УДК 372.882.161.1:371.321
ББК Ч426.839(=411.2)-270 ГСНТИ 14.25.09 Код ВАК 13.00.02
Э. Р. Бикбаева
Екатеринбург, Россия
КАК МЕЧТЫ И ПЛАНЫ МОГУТ ПОМЕШАТЬ ЛЮБВИ:
ИЛЬЯ ОБЛОМОВ И ОЛЬГА ИЛЬИНСКАЯ В РОМАНЕ И. А. ГОНЧАРОВА
Аннотация. Предлагается методический проект урока по роману И. А. Гончарова «Обломов». Урок, как и вся система занятий по роману, построен на основе технологии проблемного диалога. В ходе работы на уроке происходит освоение содержания второй и третьей частей романа, раскрываются характеры Ольги Ильинской и Ильи Ильича Обломова в их развитии. Изучение эпического произведения крупной формы организуется рядом узловых вопросов: почему герой отказывается от полноценной активной жизни? зачем автор проводит героя через испытание любовью? как соотносятся образы Обломова и Штольца? На уроке используются фронтальная беседа, групповая форма работы, что позволяет охватить большой по объему литературный материал. Вопросы на уроке ориентируют учащихся на обоснование и конкретизацию их суждений, на сопоставление, обобщение, итоговую рефлексию.
Ключевые слова: тема любви, литературные образы, литературные герои, методика преподавания литературы, методика литературы в школе, уроки литературы, русская литература. русские писатели, анализ литературного произведения.
E. R. Bikbayeva
Ekaterinburg, Russia
HOW DREAMS AND PLANS CAN INTERFERE WITH LOVE:
ILYA OBLOMOV AND OLGA ILYINSKAYA IN THE NOVEL BY I. A. GONCHAROV
Abstract. The paper offers a guidance plan of the lesson based on the novel «Oblomov» by Ivan Goncharov. The lesson, as well as the whole system of lessons, is built on the problem dialogue technology. In the course of the lesson the second and the third parts of the novel are analyzed in detail, the traits of characters of Olga Ilinskaya and Ilya Ilyich Oblomov are scrutinized. The study of the epic is based on the analysis of the main questions: Why does the protagonist refuse of living a full-fledged life? Why does the author lead a protagonist through the test of love? How do the images of Oblomov and Stolz relate to each other? Frontal teaching and teamwork are used at the lesson which makes it possible to study a large amount of literary material. Discussion of these issues teaches the students to prove their point of view, to compare different ideas and phenomena, to generalize and draw conclusions.
Keywords: the topic of love, literary image, literary character, methods of teaching Literature at school, Literature lesson, Russian writers, book evaluation.
Предложенный урок — четвертый в системе занятий по роману И. А. Гончарова «Обломов» в 10 классе. После знакомства с творческой биографией писателя работа над произведением традиционно начинается с анализа обстановки в квартире главного героя и его образа жизни, затем рассматривается глава «Сон Обломова». Работа над первой частью романа строится на основе индивидуальных опережающих заданий, поэтому для обобщения собранной информации обучающиеся получают задание ответить на проблемный вопрос: «Почему Обломов сопротивляется попыткам Штольца поднять его с дивана?». Необходимо представить тезисный план или логическую схему ответа. На данном уроке анализируется сюжетная линия, раскрывающая характеры Ольги и Обломова в развитии. На следующих занятиях будет проведена сопоставительная характеристика Агафьи Матвеевны Пшеницыной и Ольги Ильинской, Обломова и Штольца.
Цель урока — доказать, что любовь развивает души и сердца главных героев, раскрывает их характеры, показывает героев в развитии.
Задачи урока:
1. Воссоздать историю взаимоотношений Ольги с Ильей Ильичом.
2. Выявить, какие черты характера Обломова и Ольги Ильинской раскрываются в любви.
3. Раскрыть жизненные идеалы Обломова и Ольги Ильинской.
На уроке совершенствуются умение учащихся анализировать эпизоды, способность выражать свое отношение к героям, делать необходимые обобщения.
1. Первый этап урока — создание проблемной ситуации.
