Научная статья на тему 'РОЛЬ МОРСКОЙ АВИАЦИИ В ВООРУЖЕННОЙ БОРЬБЕ НА МОРЕ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ'

РОЛЬ МОРСКОЙ АВИАЦИИ В ВООРУЖЕННОЙ БОРЬБЕ НА МОРЕ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
570
100
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Военная мысль
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ВОЕННО-МОРСКОЙ ФЛОТ / РОДА СИЛ (ВОЙСК) / МОРСКАЯ АВИАЦИЯ / ВООРУЖЕННАЯ БОРЬБА НА МОРЕ / ИСТОРИЧЕСКИЙ ОПЫТ / ЗАДАЧИ МОРСКОЙ АВИАЦИИ / ВОЗМОЖНЫЙ ВКЛАД

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Кожин Игорь Сергеевич, Малый Андрей Николаевич

Раскрывается роль морской авиации (МА) России в вооруженной борьбе на море в период Великой Отечественной войны и военных конфликтов второй половины ХХ и начала ХХI века; анализируется вклад морской авиации в выполнение различных задач Военно-Морского Флота в современных и будущих военных конфликтах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF NAVAL AVIATION IN THE ARMED STRUGGLE AT SEA IN CONTEMPORARY CONDITIONS

The paper discloses the role of Russia’s naval aviation in the armed struggle at sea during the Great Patriotic War and military conflicts in the second half of the 20th and the early 21st centuries; it analyzes the contribution of naval aviation to the fulfillment of various tasks by the Navy in modern and would-be military conflicts.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ МОРСКОЙ АВИАЦИИ В ВООРУЖЕННОЙ БОРЬБЕ НА МОРЕ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ»

Роль морской авиации в вооруженной борьбе на море в современных условиях

Генерал-майор И.С. КОЖИН

Полковник А.Н. МАЛЫЙ, доктор военных наук

АННОТАЦИЯ

ABSTRACT

Раскрывается роль морской авиации (МА) России в вооруженной борьбе на море в период Великой Отечественной войны и военных конфликтов второй половины ХХ и начала ХХ! века; анализируется вклад морской авиации в выполнение различных задач Военно-Морского Флота в современных и будущих военных конфликтах.

The paper discloses the role of Russia's naval aviation in the armed struggle at sea during the Great Patriotic War and military conflicts in the second half of the 20th and the early 21st centuries; it analyzes the contribution of naval aviation to the fulfillment of various tasks by the Navy in modern and would-be military conflicts.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА

KEYWORDS

Военно-Морской Флот, рода сил (войск), морская авиация, вооруженная борьба на море, исторический опыт, задачи морской авиации, возможный вклад.

Navy, troop/force branches, naval aviation, armed struggle at sea, historical experience, tasks of naval aviation, potential contribution.

ИЗВЕСТНО, что в вооруженной борьбе на море основная роль отводится Военно-Морскому Флоту (ВМФ). В статье 12 «Основ государственной политики Российской Федерации в области военно-морской деятельности на период до 2030 года», утвержденных Указом Президента Российской Федерации от 20 июля 2017 года № 327 отмечается: «Военно-Морской Флот как вид Вооруженных Сил Российской Федерации предназначен для обеспечения защиты национальных интересов Российской Федерации и ее союзников в Мировом океане военными методами, поддержания военно-политической стабильности на глобальном и региональном уровнях, отражения агрессии против Российской Федерации с океанских и морских направлений»1.

В нашей стране ВМФ, как и во многих зарубежных государствах Военно-морские силы (ВМС), включает несколько родов сил (войск). В настоящее

время родами сил (войск) ВМФ являются подводные силы, надводные силы, морская авиация, береговые войска и войска противовоздушной обороны.

В современных военных конфликтах могут применяться воинские формирования отдельных родов сил (войск), но в большинстве случаев, разнородные и межвидовые группировки. В любом случае для успешного ведения вооруженной борьбы на море важна эффективность каждого рода сил (войск). При этом важно правильно определить место и роль каждого из родов сил (войск) в решении различных задач, в том числе роль морской авиации, как одного из основных родов сил ВМФ.

В настоящее время в отечественном военном искусстве принято, что место рода сил (войск) определяется тем, на каком направлении (главном, других) он действует и в выполнении каких задач принимает участие. Роль рода сил (войск) определяется его вкладом в выполняемые задачи. В целом, достоверно о роли того или иного рода сил (войск) можно судить лишь по результатам уже прошедших военных конфликтов. Определяя роль рода сил (войск) на возможные предстоящие военные конфликты, можно судить лишь о планируемом либо прогнозируемом вкладе в выполнение тех или иных задач.

