А.М. Алексанков, Е.А. Джаим
РОЛЬ МЕЖДУНАРОДНОЙ КОМПОНЕНТЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ В ОБЕСПЕЧЕНИИ РАЗВИТИЯ ИННОВАЦИОННОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВУЗА
Высшее образование является важнейшим социальным институтом, функционирующим с целью удовлетворения общественных потребностей в условиях постоянно возрастающих по объему и все более разносторонних по содержанию мирохозяйственных связей, и потому живо реагирующим на все общественные изменения и процессы. Именно оно является тем социальным институтом, который создает человека новой эпохи, - профессионального, творчески ориентированного, гибкого и инновационно мыслящего специалиста - без которого невозможно построение общества, основанного на знаниях.
Рост международной открытости национальных культур, основные мировые тенденции развития человеческой цивилизации своеобразно преломляются в системе образования. Это приводит к тому, что содержание национальных систем высшего образования естественно стремится к так называемым «мировым стандартам», вырабатываемым мировой наукой и техникой.
Российская система высшего образования, являясь одним из участников мирового образовательного рынка, не может игнорировать принципы развития международного сообщества. Частью государственной политики является поиск оптимальных вариантов последовательной интеграции высшей школы России в мировую систему высшего образования, сохранение всего ценного, что имеет российская высшая школа, в то же время осуществление, с учетом международного опыта, востребованных временем изменений, которые позволят обеспечить перспективы развития России в новом столетии.
Наряду с необходимым консерватизмом, являющимся залогом устойчивости и фундаментальности российской высшей школы,
она не может развиваться без учета определяющих особенностей современного общества. С точки зрения системы образования, этими особенностями являются:
1. Диверсификация научно-образовательных программ по институциональным формам, уровням и содержанию. В условиях постоянного изменения рыночной структуры высшее образование должно давать возможность всем членам общества продолжать обучение на протяжении всей жизни, и потребность в таком обучении побуждает учебные заведения предлагать более разнообразную и гибкую структуру степеней образования, что, в свою очередь, требует инновационного подхода к использованию механизмов и методов построения научно-образовательной деятельности вуза.
2. Информатизация общества. Постиндустриальное общество, переживающее период информационной и коммуникационной революции, связывает свое будущее с наукой и высокими технологиями. Развитие информационных ресурсов помогает обеспечивать координацию всех процессов взаимодействия вуза с объектами внутренней и внешней среды. Активное внедрение технологических изменений усиливает роль инноваций в развитии образовательных институтов.
3. Интернационализация высшего образования, представляет собой сближение национальных образовательных систем, их взаимодополняемость, превращение высшего образования в мировую социальную систему. Качественно новый уровень взаимодействия национальных систем высшего образования, на основе общих целей и принципов, отвечает потребностям мирового сообщества и отражает прогрессивные тенденции социально-экономического развития общества. Интернационализация высшего
образования - это объективный процесс, требующий развития инновационных методов управления научно-образовательной деятельностью образовательных учреждений.
Данные тенденции развития высшего образования подчеркивают существующую проблему управления инновациями в вузах, которая состоит не только в том, чтобы оптимально реализовать отдельные инновационные проекты, а в структурно-качественных построениях нового механизма, новых форм и методов научно-образовательной деятельности.
В процессе решения данной проблемы получают развитие инновационные программы образовательного учреждения, отвечающие современным задачам высшего образования и направленные на повышение его качества.
Схематически направления инновационной деятельности образовательного учреждения можно представить следующим образом:
Рассмотрим подробнее содержание каждого указанных направлений:
1. Материально-техническое оснащение научно-образовательного процесса заключается в оснащении учебных аудиторий и лабораторий новейшим оборудованием, позволяющим готовить специалистов высокого уровня, с необходимым набором компетен-
ций, используя в научно-образовательном процессе, в том числе, и передовой зарубежный опыт, оборудование и технологии.
2. Обучение сотрудников и преподавателей вуза позволяет стимулировать их к повышению квалификации по комплексу вопросов, связанных с подготовкой и реализацией инновационных научных и образовательных программ основываясь на международном опыте, например, использование современной международной терминологии по предмету, изучение опыта практического применения новейших технологий и т.д.
3. Создание и развитие новых программ обучения. Данное инновационное направление реализуется путем создания таких программ как:
- обучение на рабочем месте,
- программы, разработанные совместно с предприятиями, основанные на интеграции образовательной, научной и производственной деятельности,
- обучение на базе научно - образовательных центров,
- междисциплинарное обучение и т.д.
