Научная статья на тему 'Молодежь в эпоху глобализации'

Молодежь в эпоху глобализации Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
2587
318
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Власть
ВАК
Ключевые слова
МОЛОДЕЖЬ / ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / ГЛОБАЛЬНАЯ ИНФОРМАТИЗАЦИЯ / КУЛЬТУРА / ВЕСТЕРНИЗАЦИЯ / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ РАЦИОНАЛЬНОСТЬ / YOUTH / GLOBALIZATION / GLOBAL INFORMATIZATION / CULTURE / WESTERNIZATION / ECONOMIC RATIONALITY

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Положенцева Ирина Вениаминовна

В статье рассматриваются процессы глобализации в контексте трансформации национального сознания современной российской молодежи. Молодые люди во всех странах представляют собой основной стратегический ресурс нации, являются главными проводниками социально-экономического и технического прогресса, передовых идей глобализации. Их творческое воображение, идеалы и энергия имеют важное значение для обеспечения постоянного движения общества вперед.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

YOUTH IN THE AGE OF GLOBALIZATION

The article deals with the processes of globalization in the context of the transformation of the national consciousness of modern Russian youth. Young people in all countries are the main strategic resource of the nation, are the main conductors of socio-economic and technological progress, advanced ideas of globalization. Their creative imagination, ideals and energy are essential to ensure that society continues to move forward.

Текст научной работы на тему «Молодежь в эпоху глобализации»

2 019' 0 4

ВЛАСТЬ

83

УДК 316.4

ПОЛОЖЕНЦЕВА Ирина Вениаминовна — кандидат экономических наук, доцент кафедры педагогики и психологии профессионального образования Московского государственного университета технологий и управления им. К.Г. Разумовского (ПКУ) (109004, Россия, г. Москва, ул. Земляной Вал, 73; vipperh@yandex.ru)

МОЛОДЕЖЬ в ЭПОХУ ГЛОБАЛИЗАЦИИ

Аннотация. В статье рассматриваются процессы глобализации в контексте трансформации национального сознания современной российской молодежи. Молодые люди во всех странах представляют собой основной стратегический ресурс нации, являются главными проводниками социально-экономического и технического прогресса, передовых идей глобализации. Их творческое воображение, идеалы и энергия имеют важное значение для обеспечения постоянного движения общества вперед. Ключевые слова: молодежь, глобализация, глобальная информатизация, культура, вестернизация, экономическая рациональность

Феномен глобализации современного мира охватывает сегодня не только экономику и предпринимательскую деятельность, но и политическую, социальную сферы практически всех стран мира. Настоящее время отличается трансформацией всей экономической и общественной жизни, где наибольшую ценность приобретает информация. Огромные возможности процессов обработки, накопления и передачи информации, возникшие в результате слияния информационной и коммуникационной технологий, - ключевой аспект глобализации. Данные технологии являются своеобразным строительным фундаментом глобализации, во многом обеспечивая возникновение и дальнейшее развитие политико-экономико-культурных тенденций. Таким образом, под глобализацией следует понимать интенсификацию социальных отношений, которая связывает различные страны, народности. В результате формируется глобалистское мировоззрение (которое у молодежи во всем мире проявляется более активно, чем у других демографических групп).

Процесс глобализации объективен и, безусловно, имеет ряд положительных сторон. В то же время, как и любому явлению, ему присущи очевидные минусы, которые уже с конца 1990-х гг. заметно усилили настроения против глобализации, иногда называемые глобофобией.

Английский социолог Э. Гидденс отмечает, что глобализация - это не один процесс, а сложное сочетание целого ряда процессов. «Развиваются они противоречиво или даже в противоположных направлениях. Большинство людей считает, что глобализация - это когда полномочия и влияние просто выхватываются из рук местных сообществ и государств и переносятся на международный уровень. Действительно, одно из ее последствий состоит именно в этом. Суверенные государства утрачивают часть экономических полномочий, которыми они прежде обладали. Но глобализация приводит и к противоположному результату» [Гидденс 2004: 23-36].

Главная проблема культурной глобализации заключается в том, приводит ли она к культурному единообразию или к новым различиям. По этому вопросу нет единой точки зрения. Ряд исследователей пишут об американизации, европеизации культуры, считают, что западная культура с ее экономической рациональностью уже доминирует во многих странах. «Происходит культурная и социальная революция, являющаяся следствием экономической глобализации, - говорит диктор «Си-эн-эн». - Служащий в Америке затронут этим в той же мере, что и человек на улице Москвы или менеджер в Токио. Это означает:

то, что мы делаем в Америке и для Америки, имеет силу повсюду в мире. Наши новости - это глобальные новости». Культурный аспект глобализации связывают с экспансией культуры западного образца, что ведет к потере большинством государств национальной культуры и самобытности [Бек 2001].

