Научная статья на тему 'РОЛЬ МЕДИАСРЕДЫ В ФОРМИРОВАНИИ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ МОЛОДЕЖИ'

РОЛЬ МЕДИАСРЕДЫ В ФОРМИРОВАНИИ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ МОЛОДЕЖИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
132
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник науки
Ключевые слова
МЕДИАСРЕДА / ЦЕННОСТИ / ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / КЛАССИФИКАЦИЯ ЦЕННОСТЕЙ / ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ ЦЕННОСТИ / ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЛИЧНОСТИ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Ежова Т.В., Гилазиева Л.Р.

В настоящей статье дан сравнительно-сопоставительный анализ понятий «ценности» и «ценностные ориентации», приводятся концептуально значимые характеристики названных понятий, раскрываются аксиологический потенциал системы образования в формировании ценностных ориентаций учащейся молодежи. В статье представлена иерархия общечеловеческих ценностей, анализируются причины ценностной инверсии и девальвации ценностей, акцентируется роль медиасреды в формировании ценностных ориентаций молодежи

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ МЕДИАСРЕДЫ В ФОРМИРОВАНИИ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ МОЛОДЕЖИ»

УДК 37.034:366.636

Ежова Т. В.

доктор педагогических наук, доцент декан факультета иностранных языков, ФГБОУ «Оренбургский государственный педагогический университет»,

(Россия)

Гилазиева Л. Р.

студентка 3 курса магистратуры ФГБОУ «Оренбургский государственный педагогический университет»,

(Россия)

РОЛЬ МЕДИАСРЕДЫ В ФОРМИРОВАНИИ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ МОЛОДЕЖИ

Аннотация: в настоящей статье дан сравнительно-сопоставительный анализ понятий «ценности» и «ценностные ориентации», приводятся концептуально значимые характеристики названных понятий, раскрываются аксиологический потенциал системы образования в формировании ценностных ориентаций учащейся молодежи. В статье представлена иерархия общечеловеческих ценностей, анализируются причины ценностной инверсии и девальвации ценностей, акцентируется роль медиасреды в формировании ценностных ориентаций молодежи.

Ключевые слова: медиасреда, ценности, ценностные ориентации, классификация ценностей, общечеловеческие ценности, ценностно-смысловое определение личности.

Современное информационное общество имеет огромное влияние на становление личности, моральных и нравственных ценностей обучающейся молодежи. Средства массовой информации, занимающие все более значимое место в жизни социума и конкретного человека, оказывают значительное влияние

на формирование ценностных ориентаций молодежи, и это влияние может носить как положительный, так и отрицательный характер. Это объясняется тем, что обучающаяся молодежь является наиболее «продвинутым» слоем общества в использовании современных мультимедийных средств. К ним относятся, в первую очередь, пресса, радио, телевидение, Интернет. Компьютер, планшет, мобильные телефоны и большое количество различных гаджетов - это коммуникационные технические средства, которые осваиваются представителями современной молодежи в первую очередь. Итак, медиасреда, охватывающая потребителей информационным воздействием в любых сферах деятельности, влияет на личность и является одним из факторов формирования системы ценностей и ценностных ориентаций современной молодежи.

Однако основная роль в формировании системы ценностей и ценностных ориентаций учащейся молодежи принадлежит системе образования. Образование, как социальный институт, выполняет ряд функций, связанных как с формированием социальной структуры общества, так и с развитием личности обучающегося. Наиболее глубинный и сущностный смысл реализуется через культурно-мировоззренческую функцию образования. Ценностные аспекты образования, связанные с культурно-мировоззренческой функцией, представляют собой нравственно-этическую ценность образования, фиксирующую необходимость формирования свободной и ответственной личности. Нравственная компонента содержания образования характеризует и определяет цели, смысл и сущность образования. Сюда следует отнести и политико-идеологическую ценность образования. Она заключается в возможностях формирования четких мировоззренческих установок, взглядов, ценностей общечеловеческого характера.

Уточним, что мы вкладываем в понятия «ценности» и «ценностные ориентации». Содержание понятия «ценности» большинство ученых (В. П. Бездухов, Л. П. Буева, А. Г. Здравомыслов, М. С. Каган, А. В. Кирьякова, В. Н. Сагатовский, В.П. Тугаринов, З.Н. Чавчавадзе, В. А. Ядов) характеризуют через

выделение целого ряда признаков, свойственных, так или иначе, всем формам общественного сознания: значимость, нормативность, полезность, необходимость, целесообразность. Философский энциклопедический словарь трактует ценность как «идеал, выработанный общественным сознанием и содержащий представление об атрибутах должного в различных сферах общественной жизни» [1, с. 763-765].

