Научная статья на тему 'Глобализация и менталитет молодежи'

Глобализация и менталитет молодежи Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
2596
243
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Общество и право
ВАК
Ключевые слова
СОЦИОКУЛЬТУРНОЕ ПРОСТРАНСТВО / КОНВЕРГЕНЦИЯ ГЛОБАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / ИНФОРМАЦИОННАЯ ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / ГЛОБАЛИСТСКОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ / РАСШИРЕННАЯ МОЛОДЕЖНАЯ МЕНТАЛЬНОСТЬ / ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ МОЛОДЕЖИ / МОЛОДЕЖНОЕ СОЗНАНИЕ / SOCIOCULTURAL SPACE / CONVERGENTION OF A GLOBAL CULTURE / ECONOMIC GLOBALIZATION / INFORMATION GLOBALIZATION / GLOBALIST WORLDVIEW / EXPANDED YOUTH MENTALITY / VALUE ORIENTATIONS OF YOUTH / YOUTH CONSCIOUSNESS

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Гамидова Наталья Владимировна

В статье рассматриваются изменения социокультурного пространства в эпоху глобализации, в условиях которого трансформируется менталитет современной молодежи. Анализируются основные признаки и основные параметры современной глобализации, которая приводит к унификации мира во всех областях и к появлению социальных связей, солидарности и идентичности в наднациональном масштабе. Все эти процессы оказывают влияние на изменение менталитета современной молодежи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Globalization and youth mentality

The article examines changes in socio-cultural space in the era of globalization, which transformed the mentality of today’s youth. Аnalyzes the main characteristics and the main parameters of contemporary globalization, which leads to the unification of the world in all fields, and to the emergence of social ties, solidarity and identity in the supranational scale. All these processes influence the change of the mentality of today’s youth.

Текст научной работы на тему «Глобализация и менталитет молодежи»

Гамидова Наталья Владимировна

соискатель Адыгейского республиканского института гуманитарных исследований им. Т.М. Керашева (e-mail: [email protected])

Глобализация и менталитет молодежи

В статье рассматриваются изменения социокультурного пространства в эпоху глобализации, в условиях которого трансформируется менталитет современной молодежи. Анализируются основные признаки и основные параметры современной глобализации, которая приводит к унификации мира во всех областях и к появлению социальных связей, солидарности и идентичности в наднациональном масштабе. Все эти процессы оказывают влияние на изменение менталитета современной молодежи.

Ключевые слова: социокультурное пространство, конвергенция глобальной культуры, экономическая глобализация, информационная глобализация, глобалистское мировоззрение, расширенная молодежная ментальность, ценностные ориентиры молодежи, молодежное сознание.

N.V. Gamidova, Competitor of the Adyghe Republic Institute of Humanitarian Studies of T.M. Kerashev; e-mail: [email protected]

Globalization and youth mentality

The article examines changes in socio-cultural space in the era of globalization, which transformed the mentality of today's youth. Аnalyzes the main characteristics and the main parameters of contemporary globalization, which leads to the unification of the world in all fields, and to the emergence of social ties, solidarity and identity in the supranational scale. All these processes influence the change of the mentality of today's youth.

Key words: sociocultural space, convergention of a global culture, economic globalization, information globalization, globalist worldview, expanded youth mentality, value orientations of youth, youth consciousness.

В настоящее время идут бурные научные дискуссии по поводу определения понятий «глобализация», «менталитет», что и определяет актуальность исследования.

Цель исследования - определить изменения социокультурного пространства, в условиях которого трансформируется менталитет современной молодежи в эпоху глобализации.

Социокультурное пространство, информационное поле в целом, в условиях которого формируется менталитет современной молодежи, во многом обусловлены процессом глобализации. Современный этап развития человеческой цивилизации характеризуется стремительным ускорением глобальных процессов, высоким динамизмом международной жизни, усилением взаимосвязи и взаимозависимости народов и государств.

