Научная статья на тему 'Воздействие глобализации на российскую систему образования'

Воздействие глобализации на российскую систему образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3630
364
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / ГЛОБАЛИЗАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ / ИННОВАЦИОННЫЙ ПУТЬ РАЗВИТИЯ / ИНТЕГРАЦИЯ РОССИЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ / ОБЩЕЕВРОПЕЙСКАЯ СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ / ЕДИНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО / GLOBALIZATION / GLOBALIZATION PROCESSES / INNOVATIVE WAY OF DEVELOPMENT / INTEGRATION OF RUSSIAN EDUCATION / ALL-EUROPEAN EDUCATION SYSTEM / UNIFORM EDUCATIONAL SPACE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ланина Ольга Ивановна

В статье рассматривается воздействие процессов глобализации на российскую систему образования. Под глобализацией понимается широкая совокупность процессов и структур самых разнообразных компонентов мирового сообщества. Один из важнейших глобализационных процессов – это вхождение России в общеевропейское образовательное пространство.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPACT OF GLOBALIZATION ON THE RUSSIAN EDUCATION SYSTEM

In article impact of globalization processes on the Russian education system is considered. Globalization is understood as wide set of processes and structures of the most various components of the world community. One of the major globalization processes is an entry of Russia into the all-European educational space.

Текст научной работы на тему «Воздействие глобализации на российскую систему образования»

ВОЗДЕЙСТВИЕ ГЛОБАЛИЗАЦИИ НА РОССИЙСКУЮ СИСТЕМУ ОБРАЗОВАНИЯ

О. И. ЛАНИНА

В статье рассматривается воздействие процессов глобализации на российскую систему образования. Под глобализацией понимается широкая совокупность процессов и структур самых разнообразных компонентов мирового сообщества. Один из важнейших глобализационных процессов - это вхождение России в общеевропейское образовательное пространство.

Ключевые слова: глобализация, глобализационные процессы, инновационный путь развития, интеграция российского образования, общеевропейская система образования, единое образовательное пространство.

Одной из наиболее актуальных проблем современного общества мирового масштаба, без влияния которой сегодня не остается ни одна сфера общественной жизни, является процесс глобализации, резкое ускорение которого произошло в последней четверти прошлого века.

Сегодня глобализационные процессы являются предметом пристального внимания многих исследователей, так как они являются реальностью всего мира и ведут к универсализации и унификации экономических, политических и культурных явлений в странах, которые создают информационное общество.

Как считают некоторые западные эксперты, глобализация является наиболее фундаментальным вызовом, с которым сталкиваются все государства мира.

Среди всех направлений глобализации: экономических, политических, культурных и др., экономическое направление является наиболее «продвинутым».

Что такое глобализация?

Большинство исследователей обращают внимание на функциональный аспект этого процесса, его последствия. Под глобализацией понимается широкая совокупность процессов и структур, представляющих собой процесс взаимопроникновения, взаимозависимости и взаимообусловленности самых разнообразных компонентов мирового сообщества.

Модный термин «глобализация» все чаще встречается на страницах почти всех исследований, посвященных современным проблемам всей системы образования, в том числе высшего. При рассмотрении вопросов образования в контексте

глобализации речь идет как о влиянии глобализации на развитие высшего образования, так и о роли высшего образования в этом процессе. Глобализация - неотделимое от новых форм общественной жизни и новых парадигм производство знания.

Глобализацию называют «чумой ХХ века». В ходе обсуждения ей рисуют апокалиптические и катастрофические образы. Вместе с тем, глобализация - это объективный исторический процесс, который возник не на рубеже ХХ и XXI вв., когда началось широкое обсуждение, а гораздо раньше. В некоторых странах, в том числе и в России, об этом задумывались еще в Х1Х в.

Одним из самых примечательных событий прошлого века, по мнению некоторых западных экспертов, является превращение высшего образования в экономически развитых странах в массовое, что привело, например, в странах Западной Европы к резкому увеличению численности студентов (в 10 раз).

По определению ЮНЕСКО, ХХ1 в. назван «Веком образования». Следует заметить, что высказывания о снижении престижа высшего образования не только не оправдались, но и более того в мире происходит «образовательный бум».

