Научная статья на тему 'Роль мотивации в учебной деятельности студентов юридического вуза при дистанционном обучении: опыт и перспективы'

Роль мотивации в учебной деятельности студентов юридического вуза при дистанционном обучении: опыт и перспективы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
145
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОТИВАЦИЯ / ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ПЛАТФОРМА «MOODLE» / ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК / КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / УЧЕБНЫЙ КУРС / MOTIVATION / DISTANCE LEARNING / THE PLATFORM “MOODLE” / A FOREIGN LANGUAGE / COMMUNICATIVE COMPETENCE / ACADEMIC COURSE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Боровкова М. В.

Статья посвящена особенностям организации учебной деятельности студентов в юридическом вузе с использованием дистанционных технологий. Особое значение при этом уделяется роли и проблеме повышения мотивации студентов. Автор демонстрирует опыт проведения дистанционных занятий по профессиональному иностранному языку в Уральском государственном юридическом университете. Проводится анализ различных способов повышения мотивации в условиях дистанционного обучения.The article is concerned with the peculiarities of organization of academic activity of law school students with the aid of distance learning technologies. Much attention is paid at that to the role and the problem of increasing the students' motivation. The author demonstrates the experience of conducting remote learning lessons in professional foreign language at the Urals State Law University. The analysis of different ways of promoting motivation in the context of distance learning is provided.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Роль мотивации в учебной деятельности студентов юридического вуза при дистанционном обучении: опыт и перспективы»

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Роль мотивации в учебной деятельности студентов юридического вуза при дистанционном обучении: опыт и перспективы

Боровкова Марина Владимировна,

кандидат филологических наук, доцент, кафедра русского, иностранных языков и культуры речи, Уральский государственный юридический университет E-mail: mborovkova@rambler.ru

Статья посвящена особенностям организации учебной деятельности студентов в юридическом вузе с использованием дистанционных технологий. Особое значение при этом уделяется роли и проблеме повышения мотивации студентов. Автор демонстрирует опыт проведения дистанционных занятий по профессиональному иностранному языку в Уральском государственном юридическом университете. Проводится анализ различных способов повышения мотивации в условиях дистанционного обучения.

Ключевые слова: мотивация, дистанционное обучение, платформа «Moodle», иностранный язык, коммуникативная компетентность, учебный курс.

Дистанционное обучение заняло ведущие позиции в организации образовательного процесса на сегодняшний день во многих вузах мира (в связи со сложившейся ситуацией вокруг COVID-19). И именно этот период позволяет наиболее остро ощутить все плюсы и минусы дистанционного образования.

Под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников [1; С. 4].

Проблемам организации дистанционного образования посвящены современные научно-методические исследования многих ученых, таких как Е.С. Полат, Н.Ф. Коряковцева, Е.Н. Соловова, В. Демкина, И.Е. Дмитриева, М.П. Карпенко и др.

В своих работах авторы раскрывают особенности работы с дистанционными технологиями, выделяют плюсы и минусы такой учебной деятельности. Основные достоинства и недостатки дистанционного обучения кажутся, на первый взгляд, очевидными. Дистанционные учебные курсы позволяют индивидуализировать процесс изучения материала, снимают «страх ошибки», развивают самостоятельность, критичность мышления, мобильность использования курса студентами, возможность одновременного общения нескольких групп (чаты, форумы, видеоконференция), высокая скорость информационного обмена. Дистанционное обучение также призвано служить непрерывному профессиональному образованию в течение всей жизни. Существующие тестовые методики и задания дают возможность осуществлять контроль, как со стороны преподавателя, так и организовать самоконтроль со стороны обучающегося. Одной из главных задач высшего образования на сегодняшний день является становление студента как активного субъекта обучения. Дистанционное обучение как раз основано, прежде всего, на принципах самостоятельной работы студентов. При этом студенты не лишены контакта с преподавателем с помощью ИКТ. Главной задачей развития и продвижения системы дистанционного обучения является предоставление всем желающим равных образовательных возможностей.

