Научная статья на тему 'Роль и задачи военно-морского флота советского государства в мирное время'

Роль и задачи военно-морского флота советского государства в мирное время Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1590
221
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МИР / ЗАДАЧА / МОРСКАЯ ГРУППИРОВКА / PEACE / MISSIONS / TASK GROUP / SOVIET NAVY / RUSSIA

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Луценко Владимир Трофимович, Прохоров Виктор Иванович, Савинкин Роман Васильевич

Рассмотрены принципы обеспечения интересов Советского Союза с помощью сил Военно-морского флота в различных районах планеты. В течение последних 20 лет Российская Федерация многое из наработанного потеряла в международных контактах на Ближнем Востоке, в Юго-Восточной Азии, в Северной Африке и других регионах.The article considers the Soviet navy as a tool guaranteeing the implementation of USSR interests in different parts of the world.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Роль и задачи военно-морского флота советского государства в мирное время»

УДК 327.51

В. Т. Луценко, В. И. Прохоров, Р. В. Савинкин

роль и задачи воЕнно-морского флота советского государства в мирное время

Рассмотрены принципы обеспечения интересов Советского Союза с помощью сил Военно-морского флота в различных районах планеты. В течение последних 20 лет Российская Федерация многое из наработанного потеряла в международных контактах на Ближнем Востоке, в Юго-Восточной Азии, в Северной Африке и других регионах.

Ключевые слова: мир, задача, морская группировка, Военно-морской флот СССР

Soviet navy and its role and missions in peacetime. VLADIMIR T. LUTSENKO, VICTOR I. PROKHOROV, ROMAN V. SAVINKIN (Far Eastern Federal University, Vladivostok).

The article considers the Soviet navy as a tool guaranteeing the implementation of USSR interests in different parts of the world.

Key words: peace, missions, task group, Soviet navy, Russia.

Военно-морской флот (ВМФ) Советского Союза после Второй мировой войны владел искусством защиты национально-государственных интересов страны специфическими методами, присущими мирному времени, обеспечивая и поддерживая благоприятный оперативный режим в стратегически важных регионах мира, и обладал реальной мощью и способностью выполнить любую из поставленных задач.

С древних времен военно-морские силы (ВМС) являлись одним из важных средств вооруженной борьбы и эффективным средством политики, в начале XX в. они участвовали в достижении целей внешней политики. Эта задача сохранялась перед отечественным флотом в послевоенный период вплоть до 90-х годов прошлого века [3].

Во второй половине XX в. в ВМФ был накоплен значительный опыт организации крупных оперативных группировок однородных и разнородных сил для выполнения задач в отдаленных районах Мирового океана без непосредственного участия в локальных войнах и вооруженных конфликтах. При этом советское правительство, оперативно реагируя на изменения военно-политической обстановки в мире, формировало и направляло в тревожные регионы крупные отряды кораблей для решения отдельных задач, к которым относились:

1) демонстрация силы в противовес американским или натовским военно-морским группиров-

кам. Присутствие кораблей под флагом ВМФ СССР должно было свидетельствовать не только о наличии интересов СССР в регионе, но и о способности оказать эффективную помощь одной из противоборствующих сторон в локальной войне или вооруженном конфликте;

2) поддержание в зонах возможных или происходящих вооруженных столкновений стабильности, отвечающей интересам безопасности СССР;

3) постоянное наблюдение за кораблями вероятного противника, морской активностью противоборствующих сторон в локальной войне или вооруженном конфликте;

4) защита районов собственных рыбных промыслов и охрана коммуникаций торгового судоходства.

Аналогичные задачи стоят и перед ВМФ России [8]. Главным для СССР было стремление использовать локальные войны и вооруженные конфликты на Ближнем Востоке, в Индонезии, Центральной Америке, Центральной и Южной Африке, Южной Азии и в районе Персидского залива, в орбиту которых были втянуты США и их союзники, для усиления своего политического, идеологического и военного влияния в этих регионах мира. В принципе это был прообраз нынешней политики США, объявляющей перечисленные регионы и ряд новых «зонами жизненных интересов США».

