Научная статья на тему 'Роль международной компоненты образовательной программы в обеспечении развития инновационной деятельности вуза'

Роль международной компоненты образовательной программы в обеспечении развития инновационной деятельности вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
89
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Глобальная энергия
ВАК
Область наук
Ключевые слова
МЕЖДУНАРОДНЫЕ КОМПОНЕНТЫ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ / ИННОВАЦИОННЫЕ ПРОЕКТЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Алексанков Андрей Михайлович, Джаим Екатерина Анатольевна

В данной статье проанализирована роль международных компонентов научно-образовательных программ в развитии различных направлений инновационной деятельности вуза. Рассмотрены основные результаты внедрения данных компонентов в традиционные образовательные программы вузаI

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n the following article is analyzed the role of the international educational program components in development of various university innovative activity directions. Worked out the results of the given components implementation in basic university educational programs

Текст научной работы на тему «Роль международной компоненты образовательной программы в обеспечении развития инновационной деятельности вуза»

А.М. Алексанков, Е.А. Джаим

РОЛЬ МЕЖДУНАРОДНОЙ КОМПОНЕНТЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ В ОБЕСПЕЧЕНИИ РАЗВИТИЯ ИННОВАЦИОННОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВУЗА

Высшее образование является важнейшим социальным институтом, функционирующим с целью удовлетворения общественных потребностей в условиях постоянно возрастающих по объему и все более разносторонних по содержанию мирохозяйственных связей, и потому живо реагирующим на все общественные изменения и процессы. Именно оно является тем социальным институтом, который создает человека новой эпохи, - профессионального, творчески ориентированного, гибкого и инновационно мыслящего специалиста - без которого невозможно построение общества, основанного на знаниях.

Рост международной открытости национальных культур, основные мировые тенденции развития человеческой цивилизации своеобразно преломляются в системе образования. Это приводит к тому, что содержание национальных систем высшего образования естественно стремится к так называемым «мировым стандартам», вырабатываемым мировой наукой и техникой.

Российская система высшего образования, являясь одним из участников мирового образовательного рынка, не может игнорировать принципы развития международного сообщества. Частью государственной политики является поиск оптимальных вариантов последовательной интеграции высшей школы России в мировую систему высшего образования, сохранение всего ценного, что имеет российская высшая школа, в то же время осуществление, с учетом международного опыта, востребованных временем изменений, которые позволят обеспечить перспективы развития России в новом столетии.

Наряду с необходимым консерватизмом, являющимся залогом устойчивости и фундаментальности российской высшей школы,

она не может развиваться без учета определяющих особенностей современного общества. С точки зрения системы образования, этими особенностями являются:

1. Диверсификация научно-образовательных программ по институциональным формам, уровням и содержанию. В условиях постоянного изменения рыночной структуры высшее образование должно давать возможность всем членам общества продолжать обучение на протяжении всей жизни, и потребность в таком обучении побуждает учебные заведения предлагать более разнообразную и гибкую структуру степеней образования, что, в свою очередь, требует инновационного подхода к использованию механизмов и методов построения научно-образовательной деятельности вуза.

2. Информатизация общества. Постиндустриальное общество, переживающее период информационной и коммуникационной революции, связывает свое будущее с наукой и высокими технологиями. Развитие информационных ресурсов помогает обеспечивать координацию всех процессов взаимодействия вуза с объектами внутренней и внешней среды. Активное внедрение технологических изменений усиливает роль инноваций в развитии образовательных институтов.

3. Интернационализация высшего образования, представляет собой сближение национальных образовательных систем, их взаимодополняемость, превращение высшего образования в мировую социальную систему. Качественно новый уровень взаимодействия национальных систем высшего образования, на основе общих целей и принципов, отвечает потребностям мирового сообщества и отражает прогрессивные тенденции социально-экономического развития общества. Интернационализация высшего

образования - это объективный процесс, требующий развития инновационных методов управления научно-образовательной деятельностью образовательных учреждений.

Данные тенденции развития высшего образования подчеркивают существующую проблему управления инновациями в вузах, которая состоит не только в том, чтобы оптимально реализовать отдельные инновационные проекты, а в структурно-качественных построениях нового механизма, новых форм и методов научно-образовательной деятельности.

В процессе решения данной проблемы получают развитие инновационные программы образовательного учреждения, отвечающие современным задачам высшего образования и направленные на повышение его качества.

Схематически направления инновационной деятельности образовательного учреждения можно представить следующим образом:

Рассмотрим подробнее содержание каждого указанных направлений:

1. Материально-техническое оснащение научно-образовательного процесса заключается в оснащении учебных аудиторий и лабораторий новейшим оборудованием, позволяющим готовить специалистов высокого уровня, с необходимым набором компетен-

ций, используя в научно-образовательном процессе, в том числе, и передовой зарубежный опыт, оборудование и технологии.

