Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ ЧЕРЕЗ ОРГАНИЗАЦИЮ ЭКСПЕРИМЕНТАС ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ПРОГРАММЫ "ЖИВАЯ МАТЕМАТИКА"'

ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ ЧЕРЕЗ ОРГАНИЗАЦИЮ ЭКСПЕРИМЕНТАС ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ПРОГРАММЫ "ЖИВАЯ МАТЕМАТИКА" Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
44
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФГОС / ЭКСПЕРИМЕНТ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кулиш Татьяна Олеговна

Целью данной статьи является выявление возможностей применения компьютерной программы Живая Математика в формировании познавательных универсальных учебных действий. Для проведения экспериментов на уроках математики автор разработала исследовательские задания по интерактивным чертежам. В статье приведены примеры таких заданий, показана методика организации эксперимента на уроке математики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CREATING A UNIVERSAL EDUCATIONAL ACTIONS OF TRAINEES THROUGH THE EXPERIMENT WITH THE GEOMETER’S SKETCHPAD

The purpose of this article is to identify opportunities for application of the computer program The Geometer's Sketchpad in shaping cognitive universal educational activities. For the experiments in mathematics lessons the author has developed a research tasks on interactive drawings. The article gives examples of such tasks, the technique of the experiment on a math lesson.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ ЧЕРЕЗ ОРГАНИЗАЦИЮ ЭКСПЕРИМЕНТАС ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ПРОГРАММЫ "ЖИВАЯ МАТЕМАТИКА"»

Но зачем это ему надо? Он - немец, и все, что он делает, должно быть рационально. Что рационального в его приездах к Обломову? Ничего.

Теперь подумаем, для чего Штольц так много работает? (Чтобы заработать деньги.)

- Для чего ему нужны деньги? (Чтобы развивать производство, покупать новые механизмы и т.д.)

- Зачем ему надо развивать производство? (Чтобы увеличить прибыли и сколотить капитал.)

- Зачем Штольцу капитал? (Чтобы иметь возможность жить на доходы с него и не работать.) Вывод получается очень эмоциональным не только

от того, что найден ответ, но и от того, что этот ответ совершенно неожиданный: получается, что Штольц работает для того, чтобы ЛЕЧЬ НА ДИВАН! Вот что тянет его к Обломову: он - воплощение его мечты о «настоящей» жизни, жизни в свое удовольствие, когда не надо изнурять себя работой в вечном стремлении за прибылью.

Этим примером ещё раз подчёркивается долговременная и средняя мотивация, применяемая в начале изучения курса: никогда нельзя останавливаться на содержательной информации текста, надо смотреть вглубь, анализировать, докапываться до глубинного смысла произведения, эпизода.

Таким образом, в современном уроке одним из основных становится блок мотивации. Если раньше место

этого этапа было в самом начале урока, то сегодня мы можем говорить не только о том, что мотивация должна присутствовать на конкретном уроке, но и о том, что она делится на три вида: долговременную, среднюю и кратковременную.

Литература

1. Данилюк А.Я., Кондакова А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. - М., 2010. - (Стандарты второго поколения).

2. Куликова Е.В. Системно-деятельностный подход на уроках русского языка в 11 классе при реализации ФГОС// Международная научная школа психологии и педагогики: IX Международная научно-практическая конференция 13-14 февраля 2015, Москва, Россия - №1(9)/2015. Часть 1. С. 91-95.

3. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования / Министерство образования и науки РФ. - М., 2012. - (Стандарты второго поколения). Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.05.2012 № 413.

4. Фундаментальное ядро содержания общего образования / под ред. В. В. Козлова, А. М. Кондакова. -М., 2010. - (Стандарты второго поколения).

ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ ЧЕРЕЗ ОРГАНИЗАЦИЮ ЭКСПЕРИМЕНТАС ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ПРОГРАММЫ

«ЖИВАЯ МАТЕМАТИКА»

Кулиш Татьяна Олеговна

учитель математики, Муниципальное автономное образовательное учреждение Гимназия,

г. Новоуральск, Свердловскаяобласть

CREATING A UNIVERSAL EDUCATIONAL ACTIONS OF TRAINEES THROUGH THE EXPERIMENT WITH THE GEOMETER'S SKETCHPAD

Kulish Tatiana O., math teacher, Municipal autonomous educational institution Gymnasium, Novouralsk, Sverdlovskregion АННОТАЦИЯ

Целью данной статьи является выявление возможностей применения компьютерной программы Живая Математика в формировании познавательных универсальных учебных действий.

Для проведения экспериментов на уроках математики автор разработала исследовательские задания по интерактивным чертежам. В статье приведены примеры таких заданий, показана методика организации эксперимента на уроке математики. ABSTRACT

The purpose of this article is to identify opportunities for application of the computer program The Geometer's Sketchpad in shaping cognitive universal educational activities.