Высокая мобильность сил флота с длительным временным нахождением в районах вероятных или

ЛУЦЕНКО Владимир Трофимович, доктор технических наук, профессор кафедры кораблестроения и океанотехники, ПРОХОРОВ Виктор Иванович, кандидат политических наук, начальник учебного военного центра, e-mail: uvc@tech.dvfu.ru, САВИНКИН Роман Васильевич, доцент учебного военного центра, Инженерная школа, e-mail: savromvas@mail.ru (Дальневосточный федеральный университет, Владивосток),

© Луценко В.Т, Прохоров В.И., Савинкин Р.В., 2012

реальных боевых действий без нарушения суверенитета других государств и осложнения международных отношений являлась важнейшим фактором, влияющим на ведение и предотвращение локальных войн и вооруженных конфликтов. Следует учитывать, что советские корабли были готовы к применению оружия в течение всего периода действия в оперативно важных районах. Силу воздействия ВМФ на военно-политическую обстановку в регионе советское руководство учитывало, когда было необходимо оказать помощь или содействие одной из стран - участниц локальной войны или вооруженного конфликта. Это, как правило, были страны с правительствами, выступавшими против политики Запада и заявлявшими о приверженности идеям социалистической ориентации.

Боевые корабли, осуществлявшие военно-морское присутствие, находились за пределами национальных границ прибрежных государств, т.е. в правовом отношении соблюдали право свободы открытого моря. Ответственность за деятельность кораблей в открытом море, в том числе за возможные акты агрессии, несло государство флага.

Стратегия целесообразности присутствия советского ВМФ в Мировом океане формировалась десятилетиями [3]:

В начале 1950-х годов изучали обстановку, оперативное построение, формы и способы действий группировок ВМС США и их союзников на Атлантическом и Тихоокеанском театрах.

Начиная с 1958 г. подводные лодки Северного (СФ) и Тихоокеанского (ТОФ) флотов совершали походы на полную автономность с выходом за пределы операционных зон флотов для освоения районов боевой деятельности ВМС вероятного противника, что позволило накопить и обобщить знания для развития теории и практики применения отечественного ВМФ. Таким образом формировался замысел оперативного применения сил флота в общей военной доктрине при быстрорастущем потенциале соединений и объединений флота.

В 1958 г. приобрели первый опыт создания военно-морской группировки, когда с Балтики в Средиземное море поэтапно перевели бригаду подводных лодок. В одной из бухт (албанский залив Влера) оборудовали пункт временного базирования со всей необходимой береговой инфраструктурой.

В 1962 г. в главный порт Индонезии Сурабая прибыла бригада подводных лодок Тихоокеанского флота и прилетели несколько самолетов дальней авиации. В этом же году провели операцию «Анадырь», позволившую создать на Кубе группировку сухопутных войск (42 тыс. чел.) и перебросить морем полки ракет средней дальности (РСД) Р-12 и Р-14 с ядерными боеголовками. ВМФ должен был

создать оперативную группировку разнородных сил из эскадры надводных кораблей (по 2 крейсера и по 2 ракетных и артиллерийских эсминца) из состава Черноморского флота (ЧФ), эскадры подводных лодок (дивизия ракетных и бригада торпедных лодок) из состава СФ, полка морской пехоты и берегового ракетного полка. Прикрытие транспортного флота в Карибском море осуществляла бригада из четырех подводных лодок (ПЛ) СФ, выполнивших прорыв в Атлантический океан и встретивших сильнейшее противодействие со стороны США, поэтому вынужденных вернуться на базу.

Создание временных оперативных группировок кораблей в отдаленных районах и ряд других проблем потребовали решения задач по обеспечению военной безопасности морских коммуникаций. Качественные изменения в характере боевой и повседневной деятельности ВМФ в середине 1960-х годов и новые формы поддержания сил в высшей степени боевой готовности в мирное время (боевая служба, военно-политическое и военно-стратегическое содержание, заключавшееся в том, что мероприятия и действия флота проводили по единому замыслу и плану, предотвращали внезапное нападение и ослабляли до минимума возможность ракетноядерного удара ВМС США и НАТО по СССР) позволили решить актуальные задачи. Существенно упрощали их решение своевременное обнаружение атомных ПЛ с баллистическими ракетами и авиационных ударных соединений противника, уничтожение первых до старта ракет и вторых до массового подъема палубной авиации в воздух и развертывание сил ВМФ СССР в оперативно важных районах Мирового океана. Это оказывало влияние на социально-политическую обстановку в прибрежных государствах и делало возможным оказание при необходимости поддержки странам с политикой и идеологией, вписывавшимися во внешнеполитические установки советского руководства.

