SUMMARY
T.A. VOSHENKOVA, K.B. DZHAMANAYEVA, G.S. MURZABEKOVA, K.A. SUKHANBERDIYEV KAZAKHSTAN UNDERWAY TO ACHIEVE THE MILLENNIUM DEVELOPMENT GOALS DECLARATION
«National Research Center for Mother and Child Health», Astana, Kazakhstan
The data in the article represents stabile reduction of maternal and child mortality across the board in the country, it is kept inequality region-wise.Reliable monitoring of our indicators will allow to our country to join into the group of 30 competitive countries all over the world.
Key words: population mortality, system «mother-fetus-baby», neonatal mortality
УДК: 616.248:614.2
Западно-Казахстанский государственный медицинский университет имени Марата Оспанова, Актобе, Казахстан
Аннотация. Бронхиальная астма относится к распространенным заболеваниям. Для приверженности пациентов лечению необходимо обучение в «Астма-школе». В клинике семейной медицины Западно-Казахстанского государственного медицинского университета им. Марата Оспанова в течение двух лет работает «Астма-школа». В школе прошли обучение пациенты с бронхиальной астмой, состоящие на диспансерном учете.
Ключевые слова: бронхиальная астма, астма-школа.
Бронхиальная астма среди заболеваний дыхательной системы относится к распространенному заболеванию. Диагностика и лечение данного заболевания является одним из важных направлений в клинике внутренних болезней [1]. Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) с 1995 года ведет работу по созданию и совершенствованию руководства по диагностике и лечению бронхиальной астмы ^^А — глобальная инициатива при астме). Деятельность GINA направлена на предотвращение и лечение этого заболевания. GINA предложила пути достижения контроля над симптомами бронхиальной астмы на различных уровнях [2].
В нашей стране уровень знаний пациентов о заболевании довольно низкий, от этого страдает эффективность лечения заболевания. Больные не понимают сущность бронхиальной астмы, не умеют контролировать симптомы в домашних условиях, не осведомлены о правилах пользования бронхолитических лекарственных средств. Это приводит к снижению приверженности рекомендациям врача, учащению обострений и госпитализаций, ухудшению качества жизни.
Одним из путей выхода из создавшейся ситуации является создание различных форм обучения пациентов. Среди них «Астма-школа» занимает одно из центральных позиций. Основное направление в деятельности школы является обучение пациентов самоконтролю. В такой ситуации необходимо тесное сотрудничество между пациентом и врачом. Безусловно, организация школы должна быть развернута в первичном звене здравоохранения. Мировой опыт доказывает эффективность профилактической работы на уровне первичной медико-санитарной помощи [3].
Вышеперечисленное послужило предпосылкой для создания обучающей школы пациентам с бронхиальной астмой на базе Клиники семейной медицины (КСМ) Западно-Казахстанского государственного медицинского университета им. Марата Оспанова. «Астма-школа» в КСМ функционирует в течение 2 лет.
Цель исследования: оценка эффективности работы «Астма-школы» при бронхиальной астме.
Материалы и методы. В исследовании приняло участие 38 больных бронхиальной астмой, состоящих на диспансерном учете (25 женщин и 13 мужчин), в возрасте от 7 до 76 лет (средний возраст - 48 лет). Перед началом занятий пациенты были проанкетированы. Посещение занятий было добровольным. Группы формировались случайной выборкой, совместно занимались взрослые и дети с разным течением заболевания. Количество обучаемых в группе не превышало 5-7 человек, что способствовало хорошему сотрудничеству между врачом и пациентом.
Результаты. Анализ данных анкетирования перед началом обучения показал низкий уровень знаний пациентов о болезни и методах самоконтроля симптомов заболевания. Большинство пациентов ответили «не знаю» на 64% вопросов. Соотношение правильных ответов к неправильным было 2/3.
Занятия проводились в виде лекций, бесед с больными, практических закреплений навыков. Обучение в «Астма-школе» было рассчитано на 5 занятий по 60 минут. Темы занятий были следующие:
Г.С. ДИЛЬМАГАМБЕТОВА, М.Н. ТУРЕБАЕВ, А.М. АЛТАЕВА
«АСТМА-ШКОЛА» В КЛИНИКЕ СЕМЕЙНОЙ МЕДИЦИНЫ
30
Батыс Цазацстан медицина журналы №3 (44) 2014 ж.
