Гамидова Наталья Владимировна
соискатель Адыгейского республиканского института гуманитарных исследований им. Т.М. Керашева
(e-mail: [email protected])
Роль социально-духовного фактора в формировании менталитета молодежи
В статье рассматривается значимость социально-духовных факторов, влияющих на формирование менталитета современной молодежи. Анализируется влияние философии, религии, права, молодежной субкультуры, образования, экологического воспитания, социальных ценностей и других факторов на трансформацию менталитета современной молодежи.
Ключевые слова: молодежный менталитет, молодежная субкультура, социально-духовные факторы, этика благоговения, конфигуративная культура, социальные ценности, протестный заряд.
N.V. Gamidova, Competitor of the Adyghe Republican Institute of Humanitarian Studies of T.M. Kerashev; e-mail: [email protected]
The role of social-spiritual factor in the formation of the mentality of youth
In the article meaningfulness of social-spiritual factors influencing on forming of mentality of modern youth is examined. Influence of philosophy, religion, law, youth subculture, education, ecological education, social values and other factors, having influence on transformation of mentality modern youth are analyzed.
Key words: youth mentality, youth subculture, social-spiritual factors, ethics of reverence, configurational culture, social values, protest charge.
Актуальность изучения влияния социально-духовного фактора на формирование молодежного менталитета обусловлена тем, что современное состояние российского общества отражает объективную необходимость рассматривать молодежь в качестве неотъемлемой составляющей социальной системы, выполняющей особую роль в социальном воспроизводстве.
Объект исследования - молодежная мен-тальность.
Предмет исследования - социально-духовные факторы, влияющие на формирование менталитета современной молодежи.
Цель статьи - обосновать значимость влияния социально-духовных факторов на формирование менталитета современной молодежи, выяснить и показать особенности молодежной ментальности как способа восприятия мира. В связи с этим ставятся следующие задачи: проанализировать влияние философии, религии, права и других факторов на молодежный менталитет (подробнее роль семьи, религии, языка рассматривается в других исследованиях автора). Данная проблема многогранна и дает возможность рассматривать различные аспекты формирования молодежного менталитета: исторический - Л.И. Гущина [1], К.Г. Чикаева [2]; филологический - О.Е. Павловская [3]; фи-
лософский, социологический - А.А. Ашхамахо-ва [4], Р.А. Ханаху, О.М. Цветков [5] и др.
В «Стратегии развития молодежи Российской Федерации на период до 2025 года» следующим образом характеризуется уровень духовности и нравственности современной российской молодежи: «Статистические и социологические данные позволяют сделать вывод о наличии в молодежной среде серьезных девиаций, ведущих к разрушительным социальным проявлениям: заметно снизился уровень общей культуры и нравственности детей и молодежи, 55% из них готовы преступать через моральные нормы для того, чтобы добиться успеха» [6]. Указывается важность формирования духовной культуры молодежи и воспитания у нее патриотических чувств, что позволит решить главные вопросы динамичности и стабильности развития нашего государства, обеспечения безопасности страны и сохранения ее суверенитета, возрождения уважительного отношения к своему государству, обществу, семейным ценностям, духовному наследию.
Большую роль в этом может сыграть философия. Философия может и должна способствовать формированию менталитета современной молодежи, чем она и занималась еще до нашей эры. Немецкий философ-гуманист, лауреат Нобелевской премии мира
191
А. Швейцер в качестве главной причины заката культуры вообще называл несостоятельность философии. Современное общество А. Швейцер характеризует как общество несвободного состояния и разобщенности людей. Рост достижений науки и техники создал такую организацию труда, при которой только специализация обеспечивает высокие экономические показатели. А. Швейцер приходит к выводу, что гибель культуры во многом определяется тем, что ее материальная составляющая развивается динамичней, чем духовная. А. Швейцер считает, что не материальные, а духовные ценности и идеалы являются руководством к действию человека в самосовершенствовании и улучшении социально-политических условий жизни всех народов мира. Ученый разработал этику благоговения перед жизнью, суть которой сводится к следующему: «Там, где я наношу вред какой-либо жизни, я должен ясно сознавать, насколько это необходимо. Я не должен делать ничего, кроме неизбежного, - даже самого незначительного. Этика благоговения перед жизнью заставляет нас почувствовать безгранично великую ответственность и в наших взаимоотношениях с людьми» [7, с. 317].
