Научная статья на тему 'РОЛЬ МОНИТОРИНГА В ОБЕСПЕЧЕНИИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РЕГИОНА'

РОЛЬ МОНИТОРИНГА В ОБЕСПЕЧЕНИИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РЕГИОНА Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
103
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / МОНИТОРИНГ / ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / КОМПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД / ИНДИКАТОРЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Исаков А. С.

В статье рассмотрены особенности осуществления мониторинга экономической безопасности региона. Мониторинг является неотъемлемым элементом в системе обеспечения экономической безопасности, поскольку необходим для выявления угроз экономической безопасности и оперативного реагирования на них. В региональном разрезе мониторинг должен осуществляться с учетом особенностей развития отдельного региона. В настоящее время, характеризующееся обострением геополитической обстановки, когда наша страна сталкивается с новыми вызовами, важность мониторинга экономической безопасности усиливается.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Исаков А. С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF MONITORING IN ENSURING THE ECONOMIC SECURITY OF THE REGION

The article discusses the features of monitoring the economic security of the region. Monitoring is an integral element in the system of ensuring economic security, since it is necessary to identify threats to economic security and promptly respond to them. In the regional context, monitoring should be carried out taking into account the peculiarities of the development of a particular region. Currently, characterized by the aggravation of the geopolitical situation, when our country is facing new challenges, the importance of monitoring economic security is increasing.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ МОНИТОРИНГА В ОБЕСПЕЧЕНИИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РЕГИОНА»

Научная статья УДК 338

doi: 10.47576/2411-9520_2023_3_105

РОЛЬ МОНИТОРИНГА В ОБЕСПЕЧЕНИИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РЕГИОНА

Исаков Ахмед Садрудинович

Дагестанский государственный университет, Махачкала, Россия

Аннотация. В статье рассмотрены особенности осуществления мониторинга экономической безопасности региона. Мониторинг является неотъемлемым элементом в системе обеспечения экономической безопасности, поскольку необходим для выявления угроз экономической безопасности и оперативного реагирования на них. В региональном разрезе мониторинг должен осуществляться с учетом особенностей развития отдельного региона. В настоящее время, характеризующееся обострением геополитической обстановки, когда наша страна сталкивается с новыми вызовами, важность мониторинга экономической безопасности усиливается.

Ключевые слова: экономическая безопасность; мониторинг; экономическое развитие; комплексный подход; индикаторы экономической безопасности.

Для цитирования: Исаков А. С. Роль мониторинга в обеспечении экономической безопасности региона // Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы. -2023. - № 3. - С. 105-109. https://doi.org/10.47576/2411-9520_2023_3_105.

Original article

THE ROLE OF MONITORING IN ENSURING THE ECONOMIC SECURITY OF THE REGION

Isakov Ahmed S.

Dagestan State University, Makhachkala, Russia

Abstract. The article discusses the features of monitoring the economic security of the region. Monitoring is an integral element in the system of ensuring economic security, since it is necessary to identify threats to economic security and promptly respond to them. In the regional context, monitoring should be carried out taking into account the peculiarities of the development of a particular region. Currently, characterized by the aggravation of the geopolitical situation, when our country is facing new challenges, the importance of monitoring economic security is increasing.

Keywords: economic security; monitoring; economic development; integrated approach; indicators of economic security.

For citation: Isakov A. S. The role of monitoring in ensuring the economic security of the region. Innovative economy: information, analysis, prognoses, 2022, no. 3, pp. 105-109. https:// doi.org/10.47576/2411-9520_2023_3_105.

Мониторинг является неотъемлемым элементом обеспечения экономической безопасности региона. На сегодняшний день опубликовано большое число работ, посвященных анализу экономической безопасности, как в целом, так и отдельных ее элементов. В то же время следует отметить отсутствие единого методологического подхода к реализации мониторинга. Особенно хотелось бы отметить недостаточное количество научных исследований, направленных на определение ключевых инструментов мониторинга экономической безопасности на региональном уровне.