1.1. Урок начинается с реализации домашнего задания.
Учитель: Почему Обломов сопротивляется попыткам Штольца поднять его с дивана?
Ученики: Штольц не сумел поднять Обломова с дивана, включить его в активную жизнь. И этому есть несколько причин: 1) среда и воспитание сделали героя бездеятельным; 2) Илья Ильич считает себя барином, который не должен суетиться; 3) Обломов считает, что окружающая жизнь не стоит того, чтоб тратить на нее усилия; 4) невозможно пробудить к жизни человека, который этого не хочет.
1.2. Чтение и анализ эпизода «Исполнение Ольгой каватины Casta diva» из 5 главы 2 части в форме фронтальной беседы.
Учитель: Что вас удивляет?
Ученики: Обломов непривычно взволнован, он во власти эмоций, чувств: «От слов, от звуков, от этого чистого, сильного девического голоса билось сердце, дрожали нервы, глаза искрились и заплывали слезами. В один и тот же момент хотелось умереть, не пробуждаться от звуков, и сейчас же опять сердце жаждало жизни...». «Обломов вспыхивал, изнемогал, с трудом сдерживал слезы, и еще труднее было душить ему радостный, готовый вырваться из души крик. Давно не чувствовал он такой бодро-
сти, такой силы, которая, казалось, вся поднялась со дна души, готовая на подвиг».
Герой эмоционально готов к тому, к чему безуспешно подталкивал его Штольц: «Он в эту минуту уехал бы даже за границу, если б ему оставалось только сесть и поехать».
Необычно поведение Обломова: «- Ах! — вырвалось у Обломова. Он вдруг схватил было Ольгу за руку и тотчас же оставил и сильно смутился». «Он не спал всю ночь: грустный, задумчивый проходил он взад и вперед по комнате; на заре ушел из дома, ходил по Неве, по улицам, бог знает что чувствуя, о чем думая...». Обломов оживает, что казалось невозможным. Он влюбился, и его жизнь изменилась. Илья Ильич словно на пороге перерождения.
1.3. Формулирование темы и проблемы урока.
Учитель: Сегодня мы будем говорить о любви в жизни героев романа — Ольги Ильинской и Ильи Ильича. Попробуем сформулировать возможные проблемные вопросы для урока.
Учащиеся предлагают проблемные вопросы, которые фиксируются учителем на доске:
Подвластен ли Обломов чувству любви?
Почему не сложилось счастье Ольги и Ильи Ильича?
Как любовь повлияла на Обломова?
Как объяснить все, что происходит с героями?
Вопросы обсуждаются. Ученики выделяют наиболее важные вопросы. Как правило, это вопросы, близкие к данным: зачем автор проводит героя через испытание любовью? почему счастье Ильи Ильича и Ольги Ильинской не сложилось?
Учитель: Каким путем мы будем решать эти проблемы?
Ученики: Необходимо проанализировать историю любви героев, то, как развивались их отношения.
2. Основной этап урока: аналитическая работа с текстом.
2.1. Групповая работа учащихся (по 3-4 человека в группе) по анализу восьми ключевых эпизодов, в которых раскрывается душевное состояние героя.
Учитель инструктирует учащихся об организации работы: на выполнение задания отводится 5-7 минут, на выступление группы — около 2 минут. При распределении заданий следует учесть уровень подготовленности участников группы. Ученики записывают в тетради основные тезисы выступлений одноклассников. Записи могут быть оформлены в виде таблицы. По усмотрению учителя некоторые эпизоды можно исключить.
Работа в группах осуществляется по следующим основным вопросам.
- Что переживает герой? Как вы это поняли? (портретные детали, реплики героя вслух и «про себя», средства речевой выразительности, авторский комментарий и т.д.) Каким событием, поступком вызвано это переживание?
- Как действия и переживания героя соотносятся с переживаниями Ольги?
- Какое значение в контексте эпизода приобретает образ ветки сирени?
Приведем вероятностные ответы учащихся каждой из рабочих групп.
