Научная статья на тему 'ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ГОСУДАРСТВ В ПРОТИВОДЕЙСТВИИ МЕЖДУНАРОДНОЙ ПРЕСТУПНОСТИ: ПРАВОВОЙ АСПЕКТ'

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ГОСУДАРСТВ В ПРОТИВОДЕЙСТВИИ МЕЖДУНАРОДНОЙ ПРЕСТУПНОСТИ: ПРАВОВОЙ АСПЕКТ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
213
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВО / КОНВЕНЦИЯ / ДОГОВОР / СОГЛАШЕНИЕ / МЕЖДУНАРОДНАЯ (ТРАНСНАЦИОНАЛЬНАЯ) ПРЕСТУПНОСТЬ / МЕЖДУНАРОДНЫЕ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫЕ МЕРЫ И ОРГАНЫ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Забавка Владимир Иванович

Анализируются основные направления взаимодействия и сотрудничества государств в противодействии международной преступности, представляющих собой целенаправленную деятельность мирового сообщества, субъектов международных отношений и уголовной политики, которые объединяют усилия и ресурсы в целях эффективной защиты и предупреждения международной и национальной преступности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE MAIN DIRECTIONS OF INTERACTION OF STATES IN COMBATING INTERNATIONAL CRIME: LEGAL ASPECT

The main directions of interaction and cooperation of states in countering international crime are analyzed, which are the purposeful activities of the world community, subjects of international relations and criminal policy that combine efforts and resources for the effective protection and prevention of international and national crime.

Текст научной работы на тему «ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ГОСУДАРСТВ В ПРОТИВОДЕЙСТВИИ МЕЖДУНАРОДНОЙ ПРЕСТУПНОСТИ: ПРАВОВОЙ АСПЕКТ»

Научная статья УДК 34

https://doi.org/10.24412/2414-3995-2022-6-89-95 NIION: 2015-0066-6/22-539 MOSURED: 77/27-011-2022-06-738

Основные направления взаимодействия государств в противодействии международной преступности:

правовой аспект

Владимир Иванович Забавка

Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя, Москва, Россия

Аннотация. Анализируются основные направления взаимодействия и сотрудничества государств в противодействии международной преступности, представляющих собой целенаправленную деятельность мирового сообщества, субъектов международных отношений и уголовной политики, которые объединяют усилия и ресурсы в целях эффективной защиты и предупреждения международной и национальной преступности.

Ключевые слова: государство, конвенция, договор, соглашение, международная (транснациональная) преступность, международные правоохранительные меры и органы

Для цитирования: Забавка В. И. Основные направления взаимодействия государств в противодействии международной преступности: правовой аспект // Вестник экономической безопасности. 2022. № 6. С. 89-95. https://doi. org/10.24412/2414-3995-2022-6-89-95.

Original article

The main directions of interaction of states in combating international crime: legal aspect

Vladimir I. Zabavka

Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikot', Moscow, Russia

Abstract. The main directions of interaction and cooperation of states in countering international crime are analyzed, which are the purposeful activities of the world community, subjects of international relations and criminal policy that combine efforts and resources for the effective protection and prevention of international and national crime.

Keywords: state, Convention, Treaty, agreement, international (transnational) crime, international law enforcement measures and bodies

For citation: Zabavka V. I. The main directions of interaction of states in combating international crime: legal aspect. Bulletin of economic security. 2022;(6):89-95. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2414-3995-2022-6-89-95.

Сотрудничество государств в борьбе с международной (транснациональной) преступностью осуществляется по различным направлениям, в следующих формах и видах:

- заключение между государствами договоров и соглашений;

- выработка международных стандартов в области предупреждения преступности, уголовного преследования и отбывания наказания за совершение международных преступлений и преступлений международного характера;

- разработка рекомендаций для борьбы национальных правоохранительных органов с общеуголовными преступлениями, информационная и консультативная помощь государствам.