Известный немецкий социолог У. Бек пишет: «Ни одна страна или группа стран не может отгородиться друг от друга. Различные формы экономического, культурного, политического взаимодействия сталкиваются друг с другом» [1]. Английский социолог Э. Гидденс отмечает, что глобализация - это не один процесс, а сложное сочетание целого ряда процессов.

«Развиваются они противоречиво или даже в противоположных направлениях. Большинство людей считает, что глобализация - это когда полномочия и влияние просто выхватываются из рук местных сообществ и государств и переносятся на международный уровень. Действительно, одно из ее последствий состоит именно в этом. Суверенные государства утрачивают часть экономических полномочий, которыми они прежде обладали. Но глобализация приводит и к противоположному результату» [2, с. 30].

Другие ученые - В. Г. Федотова, В. А. Колпаков, Н.Н. Федотова - считают, что глобализация это «процесс социальных изменений последних двух десятилетий, заключающийся в формировании единого всемирного рынка (т.е. победы либерализма в общемировом масштабе), всемирной информационной открытости (Интернет), появлении новых информационных технологий, а также увеличении глобальной культурной связи между людьми и народами» [3].

Ведущим фактором глобализации выступает развитие образования, науки, культуры. Г.С. Таскаев выделяет спектр тенденций, которые связываются с процессами глобализации:

337

«развитие мировых идеологий, интенсивная борьба за установление мирового порядка; скачкообразный рост числа и влияния международных организаций, ослабление суверенитета национальных государств; появление и развитие транснациональных корпораций, рост международной торговли; интенсивные массовые миграции и формирование мульти-культурных сообществ; создание планетарных СМИ и экспансия западной культуры во все регионы мира» [4, с. 13]. Можно сделать вывод, что в мире произошел социокультурный сдвиг.

Основными параметрами современной глобализации можно назвать следующие взаимозависимости: экономическая, политическая, информационная, глобализация коммуникации, культурная глобализация, взаимозависимость с точки зрения безопасности, общность экологических угроз.

Когда говорят об экономической глобализации, речь идет о возникновении экономических отношений всемирного характера, в которых задействована современная молодежь как самая мобильная часть общества.

Глобализация коммуникации ведет к эре информационных технологий. К. Чейз-Данн полагает: «Социальное пространство приобрело новое качество с развитием электронной коммуникации. Доступность, стоимость и скорость общения сделали локальное общезначимым. Быстрое уменьшение стоимости коммуникаций качественно изменило отношения между государствами и сознанием людей, и это может стать основой для формирования более мощного и глобального гражданского общества» [5, с. 141].

Политическая глобализация предполагает институционализацию международных политических структур, в то время как культурная глобализация имеет две стороны. С одной стороны, происходит распространение индивидуальных западных ценностей на большую часть населения мира , особенно среди молодежи , с другой стороны, распространяются западные институциональные практики, такие как рациональность, ценности экономической эффективности, политическая демократия.

Характеризуя культурную глобализацию, У. Бек подчеркивает, что расширение мирового рынка имеет далеко идущие последствия для культур, идентичностей и стилей жизни. Он пишет: «Глобализация экономической активности сопровождается волнами трансформации в сфере культуры, процессом, который называют "культурной глобализацией". При этом речь идет главным образом о фабрикации символов

культуры - о процессе, который, кстати, наблюдается уже давно. Некоторые из общественных наук и часть общественности усвоили на это явление точку зрения, которую можно назвать конвергенцией глобальной культуры. Ключевое слово - макдональдизация. Все больше и больше пробивает себе дорогу универсализация в смысле унификации стилей жизни, символов культуры и транснациональных норм поведения» [1].

Главная проблема культурной глобализации заключается в следующем: приводит ли она к культурному единообразию или к новым различиям. По этому вопросу нет единой точки зрения. Ряд исследователей пишет об американизации, европеизации культуры, считает, что западная культура с ее экономической рациональностью начинает доминировать во многих странах. У. Бек пишет: «Происходит культурная и социальная революция, являющаяся следствием экономической глобализации, - говорит диктор "Си-эн-эн". - Служащий в Америке затронут этим в той же мере, что и человек на улице Москвы или менеджер в Токио. Это означает: то, что мы делаем в Америке и для Америки, имеет силу повсюду в мире. Наши новости - это глобальные новости» [1]. Культурный аспект глобализации связывают с экспансией культуры западного образца, что ведет к потере большинством государств национальной культуры и самобытности.

