«Великая Отечественная Война», «Ясско-Кишиневская операция», конкурсы творческих работ: «Моя семья», «Никто не забыт», «Что такое хорошо и что такое плохо». Много лет студенты техникума являются волонтерами в Детском доме г. Тирасполь. Работа предполагает проведение досуговых акций, раздачу подарков и др.
Процесс духовно-нравственного роста, самопознания и формирование морально-этических норм поведения подростков является продолжительным, требующим терпения и самоотдачи педагога, направленный на эффективное построение системы воспитания православной культуры. От того сможет ли педагог не дезертировать с «поля битвы», которым является душа подростка, зависит наш завтрашний день, будущее молодого поколения. Восстановление традиций, культурной базы, включающей такие обязательные качества, как, чувства благодарности, дружелюбия, ответственности, честности, трудолюбия и милосердия, сможет возродить духовно здоровое и нравственно устойчивое общество.
Список литературы:
1. Власова Е.И., Петракова Т.И. Преподавание основ православной культуры в общеобразовательной школе как фактор формирования национального самосознания // Интернет ресурс проекта «Вера и время».
2. Выступление Святейшего Патриарха Кирилла на открытии XVIII Международных Рождественских чтений.
3. Молчан Э.М. Диалогический аспект в формировании духовно-нравственных ценностей старшеклассников: автореф. дис. ... к. п. н. / Брянский государственный университет им. академика И. Г. Петровского. - Смоленск, 2008.
4. http://festival.1september.ru.
РОЛЬ МОЛОДЕЖИ В ГЛОБАЛИЗИРУЮЩЕМСЯ МИРЕ
© Яшкова Т.А.*
Институт экономики, управления и права Российского государственного гуманитарного университета, г. Москва
В статье представлен краткий анализ зарождения и становления глобализации в мировом сообществе, исследуются основные понятия данного процесса, его критерии, а также раскрывается понятие «планетарной глобализации». Автор рассматривает естественную гуманитарную
* Профессор кафедры Государственного и муниципального управления, доцент.
культурную глобализацию. Раскрывается важность как интеграционных, так и дезинтеграционных процессов в мировом сообществе. Главной движущей силой любого мирового процесса выступает молодежь. В современных условиях возникает неподдельный научный интерес к проблеме современной молодежной политики.
Ключевые слова глобализация, планетарная глобализация, антиглобализм, трансформация, геоцивилизация, молодежь, интернет, информационное пространство, процесс.
Единого мнения среди ученых о том, когда начался процесс глобализации, не существует. Одни исследователи полагают, что процесс глобализации начался в XX веке, другие относят его к эпохе Великих географических открытий, третьи - еще к более раннему времени, четвертые связывают этот процесс исключительно с новейшими достижениями научно-технической революции. Рассмотрим комплексное определение этого сложного явления, данное В. Михайловым: «Глобализация- это:
- становление общемирового финансово-экономического пространства рынка общепланетарного масштаба;
- постиндустриальная стадия развития стран и появление общемирового информационного пространства на базе новейших компьютерных и медиа-технологий;
- гомогенизация и универсализация мира;
- попытки повсеместного распространения единой системы ценностей неолиберального толка;
- политически востребованная концепция становления однополярно-го мира и формирования нового мирового порядка» [4, с. 217-218].
Согласно исследователю Б. Бади, глобализация - это постоянно идущий исторический процесс, подразумевающий гомогенизацию и универсализацию мира, а также разрушение национальных границ [3, с. 156].
Иноземцев В.Л. выдвигает и обосновывает следующее понимание: «То, что называют «глобализацией», - пишет он, - это консолидация развитых стран в их противостоянии остальному миру» [1, с. 14]. Столь же важным, по мнению автора, является и выделение В.Л. Иноземцевым того факта, что «первый мир» в ходе глобализации не только раскрывается перед остальным миром, но и в известной мере закрывается от него.
Трансформация современного мира ознаменовалась появлением серьезного фактора в современной политике, каковым является глобализация, охватывающая сегодня различные стороны жизни мирового сообщества. Многие считают ее генеральной линией развития, новой эрой в истории человечества. К примеру, в отчете Всемирного банка за 1999-2000 гг. глобализация названа «доминирующим мировым процессом».
