Научная статья на тему 'Роль молодежи в глобализирующимся мире'

Роль молодежи в глобализирующимся мире Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
1162
205
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
PolitBook
ВАК
Ключевые слова
ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / ПЛАНЕТАРНАЯ ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / АНТИГЛОБАЛИЗМ / ТРАНСФОРМАЦИЯ / ГЕОЦИВИЛИЗАЦИЯ / МОЛОДЕЖЬ / ИНТЕРНЕТ / ИНФОРМАЦИОННОЕ ПРОСТРАНСТВО / ПРОЦЕСС / GLOBALIZATION / PLANETARY GLOBALIZATION / ANTIGLOBALIZATION / TRANSFORMATION / GEOCIVILIZATION / YOUNG PEOPLE / INTERNET / INFORMATIONAL SPACE / PROCESS

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Яшкова Татьяна Алексеевна

В статье представлен краткий анализ зарождения и становления глобализации в мировом сообществе. В работе исследуются основные понятия данного процесса, его критерии, а также раскрывается понятие «планетарной глобализации». Автор рассматривает естественную гуманитарную культурную глобализацию. Раскрывается важность как интеграционных, так и дезинтеграционных процессов в мировом сообществе. Главной движущей силой любого мирового процесса выступает молодежь. Не случайно Л. Фейхтвангер в своем знаменитом произведении начала XX века «Москва 1937 год» уделяет большое внимание развитию молодежи и роли государства в данном социальном процессе. В современных условиях возникает неподдельный научный интерес к проблеме современной молодежной политики. Молодежь всегда будет выступать в роли флагмана любого современного общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

YOUTH ROLE IN GLOBALIZED THE WORLD

The author discusses about a brief analysis of the origin and formation of the globalization in the world society in this article. The author explores the basic concept this process, its criteria, also she reveals concept of «planetary globalization». The author analyses the natural humanitarian cultural globalization. She reveals about the importance of both integration and disintegration processes in the global society. The youth is the main driving force of any world process. L. Feuchtwanger pays not accidentally great attention to the development of youth and its role of government in this social process in his the most famous work XX century «Moscow 1937 year». Today people have some interests to discuss the problem of modern youth policy in modern condition. Young people will always act as flagship of any modern society.

Текст научной работы на тему «Роль молодежи в глобализирующимся мире»

ТЕМА НОМЕРА

Т.А. Яшкова

РОЛЬ МОЛОДЕЖИ В

ГЛОБАЛИЗИРУЮЩИМСЯ

МИРЕ

Аннотация

В статье представлен краткий анализ зарождения и становления глобализации в мировом сообществе. В работе исследуются основные понятия данного процесса, его критерии, а также раскрывается понятие «планетарной глобализации». Автор рассматривает естественную гуманитарную культурную глобализацию. Раскрывается важность как интеграционных, так и дезинтеграционных процессов в мировом сообществе. Главной движущей силой любого мирового процесса выступает молодежь. Не случайно Л. Фейхтвангер в своем знаменитом произведении начала XX века «Москва 1937 год» уделяет большое внимание развитию молодежи и роли государства в данном социальном процессе. В современных условиях возникает неподдельный научный интерес к проблеме современной молодежной политики. Молодежь всегда будет выступать в роли флагмана любого современного общества.

Ключевые слова:

глобализация, планетарная глобализация, антиглобализм, трансформация, геоцивилизация, молодежь, интернет, информационное пространство, процесс.

T. Yashkova

YOUTH ROLE IN GLOBALIZED THE WORLD

Abstract

The author discusses about a brief analysis of the origin and formation of the globalization in the world society in this article. The author explores the basic concept this process, its criteria, also she reveals concept of «planetary globalization». The author analyses the natural humanitarian cultural globalization. She reveals about the importance of both integration and disintegration processes in the global society. The youth is the main driving force of any world process. L. Feuchtwanger pays not accidentally great attention to the development of youth and its role of government in this social process in his the most famous work XX century «Moscow 1937 year». Today people have some interests to discuss the problem of modern youth policy in modern condition. Young people will always act as flagship of any modern society.

