УДК 347.736
Бектемирова Дина Саиновна Саратовская государственная юридическая академия Институт правоохранительной деятельности
Россия, Саратов dinabektemirova3 @gmail.com Bektemirova Dina Sainovna Saratov State Law Academy Law Enforcement Institute Russia, Saratov
РОЛЬ МФЦ В ПРОЦЕДУРЕ ВНЕСУДЕБНОГО БАНКРОТСВА ГРАЖДАН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Аннотация: в данной статье рассматривается процедура внесудебного банкротства гражданина, которая действует в Российской Федерации, а также роль многофункционального центра по предоставлению государственных и муниципальных услуг. Проведен сравнительный анализ полномочий МФЦ в Российской Федерации и уполномоченного органа, наделенного полномочиями по признанию гражданина банкротом во внесудебном порядке в Республике Казахстан.
Ключевые слова: внесудебное банкротство, многофункциональный центр предоставлению государственных и муниципальных услуг, уполномоченный орган, наделенный полномочиями по признанию гражданина банкротом во внесудебном порядке, должник, кредитор.
THE ROLE OF THE MFC IN THE PROCESS OF OUT-OF-COURT BANKRUPTCY OF CITIZENS OF THE RUSSIAN FEDERATION Annotation: thY article discusses the procedure of out-of-court bankruptcy of a citizen, which operates in the Russian Federation, as well as the role of a
multifunctional center for the provision of state and municipal services. A comparative analysis of the powers of the MFC in the Russian Federation and the authorized body authorized to declare a citizen bankrupt out of court in the Republic of Kazakhstan is carried out.
Key words: out-of-court bankruptcy, a multifunctional center for the provision of state and municipal services, an authorized body authorized to declare a citizen bankrupt out of court, a debtor, a creditor.
На современном этапе развития общества банкротство представляет собой особую процедуру, позволяющую должнику законно освободиться от уплаты долгов, если у него нет материальной возможности их выплатить. Из данной ситуации можно найти выход с помощью подобной процедуры, однако, уже на стадии подачи заявления в арбитражный суд должник сталкивается с проблемой огромного пакета документов, которые необходимо представить. Так, например, в ст. 213.4 Федерального закона от 26.10.2002 г. «О несостоятельности (банкротстве)» (далее - Закон о банкротстве) указано [1], что должник должен представить около двадцати таких документов в зависимости от статуса самого должника. Также существовала определенная сложность внесения денежных средств (вознаграждения) финансовому управляющему.
Частично справиться с этими проблемами помог Федеральный закон от 31.07.2020 г. № 289 - ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части внесудебного банкротства гражданина» [3], который установил процедуру внесудебного банкротства.
Внесудебное банкротство гражданина — это бесплатная упрощенная процедура банкротства, направленная на восстановление платежеспособности должника, которая реализуется без участия суда и финансового управляющего, но только при выполнении определенных условий. Воспользоваться механизмом внесудебного банкротства могут лишь те должники, у которых
размер долга составляет не менее 50 тыс. руб. и не более 500 тыс. руб. и у них отсутствует имущество. Как отмечает Е.В. Чинчевич, что ввиду довольно низкой суммы долга для признания должника банкротом во внесудебном порядке, кредитные организации будут закладывать в стоимость кредита риски, связанные с возможностью внесудебного банкротства [8, с. 44].
В случае, если должник отвечать установленным требованиям, он может подать заявление в определенной, установленной форме в многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (далее - МФЦ), который находится по месту жительства или пребывания гражданина. В случае неисполнения требований и условий, процедура внесудебного банкротства становится невозможной.
Субъектами данных отношений являются должник, кредитор и многофункциональные центры по предоставлению государственных и муниципальных услуг.
