Научная статья на тему 'Социальное здоровье российской молодежи: риски разрушения в условиях глобализации'

Социальное здоровье российской молодежи: риски разрушения в условиях глобализации Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
659
85
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНОЕ ЗДОРОВЬЕ / РОССИЙСКАЯ МОЛОДЕЖЬ / РИСКИ РАЗРУШЕНИЯ / ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / АНОМИЯ / БЕЗОПАСНОСТЬ / РОССИЙСКОЕ ОБЩЕСТВО

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Гафиатулина Наталья Халиловна, Верещагина Анна Владимировна, Самыгин Сергей Иванович

В статье отмечается, что разрушительный характер развития глобализационных процессов, сопровождающийся аномийными тенденциями депрофессионализации, интеллектуальной и духовной деградации молодежи; стремительного снижения социального здоровья, а также повсеместным распространением и усилением социальных рисков и угроз общественной безопасности, формирующихся в пространстве всего мирового сообщества, актуализировали проблему рассмотрения рисков разрушения социального здоровья молодежи в условиях глобализации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Гафиатулина Наталья Халиловна, Верещагина Анна Владимировна, Самыгин Сергей Иванович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Социальное здоровье российской молодежи: риски разрушения в условиях глобализации»

УДК 316

Гафиатулина Наталья Халиловна

кандидат социологических наук, доцент, докторант кафедры моделирования социальных процессов,

Институт социологии и регионоведения Южного федерального ниверситета

[email protected]

Верещагина Анна Владимировна

доктор социологических наук, профессор

кафедры теоретической социологии и методологии региональных исследований, Институт социологии и регионоведения Южного федерального университета anrietta2 5 @mail. ru Самыгин Сергей Иванович

доктор социологических наук, профессор кафедры управления персоналом и социологии, Ростовский государственный экономический университет samygin78 @yandex.ru Natalya K. Gafiatulina

Candidate of sociological science, associate professor

of chair of modeling of social processes of the Southern federal university

[email protected]

Anna V. Vereshchagina

Doctor of Sociology, Professor of department of the theoretical sociology and regional studies methodology of the Southern Federal University anrietta2 5 @mail .ru Sergey I. Samygin

Doctor of Sociology, Professor of department ofjudicial examination and criminalistics of the Rostov state economic university (RINH) [email protected]

Социальное здоровье российской молодежи: риски разрушения в условиях глобализации

Social health of Russian youth: risks of destruction in the context of globalization

Аннотация. В статье отмечается, что разрушительный характер развития глобализационных процессов, сопровождающийся аномийными тенденциями депрофессионализации, интеллектуальной и духовной деградации молодежи; стремительного снижения социального здоровья, а также повсеместным распространением и усилением социальных рисков и угроз общественной безопасности, формирующихся в пространстве всего мирового сообщества, актуализировали проблему рассмотрения рисков разрушения социального здоровья молодежи в условиях глобализации.

Ключевые слова: социальное здоровье, российская молодежь, риски разрушения, глобализация, аномия, безопасность, российское общество.

Abstract. The destructive nature of the development of globalization processes, accompanied by anomie tendencies of deprofessionalization, intellectual and spiritual degradation of youth; the rapid decline in social health, as well as the widespread and increasing social risks and threats to public security that are forming in the space of the entire world community, have actualized the problem of addressing the risks of destroying the social health of youth in the context of globalization.

Keywords: social health, Russian youth, the risks of destruction, globalization, anomie, security, Russian society.

На современном этапе развития социализация молодых поколений россиян протекает в сложных условиях, связанных с длительной трансформацией постсоветского российского социума, сопровождающейся процессами глобализации, социальной аномии, кризисом основных институтов социализации [1]. И сегодня не найти более актуальных научных обсуждений, публикаций, а также общественно-политических дискуссий, которые бы воспринимались с такой степенью остроты и порождали бы такой разброс научных и общественных мнений, как те, что имеют отношение к проблемам молодежи, возникающим в условиях глобализационных процессов. Это обусловлено существенными глобальными аномийными и рискогенными изменениями, происходящими в российском социуме, девальвацией ценностно-ориентационной системы, ломкой устоявшихся социальных стереотипов и формированием новых взглядов, интересов, правил, норм и ценностей личности молодого человека, социально-демографическими переменами.