Заблаговременное развертывание части бое-готовых сил ВМФ в определенных районах Мирового океана для немедленного их применения в случае неконтролируемого развития военно-политических кризисов становилось насущной объективной необходимостью. Военно-морское присутствие СССР и США, стран НАТО и Варшавского договора становилось составной частью стратегического равновесия в глобальном и региональном масштабах, нарушить которое в одностороннем порядке никто не решался.

Первыми к несению боевой службы приступали самолеты разведывательной авиации, затем - одиночные надводные корабли, атомные и дизельные подводные лодки. Существенной мощности боевой суммарный потенциал достиг с формированием

оперативных эскадр разнородных сил ВМФ в наиболее взрывоопасных районах Мирового океана, в том числе первого соединения 5-й Средиземноморской оперативной эскадры, создание которой было связано с событиями арабо-израильской войны 1967 г. Это необходимо было сделать для противодействия ВМС США в Средиземном море, сбора информации об израильских войсках и оказания помощи Египту на море. В составе эскадры было сосредоточено до 40 кораблей, в том числе 10 ПЛ СФ и ЧФ.

Наличие таких сил в регионе позволило СССР 10 июня 1967 г., разорвав дипломатические отношения с Израилем, по прямой линии связи с Вашингтоном поставить мир в известность о том, что в случае непрекращения военных действий СССР примет меры военного характера. В тот же день был прекращен огонь, и таким образом, не предотвратив военное поражение арабских стран, СССР помог их руководству уйти от политического краха.

В 1973 г. нависла угроза захвата Израилем египетского города Порт-Саид. Образование сил морского десанта с кораблей 5-й Средиземноморской оперативной эскадры и ЧФ позволило предотвратить подобное развитие событий.

В августе 1967 г. на боевую службу в Индийский океан вышла 8-я эскадра кораблей специального назначения. К январю 1968 г. были сформированы 7-я оперативная эскадра на Северном и 10-я на Тихоокеанском флотах.

С уходом американских войск из Вьетнама в 1974 г. для обеспечения военно-морского присутствия СССР в южных морях Тихого океана сформировали 17-ю оперативную эскадру с базированием в порту Камрань, в которую вошли дивизия ПЛ, бригада надводных кораблей, дивизион судов обеспечения, смешанный авиационный полк и ряд других подразделений. Она просуществовала до начала 90-х годов.

Повышение удельного веса политических задач, решаемых силами боевой службы, в начале 60-х годов потребовало включения в состав корабельных групп десантных кораблей с частями морской пехоты и боевой техники на борту, направлявшихся практически во все регионы и страны возникновения кризисных ситуаций (Гвинея, Вьетнам, Йемен, Эфиопия, Сирия, Египет и т.д.).

Для начала на Средиземном театре военных действий (ТВД) и в Индийском океане отработали высадку морских десантов на побережье дружественных стран (август-сентябрь 1989 г., совместные учения ЧФ, ВМС Сирии и Египта с десантированием в районе порта Латакия и отработкой ведения боевых действий сил морской пехоты в условиях пустыни).

В 1971 г. при конфликте между Индией и Пакистаном 8-я оперативная эскадра ВМФ СССР, состоявшая из подводных лодок и надводных кораблей, была направлена в Аравийское море для демонстрации присутствия и наблюдения за развитием событий в его акватории и Персидском заливе и согласования действий с правительством Южного Йемена с аэродрома Аден. Отдельные авиаотряды самолетов ИЛ-18 из состава ВВС Балтийского флота (БФ), СФ и ТОФ обеспечивали противолодочное прикрытие. Это привело к сдерживанию разрастания конфликта в конце 1971 - начале 1972 г.