Анализ опыта применения морской авиации в части определения ее роли в вооруженной борьбе на море, который мог бы быть актуален для современных условий, может охватывать опыт Второй мировой войны и локальных военных конфликтов послевоенного периода.

В настоящее время рода сил (войск) Военно-Морского Флота России: подводные силы, надводные силы, морская авиация, береговые войска, войска противовоздушной обороны.

Актуальность опыта Второй мировой и Великой Отечественной войны (ВОВ), с одной стороны, менее очевидна ввиду достаточно большого промежутка времени, прошедшего после их окончания: за это время в вооруженной борьбе на море многое изменилось, как в части вооружения и военной техники, так и в теории и практике применения сил (войск). С другой стороны, именно этот опыт уникален с точки зрения участия МА в крупномасштабных военных действиях, в которых можно достоверно оценить ее роль на тот период времени. Такой анализ может способствовать более обоснованному выявлению закономерностей и тенденций в области применения МА в вооруженной борьбе на море.

Анализу опыта применения морской авиации в ВОВ посвящены многие издания2'3'4. Наиболее полно он отражен в фундаментальной 4-томной монографии «Боевая деятельность авиации ВМФ в Великой Отечественной войне Советского Союза 1941 — 1945 гг.» (1963 год), включающей подробный анализ действий авиации всех четырех флотов по каждой оперативной задаче. Во многом показательными можно считать данные, приведенные в таблицах 1 и 2.

О вкладе морской авиации в решение задач ВМФ в годы Великой Отечественной войны наглядно можно судить по данным, приведенным в таблице 2, где отражены показатели, позволяющие судить об эффективности действий различных родов сил (войск) ВМФ по выполнению одной из основных задач на море — поражение корабельных сил противника. На долю МА приходится около 70 % потопленных кораблей и судов и более 50 % транспортов противника. В целом, практически во всех изданиях, включающих анализ опыта применения морской авиации в Великой Отечественной войне, отмечается, что она стала главной ударной силой флотов.

Таблица 2

Потери кораблей и судов Германии и ее союзников от воздействия ВМФ СССР6

Таблица 1

Распределение летного ресурса морской авиации ВМФ по оперативным задачам в ходе Великой Отечественной войны5

Выполняемые задачи Количество самолетовылетов (с/в) Доля с/в на задачу от общего числа с/в, %

Противовоздушная оборона 110 071 31,3

Действия на сухопутном фронте 82 145 23,3

Ведение воздушной разведки 50 057 14,2

Прикрытие кораблей в море 36 965 10,5

Действия по кораблям в море 21 032 5,9

Действия по военно-морским базам 13 528 3,9

Действия по аэродромам 6 761 1,9

Другие задачи 31 952 9,0

Итого 352 514

Род сил (оружие) ВМФ Число потопленных кораблей,судов Число потопленных транспортов

Авиация 407 371

Подводные лодки 33 157

Надводные корабли 53 24

Мины 103 110

Береговая артиллерия 18 14

Итого боевых потерь 614 676

Другие причины 94 115

Всего потерь 708 791

Высокий вклад морских авиаторов в Великую Победу был высоко оценен. За годы Великой Отечественной войны 57 государственных наград удостоены полки и дивизии морской авиации, пятеро морских летчиков стали дважды Героями Советского Союза — это Б.Ф. Сафонов, А.Е. Мазуренко, В.И. Раков, Н.Г. Степанян, Н.В. Челноков, 260 морских летчиков стали Героями Советского Союза.

Не только в ходе ВОВ, но и в целом во Второй мировой войне в воору-

женной борьбе на море авиация показала высокую эффективность. Потери нашего Военно-Морского Флота от авиации противника составили 64 % от общих потерь. На Атлантическом театре военных действий около половины уничтоженных подводных лодок Германии приходится на долю авиации США и Англии. В вооруженной борьбе на Тихом океане наиболее значимыми стали авианосные сражения между Японией и США. Американский Тихоокеанский флот был

разгромлен в Перл-Харборе японской авиацией. Всего за время Второй мировой войны на долю авиации приходится более 50 % из потопленных крупных боевых кораблей.