Разрушительный характер развития глобализационных процессов, сопровождающийся аномийными тенденциями деконсолидации, депрофессионализации, интеллектуальной и духовной деградации молодежи; стремительного снижения социального доверия, социального здоровья, и в целом, ценности жизни; роста межэтнической напряженности и агрессии, а также повсеместным распространением и усилением социальных рисков и угроз общественной безопасности, формирующихся в пространстве всего мирового сообщества, актуализировали проблему рассмотрения рисков разрушения в условиях глобализации социального здоровья молодежи.

О разрушительном потенциале глобализации для социального здоровья молодежи мы и поведем речь в данной статье. Однако прежде чем будем говорить о деструктивном влиянии глобализации на социальное здоровье молодых поколений россиян, необходимо показать, в каком направлении развивается социологический научный дискурс по отношению к глобализации и ее рискогенным последствиям.

Так, глобализация, по мнению Л.Е. Гринина, - это процесс, в результате которого мир и все социальные явления в нем становятся более связанными и более зависимыми от всех его субъектов [2]. На этом основании

возникает своеобразная система, в которой проблемы разных стран, регионов, социальных групп и просто отдельных субъектов становятся глобальными, распространяясь и оказывая как позитивное, так и негативное воздействие на различные социальные явления. При этом в качестве важнейших факторов глобализации принято выделять следующие:

- технологические факторы, связанные с бурным развитием новых технологий и переходом развитых стран мира к новому технологическому укладу общественного производства;

- экономические факторы, связанные с развитием транснациональных промышленных корпораций (ТНК) и все более широким распространением международного разделения труда;

- информационные факторы, связанные с развитием глобальных сетей радио и телевидения, телефонной и факсимильной связи, компьютерных и новых информационных технологий;

- геополитические факторы, связанные, главным образом, с осознанием необходимости консолидации мирового сообщества перед лицом общих угроз, противостоять которым достаточно эффективно можно только объединенными усилиями.

Среди основных причин, актуализирующих заявленную в рамках данной статьи проблему рассмотрения социального здоровья российской молодежи, можно выделить следующие:

- возникновение в современном глобализирующемся обществе стихийной, деструктивной для развития молодежи, опасной по своим последствиям социальной ситуации;

- появление в эпоху глобализации новых требований со стороны общества к личности, размывание и девальвация системы традиционных ценностей, сложившегося механизма социализации поколений и, как следствие, разрыв связей, нарушение преемственности между ними, усиление бездуховности, падение образовательного и культурного уровня значительной части молодого поколения россиян;

- переоценка роли образования и явное пренебрежение задачами воспитания молодежи, возникшее вследствие ошибочной линии идеологов образовательной «реформы»;

- вестернизация важнейших сфер жизни постсоветского общества, внедрение чуждых ему духовные ценностей с целью вытеснения отечественной истории, культуры, традиций.

Среди современных исследователей глобализационные процессы, протекающие в российском обществе, как правило, получают негативные оценки, связанные с такими явлениями, ставшими результатом глобализации, как: дальнейшее углубление финансово-экономического кризиса; ухудшение физического, психического и социального здоровья в результате роста социально-классового, экономического неравенства условиях социальной неопределенности; возникновение проблемы формирования правосознания российской учащейся молодежи, и, как следствие, усиление националистических настроений, особенно среди российской молодежи, как

реакция на неравномерное общемировое и интрасоциальное общественное развитие [3]; рост отчуждения, недоверия и подозрительности, непрекращающийся рост террористических акций в молодежной среде и пр. негативные явления.

В ходе глобальных трансформационных процессов происходят структурные и функциональные изменения в большинстве значимых сфер современного российского общества - социально-экономической, политической, социокультурной, семейной, образовательно-воспитательной, здравоохранительной, социализационной.

