удовлетворение потребности личности в общении с природой, а также объектами культуры и культурного^ наследия, выполняет также воспитательную, дидактическую и рекреационную функции. Реализация воспитательной функции осуществляется через изучение истории своего края, его героического прошлого. Ведь многие территории являются свидетелями ратных подвигов, которые увековечены памятниками, обелисками, стелами и другими мемориальными сооружениями и объектами, прославляющими воинскую славу России (Бородино, Куликово поле и др.) Дидактическая функция реализуется через формирование знаний различными! средствами и методами (рассказ, демонстрация, посещение, поход, прогулка и др.) Рекреационная функция способствует физическому ш духовному восстановлению сил. Она во многом направлена на использование активных видов рекреации (походы, путешествия), а также пассивное созерцание природных объектов. В результате человек восстанавливает свои силы, углубляет свои знания о территории пребывания ( дестинации), её неповторимости и уникальности.

Молодёжный туризм обладает широкими возможностями в реализации патриотического воспитания молодёжи. Он своими средствами (познавательными ценностными, деятельностными; поисково-исследовательскими) углубляет и расширяет знания, развивает интеллектуальные и волевые| качества личности; способствует эмоциональному восприятию окружающей культурной и природной среды,1 а также приобретению социального опыта в сохранении этой среды. Все эти компоненты проявляются одновременно через наблюдение, восприятие и осознание. Они позволяют в концентрированном виде усваивать большой объем информации о природе и формировать знания о ней.

Молодёжный туризм, ориентированный на воспитание патриотизма,! как форма дополнительного образования, направлен на формирование гражданских ценностей патриотизма: природу, родные просторы, историю и культуру края. Подтверждением этого являются созданные во многих городах различные программы, как, например, военно-туристская игра «Зарница» в Санкт-Петербурге, Москве и других регионах.

В формировании патриотизма молодёжи туристско-просветительская деятельность на объектах выделяет такие аспекты, как когнитивный,| мотивационный, эмоциональный и деятельно-волевой. Если когнитивный включает уровень знаний по истории своего края, то мотивационныйа - определяет потребность в познании нового. Эмоциональный характеризует отношение к окружающей природной или культурной среде, деятельностно-волевой предполагает активную позицию в решении проблем экологии.

Базовыми компонентами патриотического воспитания с помощью туризма, использующего объекты культурного и природного наследия, являются:

- воспитание духовной личности;

- потребность в познании, в красоте природы и потребность в общении с ней;

- потребность в преобразующей деятельности;

- восприятие окружающего мира;

- благотворное влияние природной и культурной среды;

- приобщение молодежи к здоровому образу жизни,

- совокупность физического и духовно-нравственного воспитания.

Объекты наследия - уникальны, они обладают предметной информацией, имеющей социальную значимость. Они не являются абстрактным «информационным ресурсом», а подлинным материальным свидетелем реальных исторических событий, реального природного пространства, познание которых осуществляется «здесь и сейчас». Таким образом, молодёжный туризм, как форма дополнительного образования, содействует решению таких задач, как, формирование представлений об объектах культурного и природного наследия как общечеловеческих ценностях на основе практического освоения данной формы воспитания.

Экскурсионная деятельность, в контексте патриотического воспитания, представляет собой особое направление, включающее такие формы, как: краеведение, музейная педагогика и образовательный туризм. Сама по себе экскурсия представляет собой самобытный, творческий, увлекательный метод познания и воспитания.

Социально-значимые функции, выполняемые экскурсиями как социокультурными феноменами, имеют особое значение на современном историческом этапе, отличающимся снижением культурно-образовательного уровня общества и некоторой утратой им| патриотических ориентиров.

Образовательная функция экскурсий играет важную роль в получении объективных знаний по различным отраслям] науки: истории, природному наследию или социальному явлению. Особую ценность экскурсии имеют при изучении истории (в контексте артефактов знакомствами с артефактами историко-культурного наследия). Во все времена экскурсоведение поддерживало традиции конкретных исторических исследований, строя процесс познания на обращении к подлинным источникам и умении извлечь из них необходимую информацию. Воспитательная функция экскурсий оказывает воздействие на| проявление самостоятельности, индивидуального творческого подхода, патриотизма, основанного на истинном знании прошлого. Попутно экскурсии выполняют организующую! роль, объединяя людей, заполняя их досуг, давая возможность удовлетворять их творческие интересы. В какой-то мере они выступают как связующее звено межд государственной политикой в области просвещения и культуры и деятельностью общественности.

