Научная статья на тему 'МУЗЕЙНАЯ ПЕДАГОГИКА И ЕЕ РОЛЬ В УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМЕРЕННО ВЫРАЖЕННЫМ ДЕФИЦИТОМ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ'

МУЗЕЙНАЯ ПЕДАГОГИКА И ЕЕ РОЛЬ В УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМЕРЕННО ВЫРАЖЕННЫМ ДЕФИЦИТОМ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
86
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУЗЕЙНАЯ ПЕДАГОГИКА / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ / ЭКСКУРСИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / МУЗЕЙНОЕ ИСКУССТВО / МУЗЕЙ / МУЗЕЙНЫЙ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мышева Татьяна Петровна

Статья рассматривает роль музейной педагогики в образовательно-воспитательном процессе учащихся с дефицитом интеллектуального развития. В ней находит свое отражение специфика музейных программ, содержание которых направлено на коррекцию дефицита интеллектуального развития учащихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MUSEUM PEDAGOGY AND ITS ROLE IN THE EDUCATIONAL PROCESS OF STU- DENTS WITH MODERATE DEFICIT IN THE INTELLECTUAL DEVELOPMENT

The article examines the role of museum pedagogy in the educational process of students with intellectual disabilities. It reflects the specificity of museum programs, the content of which is aimed at correcting the deficit in the intellectual development of students.

Текст научной работы на тему «МУЗЕЙНАЯ ПЕДАГОГИКА И ЕЕ РОЛЬ В УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМЕРЕННО ВЫРАЖЕННЫМ ДЕФИЦИТОМ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ»

5. Проблемы социализации, адаптации и интеграции мигрантов в общекультурное пространство современной России.

Таким образом, медиаобразование на материале интернет-сайтов межэтнической тематики позволяет решать конкретные задачи развития и воспитания молодежи:

- сформировать у студентов устойчивое чувство неприятия идеологии расовой, национальной, межэтнической, межконфессиональной интолерантности и экстремизма путём критического анализа медиатекстов;

- расширить культурно-исторический и социальный опыт, этнокультурный кругозор молодёжной аудитории;

- формировать активную гражданскую позицию у молодых людей;

- развивать позитивную национальную идентичность и патриотизм у обучающихся;

- вовлекать молодёжь в социально значимую деятельность для формирования у них культуры межнационального и межличностного общения.

Благодарности. Исследование выполнено при финансовой поддержке Российского фонда фундаментальных исследований (РФФИ) в рамках научного проекта №19-013-00030 «Отражение проблемы межэтнической толерантности студенческой молодёжи в российском и англоязычном медиаобразовании постсоветского периода (1992-2020)», выполненного в Ростовском государственном экономическом университете. Руководитель проекта - кандидат педагогических наук, доцент И. В. Челышева.

ЛИТЕРАТУРА

1. Михалева Г.В. Развитие межэтнической толерантности американских студентов в процессе медиаобразования // Международный информационно-аналитический журнал «Crede Experto: транспорт, общество, образование, язык. Изд-во: ФГБОУ ВПО «МГТУ ГА». Иркутск, декабрь, 2020. №4(27). URL: http://ce.if-mstuca.ru/index.php/130000/130001-media/rmtasvpm (дата обращения: 30.04.2021).

2. Федоров А.В. Развитие медиакомпетентности и критического мышления студентов педагогического вуза / А.В. Федоров. - М.: Изд-во МОО ВПП ЮНЕСКО «Информация для всех», 2007. - 616 c.

Т.П. Мышева

МУЗЕЙНАЯ ПЕДАГОГИКА И ЕЕ РОЛЬ В УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМЕРЕННО ВЫРАЖЕННЫМ ДЕФИЦИТОМ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ

Аннотация. Статья рассматривает роль музейной педагогики в образовательно-воспитательном процессе учащихся с дефицитом интеллектуального развития. В ней находит свое отражение специфика музейных программ, содержание которых направлено на коррекцию дефицита интеллектуального развития учащихся.

Ключевые слова: музейная педагогика, интеллектуальное развитие, экскурсионная деятельность, музейное искусство, музей, музейный учебно-воспитательный процесс.