2. Обучение сотрудников и преподавателей вуза позволяет стимулировать их к повышению квалификации по комплексу вопросов, связанных с подготовкой и реализацией инновационных научных и образовательных программ основываясь на международном опыте, например, использование современной международной терминологии по предмету, изучение опыта практического применения новейших технологий и т.д.

3. Создание и развитие новых программ обучения. Данное инновационное направление реализуется путем создания таких программ как:

- обучение на рабочем месте,

- программы, разработанные совместно с предприятиями, основанные на интеграции образовательной, научной и производственной деятельности,

- обучение на базе научно - образовательных центров,

- междисциплинарное обучение и т.д.

Разработка и внедрение качественно новых образовательных программ, позволяет реализовать внутреннюю и международную интеграцию образования, науки и производства, в условиях выполнения инновационных проектов.

Материально—техническое оснащение научно—образовательного процесса

Повышение квалификации преподавателей и сотрудников

Инновационная деятельность образовательного учреждения

Разработка и внедрение новых технологий и методов обучения

Создание и развитие новых программ обучения

Рис 1. Направления инновационной деятельности образовательного учреждения

4. Разработка и внедрение новых методов и технологий обучения в традиционный образовательный процесс может реализовы-ваться в следующих формах:

- модульное обучение,

- проектное обучение и кейс - технологии,

- ролевые и деловые игры,

- программы академической мобильности,

- дистанционное обучение,

- производственно-ориентированные, мультиязыковые и другие технологии.

Кроме того, одним из важных элементов инновационной деятельности образовательного учреждения по данному направлению является внедрение международных компонентов в традиционный научно - образовательный процесс.

Все эти направления уже хорошо известны и активно применялись в научно - образовательной практике и раньше. Инноваци-онность их развития в современных условиях функционирования российской высшей школы заключается в качественном сочетании указанных элементов и количестве их возможных комбинаций для обеспечения баланса фундаментальности и прикладного подхода в содержании и технологиях образования, а также для обеспечения приращения новых знаний, умений и навыков обучающихся. Это обусловлено необходимостью решения кадровых и исследовательских задач развития инновационной экономики страны на основе интеграции образовательной, научной и производственной деятельности.

Остановимся подробнее на комплексной характеристике внедрения международных компонентов в научно - образовательную деятельность вуза.

В современных условиях функционирования образовательного учреждения наличие международных компонентов в его научной и образовательной деятельности является залогом успешного и устойчивого развития вуза в целом. Это также является гарантом обеспечения конкурентоспособности его образовательных услуг и научных разрабо-

ток в краткосрочной, среднесрочной и долгосрочной перспективе.

В эти компоненты входят различные составляющие, а именно:

- наличие современного учебного и сопутствующего оборудования, обеспечивающего учебный процесс,

- наличие у преподавательского и управленческого персонала соответствующих технических, коммуникационных и других навыков по ведению международной деятельности,

- соответствующее маркетинговое обеспечение.

Совокупность всех компонентов формируют систему, которая направлена на интеграцию международных принципов организации учебного процесса в традиционную схему подготовки специалистов в отечественных учебных заведениях.

Среди международных компонентов, внедряемых в учебный процесс следует отметить:

- организацию дистанционных онлайн курсов с партнерскими университетами,

- осуществление мультимедийного сопровождения лекций и семинарских занятий,

- транслирование лекций в режиме дистанционного обучения в режимах входа или выхода,

- проведение лекционных и семинарских занятий в режиме видеоконференции,

- запись лекций и воспроизведение ранее записанных лекций,

- аудиотрансляцию читаемых лекций и

т.д.

Однако перед вузами встает вполне закономерный вопрос - как интегрировать международные компоненты в систему традиционной подготовки специалистов в образовательном учреждении? Как найти и показать реальную потребность в изменении, достичь понимания необходимости осуществления этого процесса для всего вуза и необходимости предпринимать в этом направлении совместные усилия?

Рассмотрим факторы, способствующие и препятствующие внедрению международных компонент в традиционные образовательные

программы вуза (см. табл. 1).

Рассмотрим результаты, получаемые учебным заведением от внедрения международных компонент в традиционные научно-образовательные программы:

1. Обеспечение современного коммуникационного сопровождения учебного процесса.

2. Повышение эффективности образовательных программ.

3. Повышение привлекательности и спроса на данные образовательные программы.

4. Повышение рентабельности образовательных программ за счет относительно невысокой себестоимости их реализации и одновременно высокой эффективности при использовании новых технологий.