Обращение к опыту экскурсионной практики может оказать значительную помощь во внедрении прогрессивных методов воспитания патриотизма. Особенно этот опыт полезен для преодоления без альтернативности программ по истории, придания им большей конкретности и приближения к разнообразным источникам информации, а| также в воспитании подрастающего поколения. Актуализация экскурсионной деятельности способствует усилению мероприятий по сохранению культурно-исторических объектов России и музейных коллекций, подъёму культурного уровня народа, увеличению посещаемости и образовательно-воспитательной роли музеев, повышению патриотического настроя у молодёжи [2].

В то же время необходимо помнить, что при работе с молодежью недостаточно использовать экскурсию в ее традиционной форме как форму ознакомления с культурой, историей и природой. У современного потребителя появляется потребность стать участником конкретного действия или события. Погружение в прошлое в интерактивном режиме пользуется неизменным спросом людей, посещающих исторические центры и местности с туристско-познавательными целями. И это сегодня в большей мере учитывается при формировании туристских продуктов той или| иной дестинации. Поэтому здесь, безусловно, необходимо более тесное творческое и деловое взаимодействие меж^ организаторами туризма] и организаторами культурно -массовых и сценическо-постановочных мероприятий. В эту же группу креативных мероприятий можно отнести и создание проектов по подготовке планов и сценариев по воссозданию исторических и вероятных событий прошлых столетий, Всё это многократно усиливает впечатления от увиденного и прочувствованного. В этом как раз и заключается смысл и успешное развитие в последние годы в нашей стране событийного туризма. Молодым людям нужны мотивации для поездки в тот или иной регион. И когда создается событие, появляется и мотивация поехать туда, куда раньше, быть может, и не собирался ехать.

В событийном туризме с особой силой проявляются интеграционные возможности сферы культуры, образования и туризма. Построенные по принципу сочетания этих трех сфер события пользуются несомненным успехом и привлекают значительные массы туристов и посетителей. К ярким примерам таких мероприятий можно отнести фольклорно-музыкальный фестиваль, который ежегодно проводится уже более 30 лет в достопримечательном месте «Бежин Луг» в Тульской области и собирающий ежегодно от 5 до 8 тысяч посетителей и туристов. Завоевывает все большую популярность музыкальный фестиваль «Классика на Волге», организованный Ассоциацией событийного туризма недалеко от города Тольятти, на берегу реки Волги, когда в природном окружении для исполнения своих произведений приглашаются известные исполнители и целые ансамбли классической музыки. Большой популярностью пользуются «Чеховские чтения», проходящие ежегодно в городе Таганроге, на которые приглашаются «чехововеды» всей страны и вся аудитория увлекающаяся миром произведений нашего земляка, великого писателя А.П. Чехова. И таких примеров в различных регионах страны становится с каждым годом все больше.

Система патриотического воспитания - это единство и совокупность целей и задач, содержания, принципов, методов и средств. Все вместе способствует целостному, организованному, активном воздействию на личность в рамках молодёжного культурно-просветительского, образовательного и] экологического туризма. Особенность туризма и его воспитательного процесса состоит в отсутствии принуждения молодого поколения, которому предоставляется свобода выбора форм и видов данного процесса.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таким образом, патриотическое воспитание на материале краеведения в различных его формах и видах расширяет круг приобретенных учащимися истинных ценностей родного края. Оно способствует формированию сознательности, стимулирует процесс самовоспитания; ведет к саморазвитию и является одной из составляющихч духовно-нравственного воспитания личности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Макарчук, Я.В. Патриотическое воспитание младших школьников средствами музейной педагогики. Диссертация на соискание степени

канд. пед. наук, Абакан, 2010. - С. 64.

2. Марзак, В.К. Воспитание юных патриотов [Текст] / В. К. Марзак // ОБЖ. Основы безопасности жизни. - 2010. - №5. - С. 11-14.

3. Матвеева, С. В. Воспитание патриотизма у старшеклассников в условиях целостного педагогического процесса в современной

общеобразовательной школе [Текст]: дисс... канд. пед. наук: 13.00.01. / С.В. Матвеева. - Нижний Новгород, 2006. -205 с.

4. Методические рекомендации по реализации патриотического воспитания обучающихся профессиональных образовательных

организаций Краснодарского края [Электронный ресурс] Источник: http://pu82.ru/napravlenie/metodkopilka/eduwork/001_081019.pdf

5. Мышева, Т.П. Музейная педагогика в современном социокультурном образовательном контексте / под ред. Н.П. Рыжих. - Таганрог: Изд-

во Таганрог. гос. Пед. ин-та, 2008. - 160 с.