Широкий спектр перечисленных отрицательных явлений, порождаемых глобализационными процесами, показывает, насколько серьезными они являются. Как плачевный результат таких негативных тенденций в российском обществе происходит деформация правовой социализации современной российской молодежи, буйным цветом расцветают алкоголизм, наркомания, похищение людей, игромания, нацизм и расизм, новые формы молодежного терроризма. Некоторые из перечисленных негативных явлений прежде не имели места в российском обществе, и их появление является результатом вхождения российского государства в единую глобализационную систему.

Противоречивость глобализации и неоднозначность ее социальных последствий породила как сторонников, так и яростных противников данного явления. Одним из таких противников является П.С. Гуревич, с точки зрения которого, глобализация - в том виде, в котором она реализуется в современном мире, - обладает огромным разрушительным потенциалом для жизни и социального здоровья и самочувствия всех слоев населения, вызывая состояние аномии [4]. Бесспорно, что аномия - неизбежное следствие глобальных трансформационных процессов российского общества, в ходе которых изменяются базовые нормативные ценностные ориентации и установки молодой части населения, и утрачивается та социокультурная опора, которую могут дать только глубокие социокультурные связи [5].

Главной причиной неприятия глобализации, прежде всего, выступает угроза социальному здоровью молодежи, риски его разрушения и всего того, что традиционно рассматривается как фундамент воспроизводства молодежи и ее жизнеспособность в обществе.

Термин «риск» прочно вошел в речевые транзакции современного социума, указывая на остроту стоящих за ним проблем: эскалацию напряженности в функционировании общественно-политических, социально-экономических, социокультурных систем, повышение вероятности их неблагоприятного развития.

В обществе риска формируется специфический способ организации социальной интеракции, связей и отношений молодых людей в условиях глобальной неопределенности, когда воспроизводство физических, социальных и духовных сил молодежи приобретает не социально направленный, а преимущественно случайный, вероятностный характер, вытесняясь производством самого риска. Развитие молодежи в таком

обществе подчинено преимущественно воспроизводству риска, в том числе и в сфере ее социального здоровья. При этом существенное значение для возникновения рисков для социального здоровья российской молодежи, по мнению А. Н. Куликова, имеет увеличивающийся разрыв между «социальными общностями, ориентированными на традиционные ценности, и социальными группами, которые открыты социокультурным инновациям, возникающим в процессе глобализации, модернизации и технизации жизнедеятельности общества» [6, с.7].

А что же представляет собой социальное здоровье молодежи? Отвечая на поставленный вопрос, считаем важным указать на то, что еще в свое время Всемирная организация Здравоохранения (ВОЗ) предложила такую трактовку здоровья, которая выходит за рамки медико-биологического понимания. Это связано с тем, что здоровье каждого индивида определяется как «состояния полного социального, психического и физического благополучия, а не просто отсутствие болезней» [7]. Данное определение базируется на безусловном убеждении ученых, стоявших у самых истоков ВОЗ. В соответствии с ним - глобальная безопасность и мир на земле зависят, прежде всего, от улучшения состояния физического, психического и социального здоровья людей. В нем четко отражается мысль о том, что здоровье предполагает не простое избежание болезни, но и оптимальное состояние трех составляющих его компонентов. Примечательно, что экспертами ВОЗ доказано, что улучшение качества жизни всех групп населения, повышение не только физической, но и социальной сторон здоровья индивидов ведет к ускорению социально-экономического развития государства, росту его валового национального продукта, преодолению деструктивных процессов, обеспечению национальной безопасности в целом.

По данным экспертов Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), здоровье любого человека на 50-54 % зависит от образа жизни. По оценкам специалистов Министерства здравоохранения, в среде российской молодежи наблюдается устойчивый рост первичной и общей заболеваемости. С 1994 по 2015 гг. показатели социально значимых заболеваний существенно возросли.

