Научная статья на тему 'Роль медсестры в «Астма-школе»'

Роль медсестры в «Астма-школе» Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
3750
491
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕДСЕСТРА / "АСТМА-ШКОЛА" / БРОНХИАЛЬНАЯ АСТМА

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Юдин А.А., Уханова О.П., Джабарова А.А.

Статья посвящена роли медсестры в работе и организации «астма-школы» c пациентами, страдающими бронхиальной астмой (БА). Привлечение пациентов специально обученным средним медицинским персоналом (медсестрами) к лечебно-профилактическому процессу через «aстма-школу» является сложным педагогическим процессом. Пациенты более раскрепощено чувствуют себя в присутствии медицинской сестры, нежели врача. Благодаря этому взаимодействию можно добиться хорошего контроля над симптомами бронхиальной астмы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Роль медсестры в «Астма-школе»»

РОЛЬ МЕДСЕСТРЫ В «АСТМА-ШКОЛЕ»

© Юдин А.А.*, Уханова О.П., Джабарова А.А.

Научный медицинский центр ООО «АРСВИТЭ», г. Ставрополь ГБУЗ СК «Ставропольская краевая клиническая больница», г. Ставрополь

Статья посвящена роли медсестры в работе и организации «астма-школы» c пациентами, страдающими бронхиальной астмой (БА). Привлечение пациентов специально обученным средним медицинским персоналом (медсестрами) к лечебно-профилактическому процессу через «астма-школу» является сложным педагогическим процессом. Пациенты более раскрепощено чувствуют себя в присутствии медицинской сестры, нежели врача. Благодаря этому взаимодействию можно добиться хорошего контроля над симптомами бронхиальной астмы.

Ключевые слова медсестра, «астма-школа», бронхиальная астма.

«Астма-школа» - это специальная образовательная программа для людей, страдающих бронхиальной астмой и их родственников. Обучение пациентов в «астма-школе» наиболее часто проводится врачом-специалистом (пульмонологом, аллергологом, терапевтом) или средним медицинским персоналом. Функционирование «астма-школ» в РФ с 2002 года, демонстрирует мотивацию пациентов на здоровый образ жизни [1]. Элементарные знания и владение информацией о собственном заболевании, его влиянии на качество жизни, способствуют психологической и социальной адаптации больных бронхиальной астмой в окружающей среде [2]. В результате длительной работы с пациентами достигается комплайнс (взаимопонимание) между врачом и пациентом, а также между медсестрой и врачом, медсестрой и пациентом. Разработанные схемы дополнительных занятий с пациентами позволяют уменьшить частоту обострений бронхиальной астмы, увеличить периоды ремиссий, а следовательно, улучшить контроль над симптомами заболевания с последующим уменьшением лекарственной нагрузки на организм пациента [3].

Пациент, осознавая эффективность совместной работы со средним медицинским персоналом, который точно выполняет назначения лечащего врача, адаптирован к окружающей среде, контактен и доброжелателен (рис. 1). Комплайнс в этом случае повышается от 50 % до 75 % [1].

В свою очередь, выступая посредником между врачом и пациентом, обученная медицинская сестра для работы в «астма-школе» делает назначения врача наиболее эффективными, при низких трудозатратах последнего.

* Медбрат, менеджер Научного медицинского центра ООО «АРСВИТЭ».

100 95 90

Артрит БА Боль Рак Эпилепсия Депрессия Диаоет АГ

в спине

Рис. 1. Примеры эффективности контроля медсестрой над пациентами в «школах» с различными хроническими заболеваниями

Роль медсестры в «астма-школе» зависит от этапа оказания медицинской помощи пациенту (амбулаторный, стационарный), от наличия специального помещения и занятости среднего медперсонала.

Выделяют три роли медсестры в «школе бронхиальной астмы»:

1. Минимальную.

2. Промежуточную.

3. Максимальную.

Минимальная роль медсестры заключается в составлении первичной документации пациента, проведения пикфлоуметрии, демонстрации, инструктаже и контроле техники проведения ингаляций через различные средства доставки лекарственных препаратов. Промежуточная роль медсестры может заключаться в активном обучении пациентов, проведении спирометрии, тестов с обратимостью бронхиальной обструкции, мониторинга пик-флоуметрии, предоставления и контроля учебных пособий. Максимальная роль в «астма-школе» предоставляется, как правило, опытным медсестрам, длительно работающим в отделении пульмонологии или терапии в тесном сотрудничестве с врачом. При максимальной роли медсестра составляет структурный план лечения и образования пациента, разрабатывает план оказания неотложной помощи на дому, консультирует пациента или его родственников по телефону и выполняет все манипуляции перечисленные выше, до руководства центром «астма-школы».

