Научная статья на тему 'Ценности системы образования и эволюция ценностных ориентаций молодежи'

Ценности системы образования и эволюция ценностных ориентаций молодежи Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
91
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕННОСТИ / ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / ЦЕННОСТНАЯ ИНВЕРСИЯ / ИЕРАРХИЯ ЦЕННОСТЕЙ / VALUES / VALUE REFERENCE POINTS / VALUE INVERSION / VALUE HIARARCHY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бикмурзин К. Ш., Ежов М. В.

В настоящей статье дан анализ понятий «ценности», «ценностные ориентации», раскрыт аксиологический потенциал системы образования, представлен сравнительно-сопоставительный анализ ценностных приоритетов представителей различных возрастных и социальных групп.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

VALUES OF EDUCATIONAL SYSTEM AND EVOLUTION OF YOUTH VALUE SYSTEM

The article in question analyzes the notions «values» and «value system». Axiological potential of educational system was identified. Comparative analysis of value priorities of representatives of different age and social groups was suggested

Текст научной работы на тему «Ценности системы образования и эволюция ценностных ориентаций молодежи»

К. Ш. Бикмурзин, кандидат педагогических наук, доцент кафедры иностранных языков Оренбургского государственного института менеджмента

М. В. Ежов, студент V курса факультета менеджмента Оренбургского государственного института менеджмента

ЦЕННОСТИ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ И ЭВОЛЮЦИЯ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ МОЛОДЕЖИ

В настоящей статье дан анализ понятий «ценности», «ценностные ориентации», раскрыт аксиологический потенциал системы образования, представлен сравнительно-сопоставительный анализ ценностных приоритетов представителей различных возрастных и социальных групп.

Ключевые слова: ценности, ценностные ориентации, ценностная инверсия, иерархия ценностей.

В послании Федеральному собранию 2009 года Президент Российской Федерации определил главную задачу современной отечественной школы как задачу раскрытия способностей каждого ученика, воспитания личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. Достижение поставленных целей возможно лишь в контексте решения комплексных профессиональных задач с учетом проблем взаимодействия с представителями различных национальных культур, социальных групп, конфессий. Ценности современного образования - одна из проблем, которая представляется областью, требующей постоянного внимания в силу динамичности социокультурного развития общества и самой образовательной системы.

Образование, как социальный институт, выполняет ряд экономических и социальных функций, связанных, в первую очередь, с формированием социальной структуры общества. Экономическая функция образования связана с подготовкой работников, соответствующих уровню и требованиям экономического развития общества. Она обусловливает выделение экономической ценности образования, что выражается в способности данного социального института обеспечивать высокоэффективное (как в экономическом, так и в социальном аспектах) функционирование социально-профессиональной структуры общества. Образование стало одновременно фундаментом и средством продвижения человека по социальной лестнице, а уровень и качество образования входят в число наиболее существенных критериев, определяющих социальный статус человека. Здесь правомерно, на наш взгляд, выделить и такой аспект, как материальная ценность образования, связанная с прямой зависимостью оплаты труда работника от уровня и качества его профессиональной подготовки.

Наиболее глубинный и сущностный смысл реализуется через культурно-мировоззренческую

функцию образования. Ценностные аспекты образования, связанные с культурно-мировоззренческой функцией, представляют собой нравственноэтическую ценность образования, фиксирующую необходимость формирования свободной и ответственной личности. Нравственная компонента содержания образования характеризует и определяет цели, смысл и сущность образования. Сюда следует отнести и политико-идеологическую ценность образования. Она заключается в возможностях формирования четких мировоззренческих установок, взглядов, ценностей общечеловеческого характера. Особо можно выделить ценность науки, связанную с ее особой ролью в развитии образования, определяющейся соответствием содержания образования уровню развития самой современной науки [1].

Ориентация на образование как способ и инструмент повышения (изменения) социального статуса позволяет говорить о статусно-престижной ценности образования. Именно этот аспект ценности образования оказывается сегодня наиболее привлекательным и значимым. Им объясняется парадоксальный российский факт, когда в условиях общего кризиса и периферийного положения образования, его статус и ценность остаются достаточно высокими. Социологи утверждают, что 91% старшеклассников намерены по окончанию школы продолжить учебу в вузе; 59% учащихся системы СПО также планируют для себя поступление в вузы. Среди работающей молодежи тех, кто не имеет никаких намерений относительно продолжения образования, оказалось всего 6%. Все остальные планируют его продолжить в той или иной форме. Отмечается, что ориентация на рабочие профессии у учащихся 11 класса отсутствует полностью, а у девятиклассников она крайне низкая [9]. На основании полученных данных можно сделать вывод, что статусно-престижная ценность образования в современных российских условиях является доминирующей в функциональном аспекте и определяет ценность образования как таковую.