Группа 1. Финал 5 главы 2 части от слов: «И в Обломове играла такая же жизнь; ему казалось, что он живет и чувствует все это — не час, не два, а целые годы...» до конца главы.
Предполагаемый ответ учеников.
Илья Ильич вновь потрясен пением Ольги, с его уст срывается признание в любви. Чувства героя переданы метафорами: «Все это симптомы тех страстей, которые должны, по-видимому, заиграть некогда в ее молодой душе, теперь еще подвластной только временным, летучим намекам и вспышкам спящих сил жизни». «У него на лице сияла заря пробужденного, со дна души восставшего счастья». Портретные детали: «у него «глаза блестят», «слезы в них!», «взгляд этот был неподвижный, почти безумный; им глядел не Обломов, а страсть».
Чувства героев созвучны. «Оба они, снаружи неподвижные, разрывались внутренним огнем, дрожали одинаким трепетом; в глазах стояли слезы, вызванные одинаким настроением».
Однако Ольга способна контролировать эмоции, она понимает, что происходит. «Но она знала, отчего у него такое лицо, и внутренне скромно торжествовала, любуясь этим выражением своей силы...»; «Ольга поняла, что у него слово вырвалось, что он не властен в нем и что оно — истина.». Обломов почти не владеет собой, он смущен, напуган: «слово вырвалось, он не властен в нем».
Герои впервые в жизни влюблены. Обломов более искренен, Ольга лучше владеет своими чувствами.
Группа 2. Финал 6 — начало 7 главы 2 части. От слов «Вдруг кто-то идёт, слышит она?» до «Ах, какая пыль!» (1. С. 165-169)
Предполагаемый ответ учеников.
Илья Ильич боится, что невольно оскорбил Ольгу словом «любовь». Ему хочется бежать куда-нибудь, скрыться, чтобы избавиться от проблемы.
Авторские ремарки в диалоге передают смущение Ильи Ильича. «.Сказал он, трясясь, как осиновый лист». Обломов «прошептал не глядя на нее»; «бормотал»; «заговорил, понемногу вооружаясь смелостью».
Обломов не договаривает фраз, его реплики заканчиваются многоточиями: «Мне отчего-то больно, неловко, жжет меня.»; «Вы, я думаю, удивляетесь. .. сердитесь.».
Он стремится убедить Ольгу в том, чего не было, только ради того, чтоб все осталось по-прежнему. Но ему не удается обмануть ее, чувства прорываются наружу. Страсть побеждает инертность, тягу к спокойствию.
Ольга ждет подтверждения слов любви. Она смущена не менее Обломова, ее слова и порывы столь же противоречивы. Здесь и застенчивость: «отвечала она робко», «сказала она, не поднимая глаз»; и озорное кокетство: «она, взглянув на него быстро и с любопытством; и волнение: «сердце так и стучало у ней»; и растерянность «она нюхала ландыши и сире-
ни и не знала сама, что она... что ей сказать, что сделать», «шла, потупя голову и нюхая цветы». Взволнованность героини перерастает в досаду: «Глаза ее вдруг раскрылись широко и блеснули изумлением»; «У ней в горле стояли слезы». В отличие от Обломова, Ольга понимает собеседника. Она почувствовала, как расстроился Илья Ильич при виде ее огорчения, и сумела дать понять, как она рада его признанию: «Она пошла тише и стала напряженно прислушиваться к его словам»; «строго начала она, потом вдруг лицо ее озарилось лучом улыбки».
Герои заводят на первый взгляд ничего не значащий разговор о цветах. В их вкусах отражено различие в восприятии ими окружающего мира. Обло-мову нравится мягкий, нежный, едва уловимый запах ландыша, а сирени и резеды ему неприятны, потому что слишком резки на его вкус. А для Ольги, как для большинства людей, запах сирени - это запах любви, ее предвкушения, надежд. Поэтому в минуту досады она срывает и бросает ветку сирени: надежды рухнули, счастья не будет: так ей, вероятно, казалось в тот момент.
Хотя герои и сумели понять друг друга после долгих путаных объяснений, эпизод дает понять, насколько они разные.