Для культурной глобализации характерно сближение деловой и потребительской культуры между различными странами, широкое использование иностранных языков (особенно английского) для международного общения, рост международного туризма, рост использования интернета, превратившегося не только в универсальное средство общения, но и становящегося все более признанным инструментом учебной и научной дея-

тельности. Понятно, что и образование не может стоять в стороне от процесса всеобщей интеграции, стандартизации и сближения между разными странами мира.

В условиях глобализации происходит, с одной стороны, объединение как отдельных отраслей промышленности, так и экономики в целом, с системой образования с целью превращения интеллектуального потенциала города, региона или страны в факторы, которые способствуют достижению экономического роста и решению других социальных задач.

С другой стороны, происходит интернационализация всех сфер жизни: экономической, политической, социальной, культурной, которая требует обмена не только товарами и капиталами, но и знаниями, а также и студентами и преподавателями между высшими учебными заведениями как в пределах одной страны, так и между странами.

ХХ1 в., ставший веком глобализации и формирования постиндустриального общества, несет новые мотивы, интересы и стимулы в систему образования [2]. Новые подходы к образованию в условиях глобализации определяет и инновационный путь развития, который обоснован федеральной целевой программой развития образования (ФЦПРО) на 2011-2015 гг. Данная программа представляет собой комплекс различных мероприятий, действие которых направлено на достижение конкретных целей и решение задач, стоящих перед российским образованием в среднесрочной перспективе [4].

Процесс глобализации обострил старые и породил новые проблемы в различных сферах человеческой деятельности, в том числе и в области образования. Ведущие страны мира начали преобразование национальных образовательных систем, ориентированное на универсализацию, унификацию, стандартизацию, в конечном счете, интеграцию, общей тенденцией которой стало придание образованию свойств открытости, примером которой может служить мобильность студентов и преподавателей.

Воздействие глобализации на образовательные модели неоднозначно.

Сфера образования чутко реагирует на изменения внешней среды, адаптируется к меняющимся потребностям и активно влияет на ее состояние. Образование реагирует на решение как национальных, так и общемировых проблем. Оно оказывает влияние на развитие интеграционных и дезинтеграционных тенденций, поддерживает или, напротив, тормозит их, упреждая

развитие событий, способствует духовному единению и взаимопониманию людей, так как напрямую связано с развитием человека, формированием его духовных и нравственных ценностей.

Процесс глобализации получил отражение в ряде документов, например, Болонской декларации, которая была принята 29 европейскими государствами в 1999 г. Понятно, что, будучи ев-роазийской страной, участия в глобализационных процессах России не избежать. Поэтому в сентябре 2003 г. Россия официально закрепила свое участие в Болонском процессе. Болонская декларация провозгласила: сокращение нормативных сроков обучения и переход национальных систем образования на близкие или совпадающие двухуровневые программы и квалификации высшего образования (бакалавр / магистр); унификацию структуры и организацию докторских программ (отмена двухуровневой структуры научных степеней); информатизацию образования и развитие дистанционных технологий обучения и др.

Для всех стран, подписавших Болонскую декларацию, все ее положения являются обязательными и должны быть реализованы в течение 10-летнего периода.

С самого начала Болонский процесс был призван увеличить конкурентоспособность и привлекательность европейского высшего образования, способствовать мобильности студентов, облегчить трудоустройство за счет введения системы, позволяющей легко определить уровень подготовки и степень выпускников [3].

Одним из важнейших глобализационных процессов является вхождение России в общеевропейское образовательное пространство.

Смысл интеграции российского образования в общеевропейскую систему образования и создание единого образовательного пространства подиктованы социально-экономической целесообразностью и возросшей мобильностью общества, возрастанием роли знаний, необходимых для укрепления его интеллектуального, культурного, социального и научно-технического потенциала.

Интеграция России в европейское образовательное пространство обеспечивает конкурентоспособность российского образования, что позволяет добиться «узнаваемости» наших образовательных стандартов и программ на рынке образовательных услуг [3].

В российском образовании на пути модернизации и вхождения России в европейское образовательное пространство существуют проблемы

объективного и субъективного характера. Рассмотрим некоторые из них.

