Научная статья на тему 'Сущность глобализации и основные этапы ее осмысления'

Сущность глобализации и основные этапы ее осмысления Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
4294
391
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Киммель М. В.

В данной статье уточняется и конкретизируется понятие "глобализация", а также раскрывается ее сущность. В работе говорится об основных этапах осмысления данного процесса. Цель исследования показать многоаспектность понятия глобализация, неоднозначное отношение ученых к данной проблеме.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The essence of globalization and the main phases of its comprehension

This article provides more precise and concrete definition of globalization and determines its meaning. The author tells us about the main steps of this process. The main object of the research is to clear out all the aspects of the globalization definition and show varied attitude of Russian and foreign specialists to this problem.

Текст научной работы на тему «Сущность глобализации и основные этапы ее осмысления»

В последние годы важнейшей темой научных и околонаучных исследований стали процессы глобализации современного мира. При этом тот или иной конкретнонаучный анализ касался, как правило, отдельных аспектов глобализации, поскольку глобализация, как всякое общее понятие, несет в себе множество конкретных значений и смысловых оттенков. Сегодня перед мировым сообществом, вступившим в эпоху многоаспектной глобализации, стоит комплекс задач, решение которых может обеспечить только системный подход. Известные специалисты в данной сфере теоретического знания отмечают: «В социальном управлении вместо превалировавших прежде локальных, отраслевых задач и принципов ведущую роль начинают играть комплексные проблемы, требующие тесного взаимоувязывания экономических, социальных, экологических и иных аспектов общественной жизни» (5, с.559). Теперь, когда мир в значительной степени «замкнулся» территориально (на планете теперь нет неизвестных или недоступных территорий), экономически (посредствоммировой торговли, свободного перемещения капиталов), политически (в силу всесторонних межгосударственных отношений), наконец, информационно (посредством Интернета, средств массовой коммуникации) необходимо посмотреть на его части со стороны целого.

Таким образом, можно говорить о том, что глобализация - явление именно современного мира, и, хотя она вбирает в себя многие свойства общемировых процессов взаимодействия, она представляет собой явление принципиально новое в истории человечества, она не является простым продолжением существовавших прежде интеграционных общемировых тенденций. Все авторы при самых различных методологических подходах и при самых различных представлениях о глобализации отмечают глубокую противоречивость данного феномена. Понятием «глобализация» обозначается широкий спектр событий и тенденций: развитие мировых идеологий, интенсивная борьба за установление мирового порядка, скачкообразный рост числа и влияния международных организаций, ослабление суверенитета национальных государств, появление и развитие транснациональных корпораций, рост международной торговли, интенсивные массовые миграции и формирование мультикультурных сообществ, создание планетарных СМИ, экспансия западной культуры во все регионы мира и т. д. В настоящее время не существует точного определения термину «глобализация». Человечество переживаетпериодинтенсивного нарастания своей целостности, формирования общемировых экономических, политических, культурных систем, далеко выходящих за рамки отдельных государств. Отсюда и вошедший в повседневный обиход термин «глобализация» (от лат. Globus — шар, от франц. Global — всеобъемлемый, всеобщий).

В то же время широкое понимание процесса глобализации предполагает поиски его предпосылок еще в древние времена, висторическомразвитиичеловечества. Глобализация есть результат длительного по времени исторического процесса с чередованием замедления и ускорения темпов развития, сопровождаемого рывками научно-технического процесса. А. Н. Чумаков считает, что глобализация, будучи результатом развития общественных структур, впервые реально обозначилась лишь в эпоху Великих географических открытий. Вначале она стала проявляться лишьв общихчертах, затем, с середины XIX в. — более зримо и лишь во второй половине XX в. заявила о себе в полную силу. Ход этих событий отчетливо просматривается начиная с 1500 г. — точки перелома, окончательно «замкнувшей» мир человека в масштабе планеты. Магеллан, обогнув Землю, положил тем самым начало формированию единого географического мирового пространства. Гагарин своим полетом завершил этот процесс — процесс экстенсивного освоения человеком планеты и формирования территориального единства мировой (глобальной) цивилизации. Интернет и современные средства коммуникации относятся уже к иному этапу данной эпохи — этапу интен-сивной глобализации (14, с. 164).

М.А. Чешков считает, что эволюцию глобальной общности можно подразделить на три этапа: протоглобализация — от неолитической революции до Осевого времени; зарождение глобальной общности — от Осевого времени до эпохи Просвещения и индустриальной революции; формирование глобальной общности — последние200летдоконцаХХв. (13, с. 122).

К.З. Акопян отмечает, что глобализация не представляет собой единый процесс, а является суммой разнородных процессов. По мнению К.З. Акопяна, пока нет достаточных оснований однозначно говорить о полноценности процесса глобализации, поскольку он только набирает скорость, обретает силу, а главное — еще далеко не завершил свою экспансию по отношению ко всем без исключения государствам и народам, т.е. не стал в полном смысле глобальным (1).