Основная нагрузка по обеспечению мониторинга экономической безопасности ложится на государственные органы. Безусловно, мониторинг предполагает реализацию комплексного подхода, учитывающего все существующие реалии и угрозы, с которыми сталкивается страна. От этого во многом будет зависеть результат мониторинга, а именно защита от угроз экономической безопасности региона, в случае возникновения таких угроз - их нейтрализация и минимизация негативных последствий от влияния угроз на экономику.

Процессы в экономике постоянно подвергаются влиянию различных факторов, как внутренних, так и внешних. Все они оказывают влияние не только на экономику государств, но и на жизнь населения, среду функционирования предприятий. Период 2020-2023 гг. связан не только с пандемией новой коронавирусной инфекции, но и обостряющимся геополитическим напряжением, усилением санкционного давления на Россию.

Предприятия и население еще не успели полностью восстановиться после периода самоизоляции, как санкционное давление нарушило ряд логистических цепочек, а для некоторых предприятий и вовсе стало фатальным. Как видно, экономика страны чаще всего подвергается влиянию внешних факторов. Это во многом объясняется тесными международными связями, которые выстроились за последние 30 лет.

Одной из основных задач государства является обеспечение экономической безопасности, защита национальной экономики от влияния внешних и внутренних факторов. В то же время, учитывая протяженность тер-

ритории нашей страны, данная проблема должна решаться, в том числе, в региональном разрезе.

«Под экономической безопасностью локальной экономической территории (региона) следует понимать защищенность ее экономического, информационного, научно-технологического, производственного, кадрового потенциала от возможных внешних и внутренних угроз, включающих, нарастание вызовов и угроз формирующихся в крайне агрессивной глобальной (внешней) среде и представляющих собой периодически пополняющийся комплекс экономических и политических санкций» [5].

В вопросах обеспечения экономической безопасности как отдельного региона, так и страны в целом важным элементом является вопрос организации мониторинга экономической безопасности. Процесс мониторинга предполагает непрерывное наблюдение за индикаторами экономической безопасности. Здесь важно подчеркнуть, что, учитывая связь экономической сферы с другими (социальная, экономическая, демографическая, продовольственная и т. д.), необходимо в перечень индикаторов экономической безопасности включать индикаторы и из смежных областей. Основной целью мониторинга является своевременное выявление угроз экономической безопасности. В результате должен быть разработан комплекс мероприятий по защите от возникающих угроз, минимизации негативных последствий от них. В данном случае в приоритете должны быть мероприятия, обладающие мультипликативным эффектом, то есть когда мероприятия, принятые в одной из сфер жизни общества, например в социальной, положительно сказываются и на других сферах [5].

Мониторинг формирует исходные данные для принятия решений и разработки мероприятий в сфере обеспечения экономической безопасности. Весь процесс мониторинга экономической безопасности целесообразно разделить на ряд этапов. На первом этапе необходимо определить основные элементы экономической безопасности региона. Они могут включать в себя: нормативно-правовое регулирование; экономические интересы региона; вызовы, опасности и угрозы; перечень индикаторов экономической безопасно-

сти и их пороговые значения; организационная структура системы.

На втором этапе необходимо определить цель, задачи и принципы мониторинга. Необходимо определить достаточно четкий алгоритм мониторинга, базирующийся на эффективном контроле, планировании и

прогнозировании, а также использующий современные инновационные экономико-математические методы и 1Т-технологии. Пример алгоритма мониторинга экономической безопасности региона представлен на рис. 1 [6, с. 155].