Группа 3. Конец 7 главы 2 части от слов: «Ему весело, легко» до конца главы.
Предполагаемый ответ учеников.
Обломов не понимает, что происходит между ним и Ольгой, не может поверить, что она неравнодушна к нему. Поэтому он то готов устремиться ей навстречу, то пытается отстраниться. Вначале «ему весело, легко. Задумавшись о ней, он становится нерешителен: «Он пошел тише, тише, тише...». Сомнения Ильи Ильича переданы в репликах внутреннего монолога и авторских характеристиках его действий. «Он остановился совсем, оцепенел на минуту...». «Он боролся несколько времени с собой...» Обломов не может произнести решающее слово, не будучи уверенным в искренности ее чувств.
Диалог героев состоит из кратких реплик. Ольга спрашивает, Обломов словно отбивается. Он односложно отвечает на колкие вопросы Ольги, подталкивающие его к откровенности. Герой пытается скрыть чувства.
Ольга кокетлива, ловит Обломова на словах, как будто вытягивает из него признание. Она убедилась, что он влюблен, и это ее радует: «Потом лицо ее наполнялось постепенно сознанием: в каждую черту пробирался луч мысли, догадки, и вдруг все лицо озарилось сознанием... Она уже знала мысль Обломова».
Ветка сирени имеет здесь цвет не только любви, недосказанности, ожидания, но и досады. Она опять напоминает о различии героев. Диалог героев построен так, что внимание заостряется именно на последнем значении образа.
Группа 4. Отрывок из 8 главы от слов: «Обломов избегал весь парк... » до слов: «Он нахмурился и сонно смотрел вокруг. Она посмотрела на него, потом положила работу в корзинку».
Предполагаемый ответ учеников.
Обломов несколько дней не виделся с Ольгой, он, вроде, и привык к этому, но, стоило Ольге его позвать, бросился к ней. Ольга привлекает Обломо-ва своей неуловимостью, загадочностью, но то же время общение с ней тяготит его.
Автор дает развернутые характеристики Обло-мова. Они включают несобственно-прямую речь героя, в них передаются его сомнения: «Обломов избегал весь парк, заглядывал в куртины, в беседки — нет Ольги»; «Он чувствовал, что малейший намек на это вызовет у ней взгляд удивления, потом прибавит холодности в обращении, может быть и совсем пропадет та искра участия, которую он так неосторожно погасил в самом начале. Надо ее раздуть опять, тихо и осторожно, но как — он решительно не знал».
Реплики диалога перемежаются высказываниями героя про себя, потому что Илья Ильич вынужден говорить то, чего не думает:
«- Что ж, роман? — спросила она и подняла на него глаза, чтоб посмотреть, с каким лицом он станет лгать.
- Нет, я романов почти не читаю, — отвечал он очень покойно, — я читал "Историю открытий и изобретений".
Слава богу, что я пробежал сегодня лист книги! — подумал он».
В конце Обломов как будто вовсе теряет интерес к Ольге: «Однако это скучно, если это так продолжится, если из нее ничего добыть нельзя».
Илья Ильич заметил изменение, которое произошло с Ольгой: «Он смутно понимал, что она выросла и чуть ли не выше его».
Образ ветки сирени возникает в этом эпизоде как узор для вышивания, который Ольга взяла якобы случайно. Обломов видит в этом намек на недовольство Ольги, читает в этом упрек себе, и это его угнетает. Очевидно, что Ольга готова к развитию отношений, а Обломов не уверен в том, что этот шаг нужно сделать.
Группа 5. Письмо Обломова из 9 главы 2 части.
Дополнительный вопрос:
Каковы основные мысли в послании Ильи Ильича?
Предполагаемый ответ учеников.
Обломов видел Ольгу в обществе других молодых людей, Штольц в письме напоминал о делах, и это обострило его неуверенность в себе. Он решил прекратить отношения с Ольгой, и объяснениям с глазу на глаз предпочел письмо.
Герой доказывает, что их отношения были результатом заблуждений и страсти: «Мы полюбили друг друга так внезапно, так быстро, как будто оба вдруг сделались больны, и это мне мешало очнуться ранее». Герой пытается убедить Ольгу, что она его не любит.