Обширное проблемное поле, соответствующее феномену глобализации, породило неоднозначность трактовок, что позволило разделить исследователей на три группы — революционных глобалистов (гиперглобалистов), эволюционных глобалистов и скептиков. Революционный глобализм (гиперглобализм), имеет своих последователей в основном в среде политиков и бизнесменов. В основе их идей — неолиберальная теория, когда глобализация рассматривается как специфический вариант интернационализации хозяйственной, политической и культурной жизни человечества, ориентированный на форсированную экономическую интеграцию в глобальных масштабах с максимальным использованием научно-технических достижений и

удк008001 М. В. КИММЕЛЬ

Челябинская государственная академия культуры и искусств

СУЩНОСТЬ ГЛОБАЛИЗАЦИИ И ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ЕЕ ОСМЫСЛЕНИЯ

В данной статье уточняется и конкретизируется понятие «глобализация», а также раскрывается ее сущность. В работе говорится об основных этапах осмысления данного процесса. Цель исследования — показать многоаспектность понятия «глобализация», неоднозначное отношение ученых к данной проблеме.

ФИЛОСОФСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №5 (59), СЕНТЯБРЬ-ОКТЯБРЬ 2007

ФИЛОСОФСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №5 (59), СЕНТЯБРЬ-ОКТЯБРЬ 2007

свободно-рыночных механизмов. К этой группе иссле-дователей можно отнести главных идеологов глобали-® зации Карла Поппера, Жак Аттали, Френсиса Фукуяму, Збигнева Бжезинского, Джорджа Сороса и др.

Карл Поппер считал западное общество образцовым и в работе «Открытое общество и его враги» определял «открытое общество» как тип социальной организации, в рамках которого утверждаются и развиваются институты, «содействующие свободе тех, кто не ищет выгоды». К. Поппер использовал идею о двух типах обществ — открытых и закрытых. Разница между открытым и закрытым типом общества состоит в том, что в первом господствует абсолютизм (монизм, тоталитаризм), а во втором — релятивизм (плюрализм, демократизм). Общества первого типа «закрыты» для активных изменений своих нравственных, юридических и прочих установок, а общества второго типа, наоборот, мобильны и динамичны. Главное достижение «открытого общества» К. Поппер виделв демократии и свободном рынке (8).

Жак Аттали в своих работах пишет о приближающемся витке торгового строя, который рано или поздно наступит, так как это объективный этап общественной истории. Ж. Аттали выделяет в человеческой истории три эпохи — религиозную, завоевательную и торговую. Первая выдвинула культ Бога, вторая — культ Силы и третья культ Денег. Высшим олицетворением религиозной эпохи стал священник, завоевательной эпохи — вождь (король, царь и т.п.), торговой эпохи станет финансист («новый кочевник») — гражданин мира. Две первые эпохи в развитии общества Ж. Аттали рассматривает как неудачные попытки глобализации — стирания границ между государствами. Так, в религиозную эпоху христиане пытались объединить человечество под эгидой своего Бога, а мусульмане — своего. В эпоху завоеваний подобная попытка предпринималась великими полководцами (Александром Македонским, Чингисханом). А третья попытка глобализации человечества будет осуществленапредставителями финансовой элиты «новыми кочевниками». Они, как подлинные граждане мира, лишены каких-либо национальных или культурных предрассудков, перевернут ритм жизни. Используя современные информационные технологии, они превратятчеловеческое общество в единое финансово-экономическое пространство (2).

Джордж Сорос подходит к изучению проблемы глобализации с точки зрения глобализации финансовых рынков и растущего доминирующего влияния на национальные экономики глобальных финансовых рынков и транснациональных корпораций. Он отмечает большое положительное значение глобализации, «она открыла людям новые возможности для новаторства и предпринимательства, ускорила глобальный экономический рост». Дж. Сорос придает слову «глобализация» узкое, финансово-экономическое, значение (9).

Эволюционные глобалисты считают современную форму глобализации исторически беспрецедентной, не сравнимой ни с каким иным порядком. Они говорят о постепенной адаптации государств и обществ к взаимозависимому нестабильному миру. Считают, что глобализация — мощная, трансформирующая мир сила, ответственная за эволюцию обществ, за изменение всего мирового порядка.

Так, В. Толстых отмечает, что, говоря о глобализации и глобальном обществе в социофилософском плане, следует зафиксировать становление нового типа социальности и мироустройства, который буквально по всем формам и параметрам — социальной организации, власти, идеологии, экономики, этноса, образа жизни и т.д. — отличается от ныне существующего социума и миропорядка (10, с.364).