постановка задачи

поиск информации

преобразование полученной у.:-: ф ор м р.: :у. у. ?. у. :-:,т г л Г: т гръ:

определение уровня безопасности

г

визуализация данных

фушщионадьн ое преобразование информации

анализ и агрегирование индикаторов б обобщённые индексы

Рисунок 1 - Алгоритм мониторинга экономической безопасности региона

В основе мониторинга экономической безопасности должен быть перечень индикаторов, которые позволяют оперативно оценить состояние экономической безопасности региона. «Развитие и совершенствование математического обеспечения процессов социально-экономического анализа, циф-ровизация процессов управления региона дают возможность формировать необходимые и научно-обоснованные управленческие решения, базирующиеся объективных данных о состоянии основных параметров, характеризующих экономическую безопасность региона» [5].

Базой для мониторинга должен быть «оптимальный уровень экономической безопасности», который должен поддерживаться в регионе на постоянной основе. Данный уровень должен определяться для каждого региона индивидуально с учетом особенностей его развития, географического положения, а также менталитета и особенностей жизни населения. Для оценки уровня экономической безопасности необходимо определить перечень индикаторов и их пороговых значений [4].

Если фактическое значение индикаторов будет соответствовать пороговым, то это будет говорить об отсутствии угроз экономической безопасности в регионе. Любое отклонение или выход за пределы фактических значений индикаторов от пороговых будет в

этом случае свидетельствовать о наличии угроз: существующих или которые могут возникнуть в ближайшем будущем. Принятие оперативных мер позволит нейтрализовать угрозы, либо минимизировать потери от их влияния. Нестабильность системы экономической безопасности может привести к усилению социальной напряженности, возникновению конфликтов. Кроме того, следует отметить, что возникающие угрозы оказывают негативное воздействие не только на социально-экономическую, но и на другие сферы жизни общества, препятствуют экономическому развитию.

Важнейшие национальные интересы, которые нашли отражение в Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 г., актуальны и для регионов [1]. Вот некоторые из них:

- функционирование экономики в режиме расширенного производства;

- государственный контроль за стратегическими ресурсами;

- реализация политики импортозамеще-ния, предполагающей сокращение зависимости от ввозимых товаров;

- устойчивость финансовой системы, развитие финансового рынка;

- снижение и эффективное управление внутренним и внешним долгом;

- стимулирование инвестиционной активности;

- сохранение единого экономического пространства;

- обеспечение необходимого государственного регулирования экономических процессов [1].

Таким образом, перечень индикаторов оценки и мониторинга экономической безопасности региона должен включать в себя индикаторы, характеризующие объем валового регионального продукта, его динамики, объема на душу населения региона, сопоставление с валовым региональным продуктом аналогичных регионов и локальных экономических территорий. Немаловажными будут индикаторы, отражающие социальную сферу и сферу финансов [3].

Еще одним важным аспектом реализации мониторинга экономической безопасности региона является его информационное обеспечение. В Российской Федерации к источникам данных, используемым для мониторинга экономической безопасности, можно отнести статистические и информационно-аналитические материалы различных государственных органов, данные коммерческих и некоммерческих аналитических и информационных структур, материалы российских и зарубежных СМИ. Кроме того, для мониторинга экономической безопасности используются данные различных международных организаций [7].

Следует отметить, что для целей мониторинга важно, чтобы перечень применяемых индикаторов был доступен и понятен широкому кругу лиц. Кроме того, в процессе

мониторинга недопустимо использование непроверенных источников информации и приукрашивание результатов, необоснованное изменение пороговых значений индикаторов. Изменение ранее принятых пороговых значений допустимо только в случае изменений в Стратегии развития страны или региона, а также при изменении пороговых значений на международном уровне [2].

Таким образом, мониторинг экономической безопасности предполагает непрерывное наблюдение за динамикой индикаторов экономической безопасности региона. Контроль за организацией мониторинга должен быть возложен на государственные органы. Основной целью мониторинга экономической безопасности региона является выявление угроз и своевременная разработка и применение мер по их нейтрализации.