Подчеркнем, что термин «социальное здоровье» имеет множество научных интерпретаций, модифицирующих сущность и содержание понятия в зависимости от конкретных подходов и парадигм, в рамках которых он рассматривается. Анализ научных трудов, касающихся вопросов исследования социального здоровья молодежи, позволяет нам обозначить несколько междисциплинарных направлений. Так, определенный вклад в изучение социального здоровья внесли такие ученые - социальные философы, как: Г.И. Царегородцев, В.И. Петленко, Ю.Л. Лисицын, Л.Г. Матрос, Т.Б. Сергеева и др. Среди социологов, так или иначе затрагивающих рассмотрение социального здоровья студенческой молодежи в условиях современного общества, можно назвать такие имена: И.В. Журавлева, Л. В. Колпина, Ю.А. Зубок, Е.В. Дмитриева, Р.А. Зобов, В.Н. Келасьев, И.В. Зузуля, Т.Б. Соколова, А.С. Москвич, Е.В. Цикалюк, О.В. Ноянзина.

Кроме того, осмыслением различных аспектов социального здоровья студенческой молодежи посвящены труды педагогов: А.В. Байковой, Е.Н. Приступа, Л.В. Булыгиной, А.Н. Тесленко, а также известных психологов: Г.С. Никифорова, В.А. Ананьева, И.Н. Гурвича и др.

По мнению Е.В. Дмитриевой, «социальное здоровье - это состояние человека, не сводимое к клиническим проявлениям организма, а выражающееся в удовлетворенности условиями труда, социально-экономическим положением и семейно-бытовыми условиями» [8].

Социальное здоровье личности и общества является индикатором жизнеспособности общества как социального организма (системы), возможностей его роста и социально-экономического развития, обороны, рационального использования природных ресурсов и поддержания экологического и другого равновесия с окружающей природной и социальной средой. И.В. Журавлева определяет социальное здоровье как состояние благополучия, рассматриваемое сквозь призму общественных отношений, ценностей, систему правовых, нравственных этических норм общественного устройства. Среди них центральными являются: равные возможности, свобода и независимость личности, гарантия прав, безопасность и защищенность [9].

Спецификой авторского понимания социального здоровья молодежи в рамках данной статьи является, во-первых, рассмотрение этого феномена в системе «личность - общество», и, во-вторых, представление о том, что социальное здоровье представляет собой сложный социальный феномен, возникающий в процессе взаимодействия индивида с общественной средой и отражающий уровень этого взаимодействия. На уровне общества социальное здоровье молодежи является некоей сущностной характеристикой ее жизнеспособности в любых, в том числе и глобальных условиях жизнедеятельности, возможности молодых людей гармонично формироваться и развиваться в различных сферах (экономической, политической, духовной, социальной, психологической).

Социальное здоровье всякой молодой личности зависит не столько от нее самой, сколько от структуры данного общества, и процессов, происходящих в нем. Следуя такой логике, можно сделать вывод, что если общество, и процессы, происходящие в нем, оказывают развивающее влияние на различные группы населения (среди которых молодежь как уязвимая группа занимает первоочередное место), то это будет способствовать формированию у таких групп социального здоровья. И, напротив, если общество оказывает глобальное деформирующее воздействие на различные группы населения и, молодежь, прежде всего, то это повлечет за собой снижение уровня социального здоровья.

Интегральные показатели социального нездоровья российского общества и снижения уровня его безопасности в период развития и нарастания глобализационных процессов в российском обществе говорят о наличии опасностей и угроз. В числе других к таким угрозам и опасностям относятся демографические характеристики, рост девиантных проявлений в

молодежной среде, возрастающая дифференциация различных слоев населения по имущественному признаку, разрушение социальной инфраструктуры общества, расширяющаяся конфликтогенность с мигрантами, социальные и межэтнические молодежные конфликты. Многие опасности направлены непосредственно против объектов социальной сферы, обеспечивающих качество жизни всего населения: систем социально-бытового комплекса, культуры, образования, здравоохранения [10].

