РАЗРАБОТКА КРИТЕРИЕВ, ПОКАЗАТЕЛЕЙ И УРОВНЕЙ ОЦЕНКИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ ОФИЦЕРОВ ЗАПАСА К ВОЕННО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Т.В.Мяркеловя, кандидат, психологических наук, доцент НГУ им.Н.И.Лобачееского
Проблема оценки психологической готовности к военно-профессиональной деятельности (ВПД) в исследованиях военных психологов является достаточно представленной и отличается разнообразием подходов к определению критериев, показателей и уровней, что зависит от содержания самого понятия, специфики деятельности и конкретных целей исследования (Ю.Н.Голованов, М.И.Дьяченко, В.Ф.Дубя-га, С.В.Лазарев, А.М.Столяренко и другие) [1,2,3,4,6]. Интерес к этой проблеме связан с тем, что психологическая готовность является одной из предпосылок успешности деятельности. Реалистичность прогноза успешности военно-профессиональной деятельности зависит от адекватности оценки психологической готовности к ней.
Вслед за идеями М.И.Дьяченко и Л.А.Кандыбовича под психологической готовностью мы понимаем психическое состояние, компонентами которого являются интеллектуальные, эмоциональные, мотива-ционные и волевые процессы, определяющиеся внешними условиями деятельности. Психологическая готовность характеризуется убеждениями, взглядами, отношениями, мотивами, чувствами, волевыми и интеллектуальными качествами, знаниями, умениями навыками, установками, настроенностью на определенное поведение и может формиро-
ваться и развиваться в ходе специально организованной подготовки к конкретному виду деятельности.
Определяя критерии оценки, мы ориентировались на структурные компоненты психологической готовности: мотивацион-ный, эмоциональный, волевой, когнитивный и операциональный. Показатели оценки психологической готовности выпускников к военно-профессиональной деятельности выделены на основе результатов наблюдений, бесед и применения метода экспертной оценки.
Первый этап работы был направлен на выявление субъективно-личностного смысла понятия «психологической готовности к военно-профессиональной деятельности» и позволил выделить уникальные значения данного понятия, которые появились у респондентов в результате жизненного опыта. К исследованию были привлечены 49 экспертов: старшие офицеры воинской части (№ оф.=14), профессорско- преподавательский состав (№ преп.=16) и студенты (№ студ =19) военных кафедр и факультета военного обучения. Испытуемым было предложено в устной форме ответить на вопрос: «Что для Вас значит понятие «психологическая готовность к военно-профессиональной деятельности?». Затем полученные данные были подвергнуты качественному и количественному анализу.
Таблица 1
Соотношение семантических полей понятия «психологическая готовность к военно-
профессиональной деятельности»
> Описательные характеристики психологической готовности к ВПД офицеры преподаватели студенты общая
1. Военно-профессиональный интерес 64,3 100 47,4 69,4
2. Уважение к профессии военнослужащего 64,3 68,7 31,6 53,0
3. Любовь к военной профессии 57,1 37,5 57,9 51,0
4. Серьёзность профессиональных намерений 85,7 75 15,8 55,1
5. Желание сделать военную карьеру 71,4 62,5 68,4 67,3
6. Желание быть военным 57,1 81,2 47,4 61,2
7. Высокий уровень интеллекта 14,3 6,2 36,8 20,4
8. Сообразительность 71,4 31,2 10,5 34,7
9. Военная хитрость 28,6 43,7 31,6 34,7
10. Нервно-психическая устойчивость 100 100 47,4 79,6
11. Эмоциональная уравновешенность 0 0 68,4 26,5
12. Способность думать и принимать решения при стрессах 50 12,5 10,5 22,4
13. Умение сдерживать эмоции 7,1 18,7 31,6 20,4
14. Чувство патриотизма 21,4 12,5 26,3 20,4
15. Способность испытывать гордость за Отечество 0 0 31,6 12,2
16. Уверенность в своих силах 64,3 43,7 0 32,6
17. Ответственность 42,8 50 15,8 34,7
18. Надёжность 7,1 18,7 0 8,2
19. Исполнительность 42,8 62,5 0 32,6
20. Умение подчиняться приказам 71,4 75 57,9 67,3
21. Дисциплинированность 64,3 68,7 53 61,2
22. Хорошая специальная подготовка 14,3 6,2 42,1 22,4
23. Умение управлять собой 28,6 25 26,3 26,5
24. Смелость 7,1 12,5 10,5 10,2
25. Мужественность 7,1 6,2 36,8 4,1
26. Отвага 0 0 10,5 4,1
27. Смекалка 21,4 18,7 10,5 14,3
28. Способность совершить подвиг 0 0 10,5 4,1
29. Способность терпеть перегрузки 7,1 0 31,6 14,3