^ -
• Занятие №1 «Что такое бронхиальная астма? Строение органов дыхания»;
• Занятие №2 «Причины аллергии. Самоконтроль бронхиальной астмы: дневник наблюдения, пикфлоуметрия»;
• Занятие №3 «Лечение бронхиальной астмы. Средства скорой помощи. Правила использования ингаляторов»;
• Занятие №4 «Профилактика осложнений бронхиальной астмы»;
• Занятие №5 «Немедикаментозное лечение бронхиальной астмы: дыхательная гимнастика, санаторно-курортное лечение».
Для проведения «Астма-школы» было выделено технически оборудованное помещение, оснащенное соответствующим демонстрационным материалом (пикфлоуметр, небулайзер, дозированные ингаляторы и другие устройства доставки). Регистрация пациентов проводилась в журнале посещаемости. Кроме этого, был достаточный набор печатного материала (анкеты, дневники самоконтроля, астма-контроль тесты, буклеты и др.). За время обучения в школе пациенты закрепили следующие практические навыки: умение пользоваться пикфлоуметром, техника использования ингалятора, обучение дыхательной гимнастики. Результаты повторного анкетирования показали повышение уровня знаний пациентов о заболевании и методах самоконтроля. Доля больных, ведущих дневник самоконтроля, использующих пикфлоуметр, увеличилась с 11% до 87%. У пациентов вследствие контроля над симптомами заболевания уменьшилось количество обострений, вызовов бригад скорой помощи и количества госпитализаций. Пациенты стали рационально применять р2адреномиметики короткого действия - как средство скорой помощи. Исчез страх перед длительным, постоянным назначением ингаляционных глюкокортикостероидов.
Выводы. Обучение в «Астма-школе» должно быть обязательным компонентом на амбулаторном этапе медицинской помощи пациентам с бронхиальной астмой. Занятия значительно повышают знания по заболеванию, закрепляют навыки самоконтроля, позволяют ориентироваться больным в сложных ситуациях. Важно регулярное посещение занятий.
Заключение. Внедрение обучающих школ является важным направлением профилактической и лечебной деятельности медицинских работников на уровне ПМСП. Таким образом, их активное развитие формирует у населения ответственность за свое здоровье, обеспечивает комплаенс между пациентом и врачом.
Список литературы:
1. Княжеская Н.П. Бронхиальная астма: сложности диагностики / Н.П.Княжеская // Атмосфера. Пульмонология и аллергология. - 2011. - № 1. - С. 30-32.
2. Глобальная стратегия лечения и профилактики бронхиальной астмы (пересмотр 2011г.) / под ред. А.С. Белевкого. - М.: Российское респираторное общество, 2012. - 108 с.
3. Кенжебаева И.Б. Принципы общей врачебной практики в оказании первичной медико-санитарной помощи / И.Б. Кенжебаева и др. // Медицинский журнал Западного Казахстана. - 2009. - № 2 (22) - С. 15-17.
TYWH
ГС. ДИЛЬМАГАМБЕТОВА, М.Н. ТУРЕБАЕВ, А.М. АЛТАЕВА ОТБАСЫ МЕДИЦИНАСЫ КЛИНИКАСЫНДАГЫ «ДЕМ1КПЕ МЕКТЕБ1»
Марат Оспанов атындагы Батыс Казахстан мемлекетпк медицина университету А^тебе, Казахстан
Бронх демкпеа кец тараган ауруларга жатады. Нау^астардьщ емделу жолдарын са^тауы Yшiн «Демкпе мектебЫде» о^уы ^ажет. Марат Оспанов атындагы Батыс Казахстан мемлекетпк медицина университетнщ Отбасылыщ медицина клиникасында ею жылдан берi «Демкпе мектебЬ» жумыс жасайды. Мектепте диспансерлк есепте турган бронх демкпеа бар нау^астар о^ып бом алды.
Нег/'зг/ свздер: бронх дем/'кпеа, дем1кпе мектеб1.