Другим важным элементом формирования молодежного менталитета является культура. Зависимость молодежной ментальности от характера культуры стала предметом исследования М. Мид, которая выделила разные типы культуры: «Разграничение, которое я делаю между тремя типами культуры - постфигуративной, где дети, прежде всего, учатся у своих предшественников, конфигуративной, где и дети и взрослые учатся у сверстников, и префигуративной, где взрослые учатся также у своих детей, - отражает время, в котором мы живем. Теперь мы вступаем в период, новый для истории, когда молодежь с ее префигура-тивным схватыванием еще неизвестного будущего наделяется новыми правами» [8, с. 322]. Согласно М. Мид чувство принадлежности к культуре удивительно устойчиво. Конфигура-тивная культура характеризуется тем, что в ней «преобладающей моделью поведения для людей, принадлежащих к данному обществу, оказывается поведение их современников». Кризис постфигуративной системы может возникнуть по различным причинам: как следствие катастрофы, уничтожающей население; в результате развития новых форм техники, неизвестных старшим; вслед за переселением в другую страну, где старшие всегда считаются иммигрантами; после обращения в новую веру; в результате революций, когда вводятся новые
стили жизни для молодежи. М. Мид пишет: «Переход к новому образу жизни, требующему приобретения новых умений и форм поведения, представляется более легким тогда, когда нет дедов, помнящих о прошлом, формирующих опыт растущего ребенка, закрепляющих непроизвольно все невербализованные ценности старой культуры. Отсутствие старшего поколения, как правило, означает и отсутствие замкнутых узких этнических общин. С физическим удалением поколения дедов и бабок из мира, в котором воспитывается ребенок, его жизненный опыт сокращается на поколение, а его связи с прошлым ослабевают. Когда этого поколения нет или когда оно потеряло власть, молодежь может сознательно игнорировать стандарты поведения старших или же быть безразличной к ним» [8, с. 350-351]. По мнению М. Мид, с развитием науки и техники в последнее время произошли необратимые изменения во взаимоотношениях между людьми, что привело к резкому разрыву между поколениями.
В современном обществе активизируется утрата нравственных ценностей, традиций и обычаев. Известный немецкий социолог, философ, историк, политический экономист М. Вебер пишет: «Судьба нашей эпохи с характерной для нее рационализацией и интеллектуализацией и прежде всего с расколдовыванием мира заключается в том, что высшие благороднейшие ценности ушли из общественной сферы или в потустороннее царство мистической жизни, или в братскую близость непосредственных отношений отдельных индивидов друг к другу» [9, с. 733-734]. Согласно М. Веберу ни искусство, ни наука, ни религия больше не могут помочь человеку, утратившему главные ориентиры. Но жить, ожидая новой культуры, бессмысленно. Необходимо жить дальше, обратить особое внимание на свою работу, на свое развитие.