© Забавка В. И., 2022

В зависимости от круга вопросов международного сотрудничества в борьбе с преступностью целесообразно выделить следующие его виды:

- договорно-правовую, затрагивающую интересы всего мирового сообщества или нескольких государств;

- организационную и правоприменительную деятельность компетентных международных организаций и соответствующих внутригосударственных органов в борьбе с такими преступлениями;

- информационное обеспечение этой деятельности;

- материально-техническую помощь нуждающимся государствам для обеспечения эффективной борьбы с преступностью.

С учетом характера преступности такие направления можно классифицировать следующим образом:

1) сотрудничество в борьбе с международными (транснациональными) преступлениями и 2) с общеуголовной преступностью.

В зависимости от опасности того или иного преступления (группы преступлений) необходимо выделить направления международного сотрудничества в борьбе со следующими преступными деяниями, представляющими наибольшую опасность:

- международный и внутригосударственный терроризм;

- пиратство;

- захват заложников;

- незаконный оборот наркотических средств и психотропных веществ;

- незаконный оборот химических и ядерных материалов;

- незаконная торговля оружием и боеприпасами;

- незаконные операции в сфере информационных технологий или киберпреступность;

- международная и национальная коррупция;

- незаконные операции в банковской сфере и фальшивомонетничество;

- незаконное перемещение людей через границу

и др.

Приоритет того или иного направления международного сотрудничества определяется международным сообществом или отдельными государствами, отражается в международно-правовом и внутригосударственном законодательстве и соответствующих организационных структурах конкретных государств с учетом общественной опасности, характера и распространенности рассматриваемых преступлений, а также иных обстоятельств.

Современная преступность не знает границ и в более или менее острой форме проявляется во всех странах мира. Постоянно расширяется перечень преступных деяний, представляющих международную опасность (например, указанные выше: терроризм, киберпреступ-ность, незаконный оборот наркотиков, культурных ценностей, оружия, торговле людьми и т. д.).

Международное сотрудничество между государствами в сфере борьбы с преступностью развивается на следующих трех уровнях:

1) двустороннее сотрудничество между государствами;

2) региональный;

3) универсальный (общемировой).

Формы международного сотрудничества в данной сфере деятельности чрезвычайно разнообразны, но все они сводятся к таким видам, как:

- заключение международных соглашений;

- создание соответствующих международных организаций (ООН, Международная организация уголовной полиции (Интерпол), Совет Европы, СНГ, ОБСЕ, ОДКБ, ШОС и др.);

- оказание взаимной правовой помощи по уголовным делам;

- выдача лиц, совершивших преступления, для привлечения к уголовной ответственности или исполнения приговора;

- передача осужденных к лишению свободы для дальнейшего отбывания наказания в государства их гражданства или постоянного места жительства;

- обмен оперативной, криминалистической, правовой и иной информацией;

- выполнение поручений по международному розыску;

- обеспечение прав и свобод граждан данного государства при осуществлении уголовного правосудия в другой стране;

- подготовка кадров, обмен опытом работы правоохранительных органов различных государств в борьбе с международной преступностью;

- предоставление экспертных и консультативных услуг, специальных научно-технических средств и оказание иной материально-технической помощи;

- экстрадиция лиц для привлечения их к уголовной ответственности или для исполнения приговоров;

- совместное изучение проблем преступности и борьбы с ней, прогнозирование и программирование этой деятельности;

- участие в официальных мероприятиях (конгрессах, совещаниях) и научно-практических конференциях (семинарах, симпозиумах), где обсуждаются проблемы международного сотрудничества в предупреждении преступности, борьбе с ней, обращении с правонарушителями и др.

Международно-правовой компонент участия России в межгосударственном сотрудничестве в борьбе с преступностью и обеспечением общественной безопасности включает в себя более 700 международных конвенций, двусторонних и многосторонних договоров различного уровня.

