Научная статья на тему 'Роль МСА в развитии российского аудита'

Роль МСА в развитии российского аудита Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
343
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Учет и статистика
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Роль МСА в развитии российского аудита»

Мопожавенко И.С

РОЛЬ МСА В РАЗВИТИИ РОССИЙСКОГО АУДИТА

Аудит в России находится на начальном этапе развития. 26 мая 1988 г. Верховный Совет СССР принял Закон «О кооперации в СССР», статья 10 которого определяла принципы деятельности кооперати-

вов, статья 32 - организацию учета, отчетности и контроля, проведение внутренних ревизий, а также контроль со стороны финансовых органов. Согласно этому Закону сразу стали появляться экономические

114

субъекты, однако возникла проблема, связанная с тем, что органов налогового контроля как таковых не было, создаваемые экономические субъекты не являлись государственной собственностью. Кроме того, рыночные реформы привели к активизации • внешнеэкономической деятельности новых экономических субъектов, появлению совместных предприятий, и возникла необходимость в соответствующих структурах, которые бы осуществляли консультационные услуги, а также ревизионную деятельность.

Создание в соответствии с постановлением Совета Министров СССР 13 января 1987 г. первой в нашей стране аудиторской фирмы - акционерного общества «Инау-дит» явилось важным шагом в деле становления аудита. Создание указанной фирмы, равно как и многих других аудиторских фирм, связанно с образованием совместных предприятий в различных отраслях народного хозяйства. Иностранные инвесторы оказали заметное влияние на возникновение и дальнейшее развитие в нашей стране института аудита, существующего в экономически развитых странах свыше полутора столетий и заслужившего доверие предпринимательских кругов этих стран. Вслед за «Инаудитом» для проверки предприятий с иностранным участием возникает ряд аудиторских фирм, в том числе «Мосаудит», аудиторское агентство «Кра-унд», акционерное общество «Эссистент», совместное предприятие «ДРТ Инаудит» и др. Появляются аудиторские фирмы, специализирующиеся на проверке преимущественно российских предприятий. Например, компания «Русское национальное товарищество», которая начала свою деятельность с августа 1992 г.

С тех пор аудиторские организации современной России сумели в достаточной степени укрепить свои позиции. Однако, несмотря на быстрый, особенно в последние два года, рост количества аудиторских фирм в России, развитие аудиторского дела в нашей стране существенно задержалось из-за отсутствия должной правовой базы, для повышения конкурентоспособности отечественного аудита предстоит решить еще немало задач. Одной из них является стандартизация аудиторской деятельности. Основополагающее место при решении

этой проблемы принадлежит международным стандартам аудита (МСА).

Известно, что страны с достаточно высоким уровнем развития аудита (например, Канада, Великобритания, Ирландия, США) положения международных стандартов аудита лишь принимают к сведению. Аудиторы ряда стран, в частности Австралии, Бразилии, Индии и Голландии, используют их для разработки национальных стандартов аудита. Страны, не разрабатывающие собственных стандартов аудита (Малайзия, Нигерия, Фиджи и др.), применяют международные стандарты аудита в качестве национальных. Россия же избрала путь самостоятельной разработки правил (стандартов), подготовленных на базе международных стандартов аудита.

В октябре 2000 г. при участии Международного центра по реформе систем бухгалтерского учета вышел в свет первый официальный перевод международных стандартов аудита на русский язык. Написанные в повествовательной форме, они содержат большое количество примеров и рекомендаций. Однако попытки использовать их в качестве российских регламентирующих документов не имели успеха, в основном из-за сложности текстов нормативных документов, дословно переведенных с английского языка на русский. Российские правила (стандарты) аудита представляют собой изложение международных стандартов на доступном для российских специалистов языке и в форме, привычной для лиц, которым такие нормативные документы предназначены.

Следует обратить внимание на несколько необычное двойное наименование регламентирующих документов - правила (стандарты). С одной стороны, это связано с тем, что указанные документы действительно представляют собой общие правила проведения аудита, с другой - они аналогичны стандартам аудита, существующим в развитых странах, либо принятым профессиональными международными ассоциациями. Российская экономика нуждается в западных инвестициях для развития предприятий конкретных отраслей. Однако для их получения необходимо убедить инвесторов в целесообразности вложения средств. Для этого требуется представить им предварительную информацию о состоянии финансово -

хозяйственной деятельности конкретного экономического субъекта. Основным документальным подтверждением положения предприятия и результатов его хозяйственной деятельности служит бухгалтерская отчетность. Потенциальные инвесторы заинтересованы в том, чтобы она была достоверной. Поэтому отчетность требуется составлять по понятным для западных инвесторов правилам, а достоверность ее должна быть подтверждена путем проведения внешнего аудита с использованием тех же процедур, что и на Западе.

