Научная статья на тему 'РОЛЬ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ В ОБЕСПЕЧЕНИИ ПРАВОВОЙ ПОМОЩИ ПО УГОЛОВНЫМ ДЕЛАМ: ОБЗОР МЕХАНИЗМОВ И ПРАКТИКИ'

РОЛЬ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ В ОБЕСПЕЧЕНИИ ПРАВОВОЙ ПОМОЩИ ПО УГОЛОВНЫМ ДЕЛАМ: ОБЗОР МЕХАНИЗМОВ И ПРАКТИКИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
79
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
международная организация / ШОС / правовая помощь / сотрудничество / уголовное правосудие / запросы / international organization / SCO / legal assistance / cooperation / criminal justice / requests

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Мецлер Валерия Эдуардовна

данная статья исследует историю развития и современное состояние взаимодействия международных правительственных и неправительственных организаций, таких как Организация Объединенных Наций, Шанхайская Организация Сотрудничества, Содружество Независимых Государств и БРИКС, в области сотрудничества между государствами для борьбы с преступностью и предоставления помощи по уголовным делам. Отмечается увеличение роли международных неправительственных организаций, в том числе в области уголовного правосудия. Также статья исследует правовые механизмы международных организаций, связанные с улучшением уголовно-процессуального сотрудничества, выявляет их преимущества, недостатки и проблемы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF INTERNATIONAL ORGANIZATIONS IN PROVIDING LEGAL ASSISTANCE IN CRIMINAL CASES: A REVIEW OF MECHANISMS AND PRACTICE

this article examines the history of development and the current state of interaction between international governmental and non-governmental organizations, such as the United Nations, the Shanghai Cooperation Organization, the Commonwealth of Independent States and BRICS, in the field of cooperation between states to combat crime and provide assistance in criminal cases. There has been an increase in the role of international non-governmental organizations, including in the field of criminal justice. The article also explores the legal mechanisms of international organizations related to improving criminal procedural cooperation, identifying their advantages, disadvantages and problems.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ В ОБЕСПЕЧЕНИИ ПРАВОВОЙ ПОМОЩИ ПО УГОЛОВНЫМ ДЕЛАМ: ОБЗОР МЕХАНИЗМОВ И ПРАКТИКИ»

ВОПРОСЫ РОССИЙСКОМ юстиции ВЫПУСК №32

УДК 341

Мецлер Валерия Эдуардовна

Уральский государственный юридический университет имени В.Ф. Яковлева

РОЛЬ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ В ОБЕСПЕЧЕНИИ ПРАВОВОЙ ПОМОЩИ ПО УГОЛОВНЫМ ДЕЛАМ: ОБЗОР МЕХАНИЗМОВ И ПРАКТИКИ Аннотация: данная статья исследует историю развития и современное состояние взаимодействия международных правительственных и неправительственных организаций, таких как Организация Объединенных Наций, Шанхайская Организация Сотрудничества, Содружество Независимых Государств и БРИКС, в области сотрудничества между государствами для борьбы с преступностью и предоставления помощи по уголовным делам. Отмечается увеличение роли международных неправительственных организаций, в том числе в области уголовного правосудия. Также статья исследует правовые механизмы международных организаций, связанные с улучшением уголовно-процессуального сотрудничества, выявляет их преимущества, недостатки и проблемы.

Ключевые слова: международная организация, ШОС, правовая помощь, сотрудничество, уголовное правосудие, запросы.

Институт прокуратуры Россия, Екатеринбург [email protected]

Metsler Valeria

Ural State Law University named after V. F. Yakovlev

Institute of Prosecutor's Office

Russia, Ekaterinburg

ВОПРОСЫ РОССИЙСКОЙ юстиции ВЫПУСК №32

THE ROLE OF INTERNATIONAL ORGANIZATIONS IN PROVIDING LEGAL ASSISTANCE IN CRIMINAL CASES: A REVIEW OF MECHANISMS AND PRACTICE Annotation: this article examines the history of development and the current state of interaction between international governmental and non-governmental organizations, such as the United Nations, the Shanghai Cooperation Organization, the Commonwealth of Independent States and BRICS, in the field of cooperation between states to combat crime and provide assistance in criminal cases. There has been an increase in the role of international non-governmental organizations, including in the field of criminal justice. The article also explores the legal mechanisms of international organizations related to improving criminal procedural cooperation, identifying their advantages, disadvantages and problems. Key words: international organization, SCO, legal assistance, cooperation, criminal justice, requests.

