Научная статья на тему 'РОЛЬ МОТИВАЦИИ В СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОМ ПОДХОДЕ'

РОЛЬ МОТИВАЦИИ В СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОМ ПОДХОДЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
123
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОТИВАЦИЯ / ВИДЫ МОТИВАЦИИ / СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Куликова Елена Владимировна

Статья посвящена роли мотивации в современном уроке, основанном на системно-деятельностном подходе. Сформулированы три вида мотивации, приведены примеры. Особое внимание обращается на место мотивации в современном уроке.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Куликова Елена Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ МОТИВАЦИИ В СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОМ ПОДХОДЕ»

Требования к предъявляемым в ходе обследования предметам следующие. Игрушка должна быть не менее 10-12 см, можно использовать яркий маракас или погремушку с шариком, имеющим диаметр не меньше 5 см. Структурированный объект - карточка 15*20 см с изображением черно-белой решетки (ширина чередующихся полосок - 0,5 см или 0,8 - 1 см); шахматного поля (размер ячеек - 1*1 см; 1,5*1,5 см; 2*2 см) или контура любой фигуры с углами - треугольника, квадрата, ромба (размер фигуры 10-12 см, ширина контура 0,5-1 см). Для удобства использования карточки можно наклеить на большой пластмассовый кубик или прикрепить на палочку.

Если при обследовании выяснилось, что реакции на зрительный стимул нет, необходимо проверить наличие у ребенка безусловной ориентировочной реакции на свет. Сначала проверка осуществляется в освещенном помещении с помощью фонарика, дающего направленный луч света. При отсутствии у ребенка ответных реакций, данная диагностическая проба проводится в помещении без освещения (так называемой «темной комнате»). Для проведения данной диагностической пробы используется фонарик, включающийся без щелчка. Необходимо помнить, что нельзя при проведении обследования использовать лазерные приборы.

У детей младенческого и раннего возрастов с тяжелыми нарушениями зрения ответные реакции на предъявляемые стимулы могут проявляться не через движения глаз, а в форме различных поведенческих актов: учащение дыхания, двигательное замирание, активизация движений ног и рук, повороты головы, общее беспокойство, плач, улыбка, речевые реакции и др.

Любое изменение поведения ребенка во время проведения диагностических проб должно быть проанализировано с целью установления связи между демон-

страцией стимула и ответной реакцией ребенка. Необходимо удостовериться в устойчивости и повторяемости картины поведения при предъявлении одного и того же стимула.

Комплексное психолого-педагогическое обследование функциональных возможностей нарушенного зрения является важным этапом коррекционно-педагоги-ческой работы с детьми младенческого и раннего возрастов. Оно дает возможность не только узнать, что и как видит ребенок, но и разработать систему мероприятий по включению его остаточного зрения в познавательный процесс и повседневную жизнь: общение, игру, ориентировку в пространстве, самообслуживание и т.д.

Литература:

1. Кудрина Т.П. Методика психолого-педагогического обследования функциональных возможностей нарушенного зрения у детей младенческого и раннего возрастов // Дефектология - 2014. - № 5. - С. 61 - 67.

2. Фильчикова Л.И. Бернадская М.Э. Парамей О.В. Нарушения зрения у детей раннего возраста. Диагностика и коррекция: методическое пособие. - М.: Полиграф сервис, 2003. - 176 с.

3. Фрухт Э.Л. Диагностика нервно-психического развития детей 1 года жизни // Пантюхина Г.В., Печора К.Л., Фрухт Э.Л. Диагностика нервно-психического развития детей первых трех лет жизни. - М.: ЦОЛИУВ, 1983. - С. 6 - 56.

4. Хювяринен Л. Зрение у детей: нормальное и нарушенное. - СПб. - Петербург-XXI век, 1996. -72 с.

5. Natalie C. Barraga, June E. Morris Program to Develop Efficiency in Visual Functioning. - American Printing House for the Blind, 1980. - 168 с.

РОЛЬ МОТИВАЦИИ В СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОМ ПОДХОДЕ

Куликова Елена Владимировна,

учитель русского языка и литературы, общеобразовательного лицея ТюмГНГУ, г. Тюмень

Kulikova Elena, Teacher of Russian language and literature, general education lyceum of the Tyumen oil and gas university, Tyumen

АННОТАЦИЯ

Статья посвящена роли мотивации в современном уроке, основанном на системно-деятельностном подходе. Сформулированы три вида мотивации, приведены примеры. Особое внимание обращается на место мотивации в современном уроке.

ABSTRACT

The article focuses on the role of motivation in today's lesson, the basis of which the system-activity approach. three types of motivation are formulated, examples are given. point of motivation in today's lesson focuses on.

Ключевые слова: мотивация, виды мотивации, системно-деятельностный подход.

Keywords: motivation, motivation types, system-activity approach.