For the experiments in mathematics lessons the author has developed a research tasks on interactive drawings. The article gives examples of such tasks, the technique of the experiment on a math lesson. Ключевые слова: ФГОС; эксперимент; программаЖивая математика. Keywords: GEF; experiment;gsp5.

Стандарты второго поколения предъявляют новые требования к процессу образования. Системно-деятель-ностный подход, лежащий в основе Стандартов второго поколения, позволяет выделить основные результаты обучения и создать навигацию проектирования универсальных учебных действий, которыми должны владеть учащиеся. Это создает возможность самостоятельного

усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, то есть умения учиться [1, с.3].

ФГОСы устанавливают требования к планируемым результатам обучения. Метапредметные результаты обучения достигаются через формирование УУД. Универсальные учебные действия - это способы деятельности, применяемые как в рамках образовательного процесса, так и

при решении проблем в реальных жизненных ситуациях, освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов. Одной из эффективных технологий, осуществляющих системно-деятельностный подход, является технология учебного проблемного исследования. Технология учебного проблемного исследования открывает широкие возможности в реализации ФГОС, так как задачи и особенности данной технологии создают условия для формирования УУД:

• в основе технологии лежит метод открытия или исследования;

• структура урока соотносится со структурой продуктивного мыслительного процесса;

• доминирующий способ организации деятельности учащихся - групповая работа.

Центральное место на уроке в этой технологии принадлежит исследованию.Этап мотивации — ключевой этап урока-исследования. Именно мотивация обеспечивает цельность мыслительного процесса, его подчиненность одной идее, что определяет прохождение урока-исследования на одном дыхании [3].

На этапе мотивации возникает сомнение, вопрос или проблема, «требующая» своего решения. Для учителя в процессе составления конструкта урока этап мотивации является одним из сложных. Существуют разные приемы создания проблемной ситуации: прием «ключевых слов», прием «загадки-интерпретации», выполнимое/невыполнимое действие, «погружение» в проблему. Но в современный компьютерный век есть ещё один приём - формулировка гипотез на основании анализа результатов эксперимента, выполненных на базе программы Живая Математика.

Не секрет, что учителя математики, в отличие от учителей физики или химии, испытывают определенную трудность в организации экспериментана уроке. Разрешить эту проблему позволяет использование компьютерной программы Живая Математика, разработанной на основе программы Geometer's Sketchpad (USA), адаптированной в РоссииМосковским Институтом новых технологий и распространяемой под названием Живая Математика [2, с.7].

Программа Живая Математика дает в руки мощный инструмент для формирования метапредметных умений,

например, таких, как умение проводить эксперимент, умение формулировать гипотезу, умение анализировать и обобщать полученную в ходе эксперимента информацию, умение понимать и использовать математические средства наглядности для иллюстрации, аргументации. Использование программы Живая Математика способствует формированию ИКТ-компетентности обучающихся: выпускник научится проводить исследования и эксперименты в виртуальных лабораториях, создавать различные геометрические объекты с использованием специальных компьютерных инструментов [4].

Но способам исследовательской деятельности детей нужно обучать в ходе специально организованной учебной работы. Автор разработала исследовательские задания по интерактивнымчертежам, провела их апробацию. Под динамическим чертежом будем понимать выполненный на компьютере чертеж, соответствующий условию задачи, с выведенными (при необходимости) на монитор числовыми параметрами. Динамический чертеж несет в себе способность к изменению, сохраняющий, однако, заложенные в рисунок свойства фигуры [5, с.17].На уроках математики в виртуальной лаборатории учащиеся проводили эксперименты под руководством учителя. Работа проходит в группах по 4 человека.В каждой группе-естьноутбук, на котором установлена программа Живая Математика и созданные автором динамические чертежи. Учащиеся по инструкции двигают нужные элементы, при помощи компьютерных инструментов проводят измерения, заносят результаты в таблицу и на основе проделанной работы выдвигают гипотезы, то есть сами открывают нужные факты. Сформулированная гипотеза и является мотивацией к дальнейшему разрешению проблемной ситуации: гипотезу нужно будет либо подтвердить, либо опровергнуть.

Ниже приведены три исследовательских задания, разработанныхв программе Живая Математика. К каждому заданию прилагаются скан динамического чертежа, по которому обучающийся проводит эксперимент, задание для группы и таблица, в которую вносятся результаты измерений.

1. Эксперимент «Нахождение связи между длиной стороны треугольника и двумя другими сторонами» (7 класс)

Связь длины стороны треугольника ЛВС с двумя другими сторонами

а = 5,0 Ь= 7,0

Рисунок 1. Скан динамического чертежа к эксперименту 1

Задание

1. На динамическом чертеже дан треугольник АВС. Используя движки, изменяйте длины сторон а и Ь. При этом длину стороны с оставляйте неизменной. Данные каждого измерения вносите в таблицу.