T.P. Mysheva

MUSEUM PEDAGOGY AND ITS ROLE IN THE EDUCATIONAL PROCESS OF STUDENTS WITH MODERATE DEFICIT IN THE INTELLECTUAL DEVELOPMENT

Abstract. The article examines the role of museum pedagogy in the educational process of students with intellectual disabilities. It reflects the specificity of museum programs, the content of which is aimed at correcting the deficit in the intellectual development of students.

Key words: museum pedagogy, intellectual development, excursion activities, museum art, museum, museum educational process/

Музей, являясь чистой аурой искусства, предназначен не только для детей с нормальным умственным развитием, но и для школьников с умеренно выраженным дефицитом интеллектуального развития. Однако для обучающихся с умеренным дефицитом интеллектуального развития сложно посещать музей и тем более его понимать. Поэтому социум диктует свои условия общения с музеем для такого уровня развития детей. Такие обучающиеся должны получать разносторонний социальный опыт. Ребята должны общаться не только с существующим жизненным пространством, но и научиться общаться с артефактами, хранящимися в музейном пространстве. Именно общение с музейной средой приводит к гармоничному развитию обучающихся, развивает их волевые качества, раскрывает интересы, таланты.

Педагоги-воспитатели часто обращаются в музей с просьбой помочь ввести ребят в его мир с целью расширения замкнутого круга их жизни. В этом случае музейные педагоги, опираясь на знания музейной педагогики, в первую очередь, стремятся к тому, чтобы подобная категория обучающихся соблюдала элементарные правила поведения в таком общественном месте, как музей. Чтобы пребывание в музее было интересным для обучающихся с умеренно выраженным дефицитом интеллектуального развития, музейные педагоги подбирают наиболее воспринимаемый школьниками материал, стремясь при этом развивать их способность воспринимать красоту не только музейного пространства, но и выставленного в нем документального и вещественного материала.

Так, находясь в литературном музее-гимназии имени А.П. Чехова, музейный педагог знакомит ребят с карцером, служившим средством наказания для провинившихся гимназистов. Сюда отправлялись гимназисты за неподобающее поведение на занятиях, невыполненные домашние задания, несоблюдение внешнего вида, за грубость старшим и несвоевременное посещение театра. Обстановка карцера вызывает интерес у школьников. Особенно любопытна для них керосиновая лампа, действие которой демонстрируется педагогом-экскурсоводом. Книга, лежащая на столе, свидетельствует о том, что наказуемый должен был не просто отбывать сидя наказание, наблюдая через окно карцера за парадной дверью гимназии, правом пользования которой обладали только преподаватели и гимназисты старших классов, но и должны были готовить в карцере уроки. Стол и стул, стоящие у окна, являются свидетелями памяти о том, что ими пользовались такие наказуемые, как А.П. Чехов и его друг по гимназии, впоследствии артист Московского Художественного Театра, А.Л. Вишневский.

Торжественный, рассчитанный на внешний эффект, большой актовый зал погружает обучающихся в обстановку и события второй половины 19 века. Он является действующим и в настоящее время. Здесь для обучающейся аудитории готовятся театрализованные представления по мотивам произведений А.П. Чехова, таких как «Каштанка», «Толстый и тонкий» и др. Все это способствует развитию эмоционально-волевой сферы ребят, ведет к обогащению детского впечатления.

Мы должны понимать, что приходящие в музей особые дети требуют особого внимания и особой понимаемой ими информации. С этой целью музей-заповедник разрабатывает специальные программы, несущие самую элементарную информацию, доступную для детского понимания и неоднократно повторяющуюся. Если говорить о Литературном музее-гимназии, то он сложен для понимания обучающихся с умеренно развитым дефицитом интеллектуального развития. В этом случае лучше всего подходит музей «Лавка Чеховых», где можно обратить внимание детей на выставленные в ней товары: это лимоны, апельсины, свечи и большие сахарные головы. В лавке педагог-экскурсовод заостряет внимание аудитории на сахароколке, используемой для раскалывания сахарных голов на мелкие кусочки, которые взвешивались на весах, расположенных на прилавке. Что же касается больших весов, прикрепленных к потолку, то они использовались для взвешивания сыпучего и жидкого товара, такого как: крупы, керосин и деревянное масло, пригодное в пищу только в свежем виде. Следует заметить, что в процессе

экскурсии дети сидят на скамье и стараются выразить свои эмоции в рисунке, пользуясь трафаретами и рисунками с раскрашиванием. При этом экскурсия неоднократно повторяется [6].

