Научная статья на тему 'ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБУЧЕНИЯ В ВОЕННОМ ВУЗЕ'

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБУЧЕНИЯ В ВОЕННОМ ВУЗЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
39
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАЧЕСТВО ОБУЧЕНИЯ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС / САМОКОНТРОЛЬ / САМОРЕГУЛЯЦИЯ / ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Леонтьева Юлия Сергеевна, Леонтьев Александр Сергеевич

Данная статья посвящена изучению и описанию психологических и педагогических условий повышения качества обучения в военном вузе. Важным аспектом является учет психологических особенностей личности курсантов, а также личностно-ориентированный подход при организации учебного процесса преподавателем. Использование различных педагогических приемов, творческая составляющая позволяют сделать порой однообразный процесс обучения курсантов в военном вузе интересным, насыщенным, создать мотивацию для самореализации будущих военных профессионалов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Леонтьева Юлия Сергеевна, Леонтьев Александр Сергеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL CONDITIONS OF INSTRUCTION QUALITY ENHANCEMENT AT MILITARY SCHOOL

This article is devoted to the study and description of psychological and pedagogical conditions for learning enhancement at military school. An important aspect is the account of a psychological maker of cadets and student-centered approach in the organization of educational process. Using a variety of teaching methods and creative component let make the monotonous studying of cadets at military school interesting, intense, and to create motivation for self-realization of military professionals.

Текст научной работы на тему «ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБУЧЕНИЯ В ВОЕННОМ ВУЗЕ»

Рисунок 3. Скан динамического чертежа к эксперименту 3

Таблица 3

Свойство вписанного угла, опирающегося на диаметр

№ Величина вписанного ¿ВАС Величина вписанного^АВС Величина вписанного ¿АСВ

1

Гипотеза о градусной мере вписанного угла, опирающегося на диаметр:__

Проведениеподобных экспериментов в технологии учебного проблемного исследования способствуетдости-жению метапредметных результатов обучения:

• коммуникативных:

- умение работать в группе - устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации;

- умение формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её при выработке общего решения в совместной деятельности;

• познавательных:

- умение представлять, анализировать и обобщать информацию, полученную в ходе эксперимента, в виде таблиц;

- умение выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки;

- умение формулировать выводы о верности гипотезы;

• ИКТ-компетентности:

- умение проводить эксперименты в виртуальной лаборатории «Живая математика».

Таким образом, интеграция технологии учебного проблемного исследования и возможностей программы Живая Математика позволяет формировать универсальные учебные действия и достигать метапредметных результатов обучения.

Литература

1. Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя. М.: Просвещение. 2011. 159 с.

2. Живая Математика 5.0: Сборник методических материалов. - М.: ИНТ. 2013. 205 с.

3. Одаренный ребенок: особенности обучения / под.ред. Шумаковой Н.Б.// М.: Просвещение. 2006.

4. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа. Серия «Стандарты второго поколения» / [сост. Е. С. Савинов]. — М.: Просвещение. 2011.

5. Храповицкий И.С. Эвристический полигон для геометрии. Компьютерные инструменты в образовании. № 1, 2003. с. 15-26.

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБУЧЕНИЯ

В ВОЕННОМ ВУЗЕ

Леонтьева Юлия Сергеевна

Преподаватель, Военный учебно-научный центр военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия»

им. проф. Н.Е.Жуковского и Ю.А.Гагарина, г. Воронеж Леонтьев Александр Сергеевич

начальник тренажера, Военный учебно-научный центр военно-воздушных сил «(Военно-воздушная академия», им. проф. Н.Е.Жуковского и Ю.А.Гагарина, г. Воронеж

PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL CONDITIONS OF INSTRUCTION QUALITY ENHANCEMENT AT MILITARY SCHOOL

Leonteva Yulia, teacher of Air Force Academy, Voronezh

Leontev Aleksandr, chief of aviation simulator, Air Force Academy, Voronezh

АННОТАЦИЯ

Данная статья посвящена изучению и описанию психологических и педагогических условий повышения качества обучения в военном вузе. Важным аспектом является учет психологических особенностей личности курсантов, а также личностно-ориентированный подход при организации учебного процесса преподавателем. Использование различных педагогических приемов, творческая составляющая позволяют сделать порой однообразный процесс обучения курсантов в военном вузе интересным, насыщенным, создать мотивацию для самореализации будущих военных профессионалов.

ABSTRACT

This article is devoted to the study and description of psychological and pedagogical conditions for learning enhancement at military school. An important aspect is the account of a psychological maker of cadets and student-centered approach in the organization of educational process. Using a variety of teaching methods and creative component let make the monotonous studying of cadets at military school interesting, intense, and to create motivation for self-realization of military professionals.