Сегодня, в эпоху развития глобальных процессов, понятие «социальное здоровье» имеет универсальный характер. Это обусловлено многочисленными составляющими, охватывающими все уровни и сферы жизнедеятельности индивидов, социальных групп и общества в целом. Социальное здоровье входит в одну из важнейших групп критериев социальной безопасности, основанной на источниках угроз социального происхождения. И одним из важнейших показателей является показатель уровня социального здоровья населения как совокупность показателей физического и духовного самочувствия населения. При сохранении продолжительной тенденции снижения социального самочувствия населения происходит снижение духовно-нравственного потенциала общества и, как следствие, под угрозой оказывается стабильное и безопасное развитие социума. Как отмечает Н.А. Лебедева-Несевря, высокий уровень социального здоровья является залогом стабильного поступательного развития нашей страны, ключевым условием накопления человеческого потенциала [11].

Источники формирования социального здоровья молодежи восходят к безопасности в сфере здравоохранения, которая, как отмечает М.К. Горшков, вызывает наибольшую тревогу экспертов, т.к. национальная безопасность в сфере здоровья всех слоев населения, к сожалению, имеет негативную тенденцию ухудшения. Это объясняется тем, что современная молодежь пребывает в глобальных условиях неопределенности и рискогенности общественной среды, преодолевая различные опасные обстоятельства, угрожающие его социальному здоровью, социальному благополучию [12].

Главными тенденциями современной глобализации, отражающимися на социальном здоровье молодых поколений россиян, особенно в социокультурной сфере, являются тенденция интеграции национальных культур в единую всемирную культуру, утверждение в качестве международного языка общения английского в американском варианте. Способствует этому и система информационно-коммуникативных технологий, стремительное развитие и распространение которых ускоряет процесс культурной унификации через манипулятивные технологии, используемые различными СМИ. В создаваемом СМИ информационном пространстве формируется огромное количество негативного потока, который оказывает крайне отрицательное воздействие на психическое, социальное и духовное состояние молодежи российского общества. Молодые люди вынуждены потреблять ту информацию, которая предоставляется СМИ, часто не осознавая последствия этого, а они очень четко фиксируются: рост различных страхов, психических срывов, неврозов в молодежной среде.

И, по-видимому, не стоит особо аргументировать, что существует четкая зависимость между увеличением негатива в молодежном сообществе в виде роста парасуицидов, суицидов, актов молодежного терроризма, нацизма, жестокости различного рода и количеством негативной информации, транслируемой через СМИ. В целом, объем негативной информации в СМИ и ее влияние на сознание и поведение современной молодежи не просто разрушает ее социальное здоровье, но уже угрожает национальной безопасности общества.

Таким образом, глобализация несет с собой разрушительные тенденции для социального здоровья российского общества, и молодежи, в частности. Эти тенденции проявляются, прежде всего, в явлениях аномии российского социума, которая является неизбежным следствием глобальных трансформационных процессов российского общества, в ходе которых изменяются базовые нормативные ценностные ориентации и установки современной молодежи, усиливается неопределенность и рискогенность общественной среды, происходит деформация правовой социализации современной российской молодежи, отсутствие возможности молодых людей гармонично формироваться и развиваться в различных сферах (экономической, политической, духовной, социальной, психологической).

В целом, решение проблемы социального здоровья молодого поколения России является одной из приоритетных задач общественного развития, поскольку именно от состояния здоровья молодежи зависит сохранение здоровья нации. На решение этой важной проблемы должны быть направлены усилия каждого человека и государства в целом в целях восстановления утраченных резервов здоровья, обеспечения высокой социально-творческой активности и профессиональной деятельности. Эффективное решение проблемы повышения социального здоровья российской молодежи видится в преодолении тенденций глобальной аномии, социальной неопределенности и деконсолидации российского общества. Необходимо акцентировать внимание на разработку мер в области формирования жизнеспособного, социально активного молодого поколения со здоровым правосознанием в процессе освоения им социально-экономических, политических и социокультурных норм в обществе.