Разработка и внедрение качественно новых образовательных программ, позволяет реализовать внутреннюю и международную интеграцию образования, науки и производства, в условиях выполнения инновационных проектов.
Материально—техническое оснащение научно—образовательного процесса
Повышение квалификации преподавателей и сотрудников
Инновационная деятельность образовательного учреждения
Разработка и внедрение новых технологий и методов обучения
Создание и развитие новых программ обучения
Рис 1. Направления инновационной деятельности образовательного учреждения
4. Разработка и внедрение новых методов и технологий обучения в традиционный образовательный процесс может реализовы-ваться в следующих формах:
- модульное обучение,
- проектное обучение и кейс - технологии,
- ролевые и деловые игры,
- программы академической мобильности,
- дистанционное обучение,
- производственно-ориентированные, мультиязыковые и другие технологии.
Кроме того, одним из важных элементов инновационной деятельности образовательного учреждения по данному направлению является внедрение международных компонентов в традиционный научно - образовательный процесс.
Все эти направления уже хорошо известны и активно применялись в научно - образовательной практике и раньше. Инноваци-онность их развития в современных условиях функционирования российской высшей школы заключается в качественном сочетании указанных элементов и количестве их возможных комбинаций для обеспечения баланса фундаментальности и прикладного подхода в содержании и технологиях образования, а также для обеспечения приращения новых знаний, умений и навыков обучающихся. Это обусловлено необходимостью решения кадровых и исследовательских задач развития инновационной экономики страны на основе интеграции образовательной, научной и производственной деятельности.
Остановимся подробнее на комплексной характеристике внедрения международных компонентов в научно - образовательную деятельность вуза.
В современных условиях функционирования образовательного учреждения наличие международных компонентов в его научной и образовательной деятельности является залогом успешного и устойчивого развития вуза в целом. Это также является гарантом обеспечения конкурентоспособности его образовательных услуг и научных разрабо-
ток в краткосрочной, среднесрочной и долгосрочной перспективе.
В эти компоненты входят различные составляющие, а именно:
- наличие современного учебного и сопутствующего оборудования, обеспечивающего учебный процесс,
- наличие у преподавательского и управленческого персонала соответствующих технических, коммуникационных и других навыков по ведению международной деятельности,
- соответствующее маркетинговое обеспечение.
Совокупность всех компонентов формируют систему, которая направлена на интеграцию международных принципов организации учебного процесса в традиционную схему подготовки специалистов в отечественных учебных заведениях.
Среди международных компонентов, внедряемых в учебный процесс следует отметить:
- организацию дистанционных онлайн курсов с партнерскими университетами,
- осуществление мультимедийного сопровождения лекций и семинарских занятий,
- транслирование лекций в режиме дистанционного обучения в режимах входа или выхода,
- проведение лекционных и семинарских занятий в режиме видеоконференции,
- запись лекций и воспроизведение ранее записанных лекций,
- аудиотрансляцию читаемых лекций и
т.д.
Однако перед вузами встает вполне закономерный вопрос - как интегрировать международные компоненты в систему традиционной подготовки специалистов в образовательном учреждении? Как найти и показать реальную потребность в изменении, достичь понимания необходимости осуществления этого процесса для всего вуза и необходимости предпринимать в этом направлении совместные усилия?
Рассмотрим факторы, способствующие и препятствующие внедрению международных компонент в традиционные образовательные
программы вуза (см. табл. 1).
Рассмотрим результаты, получаемые учебным заведением от внедрения международных компонент в традиционные научно-образовательные программы:
1. Обеспечение современного коммуникационного сопровождения учебного процесса.
2. Повышение эффективности образовательных программ.
3. Повышение привлекательности и спроса на данные образовательные программы.
4. Повышение рентабельности образовательных программ за счет относительно невысокой себестоимости их реализации и одновременно высокой эффективности при использовании новых технологий.
5. Формирование у студентов навыков презентаций и использования различных
информационных ресурсов в процессе обучения, что значительно повышает их конкурентоспособность на рынке труда в условиях развития «информационного общества».
6. Повышение степени информатизации учебного процесса за счет использования мультимедийных средств обучения и компьютерных программ, что также позволит значительно повысить качество преподавания и уровень подготовки специалистов.