Отечественные исследователи полагают, что происходит трансформация национального сознания современной российской молодежи под влиянием процесса вестернизации. Исследователи отмечают: «Молодежь России оказалась совершенно беззащитной перед натиском американской массовой культуры, насаждающей в сознание подрастающего поколения культ наживы, насилия, разврата, наркомании. Наиболее восприимчивой к суррогатной западной продукции оказалась молодежь в силу недостаточности жизненного опыта, несформи-рованности вкусов, ценностных ориентаций» [5, 272]. Действительно, нельзя отрицать тот факт, что среди современной российской молодежи наблюдается факт принятия западной культуры, выраженной в предпочтении западной музыки, фильмов, стиля одежды. Мы полагаем, что процесс «вестернизации» сознания и образа жизни российской молодежи не является кардинальным, меняющим ее менталитет. Благодаря фундаменту российской культуры молодежь сохранит основы российского менталитета и отечественной культуры. Анализируя культурный аспект глобализации, Э. Гид-

338

денс приходит к заключению: «Глобализация является причиной возрождения местной культурной идентичности во многих регионах мира. Ответ на вопрос, почему, к примеру, шотландцы стремятся получить больше самостоятельности в рамках Соединенного Королевства... следует искать не только в их историко-культурных традициях. Местный национализм оживляется в ответ на глобализационные тенденции, на ослабление контроля со стороны традиционного государства» [2, с. 30].

Настоящее время отличается трансформацией всей экономической и общественной жизни, где наибольшую ценность приобретает информация. Эра глобальной информатизации связана, в первую очередь, со становлением всемирной сети Интернет. «Огромные возможности процессов обработки, накопления и передачи информации, возникшие в результате слияния информационной и коммуникационной технологий - ключевой аспект глобализации. Данные технологии являются своеобразным строительным фундаментом глобализации, во многом обеспечивая возникновение и дальнейшее развитие рассматриваемых экономико-, политико-культурных тенденций» [6, с. 23].

Таким образом, под глобализацией следует понимать интенсификацию социальных отношений, которая связывает различные страны, народности. В результате сформировалось глобалистское мировоззрение (которое у молодежи во всем мире проявляется более активно, чем у других демографических групп.) М.О. Мнацаканян, характеризуя природу глоба-листского мировоззрения, пишет: «Важнейшие и особенно широко распространенные и воспринимаемые человеческим сознанием элементы и звенья глобалистского мировоззрения -новые информационно-коммуникативные технологии, Интернет, мобильные общемировые связи и иные средства и возможности общения людей между собой во всех уголках земли» [7, с. 155].

Технический прогресс изменяет состояние ментальности, прежде всего молодежной. Молодежь в большей степени, чем другие демографические группы, включена в транснациональные потоки информации и товаров. Подавляющее большинство пользователей Интернета - это молодые люди, у которых происходит изменение сознания и поведения под влиянием данного источника информации. Согласно социологическим исследованиям, проведенным Е.В. Реутовым и Т.В. Трошиной, пользуются Интернетом ежедневно 90,8%

опрошенных в возрасте 15-24 лет, 73,8% - в возрасте 25-39 лет, 41,8% - 40-59 лет и только 5,6% - от 60 лет и старше, что позволяет сделать вывод: доля пользователей с увеличением возраста снижается [8, с. 142]. Авторы полагают, что 48% пользователей Интернета склоняются к мнению, что именно он дает наиболее полную и объективную информацию о событиях в общественной жизни.