Обломов боится отношений: «я испугался и почувствовал, что на меня падает обязанность остановиться и сказать, что это такое». Письмо помогает Об-ломову освободиться от внутренних терзаний «должно быть, оттого, что . сбыл груз души в письмо».
Илья Ильич пишет эмоционально и образно: «Я только сегодня, в эту ночь, понял, как быстро сколь-
зят ноги мои: вчера только удалось мне заглянуть поглубже в пропасть, куда я падаю, и я решился остановиться».
Обломов думает в первую очередь о своем душевном спокойствии.
Письмо Ильи Ильича — это плод малодушных сомнений слабого человека, который прикрывает свое отступление благородными намерениями.
Группа 6. Эпизод из 2 главы 3 части от слов: «Он побежал к Ольге» до слов: «Что это все они как будто сговорились торопиться жить!».
Предполагаемый ответ учеников.
Обломов готов просить руки Ольги у тетки, а девушка его останавливает. Илья Ильич недоумевает.
Илья Ильич непривычно для него порывист, решителен: подбежал, вскочил, чтобы бежать. Далее в диалоге почти нет авторских характеристик, разговор происходит очень оживленно.
Обломов вроде бы что-то предлагает, но почти каждая фраза заканчивается многоточием, поскольку не будет иметь продолжения в жизни: «Не сидеть же сложа руки. Начинается обязанность, серьезная жизнь...»; «Ну, вот я и хотел сделать первый шаг, идти к тетке...»; «Какой же первый?»; «Да... я завтра...».
Это спор, в котором Обломов пытается отстоять свою позицию. Ольга, как ребенку, объясняет Илье Ильичу очевидные житейские истины. Обло-мову это непонятно: «Что ж это такое? — печально думал Обломов. — Ни продолжительного шепота, ни таинственного уговора слить обе жизни в одну! Все как-то иначе, по-другому».
Обломов живет мечтами и грезами. Ольга идет к цели, она предъявляет конкретные требования.
Группа 7. Эпизод из 7 главы 3 части от слов: «Они молчали» до слов: «— Мне пора, — очнувшись, сказала она ласково».
Предполагаемый ответ учеников.
Обломов пытается скрыть от Ольги то, что он почти вернулся к прежнему образу жизни. И все-таки перед проницательностью Ольги он бессилен, она обезоруживает его своей прямотой.
Никогда еще Илья Ильич не произносил столько пылких, высокопарных слов и клятв: «Думаешь, что я медлю от боязни за себя, а не за тебя? Не оберегаю, как стеной, твоего имени, не бодрствую, как мать, чтоб не смел коснуться слух тебя... Ах, Ольга! Требуй доказательств! Повторю тебе, что если б ты с другим могла быть счастливее, я бы без ропота уступил права свои; если б надо было умереть за тебя, я бы с радостью умер!».
Визит Ольги тронул Обломова, он явно считает ее поступок недостойным себя, именно это заставляет его в конце искренне припасть к ее руке. Ольга разочарована, единственное, что оправдывает Об-ломова в ее глазах, убеждение в его бесхитростности и безграничная нежность Ильи Ильича.
Группа 8. Эпизод из 11 главы 3 части от слов: «Дверь тихо отворилась, и явилась Ольга...» до слов: «— Прощай, прощай... — вырывалось у ней среди рыданий».
Предполагаемый ответ учеников.
Обломов в очередной раз не сдержал слово и ничего не сделал для благоустройства имения, с которым связаны надежды на будущее. По реакции Ольги он понял, что все кончено.
Авторские характеристики подчеркивают, что разрыв с Ольгой — потрясение для Обломова: «он взглянул на нее и вдруг упал духом: радость его как в воду канула», «только у него сердце стукнуло, как никогда не стучало. Таких минут не бывало в его жизни», «побледнел и все стоял перед ней».
