Научная статья на тему 'Роль молодежи в глобализирующемся мире'

Роль молодежи в глобализирующемся мире Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
297
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / ПЛАНЕТАРНАЯ ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / АНТИГЛОБАЛИЗМ / ТРАНСФОРМАЦИЯ / ГЕОЦИВИЛИЗАЦИЯ / МОЛОДЕЖЬ / ИНТЕРНЕТ / ИНФОРМАЦИОННОЕ ПРОСТРАНСТВО / ПРОЦЕСС

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Яшкова Т.А.

В статье представлен краткий анализ зарождения и становления глобализации в мировом сообществе, исследуются основные понятия данного процесса, его критерии, а также раскрывается понятие «планетарной глобализации». Автор рассматривает естественную гуманитарную культурную глобализацию. Раскрывается важность как интеграционных, так и дезинтеграционных процессов в мировом сообществе. Главной движущей силой любого мирового процесса выступает молодежь. В современных условиях возникает неподдельный научный интерес к проблеме современной молодежной политики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Роль молодежи в глобализирующемся мире»

«Великая Отечественная Война», «Ясско-Кишиневская операция», конкурсы творческих работ: «Моя семья», «Никто не забыт», «Что такое хорошо и что такое плохо». Много лет студенты техникума являются волонтерами в Детском доме г. Тирасполь. Работа предполагает проведение досуговых акций, раздачу подарков и др.

Процесс духовно-нравственного роста, самопознания и формирование морально-этических норм поведения подростков является продолжительным, требующим терпения и самоотдачи педагога, направленный на эффективное построение системы воспитания православной культуры. От того сможет ли педагог не дезертировать с «поля битвы», которым является душа подростка, зависит наш завтрашний день, будущее молодого поколения. Восстановление традиций, культурной базы, включающей такие обязательные качества, как, чувства благодарности, дружелюбия, ответственности, честности, трудолюбия и милосердия, сможет возродить духовно здоровое и нравственно устойчивое общество.

Список литературы:

1. Власова Е.И., Петракова Т.И. Преподавание основ православной культуры в общеобразовательной школе как фактор формирования национального самосознания // Интернет ресурс проекта «Вера и время».

2. Выступление Святейшего Патриарха Кирилла на открытии XVIII Международных Рождественских чтений.

3. Молчан Э.М. Диалогический аспект в формировании духовно-нравственных ценностей старшеклассников: автореф. дис. ... к. п. н. / Брянский государственный университет им. академика И. Г. Петровского. - Смоленск, 2008.

4. http://festival.1september.ru.

РОЛЬ МОЛОДЕЖИ В ГЛОБАЛИЗИРУЮЩЕМСЯ МИРЕ

© Яшкова Т.А.*

Институт экономики, управления и права Российского государственного гуманитарного университета, г. Москва

В статье представлен краткий анализ зарождения и становления глобализации в мировом сообществе, исследуются основные понятия данного процесса, его критерии, а также раскрывается понятие «планетарной глобализации». Автор рассматривает естественную гуманитарную

* Профессор кафедры Государственного и муниципального управления, доцент.

культурную глобализацию. Раскрывается важность как интеграционных, так и дезинтеграционных процессов в мировом сообществе. Главной движущей силой любого мирового процесса выступает молодежь. В современных условиях возникает неподдельный научный интерес к проблеме современной молодежной политики.

Ключевые слова глобализация, планетарная глобализация, антиглобализм, трансформация, геоцивилизация, молодежь, интернет, информационное пространство, процесс.

Единого мнения среди ученых о том, когда начался процесс глобализации, не существует. Одни исследователи полагают, что процесс глобализации начался в XX веке, другие относят его к эпохе Великих географических открытий, третьи - еще к более раннему времени, четвертые связывают этот процесс исключительно с новейшими достижениями научно-технической революции. Рассмотрим комплексное определение этого сложного явления, данное В. Михайловым: «Глобализация- это:

- становление общемирового финансово-экономического пространства рынка общепланетарного масштаба;

- постиндустриальная стадия развития стран и появление общемирового информационного пространства на базе новейших компьютерных и медиа-технологий;

- гомогенизация и универсализация мира;

- попытки повсеместного распространения единой системы ценностей неолиберального толка;

- политически востребованная концепция становления однополярно-го мира и формирования нового мирового порядка» [4, с. 217-218].

Согласно исследователю Б. Бади, глобализация - это постоянно идущий исторический процесс, подразумевающий гомогенизацию и универсализацию мира, а также разрушение национальных границ [3, с. 156].