Органы внутренних дел Российской Федерации участвуют в выполнении обязательств России по всем основным направлениям международного сотрудничества в борьбе с преступностью и обеспечением общественной безопасности. Их деятельность на этом направлении осуществляется в тесном взаимодействии с другими правоохранительными органами (Прокуратурой, ФСБ, СК, Минюстом, ФТС и др.), заинтересованными министерствами и ведомствами, прежде всего с МИД России.

В. В. Путин, выступая на расширенном заседании коллегии МВД России 3 марта 2021 г., отметил, что органы внутренних дел успешно решают поставленные задачи. При этом он констатировал, что необходимо более наступательно бороться с криминальной угрозой и в первую очередь с преступлениями в сфере 1Т-технологий (кибер- и другими видами преступлений), борьбой с экстремизмом, противодействием коррупции, с незаконным выводом капитала за рубеж, незаконной миграцией. Усилить борьбу с пропагандой наркотиков и

их распространением через интернет и другими преступлениями [1].

В пределах своей компетенции МВД России заключило ряд межведомственных соглашений. В числе наиболее приоритетных направлений определено развитие отношений с партнерами из государств - участников СНГ. В рамках СНГ создано Бюро по координации борьбы с организованной преступностью и иными опасными видами преступлений на территории СНГ (БКБОП), а также Совет министров внутренних дел государств -участников СНГ (СМВД). Кроме того, создана объединенная коллегия МВД государств - участников Союза Белоруссии и России.

Взаимодействия государств по борьбе и противодействию международной (транснациональной) преступности осуществляется в рамках принятых международными организациями нормативных правовых актов (конвенций, соглашений, договоров), а именно:

- Конвенция относительно рабства (1926 г.), Протокол 1953 г. о внесении изменений в Конвенцию1926 г. и Дополнительная конвенция об упразднении рабства, работорговли и, институтов и обычаев, сходных с рабством (1956 г.) [2];

- Конвенция о борьбе с подделкой денежных знаков (1929 г.) [3];

- Конвенция о борьбе с торговлей людьми и эксплуатацией проституции третьими лицами (1949 г.) [4];

- Конвенция об открытом море (1958 г.) [5];

- Конвенция о наркотических средствах (1961 г.) [6];

- Конвенция о преступлениях и некоторых других актах, совершаемых на борту воздушных судов (1963 г.) [7];

- Конвенция о борьбе с незаконным захватом воздушных судов (1970 г.) [8];

- Конвенция о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности гражданской авиации (1971 г.), и Протокол, касающийся незаконных актов в международных аэропортах (1988 г.) [9; 10];

- Конвенция о психотропных веществах (1971 г.)

[11];

- Конвенция о предотвращении и наказании преступлений против лиц, пользующихся международной защитой, в том числе дипломатических агентов (1973 г.) [12];

- Международная конвенция по борьбе с захватом заложников (1979 г.) [13];

- Европейская конвенция о пресечении терроризма (1977 г.) [14];

- Конвенция по морскому праву (1982 г.) [15];

- Конвенция ООН о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ (1988 г.) [16];

- Конвенция о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности морского судоходства (1988 г.), и Протокол о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности стационарных

платформ, расположенных на континентальном шельфе (1988 г.) [17; 18];

- Конвенция о борьбе с вербовкой, использованием, финансированием и обучением наемников (1989 г.) [19];

- Конвенция против транснациональной организованной преступности (2000 г.) [20] и многие др.

Одной из основных международных организаций в борьбе с международной преступностью является Международная организация уголовной полиции (Интерпол), задачей которой является предупреждение уголовных преступлений международного характера и борьба с преступностью путем широкого сотрудничества уголовной полиции разных стран. Она была создана в 1923 г. Действующий Устав Интерпола вступил в силу в 1956 г. (СССР вступила в 1990 г.) [21].