В российском обществе наблюдается определенная экстремизация сознания представителей молодого поколения, когда при оценке ситуации преобладают радикализм и агрессия. «Экстремистское поведение присуще в основном поведению молодых. Это актуализирует проблему молодежного экстремизма и обусловливает необходимость изучения его природы, современных особенностей и главным образом возможностей эффективного противодействия данному феномену с акцентом на его профилактику» [10, с. 92-93]. Причины экстремизма в России имеют и социальные, и психологические корни. Социальные - это экономическая нестабильность, низкий уровень
192
жизни населения, коррупция, бездействие власти. Психологические корни обусловлены происходящей сегодня коренной ломкой стереотипов поведения, которые складывались веками и определялись культурой, менталитетом. В.И. Добрынина и Т.Н. Кухтевич в качестве характерных черт молодежного экстремизма называют следующие: проявление экстремизма на социально-психологическом уровне, повышенная эмоциональность, максимализм, правовая безответственность, нигилизм, национализм, религиозная нетерпимость, преобладание групповых форм [11, с. 9-10]. Многочисленные социологические исследования экстремизма в молодежной среде указывают необходимость его профилактики. Важнейшими институтами профилактики экстремистских установок молодежи являются государство, семья, система образования, СМИ, сфера культуры. Представляется необходимой разработка научной стратегии и тактики формирования менталитета современной российской молодежи для противодействия экстремизации сознания и поведения.
Первоочередной задачей сегодня является формирование здорового образа жизни в молодежной среде, что также является элементом общей культуры. В «Стратегии развития молодежи Российской Федерации на период до 2025 года» отмечается: «Деструктивные социальные процессы негативно отражаются на здоровье несовершеннолетних и молодежи» [6]. Так, О.А. Кислицына, анализируя состояние здоровья российской молодежи, отмечает, что детство современных подростков пришлось на годы, когда родителям не хватало времени и сил заниматься семьей, детям передался стресс, который пережили их родители в девяностые годы. Согласно данным О.А. Кислицы-ной по уровню суицидов среди юношей 15-19 лет Россия опережает большинство европейских стран [12, с. 103]. Причинами самоубийств и убийств эксперты называют невозможность самореализации и употребление алкоголя.
Катастрофической проблемой является распространение наркомании в молодежной среде. По этой проблеме О.А. Кислицина пишет: «Точной численности наркозависимых не знает никто. Если официально в стране зарегистрировано более 600 тысяч наркозависимых, то их число, рассчитанное по методике ООН, в несколько раз больше - 2,5 млн человек. Из них молодежь до 30 лет составляет более 1,5 млн человек, 80% из которых имеют опийную зависимость. Среди старшеклассников опыт употребления наркотиков имеют 1-13%,
среди студенчества до 30%. Средний возраст приобщения к наркотикам - 15-17 лет, при этом резко увеличивается распространение употребления наркотиков среди детей 9-13 лет. Ежегодно в стране погибают свыше 100 тыс. наркоманов, причем 8-10 тыс. умирают от передозировки» [12, с. 111].
Общая духовная атмосфера, царящая в российском обществе, не может не влиять на молодежную ментальность. Исследователи отмечают рост недоверия между людьми в постсоветское время. П.М. Козырева пишет: «Отмечается, что российское общество остается внутренне разобщенным, раздробленным. Граждане испытывают серьезные проблемы с коллективной идентичностью - их объединяет немногое: нет ни общей идеологии, ни общих целей, ни общих интересов. Количество респондентов, считающих, что во времена Советского Союза можно было доверять большинству людей, почти в 2,5 раза превосходит количество лиц, склонных доверять большинству сограждан сегодня (37,4% против 15,2%). Всего лишь 43% россиян не опасаются других людей» [13, с. 66-67].
Таким образом, все перечисленные факторы влияют на формирование менталитета современной молодежи и дают толчок для созерцания картины мира с отрицательной точки зрения, это приводит к тому, что современная молодежь находит самовыражение, реализацию своего «Я», понимание современной действительности в создании субкультур. Особую опасность для современного общества представляет скиндвижение в его националистическом варианте. Е.Л. Омельченко пишет: «Идеология российского скиндвижения в ее националистическом варианте базируется на жестких постулатах: защите "чистоты" расы/ нации, строгом следовании патриархальному укладу семейной и государственной жизни, власти и авторитете физической силы, моральном превосходстве титульной нации, настоящей, правильной мужественности, активном насилии по отношению к "другим"» [14, c. 61].