Иноземцев В.Л. выдвигает и обосновывает следующее понимание: «То, что называют «глобализацией», - пишет он, - это консолидация развитых стран в их противостоянии остальному миру» [1, с. 14]. Столь же важным, по мнению автора, является и выделение В.Л. Иноземцевым того факта, что «первый мир» в ходе глобализации не только раскрывается перед остальным миром, но и в известной мере закрывается от него.

Трансформация современного мира ознаменовалась появлением серьезного фактора в современной политике, каковым является глобализация, охватывающая сегодня различные стороны жизни мирового сообщества. Многие считают ее генеральной линией развития, новой эрой в истории человечества. К примеру, в отчете Всемирного банка за 1999-2000 гг. глобализация названа «доминирующим мировым процессом».

Однако, по мнению автора, точнее сказать, что в обще планетарном масштабе происходит двуединый процесс, включающий противоположные

тенденции. С одной стороны, имеются центростремительные (интеграционные) процессы, объединяющие людей и народы планеты, с другой - центробежные (дезинтеграционные).

Другими словами, человеческий мир и объединяется, и разъединяется одновременно. К примеру, торговля и средства коммуникации все более сближают страны и народы. Но, в то же время, углубляются линии цивили-зационно-культурных разломов, укрепляется внутренняя геоцивилизацион-ная интеграция (внутри стран и народов геоцивилизаций - западной, исламской, конфуцианско-буддистской, латиноамериканской и др.), усиливается соперничество цивилизаций между собой в отстаивании и распространении своих ценностей - культурных, экономических, технологических. В данном случае логичнее говорить о внутрицивилизационной глобализации.

И все же, планетарная глобализация не просто имеет место, но является, пожалуй, ключевым процессом начала XXI столетия. Об этом свидетельствует то внимание, которое оказывается данному явлению. Создаются теории и концепции, издается масса научной литературы, проводятся национальные и международные конференции, свои оценки дают лидеры государств, тема глобализации обсуждается в мировых и региональных политических и экономических институтах. Наконец, образовалось и активно действует антиглобалистское движение, манифестации которого собирают одновременно сотни тысяч участников и имеют мировой масштаб.

Как считает автор, следует различать естественную, гуманитарную или культурную глобализацию с тем, что сегодня часто считают глобализацией -процесс, управляемый политическими, финансовыми и экономическими субъектами - сильными мира сего - с целью реализации, как правило, своих меркантильных интересов.

Современная глобализация, о которой, собственно говоря, и идет речь, больше напоминает вестернизацию мира и почти неприкрытое получение развитыми странами и транснациональными компаниями (ТНК) многократных выгод от участия в глобализационных процессах, гораздо больших, чем остальные участники.

Как известно любой процесс - последовательная смена состояний, развитие действий, а как известно у каждого процесса имеется мощная сила -это молодежь. В условиях глобализации молодые люди выступают носителями новых ценностей, моделей поведения и культурных образцов, инте-риоризирующихся последующими поколениями. Это позволяет рассматривать молодежь как потенциал развития общества.

«Что представляет собой современная молодежь? - ставит вопрос немецкий исследователь Ф. Тенбрук. Результат неожиданных комбинаций различных общественных процессов или выражение культурной стагнации?» И отвечает: «Феномен современной молодежи является следствием сознательной социальной политики, преднамеренных общественных действий, а не спонтанного общественного развития» [7, с. 29-44].

Отсюда, кстати, и неподдельный научный интерес к этой проблеме. Поскольку практически каждое новое поколение молодежи вписывает новые, в значительной степени оригинальные страницы в летопись отношений молодежи и старших поколений, молодежи и государства, а также обнаруживает своеобразие процесса собственной социализации, исследователи вновь и вновь вынуждены переосмысливать данную проблематику.

Основными приоритетами современной молодежи является:

- приобщение к литературе и искусству;

- высшее образование;

- способность к нравственному выбору;

- профессионализм;

- восприимчивость к природе, человеку и ко всему живому;

- профессиональный кругозор.

Данный список говорит о том, что интегративный для молодежи признак культурного человека - его гармоническое развитие.

По словам Л. Фейхтвангера, молодежь является поистине сильнейшей статьей актива Советского Союза. Во многом это результат заботы государства. «Эта молодежь распространяет вокруг заражающее чувство силы и счастья. Глядя на нее, понимаешь веру советских граждан в свое будущее, веру, которая помогает им не замечать недостатков настоящего» [5, с. 9].

Как же на самом деле уживается молодежь и глобализация в целом?

Во-первых, огромным достижением глобализации считается развитие мировой информационной сети - Интернета. Молодежью, как основным пользователем, Интернет признается самым выдающимся источником информации. Молодые люди наиболее восприимчивы и легко осваивают различные технические нововведения. Для них пользование Интернетом является таким же признаком «символического потребления» и «жизненного комфорта» как собственный автомобиль или путешествие за границу. В 65 % случаев они обращаются к Интернету для удовлетворения не когнитивных или профессиональных потребностей, а других, прежде всего, досуговых целей [6].