Музейный педагог понимает, что у обучающихся с умеренно выраженным дефицитом интеллектуального развития очевиден недостаток внимания. Они медленно переключаются с одного вида работы на другой, не умеют анализировать и выделять главное, у них слабо развита память, внимание. Все это свидетельствует о психологических и психических особенностях данной категории учащихся. Они должны учитываться при использовании современных педагогических технологий, разработанных музейной педагогикой.

Что же предлагает музейная педагогика в работе с обучающимися особого уровня развития?

Прежде всего, воспитательной целью является овладение обучающимися музейной культурой, в центре которой находится музейная педагогика. Именно музейная педагогика обладает методами, приемами и средствами, способствующими достижению образовательных задач, разработанных в программах учебных дисциплин [4].

Более эффективно музейная педагогика может реализоваться в школьном музее, который обычно занимает небольшие площади, помогающие видеть образцы историко-краеведческих и литературных артефактов, способствующих правильному восприятию эпохи прошлых лет.

Выше изложенный материал показывает, как музей разрешает своим посетителям соприкоснуться с миром подлинных документов, вещей и предметов, помогая понять их ценность в культурном и историческом аспекте.

В современной методике музейной педагогики мы выделяем два вида деятельности: просветительную и музейно-педагогическую. Все эти виды деятельности связаны между собой и проявляются в экскурсионной деятельности педагога. Экскурсия является основным видом деятельности музейного педагога. Она приобретает учебно-воспитательную и образовательную направленность тогда, когда хорошо продумана, подготовлена и организована [2]. Традиционная экскурсия есть не что иное, как урок, только на первое место выносится показ, а затем идет рассказ. Основной акцент в ней делается на новую информацию, освоение которой способствует умственному развитию обучающихся, развивает их мышление, обогащает эмоции. Роль посредника в экскурсии играет педагог-экскурсовод, соединяющий мир взрослых и мир детства с помощью музейного искусства.

Сегодня экскурсионная деятельность очень востребована, так как в сжатые сроки экскурсовод дает подлинную информацию об экспонатах и их исторической значимости. Так, проводя экскурсию в музее «Лавка Чеховых», мы концентрируем внимание обучающихся с умеренно выраженным дефицитом интеллектуального развития на мире детства семьи Чеховых. Показываем им детскую комнату и игрушки, которые были в обиходе данного детского мира: это и куклы младшей сестры Антона - Марии, это и учебники, по которым занимались дети, обучаясь в гимназии, это и музыкальная шкатулка, горячо любимая детьми.

Необходимо отметить, что музейная экскурсия является основной формой культурно - об-разоватеной и воспитатеньной деятельности в музее. С точки зрения образовательно-воспитательного процесса она способствует расширению знаний по предмету и помогает сосредоточить внимание обучающихся с умеренно выраженным дефицитом интеллектуального развития на событиях прошлого, отраженного в музейном материале, намного ярче, чем на занятиях в классе. Однако не следует забывать, что экскурсия по залам музея рассчитана максимум на час или полтора часа. Она сосредоточивает и концентрирует внимание на выставленных в экспозиции экспонатах, описание и исторические факты которых находят свое отражение в рассказе педагога-экскурсовода. Экскурсия должна быть доступной, интересной, эмоционально окрашенной, вызывающей внимание, а следовательно, хорошее поведение у подобного рода обучающихся. Поэтому существуют особые правила поведения в музее для таких ребят. Эти правила должны прорабатываться сопровождающими их преподавателями заранее. Экскурсия имеет ряд ограничений, одно из них следующее: организовывая экскурсию в городской музей, преподаватель должен заранее предупредить музейных сотрудников о необходимости учесть возможности такой экскурсионной группы, требующей ограниченного пребывания по времени

в музее [3]. Что же касается содержания экскурсии, то она по смыслу должна быть пересмотрена согласно пришедшей аудитории обучающихся с умеренно выраженным дефицитом интеллектуального развития.