Во-первых, Россия, хотя и является страной евроазийского типа, но, по выражению Г. Хоф-стеда, имеет свое особое «культурное измерение». В сфере образования это выражается в том, что образование в России отличается от образования в странах Запада. Так, например, в одних странах учат учиться самостоятельно на протяжении всей жизни; неопределенности учебных программ, отсутствию стабильности в расписании занятий не придается особого значения. Напротив, в России имеется четкий Государственный образовательный стандарт на всех уровнях образования; программы четко структурированы, обучение проводится по четкому стабильному расписанию.

Российское образование базируется на культурных и педагогических национальных традициях и приоритетах, имеет глубокие исторические корни и его формирование происходило с учетом российского менталитета. В связи с этим, все преобразования должны проходить постепенно и с учетом ценностных образовательных приоритетов россиян.

Следующий момент - проблема языковых барьеров в образовательном пространстве. В западных странах специалисты и ученые свободно владеют английским языком. Наши программы обучения иностранному языку ориентированы на усвоение студентами навыков перевода текста.

Пока еще остро стоит проблема системы кредитов (зачетных учебных единиц). В странах Запада эта система ориентирована на свободное перемещение студентов по университетам, возможность получения нескольких специальностей, непрерывную систему образования. Для нашей страны это дело новое. Еще не разработан механизм набора кредитных единиц, их аттестация и т. д.

Еще одна проблема - отсутствие должной мобильности преподавателей и студентов вузов по сравнению, например, с США и Западной Европой. В настоящее время отсутствуют согласованные программы обучения, не решены экономические вопросы обучения студентов не только в зарубежных университетах, но и отечественных. Для обучения зарубежных студентов у нас не достает инфраструктуры, да и языковой подготовки преподавателей. В связи с этим необходимо создание комплекса условий для повышения мобильности преподавателей и студентов, с сохранением научного потенциала и научных школ.

Интеграция российского образования в общеевропейское образовательное пространство является необходимостью вследствие того, что образование и наука на современном этапе являются не только культурным, но и одним из решающих факторов политического и экономического развития, а также эффективным способом международного общения. И это особенно необходимо учитывать сейчас, когда обмен информацией, высококвалифицированными специалистами, перспективными научными исследованиями становятся обязательным условием экономического успеха многих стран мира [3].

Уже сегодня в развитии отечественного образования с учетом вхождения России в мировое экономическое сообщество необходимо учитывать основные общемировые тенденции [1].

Проблема центра и периферии, которой нет, например, в США, у нас стоит еще остро. Исторически, со времен СССР, сложилось так, что в ведущих московских и санкт-петербургских вузах сосредоточен основной интеллектуальный потенциал страны. Решить эту проблему можно путем создания ряда научно-образовательных центров России, но это требует больших материальных затрат и времени.

В заключение следует отметить, что процесс глобализации для России необратим. Россия неизбежно должна интегрировать в мировое образовательное пространство. При этом обязательно должно быть учтено, что отрицание старого новым необходимо осуществить не через уничтожение, как это нередко бывало в России, а через преемственность.

Глобализация мирового образовательного пространства - процесс длительный и сложный, связанный со многими ограничительными факторами (языковой барьер, исторические традиции, различия культур, идеологий, религий и т. д.). Но процесс этот уже идет.

Из вышесказанного можно сделать вывод, что глобализационные процессы, охватившие все сферы жизни, в том числе и образование, стали вполне логичной и закономерной составляющей всеобщей глобализации.

Литература

1. Ланина О. И. Парадигма державности в развитии Российского государства: мат-лы Междунар. науч. конф. 14-16 июня 2011 г. / гл. ред. В. М. Юрьев. Тамбов, 2011.

2. Ланина О. И. Развитие образования - основа формирования нового типа общественного устройства // Социально-экономические явления и процессы. Тамбов, 2012. № 4.

3. Ланина О. И., Бочарова О. Н., Потокина С. А. Императивы интеграции российского образования в общеевропейскую систему образования // Культурно-исторические процессы и явления. Македония. 2012. № 5.

4. Федеральная целевая программа развития образования на 2011-2015 гг. URL: http://garant.ru

* * *

IMPACT OF GLOBALIZATION ON THE RUSSIAN EDUCATION SYSTEM

O. I. Lanina

In article impact of globalization processes on the Russian education system is considered. Globalization is understood as wide set of processes and structures of the most various components of the world community. One of the major globalization processes is an entry of Russia into the all-European educational space.

Key words: globalization, globalization processes, innovative way of development, integration of Russian education, all-European education system, uniform educational space.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.