В сентябре-октябре 1972 г. западнее порта Бербера проводились совместные учения сил ТОФ и вооруженных сил Сомали с высадкой пехоты на берег, оборудованный противодесантной обороной, совершением 80-километрового марша в условиях пустыни и последующей обратной посадкой на десантные корабли. Группировка кораблей ВМФ СССР в Индийском океане, Красном и Средиземном морях с десантными кораблями и морской пехотой ТОФ и ЧФ обеспечивала ввод советских войск в Афганистан. В ответ на активизацию американских морских пехотинцев в Индийском океане в состав 8-й оперативной эскадры ввели несколько десантных кораблей. Совместно с йеменскими ВМС провели учение по высадке морского и воздушного десантов на о-в Сокотра. Стремительность, организованность и четкое взаимодействие десантов двух стран значительно охладили пыл и снизили морскую активность американцев в регионе.

С начала 70-х годов ВМФ выполнял задачи, связанные с последствиями локальных войн. Осуществляли их специально создаваемые соединения. В 1972-1974 гг. по просьбе правительства Бангладеш силами экспедиции ТОФ ввели в строй главный порт Читтагонг, разминировав фарватер и убрав затонувшие суда в гавани. Силами 8-й эскадры и ЧФ разминировали Красное море, Суэцкий канал и Суэцкий залив и спасали советских военных летчиков, воевавших на стороне Египта. Происходило это, когда Египет и Израиль находились в состоянии войны. Боевое траление осуществляли в районах, не контролируемых ВМС Египта. Советским тральным силам необходимо было организовывать охрану, противовоздушную, противоракетную и противодивер-сионную оборону.

Боевое траление являлось практическим мероприятием, решало задачи военно-политического характера и утверждало военно-морской флаг на морях и океанах. Присутствие кораблей советского флота в кризисных районах демонстрировало оружие и технические средства в действии, отечественную систему подготовки личного состава

и его высокое профессиональное мастерство. Выполнение реальных задач и длительное пребывание в районе развивали и укрепляли связи с местным населением.

Этим же целям служили заходы кораблей с морской пехотой на борту в порты иностранных государств (Республика Гвинея, Сирия, Ангола, Куба, Йемен, Сомали, Ирак, Эфиопия, Сейшельские острова, Кампучия, Мозамбик, Вьетнам, о-в Сокотра, Маврикий и др.).

Группировки ВМФ решали и частные конкретные задачи:

- обеспечение доставки оружия, военной техники, продовольствия и других грузов участникам локальных войн и вооруженных конфликтов из дружественных Советскому Союзу стран;

- подготовка кадров для ВМС этих стран в военно-морских училищах, академиях и центрах подготовки на территории СССР и странах пребывания;

- передача военно-политическому руководству стран-союзников разведывательной информации или ведение разведки в их интересах; защита (сопровождение) своих и иностранных торговых судов и транспортов с грузами на переходе морем и на якорных стоянках в зарубежных портах: в 1975 г. при боевых действиях в Анголе с Кубы морем перебрасывали кубинские войска, в конце 80-х - начале 90-х годов подобную деятельность осуществляли корабли 85-й оперативной бригады в акватории Индийского океана, Красного моря и Персидского залива, в ходе и после окончания ирано-иракского конфликта без потерь и повреждений провели 178 конвоев через зону боевых действий в Персидском заливе (374 торговых судна, иногда с применением оружия) [3].

Формирование оперативных эскадр и выход ВМФ СССР в океанские акватории потребовали решения вопросов тылового обеспечения флота на правительственном уровне: создание системы маневренного тыла, которая с 1964 г. до конца 70-х годов постоянно наращивалась: с 1971 г. постоянное базирование отряда кораблей в Конакри, с 1972 г. систематические заходы кораблей и судов боевой службы в порты Сомали, в 1977 г. подписано соглашение о военно-морском содружестве с Бенином, в 1978 г. - с Республикой Сан-Томе и Принсипи; организация пунктов материально-технического обеспечения (ПМТО) в портах Луанда (Ангола), Бербера (Сомали), на островах Дахлак (Эфиопия) и Сокотра (НДРЙ); использование временных ПМТО в Марса-Патрух и Порт-Саиде (Египет), Тартусе и Латакии (Сирия), Камрани (Вьетнам), Сплите (Югославия), Александрии (Египет), Триполи и Тобруке (Ливия), Бизерте и Сфаксе (Тунис). Нестабильность политических