Молодежь в возрасте 15-24 лет практически тотально пользуется глобальной сетью. Вот результаты социологического исследования, проведенного нами среди студенческой молодежи Нальчика и Краснодара. На вопрос «Сколько времени в день Вы проводите в Интернете?» были получены следующие результаты: 68% -Интернет работает круглосуточно, 23% - более 5 часов, 6% - не больше часа. Таким образом, в настоящее время в структуре медиа-предпочтений молодого поколения Интернет постепенно заменяет традиционные СМИ, и эта тенденция будет возрастать. Интернет-пространство предлагает реализацию множества потребностей: информационной, коммуникативной, творческой. Популярность Интернета стала возможной в связи с тем, что он дает возможность уйти от реальности, построить желаемую виртуальную картину мира. В результате у молодого поколения складывается искаженная картина мира без критического отношения к поступающей информации. Наибольшую опасность Интернет сегодня представляет для молодого поколения в силу подвижности молодежного сознания и подверженности его манипулированию. Виртуализация сознания приводит к интернет-зависимости, к оторванности от окружающего мира, эгоцентризму. Э.М. Думнова пишет: «Поскольку Интернет прочно вошел в нашу жизнь и является своего рода символом современной эпохи - информационного общества - проявление феномена интернет-зависимости приобрело системный характер» [9, с. 139]. Причину этого она усматривает в том, что интернет-пространство предлагает возможность реализации множества потребностей, в результате чего у пользователей складывается нереальная, искаженная картина мира. К аналогичному выводу приходит и И.С. Шаповалова: «Интернет становится не просто важным источником информации для молодежи, а превращается в альтернативную реальность, и, судя по отмеченному молодыми людьми контенту - антагонистическую и часто неуправляемую. Сила виртуальной синергии, беспредельности коммуникаций и возможности любой, часто компенсаторной самопре-

339

зентации создает иллюзию глобальности преимуществ такой реальности над реальностью "обычной" жизни и иллюзию необходимости следовать ее призывам и законам» [10, с. 150151].

Противоречивость результатов глобализации проявилась в первую очередь в формировании менталитета молодежи. Как уже указывалось, информационная глобализация привела к развитию новых коммуникативных практик, переработке большого объема информации, в результате чего сознание молодежи оказалось подверженным виртуализации, что сказалось на ограничении межличностных контактов в семье, социальной группе.

Молодежь постсоветского периода ориентирована на восприятие глобализированных субкультурных образцов. И.М. Ильинский считает, что в ситуации американской глобализации образование молодежи играет самую главную роль в сохранении и дальнейшем развитии духовных оснований общества, утратившего ориентиры, путем воспитания жизнеспособного поколения [11]. Другие исследователи говорят о глобальном производстве различий. Глобализация привела к большему противостоянию социокультурных систем «Восток - Запад». Тенденция унификации культуры на основе западных образцов встретила неприятие в ряде восточных стран.

Сегодня высшее образование является важнейшим инструментом внедрения новых идей в умы молодежи. Обеспечение успешного функционирования образования служит гарантией гармоничного функционирования общества в целом.

В условиях глобализации формируются новые ориентиры в области образования, приобретающие интернациональный характер. Глобализация высшей школы выражается в увеличении роли наднациональных институтов. У. Бек считает, что вместо того, чтобы субсидировать «немецкие» фирмы, политики должны вкладывать деньги в сферу знания и образования, давая гражданам возможность овладения способностями и ориентирами, которые помогут им разбираться в транснациональных ландшафтах и противоречиях мирового общества. Он приходит к заключению: «Поэтому один из великих политических ответов на глобализацию гласит: создание и совершенствование общества образования и знания; увеличение, а не сокращение сроков получения образования; ослабление или ликвидация его привязки к определенным рабочим местам и профессиям и ориентация процессов

профессиональной подготовки на ключевые квалификации, находящие широкое применение; под этим понимается не только "гибкость" или "пожизненное обучение'', но и социальная компетенция, умение работать в команде, отсутствие боязни конфликтов, понимание культуры, многоплановое мышление, готовность к неуверенности и парадоксам Второго модерна» [11]. Согласно У. Беку обучение должно сочетаться с теми видами деятельности, посредством которых люди берут свою жизнь в собственные руки. Необходима транснационализация университетских процессов образования и образовательных программ («global studies»), которые должны способствовать осмыслению студентами трудностей транскультурных коммуникаций и конфликтов и учить преодолению их. «Для этого в эру индивидуализации уже недостаточно довольствоваться "гибким усвоением заданных норм" со стороны молодежи, все гораздо глубже. Требуется формирование собственного "я" как деятельност-ного и ориентирующего центра. Каждый молодой человек должен учиться вести свою жизнь, всецело опираясь на самого себя, рассчитывая на собственные силы» [11].