Российские инвесторы также заинтересованы в достоверности отчетных данных отечественных предприятий и в ее добросовестном аудите. Все это делает очевидной необходимость разработки единых подходов к аудиту у нас и за рубежом. Тем не менее, у данной точки зрения есть противники, считающие, что специфика России и нынешний уровень ее экономического развития делают нецелесообразным или невозможным применение в нашей стране международных стандартов аудита или основанных на них местных стандартов. При этом они ссылаются на то, что большинство клиентов гораздо сильнее заинтересованы в налоговых проверках и оптимизации налогов, чем в абстрактном "подтверждении достоверности". К сожалению, в России пока мало квалифицированных инвесторов, действительно анализирующих баланс и данные о прежних прибылях предприятия, чтобы принять решение об инвестировании в него.

Ключевой проблемой при внедрении международных стандартов аудита является организация контроля над выполнением их аудиторскими фирмами. На сегодняшний день квалификация работников государственных контрольно-ревизионных органов такова, что они не всегда могут разобраться в тонкостях методики аудита, а государство пока не в состоянии ассигновать достаточные средства на увеличение штата государственных проверяющих. У некото -рых аудиторов возникают опасения, что конфиденциальная информация, полученная проверяющими в процессе работы, может быть использована во вред клиентам аудиторов, например, сведения об обнаруженных нарушениях могут быть сообщены органам налогового контроля.

В отличие от государственных органов, общественные организации аудиторов могли бы наладить систему взаимопроверок качества аудита и соблюдения стандартов среди своих членов. Решился бы и вопрос финансирования таких проверок, например, за счет членских взносов участников объединений. Квалифицированные специалисты, разбирающиеся в методике и стандартах аудита, в сезон пониженной нагрузки аудиторов могли бы по согласованному графику проверять друг друга. Однако возникают опасения, что такие проверки будут недостаточно строгими.

В настоящее время в России существуют профессиональные объединения, конкурирующие между собой за приток новых членов и поступление от них членских взносов и объективно не заинтересованных в том, чтобы отпугивать специалистов и аудиторские организации строгими требованиями. Кроме того, некоторые аудиторы опасаются, что пришедшие к ним с проверкой коллеги из другой аудиторской фирмы могут переманивать клиентов, заимствовать методические секреты и "ноу-хау", постараются убрать конкурента, ложно обвинив его в низком качестве аудита.

Директор департамента технических стандартов фирмы "ФБК" НА. Ремизов отмечает, что в нашей стране пока не сложилась стройная система контроля качества аудита. Одна из серьезных проблем, связанных с внедрением международных стандартов в российскую аудиторскую практику, состоит в том, что отечественные аудиторы плохо представляют себе то, что понимается под международными стандартами аудита (хотя они и опубликованы на русском языке и не раз комментировались специалистами).1

На основе действующих международных стандартов аудита был разработан ряд отечественных аналогов. В целом стандарты можно подразделить на несколько групп: 1) международные стандарты аудита, близкие к российским; 2) международные стандарты аудита, отличаю

Институт проблем предпринимательств www.ippnou.ru «Проблемы и тенденции внеор< ния международных стандартов аудита в М сии»; размещено 12.08.2004.

щиеся от российских; 3) документы МСА, не имеющие аналогов среди российских правил (стандартов); 4) правила (стандарты) аудиторской деятельности, не имеющие аналогов в системе МСА.

На данный момент с учетом проведенной работы над формированием текста российских стандартов на основании международных можно сказать, что к российским стандартам наиболее близки такие, как, например, МСА №200 «Цель и общие принципы аудита финансовой отчетности» (РСА №1 «Цель и основные принципы аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности»); МСА №210 «Условия договоренностей об аудите» (ПСАД «Письмо-обязательство аудиторской организации о согласии на проведение аудита», ПСАД «Порядок заключения договоров на оказание аудиторских услуг»); МСА №220 «Контроль качества аудиторской работы» (РСА №7 «Внутренний контроль качества аудита»); МСА №230 «Документация» (РСА №2 «Документирование аудита»); МСА №250 «Учет законов и нормативных актов при аудите финансовой отчетности» (РСА №14 «Учет требований нормативных правовых актов Российской Федерации в ходе аудита»); МСА №300 «Планирование аудита» (РСА №3 «Планирование аудита») и другие.