Информационной основой мониторинга являются официальные отчеты министерств и ведомств, статистические сборники, данные СМИ, международные стандарты. Сам процесс мониторинга и перечень индикаторов должны быть понятны для широкого круга лиц, а также легко поддаваться корректировке в случае необходимости (например, если необходимо провести подробный анализ одной из сфер жизни общества). Перечень индикаторов для мониторинга должен разрабатываться индивидуально для каждого отдельного региона с учетом особенностей его экономического развития, географического положения и ряда других факторов.

Список источников

1. Указ Президента Российской Федерации от 13 мая 2017 № 208 «О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года». Доступ из справочной правовой системы «Консул ьтантПлюс».

2. Латов Ю. В. Угрозы экономической безопасности регионов и проведение мониторинга // Региональная экономика : учебник / под ред. В. И. Гришина, Г Ю. Гагариной. М. : КНОРУС, 2018. 458 с.

3. Митяков Е. С. Ключевые элементы методологии и инструментария мониторинга экономической безопасности регионов России // Фундаментальные исследования. 2018. № 8. С. 84-88.

4. Руйга И. Р., Ямщиков А. С., Тетерин Ю. А., Чайка А. А. Мониторинг угроз внешнеэкономической безопасности регионов сырьевой направленности: формирование системы критериев и показателей оценки, практическая реализация // Российское предпринимательство. 2018. Т. 19. № 12. С.3689-3704.

5. Соколовский А. А., Грибов П. Г Экономика региона: мониторинг как инструмент обеспечения безопасности // Вестник евразийской науки. 2022. Т. 14. № 1.

6. Сушкова И. А., Кульков Д. В. Мониторинг как основной инструмент определения уровня экономической безопасности региона // Актуальные проблемы и перспективы развития государственной статистики в современных условиях : сборник материалов V Международной научно-практической конференции. В 2 т. Т. 2. 2019. С. 155-158.

7. Трошин Д. В. Адаптация методологии мониторинга экономической безопасности России к реализации национальных проектов и государственных программ // Вопросы управления. 2020. № 5 (66). С. 16-27.

References

1. Decree of the President of the Russian Federation No. 208 dated May 13, 2017 «On the Strategy of Economic Security of the Russian Federation for the period up to 2030». Access from the legal reference system «ConsultantPlus».

2. Latov Yu. V. Threats to the economic security of regions and monitoring. Regional economics : textbook / edited by V. I. Grishin, G. Yu. Gagarina. M. : KNORUS, 2018. 458 p.

3. Mityakov E. S. Key elements of methodology and tools for monitoring the economic security of Russian regions. Fundamental research. 2018. No. 8. Pp. 84-88.

4. Ruiga I. R., Yamshchikov A. S., Teterin Yu. A., Chaika A. A. Monitoring of threats to the foreign economic security of raw-material regions: formation of a system of criteria and evaluation indicators, practical implementation. Russian entrepreneurship. 2018. Vol. 19. No. 12. Pp.3689-3704.

5. Sokolovsky A. A., Gribov P. G. Regional economy: monitoring as a security tool. Bulletin of Eurasian Science. 2022. Vol. 14. No. 1.

6. Sushkova I. A., Kulkov D. V. Monitoring as the main tool for determining the level of economic security of the region. Actual problems and prospects of development of state statistics in modern conditions : collection of materials of the V International Scientific and practical Conference. In 2 vols. Vol. 2. 2019. pp. 155-158.

7. Troshin D. V. Adaptation of the methodology for monitoring Russia's economic security to the implementation of national projects and state programs. Management issues. 2020. No. 5 (66). Pp. 16-27.

Сведения об авторе

ИСАКОВ АХМЕД САДРУДИНОВИЧ - соискатель кафедры экономической безопасности, анализа и аудита, Дагестанский государственный университет, Махачкала, Россия

Information about the author

ISAKOV AHMED S. - Candidate of the Department of Economic Security, Analysis and Audit, Dagestan State University, Makhachkala, Russia

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.