Key words:

globalization, planetary globalization, an-tiglobalization, transformation, geociviliza-tion, young people, the internet, informational space, process.

Единого мнения среди ученых о том, когда начался процесс глобализации, не существует. Одни исследователи полагают, что процесс глобализации начался в XX веке, другие относят его к эпохе Великих географических открытий, третьи - еще к более раннему времени, четвертые связывают этот процесс исключительно с новейшими достижениями научно-технической революции. Рассмотрим комплексное опре-

деление этого сложного явления, данное В. Михайловым: «Глобализация - это:

- становление общемирового финансово-экономического пространства рынка общепланетарного масштаба;

- постиндустриальная стадия развития стран и появление общемирового информационного пространства на базе новейших компьютерных и медиа-технологий;

- гомогенизация и универсализация мира;

- попытки повсеместного распространения единой системы ценностей неолиберального толка;

- политически востребованная концепция становления однополяр-ного мира и формирования нового мирового порядка» [4, с. 217-218].

Согласно исследователю Б. Бади, глобализация - это постоянно идущий исторический процесс, подразумевающий гомогенизацию и универсализацию мира, а также разрушение национальных границ [3, с. 156].

В.Л. Иноземцев выдвигает и обосновывает следующее понимание: «То, что называют «глобализацией», пишет он, - это консолидация развитых стран в их противостоянии остальному миру» [1, с. 14]. Столь же важным, по мнению автора, является и выделение В.Л. Иноземцевым того факта, что «первый мир» в ходе глобализации не только раскрывается перед остальным миром, но и в известной мере закрывается от него.

Трансформация современного мира ознаменовалась появлением серьезного фактора в современной политике, каковым является глобализация, охватывающая сегодня различные стороны жизни мирового сообщества. Многие считают ее генеральной линией развития, новой эрой в истории человечества. К примеру, в отчете Всемирного банка за 19992000 гг. глобализация названа «доминирующим мировым процессом».

Однако, по мнению автора, точнее сказать, что в общепланетарном масштабе происходит двуединый процесс, включающий противоположные тенденции. С одной стороны, имеются центростремительные (интеграционные) процессы, объединяющие людей и народы планеты, с другой - центробежные (дезинтеграционные).

Другими словами, человеческий мир и объединяется, и разъединяется одновременно. К примеру, торговля и средства коммуникации все более сближают страны и народы. Но, в то же время, углубляются линии цивилизационно-культурных разломов, укрепляется внутренняя геоци-

вилизационная интеграция (внутри стран и народов геоцивилизаций -западной, исламской, конфуцианско-буддистской, латиноамериканской и др.), усиливается соперничество цивилизаций между собой в отстаивании и распространении своих ценностей - культурных, экономических, правовых, технологических [1, с. 6-30]. В данном случае логичнее говорить о внутрицивилизационной глобализации.

И все же, планетарная глобализация не просто имеет место, но является, пожалуй, ключевым процессом начала XXI столетия. Об этом свидетельствует то внимание, которое оказывается данному явлению. Создаются теории и концепции, издается масса научной литературы, проводятся национальные и международные конференции, свои оценки дают лидеры государств, тема глобализации обсуждается в мировых и региональных политических и экономических институтах. Наконец, образовалось и активно действует антиглобалистское движение, манифестации которого собирают одновременно сотни тысяч участников и имеют мировой масштаб.

Как считает автор, следует различать естественную, гуманитарную или культурную глобализацию с тем, что сегодня часто считают глобализацией - процесс, управляемый политическими, финансовыми и экономическими субъектами - сильными мира сего - с целью реализации, как правило, своих меркантильных интересов.

Современная глобализация, о которой, собственно говоря, и идет речь, больше напоминает вестернизацию мира и почти неприкрытое получение развитыми странами и транснациональными компаниями (ТНК) многократных выгод от участия в глобализационных процессах, гораздо больших, чем остальные участники.

Как известно любой процесс - последовательная смена состояний, развитие действий, а как известно у каждого процесса имеется мощная сила - это молодежь. В условиях глобализации молодые люди выступают носителями новых ценностей, моделей поведения и культурных образцов, интериоризирующихся последующими поколениями. Это позволяет рассматривать молодежь как потенциал развития общества.