Для успешного проведения «астма-школы» в учреждении различного уровня должно быть организовано следующее:

1. Подготовка помещения, налаживание контакта с пациентом, телефонная, электронная связь.

2. Подготовка наглядных пособий (спейсеры, небулайзеры, пикфлоумет-ры) и демонстрационного материала (плакаты, муляжи, брошюры).

3. Подбор группы.

4. Индивидуальные занятия (разработка индивидуального плана приема лекарственных препаратов, использование электронных дневников самоконтроля и др.).

Для занятий в «астма-школе» может быть использована ординаторская, палата, холл, сестринская, актовый зал или учебная комната. Помещение должно быть проветриваемым, теплым и сухим.

Желательно, чтобы в помещении была проведена телефонная и электронная связь. Для демонстрации фильмов и презентаций необходимо соответствующее оборудование. Пациенты по 1-2 человека должны располагаться за столом. При выполнении некоторых процедур, например, пикфло-уметрии, у пациента может быть головокружение, поэтому стулья д.б. со спинкой и без колес [4].

Для формирования групповых или индивидуальных занятий медсестра предварительно оценивает интеллектуальные способности пациента, физи-кальные данные (слух, активность, уровень контроля над заболеванием объективно оцененные врачом и т.д.), безопасность проведения занятий с пациентом. В основном, группа состоит из 3-9 человек. Примерно одной возрастной категории и интеллектуального потенциала. Данный подход позволяет снять психологический барьер на занятиях в группе между пациентом и медсестрой, а также между пациентом и пациентом. Однако, некоторые больные БА предпочитают индивидуальные занятия с медсестрой по разным причинам (постельный режим, тугоухость, коморбидные состояния, выраженные клинические симптомы БА и др. Для оценки самоэффективности пациенты демонстрируют свои навыки использования ингаляторов и пик-флоуметров (рис. 2, 3). Это позволяет улучшить взаимопонимание между пациентами и медперсоналом.

Рис. 2. Демонстрация пациентами навыков использования пикфлоуметра

Рис. 3. Демонстрация пациентами навыков использования дозированного аэрозольного ингалятора через спейсер

В «астма-школе» помимо закрепления навыков и знаний необходимо использовать различные методы поощрения пациентов в виде сертификатов участника «астма-школы», наглядных пособий, брошюр и т.д. (рис. 4).

Рис. 4. Пример поощрения пациентов виде сертификата и брошюр

Подготовка наглядных пособий предоставленных учреждению руководством, врачом или пациентами производится непосредственно перед занятиями в зависимости от темы лекции и объема необходимых практических навыков в «астма-школе».

Вовлечение среднего медицинского персонала в «астма-школе» даже в минимальной роли вносит значительную лепту в лечебно-образовательный

процесс. Подготовка помещений, наглядных пособий, журналов регистрации пациентов, разработка графиков приема лекарственных препаратов и дневников пикфлоуметрии позволяют пациентам правильно пользоваться медикаментозными методами лечения в соответствии с индивидуальными рекомендациями лечащего врача.

Таким образом, доступное общение пациентов с медсестрой и лечащим врачом в «астма-школе» позволяет лучше мониторировать симптомы заболевания, максимально приблизиться к хорошему контролю и снизить риск повторных обострений.

Список литературы:

1. Захарова Ю.В. Оценка уровня достижения контроля у больных бронхиальной астмой в клинической практике: автореф. дис. ... канд. мед. наук. -Смоленск, 2010.

2. Акулова М.Н. Контроль течения бронхиальной астмы - клинические, психосоматические соотношения и расстройства личности: автореф. дис. ... канд. мед. наук. - М., 2008.

3. Urek M.C., Tudoric N., Plavec D., Urek R. Effect of educational programs on asthma control and quality of life in adult asthma patients. Patient Educ. Couns. 2005. №58. р. 47-54.

4. Алмазова Ю.Ю. // Пикфлоуметрия. Новая аптека. - 2010. - N 10. -С. 34-37.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.