Отечественные исследователи полагают, что происходит трансформация национального сознания современной российской молодежи под влиянием процесса вестернизации. «Молодежь России оказалась совершенно беззащитной перед натиском американской массовой культуры, насаждающей в сознание подрастающего поколения культ наживы, насилия, разврата, наркомании. Наиболее восприимчивой к суррогатной западной продукции оказалась молодежь в силу недостаточности жизненного опыта, несформированности вкусов, ценностных ориентаций» [Гамидова 2016]. Действительно, нельзя отрицать, что среди современной российской молодежи наблюдается факт принятия западной культуры, выраженный в предпочтении западной музыки, фильмов, стиля одежды.

В сегодняшней ситуации мы видим процесс не только объективного, но и сознательного, управляемого нарушения идентификационных границ России со стороны Запада. Но «глобализм - феномен именно цивилизации, но не культуры (о принципиальном различии между которыми говорил О. Шпенглер), ибо содержанием процессов глобализации стало отсутствие культурного содержания... Однако цивилизацию и культуру разделяет не пресловутый один шаг, а принципиально разное соотношение информационных по своей сути и структуре предмета и объекта» [Андреев, Кащенко, Юлина 2019: 87]. То есть, сама цивилизация есть предмет (форма), объектом (содержанием) которого должна стать культура, культурные ценности, идентификация, менталитет. Более того, «глобализация является причиной возрождения местной культурной идентичности во многих регионах мира. <...> Местный национализм оживляется в ответ на глобализационные тенденции, на ослабление контроля со стороны традиционного государства» [Гидденс 2004]. Здесь возникает вопрос, становится ли процесс «вестернизации» сознания и образа жизни российской молодежи кардинальным, полностью меняющим ее менталитет. Опыт работы в университете позволяет нам ответить на этот вопрос отрицательно. Мы полагаем, что благодаря фундаменту российской культуры в эпоху глобализации молодежь сохранит основы российского менталитета и российской культурной идентичности.

Молодежь является составляющей частью любого общества и в эпоху глобализации в первую очередь сталкивается с ее вызовами. Глобальные проблемы человечества, реальные процессы и формы глобализации имеют, прежде всего, молодежное измерение. Именно молодежь страдает от экономических и социальных кризисов, гибнет в огне конфликтов. Молодежь в первую очередь должна освоить новую планетарную этику и научиться жить на ее основе. Именно вступающее в самостоятельную жизнь поколение должно осознать и реализовать идеи культуры мира, придать глобализации социальную ориентацию.

Известно, что в любом государстве молодое поколение выполняет особые социальные функции: наследует достигнутый уровень развития общества и государства; является главным объектом образования и воспитания, социализации и адаптации; выступает ведущим субъектом социальных перемещений и экономической мобильности; несет функцию социального воспроизводства, отвечает за жизнь предшествующих поколений, за сохранение и преемственность развития общества. Молодые люди во всех странах представляют собой основной стратегический ресурс нации, являются главными проводниками социально-экономического и технического прогресса, передовых идей глоба-

2019'04

ВлАсть

85

лизации. Их творческое воображение, идеалы и энергия имеют большое значение для обеспечения постоянного движения общества вперед. В эпоху глобализации молодежь как наиболее динамичная часть населения стремится быстрее других освоить и использовать коммуникационные и интеграционные технологии будущего, развивать международные связи с помощью Интернета.

Начиная с середины прошлого столетия, ООН проводит целенаправленную молодежную политику, основная цель которой - привлечение внимания молодежи и молодежных организаций к глобальным проблемам человечества, приглашение к широкому участию в общественной жизни на национальном уровне и во всемирном масштабе, создание условий для расширения сотрудничества между местными и международными молодежными организациями, занимающимися проблемами устойчивого развития. Во многих европейских государствах государственная молодежная политика реализуется исходя из этого положения. Формы ее проведения различны, однако общей тенденцией является широкое привлечение общественных организаций, а также активное участие федеральных и региональных органов в решении проблем различных категорий молодежи. В большинстве европейских стран молодежная политика призвана содействовать молодым людям в становлении их жизненного пути, в т.ч. в обеспечении занятости и гражданского участия молодых людей. В ряде стран молодежная политика рассматривается как часть стратегии социально-экономического развития. Такой подход к молодежной политике имеет конечной целью социальное развитие молодых людей, их привлечение к сознательному и активному участию в жизни общества и государства.