30. Умение стойко переносить бытовые неудобства 28,6 18,7 31,6 26,5
31. Высокий уровень общевоенной и военно-профессиональной подготовки 85,7 93,7 36,8 69,4
32. Общительность 50 56,2 15,8 38,8
33. Умение устанавливать и поддерживать контакт 21,4 43,7 21 28,6
34. Способность к сотрудничеству 57,1 75 0 40,8
35. Способность к работе в коллективе 14,3 12,5 21 16,3
36. Умение эффективно взаимодействовать 35,7 56,2 0 28,6
Анализ результатов исследования, представленный в таблице 1, показывает, что эксперты-офицеры отдают предпочтение таким описательным характеристикам психологической готовности к ВПД как нервно-психическая устойчивость (100%), серьезность профессиональных намерений (85,7%), высокий уровень общевоенной и военно-профессиональной подготовки
(85,7%). В ходе проведенного нами опроса старших офицеров выяснилось, что психологическая готовность военнослужащих к выполнению ВПД оценивается ими эмпирическим путем на основе наблюдений за поведением, суждениями, дисциплинарными показателями и исполнительностью. Наиболее часто встречающиеся виды оценок уровня психологической готовности следующие: «нормально», «удовлетворительно», «неудовлетворительно», «хорошо». При этом оценка разными респондентами одного и того же военнослужащего может значительно разниться: от «неудовлетворительно» до «хорошо». Это говорит о большом влиянии субъективного мнения на результат оценки.
Опрос экспертов-преподавателей говорит о том, что психологическая готовность выпускников оценивается ими на основе обобщения показателей военно-учебной деятельности, опыта стажировки в войсках, соблюдения дисциплины. Среди данной группы экспертов приоритетными описательными характеристиками психологической готовности к ВПД являются военно-профессиональный интерес (100%), нервно-психическая устойчивость (100%), высокий уровень общевоенной и военно-профессиональной подготовки (93,7%), желание быть военным (81,2%).
Эксперты-студенты считают более значимыми эмоциональную уравновешенность и желание сделать карьеру военного (по 68,4%); любовь к военной профессии и умение подчиняться приказам (по 57,9%). Присутствие таких описательных характеристик психологической готовности, как «смелость», «мужественность», «отвага», «способность испытывать гордость за Отечест-
во» и «готовность совершить подвиг», говорят о романтической интерпретации данного понятия. Исключение среди данной группы испытуемых составляют члены семей военнослужащих (31,6% студентов), которые акцентируют внимание на следующих проявлениях психологической готовности к военно-профессиональной деятельности: «любовь к профессии военнослужащего», «умение сдерживать эмоции», «способность терпеть перегрузки», «умение стойко переносить бытовые неудобства», «военная хитрость». Очевидно, что различия представлений о психологической готовности к ВПД связаны с особенностями идеального образа данного понятия, сложившегося у экспертов в процессе социализации. Формирование субъективно-личностного смысла психологической готовности к военно-профессиональной деятельности происходит под влиянием норм и ценностей значимых других; общественной оценки значимости военной службы; социального статуса военнослужащих и жизненной среды в целом. Полученные данные подтверждают особую значимость роли семьи как института социализации.
Далее описательные характеристики психологической готовности объединены в 16 более общих показателей и подвергнуты ранжированию по степени их значимости другой группой экспертов, состоящей из 27 кадровых офицеров со стажем работы от 3 до 10 лет. В результате были выделены следующие наиболее значимые показатели с рангом от 1,30 до 7,00: военно-профессиональная направленность (1,30), эмоциональная устойчивость (2,07), ответственность 3,77), самоконтроль (4,30), военно-профессиональные знания умения, навыки (4,54), сообразительность и гибкость мышления (6,30), нормативность поведения (6,46), коммуникативность (7,00).
Низшие ранги получили такие эмоционально нравственные описательные характеристики, как мужественность (13,23), отвага (13,6), патриотизм (13,92) и способность совершить подвиг (14,23). Их роль, как показателя психологической готовности
к военно-профессиональной деятельности невелика, считают эксперты.