Социологические исследования, проведенные в молодежной среде, выявили кризис ценностной системы, отсутствие четких правил, принципов и императивов, характеризующих современный российский молодежный менталитет. С.Л. Арутюняном было проведено социологическое исследование среди студентов МГУ им. М.В. Ломоносова для определения особенностей их правосознания. Результаты исследования показали следующее: чтобы материально лучше жить, готовы совершить убийство
193
4% опрошенных, брать взятки 49%, не платить налоги 70,7% [15, с. 80]. Для выяснения состояния правового менталитета молодежи, ее ценностных ориентаций нами было проведено социологическое исследование, в котором приняли участие 264 студента Кабардино-Балкарского государственного университета, 147 студентов Кубанского государственного аграрного университета, а также 152 курсанта Краснодарского университета МВД России. На вопрос: «Как вы относитесь к нарушению закона ради достижения собственной цели в жизни?» мы получили следующие результаты: 7% студентов КБГУ и 11% студентов Краснодара готовы нарушить закон; относятся безразлично 10,5% студентов КБГУ и 12% студентов столицы Кубани; отрицательно - 50,9% студентов КБГУ и 54% студентов Краснодара; затруднились ответить -31,6% студентов КБГУ и 23% краснодарских студентов. Получается, что только около половины студентов отрицательно относятся к нарушению закона, что говорит о низкой правовой культуре современной молодежи. Для улучшения ситуации нужна целенаправленная совместная деятельность государства, школ, вузов и общественных организаций по передаче правовых знаний и опыта молодежи в целях формирования у нее позитивных правовых ценностей и установок.
В чем причина молодежной преступности? Основные причины молодежной преступности носят экономический характер: поляризация доходов, безработица, низкий уровень жизни, также следует отметить социальную несправедливость. Видя социальную несправедливость, осознавая невозможность достижения своих целей легально, в погоне за лучшей жизнью молодые люди могут стать членами криминальных организаций.
1. Гущина Л. И. Формирование и предпринимательская деятельность крупной буржуазии Кубанской области и Черноморской губернии в эпоху империализма (конец XIX в. - 1913 г.): дис.... канд. ист. наук. Ростов н/Д, 1985.
2. Чикаева К. Г. Дворянская организация Северного Кавказа и ее предводители. Краснодар, 2010.
3. Павловская О.Е. Понятийные аспекты термина «стиль» в культурологии // Культурная жизнь Юга России. 2005. № 4.
4. Ашхамахова А.А. Природа. Культура, Менталитет. Краснодар, 2003.
5. Ханаху Р.А., Цветков О.М. Некоторые типологические характеристики традиционной культуры адыгов (к проблеме ментально-
Важно учитывать, что существенное влияние на уровень преступности оказывает уровень образования. Дополнительный год образования ведет к падению уровня преступности на 8-10%. С.Г. Ивченков и Н.П. Ив-ченкова по этому вопросу пишут: «Люди с высшим имеют больше шансов и возможностей для достижения своих целей законным путем. Специалисты отмечают, что за последние несколько лет появилась тенденция к увеличению количества преступников, имеющих только начальное образование. Зафиксировано также увеличение количества безграмотных преступников. Однако сегодня доступ в высшие учебные заведения малоимущим слоям населения практически закрыт» [16, с. 29]. Безусловно, уровень преступности во многом зависит от уровня образования, хотя преступления совершают и высокообразованные молодые люди, мы не разделяем мнение авторов о невозможности получения высшего образования для малоимущих слоев населения.
В заключение можно сказать, что молодежь является самой уязвимой, нестабильной социальной группой, наиболее впитывающей негативные социокультурные явления. Утрачиваются ценности труда, гуманизма, толерантности, и в то же время появляется нетерпимость к чужому мнению, другим взглядам и идеям. Основным источником этих явлений выступает кризисное состояние современного российского общества. Традиционные социальные ценности утрачивают свое практическое значение. В результате происходит непризнание социальных норм, обесценивание права, что является реальным проявлением изменения молодежного менталитета.
