СОЦИАЛЬНЫЕ НАУКИ
РОЛЬ МОТИВАЦИОННОГО КРИТЕРИЯ В ОЦЕНКЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ СТУДЕНТОВ ВОЕННЫХ КАФЕДР И ФАКУЛЬТЕТОВ ВОЕННОГО ОБУЧЕНИЯ К ВОЕННО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
© 2008 г. Т.В. Маркелова
Нижегородский госуниверситет им. Н.И. Лобачевского
шагке1оуа [email protected]
Поступила в редакцию 28.01.2008
Исследуется проблема оценки психологической готовности студентов военных кафедр и факультетов военного обучения гражданских вузов к военно-профессиональной деятельности. Определены критерии и показатели оценки психологической готовности и установлено приоритетное значение мотивационного компонента.
Ключевые слова: Психологическая готовность, студенты, военно-профессиональная деятельность.
Проблеме оценки психологической готовности к военно-профессиональной деятельности посвящены исследования Ю.Н. Голованова, М.И. Дьяченко, В.Ф. Дубяги, Л.А. Кандыбови-ча, П.А. Корчемного, С.В. Лазарева, А.М. Сто-ляренко и других военных психологов [1-7]. Анализ результатов исследований говорит о разнообразии подходов к определению критериев и показателей оценки, что во многом зависит от содержания самого понятия психологической готовности, специфики деятельности и конкретных целей исследования.
Интерес к этой проблеме связан с тем, что психологическая готовность является одной из предпосылок успешности военно-профессиональной деятельности. От адекватности оценки психологической готовности зависит реалистичность прогноза успешности осуществления деятельности. Данное исследование проводилось на базе военных кафедр и факультетов военного обучения гражданских вузов г. Нижнего Новгорода в период с 2000-го по 2006 год с целью разработки критериев и показателей оценки психологической готовности студентов к военно-профессиональной деятельности.
Под психологической готовностью мы понимаем психическое состояние, компонентами которого являются интеллектуальные, эмоциональные, мотивационные и волевые процессы, определяющиеся внешними условиями деятельности. Психологическая готовность харак-
теризуется убеждениями, взглядами, отношениями, мотивами, чувствами, волевыми и интеллектуальными качествами, знаниями, умениями, навыками, установками, настроенностью на определенное поведение и может формироваться и развиваться в ходе специально организованной подготовки к конкретному виду деятельности.
Определяя критерии оценки, мы ориентировались на структурные компоненты психологической готовности: мотивационный, эмоциональный, волевой, когнитивный и операциональный. Показатели оценки психологической готовности выпускников к военно-профессиональной деятельности выделены на основе результатов наблюдений, бесед, анкетирования и применения метода экспертной оценки.
Первый этап работы был направлен на выявление субъективно-личностного смысла понятия психологической готовности к военнопрофессиональной деятельности и позволил выделить уникальные значения данного понятия, которые появились у респондентов в результате жизненного опыта. К исследованию были привлечены 49 экспертов: старшие офицеры воинской части (Ыоф. = 14), офицерско-преподавательский состав (Ыпреп. = 16) и студенты (Ыстуд. = 19) военных кафедр и факультетов военного обучения. Испытуемым было предложено в устной форме ответить на вопрос: «Что для вас значит понятие «психологическая
готовность к военно-профессиональной деятельности»?».
Количественный и качественный анализ результатов исследования показывает, что эксперты-офицеры отдают предпочтение таким описательным характеристикам психологической готовности к военно-профессиональной деятельности, как нервно-психическая устойчивость (100%), серьезность профессиональных намерений (85.7%), высокий уровень общевоенной и военно-профессиональной подготовки (85.7%). В ходе проведенного нами опроса старших офицеров выяснилось, что психологическая готовность военнослужащих к выполнению ВПД оценивается ими эмпирическим путем на основе наблюдений за поведением, суждениями, дисциплинарными показателями и исполни-
тельностью. Наиболее часто встречающиеся виды оценок уровня психологической готовности следующие: «нормально», «удовлетворительно», «неудовлетворительно», «хорошо». При этом оценка разными респондентами одного и того же военнослужащего может значительно разниться: от «неудовлетворительно» до «хорошо». Это говорит о большом влиянии субъективного мнения на результат оценки.