Одной из наиболее значимых функций образования является аксиологическая функция, направленная на ценностную ориентацию субъектов образовательного процесса, присвоение личностью универсальных гуманистических (общечеловеческих) ценностей. Общечеловеческие ценности выступают как непреходящая ценность для многих предшествующих поколений и для ныне живущих на нашей планете людей, как значимые для всего общества и для каждого человека.

В определении общечеловеческих ценностей существует несколько подходов или уровней.

Первый из них - уровень религиозного сознания, включающий в себя церковные догмы и учения, религиозные нравы и традиции. Здесь мудрость многих поколений нашла отражение в готовых постулатах веры. Такие заповеди, как «Не убий!», «Не укради!», являются нравственным ориентиром для многих людей.

Второй - это уровень житейского сознания, где бытуют морально-нравственные установки, регулирующие человеческое общежитие и отношения между людьми. В их основе - «золотое правило нравственности»: «Относись к людям так, как ты хочешь, чтобы они относились к тебе». Это правило ориентирует на формирование у себя доброты, порядочности, трудолюбия, скромности, милосердия и других черт характера, составляющих образ положительного человека.

Третий уровень - это ценности более высокого порядка, ориентация на которые также способна рождать в человеке добрые черты, высоконравственные потребности и поступки [4].

В. А. Караковский выделяет восемь ценностей третьего уровня:

1. Земля - общий дом человечества, вступающего в новую цивилизацию XXI века. Земля людей и живой природы.

2. Отечество - единственная, уникальная для каждого человека Родина, данная ему судьбой, завещанная его предками.

3. Семья - начальная структурная единица общества, естественная среда развития ребенка, закладывающая основы личности.

4. Труд - основа человеческого бытия, наиболее полно характеризующая сущность человека.

5. Знания - результат разнообразного, и прежде всего творческого, труда. Знания ученика -критерий труда учителя.

6. Культура - великое богатство, накопленное человечеством как в материальной, так и в духовной жизни людей.

7. Мир - покой и согласие между людьми, народами и государствами, главное условие существования Земли и человечества.

8. Человек - абсолютная ценность, «мера всех вещей», цель, средство и результат воспитания [2].

Н. Е. Щуркова выстраивает всю систему общечеловеческих ценностей в виде своеобразной пирамиды ценностей [10, с. 35]:

В своей книге «Ценности в проблемном мире»

Н. С. Розов, анализируя современные требования к социально-гуманитарному образованию, задает вопрос: на какие же общезначимые ценности ориентироваться современному образованию? И отвечает: «Философский анализ помогает определить три блока общезначимых ценностей: кардинальные, субкардинальные и этносные - признаваемые в рамках определенного сообщества (например, России) в качестве общезначимых. Кардинальный блок ценностей предполагает свободное мировоззренческое самоопределение как образовательную ценность, что сообщает гуманитарному образованию следующую миссию: обеспечение условий для свободного самоопределения каждого человека в пространстве мировоззрений для принятия им (человеком) собственных ценностей в форме жизненных целей, ведущих мотивов и интересов, стремлений, потребностей, принципов» [7]. Другая образовательная ценность, считает ученый, это личностная самоактуализация в культуре и жизни. «Человек в культуре, жизни, профессии должен найти свое место. А в этом ему должно помочь гуманитарное образование. Миссия образования состоит в том, чтобы найти индивидуальный подход к человеку, обеспечить ему определение культурного положения своего личностного потенциала, внутренних, неосознанных, даже иррациональных потребностей. В противном случае этот культурно нереализованный потенциал может стать разрушительным для самой личности и социально опасным явлением» [7].