Известно, что после Второй мировой войны роль авиации в вооруженной борьбе как на суше, так и на море неизменно возрастала, что подтверждается опытом практически всех военных конфликтов: в Корее (1950— 1953), Вьетнаме (1964—1973), Ливии (1986), Фолклендские острова (1982) английский эсминец «Шеффилд» был потоплен аргентинским самолетом авиационной ракетой «Экзосет».

На рубеже веков наиболее эффективными стали воздушно-морские операции, в которых МА и авиация Военно-воздушных сил (ВВС) стали основой оперативно-тактического построения массированных ракетно-авиационных ударов (МРАУ). Это подтверждается опытом операций США против Ирака («Буря в пустыне» 1991 г., «Лиса в пустыне» 1998 г., «Шок и трепет» 2003 г.), Югославии («Решительная сила» 1999 г.) и Афганистана («Несокрушимая свобода» 2002 г.).

Опыт военных конфликтов последних десятилетий отражает различные значения показателей вклада авиации в выполнении задач. Однако в целом можно оценивать его на уровне от 30—40 % до 60—70 %. Наиболее высоким он отмечался в выполнение разведывательно-ударных задач.

В настоящее время роль авиации продолжает возрастать. Это в полной мере относится и к нашим Вооруженным Силам. В ходе специальной операции Вооруженных Сил Российской Федерации в Сирийской Арабской Республике основной объем боевых задач выполняет авиация. Важно отметить, что в данной операции наряду с авиацией Воздушно-космических сил активное участие приняли и силы МА. Так, в период с ноября 2016 года по январь 2017 года в соста-

ве корабельной авианосной группы Северного Флота летчики корабельных истребительных авиационных полков выполняли боевые задачи с палубы тяжелого авианесущего крейсера «Адмирал Кузнецов»7,8. За этот период было выполнено 450 боевых вылетов, поражено 1398 объектов противника, в числе которых командные пункты, склады боеприпасов, боевая техника, скопления живой силы противника и другие объекты незаконных вооруженных формирований9.

Показательным явилось подтверждение опыта Великой Отечественной войны в части высокой способности МА действовать наряду с традиционными для себя морскими целями, и по наземным объектам противника. В целом же наряду с данной задачей корабельные самолеты и вертолеты морской авиации применялись для выполнения различных задач: противовоздушной обороны, воздушной разведки, воздушных перевозок, поисково-спасательного обеспечения и других задач.

Оценивая вклад МА в выполнение боевых задач, важно отметить, что за рассматриваемый период с ноября 2016 по январь 2017 года корабельная авиация поразила 33 % от общего количества целей, пораженных группировкой войск (сил) Российской Федерации в Сирийской Арабской Республике. Такие показатели в целом подтверждают возможный вклад МА в выполнение боевых задач, оцениваемый по опыту прошедших войн и других военных конфликтов.

При определении роли МА помимо приведенного выше анализа исторического опыта учитываются различные факторы: общемировая тенденция повышения роли авиационных и космических систем в вооруженной борьбе; приоритет в воздействии на противника одновременно в различных природных средах; применение, как правило, разнородных и межви-

довых группировок войск (сил); кардинальное сокращение временных параметров, крайняя скоротечность всех процессов в вооруженной борьбе; многократное увеличение темпов появления новых технических решений, которые могут реализовывать-ся в различных системах вооружений (гиперзвуковое оружие, оружие на новых физических принципах, мощное развитие элементной базы и компьютерных технологий, роботизация многих систем и др.), массовое развитие беспилотных летательных аппаратов. Конечно, перечисленные и другие тенденции будут оказывать многофакторное влияние на роль МА в вооруженной борьбе на море. Но в целом, несомненно, они свидетельствуют о ее повышении. Действительно, в настоящее время повышение роли авиации в вооруженной борьбе стало общепризнанной тенденцией во всем мире, в том числе и в нашей стране. Разнородные и межвидовые группировки войск (сил) практически во всех случаях будут включать авиационную составляющую, что в полной мере относится и к выполнению задач на море.