режимов и их частая переориентация во внешней политике, в том числе на США, приводили к потере арендованных стоянок и большей части созданной СССР береговой инфраструктуры (так, в 1977 г. Сомали денонсировало договор и потребовало от двухтысячной советской колонии в три дня покинуть страну - флот эвакуировал советских и кубинских граждан). Эпизоды с ускоренной эвакуацией были не единичными, поэтому государство пошло по пути наращивания потенциала плавучего тыла, который включал танкеры, корабли комплексного снабжения, транспорты-ракетовозы, плавмастерские, плавбазы и др. (в начале 60-х годов ВМФ имел 7 судов обеспечения суммарным тоннажем 48 тыс. т, в конце 70-х годов - 38 судов тоннажем 332 тыс. т), и подвижных (дрейфовых) пунктов базирования с использованием плавучих баз и других судов снабжения, позволявших существенно увеличивать автономность сил флота [3].

Распад Советского Союза резко сократил масштабы военно-морской деятельности ВМФ в отдаленных районах Мирового океана и понизил престиж России. Это произошло в условиях решения новых задач, вставших перед страной в 90-е годы. Особенно сложно пришлось Черноморскому флоту, привлекавшемуся к решению задач в зоне грузиноабхазского конфликта.

Военно-морской флот СССР после Второй мировой войны овладел искусством защиты национально-государственных интересов страны специфическими методами, характерными для мирного времени, обеспечивал благоприятный оперативный режим в стратегически важных регионах мира, обладал реальной мощью и способностью выполнить любые поставленные задачи и предупредил переход вооруженных конфликтов в ряде районов в крупномасштабные войны [3, 7].

Потенциальные угрозы национальным интересам России в Мировом океане обусловлены качественным и количественным наращиванием мощи ВМС другими странами [1, 5, 9] в регионах, прилегающих к нашему побережью, территориальными притязаниями (на островах Курильской гряды, Сахалине и в Арктике [8]), неурегулированием вопросов о разграничении экономических морских зон и континентального шельфа, ущемлением экономических интересов государства и посягательством на природные ресурсы, нарушением территориальных вод и пиратством в них и контрабандой морским путем [2, 8]. Они могут стать предпосылкой возникновения вооруженных инцидентов и конфликтов (как в 1969 г. с Китаем на о-ве Даманском), локальных и региональных войн (как в 2010 г. в Южной Осетии с Грузией и ранее

в Абхазии с Грузией) практически на всем протяжении морских и сухопутных границ Российской Федерации.

В работах [3, 7] содержится информация о спорных территориальных вопросах России и соседних государств, которые самостоятельно или в группировке имеют значительные военно-морские силы, в том числе входящие в состав НАТО [9]. Среди них страны бывшего Советского Союза и Варшавского договора (Латвия, Литва, Эстония, Польша и Румыния) и страны с исламским фундаментализмом. Следует отметить, что агрессивность заявлений по отношению к территории России нарастает, уже госсекретари США вопрошали, «справедливо ли России одной владеть Сибирью». Об этом сообщало радио «Россия». Подобные притязания предъявляются на шельф и острова Арктики, в частности Норвегией.

Перечисленное означает, что в XXI в. задачи ВМФ по обеспечению национальной безопасности РФ не упрощаются по сравнению со второй половиной предыдущего столетия, и сводятся они к следующему [4, 6]:

- наблюдение и сбор разведывательной информации в океанских и морских районах для оценки уровня угрозы и планирования ответных действий;

- противодействие разведкам ВМС иностранных государств;

- защита судоходства и экономических интересов страны (производственная и промысловая деятельность на море);

- защита судоходства от терроризма на море, граждан и собственности России за рубежом;

- выполнение и поддержание представительских и внешнеполитических функций России;

- помощь населению при катастрофах и стихийных бедствиях;

- миротворческие функции по разведению войск враждующих сторон на прибрежных участках и оказание гуманитарной помощи с моря под эгидой ООН или на основании региональных международных соглашений;

- эвакуация мирных жителей и российского имущества с морского побережья при стихийных происшествиях и вооруженных конфликтах;

- борьба с диверсионными силами, проникшими на территорию страны и дружественных государств, их разоружение и уничтожение;

- демонстрация флага России и военное присутствие в кризисном районе, подтверждение готовности России к укреплению стабильности в таких районах и удерживанию конфликтующих сторон от применения военной силы;

- оказание военной помощи в соответствии с двусторонними договорами;

- борьба с бандформированиями, проникшими на территорию страны и дружественных государств и действующими в прилегающих к морю районах, их разоружение или ликвидация.