Многие исследователи проблемы ценностей (А. В. Кирьякова, Н. Е. Покровский, В. Н. Сага-товский, В. П. Тугаринов, В. А. Ядов) отмечают, что в российском (и не только российском, но и западном) обществе все в большей степени развивается ценностная инверсия (от лат. туегею - перестановка). Происходит разрыв традиций, разрушение ценностной иерархии, сопровождающееся кардинальным изменением комбинаторики ценностных установок. Общество все больше фокусируется на бизнес-ценностях, коммерции, абсолютизации индивидуально-личностных ценностей, происходит процветание потребительского отношения к образованию как средству приобретения «полезного знания». Н. Е. Покровский подчеркивает: «Особенность потребительства в гуманитарном знании, в отличие от его многогранного освоения, состоит в том, что оно используется одномерно, одномоментно, однократно, исключительно по внешним (поверхностным) данным, без проникновения в систему ценностей. Это, в свою очередь, влечет за собой неизбежную гламуриза-цию гуманитарной сферы. Не только культура как

таковая, но и сфера гуманитарного знания становится гламурной, то есть рассчитанной на бесконфликтное, интеллектуально необременительное, «гладкое», «вкусное» потребление, абсолютно не связанное с осмыслением содержания самого знания» [5, с. 96].

Присвоение ценностей понимается как освоение опыта культурных достижений, приобретение которого происходит не в форме прямой трансляции, а в активной совместной деятельности субъектов. Через ценностный компонент содержания образования происходит ценностная ориентация субъектов на признание и закрепление моральных ценностей общества, на соблюдение социальных традиций, зафиксированных в систематизированном знании законов общества и природы, раскрытие содержания общечеловеческих ценностей. Ценностные ориентации являются особым содержанием субъектных отношений личности с внешним миром и другими людьми, проявляющееся в понимании человеком этого мира и окружающих его людей (В. Н. Мясищев). При анализе ценностей представителей разных поколений мы исходим из того, что они являются, прежде всего, «центральным содержанием трансмиссии культуры, базовой конструкцией ментальности, одним из основных элементов традиции, регулирующим социальное поведение человека» [8, с. 202].

Исследования многих российских и зарубежных ученых (М. Рокича, Ш. Шварца, М. И. Постниковой, А. М. Гендина, М. И. Сертева) позволили сделать вывод о том, что индивиды, принадлежащие к различным возрастным и социальным группам, значительно отличаются в ценностных приоритетах. Эти различия отражают уровень их образования, возраст, личный опыт, социальный статус и влияние культуры.

В исследовании М. И. Постниковой было проведено изучение ценностей россиян в контексте межпоколенных отношений [6]. Автор выделяет пять поколений россиян, живущих в современном российском обществе:

1) довоенное и военное поколение (60 лет и старше);

2) послевоенное поколение, поколение «оттепели» (от 46 до 60 лет);

3) поколение эпохи «застоя», начала перестройки (от 31 до 45 лет);

4) поколение эпохи «перестройки», периода радикальных реформ (от 16 до 30 лет);

5) поколение «нового века» (до 16 лет).

У представителей первого поколения доминируют такие ценности, как «Здоровье», «Жизнь», «Традиции», «Безопасность», «Семья», «Труд», «Коллективизм», что свидетельствует о том, что для этого поколения характерны активность в общественно-политической и социальной жизни общества, проявление коллективизма. Такую

иерархию ценностей можно объяснить тем, что представители старших поколений отличаются определенной консервативностью, их жизненный путь связан с постоянными трудностями, которые легче преодолевать коллективно.

Второе поколение отдает предпочтение ценностям «Жизнь», «Здоровье», «Уважение окружающих», «Коллективизм», «Семья», «Самостоятельность», «Стабильность». Достаточно низкие показатели имеют у представителей этого поколения такие ценности, как «Власть», «Общение с природой», «Физическое совершенство». Для этого поколения характерны проявление коллективизма, приоритетность таких ценностей, как стабильность в мире и государстве, безопасность общества и личности.

Анализ терминальных ценностей представителей третьего поколения показал некоторую их «размытость»: нет ярко выраженных приоритетов. Это можно объяснить тем, что становление самосознания представителей этого поколения началось в советский период, в эпоху «застоя», когда пропагандировались и приветствовались совсем иные ценности и нормы, продолжалось в сложные, «смутные» 90-е годы, когда произошел резкий «слом» государственного устройства, что не замедлило сказаться на всех сферах жизни россиян. Ситуация острого экономического кризиса внесла дестабилизацию в систему ценностей россиян и привела к девальвации и утрате ценностей.