Однако на сегодняшний день можно наблюдать и ряд вопросов, которые еще необходимо решать:

сз о со "О

1=1 А

—I

о

сз т; о m О от

З

ы о со

вопрос подготовки педагогических кадров, владеющих техническими и методическими навыками создания электронных курсов; проблема оснащения рабочего места преподавателя (технические моменты); как мотивировать студента на активную самостоятельную учебную деятельность и др.

И вот здесь на первое место, на наш взгляд, выступает вопрос мотивации студентов в изучении предметов в дистанционной форме, а, в частности, профессионального иностранного языка.

Проблемой изучения мотивации в процессе обучения занимались отечественные ученые В.В. Давыдов, П.М. Якобсон, С.Л. Рубинштейн, П.Я. Гальперин, И.А. Зимняя, А.В. Белошицкий и многие другие.

В своей статье за основу берем определение мотивации А.В. Белошицкого, который рассматривает ее как «совокупность отношений студента к учению (к различным аспектам учебного процесса), как к средству достижения целей обучения, ориентированных на процесс познания (познавательные мотивы), на результат (мотивы достижения), на вознаграждение и на избегание наказаний (прагматические мотивы)» [2; с. 126].

Выделяют две группы факторов, которые помогают формировать мотивацию в учебной деятельности студентов: объективные, которые отражают специфику организации образовательного процесса, и субъективные, которые характеризуют индивидуально-психологические особенности студентов и преподавательского состава [3].

Субъективные и объективные факторы формируют внутреннюю и внешнюю мотивацию, основу которых в нашем случае будут составлять познавательные и профессиональные мотивы. Студенты, которые занимаются по программам дистанционного обучения, должны иметь высокий уровень как внутренней, так и внешней мотивации, на наш взгляд, а, следовательно, обладать высоким уровнем самоорганизации, самоконтроля, саморегуляции и самооценки.

В данной статье предпринимается попытка рассмотреть основные мотивирующие факторы в организации учебной деятельности студентами в условиях дистанционного обучения, а также демонстрация опыта проведения дистанционных занятий по иностранному языку в Уральском государственном юридическом университете.

Для проведения дистанционных занятий по юридическоому иностранному языку в УрГЮУ используется платформа Moodle [4, с. 11].

Moodle - это система управления обучением, виртуальная обучающая среда, позволяющая создать целостное рабочее пространство для всех участников образовательного процесса [5, с. 11]. Данная платформа является одной из самых популярных и широко используемых в вузах всего 5 мира. Она основана на принципах сотрудниче-5 ства, активного обучения, критической рефлексии и обладает большим педагогическим потен-еЗ циалом для реализации различных целей обра-Ц зовательного процесса. В статье «Возможности

использования MOODLE в обучении английскому языку» Н.В. Ялаева выделяет следующие особенности курсов, разрабатываемых на платформе Moodle:

1) модульная структура (понятия «курс», «модуль», «блок»);

2) использование гипертекстовых технологий (ссылки внутри курса и на внешние источники);

3) интерактивность (реализуется в «элементах курса»);

4) гибкость (возможности управления и изменения контента);

5) доступность

6) широкие возможности оценивания и контроля [6, с. 152].

В общем, Moodle обладает всем необходимым арсеналом средств для проведения эффективных занятий в дистанционной форме.

К элементам общего блока относятся форум «Вопрос-ответ», где преподаватель может обсудить со студентами, волнующие их темы и вопросы.