Формой международного сотрудничества в сфере правовой помощи по уголовным делам является координация деятельности государств в рамках международных межправительственных организаций, которую, в свою очередь, можно разделить на два вида:

1) взаимодействие стран в рамках международной организации с целью достижения задач борьбы с преступностью с помощью уголовно-процессуальных инструментов. Такое сотрудничество осуществляется на уровне универсальных международных организаций, например, ООН, а также на уровне региональных, например, СНГ, ШОС. Ключевая роль таких организаций состоит в разработке стандартов по оказанию правовой помощи по уголовным делам, в том числе в подготовке международных договоров;

ВОПРОСЫ РОССИЙСКОЙ юстиции ВЫПУСК №32

2) взаимодействие государств со специальными международными органами предварительного расследования, например, Интерпол, путем направления и исполнения запросов [1, а 386].

Стоит отметить, что вышеназванные органы способствуют осуществлению уголовного преследования, а реализация целей и задач данных органов возможна при условии качественного взаимодействия всех международно-правовых и национально-правовых механизмов и инструментов. В отличие, например, от МУС, который действует как орган международной юстиции со своей специальной компетенцией по осуществлению уголовного правосудия и деятельность которого регулируется нормами международного права.

В последние годы значительно увеличилась роль международных неправительственных организаций, включая сферу уголовного правосудия. Хотя документы, подготовленные такими организациями, не являются официальными источниками международного права, они способствуют обсуждению ключевых правовых вопросов на высоком уровне. Например, в рамках БРИКС, альянса стран с наиболее быстро развивающимися экономиками, в число которого входят Россия, Бразилия, Индия, Китай и ЮАР, осуществляется постоянный обмен опытом, включая область цифровизации процессов уголовного правосудия. Опытный подход Китая показывает, что применение цифровых технологий может улучшить эффективность судебного процесса и защиту прав граждан. Однако, несмотря на позитивный пример, внедрение цифровизации процессов уголовного правосудия в некоторых странах сталкивается с препятствиями, такими как недостаток законодательной базы и технического оборудования, что затрудняет успешное осуществление этих изменений. Помимо этого, не реже 1 раза в 2 года проводятся встречи генеральных прокуроров стран-участниц БРИКС. С 2015 года между странами активно реализуется Концепция сотрудничества прокуратур государств БРИК

ВОПРОСЫ РОССИЙСКОЙ юстиции ВЫПУСК №32

целью которого определены обеспечение верховенства права, защиты прав и свобод человека; укрепление и повышение эффективности взаимодействия в борьбе с транснациональной преступностью, в том числе укрепление двустороннего и многостороннего сотрудничества, совершенствование его правовой базы; создание и/или совершенствование механизмов непосредственного взаимодействия, включая формирование сетей специализированных прокуроров в рамках БРИКС.

В соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций, ее главные цели включают поддержание международного мира и безопасности, способствование дружественных отношений между нациями на основе равенства и самоопределения, укрепление международного сотрудничества в решении экономических, социальных, культурных и гуманитарных проблем, а также поощрение уважения прав человека и основных свобод для всех, независимо от расы, пола, языка и религии. Борьба с преступностью, включая справедливое наказание преступников, также является одной из задач ООН, проистекающей из ее целей. Укрепление регионального и международного сотрудничества для борьбы с преступностью, совершенствование системы уголовного правосудия, защита прав личности и обеспечение безопасности населения также акцентируются в Декларации принципов и программе действий Генеральной Ассамблеи в области предотвращения преступности и уголовного правосудия 1991 года. Так, например, в пункте 17 Декларации указаны следующие формы оказания правовой помощи государствам по борьбе с транснациональной преступностью: разработка на национальном, региональном и глобальном уровнях мер, относящимся к сфере уголовного правосудия; регулярные международные обзоры новых моментов в функционировании систем уголовном правосудия; обмен информацией и распространение среди государств информации по вопросам предупреждения преступности и уголовного правосудия и др. [2]. Стоит отметить, что

ВОПРОСЫ РОССИЙСКОЙ юстиции ВЫПУСК №32

вышеуказанная Декларация хоть и не обладает юридической силой международного договора, но все же способствует акцентированию внимания государств на проблемах уголовного правосудия.