С целью подтверждения правильности выбора показателей психологической готовности к ВПД в качестве экспертов были привлечены офицеры воинских подразделений, где проходят службу по призыву и контракту выпускники военных кафедр и факультетов военного обучения вузов (1оф.=16). Эксперты оценивали успешность профессиональной деятельности испытуемых (1исп.=63) в баллах от 1 до 5 и относили их к группе с успешностью выше средней, средней и ниже средней. В результате
усреднения экспертных оценок выделилась группа испытуемых, обладающих таким уровнем психологической готовности, которая позволяет им быть высоко успешными в военно-профессиональной деятельности (1усп.=20). В результате обобщения экспертных оценок подтверждена наибольшая значимость для успешности военно-профессиональной деятельности перечисленных показателей. В группе высоко успешных испытуемых данные показатели выражены наиболее ярко и устойчиво, их уровень развития оценен экспертами не менее чем в 4 балла (таблица 2).
Таблица 2
Экспертные оценки выраженности показателей психологической готовности к военно-профессиональной деятельности в группе успешных испытуемых
Критерии оценки Пси- Показатели психологи- Средний балл показа- Средний балл критери-
хологической готовно- ческой готовности телей ев
сти
Мотивационный Военно-профессиональная направленность 5,00 5,00
Эмоциональный Эмоциональная устойчивость 4,51 4,54
Ответственность 4,57
Волевой Самоконтроль 4,43
Нормативность пове- 4,32 4,37
дения
Когнитивный Сообразительность и гибкость мышления 4,10 4,10
Операциональный Военно-профессиональные знания, умения и навыки 4,72 4,45
Коммуникативность 4,18
Военно-профессиональная направленность получила высший ранг (1,30) по степени значимости показателей психологической готовности и высшую оценку по степени выраженности в группе наиболее успешных испытуемых (5). Это говорит о приоритетном значении в структуре психологической готовности к военно-профессиональной деятельности мотиваци-онного критерия, оцениваемого по показа-
телю военно-профессиональной направленности.
Для достижения объективности и точности оценки уровней психологической готовности нами использована количественная характеристика выраженности показателей: высокий уровень характеризуется полнотой проявления показателя и оценивается в пределах 4,6-5,0 балла, средний уровень отличается устойчивым показателем,
но с незначительными отклонениями и ему присваивается от 3,6 до 4, 5 балла, удовлетворительный уровень соответствует ограниченному, неустойчивому проявлению показателя, частично удовлетворяющему предъявляемым требованиям и имеет оценку 3,0-3,5 балла. Результаты ниже оценки 3,0, что соответствует низкому уровню, характеризуют психологическую неготовность по данному показателю ПГ оценка
критериев ПГ осуществляется нахождением среднего арифметического значения их показателей. Общая оценка ПГ складывается из суммы оценок всех показателей и также имеет уровневую структуру: высокий уровень (от 23,0 до 25,0 балла), средний (от 18,0 до 22,9 балла) и удовлетворительный (от 15,0 до 17,9 балла). Их содержательная характеристика представлена в таблице 3.
Таблица 3
Характеристика критериев психологической готовности к военно-профессиональной
деятельности
Критерии оценки Уровень выраженности
Мотивационный Выраженное ценностно-мотивационное отношение в ВПД; Общественная значимость и устойчивость мотивов; Эмоционально положительное отношение к ВПД; Хорошо сформированная социально-этическая сфера личности; Высоко развитая потребность в достижении
Средний уровень Позитивное ценностно-мотивационное отношение к ВПД; Наличие как эмоционально положительного, так и эмоционально нейтрального отношения к ВПД; Представленность социально-этических характеристик личности; Наличие потребности в достижении
Удовлетворительный уровень Присутствие ценностно-мотивационного отношения к ВПД; Неустойчивость мотивации, возможно смещение мотива на цель; Преобладание эмоционально нейтрального отношения к ВПД; Слабо выраженная потребность в достижении
Эмоциональный Высокий уровень Высокая эмоциональная устойчивость; Постоянная внутренняя собранность; Твёрдая уверенность в своих силах; Хорошая способность к деятельности в неблагоприятных условиях; Высоко развитое чувство ответственности.
Средний уровень Хорошая эмоциональная устойчивость; Наличие внутренней собранности; Уверенность в своих силах; В целом способность к деятельности в неблагоприятных условиях; Развитое чувство ответственности.
Удовлетворительный уровень Хорошая эмоциональная устойчивость; В основном уверенность в своих силах; В целом способность к деятельности в неблагоприятных условиях; Наличие чувства ответственности.
Волевой Высокий уровень Высокая способность к саморегуляции; Устойчивое умение управлять проявлениями эмоций; Ярко выраженная способность к ситуативной мобилизации; Способность стойко переносить перегрузки
Средний уровень Способность к саморегуляции; Умение управлять проявлениями эмоций; Выраженная способность к ситуативной мобилизации; Способность переносить перегрузки.
