Научная статья на тему 'РОЛЬ МЕТОДА СИТУАЦИОННОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СОТРУДНИКОВ ОВД'

РОЛЬ МЕТОДА СИТУАЦИОННОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СОТРУДНИКОВ ОВД Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
226
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / ФИЗИЧЕСКАЯ СИЛА / ОГНЕСТРЕЛЬНОЕ ОРУЖИЕ / СИТУАЦИОННОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ / СИЛОВОЕ ЗАДЕРЖАНИЕ / ЗАДЕРЖАНИЕ / ЭКСТРЕМАЛЬНАЯ СИТУАЦИЯ / БОЕВЫЕ ПРИЕМЫ / PROFESSIONAL COMPETENCIES / PHYSICAL STRENGTH / FIREARMS / SITUATIONAL MODELING / FORCE DETENTION / DETENTION / EXTREME SITUATION / COMBAT TECHNIQUES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Синянский Владимир Александрович, Романов Роман Владимирович, Кравцов Сергей Владимирович

Рассмотрены особенности профессиональной подготовки курсантов и слушателей образовательных организаций МВД России, а так же сотрудников органов внутренних дел МВД России на основе метода ситуационного моделирования, основанного на имитации принятия решений, как для повседневно встречающихся ситуаций, так и нестандартных, требующих быстрых и импровизационных решений от которых зависит жизнь и здоровье сотрудника полиции. Проведен анализ основных причин гибели и получения травм сотрудников полиции при исполнении своих служебных обязанностей, а именно задержании преступников и отражения от их нападения. Приводится статистика способов задержаний преступников, использовавших против сотрудников полиции огнестрельное, холодное оружие, так и физическую силу. Дается характеристика преимуществ метода ситуационного моделирования, который положен в основу профессиональной подготовки курсантов, слушателей и сотрудников полиции способствующего более эффективной адаптации обучающегося к реальным условиям служебной деятельности. Поставлена и решена задача по определению значимости и места метода ситуационного моделирования в подготовке сотрудников полиции, курсантов и слушателей к условиям максимально приближенным к реальным. Даны рекомендации применения данного метода для сотрудников полиции в системе профессионально служебной и физической подготовке и для курсантов и слушателей образовательных организаций МВД России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Синянский Владимир Александрович, Романов Роман Владимирович, Кравцов Сергей Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROFESSIONAL TRAINING OF THE POLICEMAN IN FOREIGN COUNTRIES, ADVANCED EXPERIENCE, MODERN TECHNOLOGIES

The features of the professional training of cadets and students of educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia, as well as employees of the internal affairs bodies of the Ministry of Internal Affairs of Russia on the basis of a situational modeling method based on decision-making simulation, both for everyday situations and non-standard ones that require quick and improvised decisions from which depends on the life and health of the police officer. The analysis of the main reasons for the death and injury of police officers in the performance of their duties, namely the detention of criminals and reflection from their attack. Statistics are given on the methods of detention of criminals who used firearms, melee weapons, and physical force against police officers. The characteristic of the advantages of the method of situational modeling, which is the basis for the professional training of cadets, students and police officers contributing to a more effective adaptation of the student to the real conditions of official work, is given. The task was set and solved to determine the significance and place of the situational modeling method in preparing police officers, cadets and students for conditions as close as possible to real ones. Recommendations are given on the application of this method for police officers in the system of professional service and physical training and for cadets and students of educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ МЕТОДА СИТУАЦИОННОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СОТРУДНИКОВ ОВД»

педагогические науки

Синянский Владимир Александрович, Романов Роман Владимирович, Кравцов Сергей Владимирович РОЛЬ МЕТОДА СИТУАЦИОННОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ ...

УДК 378.12

DOI: 10.26140/bgz3-2020-0902-0042

РОЛЬ МЕТОДА СИТУАЦИОННОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СОТРУДНИКОВ ОВД

© 2020

AuthorlD: 782983

SPIN: 7542-7240

ORCID: 0000-0002-4537-1396

Синянский Владимир Александрович, старший преподаватель кафедры «Тактико-специальной, огневой и физической подготовки»

AuthorID: 783428 SPIN: 9900-6240 ResearcherID: A-0000-0000 ORCID: 0000-0000-0000-0000 ScopusID:0000000000

Романов Роман Владимирович, кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Тактико-специальной, огневой и физической подготовки»