Несмотря на различия в структурной организации молодежной политики, в большинстве стран наблюдается относительное единообразие при выделении основных приоритетов, что также свидетельствует о глобализационных трендах в современном мире. К основным направлениям деятельности, определенным международным сообществом, относятся образование, занятость, голод и нищета, здравоохранение, экология, злоупотребление наркотическими средствами, жилищная проблема, преступность среди молодежи, организация досуга, гендерная политика, а также полное и эффективное участие молодежи в жизни общества и процессе принятия решений. Тенденцией последних лет явилось расширение молодежного международного сотрудничества, развитие межкультурного диалога, приверженность молодежи к ненасильственным средствам разрешения конфликтов и споров на всех уровнях.

В ряде исследований отмечается рост внимания в мире к молодежным проблемам, который выражается в повышении роли государства в поддержке развития молодежи; укреплении инфраструктуры учреждений молодежной политики; организации досуга молодежи и профилактике правонарушений и наркозависимости; обеспечении гражданского, духовно-нравственного и творческого развития молодежи. Однако формы и методы работы с молодежью разнообразны, объем участия государства в молодежной политике различается. И действительно, с одной стороны, объектом молодежной политики выступает государство, а с другой - негосударственные институты. Высокая роль государства в молодежной политике обусловлена желанием повысить эффективность социализации молодежи, укрепить в ней осознание необходимости соблюдать социальные нормы, но одновременно государство стремится распространить свои идеологические и идейные принципы, на которых держится государственная власть. Это вполне естественно и может дать социально положительный результат. К негосударственным организациям, которые проводят молодежную политику, чаще всего относят политические партии, общественные движения и религиозные организации.

В странах Европы и Америки активны молодежные организации политических партий различных политических направлений. Действуют многочисленные молодежные организации, патронируемые религиозными организациями. Так, в католических странах существуют молодежные организации, создаваемые епархиями (диоцезами) или монашескими орденами. Активную позицию в этом отношении проявляют протестантские церкви: молодежные организации при лютеранских (Народная церковь - Дания; церковь Норвегии и др.), англиканских (церковь Англии, церковь Ирландии и др.), баптистских, методистских церквях (прежде всего в США). Большое число молодежных организаций возникают на базе общественных организаций, выступающих против негативных сторон глобализационного процесса, и даже откровенно антиглобалистских.

Для России характерна высокая активность государства в молодежной политике, а для стран Европы и Америки - негосударственных организаций. в то же время в нашей стране, кроме организаций, патронируемых государством (например, Российское движение школьников), действуют также молодежные организации различных политических партий; волонтерские молодежные организации, патронируемые Русской православной церковью (например, «Православные добровольцы»), образовательными учреждениями; экологические организации и др.

Несмотря на возникающие трудности, молодое поколение во многих странах мира стремится глубже понять процесс глобализации, объединить возможности, опыт и знания разных народов, найти свое место в решении глобальных проблем современности.

Список литературы.

Андреев А.Н., Кащенко Т.Л., Юлина Г.Н. 2019. Глобализация как литературное явление. - Власть. Т. 27. № 1. С. 86-90.

Бек У. 2001. Что такое глобализация? (пер. с нем. А. Григорьева, В. Седельника; общ. ред. и предисл. А. Филиппова). М.: Прогресс-Традиция. 304 с.

Гамидова Н.В. 2016. Глобализация и менталитет молодежи. - Общество и право. Вып. 2(56). С. 337-341.

Гидденс Э. 2004. Ускользающий мир: как глобализация меняет нашу жизнь (пер. с англ.). М.: Весь Мир. 120 с.

POLOZHENTSEVA Irina Veniaminovna, Cand.Sci. (Econ.), Associate Professor of the Chair of Pedagogy and Psychology of Vocational Education, K.G. Razumovsky Moscow State University of Technologies and Management (the First Cossack University) (73Zemlyanoi Val St, Moscow, Russia, 109004; vipperh@yandex.ru)

YOUTH IN THE AGE OF GLOBALIZATION

Abstract. The article deals with the processes of globalization in the context of the transformation of the national consciousness of modern Russian youth. Young people in all countries are the main strategic resource of the nation, the main conductors of socio-economic and technological progress, advanced ideas of globalization. Their creative imagination, ideals and energy are essential to ensure that society continues to move forward. Keywords: youth, globalization, global informatization, culture, westernization, economic rationality

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.