Удовлетворительный уровень Способность к саморегуляции; В основном проявляется способность управлять эмоциями; Способность к ситуативной мобилизации; В целом проявляется способность стойко переносить перегрузки.
Когнитивный Высокий уровень Высокие общие умственные способности; Выраженные способности к логическому анализу; Высокая скорость решения практических задач; Гибкость и самостоятельность мышления.
Средний уровень Хорошие общие умственные способности; Хорошие способности к логическому анализу; Хорошая скорость решения практических задач; Гибкость и самостоятельность мышления.
Удовлетворительный уровень Общие умственные способности не ниже средних; Наличие способности к логическому мышлению; В основном хорошая скорость решения практических задач; В целом гибкость и самостоятельность мышления.
Операциональный Высокий уровень общевоенной подготовки Прочные знания, умения и навыки в соответствии с ВУС; Хорошо сформированные умения устанавливать и поддерживать контакт; Способность эффективно работать в коллективе.
Средний уровень Хороший уровень общевоенной подготовки; Наличие знаний. Умений и навыков в соответствии с ВУС; Сформированные умения устанавливать и поддерживать контакт; Способность успешно работать в коллективе.
Удовлетворительный уровень Хороший уровень общевойсковой подготовки; Прочные знания, умения и навыки в соответствии с ВУС; Умения устанавливать и поддерживать контакт; Способность работать в коллективе.
Таким образом, степень выраженности совокупности показателей военно-профессиональной направленности; эмоциональной устойчивости; ответственности; самоконтроля; нормативности поведения; сообразительности и гибкости мышления; военно-профессиональных знаний, умений и навыков; коммуникативности составляет потенциальную возможность выпускников достигать высоких результатов в осуществлении военно-профессиональной деятельности и определяет уровень психологической готовности к ней. На основе данного исследования был сформирован психодиагностический комплекс для оценки сформи-рованности психологической готовности студентов к военной службе.
Литература:
1 Голованов Ю.Н. Оценка и формирование психологической готовности сотрудников специальных подразделений МВД России к деятельности в экстремальных ситуациях: Автореф. дис. ...канд. психол. наук. СПб, 2001.
2 Дьяченко М.И., Кандыбович Л.А. Психологические проблемы готовности к деятельности. Минск,1976.
3 Дубяга В.Ф. Формирование психологической готовности воина оперативных частей внутренних войск МВД России к деятельности по охране общественного порядка: Автореф. дис. ...канд. психол. наук. М., 1998.
4 Лазарев С.В. Психологическая готовность авиаинженеров к военно-профессиональной деятельности. //Сборник научных статей. М.: Военный Университет, 1999, с. 24-28.
5 Мощенко А.В. Формирование психологической готовности суворовцев к обучению в вузах Вооруженных Сил: Автореф. дис. ...канд. психол. наук М., 1993.
6 Столяренко А.М. Психология бдительности и боевой готовности. М.: МО СССР, ГШ Сухопутных войск, 1975.
7 Шеремета Ю.В. Развитие мотивации военно-профессиональной деятельности курсантов ВВУЗов: Автореф. дис. ...канд. психол. наук. М., 1990.
АДАПТАЦИЯ ЧЛЕНОВ ЭКИПАЖА АРМЕЙСКОЙ АВИАЦИИ В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ
Р.В.Забиров,командир отделения, Сызранское высшее военное училище летчиков (Военный Институт)
Условия ведения общевойскового боя накладывают повышенные требования к уровню подготовленности личного состава, и включают в себя подготовку экипажа боевого расчета к межличностному взаимодействию, что определяет результат деятельности.
Современное вооружение предполагает его коллективное обслуживание. Для нормальной эксплуатации авиационной техники необходим такой экипаж, который использует все её возможности. Поэтому одной из особенностей профессиональной деятельности военнослужащего является то, что она носит коллективный характер. Это означает, что победа в современном бою
достигается лишь за счет коллективных усилий как координации действий всего личного состава [1]. Следует учесть что, согласно тактическим расчетам время летной деятельности экипажа в боевых условиях составляет четыре минуты.
Особенностью летной деятельности экипажа является то, что она осуществляется как групповая и сопровождается взаимным влиянием людей друг на друга. В силу этого, среди членов экипажа должны существовать отношения, способствующие успеху совместной деятельности. Это - искреннее уважительное отношение друг к другу; непринужденность общения; отсутствие склок, конфликтов и мелочной опеки; дове-