Основными направлениями деятельности Интерпола являются: уголовная регистрация; международный розыск преступников и лиц, пропавших без вести; поиск похищенных ценностей; оказание технической помощи странам-участникам; статистика и научно-исследовательская деятельность.

Непременным условием успешности международного сотрудничества в предупреждении преступности выступает взаимная заинтересованность государств-участников. Российская Федерация также проявляет такую заинтересованность, о чем свидетельствует ее готовность и открытость к международному сотрудничеству по предупреждению преступности и имеющиеся определенные международные обязательства. Россия является участницей следующих международных конвенций, договоров и соглашений, нацеленных на противодействие преступности и ее отдельным видам:

- Международная конвенция по борьбе с подделкой денежных знаков (заключена в г. Женеве 20 апреля 1929 г.);

- Европейская конвенция о выдаче (заключена в г. Париже 13 декабря 1957 г.);

- Европейская конвенция о взаимной правовой помощи по уголовным делам (заключена в г. Страсбурге 20 апреля 1959 г.);

- Конвенция Организации Объединенных Наций о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ (заключена в г. Вене 20 декабря 1988 г.);

- Конвенция об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности (заключена в г. Страсбурге 8 ноября 1990 г.);

- Конвенция об уголовной ответственности за коррупцию (заключена в г. Страсбурге 27 января 1999 г.);

- Международная конвенция о борьбе с финансированием терроризма (заключена в г. Нью-Йорке 9 декабря 1999 г.);

- Шанхайская конвенция о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом (заключена в г. Шанхае 15 июня 2001 г.);

- Договор между Российской Федерацией и Соединенными Штатами Америки о взаимной правовой помощи по уголовным делам (подписан в г. Москве 17 июня 1999 г.);

- Договор между Российской Федерацией и Мексиканскими Соединенными Штатами о взаимной правовой помощи по уголовным делам (подписан в г. Москве 21 июня 2005 г.);

- Договор между Российской Федерацией и Японией о взаимной правовой помощи по уголовным делам (подписан в г. Токио 12 мая 2009 г.);

- Договор между Российской Федерацией и Объединенными Арабскими Эмиратами о взаимной правовой помощи по уголовным делам (подписан в г. Абу-Даби 25 ноября 2014 г.);

- Соглашение о сотрудничестве между Российской Федерацией и Европейской полицейской организацией (заключено в г. Риме 6 ноября 2003 г.);

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- Соглашение о сотрудничестве государств - участников Содружества Независимых Государств в борьбе с преступностью на транспорте (заключено в г. Астане 15 сентября 2004 г.);

- Соглашение о сотрудничестве между правительствами государств - членов Шанхайской организации сотрудничества в борьбе с преступностью (заключено в г. Ташкенте 11 июня 2010 г.) и др.

Механизмы международного сотрудничества Российской Федерации в предупреждении преступности основываются на положениях уголовно-процессуального законодательства, содержащихся в ч. 5 УПК РФ «Международное сотрудничество в сфере уголовного судопроизводства», которые предусматривают:

1) досудебное сотрудничество, включающее производство определенных оперативно-розыскных и следственных действий;

2) судебное взаимодействие с иностранными государствами:

- исполнение запросов о правовой помощи;

- производство отдельных процессуальных действий на территории иностранного государства;

- исполнение решений (приговоров) судов;

- информирование компетентных органов о вступивших в законную силу приговорах в отношении иностранных граждан;

3) взаимодействие по вопросам экстрадиции и передачи иностранных граждан и др. [22].

Уголовно-процессуальное законодательство раскрывает сущность предупреждения преступности на стадиях пресечения, раскрытия и расследования преступлений, а также привлечения к ответственности виновных лиц.

Субъекты международных отношений и уголовной политики объединяют ресурсы в борьбе с международной и национальной преступностью.