Подача заявления в случае внесудебного банкротства осуществляется на данный момент через МФЦ. При подаче заявления гражданину необходимо предоставить следующие документы: документ, удостоверяющий его личность, документ, подтверждающий его место жительства (место пребывания). За каждым гражданином Российской Федерации закреплено право подавать заявление о признании его банкротом в МФЦ, но вот уже при подаче данного заявления, у него возникает обязанность предоставить список всех известных ему кредиторов. Так как у МФЦ по своей сути нет полномочий для проверки добросовестности должника [5, с. 244], как это происходит при судебном банкротстве гражданина, то от надлежащего исполнения данной обязанности гражданина, установленной Законом о банкротстве, зависит судьба кредитора и дальнейшие его действия.
Полномочия МФЦ при процедуре внесудебного банкротства ограничены [6, С. 138]. МФЦ лишь проверяет наличие сведении о возвращении исполнительного документа взыскателю по основаниям, предусмотренным п. 4
ч. 1 ст. 46 Федерального закона от 02.10.2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном
производстве» [2]; проверяет отсутствие сведении о ведении иных исполнительных производств, возбужденных после даты возвращения исполнительного документа взыскателю и не оконченных или не прекращенных на момент проверки сведении. В случае, если запрашиваемая информация подтвердится, то МФЦ публикует сообщение о возбуждении процедуры внесудебного банкротства гражданина в ЕФРСБ. Если же информация не подтвердится, то гражданину возвращают поданное им заявление.
МФЦ, сразу же после возбуждения процедуры внесудебного банкротства гражданина, направляет уведомления об этом определенным органам и организациям, а именно, в кредитные организации, суды общей юрисдикции, судебным приставам. Через 6 месяцев с момента включения сведении в ЕФРСБ о возбуждении процедуры внесудебное банкротство гражданина МФЦ опубликовывает сообщение о завершении данной процедуры и, как следствие, гражданин освобождается от исполнения обязательств перед кредиторами, которые были указаны в списке известных кредиторов [7, с. 54].
Следует отметить, о малоэффективности внесудебного банкротства, так как зачастую граждане не отвечают установленным критериям для признания их банкротами во внесудебном порядке. Так, по статистике, в первом квартале 2021 г. МФЦ опубликовали сообщения о 1175 возбужденных процедур внесудебного банкротства гражданина, что на 17,2% меньше, чем в четвертом квартале 2020 г. Количество возвратов заявлений снизилась на 52,3% до 1386 в те же периоды [9]. К тому же, следует отметить, что процедура внесудебного банкротства, проводимая через МФЦ, ставит в несколько затрудненное положение данную структуру. Так, информация об имущественном положении должника представляется в этот орган только на текущий момент, в то время как при судебном банкротстве осуществляется проверка имущественного положения должника за три года.
В тоже время статистика на 2022 год улучшилась. Так, МФЦ опубликовали 7118 сообщений о возбуждении процедур внесудебного банкротства граждан, на 52,6% больше, чем в 2021 году [10].
Немного иначе роль уполномоченного органа, наделенного полномочиями по признанию гражданина банкротом во внесудебном порядке, урегулирована в Республике Казахстан. Так, 3 марта 2023 года вступил в силу Закон Республики Казахстан от 30 декабря 2022 года «О восстановлении платежеспособности и банкротстве граждан Республики Казахстан» [4]. Согласно данному закону должник обращается с заявлением о применении процедуры внесудебного банкротства в письменной (бумажной и (или) электронной) форме в уполномоченный орган через Государственную корпорацию "Правительство для граждан" по установленной форме. К нему прилагается установленный список документов: список кредиторов с указанием их наименования, суммы задолженности, места нахождения, копия документа, подтверждающего принятие должником мер по проведению урегулирования и (или) взыскания задолженности по договору банковского займа и (или) договору о предоставлении микрокредита. И уже в течение пятнадцати дней при соответствии или несоответствии должника установленным требованиям, уполномоченный орган уведомляет должника о принятии, об отказе путем размещения на своем интернет-ресурсе и веб-портале "электронного правительства" списка граждан, в отношении которых применена данная процедура. Стоит отметить, что в период проведения процедур внесудебного и судебного банкротства уполномоченным органом в Республике Казахстан проводится мониторинг финансового состояния должника в порядке и сроки, которые установлены уполномоченным органом.