Международными стандартами аудита, отличающимися от российских аналогов, являются: МСА №110 «Глоссарий» (РСА «Перечень терминов и определений, используемых в правилах (стандартах) аудиторской деятельности»); МСА №920 «Задания по выполнению согласованных процедур» (РСА «Характеристика сопутствующих аудиту услуг и требования, предъявляемые к ним»); ПМАП №1005 «Особенности аудита малых предприятий» (РСА «Особенности аудита малых экономических субъектов»).

Документами МСА, не имеющими аналогов среди российских правил (стандартов), являются: МСА №100 «Предисловие к международным стандартам аудита и сопутствующим услугам»; МСА №120 «Концептуальная основа международных стандартов»; МСА №402 «Аудит субъектов, пользующихся услугами обслуживающих организаций»; МСА №501 «Аудиторские доказательства» - дополнительное рассмотрение особых статей; МСА №910 «Задания по обзору финансовой информации»; МСА №930 «Задания по подготовке финансовой информации»; ПМАП №1000 «Процедуры межбанковского подтверждения»; ПМАП №1001 «Среда КИС - автономные микрокомпьютеры»; ПМАП №1002 «Среда КИС - интерактивные компьютерные системы»; ПМАП №1003 «Среда КИС - системы баз данных»; ПМАП №1004 «Взаимодействие инспекторов по банковскому надзору и внешних аудиторов»; ПМАП №1006 «Аудит международных коммерческих банков; ПМАП №1010 «Учет экологических вопросов при аудите финансовой отчетности».

Российскими правилами (стандартами) аудиторской деятельности, не имеющими аналогов в системе МСА, являются: «Образование аудитора», «Права и обязанности аудиторских организаций и проверяемых экономических субъектов», «Требования, предъявляемые к внутренним стандартам аудиторских организаций», «Налоговый аудит и другие сопутствующие услуги по налоговым вопросам. Общение с налоговыми органами».

В настоящее время в рамках программы осуществления реформы аудита в Российской Федерации (проект Tacis) можно перечислить следующие Федеральные Правила (стандарты) аудиторской деятельности, принятые в порядке очередности работы над ними специалистами проекта:

№ Очередь Постановление Название (русск.) - ФСАД Название (англ.) - МСА

1 1 Постановление Правительства РФ Цель и основные принципы аудита финансовой ("бухгалтерской) отчетности (МСА 200 е)- OBJECTIVE AND GENERAL PRINCIPLES GOVERNING AN AUDIT OF FINANCIAL STATEMENTS

2 Документирование аудита (MCA 230 e)

№696 от 23.09.02 КесошшепйаНопЫг. 1 DOCUMENTATION

3 Планирование аудита (MCA 300 e) - Planning an Audit of Financial Statements

№ Очередь Постановление Название (русск.) - ФСАД Название (англ.) - МСА

4 Существенность в аудите Recommendation Nr. 10 (МСА320 е)- AUDIT MATERIALITfla

5 Аудиторские доказательства Recommendation Nr. 4 (MCA 500 Re)- AUDIT EVIDENCE

6 Аудиторское заключение по финансовой (бухгалтерской) отчетности (MCA 700 e)-THE AUDITOR'S REPORT ON FINANCIAL STATEMENTS

Постановление Правительства РФ № 405 от 04.07.03 Внутренний контроль качества (MCA 220 e) - ОиаНЩа Con-

7 аудита Recommendation Nr. 2 trol for Audits of Historical Financial Information

. 8 2 Оценка аудиторских рисков и внутренний контроль, осуществляемый аудируемым лицом Recommendation Nr. 3 (MCA 400 e)-RISK ASSESSMENTS AND INTERNAL CONTROL

9 Аффилированные лица Recommendation Nr. 5 (MCA 550 e)- RELATED PARTIES

10 События после отчетной даты (MCA 560 e) - SUBSEOUEN EVENTS

11 непрерывности деятельности аудируемого лица (MCA 570 e)-GOING CONCERN

12 Согласование условий проведения аудита. (MCA 210 e)- TERMS OF AUDIT ENGAGEMENTS

13 Обязанности аудитора по рассмотрению ошибок и недобросовестных действий в ходе аудита Recommendation Nr. 6 (MCA 240 e) - The Auditor's Responsibilitfla to Consider Fraud in an Audit of Financial Statements

14 Учет требований нормативных правовых актов Российской Федерации в ходе аудита Recommendation Nr. 7 (MCA 250 e)~ CONSIDERATION OF LAW AND REGULATIONS IN AT AUDIT OF FINANCIAL STATEMENTS

15 Понимание деятельности аудируемого лица (MCA 310 e)-KNOWLEDC OF THE BUSINESS

16 Аудиторская выборка Recommendation Nr. 9 (MCA 530 e)-AUDIT SAMPLING AND OTHER SELECTIVE TESTING PROCEDURES