При этом существуют также и негативные последствия Интернета. Виртуальные чувства дружбы и любви требуют от молодых людей несравненно меньших моральной ответственности и материальных затрат, чем в реальной жизни. Это ведет к различным видам «интернет-зависимости». Интернет открывает доступ к таким негативным явлениям, как порнография, облегчает поиск наркотиков, формирует различные психические патологии у пользователей. Кроме того, в киберпространстве имеют место компьютерная преступность, вандализм, другие негативные явления. В свою очередь, человек, сидящий в интернет - сетях, становится зависим от виртуальной жизни и не может общаться с близким кругом людей. Растут предпосылки отчуждения человека в общественной среде.

Во-вторых, наибольшая опасность в процессах глобализации заключается в построении культуры, о которой никто не может сказать: «Это моя культура». Тем самым строится «ничья» культура, у нее нет субъекта, за нее никто не несет ответственности. Поэтому она может быть какой угодно: бездуховной, низкой, злобной, разрушающей. Если эта культура ничья, то никто не обязан овладевать ею, развивать ее, улучшать ее. Она превращается в набор формализованных реакций на проблемные ситуации и перестает выполнять свою сущностную функцию: понимание человеком окружающего мира, придание смысла его жизни и бытия. Вследствие этого в молодежной культуре начинает доминировать склонность к единообразию [2].

В-третьих, существует тесная взаимосвязь образования и глобализации. Как известно, 19 сентября 2003г. на конференции министров образования, проходившей в Берлине, наша страна присоединилась к Болонскому процессу. Создание единого европейского образовательного пространства предполагает развитие академической мобильности студентов, являющейся одной из важнейших сторон процесса интеграции российских вузов и науки в международный образовательный процесс. В последние годы академический обмен стал неотъемлемой частью жизни практически любого российского университета. Академическая мобильность - это реальный шанс окунуться в студенческую жизнь другой страны, понять её культуру, ценности, взгляды на жизнь, изучить новые дисциплины, пробрести незаменимый жизненный опыт, приподнять свой образовательно-научный статус.

Из-за глобализации становится актуальной проблема взаимодействия языков. Наряду с широким применением единого общепринятого разговорного языка - английского - студенты осваивают другие иностранные языки. Межкультурное взаимодействие, возникающее вследствие межстрановых университетских перемещений студентов, способствует обогащению духовных ценностей молодежи, росту интереса к другим культурным традициям, религиям, воспитывает терпимость к другим этносам и народам [2].

Итак, глобализация по-разному влияет на изменение ценностей молодежи и не всегда носит позитивный характер. Вместе с тем она способствует активному вовлечению молодёжи в процесс трансформации мировой системы, играет важную роль в формировании единого политического, экономического и социокультурного пространства. Принимая вызовы технологической революции, молодёжь не только играет важную роль в экономической жизни, но и изменяет характеристики цивилизационной и социокультурной среды. Благодаря глобализации в молодежной среде нарастает политическая либерализация общественного сознания, расширение круга социальной терпимости и плюрализм политических и общественных взглядов.

Подводя итоги, хотелось бы отметить, что глобализация и молодежь являются взаимодополняющими политическими процессами. Глобализация заставляет подчиняться новым «правилам игры», а носителем этих «игр»

является молодежь. Так что между понятиями глобализация и молодежь можно поставить знак равенства.

Список литературы:

1. Иноземцев В.Л. Открытое общество за закрытыми границами // НГ -Сценарии. - 2001, 06 октября.

2. Косиченко А.Г. Национальные культуры в процессе глобализации [Электронный ресурс] // Электронный инфор-мационно-аналитический бюллетень. - № 8, 9. - Режим доступа: www.orda.kz.

3. Цит. по: Лебедева М.М. Формирование новой политической структуры мира и место России в ней // Мегатренды мирового развития. - М., 2001. -С. 156.

4. Михайлов В. Глобализация - объективный фактор развития современного мира // Безопасность Евразии. - 2004. - № 1. - С. 217-218.

5. Фейхтвангер Л. Москва 1937 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://royallib.ru/book/feyhtvanger_lion/moskva_1937.html.

6. Формирование общества, основанного на знаниях. - М., 2003.

7. Tenbruck F.H. Yugent: jeselischftliche lage oder gesellschaft - liches Versagen? // Yugend und Jessellschaft: Realitats - beweltingung, Krisen und auswege. - Stuttgard, 1986.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.