6. Пионтковский, В.В. Патриотическое воспитание учащейся молодежи в условиях регионального образования: дис. ... д-ра пед. наук..

Якутск, 2008 -326 с.

Т.П. Мышева

АНАЛИЗ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МОЛОДЕЖИ С ПОМОЩЬЮ ИННОВАЦИОННЫХ

ФОРМ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МУЗЕЯ-ЗАПОВЕДНИКА Г. ТАГАНРОГА

Аннотация. В статье дается глубокий анализ инновационных форм социокультурной деятельности музея-заповедника города Таганрога, оказывающих большое влияние на эстетическое развитие личности. Здесь находят свое отражение тенденции развития музея как социального института. Статья показывает эффективность использования инновационных форм деятельности музея-заповедника в его образовательно -воспитательном аспекте.

Ключевые слова: музей, образовательно-воспитательный процесс, социокультурная деятельность, инновационные формы, музейное пространство, музейные уроки, тематические экскурсии.

T.P. Mysheva

ANALYSIS OF THEAESTHETIC EDUCATION OF YOUTH WITH THE HELP OF INNOVATIVE FORMS OF SOCIO-CULTURAL ACTIVITY OF THE TAGANROG MUSEUM RESERVE

Abstract. The article gives a deep analysis of innovative forms of sociocultural activity of the museum-reserve of the city of Taganrog, which have a great impact on the aesthetic development of the individual person. Here, the development trends of the museum as a social institution are reflected. The article shows the effectiveness of using innovative forms of museum activity in its educational aspect.

Key words: museum, educational process, sociocultural activity, innovative forms, museum space, museum lessons, thematic excursions.

Образовательно-воспитательный процесс в музее занимает важное место в современной музейной педагогике и рассматривается как «процесс развития личности в форме ее приобщения к историко-культурному наследию через музей» [4, 130]. Целью данного процесса в музее является развитие культуры общения с музейным искусством; творческих, коммуникативных способностей; умений интерпретации, анализа и оценки музейного текста. Поэтому социокультурная деятельность музея - это ключевая форма взаимодействия музейного пространства и молодежи, с целью воспитания, образования, просвещения и развития личностных качеств. В результате использования различных форм социокультурной деятельности музея-заповедника студентам доступна информация, позволяющая расширить свой кругозор в области истории музея, основных его функций; дается возможность развития нравственных, духовных, эстетических качеств, а также возможность реализации творческих способностей личности. Именно социокультурная деятельность помогает молодым людям понимать, создавать и оценивать культурную значимость музейных средств, иными словами эстетически им развиваться.

Занятия в музее предполагают воспитательную и образовательную направленность и разрабатываются с учетом эмоционального и рационального аспектов восприятия музейного материала, свойственных студентам.

Воспитательная направленность состоит в развитии эстетической культуру и эстетического вкуса у студентов; способности адекватного восприятия музейного материала; воспитании чувства гордости за родной город, через изучение социокультурной деятельности музея-заповедника.

Образовательная направленность отражается в предоставлении необходимых знаний в аспектах теории и истории музея; приобщении студентов к эстетическим и культурным ценностям, через вовлечение их в активную социокультурную деятельность музея; развитии их способностей в практическом использовании полученных знаний и навыков; создании условий для реализации творческой деятельности.

Особенность занятий основанных на музейном материале заключается в том, что они проводятся как в учебном заведении, так и в музейном среде. Для студентов наиболее широкий интерес вызывает работа непосредственно с музейными экспозициями, так как это дает возможность активизировать их культурную и творческую деятельность. Занятия направлены на умение ориентироваться в музейном пространстве; прослушивать экскурсии разнопрофильных музеев; определять сущность различных форм социокультурной деятельности музеев. Данный вид взаимодействия со студентами позволяет им выступать в роли не только обучающихся, посетителей, но и рецензентов и оценщиков

Анализ эстетического воспитания молодежи на основе использования инновационных форм социокультурной деятельности предполагает проведение практических занятий на базе Таганрогского государственного литературного и историко-архитектурного музея-заповедника города Таганрога. В основе нашего исследования положено определение социокультурной деятельности как процесса передачи социокультурного опыта от одного поколения другому в виде знаний, позволяющих овладеть умениями социокультурной активности и развитием творческих способностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.