Музейно-педагогическая деятельность состоит в том, что она направлена на помощь детям в их понимании музейного пространства и музейных коллекций, а также на их активную деятельность, организуемую силами музейных сотрудников. Используются групповые и индивидуальные формы работы с детьми. Это и участие в мини-спектаклях, придумывание самими ребятами музейных маршрутов; это и организация игр, поделок, рисунков, освоение техники де-купаж. Подобного рода занятия, разработанные музейно-педагогическими программами, сегодня пользуются огромной популярностью и дают свои результаты. Педагогика музейной деятельности заключается в освоении внеаудиторных способов познания мира, адекватных природе музея, способностей переносить этот опыт на все сферы деятельности личности. Проводя экскурсию, педагог наблюдает за тем, что вызывает у обучающихся с умеренно выраженным дефицитом интеллектуального развития интерес. Мы приходим к выводу, что больше всего их интересуют убранства залов: картины, канделябры, люстры, бюсты древнегреческих философов, паркетный пол, мебель, иконы и т.д. Происходит так называемое невербальное общение с интерьером, экспозицией и выставленным в них документальным и вещественным материалом.

Перед посещением музея педагог-воспитатель должен провести необходимые подготовительные работы, включающие культуру поведения в музее и правила зрительного восприятия экспонатов и документов, которые должны быть тщательно подобраны. Так, при посещении музея «Лавка Чеховых» рассказывают историю данного здания: кто в нем проживал, почему был выбран именно данный двухэтажный дом. В доступной для восприятия форме объясняется, что выбранное отцом писателя Павлом Егоровичем Чеховым здание находилось в людном торговом месте, а стоящие на пороге два мальчика - Андрюшка и Гаврюшка (дальние родственники Павла Егоровича) исполняли роль зазывал, выкрикивая товар, продававшийся в бакалейной лавке. Таким образом, они заинтересовывали прохожих в посещении лавки и приобретении в ней дефицитного по тому времени товара. Подобное объяснение обычно доступно обучающимся и вызывает желание посмотреть, что же находится в бакалейной лавке. Большой интерес проявляется к маленькой кухне с печкой, топившейся дровами и углем, а также к кухонной утвари, которую они обычно видят впервые. Привлекает внимание и медный рукомойник, так горячо любимый детьми семьи Чеховых. Рано утром, проснувшись, дети бежали со второго этажа на первый, чтобы воспользоваться этим необычным приспособлением, процесс действия которого им был очень интересен.

Предлагаемая экскурсия представляет собой тип образовательной экскурсии, повышающей не только познавательный потенциал обучающихся с умеренно выраженным дефицитом интеллектуального развития, но и показывающей, как влияет музейный материал на эмоциональный процесс личности. Однако следует отметить, что в процессе экскурсии у подобного рода обучающихся формируются и коммуникативные свойства. Увиденные предметы заставляют детей общаться, высказывать свое мнение, отражать свои эмоции; одним словом, идет вербальное общение.

Итак, мы видим, что в процессе экскурсии реализуются следующие задачи:

- определяется нравственно-эстетические установки поведения на объекте;

- формируются индивидуальные качества, выявляются способности, интересы;

- развивается познавательный интерес к городским памятникам и предметам музейных объектов;

- определяются эстетические ценности природного и социального окружения [7].

Специально организованный образовательно-воспитательный процесс в музее приводит к развитию таких умений, как:

- умение воспринимать объекты;

- умение овладевать такими логическими операциями, как сравнение, сопоставление, обобщение сведений, получаемых об исследуемом объекте.

Мы видим, как экскурсионная деятельность приводит к развитию толерантности между здоровыми детьми и детьми с умеренно выраженным дефицитом интеллектуального развития, социализирует их и формирует интерес к окружающему миру и его культурным ценностям.