Особого внимания заслуживает тот факт, что сфера семейной жизни не вошла у представителей третьего поколения так же, как и у молодежи, в приоритет значимых ценностей. У молодежи это объясняется увеличением брачного возраста, связанного с желанием молодых людей получить образование, укрепиться на карьерной лестнице, укрепить свое материальное положение, а потом уже строить семейные отношения и планировать рождение ребенка. В отношении представителей третьего поколения это можно отчасти объяснить развивающимся кризисом института семьи. Именно на этот возраст приходится большая часть разводов. Неудавшийся семейный опыт и возросшее количество разводов в стране, по всей видимости, привело многих россиян к разочарованию в семейных ценностях. Порядок приоритетных ценностей для представителей третьего поколения таков: «Высокий материальный достаток», «Профессиональный рост», «Личные достижения», «Самостоятельность», «Общение», «Самореализация». Для этого поколения характерно проявление индивидуализма и готовности к изменениям.

Анализируя ценности четвертого поколения, необходимо помнить, что ценностные ориентации личности приобретают устойчивость и отчетливость именно в эти годы: от 16 до 30 лет. Наибольшую значимость для этого поколения имеют цен-

ности «Самореализация», «Личные достижения», «Образование», «Престижность профессии». Среди жизненных сфер приоритетны «Сфера обучения и образования» и «Сфера общественной жизни». Сфера семейной жизни представляет для современной молодежи значительно меньшую ценность. Это характеризует представителей данного поколения как людей, стремящихся к саморазвитию, умеющих ставить перед собой конкретные цели, достижение которых является основанием для развития чувства собственной значимости и повышения самооценки. Основными путями для достижения своих целей молодежь видит образование и обучение.

Анализ ценностей пятого поколения свидетельствует о том, что на первые два места сегодняшние выпускники школ ставят такие жизненные ценности, как «Образование», «Карьера», «Престижность профессии», «Профессиональная и учебная мобильность».

Таким образом, анализ ценностей представителей разных поколений выявил направление эволюции ценностных предпочтений россиян. Из приведенного анализа видно, что налицо существенные изменения жизненных ориентиров рос-

сиян в сторону прагматизации интересов, абсолютизации индивидуально-личностных ценностей, умаления значимости факторов коллективистско-гражданственного, общекультурного, профессионально-трудового, семейного порядка. У представителей старших поколений ярко выражена коллективистско-гражданственная позиция, они отличаются определенной консервативностью взглядов, ориентированы на ценности общественного и семейного порядка. Молодежь открыта изменениям, мобильна, прагматична, устремлена в будущее, ориентирована, в первую очередь, на решение собственных проблем.

Одним из факторов стабильного функционирования общества, с точки зрения ряда исследователей (Ш. Шварц, Г. Стефаненко), является панкультурная иерархия ценностей, т.е. представленность в обществе всех ценностей в разном соотношении. Прогноз развития российского общества, его стабильности в контексте обозначенных ценностей поколений во многом зависит от того, насколько изменится (и изменится ли) иерархия ценностей нынешней молодежи и каковы окажутся ценностные предпочтения следующих поколений.

Литература

1. Гендин, А. М. Эволюция ценностных ориентаций выпускников педвуза в условиях рыночных реформ / А. М. Гендин, М. И. Сертев // Образование в культуре и культура образования. - Новосибирск, 2002.

2. Караковский, В.А. Стать человеком: Общечеловеческие ценности - основа целостного учебновоспитательного процесса / В. А. Караковский. - М., 1993.

3. Косенко, Т. С. Ценности системы образования и аксиологическая природа образовательного процесса / Т. С. Косенко, Н. И. Макарова, Н. В. Наливайко // Образование в культуре и культура образования. - Новосибирск, 2002.

4. Лобанов, А. А. Основы профессионально-педагогического общения : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / А. А. Лобанов. - М. : Академия, 2004.

5. Покровский, Н. Е. Что происходит с гуманитарным образованием? / Н. Е. Покровский // Социологические исследования. - 2006.

6. Постникова, М. И. Исследование ценностей современных россиян в контексте межпоколенных отношений // Постникова М. И. Изучение ценностей поколений в современной России : материалы международного конгресса «Психология XXI столетия». Т. 2 / под ред. В. В. Козлова. - Ярославль : МАПН, 2008. - С. 147-149.

7. Розов, Н. С. Ценности в проблемном мире: философские основания и социальные приложения конструктивной аксиологии / Н. С. Розов. - Новосибирск : НГУ, 1998.

8. Стефаненко, Т. Г. Этнопсихология / Т. Г. Стефаненко. - М. : Аспект Пресс, 2008.

9. Харченко, И. И. Образование в системе ценностей и жизненных планах старшеклассников / И. И. Харченко // Социальные изменения в России и молодежь. - М. : МОНФ, 2007.

10. Щуркова, Н. Е. Практикум по педагогической технологии / Н. Е. Щуркова. - М., 1998.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.