Каждые пять лет созывается Конгресс по противодействию преступности и уголовному правосудию в рамках Организации Объединенных Наций, начиная с 1955 года. С 1960 года Российская Федерация, как правопреемник Советского Союза, участвует в работе Конгресса через представителей Генеральной прокуратуры и Министерства внутренних дел. За 65 лет существования подчеркивается, что Конгресс оказал важное влияние на установление стандартов и развитие межгосударственного сотрудничества, проведение прикладных исследований и предоставление технической помощи, а также поощрение обмена опытом и знаниями между государствами. В Резолюциях Генеральной Ассамблеи ООН выделены ключевые рекомендации Конгресса по уголовному судопроизводству, о которых нельзя не сказать:

1) основные принципы независимости судебных органов;

2) минимальные стандарты отправления правосудия в отношении несовершеннолетних;

3) типовые соглашения, касающиеся передачи заключенных-иностранцев, выдачи и взаимной правовой помощи.

Последний Конгресс прошел в марте 2021 года в городе Киото, Япония. В ходе мероприятия была принята Киотская декларация, в которой содержатся различные рекомендации, включая защиту прав и интересов жертв преступлений, внедрение гендерного подхода в уголовное правосудие, укрепление системы ювенального правосудия, и поощрение использования законных и научно обоснованных методов допроса для получения лишь добровольных показаний. Таким образом, Организация Объединенных Наций играет важную роль в обеспечении международной правовой помощи в уголовных делах, фокусируя внимание государств на проблемах уголовного

ВОПРОСЫ РОССИЙСКОЙ юстиции ВЫПУСК №32

правосудия, организуя обсуждения этих вопросов, и разрабатывая соответствующие рекомендации.

Еще одной активно развивающейся международной организацией является ШОС. В рамках данной организации сотрудничество в области безопасности является ключевым направлением деятельности, что указано в статье 8 Договора о долгосрочном добрососедстве, дружбе и сотрудничестве государств-членов ШОС: «Договаривающиеся Стороны в соответствии со своим национальным законодательством и на основе международных договоров, участниками которых они являются, усиливают взаимодействие в розыске, задержании, выдаче и передаче лиц, подозреваемых, обвиняемых или осужденных за совершение преступлений, связанных с террористической, сепаратистской, экстремистской деятельностью, а также и иных преступлений.» [3]. Фаткулин С.Т. в своей работе говорит о том, что данную статью стоит толковать расширительно, а именно говорить как о международной координации правоохранительных органов государств в ОРД [4, c. 111].

Тем не менее, представленная международно-правовая норма отражает принцип pacta sunt servanda [1, c. 388], поскольку в рамках ШОС действуют различные международные соглашения, касающиеся выдачи и предоставления правовой помощи по уголовным делам. Эти соглашения регулируют процедуру предоставления правовой помощи, включая требования к запросу, основания для выдачи лиц, совершивших террористические акты и другие особо тяжкие преступления. К ним относятся: Шанхайская Конвенция о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом от 15 июня 2001 года, Соглашение между государствами-членами ШОС по борьбе с незаконным оборотом наркотиков, психотропных веществ и их прекурсоров от 17 июня 2004 года, Конвенция ШОС против терроризма от 16 июня 2009 года и Конвенция ШОС по противодействию экстремизму от 9 июня 2017 года. Важно отметить, что данные конвенции были ратифицированы и вступили в силу для Российской

ВОПРОСЫ РОССИЙСКОЙ юстиции ВЫПУСК №32

Федерации, что подтверждает их действие в соответствии с частью 4 статьи 15 Конституции РФ.

В рамках ШОС созданы консультативные органы - Совещание генеральных прокуроров, Совещание министров юстиции, Совещание председателей верховных судов - для координации деятельности национальных органов в соответствии с международными договорами. Основная цель этих совещаний в области уголовного правосудия - поддерживать сотрудничество в борьбе с терроризмом, сепаратизмом, экстремизмом, незаконным оборотом оружия, незаконной миграцией и другими видами транснациональной преступности, а также анализировать судебную практику стран-участниц. Совещания проводятся ежегодно в одной из стран-членов ШОС по очереди в рамках буквенного порядка. В отличие от ООН, система ШОС предусматривает не только дискуссии и разработку рекомендаций по уголовному правосудию, но также механизм международного правового взаимодействия между государствами-участниками для предоставления правовой помощи и выдачи преступников.