Экскурсия вызывает любознательность, наблюдательность. Она доставляет большую радость особенным детям, оставляет в их сознании неизгладимое впечатление, получаемое в процессе наблюдений, на основе которых воспитывается любовь к родному краю, к своей большой Родине. Следует помнить, что именно формирование сознания обучающихся с умеренно выраженным дефицитом интеллектуального развития менее всего поддается коррекции. Им трудно существовать в окружающем мире. Поэтому все усилия музейного педагога направлены на то, чтобы помочь таким обучающимся приспособиться к жизни. Л.С. Выготский рекомендовал искать «обходные пути в решении этого вопроса» [1,153].

Планируя воспитательную работу по краеведению с такими ребятами, следует обратить особое внимание на общение, которое является фундаментом человеческой жизни, необходимостью и потребностью людей, способом их существования. Вся человеческая жизнь - это определенная система отношений, где каждый должен найти оптимальное соотношение между собой и окружающим его социумом [5].

В каждой экскурсии должны быть моменты закрепления знаний, полученных ранее, и дальнейшее их расширение. Успешное проведение экскурсии в большей степени зависит от тщательной подготовки к ней музейного и школьного педагогов. Чтобы встреча ребят с музеем была интересной, а информация доступной для их понимания, музейные педагоги готовят специально разработанную программу, которая знакомит их с историческими особенностями города, с его основателем Петром I и с уроженцем города - великим русским писателем Антоном Павловичем Чеховым.

Проводимые в музее занятия требуют тщательной разработки методических приемов, способных вызвать у ребят интерес к предлагаемому материалу. Большинство предметов, представленных в экспозиции, ребятам подобного уровня развития, непонятны. Обучающимся с умеренно выраженным дефицитом интеллектуального развития необходимо разъяснить их назначение, а также с чем их можно соотнести в реальной жизни. Например, посещая музей «Домик Чехова», ребята знакомятся с такими предметами быта, как деревянное корыто, рубель и скалка. Экскурсовод объясняет, что их использовали при стирке и глажке белья. Данная информация активизирует познавательные интересы обучающихся. Назначение неизвестных им предметов становится для них своего рода интересным открытием, что видно по их лицам и эмоциональному восприятию. Понимание увиденного быта сказывается на их поведении. Они начинают понимать комфорт, в котором живут, его ценность [8].

Изложенный выше материал позволяет отметить тот факт, что концентрация внимания ребят на определенном объекте или предмете, размышление экскурсовода вместе с ними способствуют увеличению их словарного запаса, развивают речь. Полученные в музее знания расширяют их кругозор, развивают эстетически, дают представление о красоте и культуре.

Тематика и содержание занятий, проводимых в музее-заповеднике, обычно следующая:

1. «Таганрог - город Петра и великого А.П. Чехова» План экскурсии:

- осмотр мест, связанных с именами великих людей, акцентировать внимание на объектах, рассказывающих об интересных моментах их жизни;

2. «Быт семьи русского писателя А.П. Чехова». План экскурсии:

- знакомство с внутренним убранством домика, в котором родился писатель, и с домом, с которым связаны его воспоминания о работе в лавке отца;

- знакомство с классической гимназией, ее мемориальными и экспозиционными залами.

3. «Творчество А.П.Чехова» План экскурсии:

- знакомство с малыми рассказами: «Каштанка», «Толстый и тонкий».

Хочется отметить, что в ходе экскурсии обучающимся с умеренно выраженным дефицитом интеллектуального развития разрешается прикоснуться к некоторым предметам: к серебряному подстаканнику, деревянному корыту, рубеле и скалке. Тактильное прикосновение приводит к лучшему запоминанию предмета и его истории. Подобного рода занятия создают элемент праздника. Они улучшают у обучающихся поведение и речь, расширяют кругозор, развивают коммуникативные способности. Работа музейного педагога по тщательно разработанной программе имеет коррекционно-развивающую направленность, отражающую психическое развитие личности, её речевой и интеллектуальной деятельности. Чтобы оставить неизгладимое впечатление от посещения музея, музейщики в специальной комнате обучают ребят изготовлению поделок, которые остаются у них на память, и каждый раз, глядя на них, дети будут вспоминать музей. [9].