Успешность осуществления таких национальных проектов, как «Доступное жилье», «Образование», «Здравоохранение», а также реализация Федеральной программы «Стратегия государственной молодежной политики в РФ на период до 2020 года» и программ субъектов РФ (к примеру, «Здоровье молодежи Дона»), способны предотвратить формирование и развитие негативных тенденций в области социального здоровья. Данный сценарий может быть реализован лишь при условии социальной активности молодежи, основанной на социально значимых для здоровой России целях.

Литература:

1. Верещагина А.В., Гафиатулина Н.Х. Благополучное детство как основа социального здоровья молодых поколений: индикаторы социологического измерения [Электронный ресурс] // Инженерный вестник

Дона. 2016. Т. 40, № 1 (40). URL: http:// ivdon.ru/ru/magazine/archive/n1y 2016/3527 (дата обращения: 22.08.2017).

2. Гринин Л.Е. На грани веков: новые процессы // История и современность. 2005. № 1. С.11.

3. Озов А.А. Взаимозависимость и взаимовлияние политики и экономики в эпоху глобализации // Гуманитарий Юга России. 2017. №1. С. 223-233.

4. Гуревич П.С. Имидж России в процессе глобализации // Век глобализации. 2009. № 2. С. 184.

5. Дарендорф Р. Современный социальный конфликт. Очерк политики свободы. М., 2002. С. 68.

6. Куликов А.Н. Социальные риски в динамике современного общества: автореф. ... канд. филос. наук. Ставрополь, 2013. 19 с.

7. Устав ВОЗ. Женева, 1968. С. 1.

8. Дмитриева Е.В. Социология здоровья: методологические подходы и коммуникационные программы. М., 2002. 224 с.

9. Журавлева И.В. Отношение к здоровью индивида и общества. М. 2006. С. 32.

10. Гафиатулина Н.Х., Любецкий Н.П., Самыгин С.И. Социальное здоровье российской молодежи в эпоху глобализации. М.: РУСАЙНС, 2016. -235 с.

11. Лебедева-Несевря Н.А. Теория, методология и практика анализа социально детерминированных рисков здоровью населения: автореф. дис. . д-ра социол. наук. Волгоград, 2014.

12. Горшков М.К. Российское общество как оно есть: (опыт социологической диагностики). М.: Новый хронограф, 2011. 672 с.

Literature:

1. Vereshchagina A.V., Gafiatulina N.Kh. Safe childhood as the basis of social health of young generations: indicators of sociological measurement [Electronic resource] // Engineering bulletin of the Don. 2016. T. 40, No. 1 (40). URL: http: // ivdon.ru/en/magazine/archive/n1y 2016/3527 (reference date: August 22, 2017).

2. Grinin L.E. On the verge of centuries: new processes // History and modernity. 2005. № 1. P.11.

3. Ozov A.A. Interdependence and mutual influence of politics and economy in the era of globalization // Humanitarian of the South of Russia. 2017. №1. Pp. 223-233.

4. Gurevich P.S. The image of Russia in the process of globalization // The age of globalization. 2009. № 2. P. 184.

5. Darendorf R. Modern social conflict. Essay on the policy of freedom. M., 2002. P. 68.

6. Kulikov A.N. Social risks in the dynamics of modern society: author's abstract. ... cand. philos. sciences. Stavropol, 2013. 19p.

7. WHO Constitution. Geneva, 1968. P. 1.

8. Dmitrieva E.V. Sociology of health: methodological approaches and communication programs. M., 2002. 224 p.

9. Zhuravleva I. V. Attitude to the health of the individual and society. M. 2006. P. 32.

10. Gafiatulina N.Kh., Lyubetsky N.P., Samygin S.I. Social health of Russian youth in the era of globalization. Moscow: Rusays, 2016. 235 p.

11. Lebedeva-Nesevrya N.A. Theory, methodology and practice of analysis of socially determined risks to public health: the author's abstract. Dis. ... Dr. Sociol. Sciences. Volgograd, 2014.

12. Gorshkov, M.K. Russian society as it is: (experience of sociological diagnosis). New chronograph, 2011. 672 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.