Целью международного сотрудничества выступает объединение усилий по предупреждению преступности отдельных государств, региональных групп государств и международного сообщества в целом. Эта цель реализуется выполнением следующих задач:

1) организация предупреждения, взаимной помощи в пресечении, раскрытии и расследовании международных и транснациональных преступлений, розыске виновных и осуществлении правосудия;

2) осуществление совместных профилактических мер и операций, направленных на противодействие преступности;

3) розыск, задержание и выдача лиц, совершивших преступления на территории других государств;

4) выполнение своих обязательств по обеспечению надлежащего обращения с преступниками и правонарушителями.

Названные задачи реализуются определенным кругом субъектов. Так, на сегодняшний день в России сложилась система органов и организаций, осуществляющих такое сотрудничество. К ним относятся:

- Верховный Суд Российской Федерации (по вопросам его судебной деятельности);

- Министерство юстиции Российской Федерации (по вопросам, связанным с работой других судов);

- Следственный комитет Российской Федерации;

- МВД России (по вопросам уголовного судопроизводства в рамках своей компетенции);

- Бюро по координации борьбы с организованной преступностью и иными опасными видами преступлений на территории государств - участников СНГ;

- ФСБ России (по вопросам производства расследования по делам, входящим в ее компетенцию);

- Федеральная служба охраны;

- Федеральная таможенная служба;

- Генеральная прокуратура Российской Федерации (в остальных случаях производства расследования уголовных дел) и др.

Среди международных организаций необходимо отметить: Интерпол; полицейские агентства (Евро-пол); Всемирная таможенная организация; Евроюст; группа государств по борьбе с коррупцией (ГРЕКО), созданная в рамках Совета Европы; ООН, включающая Управление ООН по борьбе с наркотиками и преступлениями, Комитет по предупреждению и контролю над преступностью, Комиссию по предупреждению преступности и содействию уголовному правосудию и научно-исследовательские институты ООН, в первую очередь Межрегиональный научно-исследовательский институт ООН по вопросам преступности и правосудия (ЮНИКРИ); Европейское агентство по борьбе с мошенничеством; Международный уголовный суд в качестве постоянно действующего института, призванного рассматривать наиболее тяжкие преступления и др.

Проблемой международного сотрудничества в предупреждении преступности является то, что орга-

низация совместной профилактической деятельности нередко «опаздывает». Это повышает актуальность его дальнейшего совершенствования. Оценка показателей современной преступности, в том числе транснациональной, и международной обстановки в целом позволяет выделить основные направления совершенствования международного сотрудничества в сфере предупреждения преступности:

1. Развитие международного права, совершенствование правовой основы деятельности по противодействию преступности с целью преодоления негативных последствий существования необходимых пограничных, таможенных и иных барьеров.

2. Активизизация работы по противодействию транснациональной организованной преступности в условиях глобализации и обострения процессов передела мировых ресурсов, политизации криминальных проявлений.

3. Борьба с наиболее опасными преступлениями, которыми традиционно признаны пиратство, работорговля, фальшивомонетничество и подделка ценных бумаг, разрыв или повреждение подводного кабеля, неоказание помощи на море при столкновении морских судов, незаконный захват воздушных судов. Особое внимание должно быть уделено сотрудничеству в сфере борьбы с международным терроризмом, религиозным экстремизмом, нелегальной миграцией, транснациональным наркотическим бизнесом.

4. Активная борьба с 1Т-преступлениями (кибер-преступностью, включая кибертерроризм), особенно в ее транснациональном аспекте.

5. Эффективное ведение работы по совершенствованию процессов международного сотрудничества на стадии предварительного расследования и оказание государствами взаимной правовой помощи по уголовным делам.

6. Более открытое осуществление обменом информацией по вопросам борьбы с преступностью.