Итак, анализ используемых музейной педагогикой приемов показывает необходимость посещения музея обучающимися с умеренно выраженным дефицитом интеллектуального развития, так как музей является эффективным средством социальной адаптации и интеграции. Проводимые занятия позволяют выработать такие педагогические методы в работе с детьми, как: посещение музея (желательно с родителями); дети должны быть одной возрастной категории; осматривать музей первоначально следует снаружи, при этом неоднократно необходимо повторить правила поведения. Музей необходимо посещать регулярно. Пребывание в музее должно быть длительностью от 10 до 20 минут. Если это возможно, разрешить прикасаться к предметам, так как тактильные ощущения способствуют умственному развитию ученика.

Посещение музея с родителями благотворно влияет, с одной стороны, на ученика, а с другой - позволяет родителям видеть, как происходит процесс развития их ребенка. В музее должна быть создана атмосфера доброжелательности, комфорта и внимания со стороны преподавателей и родителей, наблюдающих, как происходит процесс усвоения обучающимися новых знаний, развития интереса, коррекция их поведения [10].

Таким образом, в ходе проводимых занятий мы видим эффективность использования музейного искусства в качестве «терапии», приводящей к положительным изменениям в интеллектуальной, эмоциональной и личностной сфере развития ребенка.

ЛИТЕРАТУРА

1. Выготский, Л.С. Проблемы дефектологии. М., Просвещение, 1995. - 524 с.

2. Зинкевич-Евстигнеева, Т.Д., Нисневич, Л.А. Как помочь "особому" ребенку. Книга для педагогов и родителей. 2-е издание. -- СПб.: Институт специальной педагогики и психологии, 2000 - 96 с.

3. Иванова, Н.П. Музейная педагогика: учебное пособие для вузов/ Н.П. Иванова. - 2-е изд., перераб. и доп.— М.: Издательство Юрайт, 2020. - 223 с

4. Каргина, В.Ф. Музейная педагогика как инновационная технология в системе обогащения познавательной и игровой деятельности школьников / В.Ф. Каргина // Образовательная среда музейной педагогики: инновации, содержание, формы и методы работы: сб. докладов и статей по материалам V междунар. науч. -практ. форума по музейной педагогике. (Н. Новгород,18-20 апреля 2019 г.) / под науч. ред. Д.В Смирнова, Г.А.Горбунова - Н. Новгород, 2019. - С. 91-96.

5. Маллер, А.Р. Социальное воспитание и обучение детей с отклонениями в развитии. М., А Р К Т И, 2000. -124 с.

6. Мышева, Т.П. Виртуальный музей и его особенности: сборник научных трудов 1 Всероссийской научно -практической конференции с международным участием. - Москва-Берлин,.2020. - С.84-90

7. Мышева, Т.П. Развитие музейно-образовательной компетентности студентов на материале регионального компонента. Учебное пособие для высших учебных заведений. Таганрог, 2011 - 213 с.

8. Мышева Т.П. Роль музейного искусства в профилактике девиантного поведения подростков. Ростов-на-Дону -Таганрог, 2021. - С.221-227

9. Столяров Б.А. Музейная педагогика. М., Высш. шк., 2004. - 216 с.

10. Соколова М.В. Воспитательная среда школьных музеев и их роль в социальном воспитании /М.В Соколова // Психология и педагогика социального воспитания: материалы III всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием, посвященной 85-летию со дня рожд. А.Н. Лутошкина, (Кострома, 03-05 марта 2020 г.) / Под редакцией. А.Г. Кирпичника, А.Г. Самохваловой. - Кострома, 2020. - С. 277-283.

11. Шипицина, Л.М. Развитие навыков общения лиц с нарушением интеллекта, СПб, Ин-т спец. педагогики и психологии. - 2000. - 84 с.

12. Шляхтина, Л.М. Основы музейного дела: теория и практика: Учеб. пособие.: Изд. Лань, Планета музыки, 2021. -248 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.