С переходом на ФГОСы второго поколения [3] перед школьными учителями встаёт проблема: необходимо перестраиваться на иные формы и методы работы, по-

другому планировать свою деятельность, перестать давать знания и начать «учить учиться» [4]. Основным подходом, помогающим реализовать ФГОСы, является си-стемно-деятельностный подход, который для многих, в

том числе и для меня, был сложен в понимании и - особенно - в применении. В его основе лежит осмысление методологии получения результата обучения не только учителем, но и обучающимися. Ученик полностью включён в процесс, роль учителя - курирующая.

Обязательными этапами урока становятся: актуа-

_Блочная структура урока в сис

лизация знаний и умений, выявление проблемы (мотивация), целеполагание (формулирование целей и задач урока, составление плана занятия), реализация плана; оценивание, рефлексия, определение перспектив [2]. Таким образом, урок можно представить в виде таблицы [Таблица 1].

Таблица 1

здно-деятельностном подходе_

Сквозной блок Основные блоки Сквозной блок

I. Организационный блок III. Информационный блок IV. Аналитический (практический) блок II. Мотивационный блок

V. Оценочный блок VI. Рефлексивный блок

На примере данной таблицы мы можем видеть, что в планировании учебной деятельности одним из важнейших, пронизывающих весь урок, становится мотивацион-ный блок. Конечно, мотивация и раньше была важной составляющей урока, но она изменилась как по качеству, так и по объёму: мотивация должна присутствовать постоянно, в течение всего времени обучения.

В процессе практической работы я выделила для себя три вида мотивации:

1. Долговременная (пролонгированная). Этот вид мотивации используется в начале изучения курса по предмету и нацеливает на конечный результат, стимулирует познавательную деятельность, предполагает ожидание «открытий» на каждом уроке.

До 2014 года не было обязательного экзамена по литературе, ЕГЭ по этому предмету и сегодня сдают единицы, поэтому многие школьники считали изучение художественных произведений пустой тратой времени, что можно заняться в это время более интересными и полезными делами. Как же замотивировать старшеклассника? Как объяснить ему, что читать необходимо не только для того чтобы написать сочинение и получить допуск к государственным экзаменам?

Начать можно с фактов, бывших в собственной практике, а закончить общеизвестными примерами. Так в 90-е годы мне довелось работать со студентами университета Северной Айовы, изучающими русский язык. Каково было мое удивление, когда они назвали причину своего интереса к нашему языку: оказывается, они штудируют русскую грамматику для того, чтобы в оригинале читать произведения Толстого, Достоевского, Тургенева, Булгакова... А мы, носители языка, почему-то отказываемся от возможности приобщения к сокровищницам мировой культуры. И разве после этого мы имеем право называть себя образованными, культурными людьми?

Вторым аргументом может стать ответ на вопрос: что же такого необычного есть в нашей литературе, что жители других стран не просто читают переводы, а изучают язык, чтобы уловить тончайшие нюансы поэтики авторского стиля? Дело в том, что только в русской классической литературе явлена платоническая любовь, когда любит душа. Пусть безответно. Ведь высшее счастье в том, чтобы раз в жизни испытать это великое чувство! В западной литературе Х1Х-ХХ веков слово «любовь» означает только взаимоотношение полов, то есть это «любовь тела». О том, что любит и страдает душа - любит и страдает абсолютно нерационально! - пишет именно русская классическая литература.

И третий аргумент, опровергающий многие устоявшиеся догмы, - в литературе нет понятий «правильно» или «неправильно», в литературе есть понятие доказанности своего мнения. Считаешь так - докажи свою точку зрения.

2. Средняя мотивация (на один урок, тему). Непосредственно связана с целью изучения темы. Здесь основная часть работы отдана учителю: он должен привлечь внимание нестандартным примером (исключением из правила или какой-либо ситуацией, в которой правило не работает и т.п.) и побудить к постановке проблемного вопроса, который записывается в тетради.

В начале изучения творчества поэтов «серебряного века» в 11 классе, провожу анализ рассказа И. Бунина «Муравский шлях», написанного в 1930 году. В результате анализа рассказа, состоящего всего из семи предложений, учащиеся приходят к формулированию бунинской концепции русского национального характера. На таком простом примере доводится очень важное понимание того, что любой текст нельзя принимать поверхностно, то есть «считывать» только верхний, содержательный его пласт, необходимо увидеть «лес за деревьями» - концептуальную, а ещё лучше подтекстовую информацию. Это нацеливает на более глубокое, медленное, или как его ещё называют, смысловое чтение.

3. Кратковременный (на один из этапов урока). Смысл этого этапа заключается в том, что вся деятельность на уроке должна быть мотивирована (почему мы выполняем это задание, какое умение отрабатываем, что мы получим в результате и т.д.).

Например, при изучении романа И.А. Гончарова «Обломов»: антиподы ли Обломов и Штольц? Можно сразу ответить на этот вопрос положительно. Но будет ли ответ верным?