Однако, по мнению автора, точнее сказать, что в обще планетарном масштабе происходит двуединый процесс, включающий противоположные
тенденции. С одной стороны, имеются центростремительные (интеграционные) процессы, объединяющие людей и народы планеты, с другой - центробежные (дезинтеграционные).
Другими словами, человеческий мир и объединяется, и разъединяется одновременно. К примеру, торговля и средства коммуникации все более сближают страны и народы. Но, в то же время, углубляются линии цивили-зационно-культурных разломов, укрепляется внутренняя геоцивилизацион-ная интеграция (внутри стран и народов геоцивилизаций - западной, исламской, конфуцианско-буддистской, латиноамериканской и др.), усиливается соперничество цивилизаций между собой в отстаивании и распространении своих ценностей - культурных, экономических, технологических. В данном случае логичнее говорить о внутрицивилизационной глобализации.
И все же, планетарная глобализация не просто имеет место, но является, пожалуй, ключевым процессом начала XXI столетия. Об этом свидетельствует то внимание, которое оказывается данному явлению. Создаются теории и концепции, издается масса научной литературы, проводятся национальные и международные конференции, свои оценки дают лидеры государств, тема глобализации обсуждается в мировых и региональных политических и экономических институтах. Наконец, образовалось и активно действует антиглобалистское движение, манифестации которого собирают одновременно сотни тысяч участников и имеют мировой масштаб.
Как считает автор, следует различать естественную, гуманитарную или культурную глобализацию с тем, что сегодня часто считают глобализацией -процесс, управляемый политическими, финансовыми и экономическими субъектами - сильными мира сего - с целью реализации, как правило, своих меркантильных интересов.
Современная глобализация, о которой, собственно говоря, и идет речь, больше напоминает вестернизацию мира и почти неприкрытое получение развитыми странами и транснациональными компаниями (ТНК) многократных выгод от участия в глобализационных процессах, гораздо больших, чем остальные участники.
Как известно любой процесс - последовательная смена состояний, развитие действий, а как известно у каждого процесса имеется мощная сила -это молодежь. В условиях глобализации молодые люди выступают носителями новых ценностей, моделей поведения и культурных образцов, инте-риоризирующихся последующими поколениями. Это позволяет рассматривать молодежь как потенциал развития общества.
«Что представляет собой современная молодежь? - ставит вопрос немецкий исследователь Ф. Тенбрук. Результат неожиданных комбинаций различных общественных процессов или выражение культурной стагнации?» И отвечает: «Феномен современной молодежи является следствием сознательной социальной политики, преднамеренных общественных действий, а не спонтанного общественного развития» [7, с. 29-44].
Отсюда, кстати, и неподдельный научный интерес к этой проблеме. Поскольку практически каждое новое поколение молодежи вписывает новые, в значительной степени оригинальные страницы в летопись отношений молодежи и старших поколений, молодежи и государства, а также обнаруживает своеобразие процесса собственной социализации, исследователи вновь и вновь вынуждены переосмысливать данную проблематику.
Основными приоритетами современной молодежи является:
- приобщение к литературе и искусству;
- высшее образование;
- способность к нравственному выбору;
- профессионализм;
- восприимчивость к природе, человеку и ко всему живому;
- профессиональный кругозор.
Данный список говорит о том, что интегративный для молодежи признак культурного человека - его гармоническое развитие.
По словам Л. Фейхтвангера, молодежь является поистине сильнейшей статьей актива Советского Союза. Во многом это результат заботы государства. «Эта молодежь распространяет вокруг заражающее чувство силы и счастья. Глядя на нее, понимаешь веру советских граждан в свое будущее, веру, которая помогает им не замечать недостатков настоящего» [5, с. 9].
Как же на самом деле уживается молодежь и глобализация в целом?
Во-первых, огромным достижением глобализации считается развитие мировой информационной сети - Интернета. Молодежью, как основным пользователем, Интернет признается самым выдающимся источником информации. Молодые люди наиболее восприимчивы и легко осваивают различные технические нововведения. Для них пользование Интернетом является таким же признаком «символического потребления» и «жизненного комфорта» как собственный автомобиль или путешествие за границу. В 65 % случаев они обращаются к Интернету для удовлетворения не когнитивных или профессиональных потребностей, а других, прежде всего, досуговых целей [6].