На современном этапе интеграционных процессов в области борьбы с преступностью страны самостоятельно должны определить круг наиболее значимых составов преступлений с учетом уровня их фактической и статистической распространенности, степени общественной опасности, межгосударственного характера и т. п. Данный перечень преступлений должен корректироваться в соответствии с динамикой развития уголовного законодательства, актуальной криминальной ситуацией, учитывать геополитические, экономические, иные интересы и стратегические задачи, стоящие перед странами.

Таким образом, современные международные отношения и международная безопасность носят всеобъемлющий характер. Безопасность одного государства связана с безопасностью мирового сообщества в целом, в том числе во взаимодействии государств в противодействии международной (транснациональной) преступности.

Список источников

1. Материалы заседания расширенной коллегии МВД России 3 марта 2021 г. // Официальный интернет-портал правовой информации. - URL: http://www.mvd. gov.ru.

2. Конвенция ООН относительно рабства (подписана в Женеве 25 сентября 1926 г. Лигой Наций) (с изм. от 07.12.1953) // Собрание законодательства СССР. 1960. Вып. XVIII.

3. Конвенция о борьбе с подделкой денежных знаков. Заключена в г. Женеве 20 апреля 1929 г. // Официальный интернет-портал правовой информации. - URL: http://www.pravo.gov.ru.

4. Конвенция ООН о борьбе с торговлей людей и с эксплуатацией проституции третьими лицами (принята Генеральной Ассамблеей ООН 2 декабря 1949 г.) // Официальный интернет-портал правовой информации. -URL: http://www.pravo.gov.ru.

5. Конвенция Организации Объединенных Наций об открытом море (заключена в Нью-Йорке 30 октября 1958 г.) // Собрание законодательства СССР. 1967. Вып. XXII. Ст. 1037.

6. Единая конвенция о наркотических средствах (принята ООН 30 марта 1961 г.) // Официальный интернет-портал правовой информации. - URL: http://www. pravo.gov.ru.

7. Конвенция о преступлениях и некоторых других актах, совершаемых на борту воздушных судов (подписана в Токио 14 сентября 1963 г.) // Официальный интернет-портал правовой информации. - URL: http:// www.pravo.gov.ru.

8. Конвенция по борьбе с захватом заложников (принята 17 декабря 1979 г. Генеральной Ассамблеей ООН) // Официальный интернет-портал правовой информации. - URL: http://www.pravo.gov.ru.

9. Конвенция о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности гражданской авиации (1971 г.) // Официальный интернет-портал правовой информации. - URL: http://www.pravo.gov.ru.

10. Протокол, касающийся незаконных актов в международных аэропортах (1988 г.) (заключен в Монреале 23 сентября 1971 г.) // Официальный интернет-портал правовой информации. - URL: http://www.pravo. gov.ru.

11. Конвенция о психотропных веществах (подписана в Вене 21 февраля 1971 г.) // Официальный интернет-портал правовой информации. - URL: http://www. pravo.gov.ru.

12. Конвенция о предотвращении и наказании преступлений против лиц, пользующихся международной защитой, в том числе дипломатических агентов (принята ООН 14 декабря 1973 г.) // Официальный интернет-портал правовой информации. - URL: http://www.pravo. gov.ru.

13. Международная конвенция по борьбе с захватом заложников (принята Генеральной Ассамблеей ООН 17 декабря 1979 г.) // Официальный интернет-пор-

тал правовой информации. - URL: http://www.pravo. gov.ru.

14. Европейская конвенция о пресечении терроризма (принята Советом Европы 27 января 1977 г., Страсбург) // Официальный интернет-портал правовой информации. - URL: http://www.pravo.gov.ru.

15. Конвенция Организации Объединенных Наций по морскому праву (UNCLOS) (заключена в г. Монтего-Бее 10 декабря 1982 г.) (с изм. от 23.07.1994) // Официальный интернет-портал правовой информации. - URL: http://www.pravo.gov.ru.

16. Конвенция ООН о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ (принята ООН 19 декабря 1988 г.) // Официальный интернет-портал правовой информации. - URL: http://www.pravo.gov.ru.