2. Пронаблюдайте, какую закономерность можно найти между длиной одной стороны и двумя другими.

3. Запишите свою гипотезу о соотношении между длинами сторон треугольника.

4. Обсудите мнение каждого члена группы, выберите одну общую гипотезу.

Таблица 1

Соотношение между длинами сторон треугольника

Номера

^~\,измерений

Длина 1 2 3 4 5 6 7

стороны

с 8 8 8 8 8 8 8

а

Ь

Гипотеза осоотношении между длинами сторон треугольника:

2. Эксперимент «Влияние параметров а,Ь,с на график квадратичной функции у = ах2+вх+с» (8 класс)

Рисунок 2. Скан динамического чертежа к эксперименту 2

Задание

1. Используя движки, меняйте значения параметра а (рассмотрите случаи а>0, а< 0, а= 0).

2. Заполните таблицу.

3. Запишите вывод.

4. Приготовьте отчет. Результаты исследования оформите в виде схемы.

Таблица 2

Влияние знака параметраана график функции у = ах2 + Ьх + с

№ Уравнение функции Значение а Существенные признаки графика функции

1 a>0

2 a<0

3 a=0

Выводы:

1. Знак параметраа влияет на

2. Если а = 0, то функция у = ах2 + Ьх + спринимает вид у =_, графиком которой является_.

3. Если а Ф 0, то графиком у = ах2 + Ьх + сявляется

4. Если а > 0, то ветви параболы направлены

вниз

если а < 0, то ветви параболы направлены вверх.

вниз

3. Эксперимент «Выявление свойства вписанного угла, опирающегося на диаметр» (8 класс)

Задание

1. На чертеже АВ - диаметр, угол АСВ - вписанный, опирающийся на диаметр. Измените положение треугольника, двигая за точки С и В.

2. Измерьте углы А, В и С в каждом новом треугольнике.

3. Данные занесите в таблицу.

4. Повторите действия пунктов 1 -3 несколько раз.

5. Сформулируйте гипотезу о свойстве вписанного угла, опирающегося на диаметр.

Рисунок 3. Скан динамического чертежа к эксперименту 3

Таблица 3

Свойство вписанного угла, опирающегося на диаметр

№ Величина вписанного ¿ВАС Величина вписанного^АВС Величина вписанного ¿АСВ

1

Гипотеза о градусной мере вписанного угла, опирающегося на диаметр:__

Проведениеподобных экспериментов в технологии учебного проблемного исследования способствуетдости-жению метапредметных результатов обучения:

• коммуникативных:

- умение работать в группе - устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации;

- умение формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её при выработке общего решения в совместной деятельности;

• познавательных:

- умение представлять, анализировать и обобщать информацию, полученную в ходе эксперимента, в виде таблиц;

- умение выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки;

- умение формулировать выводы о верности гипотезы;

• ИКТ-компетентности:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- умение проводить эксперименты в виртуальной лаборатории «Живая математика».

Таким образом, интеграция технологии учебного проблемного исследования и возможностей программы Живая Математика позволяет формировать универсальные учебные действия и достигать метапредметных результатов обучения.

Литература

1. Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя. М.: Просвещение. 2011. 159 с.

2. Живая Математика 5.0: Сборник методических материалов. - М.: ИНТ. 2013. 205 с.

3. Одаренный ребенок: особенности обучения / под.ред. Шумаковой Н.Б.// М.: Просвещение. 2006.

4. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа. Серия «Стандарты второго поколения» / [сост. Е. С. Савинов]. — М.: Просвещение. 2011.

5. Храповицкий И.С. Эвристический полигон для геометрии. Компьютерные инструменты в образовании. № 1, 2003. с. 15-26.

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБУЧЕНИЯ

В ВОЕННОМ ВУЗЕ

Леонтьева Юлия Сергеевна

Преподаватель, Военный учебно-научный центр военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия»

им. проф. Н.Е.Жуковского и Ю.А.Гагарина, г. Воронеж Леонтьев Александр Сергеевич

начальник тренажера, Военный учебно-научный центр военно-воздушных сил «(Военно-воздушная академия», им. проф. Н.Е.Жуковского и Ю.А.Гагарина, г. Воронеж

PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL CONDITIONS OF INSTRUCTION QUALITY ENHANCEMENT AT MILITARY SCHOOL

Leonteva Yulia, teacher of Air Force Academy, Voronezh

Leontev Aleksandr, chief of aviation simulator, Air Force Academy, Voronezh

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.