Большинство ученых сходятся во мнении, что ценность - это значимость для людей тех или иных материальных, духовных или природных объектов, явлений. Субъективное отражение в сознании ценностей окружающей действительности необходимо для формирования ценностных ориентации личности.

Становление понятия «ценности» прошло долгий и тернистый путь развития. Представители различных исторических эпох рассматривали данное понятие по-разному, в зависимости от доминирующих в данном социуме в определенный период времени идей и установок. В античной философии ценности рассматривались как неотделимые от бытия. Платон представлял сущность ценностей как благо и справедливость. Аристотель выделял самодостаточные ценности, к которым он относил человека, счастье, справедливость.

С течением времени на понимание термина «ценности» накладывались отпечатки разных философских взглядов и различных исторических эпох. Так, в Средневековье возвышенное виделось в Боге, а о человеке говорилось как о чем-то ничтожном, незначительном. С развитием наук в эпоху Возрождения на передний план вышли ценности гуманизма. В эти сложные времена, когда средневековая Европа находилась под властью церкви, всякая свободная мысль жестко уничтожалась, возникло убеждение в том, что человек - высшая ценность. В эпоху Нового времени ценности рассматривались в контексте предметов и явлений.

И. Кант употреблял понятие «ценности» в специальном, узком смысле. Стремление человека к счастью возрождает в нем аморальные поступки, а, значит, не делает его нравственным человеком. И, тем не менее, считает философ, человек может стать нравственным, подавляя в себе природное, естественное, подчиняясь долгу. При этом возникают моральные законы, исходящие не из реального, а из должного [2, с. 261].

Американский психолог А. Маслоу считал, что ценности человека определяются его возможностями. А высшая природа человека, его идеалы, стремления и ценности опираются на инстинктивное удовлетворение потребностей. А. Маслоу приравнивал ценности к потребностям. Но он говорил и о том, что система ценностных ориентаций общества определяет отношение человека к окружающему миру и составляет основу мировоззрения [3, с. 108-109].

По мнению А. Маслоу, первичные потребности являются врожденными. Например, потребности в пище, воде, потребности дышать, спать являются первичными. Существуют вторичные потребности, которые считаются психологическими. Это потребности в успехе, уважении, привязанности, власти, потребность в принадлежности кому-либо или чему-либо. Первичные потребности заложены в человеке генетически, а вторичные обычно осознаются с опытом [3, с. 111-113].

Единой точки зрения на классификацию ценностей также нет. Существуют различные классификации ценностей (С. Ф. Анисимова, Т. К. Ахаян, О. Г. Дробницкого, А. В. Кирьяковой, В. Н. Сагатовского, В. П. Тугаринова, Д. Н. Узнадзе, В. А. Ядова).

По структуре ценности подразделяются на внутренние, составляющие ядро культуры, и периферийные; по модальности - на позитивные и негативные; по содержанию - религиозные, моральные, эстетические, экономические, социальные, политические. Степень интенсивности распространения ценностей легла в основу классификации, предложенной Ф. Клакхон. Она полагает, что все культурные образцы могут быть сгруппированы в доминантные, вариантные и

девиантные. Доминантных ценностей придерживается большинство или наиболее влиятельная элита, поэтому подчинение им вызывает высокое одобрение и вознаграждение. Приверженность к вариантным ценностям не очень одобряется, но воспринимается терпимо. Девиантные ценности запрещаются и караются. Существуют ценности, характеризующие историческую эпоху, социально-экономический уклад, нацию и т.д., а также специфические ценности профессиональных и демографических групп (например, пенсионеров, молодежи) и других объединений людей, в том числе групп с асоциальной направленностью.

По степени общности можно выделить ценности: личные, групповые, классовые, национальные, общественные, региональные, общечеловеческие. Они отражают некоторые общие черты, присущие жизнедеятельности людей различных исторических эпох, социально-экономических укладов, классовой, национальной, этнической и культурной принадлежности.

В. И. Ефимов и В. М. Таланов определяют общечеловеческие ценности как то действительно важное для людей, что непременно является надобным, желанным, что имеет непреходящую, существенную значимость практически для каждого нормального человека, независимо от его пола, расы, гражданства, социального положения. Общечеловеческие ценности высоко значимы для человечества как единства всех людей, также как и для всякого государства, поскольку оно отвечает или должно отвечать нуждам, интересам, потребностям общества и гражданина [4, с. 122-125].