Реплики Ильи Ильича выдают его сосредоточенность на своих переживаниях: «Послушай, Ольга, не гляди на меня так: мне страшно!»; «Может быть, ты простишь меня, если вспомнишь, что я предупреждал, как тебе будет стыдно, как ты станешь раскаиваться...».
Обломов чувствует, что его судьба зависит от решения Ольги, и признает за ней право решать, потому что не готов взять на себя ответственность за ее судьбу. Ольга делает решительный шаг. Это ее выбор между прозябанием и возможностью вернуться к жизни.
Пути героев расходятся.
2.2. Обобщение результатов групповой работы в форме фронтальной беседы.
Учитель: Как испытание любовью раскрыло характеры героев?
Истинная любовь способна творить чудеса. Она возрождает человека в человеке, вскрывает его внутренние резервы и возможности. Но чувство не может изменить сущностных черт личности. В ходе повествования выявляются различия в характерах персонажей. Обломов — человек добрый, искренний, мечтательный, но бездеятельный, он не способен взять на себя ответственность за любимую женщину, и отношения с ней тяготят его. Ольга самостоятельна, умна, требовательна, она смотрит на вещи здраво и не хочет сгубить свою жизнь рядом с Обломовым. Обломов возвращается к привычному для него существованию. Ольга же получает жизненный опыт, взрослеет душой.
2.3. Идеалы Обломова и Ольги Ильинской: беседа с использованием индивидуальных сообщений учащихся.
Учитель: Мы пришли к выводу, что счастье героев невозможно. А что составило бы счастье Ильи Ильича? Что является для него идеалом? Воплощением мечты?
Ученик, подготовивший индивидуальное домашнее задание, делает выборочный пересказ отрывка из 4 главы 2 части и 6 главы 2 части.
Задание для класса: записать основные составляющие идеальной жизни в понимании Ильи Ильича.
Возможный вариант записи:
Идеальная жизнь для Обломова:
1. Деревня. 2. Жена, семья. 3. Новый, покойно выстроенный дом. 4. Добрые соседи-приятели. 5. Музыка. 6. Поэзия. 7. Любовь.
Представление об идеале женщины было таким: «В мечтах пред ним носился образ высокой,
стройной женщины, с покойно сложенными на груди руками, с тихим, но гордым взглядом, небрежно сидящей среди плющей в боскете, легко ступающей по ковру, по песку аллеи, с колеблющейся талией, с грациозно положенной на плечи головой, с задумчивым выражением — как идеал, как воплощение целой жизни, исполненной неги и торжественного покоя, как сам покой».
Учитель: Соответствует ли Ольга идеалу Ильи Ильича?
Ученики: Ольга внешне соответствует представлению героя об идеале женщины. Проста, мягка, музыкально образованна, иронична, внимательна, уверена в себе; хороший психолог, «тонкая натура» и т. д.
Но Обломов несколько раз осекается, пытаясь представить ее в своем воображаемом мире: «Она — божество, с этим милым лепетом, с этим изящным, беленьким личиком, тонкой, нежной шеей...
Крестьяне не видали никогда ничего подобного; они падают ниц перед этим ангелом. Она тихо ступает по траве, ходит с ним в тени березняка; она поет ему...
И он чувствует жизнь, ее тихое теченье, ее сладкие струи, плесканье... он впадает в раздумье от удовлетворенных желаний, от полноты счастья...
Вдруг лицо его омрачилось.
- Нет, этого быть не может!».
Ольга со временем все больше и больше удивляет Обломова: «Какая странная эта Ольга! Она не останавливается на одном месте, не задумывается сладко над поэтической минутой, как будто у ней вовсе нет мечты, нет потребности утонуть в раздумье! Сейчас и поезжай в палату, на квартиру». Ольга — живой человек, а не мечта, не воплощение идеала. Для Обломова в ней слишком много реального.
Учитель: Как автор характеризует Ольгу? Есть ли у нее мечта? Какой план развился у Ольги по отношению к Обломову?
Ученики: Ольга — самостоятельная и самодостаточная личность. У нее нет родителей, и она привыкла все решать сама, отвечать за себя, свои решения, поступки. Она ставит цели и достигает их.