17. Конвенции о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности морского судоходства (принята в Риме 10 марта 1988 г.) // Официальный интернет-портал правовой информации. - URL: http:// www.pravo.gov.ru.

18. Протокол о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности стационарных платформ, расположенных на континентальном шельфе (1988 г.) // Официальный интернет-портал правовой информации. - URL: http://www.pravo.gov.ru.

19. Международная Конвенция о борьбе с вербовкой, использованием, финансированием и обучением наемников (принята 4 декабря 1989 г. Генеральной Ассамблеей ООН) // Официальный интернет-портал правовой информации. - URL: http://www.pravo.gov.ru.

20. Конвенция против транснациональной организованной преступности (принята Генеральной Ассамблеей ООН 15 ноября 2000 г.) // Официальный интернет-портал правовой информации. - URL: http: //www. pravo.gov.ru.

21. Устав Интерпола (принят Генеральной Ассамблеей Международной организации уголовной полиции 13 июня 1956 г. (с изм. по состоянию на 1 января 1986 г.) // Электронный фонд правовых и нормативно-технических документов. - URL: https://docs.cntd.ru/ document/1901939.

22. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18 декабря 2001 г. № 174-ФЗ (ред. от 01.07.2021) // Официальный интернет-портал правовой информации. - URL: http://www.pravo.gov.ru.

References

1. Materials of the meeting of the expanded Board of the Ministry of Internal Affairs of Russia on March 3, 2021 // Official Internet portal of legal information. - URL: http:// www.mvd.gov.ru.

2. The UN Convention on Slavery (signed in Geneva on September 25, 1926 by the League of Nations) (with ed. from 07.12.1953) // Collection of legislation of the USSR. 1960. Issue XVIII.

3. Convention for the Suppression of Counterfeiting of Banknotes. Concluded in Geneva on April 20, 1929 // Official Internet portal of legal information. - URL: http:// www.pravo.gov.ru.

4. The UN Convention for the Suppression of Human Trafficking and the Exploitation of Prostitution by Third Parties (adopted by the UN General Assembly on December 2, 1949) // Official Internet Portal of Legal Information. -URL: http://www.pravo.gov.ru.

5. The United Nations Convention on the High Seas (concluded in New York on October 30, 1958) // Collection of Legislation of the USSR. 1967. Issue XXII. Article 1037.

6. The Single Convention on Narcotic Drugs (adopted by the UN on March 30, 1961) //Official Internet Portal of Legal Information. - URL: http://www.pravo.gov.ru.

7. Convention on Crimes and Certain Other Acts Committed on Board Aircraft (signed in Tokyo on September 14, 1963) // Official Internet Portal of Legal Information. -URL: http://www.pravo.gov.ru.

8. The Convention on Combating Hostage-taking (adopted on December 17, 1979 by the UN General Assembly) // Official Internet portal of legal information. -URL: http://www.pravo.gov.ru.

9. Convention for the Suppression of Unlawful Acts against the Safety of Civil Aviation (1971) // Official Internet portal of Legal Information. - URL: http://www.pravo. gov.ru.

10. Protocol concerning Illegal Acts at International Airports (1988) (concluded in Montreal on September 23, 1971) // Official Internet Portal of Legal Information. -URL: http://www.pravo.gov.ru.

11. Convention on Psychotropic Substances (signed in Vienna on February 21, 1971) // Official Internet portal of legal information. - URL: http://www.pravo.gov.ru.

12. Convention on the Prevention and Punishment of Crimes against Internationally Protected Persons, including Diplomatic Agents (adopted by the UN on December 14, 1973) // Official Internet Portal of Legal Information. -URL: http://www.pravo.gov.ru.

13. International Convention against Hostage-taking (adopted by the UN General Assembly on December 17, 1979) // Official Internet portal of legal information. - URL: http://www.pravo.gov.ru.