SUMMARY
G.S. DILMAGAMBETOVA, M.N. TUREBAYEV, A.M. ALTAYEVA «ASTHMA-SCHOOL» IN FAMILY MEDICINE CLINIC
West Kazakhstan Marat Ospanov State Medical University, Aktobe, Kazakhstan
Bronchial asthma is pertain to widespread diseases. For commitment of patients to treatment it is necessary training in «Asthma school». In West Kazakhstan Marat Ospanov State Medical University's clinic of family medicine during two years it
Медицинский журнал Западного Казахстана №3 (43) 2014 г.
is have been functioning «Asthma school». Patients with the bronchial asthma, who are in dispansery registration were trained at the school.
Key words: bronchial asthma, asthma school.
Западно-Казахстанский государственный медицинский университет имени Марата Оспанова, Актобе, Казахстан
Аннотация. В данной работе показаны некоторые особенности ведения элективной дисциплины «Гастроэнтерология в амбулаторной практике». Интерны 7 курса ВОП из элективных дисциплин (предметов по выбору) предпочитают цикл «Гастроэнтерология в амбулаторной практике». На практических занятиях уделяется большое внимание особенностям течения и распостранения заболеваний органов пищеварения на современном этапе.
Ключевые слова: гастроэнтерология; гастроэнтерологические болезни; гастрит; больной; лечение.
Актуальность. Заболевания органов пищеварения занимают значительное место во внутренней патологии [1].
Проблема предупреждения гастроэнтерологических заболеваний является одной из наиболее актуальных в профилактической медицине.
Интерны 7 курса ВОП из элективных дисциплин (предметов по выбору) предпочитают цикл «Гастроэнтерология в амбулаторной практике».
На занятиях используются, кроме опроса, интерактивные методы обучения: работа с малыми группами, пациент -больной. На практических занятиях уделяется большое внимание особенностям течения и распостранения заболеваний органов пищеварения на современном этапе, а также современным методам исследования пищеварительной системы на поликлиническом уровне.
Интерны получают новейшие сведения и информации о неотложных состояниях в гастроэнтерологии, гепатологии, а также о лекарственных средствах, которые чаще всего назначаются при заболеваниях желудочно-кишечного тракта и печени.
При этом основное внимание уделяется нозологиям с проявлением диспепсии.
Синдром диспепсии является достаточно распостраненным проявлением различных заболеваний и встречается не менее у 40% населения планеты [2].
При разборе тем нужно обращать внимание на синдром функциональной диспепсии (Римские критерии III). Эндоскопическое исследование желудочно-кишечного тракта проводится с участием интернов в эндоскопическом кабинете поликлиники. На занятиях освещаются вопросы гастроэнтерологии в наиболее важных для практического врача аспектах. Для занятий используются клинические рекомендации и протоколы лечения по наиболее распостраненным гастроэнтерологическим заболеваниям, предназначенные для интернов, гастроэнтерологов. Проблема лечения хронических гастритов и кислотозависимых заболеваний рассматривается на занятиях в свете современных требований [3]. У 25% детей обострения язвенной болезни сопровождаются кровотечением, нивелируются сезонные обострения, отмечается недостаточная эффективность, либо устойчивость к проводимой терапии.
На протяжении последнего десятилетия получены данные о сущности многих заболеваний желудка и двенадцатиперстной кишки, пересмотрены классификации этих заболеваний, разработаны новые методы диагностики, в том числе этиологической. Признание роли НеИсоЬайег ру!оп в возникновении хронической гастродуоденальной патологии сделало необходимым внедрение в клиническую практику методов идентификации хеликобактерной инфекции. Во время занятий дифференциальная диагностика занимает важное место.
С вопросами лечения хронического гастрита постоянно сталкиваются не только интерны, но и врачи общей практики.
В краткой и доступной форме на занятиях рассматриваются основные данные по диагностике, лечению, профилактике и реабилитации наиболее значимых во врачебной практике заболеваний пищевода, желудка, печени, поджелудочной железы, желчного пузыря, тонкой и толстой кишки. Интерны ВОП получают ответы на важные практические вопросы:
[email protected] [email protected] akmaral-altaeva@mail. ru
УДК: 37.016: 616.34-002-08-039.57
А.А. ЕКИБАЕВА, А.А. АМАНЖАНОВА
ОСОБЕННОСТИ ВЕДЕНИЯ ЭЛЕКТИВНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ГАСТРОЭНТЕРОЛОГИЯ В АМБУЛАТОРНОЙ ПРАКТИКЕ»
32
Батыс Цазацстан медицина журналы №3 (44) 2014 ж.