AuthorID: 783317 SPIN: 3353-0876

Кравцов Сергей Владимирович, старший преподаватель кафедры «Тактико-специальной, огневой и физической подготовки» Дальневосточный юридический институт МВД России, Владивостокский филиал (690087, Россия, Владивосток, ул. Котельникова, 21, e-mail: 101112131415@inbox.ru) Аннотация. Рассмотрены особенности профессиональной подготовки курсантов и слушателей образовательных организаций МВД России, а так же сотрудников органов внутренних дел МВД России на основе метода ситуационного моделирования, основанного на имитации принятия решений, как для повседневно встречающихся ситуаций, так и нестандартных, требующих быстрых и импровизационных решений от которых зависит жизнь и здоровье сотрудника полиции. Проведен анализ основных причин гибели и получения травм сотрудников полиции при исполнении своих служебных обязанностей, а именно задержании преступников и отражения от их нападения. Приводится статистика способов задержаний преступников, использовавших против сотрудников полиции огнестрельное, холодное оружие, так и физическую силу. Дается характеристика преимуществ метода ситуационного моделирования, который положен в основу профессиональной подготовки курсантов, слушателей и сотрудников полиции способствующего более эффективной адаптации обучающегося к реальным условиям служебной деятельности. Поставлена и решена задача по определению значимости и места метода ситуационного моделирования в подготовке сотрудников полиции, курсантов и слушателей к условиям максимально приближенным к реальным. Даны рекомендации применения данного метода для сотрудников полиции в системе профессионально служебной и физической подготовке и для курсантов и слушателей образовательных организаций МВД России.

Ключевые слова: профессиональные компетенции, физическая сила, огнестрельное оружие, ситуационное моделирование, силовое задержание, задержание, экстремальная ситуация, боевые приемы.

PROFESSIONAL TRAINING OF THE POLICEMAN IN FOREIGN COUNTRIES, ADVANCED EXPERIENCE, MODERN TECHNOLOGIES

© 2020

Sinyansky Vladimir Alexandrovich, senior lecturer, department of «Tactical, special, fire and physical training» Romanov Roman Vladimirovich, candidate of pedagogical sciences, associate professor of the «Tactical-special, fire and physical training» Kravtsov Sergey Vladimirovich, senior lecturer at the department of «Tactical, special, fire and physical training» Far Eastern law Institute of the Ministry of internal Affairs of Russia, Vladivostok branch (690087, Russia, Vladivostok, Kotelnikova str., 21, e-mail: 101112131415@inbox.ru) Abstract. The features of the professional training of cadets and students of educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia, as well as employees of the internal affairs bodies of the Ministry of Internal Affairs of Russia on the basis of a situational modeling method based on decision-making simulation, both for everyday situations and non-standard ones that require quick and improvised decisions from which depends on the life and health of the police officer. The analysis of the main reasons for the death and injury of police officers in the performance of their duties, namely the detention of criminals and reflection from their attack. Statistics are given on the methods of detention of criminals who used firearms, melee weapons, and physical force against police officers. The characteristic of the advantages of the method of situational modeling, which is the basis for the professional training of cadets, students and police officers contributing to a more effective adaptation of the student to the real conditions of official work, is given. The task was set and solved to determine the significance and place of the situational modeling method in preparing police officers, cadets and students for conditions as close as possible to real ones. Recommendations are given on the application of this method for police officers in the system of professional service and physical training and for cadets and students of educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia.

Keywords: professional competencies, physical strength, firearms, situational modeling, force detention, detention, extreme situation, combat techniques.

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время проблема формирования готовности профессиональных кадров ОВД к предстоящей оперативной службе является одной из самых актуальных. В целях решения данной проблемы в условиях образовательной среды МВД России сформированы кафедры огневой и специальной физической подготовки, прово-

дятся занятия по формированию у сотрудников навыков владения оружием, а также применения боевых приемов.

Одной из главных задач образовательных организации на современном этапе является создание условий способствующих формированию профессиональных компетенций субъектов образовательного процесса, Целью нашего исследования является рассмотрение

Sinyansky Vladimir Alexandrovich, Romanov Roman Vladimirovich, Kravtsov Sergey Vladimirovich pedagogical

PROFESSIONAL TRAINING OF THE POLICEMAN IN FOREIGN COUNTRIES ... sciences

применяемого ситуационного моделирования на учебных занятиях, а также проанализировать их влияние на формирование профессиональных компетенций.

Исследователь вопросов профессиональной подготовки кадров органов внутренних дел В.А. Синянский, в своих трудах обращает внимание на поддержание сотрудником правопорядка и противостояния правонарушителю, от него требуется юридическая подготовка и профессиональная готовность к применению физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия. Исход операции по пресечению преступных действий зависит от уровня профессиональной подготовленности сотрудника органов внутренних дел (ОВД), включая его физическую подготовку» [1].

Выпускники образовательных организаций МВД России обязаны осуществлять защиту общественного порядка и безопасности личности. Специальная подготовка курсантов и слушателей способствует им в условиях сложной оперативной обстановки чувствовать себя уверенней, и в случае необходимости в рамках правового поля, применять физическую силу, специальные средства, а также огнестрельное оружие. Но несмотря на приобретенные в процессе службы знания, умения и навыки, часть сотрудников все равно получает травмы, увечья, а в некоторых случаях даже погибает, выполняя служебные обязанности.