Опрос офицерско-преподавательского состава военных кафедр и факультетов военного обучения говорит о том, что психологическая готовность выпускников оценивается ими на основе обобщения показателей военно-учебной деятельности, опыта стажировки в войсках, соблюдения дисциплины. Среди данной группы экспертов приоритетными описательными ха-
Таблица 1
Описательные характеристики и показатели психологической готовности
№ Описательные характеристики психологической готовности Показатели психологической готовности Нагрузка (%)
1 Военно-профессиональный интерес 1. Военно-профессиональная направленность 60.9
2 Уважение к профессии военнослужащего
3 Любовь к военной профессии
4 Серьезность профессиональных намерений
5 Желание сделать военную карьеру
6 Желание быть военным
7 Высокий уровень интеллекта 2. Интеллектуальность 20.4
8 Сообразительность 3. Сообразительность и гибкость мышления 25.5
9 Военная хитрость
10 Смекалка
11 Нервно-психическая устойчивость 4. Эмоциональная устойчивость 42.8
12 Эмоциональная уравновешенность
13 Способность думать и принимать решения в состоянии стресса
14 Чувство патриотизма 5. Патриотизм 16.3
15 Способность испытывать гордость за Отечество
16 Смелость 6. Смелость 10.2
17 Мужественность 7. Мужественность 18.4
18 Отвага 8. Отвага 4.1
19 Способность совершить подвиг 9. Способность совершить подвиг 4.1
20 Уверенность в своих силах 10. Уверенность в себе 32.6
21 Ответственность 11. Ответственность 21.5
22 Надежность
23 Исполнительность 12. Нормативность поведения 53.7
24 Умение подчиняться приказам
25 Дисциплинированность
26 Умение управлять собой 13. Самоконтроль 23.5
27 Умение сдерживать эмоции
28 Способность терпеть перегрузки 14. Стойкость и терпеливость 20.4
29 Умение стойко переносить бытовые неудобства
30 Высокий уровень общевоенной и военнопрофессиональной подготовки 15. Военно-профессиональные знания, умения, навыки 45.9
31 Хорошая специальная подготовка
32 Общительность 16. Коммуникативнность 31.5
33 Умение устанавливать и поддерживать контакт
34 Способность к сотрудничеству
35 Способность к работе в коллективе
36 Умение эффективно взаимодействовать
рактеристиками психологической готовности к ВПД являются военно-профессиональный интерес (100%), нервно-психическая устойчивость (100%), высокий уровень общевоенной и военно-профессиональной подготовки (93.7%), желание быть военным (81.2%).
Эксперты-студенты считают более значимыми эмоциональную уравновешенность и желание сделать карьеру военного (по 68.4%); любовь к военной профессии и умение подчиняться приказам (по 57.9%). Присутствие таких описательных характеристик психологической готовности, как смелость, мужественность, отвага, способность испытывать гордость за Отечество и готовность совершить подвиг, говорят о более романтической интерпретации данного понятия. Исключение среди данной группы испытуемых составляют члены семей военнослужащих (31,6% студентов), которые акцентируют внимание на следующих проявлениях психологической готовности к военно-профессиональной деятельности: любовь к профессии военнослужащего, умение сдерживать эмоции, способность терпеть перегрузки, умение стойко переносить бытовые неудобства, военная хитрость. Очевидно, что различия представлений о психологической готовности к военно-
профессиональной деятельности связаны с особенностями идеального образа данного понятия, сложившегося у экспертов в процессе социализации. Формирование субъективноличностного смысла психологической готовности к военно-профессиональной деятельности происходит под влиянием норм и ценностей значимых других; общественной оценки значимости военной службы; социального статуса военнослужащих и жизненной среды в целом. Полученные данные подтверждают особую значимость роли семьи как института социализации.
Далее описательные характеристики психологической готовности, близкие по смыслу, объединены в 16 более общих показателей (табл. 1). Исходя из их анализа можно сделать вывод о значительном предпочтении военно-
профессиональной направленности по сравнению с другими характеристиками (60.9%). Наименьшую нагрузку получили отвага и мужественность (по 4.1%).
В ходе дальнейшей разработки показателей психологической готовности полученные данные подверглись ранжированию экспертами по степени их значимости. В качестве экспертов было привлечено 27 кадровых военнослужащих со стажем работы от 3 до 10 лет.
В результате ранжирования были выделены наиболее значимые показатели психологической готовности к военно-профессиональной деятельности с рангом от 1.30 до 7.00 (табл. 2). К ним относятся военно-профессиональная направленность (1.30), эмоциональная устойчивость (2.07), ответственность 3.77), самоконтроль (4.30), военно-профессиональные знания, умения, навыки (4,54), сообразительность и гибкость мышления (6.30), нормативность поведения (6.46), коммуникативность (7.00).
Таблица 2
Средние ранги показателей психологической готовности к военно-профессиональной деятельности по степени значимости
Показатели психологической готовности к ВПН Средний ранг
Военно-профессиональная направленность 1.30
Эмоциональная устойчивость 2.07
Ответственность 3.77
Самоконтроль 4.30
Военно-профессиональные знания, умения, навыки 4.54
Сообразительность и гибкость мышления 6.30
Нормативность поведения 6.46
Коммуникативность 7.00
Уверенность в себе 10.54
Интеллектуальность 10.77
Стойкость и терпеливость 11.69
Смелость 11.92
Мужественность 13.23
Отвага 13.61
Патриотизм 13.92
Способность совершить подвиг 14.23
Низшие ранги получили такие эмоционально-нравственные описательные характеристики, как мужественность (13.23), отвага (13.61), патриотизм (13.92) и способность совершить подвиг (14.23). Их роль как показателей психологической готовности к военно-профессиональной деятельности невелика, считают эксперты.