Структура каждого модуля включает в себя определенный набор элементов ЭОР, таких как: лекции и тесты (тренировочные и контрольные). Лекции могут быть оформлены как в аудио- и видеофайлах, так и в презентациях и обычных текстовых документах. Самостоятельная работа мотивируется также таким элементом как гиперссылка на различные учебники, необходимую профессиональную научную литературу на иностранном языке, лекции зарубежных профессоров, контрольные и тренировочные тесты. Тест создается при помощи элемента курса «Тест», позволяющий разрабатывать тестовые задания разного уровня сложности. Платформа позволяет осуществлять текущий, промежуточный и итоговый контроль. Создается банк тестовых заданий. В нашем электронном курсе - это лексико-грамматические контрольно-тренировочные тесты по темам «Rechtsgebiete», «Strafrecht», «Mein Beruf». Соответственно отбор лексики определялся заданными выше темами, юридической терминологией по данным модулям. Грамматический материал определяется рабочей программой и грамматикой текста занятия. При создании тестов и заданий для студентов преподаватель задает параметры: временной лимит, количество попыток, возможность показать правильные ответы или просто представить результаты в баллах. Все результаты хранятся в ведомости, что позволяет преподавателю контролировать учебную деятельность студента. Также преподаватель может отслеживать посещаемость и активность студентов, время их работы на платформе Moodle. Студентам может быть разрешено проходить один и тот же тест несколько раз, при этом каждая попытка автоматически будет оцениваться системой оценивания. Часть тестовых заданий носит репродуктивный характер, выполнение их связано с выбором правильного ответа из числа предложенных. На данном уровне используются следующие типы вопросов: «альтернативный вы-

бор», «множественный выбор», «перекрестный выбор», «упорядочение». Другая часть тестовых заданий имеет репродуктивно-продуктивный характер: добавляются вопросы в открытой форме, ответ на которые студенты должны сформулировать сами в соответствии с заданием. Студентам предлагается самостоятельно закончить предложение, руководствуясь смыслом текста; изменить форму слова или структуры предложения в целом, изменить предложение согласно образцу. Критериями качества теста выступает определенная сумма баллов.

Возможности настройки учебного курса можно отнести к мотивирующему фактору в организации самостоятельной учебной деятельности студента. Например, можно установить ограничения доступа к заданиям, если не завершены предыдущие.

Наряду с тестами в системе Moodle в вузе успешно используют также тестовые системы INDIGO и LEMON.

Необходимо отметить, что организация дистанционного обучения в УрГЮУ проходит на хорошем уровне и данный результат показывает проведенный опрос студентов. Однако студенты отмечают, что скучают по живому общению с педагогами, интересным лекциям и семинарам, а также сложность самоорганизовать себя на учебную деятельность. Часть студентов подчеркивает, что основным мотивирующим фактором выполнения заданий была исключительно внешняя мотивация: необходимость набрать баллы по предмету и предстоящая сессия. Ни один студент не проявил познавательную и профессиональную мотивацию.

Опрос студентов также показал, что необходимыми условиями формирования положительной мотивации при изучении иностранного языка в вузах с дистанционной технологией обучения выступают: овладение студентами диапазоном технических умений; развитие высокого уровня самоконтроля и самооценки студентов; обеспечение обратной связи, построенной на новейших формах контроля и самоконтроля; подготовка учебных материалов с учетом специфики дистанционного обучения и индивидуальных особенностей студентов, поощрения за успех, использование интерактивных методов на занятии и модели Келлера. Американский исследователь систем обучения Джон Келлер предложил модель повышения мотивации к обучению ARCS, главными компонентами которой являются внимание (Attention), значимость (Relevance), уверенность (Confidence) и удовлетворение (Satisfaction). Келлер утверждал, что сначала нужно привлечь внимание обучаемого, затем нужно ему показать значимость обучения, поддержать его уверенность в себе и помочь приобрести чувство удовлетворенности учащегося [3, с. 34].

В результате работы в дистанционной форме со студентами на данном этапе пришли к выводам, что вопрос мотивации является основополагающим и данная форма работы никогда не заме-

нит и не промотивирует больше, чем живое общение преподавателя и студента.