Скоротечность современной вооруженной борьбы дополнительно повышает роль МА, как наиболее мобильного рода сил ВМФ. Высокие скоростные характеристики авиационных комплексов, в десятки и сотни раз превышающие скоростные характеристики, например, подводных лодок и надводных кораблей, обусловливают важные, зачастую решающие преимущества в современной войне. Например, на морском (океанском) театре авиационные группы способны занять районы боевого предназначения на удалениях порядка 1 тыс. км даже на дозвуковой скорости 700— 900 км/ч за время до 1,5—2 часов, против практически суток, необходимых для перехода корабельной группе на скорости 25—30 узлов. Высокая мо-

бильность и маневренность авиации позволяет упреждать противника в обнаружении и поражении, в сжатые сроки наращивать усилия на нужном направлении, перегруппировывать силы, выводить их из-под ударов противника, выполнять боевые задачи с высоким боевым напряжением, выполняя несколько боевых вылетов в сутки. Данные свойства особенно важны для действий по подвижным объектам, в частности таким как корабельные группы противника.

Если на качественном уровне о роли МА можно судить по вышеизложенным и другим тенденциям, то количественно данная роль, как правило, оценивается на основе моделирования возможных вариантов военных действий на море. При этом могут применяться различные способы моделирования: натурные (учения), полунатурное, графоаналитическое, имитационное, математическое и др. В настоящее время практически все способы моделирования предусматривают широкое использование компьютерных технологий.

В проводимых на современном этапе исследованиях, в частности в ходе полунатурного моделирования на оперативно-тактическом тренажерном комплексе, компьютерного имитационного моделирования различных вариантов военных конфликтов на морских и океанских театрах, в числе прочего определяются и вероятные показатели вклада морской авиации в выполнение различных задач.

Анализируя вклад МА, следует отдельно остановиться на задачах, в выполнении которых она участвует. Известно, что в руководящих документах Вооруженных Сил определены задачи видов и родов сил (войск), в том числе по периодам: для мирного времени, периода непосредственной угрозы агрессии и военного времени.

Для конкретных воинских формирований они детализируются

и конкретизируются с учетом различных факторов, таких как вероятный противник, состав своих сил, фаза военного конфликта, форма применения сил (войск) и т. д. Так, в целом типовые оперативные задачи определяются и уточняются при принятии решения на каждую конкретную операцию (боевые действия).

Кроме того, задачи принято разделять на главные и другие (обеспечивающие). Главные задачи, как правило, связаны с непосредственным поражением противника, их выполнением достигаются цели операций (боевых действий). Другие (обеспечивающие) задачи выполняются в интересах создания благоприятных условия для выполнения главных задач.

В целом перечень возможных задач, в решении которых может участвовать МА, будет очень обширен и различаться для различных условий обстановки и вариантов военного конфликта. Ввиду этого достаточно сложно обобщенно судить о вкладе МА

КАЗОВЫЕ ~ СОСТАВДЯЮЩИЕ ОБЪЕКТИВНОЙ РЕАЛЬНОСТИ

ЭЛЕМЕНТЫ ОПЕРАТИВНОЙ ОБСТАНОВКИ

РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ В

в решении широкого круга возможных задач. Для такого обобщенного суждения предлагается структурировать возможные задачи по нескольким блокам. При этом для выбора основы обобщения предлагается в развитие подходов, предложенных в статье «О структуре теории применения морской авиации ВМФ в вооруженной борьбе на море и ее месте в системе военно-научных знаний»10, основываться на системном представлении вооруженной борьбы на море как части объективной реальности, которая может рассматриваться в качестве системы в ее проявлении в базовых составляющих — пространство, время и функционирующие в них материальные системы, что в совокупности и составляет всю объективную реальность (рис. 1).

Применительно к вооруженной борьбе эти элементы проявляются как противник и свои силы, противоборствующие в определенном районе боевых действий и в определенное время.

ВООРУЖЕННОЙ КОРЕ ЕЕ НА МОРЕ

II * I

|1 Задачи ВМФ (МЛ):

^ * . ии,!!/>',• (поражение

\ надподных. Подл одн:1V

У воздушных, 1НП1'.ЧПЫ.Х

/ объектив);

I 1 другие

!/ (обсакчшаюцие)

1. Природные среды объектов:

• надводная; ' подводная;

• воздушная; • нтемная (берег)

2. Удаление ипъектпв:

• ближняя морская юна,

• дальняя морская юна,

• океанская юна

f Объекты deiitiuriuil ВМФ OIA): ^ - надводные (КГ, нк,...); : - iwót одпые <п.!. núcc); j ■ воздушные (С'А, ТА, Л ■ ни ty.mtue (ЦУО, ч'р, )

i

Рис. 1. Системное представление взаимосвязи базовых составляющих объективной реальности, элементов обстановки в вооруженной борьбе на море и задач ВМФ (МА) по типам объектов противника

В наибольшем обобщении совокупность этих элементов — это полная система вооруженной борьбы.