Перечисленные задачи могут успешно решать силы ВМФ, учитывая наличие в нем воздушных сил и морской пехоты, но значительно затрудняются из-за бездарных реформирований флота и вооруженных сил в целом, проведенных в стране за последние 20 лет. Потеряны места базирования кораблей и аэродромы на Балтике, значительно ограничены действия и состав Черноморского и Балтийского флотов, недостаточно финансируется судоремонт, что приводит к преждевременному выводу кораблей из строя и разрушению судоремонтных предприятий. Это только часть причин ослабления флота и вооруженных сил страны в целом.

В настоящее время не используются пункты материально-технического обеспечения (МТО) Сиен-Фуэгос (Куба), Свиноустье (Польша) и Росток (Германия), базы ударных сил флота в Египте, Ливии, Йемене, Эфиопии и Сомали; за пределами национальных границ РФ ВМФ располагает пока только двумя пунктами МТО (Тартус, Сирия, и частично Камрань, Вьетнам), испытательным пунктом на оз. Иссык-Куль (Киргизия) и тремя зарубежными узлами связи (Вилейки, Белоруссия, Бишкек, Киргизия, и Гавана, Куба) главного штаба ВМФ с кораблями в океане на боевой службе.

Реальные возможности воссоздания морской силы страны, практического строительства современного морского флота, военно-политической компоненты государства заложены в Морской доктрине Российской Федерации на период до 2020 г., утвержденной 27 июня 2001 г. президентом РФ В.В. Путиным. Она содержит основные направления морской политики РФ, задачи разработки и принятия единой государственной программы военного кораблестроения и судостроения и положения о развитии морских сил в рамках системы национальной безопасности РФ. Воссоздание мощи флота России является важнейшей задачей страны с учетом последних событий в мире (войны в Ираке и Ливии, события в ряде стран Северной Африки, попытки дестабилизации обстановки в Сирии и др.) и развития военно-морских сил и военного кораблестроения ведущих капиталистических стран [5, 9].

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Агафонов Г Потенциал флотов стран Азиатско-Тихоокеанского региона // Морской сб. 2003. № 2. С. 72-77.

2. Агафонов Г. Состояние разграничения морских пространств между Россией и США в Чукотском и Баренцевом морях // Морской сб. 2002. № 12. С. 26-34.

3. Васюков В. Военно-морской флот и обеспечение национальной безопасности страны в мирное время // Морской сб. 2003. № 1. С. 22-31.

4. Луценко В.Т., Прохоров В.И., Восковщук Н.И. Морская доктрина и флот Российской Федерации (по материалам публикаций) // Исследования по вопросам повышения эффективности судостроения и судоремонта: сборник. Владивосток: ДВГТУ, 2010. Вып. 48. С. 70-91.

5. Моисеенков О. Бюджет и возможные варианты строительства ВМС США в 2001-2020 гг. // Морской сб. 2001. № 4. С. 62-66.

6. Морская доктрина Российской Федерации на период до 2020 г.: утв. 27 июня 2001 г. Президентом Российской Федерации В.В. Путиным // Судостроение. 2001. № 6. С. 9-12; 2002. № 1. С. 9-11.

7. Саенко П. Военно-морской флот России как фактор мирного разрешения политических конфликтов на Тихом океане // Морской сб. 2004. № 4. С. 29-36.

8. Смоловский А. Факторы нестабильности и рисков в операционной зоне Тихоокеанского командования ВС США // Морской сб. 2005. № 2. С. 70-77.

9. Судостроение. 1973. № 1. С. 16-23; 1974. № 1. С.12-18; 1975. № 1. С. 18-25; 1976. № 1. С. 17-24; 1977. № 1. С. 18-23; 1978. № 1. С. 17-23; 1979. № 1. С. 17-23; 1980. № 1. С. 17-21; 1981. № 1. С. 7-13; 1982. № 3. С. 9-19; 1983. № 5. С. 9-18; 1984. № 4. С. 10-20; 1985. № 6. С. 7-19; 1986. № 8. С. 7-19; 1987. № 8. С. 6-14; 1988. № 9. С. 10-20; 1989. № 9. С. 8-17; 1990. № 10. С. 6-16.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.