Ключевые слова: качество обучения; образовательная среда; учебный процесс; самооценка; саморегуляция; самоконтроль; дифференциация образования.

Keywords: quality of instruction; education environment; teaching and learning activities; auto-evaluation; self-adjustment; self-control; learning differentiation.

Общественно-политические и экономические изменения устройства государства в последнее десятилетие привели к стадии глубоких преобразований, коснувшихся всех сфер и социальных институтов российского общества, в том числе и вооруженных сил Российской Федерации. Современный этап развития обучения в высших военных учебных заведениях России характеризуется ориентацией на качество профессиональной подготовки специалистов. Развивается практика, меняются условия, в которых приходится работать выпускникам вузов. Появляются новые требования к обучению и воспитанию, к уровню профессиональной и моральной подготовленности молодых военных. В этих условиях проблема подготовки квалифицированных кадров в вузах ВС РФ становится общегосударственной задачей.

Решение проблемы повышения качества обучения курсантов военного вуза лежит в понимании не только педагогических, но и психологических условий, создающихся для курсантов во время всего периода обучения.

Известно, что высокое качество обучения может быть достигнуто тогда, когда курсанты относятся к учёбе с интересом, стремятся расширить свои познания в той или иной области науки и техники. Но нужно понимать, что успешное обучение зависит не только от работоспособности, прилежания и желания обучаемого, но и от того, как организован сам учебный процесс. За организацию самого учебного процесса, за разнообразие форм и методов на занятии, несет ответственность преподаватель. А грамотная организация занятия несомненно способствует лучшему усвоению материала курсантами и, как следствие, повышению качества образования.

В ходе личных бесед с курсантами и по результатам тестирований и опросов нами были выявлены основные причины неудовлетворенности курсантов учебным процессом. К ним обучающиеся относят: недостаточное количество времени для изучения дисциплин как с преподавателем, так и самостоятельно; нерегулярная самоподготовка в связи с особенностями обучения в военном вузе (наряды, работы, полевые выходы) и т.д.; недостаточная школьная база, а также личная недисциплинированность, лень и неумение рационального распределения времени на изучение дисциплин. Также курсанты отмечают и большой объем учебного материала. Необходимость совмещения учебной деятельности со служебными обязанностями создает дефицит времени, в результате чего кур-

санты испытывают эмоциональную напряженность, вызывающую, как следствие, стрессовые состояния. В результате вышеперечисленных факторов у обучающихся повышается утомляемость, возникает агрессивность, раздражительность, что влияет как на здоровье отдельно взятого курсанта, так и на психофизический климат коллектива в целом. Так, в один из самых сложных периодов учебного процесса в военном вузе - зачетов и экзаменов - многие курсанты разочаровываются в выборе будущей профессии. Моральная и материальная стимуляция учебного процесса и разнообразие форм подачи учебного материала способствуют повышению качества обучения в военном вузе.

При организации учебного процесса необходимо учесть особенности психологии курсантов. Для них важно понимание чёткой перспективы своего становления как будущего военного специалиста и уверенность в том, что требования, предъявляемые к нему в процессе обучения в вузе, соответствуют качественному выполнению будущим офицером своих функциональных обязанностей. Получив образование и профессию, молодой человек стремится приносить пользу обществу, хочет признания, достойной оценки своей деятельности. Препятствиями на пути могут быть как социальные условия, не позволяющие молодому человеку достичь жизненных целей, так и его личностные качества. Причиной этого является то, что человек плохо знает себя, особенности интеллектуальных и психических функций, темперамента, характера, склада нервной системы и др. Он не владеет наукой самоанализа и самоуправления, умением ставить цели, составлять планы, анализировать результаты и т.д. Поэтому необходимо научить будущих офицеров контролировать и регулировать свою деятельность, предвосхищать возможный исход тех или иных действий, правильно оценивать ситуацию при принятии решений и при необходимости перестроить свою деятельность.

В процессе учёбы курсант познаёт себя, т. е. изучает собственные физические и психические особенности, а значит учится контролировать свои собственные возможности. Преподаватель же в силах помочь ему в этом, оптимизируя образовательный процесс и создавая гуманистически ориентированную среду обучения, направленную на поддержку личности, помощь ей. Так, применяя современные технологии обучения в организации учебного процесса повышается разнообразие подачи учеб-

ного материала и его наглядность, предоставляется постоянный доступ к литературе и методическим материалам, организовываются различные способы тестирования и контроля с выбором времени для этого самим обучаемым, делается более гибким взаимодействие «преподаватель-курсант».