Не случайно, именно данные элементы не что иное, как элементы, по которым оценивается обстановка в ходе принятия решения на операцию (боевые действия) — противник, свои силы, район боевых действий и время. Именно такая оценка позволяет выполнить требование системного подход о полноте исследования системы и не упустить никакие важные аспекты обстановки.

Особое место в данном подходе занимает категория «пространство». В предлагаемой схеме оно проявляется в двух аспектах: первый — в природной среде функционирования своих сил и противника, второй — в удалении районов действий.

В целом признак природной среды функционирования своих сил и противника можно считать базовым и определяющим. Известно, что как в нашей, так и в других странах в основном именно по данному признаку разделяются виды вооруженных сил: суша — сухопутные войска, воздух (воздух и космос) — военно-воздушные силы (воздушно-космические силы), море — военно-морской флот (силы). Данный признак один из базовых и для родов сил (войск), в частности для таких родов сил (войск) Военно-Морского Флота, как надводные силы, подводные силы, морская авиация и береговые войска. В современных исследованиях в области военно-морской теории основным классификационным признаком для рода сил ВМФ определяется именно природная среда функционирования, из которой применяются средства поражения11.

Учитывая объективный и во многом определяющий характер категорий «пространство» и «природная среда» главные задачи в вооруженной борьбе на море могут обобщенно рассматриваться по типам объектов

противника, классифицированным по природным средам — надводные, подводные, воздушные и наземные (береговые) объекты. Следует отметить, что данный подход применим и непосредственно для МА в части ее разделения на рода, а именно противолодочную, морскую истребительную, морскую штурмовую, предназначение которых определяется главным образом типами объектов поражения.

Количественные показатели возможного вклада МА в решение различных задач, оцениваемые по результатам различных вариантов моделирования, приведены на рисунке 2. Как видно в верхней части рисунка, вклад МА в решение задач поражения корабельных групп, подводных лодок, наземных (береговых) объектов противника может в среднем составлять от 20—25 % до 35—40 %. В выполнение задачи борьбы с воздушными объектами противника вклад МА может достигать 50—60 % и более.

Помимо главных задач, связанных с непосредственным поражением противника, МА участвует в решении широкого круга обеспечивающих задач. В них также важно использовать сильные стороны оперативно-тактических свойств морской авиации. В частности, в решении задач такого важнейшего вида боевого обеспечения, как разведка, существенный вклад вносит воздушная разведка, высокие возможности которой по дальности обнаружения противника и производительности поиска обеспечиваются за счет высоты и скорости полета самолетов-разведчиков. МА может внести основной вклад в решение таких частных задач разведки, как обнаружение и выявление объектов противника, выдача данных целеуказания ударным силам и контроль результатов ударов. В целом возможный вклад МА в решении разведывательных задач может оцениваться на уровне 30—35 %.

25 35%

Обеспечение БУ ПЛ и других сил ф инна

Поиск и поражение ПЛ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Действия по подводным, надцодным LI НП'Ц'ЧНЫм объектам в ЬМ j

35—45 %

25 30%

25- ■30%

н ДМЗ (ОкЗ)

Поражение ко/тбелышхгрцт и других морских объектов

Главные задачи

Пориженио iiDdiiiin- ikuHirM ¡тесных и другим оирегшшх оЛъешшт

40-5«%

Поражение t НН при прикрытии сил Фмтн « море

Пирижчние самолето* БПА Поражение И А противника

30—35%

Разведка

15—20%

Перевалки и десантирование

Специальные (ПСО. ретранс/яиия сигнале» БУ и др.)

Jl'ÜClBHH ио ВОЗДУШНЫМ

объектам ц КМ3 (ДМ Я

Другие (обеспечивающим) задачи

от 10—20 ло 7(1 —Й1> %

Рис. 2. Оценочные показатели возможного вклада морской авиации в решение задач Военно-Морского Флота, обобщенных по типам объектов противника

Другой обеспечивающей задачей, в решении которой МА играет важную роль, являются перевозки войск, грузов и вооружения. Воздушные перевозки могут составлять до 15—20 % и более от общего объема перевозок.

Кроме перечисленного МА способна решать целый комплекс специальных задач, таких как задачи поиска и спасания на море, ретрансляции сигналов боевого управления, радиационная разведка и другие специальные задачи. Ввиду многообразия и разнотипности специальных задач показатели вклада МА в их выполнение будут иметь широкий диапазон — от 10—20 % до 70—80 %.