М.С. Горбачев говорит о глобализации как об объективном явлении, обусловленным в первую очередь технологической революцией в сфере информационных технологий и телекоммуникаций, и при этом видит необходимость различать глобализацию и политику неолиберального глобализма, которая позволяет США и странам «семерки» направлять этот процесс в собственных интересах (6, с.254).

На протяжении последнего времени с прямой или косвенной критикой теории и практики глобализации выступил широкий круг исследователей, политиков, общественных деятелей. В соответствии с нашей классификацией их можно отнести к скептикам. Они видят в глобализации распространение западного модернизма, а мировую интернационализацию рассматривают как побочный продукт распространяющегося американского миропорядка, понимая под глобализацией унификацию жизни на основе единых либеральных ценностей путем навязывания ценностей развитых индустриальных стран другим обществам.

В России ярким идеологом антиглобализма стал Г. А. Зюганов. Под глобализацией (в самом широком смысле этого слова) Г. А. Зюганов понимает освоение Земли человеком. Но современный этап глобализации характеризует следующими особенностями: технологической (заключающейся в «экстенсивном распространении хозяйственной деятельности человечества по поверхности земной суши»), экономической (состоящей в углублении «мирового разделения труда»), политической (выражающейся в том, что международные отношения между различными странами становятся мировыми), культурной (проявляющейся в культурном взаимообо-гащении различных народов). Но главное внимание Зюганов уделяет политической составляющей глобализации. Проявляется она в современном мире в следующем: 1/6 отвсего человечества, составляющая «золотой миллиард» , уже давно перешла на отношения, при которых рынок жестко регулируется со стороны государства, тогда как остальным 5/6 навязывается стихия свободного рынка, никак не контролируемого со стороны государственной власти. Остальному миру навязывается уль-тралиберальная модель, а, по сути, режим управляемого хаоса, чтобы скрыть механизм неэквивалентного обмена, посредством которого «золотой миллиард» эксплуатирует периферию (7, с.48).

В ходе нашего исследования хотелось бы еще раз остановиться на проблеме «глобализация = американизация» , поскольку именно такая точка зрения является преобладающей в широких кругах общественности, то есть у группы людей, далеких от научных или околонаучных кругов. Общественное мнение в большинстве своем формируется благодаря выступлениям политиков, ученых, чей авторитет не подвергается сомнению и чьи слова безоговорочно принимаются на веру. Фрэнсис Фукуяма берет за основу образцового американский тип общества. В работе «Конец истории и последний человек» под «концом истории» имеется в виду окончание общественноформационного развития. Во время написания статьи, ее автор занимал должность заместителя директора отдела политического планирования в Госдепартаменте в администрации Дж. Буша-старшего. Интеллектуальное и политическое происхождения Фукуямы сделало его подходящей кандидатурой на роль автора тезиса о «Конце истории» и защитника идеи всемирного торжества западного либерального капитализма. Фукуяма — сторон-никглобальногоипрогрессивного утверждения либерального капитализма западного образца. То, свидетелями чего мы, вероятно, являемся, есть не просто конец холодной войны или окончание какого-либо периода послевоенной истории, но конец истории как таковой: то есть ко-

нец идеологической эволюции человечества и универсализация западной либеральной демократии как окончательной формы человеческого правления (11)

Среди теоретиков глобализации также Збигнев Бже-зинский. В своих трудах он пропагандирует установление американского гегемонизма во всем мире, объясняя это стремительным экономическим ростом США в XX веке, который, в свою очередь, стал следствием благоприятных условий, в которых оказалась культура США Культурное превосходство является недооцененным аспектом американской глобальной мощи. Что бы ни думали некоторые о своих эстетических ценностях, американская массовая культура излучает магнитное притяжение, особенно для молодежи во всем мире. Американские телевизионные программы и фильмы занимают почти три четверти мирового рынка, американская популярная музыка также занимает господствующее положение, и увлечениям американцев, привычкамв еде и даже манере одеваться все больше подражаютво всем мире (4).

Р. Бергер и С. Хантингтон проводили исследования процесса глобализации культуры в десяти странах, результатом данного исследования стала совместная монография «Многоликая глобализация. Культурное разнообразие в современном мире». Авторы попытались нарисовать картину культурной динамики глобализации. Безусловно, есть зарождающаяся глобальная культура, и она по своему происхождению и содержанию, безусловно, американская. Это не единственное направление изменений в современном мире, но, как я попытаюсь показать, это преобладающая тенденция, которая проявляется и, вероятно, будет проявляться в обозримом будущем (3).

На наш взгляд, глобализация на самом деле надвигается с Запада, несет отпечаток политического и экономического могущества Америки, тем не менее глобализацию нельзя назвать господством Запада над остальным миром, она затрагивает Соединенные Штаты также, как и другие страны. На повседневную жизнь глобализация влияетне меньше, чем на события мирового масштаба.