Следует помнить и то, что курсант - человек, живущий по приказу, имеющий четкую организацию своей деятельности, зависящий от строгих требований и сложных условий организации жизни внутри военного вуза. Поэтому разнообразие деятельности, творческий подход преподавателя к организации учебного процесса - важный аспект повышения качества и создания положительной мотивации курсантов к обучению. Необходимо научить курсанта действовать, принимать решения, нести за них ответственность, применять полученные знания во всех сферах своей жизнедеятельности, т. е. сформировать личностно-смысловое отношение к изучению тех или иных дисциплин. Как сказал академик Александр Минц: «Напичканный знаниями, но не умеющий их использовать, ученик напоминает фаршированную рыбу, которая не может плавать». Конечно, в связи с особой организацией учебного процесса в военном вузе, налицо некоторые противоречия, которые преподавателю необходимо учитывать при организации деятельности курсантов на занятии. К ним относятся: противоречия между фронтальными формами обучениями и индивидуальным темпом учебно-познавательной деятельности курсанта; между необходимостью дифференциации образования и единообразием содержания и технологий обучения; настоятельной необходимостью развивать творческий потенциал личности и отсутствие условий для индивидуальной работы с каждым обучаемым; стремлением учащихся к самостоятельности и неумением организовывать и управлять своей учебно-познавательной деятельностью [1, с. 23].

Обеспечение качества образования путём повышения эффективности учебных занятий и профессионального мастерства преподавателя, использование в учебном процессе новых методик и технологий, позволяющих развить личность курсанта с учетом его психологических возможностей и особенностей позволяет вывести содержание и процесс образования на качественно новый уровень - уровень социальной и практической значимости изучаемого предмета, непосредственный интерес обучаемого к предмету в целом, соотнесенный с их индивидуальными интересами. Для реализации данного подхода необходимо исключить процедуры принуждения, но активно внедрять механизмы самооценки, саморегуляции

курсантов; сокращать репродуктивные действия в процессе обучения и организовывать на учебных занятиях собственную учебно-познавательную деятельность обучающихся; чаще использовать диалог и полилог во время занятия, обучать курсантов способам речевого взаимодействия; исключить объективный характер отношений в образовательной среде, обеспечить субъектные отношения всех участников учебного процесса; научить курсанта оценивать опыт других, анализу различных точек зрения на решение какой-либо профессиональной проблемы, что позволяет сформировать представление о будущей специальности, выработать объективные критерии для самоанализа и самооценки себя как профессионала.

Курсант должен обладать чувством собственного достоинства и значимости, так как удовлетворение этих потребностей, основанное на объективной оценке его достижений - путь к росту знаний обучаемого. Утвердить себя, добиться признания, найти своё место в обществе -важнейшая потребность личности, мощный стимул повышения активности и, следовательно, источник развития. В ходе самоутверждения происходит осознание ценности собственнойй личности, формируется положительный образ «я», рождается чувство собственного достоинства и чести, сто является неотъемлемым качеством будущего офицера. В зависимости от самосознания устанавливается уровень притязаний личности. Чем выше самооценка, тем выше притязания, масштабнее жизненная стратегия, следовательно, выше жизненные достижения человека [2, с. 97].

Таким образом, решаю нашу основную проблему -повышения качества обучения курсантов - приходим к важному заключению того, что недостаточно их просто вооружить военно-профессиональными знаниями. Необходимо развить самосознание будущего офицера, научить контролировать собственную деятельность, что обеспечит осознанность его включения в процесс профессионального становления. Следует учитывать и здоро-вьесберегающий компонент обучения. Следовательно, уменьшить психофизическую напряженность учащегося и, как следствие, повысить качество усвоения учебного материала при формировании профессиональных компетенций, что скажется и на эффективности учебного процесса в целом.

Список литературы

1. Божович Л.И. Изучение мотивации поведения детей и подростков / Л.И. Божович. - Москва: Изд-во «Педагогика», 1972. - 352 с.

2. Ильин, Е.П. Мотивация и мотивы / Е.П. Ильин. -СПб: Изд-во «Питер», 2000. - 512с.

НЕКОТОРЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО ПОВЫШЕНИЮ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ

Магомедов Абдулкарим Магомедович

доктор физ.-мат. наук, профессор, Дагестанский государственный университет, г. Махачкала

SOME SUGGESTIONS FOR IMPROVING THE QUALITY OF EDUCATION

Magomedov Abdulkarim Magomedovich, doctor of Phys.-math. Sciences, Professor, Dagestan state University, Makhachkala АННОТАЦИЯ

Целью статьи является формулировка предложений по повышению качества вузовского образования в условиях ограниченного числа учебных часов. Предлагается при оценке качества знаний отказаться от ряда стереотипов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.