Более развитый механизм сотрудничества в рамках уголовного правосудия был разработан СНГ - «механизм Минской конвенции». Борьба с преступностью является одним из главных приоритетов деятельности СНГ, и с этой целью в 1993 году было создано Бюро по координации противодействия организованной преступности и другим опасным видам преступлений на территории стран-участниц СНГ с целью объединения усилий министерств внутренних дел для противостояния организованной преступности, терроризму, незаконному обороту наркотиков и психотропных веществ. Бюро, в свою очередь, имеет непосредственную задачу сотрудничать в области уголовного правосудия, а именно помогать в межгосударственном розыске и выдаче преступников, а также предоставлять помощь следственным и оперативно-разыскным группам, сотрудникам правоохранительных органов государств-

ВОПРОСЫ РОССИЙСКОЙ юстиции ВЫПУСК №32

участников Содружества Независимых Государств в расследовании преступлений и выполнении других обязанностей. Другой орган СНГ, Координационный совет генеральных прокуроров государств-участников, отвечает за развитие договорно-правовой базы для международного сотрудничества. Члены этого Совета проводят встречи ежегодно, обмениваясь опытом в различных областях борьбы с преступностью и подготавливая новые проекты для изменения текущих международных договоров. На последнем заседании в июне 2022 года особое внимание было уделено сотрудничеству для согласованной борьбы с коррупцией.

Стоит отметить важность Минской конвенции, подписанной 22 января 1993 года. Она действует для 12 государств. Исмаилов Б. сказал, что «именно эта конвенция дает большое количество прав и привилегий, которыми пользуются граждане СНГ повседневно, значительно защищает и значительно облегчает нахождение граждан участников на территории других стран-участниц» [5]. Раздел 4 Конвенции подробно регламентирует вопросы выдачи, требования, порядок направления и исполнения поручений об осуществлении уголовного преследования и иные вопросы [6]. На сегодняшний день обязательства по организационной и сопроводительной части исполнения запросов осуществляются Управлением международного сотрудничества Следственного комитета РФ.

Из-за четкого правового регулирования и укрепления дружественных отношений между странами СНГ, Механизм Минской конвенции считается наиболее востребованным для международного сотрудничества в области уголовного судопроизводства. Это объясняется не только большим числом запросов от государств постсоветского пространства, но и глубоким знанием конвенционных норм сотрудниками прокуратуры и правоохранительных органов. Кроме того, многосторонняя Конвенция устранила необходимость подготовки и ратификации двусторонних международных соглашений,

ВОПРОСЫ РОССИЙСКОМ юстиции ВЫПУСК №32

способствуя унификации и согласованию национальных норм уголовно-процессуального права. В научных кругах отмечается, что «запросы о правовой помощи являются одним из наиболее эффективных средств в борьбе с преступностью государствами СНГ, способствуют своевременному и правильному раскрытию, расследованию преступлений, изобличению виновных лиц» [7, а 159]. Однако пробелом в праве остается не урегулированный вопрос касательно сроков оказания правовой помощи, что приводит к затягиванию предварительного расследования.

В заключение хочу сказать, что вследствие постоянного движения к интеграции и быстрого развития технологий целесообразно разработать и внедрить дополнительные виды сотрудничества между государствами в сфере уголовного правосудия, включая те, которые осуществляются в рамках различных международных организаций.

1. Титенко, Ю. Е. Роль международных организаций в оказании правовой помощи по уголовным делам / Ю. Е. Титенко // Вопросы российского и международного права. - 2023. - Т. 13, № 4-1. - С. 385-393.

2. Декларация принципов и программа действий программы Организации Объединенных Наций в области предупреждения преступности и уголовного правосудия (принята в Нью-Йорке 18 декабря 1991 г.).

3. Договор о долгосрочном добрососедстве, дружбе и сотрудничестве государств - членов Шанхайской организации сотрудничества от 16 августа 2007 г. (заключен в Бишкеке 16 августа 2007 г.).

4. Фаткулин С.Т. Сотрудничество правоохранительных органов государств-участников ШОС по противодействию международному терроризму и экстремизму // Правопорядок: история, теория, практика. 2019. № 4 (23). С. 109-114.

Список литературы:

ВОПРОСЫ РОССИЙСКОМ юстиции

5. Исмаилов Б. Полезно знать. Для юристов, практикующих в СНГ и ЕвраЗЭС. 2016. [Электронный ресурс] // URL: https://zakon.m/Wog/2016/9/21/polezm_znat_dlya_yuristov_sng_i_evrazes

6. Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам (заключена в Минске 22 января 1993 г.).

7. Жукова Д.В. Запрос об оказании правовой помощи по уголовным делам как форма международного сотрудничества в сфере уголовного судопроизводства со странами СНГ // Известия Тульского госуниверситета. Экономические и юридические науки. 2015. No 4-2. С. 155-160.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.