На первый взгляд, да. Прежде чем ответить на основной вопрос урока, необходимо задать еще один:

- Почему столь разные люди, как Обломов и Штольц, дружат всю жизнь? Что Штольца так тянет к Обло-мову?

Вариантов ответа много:

- Они дружат с детства, и Штольца притягивают воспоминания.

Но обратимся к тексту: Иленька Обломов крайне редко появлялся на занятиях, виделись мальчики не так часто. Да и отношения барчука и сына бедного учителя-немца сложно назвать дружбой: слишком мало общего у усердного в учении Андрея Штольца и ленивого Илюши.

- Желание Штольца «растормошить» Илью Ильича, заставить его «встать с дивана».

Но зачем это ему надо? Он - немец, и все, что он делает, должно быть рационально. Что рационального в его приездах к Обломову? Ничего.

Теперь подумаем, для чего Штольц так много работает? (Чтобы заработать деньги.)

- Для чего ему нужны деньги? (Чтобы развивать производство, покупать новые механизмы и т.д.)

- Зачем ему надо развивать производство? (Чтобы увеличить прибыли и сколотить капитал.)

- Зачем Штольцу капитал? (Чтобы иметь возможность жить на доходы с него и не работать.) Вывод получается очень эмоциональным не только

от того, что найден ответ, но и от того, что этот ответ совершенно неожиданный: получается, что Штольц работает для того, чтобы ЛЕЧЬ НА ДИВАН! Вот что тянет его к Обломову: он - воплощение его мечты о «настоящей» жизни, жизни в свое удовольствие, когда не надо изнурять себя работой в вечном стремлении за прибылью.

Этим примером ещё раз подчёркивается долговременная и средняя мотивация, применяемая в начале изучения курса: никогда нельзя останавливаться на содержательной информации текста, надо смотреть вглубь, анализировать, докапываться до глубинного смысла произведения, эпизода.

Таким образом, в современном уроке одним из основных становится блок мотивации. Если раньше место

этого этапа было в самом начале урока, то сегодня мы можем говорить не только о том, что мотивация должна присутствовать на конкретном уроке, но и о том, что она делится на три вида: долговременную, среднюю и кратковременную.

Литература

1. Данилюк А.Я., Кондакова А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. - М., 2010. - (Стандарты второго поколения).

2. Куликова Е.В. Системно-деятельностный подход на уроках русского языка в 11 классе при реализации ФГОС// Международная научная школа психологии и педагогики: IX Международная научно-практическая конференция 13-14 февраля 2015, Москва, Россия - №1(9)/2015. Часть 1. С. 91-95.

3. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования / Министерство образования и науки РФ. - М., 2012. - (Стандарты второго поколения). Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.05.2012 № 413.

4. Фундаментальное ядро содержания общего образования / под ред. В. В. Козлова, А. М. Кондакова. -М., 2010. - (Стандарты второго поколения).

ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ ЧЕРЕЗ ОРГАНИЗАЦИЮ ЭКСПЕРИМЕНТАС ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ПРОГРАММЫ

«ЖИВАЯ МАТЕМАТИКА»

Кулиш Татьяна Олеговна

учитель математики, Муниципальное автономное образовательное учреждение Гимназия,

г. Новоуральск, Свердловскаяобласть

CREATING A UNIVERSAL EDUCATIONAL ACTIONS OF TRAINEES THROUGH THE EXPERIMENT WITH THE GEOMETER'S SKETCHPAD

Kulish Tatiana O., math teacher, Municipal autonomous educational institution Gymnasium, Novouralsk, Sverdlovskregion АННОТАЦИЯ

Целью данной статьи является выявление возможностей применения компьютерной программы Живая Математика в формировании познавательных универсальных учебных действий.

Для проведения экспериментов на уроках математики автор разработала исследовательские задания по интерактивным чертежам. В статье приведены примеры таких заданий, показана методика организации эксперимента на уроке математики. ABSTRACT

The purpose of this article is to identify opportunities for application of the computer program The Geometer's Sketchpad in shaping cognitive universal educational activities.

For the experiments in mathematics lessons the author has developed a research tasks on interactive drawings. The article gives examples of such tasks, the technique of the experiment on a math lesson. Ключевые слова: ФГОС; эксперимент; программаЖивая математика. Keywords: GEF; experiment;gsp5.

Стандарты второго поколения предъявляют новые требования к процессу образования. Системно-деятель-ностный подход, лежащий в основе Стандартов второго поколения, позволяет выделить основные результаты обучения и создать навигацию проектирования универсальных учебных действий, которыми должны владеть учащиеся. Это создает возможность самостоятельного

усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, то есть умения учиться [1, с3].

ФГОСы устанавливают требования к планируемым результатам обучения. Метапредметные результаты обучения достигаются через формирование УУД. Универсальные учебные действия - это способы деятельности, применяемые как в рамках образовательного процесса, так и

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.