1. Gushchina L.I. The formation and business activities of the big bourgeoisie of Kuban region and Black sea governorate in the age of imperialism (the end of the XIX century - 1913): diss.... Master of History. Rostov-on-Don, 1985.
2. Chikaeva K.G. Noble organization of the North Caucasus and its leaders. Krasnodar, 2010.
3. Pavlovskaya O.E. Conceptual aspects of the term «style» in cultural studies // Cultural life of the South of Russia. 2005. № 4.
4. Ashkhamahova A.A. Nature. Culture. Mentality. Krasnodar, 2003.
5. Khanakhu R.A., Tsvetkov O.M. Some typological characteristics of the traditional culture of the Adyghes (the mental problem) // Philosophy and sociology. 1996. № 4. P. 44-60.
194
сти) // Философия и социология. 1996. № 4. С. 44-60.
6. Стратегия развития молодежи Российской Федерации на период до 2025 года // Интернет-портал «Российской газеты». URL: https://02.mvd.ru/news/item/224837
7. Швейцер А. Культура и этика. М., 1973.
8. Мид М. Культура и мир детства. М., 1955.
9. Вебер М. Наука как призвание и профессия // Вебер М. Избр. произведения. М., 1990.
10. Некрасова Е.В. Молодежный экстремизм и основные направления его профилактики в современном российском обществе // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 18: Социология и политика.
2012. № 3.
11. Добрынина В.И., Кухтевич Т.Н. Сущность и причины молодежного экстремизма // Экстремизм в молодежной среде: теоретические и практические аспекты. М., 2007.
12. Кислицына О.А. Состояние здоровья российской молодежи // Народонаселение.
2013. № 2.
13. Козырева П.М. Доверие в российском обществе: противоречивые тенденции // Философские науки. 2012. № 4.
14. Омельченко Е.Л. Скинхед-идентичность в локальном контексте: гомосоциальность, интимность и тело бойца // Этнографическое обозрение. 2014. № 1.
15. Арутюнян С.Л. Правосознание студентов МГУ им. М.В. Ломоносова: отдельные показатели социально-криминологического анализа // Вестн. Моск. ун-та. Сер. «Право». 2000. № 1.
16. Ивченков С.Г., Ивченкова Н.П. Проблема идентификации и маргинализации современной российской молодежи // Социология жизни: преемственность и развитие исследовательских традиций. Саратов, 2010.
6. Strategy of development of youth of the Russian Federation for the period until 2025 // Internet-portal of the «Russian newspaper». URL: https://02.mvd.ru/news/item/224837.
7. Schweitzer A. Culture and ethics. Moscow, 1973.
8. Mead M. Culture and world of childhood. Moscow, 1955.
9. Weber M. Science as a vocation and a profession //Weber M. Sel. works. Moscow, 1990.
10. Nekrasova E. V. Youth extremismandthemain directions of its prevention in the modern Russian society // Bull. of Moscow University. Ser. 18: Sociology and policy. 2012. № 3.
11. Dobrynina V.I., Kukhtevitch T.N. The nature and causes of youth extremism // Extremism in the youth environment: theoretical and practical aspects. Moscow, 2007.
12. Kislitsina O.A. Condition of health of Russian youth // Population. 2013. № 2.
13. Kozyreva P.M. Trust in Russian society: contradictory trends // Philosophical sciences. 2012. № 4.
14. Omelchenko E.L. Skinhead-identity in the local context: homosociality, intimacy and the body of a fighter // Ethnographic review. 2014. № 1.
15. Arutyunyan S.L. The legal consciousness of students of Moscow state university of M.V. Lomonosov: selected indicators of socio-criminological analysis // Bull. of Moscow university. Ser. «Law». 2000. № 1.
16. Ivchenkov S.G., Ivchenkova N.P. The problem of identification and marginalization of modern Russian youth // Sociology: continuity and development of research traditions. Saratov, 2010.
195