Ее план возрождения Обломова таков: 1) Отучить спать после обеда. 2) Заставить прочитать книги, которые оставил Штольц. 3) Заставить читать каждый день газеты и рассказывать ей новости. 4) Заставить писать в деревню письма. 5) Заставить дописать план устройства имения. 6) Заставить приготовиться ехать за границу.
Учитель: Чего добивается Ольга?
Ученики: Чтобы удивился Штольц ее способностям: «И Штольц не узнает его, воротясь». Чтобы Обломов восхищался ею, жил для нее и восхищался ею». Ради собственной славы, ради собственного самолюбия: «Возвратить человека к жизни — сколько славы доктору, когда он спасет безнадежно больного! А спасти нравственно погибающий ум, душу?».
Учитель: Любила ли Ольга Обломова?
Ученики: Ольга берет на себя роль путеводной звезды. Она пытается поставить Обломова на ноги, научить действию, вывести из покоя и лености. И в своем последнем разговоре с Обломовым Ольга говорит: «...Я слишком понадеялась на свои силы... Не о первой молодости и красоте мечтала я: я думала, что я оживлю тебя, что ты можешь еще жить для меня, — а ты давно уже умер. Я не предвидела этой ошибки, я все ждала, надеялась!..».
Ольга стремилась сделать Обломова таким, каким ей хотелось, ей это не удалось. Жертвовать собой, гибнуть любя она не способна. Ее цель — жить.
Учитель: можно ли считать, что идеалы, мечты, планы героев помешали любви?
3. Подведение итогов урока.
3.1. Учитель дает задание составить тезисный план ответа на вопрос «Почему отношения Ольги и Обломова сложились так драматично?»
Предполагаемый ответ учеников (задание может быть выполнено письменно).
Отношения Ольги и Ильи Ильича складывались так драматично, потому что они совершенно разные люди:
1) Ольга энергична и деятельна, Обломов стремится к покою.
2) Ольга строит планы, которые можно реализовать в жизни, а он живет бесплотными мечтами. Но и мечты Обломова, и планы Ольги в какой-то мере помешали любви героев.
3) Оба они заблуждаются относительно друг друга.
4) Отношения с Обломовым — этап духовного развития Ольги. Для Обломова это было наивысшей точкой развития.
4. Домашнее задание.
Перечитать главы: часть 3 главы 2, 7; часть 4 главы 1, 2, 5, 9, 10.
Составить схему рассуждения: «Почему Агафья Пшеницына оказалась для Обломова ближе Ольги Ильинской?».
ЛИТЕРАТУРА
Гончаров И. А. Обломов. Роман в четырёх частях. — М.: Просвещение, 1989. — 443 с.
Краснощёкова Е. «Обломов» И. А. Гончарова. — М., 1970. — 93 с.
Недзвецкий В. А. О чем тоскует Ольга Ильинская в «крымской» главе романа «Обломов»? // Литература в школе. — 2008. — № 11. — С. 7-12.
Разумихин А. «Обломов». Опыт современного прочтения // Я иду на урок литературы. — М., 2004. — № 24.
REFERENCES
Goncharov I. A. Oblomov. Roman v chetyrekh chasty-akh. — M.: Prosveshchenie, 1989. — 443 s.
Krasnoshchekova E. «Oblomov» I. A. Goncharova. — M., 1970. — 93 s.
Nedzvetskiy V. A. O chem toskuet Ol'ga Il'inskaya v «krymskoy» glave romana «Oblomov»? // Literatura v shkole. — 2008. — № 11. — S. 7-12.
Razumikhin A. «Oblomov». Opyt sovremennogo prochteniya // Ya idu na urok literatury. — M., 2004. — № 24.
Данные об авторе
Эльвира Ринатовна Бикбаева — учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории, МАОУ лицей № 12 (Екатеринбург).
Адрес: 620034, Россия, г. Екатеринбург, ул. Готвальда, 15а. E-mail: [email protected].
About the author
Elvira Rinatovna Bikbayeva, Teacher of Russian and Literature, Higher Qualification Category, Lyceum № 12, (Ekaterinburg).