Таким образом, изучив роль и полномочия МФЦ в Российской Федерации и уполномоченного органа в Республике Казахстан, можно сделать вывод, что в основном их функции схожи, однако, установлены существенные отличия, направленные на защиту прав кредиторов. Возбуждение процедуры
вопросы российской юстиции выпуск № 24
внесудебного банкротства в Республике Казахстане является крайне затруднительным, так как должник должен соответствовать в совокупности большому перечню оснований, указанных в обозначенном законе. Роль МФЦ в России в данном процессе достаточно велика, но в связи с ограниченностью его полномочий, выполнение некоторых функций является весьма затруднительно. В связи с этим необходимо наделить МФЦ такими обязанностями, как осуществление запроса информации от государственных органов и организациях о должнике и проведение мониторинга финансового состояния должника, что с целью защиты прав кредиторов и сохранения баланса прав и интересов, как должника, так и кредитора.
1. Федеральный закон от 26.10.2002 г. 127-ФЗ (ред. от 28.12.2022) «О несостоятельности (банкротстве)» // Собрание законодательства РФ. 2002. № 43. Ст. 4190; 2023. № 1 (часть I). Ст. 16.
2. Федеральный закон от 02.10.2007 г. № 229-ФЗ (ред. от 29.12.2022) «Об исполнительном производстве» // Собрание законодательства РФ.2007. № 41. Ст. 4849; 2023. № 1 (часть I). Ст. 71.
3. Федеральный закон от 31.07.2020 г. № 289-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части внесудебного банкротства гражданина» // Собрание законодательства РФ. 2020. № 31 (часть I). Ст. 5048.
4. Закон Республики Казахстан от 30 декабря 2022 года № 178-VII ЗРК «О восстановлении платежеспособности и банкротстве граждан Республики Казахстан» // газета "Егемен Казахстан". 2023. № 1 (30480).
5. Зайцева Ю.А. Внесудебное банкротство гражданина: некоторые проблемы правоприменения // Механизмы банкротства и их роль в обеспечении благосостояния человека: монография. - М.: Юстицинформ, 2022. 312 с.
Список литературы:
вопросы российской юстиции выпуск № 24
6. Зайцева Ю.А. Недобросовестное поведение должника гражданина при
внесудебном банкротстве // Сборник научных статей по итогам Четвертого Севастопольского юридического форума, прошедшего 22-23 сентября 2021 г. на базе Юридического института Севастопольского государственного университета / отв. ред. С.А. Васильев. — М.: Центркаталог, 2022. С. 136-140.
7. Зайцева Ю.А. Защита прав кредиторов при внесудебном банкротстве гражданина // Защита частных прав: проблемы теории и практики: материалы 10-й ежегод. междунар. науч.-практ. конф., состоявшейся в рамках 2-го Байкал. юрид. форума (г. Иркутск, 23-25 сент. 2021 г.) / отв. ред. Н. П. Асланян, Ю.В. Виниченко. - Иркутск: Изд. дом БГУ, 2021. С. 50-56.
8. Чинчевич Е.В. Отдельные аспекты банкротства физических лиц в России и некоторых зарубежных странах // Право и экономика. 2021. № 5. С. 41-45.
9. Банкротства в России: итоги 1 кв. 2021 года, статистический релиз Федресурса // Федресурс URL: https://fedresurs.ru/news/165f3708-5810-4047-9db6-b46c927e73b7?attempt=1 (дата обращения: 23.02.2023).
10. Банкротства в России: итоги 2022 года. Статистический релиз Федресурса // Федресурс URL: https://fedresurs.ru/news/d569ceb1-1f1a-44dd-bec2-e11c8eb5ddac?attempt=1 (дата обращения: 14.03.2023).