Таким образом, в современных условиях в вооруженной борьбе на море МА будет действовать на главном и других направлениях, внося вклад в среднем от 20—30 % до 40—60 % в решение главных и обеспечивающих задач.

Следует полагать, что в дальнейшем роль МА в решении задач в вооруженной борьбе на море будет

сохраняться, а по некоторым направлениям возрастать. Это будет связано с ростом ее боевых возможностей и развитием оперативно-тактических свойств. В частности, принятие на вооружение авиационных комплексов (АК) 5-го поколения, имеющих крейсерскую сверхзвуковую скорость полета, малую заметность, новые авиационные средства поражения дополнительно усилит мобильность, эффективную дальность действия и ударные возможности МА.

Развитие авиационного ракетного вооружения, в том числе гиперзвуковых ракет, увеличение дальности их пуска позволят эффективно преодолевать противодействие современных многоканальных систем зенит-но-ракетного прикрытия, поражать корабельные группы и другие объекты противника без входа в их активную зону ПВО.

Развитие технологий обнаружения подводных объектов обеспечит более эффективный поиск подводных лодок противника, а в комплек-

се с развитием элементной базы будет способствовать комплексированию задач обследования наводной и подводной среды.

Развитие многоцелевых АК, использование в них открытой архитектуры и модульного построения позволит оптимизировать их по решаемым задачам, сократить типо-ряд воздушных судов, эффективно действовать по различным типам объектов противника. В том числе, придание всем АК способности вести воздушные бои.

Следует ожидать неуклонного возрастания роли беспилотных летательных аппаратов. Высокая мобильность, роботизация авиатехники позволят увеличивать боевое напряжение в применении сил МА. Эти и другие вышеперечисленные факторы будут способствовать повышению ее роли особенно в ближней морской зоне, где эффективность решения задач может повышаться за счет увеличения числа боевых воздействий на противника.

Дальнейшее развитие тактики совместных действий разнотипных

АК в составе боевых воздушных патрулей, включающих самолеты-до-заправщики топливом в воздухе, АК РЛДН, а также в зависимости от целевого назначения специализированные противолодочные либо ударные самолеты, повысит такие важные показатели, как продолжительность и непрерывность боевого воздействия на противника.

Отдельным направлением будет развитие авианосной авиации, что позволит усиливать передовое присутствие в важных районах Мирового океана, выполняя, при необходимости, весь комплекс ударных и обеспечивающих задач, свойственных корабельной авиации.

Учет и реализация имеемого боевого опыта применения морской авиации, результатов современного моделирования военных действий, внедрение перспективных направлений ее развития позволят и в дальнейшем укреплять ее роль в решении задач в вооруженной борьбе на море, как одного из основных родов сил Военно-Морского Флота.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 «Основы государственной политики Российской Федерации в области военно-морской деятельности на период до 2030 года». Утверждены Указом Президента Российской Федерации от 20 июля 2017 года № 327.

2 Николаев А.М. и др. Боевая деятельность авиации ВМФ в Великой Отечественной войне Советского Союза 1941—1945 гг.: монография. Ч. 1—4. М.: Воениздат, Минобороны СССР, 1963.

3 Лаврентьев Н.Л. и др. Авиация Российского Флота / Лаврентьев Н.М., Гуляев С.А., Дейнека В.Г., Минаков В.И., Шва-рев Г.М., Храмов Ю.В. и др. СПб., 1996.

4 Катаев Э.С. Боевые действия морской авиации в Великой Отечественной войне: монография. СПб.: ВМА, 2006.

5 Николаев А.М. и др. Боевая деятельность авиации ВМФ...

6 Катаев Э.С. Боевые действия морской авиации в Великой Отечественной войне.

7 Яковлев А. Сирийская вахта «Петра Великого» // Морской сборник. 2017. № 6.

8 Сирийский поход и опыт применения авианосца ВМФ России. URL: http:// topwar.ru, электронный ресурс (дата обращения: 19.08.2020).

9 Малый А.Н. О структуре теории применения морской авиации ВМФ в вооруженной борьбе на море и ее месте в системе военно-научных знаний // Военная Мысль. 2008. № 7. С. 12—19.

10 Там же.

11 Основы Военно-Морской науки: Военно-теоретический труд. СПб.: ВМА, 2006.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.