Специалистам в области методики преподавания иностранных языков предстоит еще разработать оптимальные способы организации новых форм внеаудиторной работы в рамках данного вида обучения. Профессионально-ориентированные дистанционные учебные курсы иностранного языка, конечно, предстоит еще доработать и усовершенствовать. Ведь вне зависимости от формы обучения уровень иноязычной подготовки специалиста должен оставаться на высоком уровне и быть достаточным для осуществления коммуникации специалистов в профессиональной сфере.

Литература

1. Владимирова Л. Дистанционное обучение. Lap Lambert Academic Publishing, Saarbrucken, 2017, c. 57.

2. Белошицкий, А.В. Детерминанты профессионального развития курсантов // Мир образования - образование в мире, 2007, № 1. С. 125131.

3. Селиверстова, С.Ю. Акмеологические условия формирования учебно-профессиональной мотивации студентов вуза экономико-управ- лен-ческого профиля [Электронный ресурс] // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки, 2014, № 5. URL: http: //online-science. ru/userfiles/file/jkyrmaiqc8t229uhfpdb3ky uq1hx0rwz.pdf

4. Минеева О. А., Даричева М.В. Организация тестирования в системе MOODLE при обучении иностранному языку // Научно-педагогическое обозрение. Pedagogical Review. 2016. 3 (13).

5. Хусаинова А.А. Педагогические условия использования системы Moodle в организации самостоятельной работы при обучении иностранному языку студентов экономических специальностей // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). 2013. № 2 (22). С. 11.

6. Ялаева Н.В. Возможности использования Moodle в обучении английскому языку // Языковое образование сегодня - векторы развития: материалы V международной научно-практической конференции-форума, 1718 апреля 2014 года, Екатеринбург, Россия / Урал. гос. пед. ун-т, Ин-т иностр. яз. - Екатеринбург, 2014. - С. 151-157.

THE ROLE OF MOTIVATION IN THE EDUCATIONAL ACTIVITIES OF LAW STUDENTS IN DISTANCE LEARNING: EXPERIENCE AND PROSPECTS

Borovkova M.V.

Ural state law University

The article is concerned with the peculiarities of organization of academic activity of law school students with the aid of distance learning technologies. Much attention is paid at that to the role and the problem of increasing the students' motivation. The author demonstrates the experience of conducting remote learning lessons in pro-

СЭ

о

CO "O

1=1 А

—I

о

сз т; о m О от

З

ы о со

fessional foreign language at the Urals State Law University. The analysis of different ways of promoting motivation in the context of distance learning is provided.

Keywords: motivation, distance learning, the platform "Moodle", a foreign language, communicative competence, academic course.

References

1. Vladimirova L. Distance learning. Lap Lambert Academic Publishing, Saarbrucken, 2017, p. 57.

2. Beloshitsky, A.V. Determinants of professional development of cadets / / World of education-education in the world, 2007, No. 1. Pp. 125-131.

3. Seliverstova, S. Yu. Acmeological conditions of formation of educational and professional motivation of students of the University of Economics and management profile [Electronic re-

source] / / Humanities, socio-economic and social Sciences, 2014, no. 5. URL: http: / / online-science. ru/userfiles/file/jkyr-maiqc8t229uhfpdb3kyuq1hx0rwz.pdf

4. Mineeva O. A., Daricheva M.V. organization of testing in the MOODLE system when teaching a foreign language// Scientific and pedagogical review. Pedagogical Review. 2016. 3 (13).

5. Khusainova A.A. Pedagogical conditions for using the Moodle system in organizing independent work when teaching a foreign language to students of economic specialties // Modern research of social problems (electronic scientific journal). 2013. no. 2 (22). P. 11.

6. Elaeva N. V. the possibility of using Moodle in the teaching of English // Language education today-vectors of development: materials of the V international scientific and practical conference-forum, April 17-18, 2014, Yekaterinburg, Russia / Ural state pedagogical University, In-t Inostr. yaz. - Yekaterinburg, 2014. - Pp. 151-157.

o d

u

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.