«Что представляет собой современная молодежь? - ставит вопрос немецкий исследователь Ф. Тенбрук. Результат неожиданных комбинаций различных общественных процессов или выражение культурной стагнации?» И отвечает: «Феномен современной молодежи является следствием

сознательной социальной политики, преднамеренных общественных действий, а не спонтанного общественного развития» [7, с. 29-44].

Отсюда, кстати, и неподдельный научный интерес к этой проблеме. Поскольку практически каждое новое поколение молодежи вписывает новые, в значительной степени оригинальные страницы в летопись отношений молодежи и старших поколений, молодежи и государства, а также обнаруживает своеобразие процесса собственной социализации, исследователи вновь и вновь вынуждены переосмысливать данную проблематику.

Основными приоритетами современной молодежи является:

- приобщение к литературе и искусству;

- высшее образование;

- способность к нравственному выбору;

- профессионализм;

- восприимчивость к природе, человеку и ко всему живому;

- профессиональный кругозор.

Данный список говорит о том, что интегративный для молодежи признак культурного человека - его гармоническое развитие.

По словам Л. Фейхтвангера, молодежь является поистине сильнейшей статьей актива Советского Союза. Во многом это результат заботы государства. «Эта молодежь распространяет вокруг заражающее чувство силы и счастья. Глядя на нее, понимаешь веру советских граждан в свое будущее, веру, которая помогает им не замечать недостатков настоящего» [5, с. 9].

Как же на самом деле уживается молодежь и глобализация в целом?

Во-первых, огромным достижением глобализации считается развитие мировой информационной сети - Интернета. Молодежью, как основным пользователем, Интернет признается самым выдающимся источником информации. Молодые люди наиболее восприимчивы и легко осваивают различные технические нововведения. Для них пользование Интернетом является таким же признаком «символического потребления» и «жизненного комфорта» как собственный автомобиль или путешествие за границу. В 65% случаев они обращаются к Интернету для удовлетворения не когнитивных или профессиональных потребностей, а других, прежде всего, досуговых целей [6].

При этом существуют также и негативные последствия Интернета. Виртуальные чувства дружбы и любви требуют от молодых людей несравненно меньших моральной ответственности и материальных затрат, чем в реальной жизни. Это ведет к различным видам «интернет-зависимости». Интернет открывает доступ к таким негативным явлениям, как порнография, облегчает поиск наркотиков, формирует различные психические патологии у пользователей. Кроме того, в киберпро-странстве имеют место компьютерная преступность, вандализм, другие негативные явления. В свою очередь, человек, сидящий в интернет -сетях, становится зависим от виртуальной жизни и не может общаться с близким кругом людей. Растут предпосылки отчуждения человека в общественной среде.

Во-вторых, наибольшая опасность в процессах глобализации заключается в построении культуры, о которой никто не может сказать: «Это моя культура». Тем самым строится «ничья» культура, у нее нет субъекта, за нее никто не несет ответственности. Поэтому она может быть какой угодно: бездуховной, низкой, злобной, разрушающей. Если эта культура ничья, то никто не обязан овладевать ею, развивать ее, улучшать ее. Она превращается в набор формализованных реакций на проблемные ситуации и перестает выполнять свою сущностную функцию: понимание человеком окружающего мира, придание смысла его жизни и бытия. Вследствие этого в молодежной культуре начинает доминировать склонность к единообразию [2].

В-третьих, существует тесная взаимосвязь образования и глобализации. Как известно, 19 сентября 2003 года на конференции министров образования, проходившей в Берлине, наша страна присоединилась к Болонскому процессу. Создание единого европейского образовательного пространства предполагает развитие академической мобильности студентов, являющейся одной из важнейших сторон процесса интеграции российских вузов и науки в международный образовательный процесс. В последние годы академический обмен стал неотъемлемой частью жизни практически любого российского университета. Академическая мобильность - это реальный шанс окунуться в студенческую жизнь другой страны, понять её культуру, ценности, взгляды на жизнь, изучить новые дисциплины, пробрести незаменимый жизненный опыт, приподнять свой образовательно-научный статус.