С целью подтверждения правильности выбора критериев и показателей психологической готовности к военно-профессиональной деятельности в качестве экспертов были привлечены офицеры воинских подразделений, где проходят службу по призыву и контракту выпускники военных кафедр и факультетов военного обучения вузов (Ыоф. = 7). Эксперты оценивали успешность профессиональной деятельности испытуемых (Ыисп. = 17) и относили их к группе с успешностью выше средней, средней или ниже средней. В результате усреднения экспертных оценок выделилась группа испытуе-
Таблица 3
Экспертные оценки выраженности показателей психологической готовности к военно-профессиональной деятельности в группе успешных испытуемых
Критерии оценки психологической готовности Показатели психологической готовности Средний балл показателей Средний балл критериев
Мотивационный Военно-профессиональная направленность 5.00 5.00
Эмоциональный Эмоциональная устойчивость 4.57 4.57
Ответственность 4.57
Волевой Самоконтроль 4.22 4.29
Нормативность поведения 4.36
Когнитивный Сообразительность и гибкость мышления 4.60 4.60
Операциональный Военно-профессиональные знания, умения и навыки 4.42 4.27
Коммуникативность 4.12
мых, обладающих таким уровнем психологической готовности, которая позволяет им быть высокоуспешными в военно-профессиональной деятельности (Ыусп. исп. = 9).
Далее эксперты оценивали выраженность у испытуемых характеристик, которые, по их мнению, обеспечивают успешность военнопрофессиональной деятельности. Оценка производилась по пятибалльной шкале:
- 5 баллов - показатель ярко выражен, устойчиво проявляется в деятельности;
- 4 балла - показатель заметно выражен, достаточно широко проявляется в деятельности;
- 3 балла - показатель в основном выражен, но неустойчиво проявляется в деятельности;
- 2 балла - показатель выражен слабо, неустойчиво, в деятельности может проявляться противоположная характеристика;
- 1 балл - показатель не выражен.
В результате обобщения экспертных оценок подтверждена наибольшая значимость для успешности военно-профессиональной деятельности таких показателей психологической готовности, как военно-профессиональная направленность, эмоциональная устойчивость, ответственность, самоконтроль, нормативность поведения, сообразительность и гибкость мышления, военнопрофессиональные знания, умения и навыки, коммуникативность (табл. 3). В группе высокоуспешных испытуемых данные показатели выражены наиболее ярко и устойчиво, их уровень развития оценен экспертами не менее чем в 4 балла.
Таким образом, в ходе исследования установлена ведущая роль военно-профессиональной направленности как показателя мотивационного критерия психологической готовности. Доказательством приоритетного значения военно-профессиональной направленности среди других
показателей психологической готовности служат результаты работы трех независимых групп экспертов по определению показателей, их ранжированию и оценке степени выраженности в группе наиболее успешных испытуемых:
- выделенные экспертами характеристики военно-профессиональной направленности имеют процентную нагрузку среди всех выборов не менее 51%;
- средний показатель нагрузки всех характеристик военно-профессиональной направленности составляет 60.9%;
- военно-профессиональная направленность получила высший ранг (1.30) по степени значимости показателей психологической готовности и высшую оценку по степени выраженности в группе наиболее успешных испытуемых.
Итак, мотивационный критерий, оцениваемый по показателю военно-профессиональной направленности, имеет приоритетное значение в структуре психологической готовности к военно-профессиональной деятельности.
Список литературы
1. Голованов Ю.Н. Оценка и формирование психологической готовности сотрудников специальных подразделений МВД России к деятельности в экстремальных ситуациях: Автореф. дис... канд. пси-хол. наук. СПб., 2001.
2. Дьяченко М.И., Кандыбович Л.А. Психологические проблемы готовности к деятельности. Минск, 1976.
3. Дубяга В.Ф. Формирование психологической готовности воина оперативных частей внутренних войск МВД России к деятельности по охране общественного порядка: Автореф. дис. канд. психол. наук. М., 1998.
4. Лазарев С.В. Психологическая готовность авиаинженеров к военно-профессиональной деятель-
ности // Сборник научных статей. М.: Военный Университет, 1999. С. 24-28.
5. Мощенко А.В. Формирование психологической готовности суворовцев к обучению в вузах Вооруженных сил: Автореф. дис... канд. психол. наук. М., 1993.
6. Столяренко А.М. Психология бдительности и боевой готовности. М.: МО СССР, ГШ Сухопутных войск, 1975.
7. Шеремета Ю.В. Развитие мотивации военнопрофессиональной деятельности курсантов ввузов: Автореф. дис. канд. психол. наук. М., 1990.
THE ROLE OF THE MOTIVATIONAL COMPONENT IN THE EVALUATION OF PSYCHOLOGICAL READINESS OF MILITARY DEPARTMENT AND MILITARY TRAINING FACULTY STUDENTS TO PROFESSIONAL MILITARY ACTIVITY
T. V. Markelova
The problem of psychological readiness of military department and military training faculty students in civilian institutions of higher education to professional military activity is considered. Certain criteria and factors of psychological readiness have been determined, and the primary importance of the motivational component has been established.