В определении общечеловеческих ценностей существует несколько подходов или уровней.

Первый из них - уровень религиозного сознания, включающий в себя церковные догмы и учения, религиозные нравы и традиции. Здесь мудрость многих поколений нашла отражение в готовых постулатах веры. Такие заповеди, как «Не убий!», «Не укради!», являются нравственным ориентиром для многих людей.

Второй - это уровень житейского сознания, где бытуют морально-нравственные установки, регулирующие человеческое общежитие и отношения между людьми. В их основе - «золотое правило нравственности»: «Относись к людям так, как ты хочешь, чтобы они относились к тебе». Это правило ориентирует на формирование у себя доброты, порядочности, трудолюбия, скромности, милосердия и других черт характера, составляющих образ положительного человека.

Третий уровень - это ценности более высокого порядка, ориентация на которые также способна рождать в человеке добрые черты, высоконравственные потребности и поступки.

В. А. Караковский выделяет восемь ценностей третьего уровня:

1. Земля - общий дом человечества, вступающего в новую цивилизацию XXI века. Земля людей и живой природы.

2. Отечество - единственная, уникальная для каждого человека Родина, данная ему судьбой, завещанная его предками.

3. Семья - начальная структурная единица общества, естественная среда развития ребенка, закладывающая основы личности.

4. Труд - основа человеческого бытия, наиболее полно характеризующая сущность человека.

5. Знания - результат разнообразного, и прежде всего творческого, труда. Знания ученика - критерий труда учителя.

6. Культура - великое богатство, накопленное человечеством как в материальной, так и в духовной жизни людей.

7. Мир - покой и согласие между людьми, народами и государствами, главное условие существования Земли и человечества.

8. Человек - абсолютная ценность, «мера всех вещей», цель, средство и результат воспитания [5, с. 56-57].

Н. Е. Щуркова выстраивает всю систему общечеловеческих ценностей в виде своеобразной пирамиды ценностей [6, с. 35]:

Человек

Жизнь Природа Общество

Добро Истина Красота

Труд Познание Общение Игра

Свобода Счастье Совесть Равенство Справедливость Братство

Ценности являются динамической системой, они могут меняться с течением времени, часто зависят от возраста, пола, уровня дохода, религиозных убеждений, от потребностей, а также от личностных качеств человека. Система ценностных ориентаций образует содержательную основу мотивации поведения и выражает внутреннюю основу отношений личности к действительности [7, с. 167-169].

В. А. Макарова и В. С. Морозова трактуют ценности как идеи, вещи, явления, понятие «ценностные ориентации» понимают «как устойчивое социально-обусловленное, избирательное отношение человека к совокупности материальных и духовных общественных благ и идеалов» [8, с. 35-39]. Авторы отмечают, что большинство студентов обладают устойчивым ценностным ядром, в которое входят ценности здоровья, любви и семьи. В основе формирования ценностных ориентаций учащейся молодежи лежит механизм культурно -исторической преемственности, межпоколенческого ценностного взаимообмена, состоящий в избирательном отборе, сохранении, интерпретации и трансформации ценностей старшего поколения в соответствии с особенностями современного периода.

Понятия «ценности» и «ценностные ориентации» являются близкими по значению, но не тождественными. Термин «ценностные ориентации» может обозначать:

- процесс восхождения личности к ценностям;

- результат этого процесса - направленность личности на ценности;

- один из компонентов в структуре личности [9].

Если ценности не противоречат обществу и законом его развития, то они закрепляются в обществе, приобретая форму определенных правил и норм, которыми личность должна руководствоваться в своей деятельности, соизмеряя с ними свои поступки. Подобную ориентацию на устойчивые ценности называют ценностной ориентацией.

А. В. Кирьякова отмечает, что процесс ориентации личности в мире ценностей, развертывающийся во времени и пространстве и развивающийся «по спирали», есть восхождение личности к ценностям общества на основе закона возвышения потребностей. Развитие данного процесса обеспечивают механизмы поиска - оценки - выбора - проекции. На первой фазе присвоения ценностей личность обращена в прошлое, результат этого этапа - Образ мира - формируется на основе имеющегося опыта и уже сложившихся у личности отношений и ценностей. Вторая фаза - преобразование - развернута в настоящем, результат данного этапа - образ «Я - сущее» (Я-концепция). Фаза прогноза принадлежит будущему. Ее результат - «образ будущего» и «Я-идеальное в будущем». Итак, ориентация подростка в мире ценностей подразумевает наличие и использование новых возможностей для растущего человека, который приобретает жизненные ориентиры, осваивает окружающую действительность, ищет свое место в мире [10].