МЕТОДОЛОГИЯ

Формирование необходимых профессиональных компетенций будущих сотрудников полиции во многом зависит от оптимального подбора средств, методов и форм педагогического процесса. Успешность обучения в образовательных организациях системы МВД России невозможна без четкой организации учебного процесса. Каждое занятие требует точных ограничений по месту и времени [2].

В стремлении к поставленным целям, для повышения уровня физической подготовленности и совершенствования технико-тактической подготовки субъектов учебного процесса, в рамках практических учебных занятий по специальной физической подготовке все чаще используется метод ситуационного моделирования.

Ситуационное моделирование - метод, основанный на построении ситуации, с описание всех процессов так, как они протекали бы в реальных условиях. Важно отметить, что моделируемую ситуацию можно воспроизводить заданное количество раз. При этом, каждый новый проигрыш ситуации будет с новым, случайным результатом.

Данный метод является наиболее перспективным. Его актуальность объясняется тем, что в процессе выполнения служебных обязанностей, могут возникнуть ситуации повышенной сложности, с которыми сотрудник столкнулся в первый раз. Тем самым, для успешного выполнения служебных задач, в сложной оперативной обстановке, сотрудники должны использовать определенные алгоритмы действий. Рассматриваемый метод, непосредственно и позволяет наработать знание и правильно применить такие алгоритмы.

Ситуационное моделирование основано на имитации принятия решений как для повседневно встречающихся ситуаций, так и нестандартных, требующих быстрых и импровизационных решений от которых зависит жизнь и здоровье. Воспроизводя различные ситуации, субъекты обучения приобретают определенные знания и умения, которые помогут, в случае не предвиденных обстоятельств, не потерять контроль над собой и ситуацией.

Отметим основные преимущества метода ситуационного моделирования:

Наиболее быстрый процесс усвоения учебного материала. Воспроизводя изучаемые ситуации в реальном времени, а не только путем мысленного моделирования, мы получаем практику, путем непосредственного участия в оперативной ситуации.

Формирование уверенности в себе, путем многочис-168

ленного попадания в учебную экстремальную ситуацию. В связи с чем, попадая в моделируемые условия непосредственно во время несения службы, возможность потери самоконтроля заметно уменьшается, а скорость принятия решения в них будет заметно выше, в отличии от ситуации, где сотрудник попал в сложные условия, не имея практики и опыта.

Усложненность выполнения необходимых действий. Данный фактор предоставляет субъекту учебного процесса возможность самовыражения, самореализации личностных амбиций, в связи с тем, что в экстремальной, не стандартной ситуации приходится основополагающие алгоритмы разбавлять импровизационными решениями т.к. сложившаяся ситуации имеет свои отличительные особенности, и выполнить заученный алгоритм в «чистом виде» не предоставляется возможности. В подтверждение данного довода процитируем слова Б.А. Назаренко: «Очень эффективны упражнения по силовому задержанию против 2 или 3 правонарушителей одновременно, так как данные упражнения способствуют мобилизации всех резервов организма, при котором физические качества такие, как сила, быстрота, выносливость проявляются на пределе своих возможностей, вынуждая курсанта осуществлять задержание еще быстрее» [3].

Ситуационное моделирование путем демонстрации возможного появления опасного для жизни граждан или сотрудника фактора, способствует повышения уровня бдительности субъекта обучения в условиях выполнения служебных обязанностей.

Наглядная демонстрация условий, в которых человеческой жизни угрожает смертельная опасность способствует развитию у сотрудников пониманию того, что все действия должны быть особо обдуманны, учитыва-нию перед выполнение каких-либо действий всех возможных нюансов, а не легкомысленному проявлению личной инициативы, путем подвержения своей жизни неоправданному риску.

Р.С. Каленик изучая особенности применения способов и средств задержания правонарушителей, отмечает, что по количеству задержаний на первом месте будут стоять именно силовые задержания без применения огнестрельного оружия» [3]. Исходя из данного факта, внимание на учебных занятиях стоит уделять не только теоретическому и практическому изучению боевых приемов и силовых приемов задержания, но так же путем ситуационного моделирования отрабатывать их применение в нестандартных ситуациях, где их применению будут препятствовать помехи, которые могут выражаться в виде: силового сопротивления объекта задержания; количество объектов задержания 2 и более; объекты задержания так же активно применяют специальные боевые приемы; объекты вооружены холодным или огнестрельным оружием; объектом является ребенок или беременная женщина; объект задержания имеет явные травмы, при этом не прекращает оказывать сопротивление [4, 5].