17 1 Получение аудиторских доказательств в конкретных случаях (MCA 501 e)-AUDIT eviDeNce—additionai CONSIDERATIONS FOR SPECIFIC ITEMS

18 Получение аудитором подтверждающей информации из внешних источников (MCA 505 e ) - EXTERNAL CONFIRMATIONS

19 Особенности первой проверки аудируемого лица (MCA 510 e)-INITIAL ENGAGEMENTS—OPEND BALANCES

20 Аналитические процедуры (MCA 520 e)-ANALflaTICAL PROCEDURES

21 Аудит оценочных значений (MCA 540 e)-AUDIT OF ACCOUNTING ESTIMATE

22 Сообщение информации, полученной по результатам аудита, руководству аудируемого лица и представителям его собственника (MCA 260 e)~ COMMUNICATION OF AUDIT MATTERS WITH THOSE CHARGED WITH GOVERNANCE

№ Очередь Постановление Название (русск.) - ФСАД Название (англ.) - МСА

23 Заявления и разъяснения руководства аудируемого лица Recommendation Nr. 8 (МСА 580 е)- MANAGEMENT REPRESENTATIONS

Стандарты, находящиеся в стадии разработки

24 5 Перечень рассмотрен Советом по аудиторской деятельности 25 ноября 2004 г. Сопоставления (MCA 710 e)-COMPARATIVES

25 Прочая информация в документах, содержащих проверенную финансовую отчетность (MCA 720 e)-OTHER INFORMATION IN DOCUMENTS CONTAINING AUDITED FINANCIAL STATEMENTS

26 Отчет по специальному аудиторскому заданию (MCA 800 e)-THE AUDITOR'S REPORT ON SPECIAL PURPOSE AUDIT ENGAGEMENTS

27 Использование результатов работы другого аудитора (MCA 600 e)-USING THE WORK OF ANOTHER AUDITOR

28 Рассмотрение работы внутреннего аудита (MCA 610 e)-CONSIDERING THE WORK OF INTERNAL AUDIT

29 Использование работы эксперта (MCA 620 e) - USING THE WORK OF AN EXPERT

30 Аудит в условиях компьютерных информационных систем (MCA 401 e) - AUDITING IN A COMPUTER INFORMATION SflaSTEMS ENVIRONMENT

31 6 Перечень рассмотрен Советом по аудиторской деятельности 25 ноября 2004 г Учет при аудите особенностей субъектов, использующих обслуживающие организации (MCA 402 e)-AUDIT CONSIDERATIONS RELATING TO ENTITIES USING SERVICE ORGANIZATIONS

32 Задания, обеспечивающие уверенность (MCA 100 e)- ASSURANCE ENGAGEMENTS OTHER THAN AUDITS OR REVIEWS OF HISTORICAL FINANCIAL INFORMATION

33 Основные принципы федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности (на основе МСА 120 е) (MCA 120 e) - Framework of International Standards on Auditing

34 (MCA 110 e) - GLOSSARfla Глоссарии OFTERMS 1

35 Образование аудитора (ШАС Стандарты образования)

36 Задания по обзору финансовой информации Previous [1](MCA 910 e) -ENGAGEMENTS TO REVIECIWTFINANCIAL STATEMENTS

37 Задания по выполнению согласованных процедур (MCA 920 €)-ENGAGEMENTS TO PERFORM AGREED-UPON PROCEDURES REGARDING FINANCIAL INFORMATION

№ Очередь Постановление Название (русск.) - ФСАД Название (англ.) - МСА

| 38 Задания по подготовке финансовой информации (МСА930 е)-ENGAGEMENTS ТО COMPILE FINANCIAL STATEMENTS

39 Проверка прогнозной финансовой информации (MCA 810 e)-THE EXAMINATION OF PROSPECTIVE FINANCIAL INFORMATION

Внедрение качественно новых стандартов аудита, комплексной реформы аудиторской деятельности в России, предусматривающей разработку соответствующей нормативно-правовой базы, совершенствование профессиональных навыков аудиторов, а также укрепление институциональной базы регулирующих органов и профессиональных объединений позволит достигнуть основной цели проекта, заклю-

ченной в повышении доверия к России с стороны инвесторов (иностранных и рос сийских, акционеров и кредиторов). И н данный момент уже можно говорить о ток что проект TACIS "Реформа российског аудита" способствует приведению россш ского аудита в соответствие с междун< родными правилами и признанию за руб< жом результатов работы российских ауд] торов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.