7. Повышение практической значимости образовательных программ путем реализации дистанционных форм коммуникаций, в форме дистанционных лекций и семинаров с зарубежными специалистами из партнерских университетов. Данные инновационные образовательные программы, интегрированные в учебный процесс, позволяют сделать качественный скачок в развитии методов и технологий ведения образовательной и научной деятельности.
Таблица 1
Группы факторов Факторы, препятствующие деятельности Факторы, способствующие деятельности
Политические (внутриполитические) Преобладание интересов текущего стабильного процесса функционирования вуза и ограничение деятельности по внедрению международных компонентов в традиционные программы. Меры, поощряющие инновационную деятельность по внедрению международных компонентов в стандартные образовательные программы: предоставление возможности повышения квалификации, материальное и моральное стимулирование труда и т.д.
Экономические Недостаток средств для финансирования; слабая материальная и научно-техническая база реализации. Наличие достаточных финансовых и материально-технических ресурсов; наличие необходимого научно-технического потенциала; экономическое стимулирование инновационной деятельности.
Социально-психологические Сопротивление, которое может возникать в качестве последствий: перестройки устоявшихся форм и способов организации научно-образовательной деятельности; изменение статуса работников; боязнью неопределенности, ситуаций; необходимостью переучиваться и т.д. Общественное признание, моральное и материальное поощрение, возможность продвижения по службе; развитие творческой деятельности.
Факторы, влияющие на внедрение международных компонент в традиционные образовательные программы вуза
Среди социальных последствий внедрения международных элементов в базовый процесс подготовки специалистов вуза, для
каждого из субъектов образовательных отношений, можно выделить следующие (см.табл. 2):
Таблица 2
Социальные последствия внедрения международных элементов в образовательный процесс
Внешние субъекты образовательных отношений:
Государство и общество: повышение качества и конкурентоспособности национальной образовательной системы, расширение экспорта научно-образовательных услуг на внутреннем и международном рынке, удовлетворение новых потребностей современного общества, обеспечение гарантии качества образовательных услуг.
Промышленность: повышение эффективности работы выпускников вуза, получение квалифицированных специалистов с необходимым набором компетенций.
Партнеры (образовательные и научные организации): повышение эффективности сотрудничества, за счет взаимовыгодного предоставления научно-образовательных услуг, диверсификация направлений сотрудничества.
Внутренние субъекты образовательных отношений:
Административно-управленческий персонал: обеспечение постоянного профессионального роста, разработка перспективных образовательных программ и научных проектов.
Профессорско-преподавательский состав: оптимизация труда, возможность постоянного повышения квалификации, использование в учебном процессе новейшей техники, технологий и методов обучения.
Студенты: получение дополнительных компетенций и навыков, возможность получения международного образования, улучшение качества получаемых образовательных услуг.
Анализируя современное состояние научно-образовательной деятельности вузов можно сказать, что на сегодняшний день, к сожалению, уровень обеспечения ресурсами для внедрения международных элементов в образовательные программы отечественных образовательных заведений недостаточен. Это объясняется необходимостью вложения значительных финансовых средств, а также наличия квалифицированных преподавательских и управленческих кадров для подготовки и реализации необходимых мероприятий. Осуществление данных мероприятий является крайне сложным для государственных образовательных учреждений и невозможно без государственной поддержки, что, в свою очередь, препятствует реали-
зации комплексного и системного подхода при развитии инновационной деятельности по внедрению новых форм, методов и технологий обучения в научно-образовательный процесс в целом.
Однако следует подчеркнуть, что наличие международных компонентов в научно-образовательной деятельности вуза является залогом его успешного и устойчивого развития в целом, а также источником привлечения дополнительных доходов в виде новых научно-образовательных услуг (инновационные программы и формы обучения), или снижения затрат на уже имеющиеся научно-образовательные услуги (внедрение новых технологий и методов обучения).
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Без инноваций не обойтись. Редакционная статья // Эксперт. - 2002.- № 19. - С.14.
2. Волков А., Кузьминов Я., Реморенко И., Рудник Б., Фрумин И., Якобсон Л. Российское образование - 2020: модель инновационной экономики.
3. Проект Концепции долгосрочного соци-
ально - экономического развития российской федерации -
http://standart.edu.ru/Catalog.aspx?CatalogId=587.
4. Salmi J. (2001) 'Tertiary education in the 21st century: Challenges and opportunities', Higher Education Management, 13:2, 105-130.