При этом существуют также и негативные последствия Интернета. Виртуальные чувства дружбы и любви требуют от молодых людей несравненно меньших моральной ответственности и материальных затрат, чем в реальной жизни. Это ведет к различным видам «интернет-зависимости». Интернет открывает доступ к таким негативным явлениям, как порнография, облегчает поиск наркотиков, формирует различные психические патологии у пользователей. Кроме того, в киберпространстве имеют место компьютерная преступность, вандализм, другие негативные явления. В свою очередь, человек, сидящий в интернет - сетях, становится зависим от виртуальной жизни и не может общаться с близким кругом людей. Растут предпосылки отчуждения человека в общественной среде.
Во-вторых, наибольшая опасность в процессах глобализации заключается в построении культуры, о которой никто не может сказать: «Это моя культура». Тем самым строится «ничья» культура, у нее нет субъекта, за нее никто не несет ответственности. Поэтому она может быть какой угодно: бездуховной, низкой, злобной, разрушающей. Если эта культура ничья, то никто не обязан овладевать ею, развивать ее, улучшать ее. Она превращается в набор формализованных реакций на проблемные ситуации и перестает выполнять свою сущностную функцию: понимание человеком окружающего мира, придание смысла его жизни и бытия. Вследствие этого в молодежной культуре начинает доминировать склонность к единообразию [2].
В-третьих, существует тесная взаимосвязь образования и глобализации. Как известно, 19 сентября 2003г. на конференции министров образования, проходившей в Берлине, наша страна присоединилась к Болонскому процессу. Создание единого европейского образовательного пространства предполагает развитие академической мобильности студентов, являющейся одной из важнейших сторон процесса интеграции российских вузов и науки в международный образовательный процесс. В последние годы академический обмен стал неотъемлемой частью жизни практически любого российского университета. Академическая мобильность - это реальный шанс окунуться в студенческую жизнь другой страны, понять её культуру, ценности, взгляды на жизнь, изучить новые дисциплины, пробрести незаменимый жизненный опыт, приподнять свой образовательно-научный статус.
Из-за глобализации становится актуальной проблема взаимодействия языков. Наряду с широким применением единого общепринятого разговорного языка - английского - студенты осваивают другие иностранные языки. Межкультурное взаимодействие, возникающее вследствие межстрановых университетских перемещений студентов, способствует обогащению духовных ценностей молодежи, росту интереса к другим культурным традициям, религиям, воспитывает терпимость к другим этносам и народам [2].
Итак, глобализация по-разному влияет на изменение ценностей молодежи и не всегда носит позитивный характер. Вместе с тем она способствует активному вовлечению молодёжи в процесс трансформации мировой системы, играет важную роль в формировании единого политического, экономического и социокультурного пространства. Принимая вызовы технологической революции, молодёжь не только играет важную роль в экономической жизни, но и изменяет характеристики цивилизационной и социокультурной среды. Благодаря глобализации в молодежной среде нарастает политическая либерализация общественного сознания, расширение круга социальной терпимости и плюрализм политических и общественных взглядов.
Подводя итоги, хотелось бы отметить, что глобализация и молодежь являются взаимодополняющими политическими процессами. Глобализация заставляет подчиняться новым «правилам игры», а носителем этих «игр»
является молодежь. Так что между понятиями глобализация и молодежь можно поставить знак равенства.
Список литературы:
1. Иноземцев В.Л. Открытое общество за закрытыми границами // НГ -Сценарии. - 2001, 06 октября.
2. Косиченко А.Г. Национальные культуры в процессе глобализации [Электронный ресурс] // Электронный инфор-мационно-аналитический бюллетень. - № 8, 9. - Режим доступа: www.orda.kz.
3. Цит. по: Лебедева М.М. Формирование новой политической структуры мира и место России в ней // Мегатренды мирового развития. - М., 2001. -С. 156.
4. Михайлов В. Глобализация - объективный фактор развития современного мира // Безопасность Евразии. - 2004. - № 1. - С. 217-218.
5. Фейхтвангер Л. Москва 1937 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://royallib.ru/book/feyhtvanger_lion/moskva_1937.html.
6. Формирование общества, основанного на знаниях. - М., 2003.
7. Tenbruck F.H. Yugent: jeselischftliche lage oder gesellschaft - liches Versagen? // Yugend und Jessellschaft: Realitats - beweltingung, Krisen und auswege. - Stuttgard, 1986.