5. Формирование у студентов навыков презентаций и использования различных

информационных ресурсов в процессе обучения, что значительно повышает их конкурентоспособность на рынке труда в условиях развития «информационного общества».

6. Повышение степени информатизации учебного процесса за счет использования мультимедийных средств обучения и компьютерных программ, что также позволит значительно повысить качество преподавания и уровень подготовки специалистов.

7. Повышение практической значимости образовательных программ путем реализации дистанционных форм коммуникаций, в форме дистанционных лекций и семинаров с зарубежными специалистами из партнерских университетов. Данные инновационные образовательные программы, интегрированные в учебный процесс, позволяют сделать качественный скачок в развитии методов и технологий ведения образовательной и научной деятельности.

Таблица 1

Группы факторов Факторы, препятствующие деятельности Факторы, способствующие деятельности

Политические (внутриполитические) Преобладание интересов текущего стабильного процесса функционирования вуза и ограничение деятельности по внедрению международных компонентов в традиционные программы. Меры, поощряющие инновационную деятельность по внедрению международных компонентов в стандартные образовательные программы: предоставление возможности повышения квалификации, материальное и моральное стимулирование труда и т.д.

Экономические Недостаток средств для финансирования; слабая материальная и научно-техническая база реализации. Наличие достаточных финансовых и материально-технических ресурсов; наличие необходимого научно-технического потенциала; экономическое стимулирование инновационной деятельности.

Социально-психологические Сопротивление, которое может возникать в качестве последствий: перестройки устоявшихся форм и способов организации научно-образовательной деятельности; изменение статуса работников; боязнью неопределенности, ситуаций; необходимостью переучиваться и т.д. Общественное признание, моральное и материальное поощрение, возможность продвижения по службе; развитие творческой деятельности.

Факторы, влияющие на внедрение международных компонент в традиционные образовательные программы вуза

Среди социальных последствий внедрения международных элементов в базовый процесс подготовки специалистов вуза, для

каждого из субъектов образовательных отношений, можно выделить следующие (см.табл. 2):

Таблица 2

Социальные последствия внедрения международных элементов в образовательный процесс

Внешние субъекты образовательных отношений:

Государство и общество: повышение качества и конкурентоспособности национальной образовательной системы, расширение экспорта научно-образовательных услуг на внутреннем и международном рынке, удовлетворение новых потребностей современного общества, обеспечение гарантии качества образовательных услуг.

Промышленность: повышение эффективности работы выпускников вуза, получение квалифицированных специалистов с необходимым набором компетенций.

Партнеры (образовательные и научные организации): повышение эффективности сотрудничества, за счет взаимовыгодного предоставления научно-образовательных услуг, диверсификация направлений сотрудничества.

Внутренние субъекты образовательных отношений:

Административно-управленческий персонал: обеспечение постоянного профессионального роста, разработка перспективных образовательных программ и научных проектов.

Профессорско-преподавательский состав: оптимизация труда, возможность постоянного повышения квалификации, использование в учебном процессе новейшей техники, технологий и методов обучения.

Студенты: получение дополнительных компетенций и навыков, возможность получения международного образования, улучшение качества получаемых образовательных услуг.

Анализируя современное состояние научно-образовательной деятельности вузов можно сказать, что на сегодняшний день, к сожалению, уровень обеспечения ресурсами для внедрения международных элементов в образовательные программы отечественных образовательных заведений недостаточен. Это объясняется необходимостью вложения значительных финансовых средств, а также наличия квалифицированных преподавательских и управленческих кадров для подготовки и реализации необходимых мероприятий. Осуществление данных мероприятий является крайне сложным для государственных образовательных учреждений и невозможно без государственной поддержки, что, в свою очередь, препятствует реали-

зации комплексного и системного подхода при развитии инновационной деятельности по внедрению новых форм, методов и технологий обучения в научно-образовательный процесс в целом.

Однако следует подчеркнуть, что наличие международных компонентов в научно-образовательной деятельности вуза является залогом его успешного и устойчивого развития в целом, а также источником привлечения дополнительных доходов в виде новых научно-образовательных услуг (инновационные программы и формы обучения), или снижения затрат на уже имеющиеся научно-образовательные услуги (внедрение новых технологий и методов обучения).

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Без инноваций не обойтись. Редакционная статья // Эксперт. - 2002.- № 19. - С.14.

2. Волков А., Кузьминов Я., Реморенко И., Рудник Б., Фрумин И., Якобсон Л. Российское образование - 2020: модель инновационной экономики.

3. Проект Концепции долгосрочного соци-

ально - экономического развития российской федерации -

http://standart.edu.ru/Catalog.aspx?CatalogId=587.

4. Salmi J. (2001) 'Tertiary education in the 21st century: Challenges and opportunities', Higher Education Management, 13:2, 105-130.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.