Болонский процесс - это процесс постепенного сближения и гармонизации системы образования европейских стран для создания единого европейского пространства высшего образования. Болонская декларация указывает: «Сорбонская декларация от 25 мая 1998 года... подчеркнула центральную роль университетов в развитии европейских культурных ценностей. Она обосновала создание Зоны европейского высшего образования как ключевого пути развития мобильности граждан с возможностью их трудоустройства для общего развития континента» [12].

Сегодня представляется актуальным воспитать новое поколение, которое способно к сотрудничеству на основе общечеловеческих ценностей для успешного решения глобальных проблем человечества. Существенную роль в этом играет высшее образование. В настоящее время аналитики Запада предлагают глоба-лизационный проект образования по высшим учебным заведениям, где за основу берется процесс интернационализации.

Таким образом, анализ феномена менталитета молодежи позволяет сделать вывод о ее трансформации под воздействием целого ряда взаимосвязанных факторов глобализации. Наблюдается изменение сознания современной молодежи, что ведет к изменению ценностных приоритетов.

340

1. Бек У. Что такое глобализация? М., 2001. URL: http://refdb.ru/look/2033800-p16.html

2. Гидденс Э. Ускользающий мир: как глобализация меняет нашу жизнь. М., 2004.

3. Федотова В.Г., Колпаков В.А., Федотова Н.Н. Глобальный капитализм: три великие трансформации. М., 2009.

4. Таскаев Г. С. Глобализация как тенденция нового времени. М., 2011.

5. Глобализация и социальные институты. М., 2010.

6. Глобализация. Общество. Личность /под ред. И. В. Ершовой. Архангельск, 2014.

7. Мнацаканян М. О. Глобальный мир и гло-балистское мировоззрение. М., 2013.

8. Реутов Е.В., Трошина Т. В. Интернет-практики и информационные предпочтения населения // Социологические исследования. 2015. № 4.

9. Думнова Э.М. Менталитет и менталь-ность в социокультурном пространстве бытия российской молодежи. Новосибирск, 2013.

10. Шаповалова И. С. Влияние интернет-коммуникаций на поведение и интеллектуальное развитие молодежи // Социологические исследования. 2015. № 4.

11. Ильинский И.М. Образовательная революция. М., 2002.

12. Болонская декларация. URL: http://www. russia.edu.ru/information/legal/law/inter/bologna/

1. Beck U. What is globalization? Moscow,

2001. URL: http://refdb.ru/look/2033800-p16.html

2. Giddens E. Escaping the world: how globalization is reshaping our lives. Moscow, 2004.

3. Fedotova V.G., Kolpakov V.A., Fedotova N.N. Global capitalism: three grate transformation. Moscow, 2009.

4. Taskaev S. Globalization as a trend of the new time. Moscow, 2011.

5. Globalization and social institutions. Moscow, 2010.

6. Globalization. Society. Personality / ed. by I.V. Ershova. Arkhangelsk, 2014.

7. Mnatsakanyan M.O. Global peace and globalist worldview. Moscow, 2013.

8. Reutov E.V., Troshina T.V. Online practices and information preferences of the population // Sociological researches. 2015. № 4.

9. Dumnova E.M. Mentality and mentalité in socio-cultural space of the Russian youth existence. Novosibirsk, 2013.

10. Shapovalova I.S. The influence of Internet communications on the behavior and the intellectual development of youth // Sociological researches. 2015. № 4.

11. Ilinskiy I.M. Educational revolution. Moscow,

2002.

12. Bologna Declaration. URL: http://www. russia.edu.ru/information/legal/law/inter/bologna/

341

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.