14. The European Convention on the Suppression of Terrorism (adopted by the Council of Europe on January 27, 1977, Strasbourg) // Official Internet portal of legal Information. - URL: http://www.pravo.gov.ru.

15. United Nations Convention on the Law of the Sea (UNCLOS) (concluded in Montego Bay on December 10, 1982) (with amendments dated 23.07.1994) // Official Internet portal of legal information. - URL: http://www. pravo.gov.ru.

16. The UN Convention on Combating Illicit Trafficking in Narcotic Drugs and Psychotropic Substances (adopted by the UN on December 19, 1988) // Official Internet portal of legal Information. - URL: http://www. pravo.gov.ru.

JURISPRUDENCE

17. Convention for the Suppression of Unlawful Acts against the Safety of Maritime Navigation (adopted in Rome on March 10, 1988) // Official Internet Portal of Legal Information. - URL: http://www.pravo.gov.ru.

18. Protocol for the Suppression of Unlawful Acts against the Safety of Fixed Platforms Located on the Continental Shelf (1988) // Official Internet Portal of Legal Information. - URL: http://www.pravo.gov.ru

19. International Convention against the Recruitment, Use, Financing and Training of Mercenaries (adopted on December 4, 1989 by the UN General Assembly) // Official Internet Portal of Legal Information. - URL: http://www. pravo.gov.ru.

20. Convention against Transnational Organized Crime (adopted by the UN General Assembly on November 15, 2000) // Official Internet portal of legal information. -URL: http: //www.pravo.gov.ru.

21. The Statute of Interpol (adopted by the General Assembly of the International Criminal Police Organization on June 13, 1956 (as amended as of January 1, 1986) // Electronic Fund of legal and regulatory and technical documents. - URL: https://docs.cntd.ru/document/1901939.

22. The Criminal Procedure Code of the Russian Federation No. 174-FZ of December 18, 2001 (as amended on 01.07.2021) // Official Internet portal of legal Information. - URL: http://www.pravo.gov.ru.

Информация об авторе

В. И. Забавка - доцент кафедры конституционного и муниципального права Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, кандидат юридических наук.

Information about the author V. I. Zabavka - Associate Professor of the Department of Constitutional and Municipal Law of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikot', Candidate of Legal Sciences.

Статья поступила в редакцию 28.10.2022; одобрена после рецензирования 29.11.2022; принята к публикации 19.12.2022.

The article was submitted 28.10.2022; approved after reviewing 29.11.2022; accepted for publication 19.12.2022.

Современные проблемы предварительного следствия. История и вектор развития. Монография. Полищук Д. А. 327 с. Гриф МУМЦ «Профессиональный учебник». Гриф НИИ образования и науки.

Д.А. Полищук

Современные проблемы предварительного следствия

История и вектор развития

Представлен многоаспектный анализ вопросов организации работы следователя. Основное внимание уделено проблемам, которые, как правило, остаются «за кадром» исследований, среди них: философско-правовые основания работы следователя; защита от противодействия расследованию преступлений, которое возможно со стороны адвокатов-защитников; преодоление конфликтных ситуаций в следственной практике и др. Уделено внимание вопросам работы следователя с логическими диаграммами, а также возможности использования в уголовном судопроизводстве нетрадиционных методов криминалистических исследований.

В ходе подготовки издания были подробно изучены материалы значительного количества уголовных дел, вследствие чего представлен детальный анализ типичных ошибок, допускаемых следователями при расследовании преступлений. В частности, на базе изученного материала рассмотрены ошибки уголовно-правовой квалификации преступлений, предписаний уголовно-процессуального законодательства и пр. Рассмотрены пределы допустимости использования результатов оперативно-розыскной деятельности в качестве доказательств в уголовном судопроизводстве.

Для практических сотрудников правоохранительных и правоприменительных органов, а также преподавателей и студентов юридических образовательных учреждений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.