С.Л. Удовик опираясь на работы ученых, занимавшихся проблемами глобализации, выделяет сценарии возможного течения глобализации.

Первый сценарий — «глобальная гомогенизация» — культурная унификация под влиянием «культурного империализма». Все страны копируют западный образ жизни, происходит унификация товаров, услуг, культурного продукта. Такое мировое общество строится под эгидой мирового правительства и основывается на своих базовых ценностях.

Второй сценарий — «периферийная коррупция» — предполагает разложение западной культуры на периферии глобального мира и образование «культурной свалки». Периферийные культуры отфильтровывают и оставляют для употребления культурные продукты только самого низкого уровня — то, что называется массовой культурой. Такой мир будет состоять из стран центра, периферийных стран и стран, «выброшенных на обочину».

Третий сценарий — «мозаичных культур», т.е. мир защищенных, замкнутых, конкурирующих и враждующих цивилизаций.

Четвертый сценарий — эгалитарный мир открытых государств всеобщего благосостояния, между которыми существует интенсивный культурный обмен. В основу этого мира закладываются базовые ценности, лежащие в основе различных цивилизаций. Глобализация такого типа существенно раздвигает горизонты индивидуальной свободы и позволяет говорить на нескольких языках и чувствовать себя свободно в иной культурной среде (11).

Итак, глобализация это процесс формирования определенной мировой целостности, единой мировой системы. Однако проблема глобализации характеризуется сложностью и многоаспектностью, наличием большого количества форм глобализации (экономической, политической, информационной и т.д.), каждая из них не отражает сути этого сложного и противоречивого процесса. Необходимо различать как минимум пять аспектов глобализации: экономическая, политическая, общие экологические ограничения, глобализация коммуникаций, глобализация культуры.

Как отмечалось выше, существует множество трактовок понятия глобализации, не меньше и точек зрения ученых относительно ее происхождения, то есть выяснить суть феномена глобализации достаточно сложно. Она выражается в резком расширении и усложнении взаимосвязей и взаимозависимостей народов и государств. Это новая стадия общественного развития в общепланетарном масштабе, ставшая возможным благодаря достижениям науки и техники. Итак, с начала 1990-х гг. глобализация стала определяющим фактором мирового развития и международных отношений, придя в этом качестве на смену противостоянию двух антагонистических систем — капитализма и социализма. Сама этимология слова «глобализация» говорит о процессах планетарного масштаба, которые затрагивают различные сферы общественной жизни, имеют объективный характер и разворачиваются в естественно-историческом контексте.

Библиографический список

1. Акопян, К.З. Культура в глобализирующемся мире // Безопасность Евразии, 2002, №4. - 398 — 419 с.

2. Аттали, Ж. Линии горизонта. М., 1993; Аттали Ж. На пороге нового тысячелетия. М., 1993, с. 135.

3. Бергер, П., Хантингтон С. Многоликая глобализация. М.: Аспект-пресс, 2004, с. 9.

4. Бжезинский, 3. Великая шахматная доска. Господство Америки и его стратегические императивы. М., 2005. 256с.; Бжезинский, 3. Выбор. Мировое господство или глобальное лидерство. М., 200., 288 с.

5. Блауберг, И.В., Юдин Э.Г., Садовский В.Н. Системный подход //Новая философская энциклопедия: в 4-х т. М., 2001, Т.3.559 с.

6. Горбачев, М.С. и др. Грани глобализации: трудные вопросы современного развития. М., 2001, 254 с.

7. Зюганов Г.А. Глобализация и судьба человечества. М., 2002., С.48.

8. Поппер, К. Открытое общество и его враги. М., 1992. В 2-х томах., 448 с., 526 с.

9. Сорос, Дж. Заметки о глобализации. М., 2001, 1200 с.

10. Толстых, В. Глобальные вызовы и поиски ответа: социокультурный аспект // Грани глобализации: трудные вопросы современного развития. М., 2003, 364 с.

11. Удовик, С.Л. Глобализация: семиотические подходы. М., 2002, 350 с.

12. Фукуяма, Ф. Конец истории и последний человек. М., 2004, 588 с.

13. Чешков, М.А. Глобализация: сущность, нынешняя фаза, перспективы. Pro et Contra. 1999. Том 4. № 4. с. 122.

14. Чумаков, А.Н. Глобализация. Контуры целостного мира: монография. М., 2005.

КИММЕЛЬ Мария Владимировна, аспирант кафедры социологии и культурологии.

Дата поступления статьи в редакцию: 20.05.2007 г.

© Киммель М.В.

ФИЛОСОФСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №5 (59), СЕНТЯБРЬ-ОКТЯБРЬ 2007

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.