Несмотря на особую важность уровня подготовленности сотрудников полиции к применению силовых воздействий некоторые авторы отмечают, что уровень владения огнестрельным оружием сотрудниками ОВД, имеет особое значение, для повышения эффективности выполнения служебных задач: «Данный вопрос имеет значение для практической деятельности сотрудников ОВД МВД России при осуществлении служебных задач, ведь они вправе, а иногда и обязаны применять огнестрельное оружие для пресечения опасных противоправных действий граждан».

РЕЗУЛЬТАТЫ

Действительно, не всегда силовые методы воздействия могут обеспечить эффективный способ решения, сложившейся опасной ситуации. Иногда преступник, взяв в заложники граждан, вооруженный холодным или огнестрельным оружием, просто не предоставит возможности приблизиться к нему. В таких ситуациях Baltic Humanitarian Journal. 2020. Т. 9. № 2(31)

педагогические науки

Синянский Владимир Александрович, Романов Роман Владимирович, Кравцов Сергей Владимирович РОЛЬ МЕТОДА СИТУАЦИОННОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ ...

единственный выход - применить огнестрельное ору- Статья поступила в редакцию 03.02.2020 жие. Именно для данных случаев важно сформировать у Статья принята к публикации 27.05.2020 сотрудников высокий уровень владения огнестрельным оружием - практический навык меткой стрельбы.

Несомненно, для высокого уровня владения огнестрельным оружием, техникой применения силовых приемов задержания и борьбы крайне важна практика их применения. Но особое место имеет так же уровень физической подготовленности обучающихся. Постоянное совершенствование своих физических показателей будет способствовать более эффективному применению навыков борьбы и задержания. А в случае, когда объекту преступного посягательства получится сблизиться с сотрудником и он предпримет попытку завладеть огнестрельным оружием, сильная хватка сотрудника окажет первостепенное значение. В образовательных организациях системы Министерства внутренних дел России в рабочих программах дисциплин «Специальная физическая подготовка и специальная - прикладная физическая подготовка» предусмотрена отработка упражнений, требующих единовременного комплексного проявления различных физических качеств в условиях переменного режима деятельности (борьба, бокс, рукопашный бой, подвижные игры, преодоление полос препятствий и т. п.) при использовании служебно-прикладных упражнений отметил Р.В. Романов, проводя исследования по влиянию «CROSSFIT» на выполнение оперативно-служебных задач [6].

ВЫВОДЫ

Рассмотрев особенности метода ситуационного моделирования в формировании профессиональных компетенций сотрудников ОВД можно отметить следующее:

1. Данный метод позволяет повысить уровень владения необходимыми навыками сотрудникам ОВД, сформировать уверенность в себе и развить навык контроля над сложившейся ситуацией.

2. Является наиболее эффективным в процессе обучения профессиональных кадров, а также наиболее приближенным к реальным условиям предстоящей службы.

3. Метод не является шаблонным, тем самым каждый преподаватель и обучаемый может внести определенные корректировки, что пойдет исключительно на пользу.

Своевременные, квалифицированные действия сотрудников, нередко помогают увести ситуацию от трагического развития, а также и вовсе ее урегулировать. Именно развитию профессионализма действий сотрудников ОВД и способствует рассматриваемый нами метод ситуационного моделирования.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Синянский В.А., Афиногенов Т.П. Направления совершенствования физической подготовки обучающихся методом ситуационного моделирования в системе образования МВД//В сборнике: Актуальные проблемы физической культуры и спорта курсантов и слушателей. Сборник статей. Под редакцией С. Н. Баркалова, А.В. Алдошина. 2017. С. 165-169.

2. Слободчикова Т.А. Моделирование служебной деятельности на занятиях по физической подготовке //Психология и педагогикаXXI века: теория, практика и перспективы: материалы междунар. науч.— практ. конф. (Чебоксары, 8 апр. 2014 г.) / редкол.: О.Н. Широков [и др.] — Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2014. — С. 41-43.

3. Каленик Р.С., Назаренко Б.А. Особенности обучения курсантов образовательных организаций МВД России силовому задержанию, как условие, обеспечивающее личную безопасность в экстремальных ситуациях. В сборнике: Образование России и актуальные вопросы современной науки сборник статей Всероссийской научно-практической конференции. 2018. С. 141-145.

4. Каленик Р.С. Формирование условий здоровьесбережения педагогических работников образовательных учреждений системы МВД России // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2016. Т. 5. № 1 (14). С. 60-63.

5. Каленик Р.С. Уровень валеологической компетентности педагогических работников образовательных организаций МВД России // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2018. Т. 7. № 1 (22). С. 91-93.

6. Романов Р.В., Синянский В.А. Влияние CROSSFIT на выполнение курсантами оперативно-служебных задач, связанных с применением приемов борьбы. Известия Тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт. 2018. № 4. С. 83-88.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.