Личность не может жить без ценностных ориентаций, поскольку они определяют вектор развития человека, деятельности и самосовершенствования. Ценностные ориентации выражают отношения человека к жизни и ее целям, к средствам удовлетворения этих целей, к ценностям человека, его жизненной культуре и жизненной философии.

Многие исследователи проблемы ценностей (А. В. Кирьякова, Н. Е. Покровский, В. Н. Сагатовский, В. П. Тугаринов, В. А. Ядов) отмечают, что в российском (и не только российском, но и западном) обществе все в большей степени развивается ценностная инверсия (от лат. шуегао - перестановка). Происходит разрыв традиций, разрушение ценностной иерархии,

сопровождающееся кардинальным изменением комбинаторики ценностных установок. Общество все больше фокусируется на бизнес-ценностях, коммерции, абсолютизации индивидуально-личностных ценностей, происходит процветание потребительского отношения к образованию как средству приобретения «полезного знания» [11, 95-98].

Настоящий период времени характеризуется деидеологизацией общества, переосмыслением и изменением системы ценностей, в том числе и ценностей образования, и определяется рядом ученых как «аксиологическая революция». Современное молодое поколение поставлено в довольно сложное положение, когда жизненные ценности, десятилетиями доминировавшие в обществе, перестали быть незыблемыми, а некоторые вообще потеряли смысл. В сознании молодежи происходит сложный процесс переоценки ценностей, изменение их структуры и иерархии.

Для общества не безразлично, какие ценности будет исповедовать его молодое поколение, насколько они будут нравственны с общечеловеческих позиций и насколько будут способствовать прогрессу общества, его экономики, политики, социальным отношениям. В этой связи особенно важно, чтобы формирование системы ценностей молодежи происходило не на «обочине», а в гуще общественной жизни. Принципиальная роль здесь принадлежит институциональной структуре общества, и особенно институту образования.

Литература:

1. Философский энциклопедический словарь [Текст] / гл. ред. Л. Ф. Ильичев [и др.]. - М. : Сов. энцикл., 1983. - 840 с.

2. Кант, И. Собрание сочинений [Текст] / И. Кант // в 6 т.Т. 4., ч. 1. - М., 1985. - 543 с.

3. Маслоу, А. Самоактуализация [Текст] // Психология личности. Тексты. - М. : МГУ, 2002. - С. 108-117.

4. Ефимов, В. И. Общечеловеческие ценности [Текст] / В. И. Ефимов, В. М. Таланов // Здравый смысл. - 2008. - № 4. - С. 122-125.

5. Караковский, В. А. Стать человеком: Общечеловеческие ценности - основа целостного учебно-воспитательного процесса [Текст] / В. А. Караковский. - М., 1993. - 80 с.

6. Щуркова, Н. Е. Практикум по педагогической технологии : методический материал [Текст] / Н. Е. Щуркова. - М. : ПО РФ, 2001. - 249 с.

7. Розов, Н.С. Ценности в проблемном мире: философские основания и социальные приложения конструктивной аксиологии [Текст] / Н. С. Розов. - Новосибирск, НГУ, 1998. - 292 с.

8. Макарова, В. А. Ценностные ориентации учащейся молодежи [Электронный ресурс] / В. А. Макарова, В. С. Морозова // статья в сб. трудов конф. Личность в изменяющихся социальных условиях : материалы II международн. науч.-практ. конф. Е. В. Гордиенко (отв. ред.), 06-08 ноября 2013 г. - Красноярск : Красноярский гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. - С. 35-39.

9. Ежова, Т.В. Проектирование педагогического дискурса: методология, теория, практика [Текст] / Т. В. Ежова. - М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2008. - 319 с.

10. Кирьякова, А. В. Ценность как социальная доминанта ориентации [Текст] / Учебные записки Оренбургского государственного университета. Вып. 1. - Оренбург, 2002. - 152 с.

11. Покровский, Н. Е. Что происходит с гуманитарным образованием? [Текст] / Н. Е. Покровский // Социологические исследования. - 2006. - №12. - С. 95-98.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.