Из-за глобализации становится актуальной проблема взаимодействия языков. Наряду с широким применением единого общепринятого разговорного языка - английского - студенты осваивают другие иностранные языки. Межкультурное взаимодействие, возникающее вследствие межстрановых университетских перемещений студентов, способствует обогащению духовных ценностей молодежи, росту интереса к другим культурным традициям, религиям, воспитывает терпимость к другим этносам и народам [2].

Итак, глобализация по-разному влияет на изменение ценностей молодежи и не всегда носит позитивный характер. Вместе с тем она способствует активному вовлечению молодёжи в процесс трансформации мировой системы, играет важную роль в формировании единого политического, экономического и социокультурного пространства. Принимая вызовы технологической революции, молодёжь не только играет важную роль в экономической жизни, но и изменяет характеристики цивилиза-ционной и социокультурной среды. Благодаря глобализации в молодежной среде нарастает политическая либерализация общественного сознания, расширение круга социальной терпимости и плюрализм политических и общественных взглядов.

Подводя итоги, хотелось бы отметить, что глобализация и молодежь являются взаимодополняющими политическими процессами. Глобализация заставляет подчиняться новым «правилам игры», а носителем этих «игр» является молодежь. Так что между понятиями глобализация и молодежь можно поставить знак равенства.

Литература

1. Анохин М.Г., Бочанов М.А., Ваховский А.М. Политика. XXI век. Инновационные технологии / Под общ. ред. М.Г. Анохина, В.М. Платонова, О.Е. Гришина. М.: РУДН, 2013.

2. Иноземцев В.Л. Открытое общество за закрытыми границами // НГ-Сценарии. 2001. 06 окт.

3. Лебедева М.М. Формирование новой политической структуры мира и место России в ней // Мегатренды мирового развития. М., 2001.

4. Михайлов В.А. Глобализация - объективный фактор развития современного мира // Безопасность Евразии. 2004. №1.

5. Фейхтвангер Л. Москва 1937. М.: Издательство «Захаров», 2001.

6. Формирование общества, основанного на знаниях. М.: Издательство «Весь Мир», 2003.

7. Шумилов А.В. Концепт глобализации: новый общественно-политический феномен // Соцюлопя Другого модерну : проблема пере-визначення понять сусптьствознавчого дискурсу. Луганськ: Вид-во ДЗ «ЛНУ iменi Тараса Шевченка», 2009.

8. Tenbruck F.H. Yugent: jeselischftliche lage oder gesellschaft - liches Versagen? // Yugend und Jessellschaft: Realitats - beweltingung, Krisen und auswege. Stuttgard, 1986.

References

1. Anokhin M.G., Bochanov M.A., Vakhovskii A.M. Politika. XXI vek. Inno-vatsionnye tekhnologii. Pod obshch. red. M.G. Anokhina, V.M. Platonova, O.E. Grishina. M.: RUDN, 2013.

2. Inozemtsev V.L. Otkrytoe obshchestvo za zakrytymi granitsami. NG-Stsenarii. 2001. 06 okt.

3. Lebedeva M.M. Formirovanie novoi politicheskoi struktury mira i mesto Rossii v nei. Megatrendy mirovogo razvitiya. M., 2001.

4. Mikhailov V.A. Globalizatsiya - ob"ektivnyi faktor razvitiya sovremen-nogo mira. Bezopasnost' Evrazii. 2004. №1.

5. Feikhtvanger L. Moskva 1937. M.: Izdatel'stvo «Zakharov», 2001.

6. Formirovanie obshchestva, osnovannogo na znaniyakh. M.: Izdatel'stvo «Ves' Mir», 2003.

7. Shumilov A.V. Kontsept globalizatsii: novyi obshchestvenno-politicheskii fenomen. Sotsiologiya Drugogo modernu: problema pereviznachennya ponyat' suspil'stvoznavchogo diskursu. Lugans'k: Vid-vo DZ «LNU imeni Tarasa Shev-chenka», 2009.

8. Tenbruck F.H. Yugent: jeselischftliche lage oder gesellschaft - liches Versagen? Yugend und Jessellschaft: Realitats - beweltingung, Krisen und auswege. Stuttgard, 1986.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.