Научная статья на тему 'Проблема определяющей роли общечеловеческих ценностей в постановке целей воспитания'

Проблема определяющей роли общечеловеческих ценностей в постановке целей воспитания Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2077
131
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АКСИОЛОГИЯ / ВОСПИТАНИЕ / СОДЕРЖАНИЕ ВОСПИТАНИЯ / ЦЕЛИ ВОСПИТАНИЯ / ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ ЦЕННОСТИ / ПЕРСОНАЛЬНАЯ СИСТЕМА ЦЕННОСТЕЙ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Яковлев Сергей Викторович

В разрешении методологического вопроса о базисной роли общечеловеческих ценностей, в постановке целей воспитания на основании проведенного аксиологического анализа содержания воспитания школьников доказательно выделены основные ценностные группы, неизменно актуальные для всех исторических периодов общественного развития, государственных систем образования и национальных культурных традиций. Выделенные ценностные группы рассматриваются в качестве элементов системы ценностей личности, имеющей динамическую структуру и совершенствующейся в процессе онтогенетического развития человека. Утверждается тезис о преобладающей роли базовых компонентов системы ценностей личности в постановке целей воспитания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблема определяющей роли общечеловеческих ценностей в постановке целей воспитания»

УДК 371

С. В. Яковлев

ПРОБЛЕМА ОПРЕДЕЛЯЮЩЕЙ РОЛИ ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ЦЕННОСТЕЙ В ПОСТАНОВКЕ ЦЕЛЕЙ ВОСПИТАНИЯ

В современной педагогике общечеловеческие ценности ставятся в основу постановки целей и поиска эффективных средств воспитания. Так, согласно данным современных исследований в области педагогики и образования (А. В. Жедрина, Н. Р. Исхаковой, А. П. Колпаковой, Л. В. Степановой,

Н. Ф. Тисби и др.), считается, что общечеловеческие ценности составляют основу воспитания и обучения; приобщение молодежи к культуре и искусству является значимым условием формирования общечеловеческих ценностей. Авторами предлагается разработка специального учебного курса «Развитие общечеловеческих ценностей», направленного на формирование доброжелательных межличностных и межнациональных отношений; на осуществление целенаправленного управления формированием личности. Рассматривается также принцип приоритета общечеловеческих ценностей, раскрываемый с позиции их гуманистической роли в формировании между людьми «доброжелательных отношений, способствующих доверию и сотрудничеству» [26; 27; 28; 29]. При этом различные авторы неоднозначно трактуют понятие общечеловеческих ценностей, по-разному определяя компонентный состав их совокупности. Например, в философской и социологической литературе ценности понимаются весьма абстрактно, как общечеловеческие универсалии; в религиозной философии ценности, регулирующие человеческие отношения, сводятся к заповедям Ветхого и Нового заветов, Корана и других священных писаний. В научно-педагогической литературе все больше говорится о ценностях воспитания. Однако каковы содержание и структура этих ценностей, как они практически определяют цели и задачи воспитания, на эти вопросы, к сожалению, пока мы имеем мало обоснованных ответов.

Так, Р. Киддер, определяя «универсальные человеческие ценности», свойственные различным культурам, причисляет к ним Любовь, Честность, Справедливость, Свободу, Согласие, Терпимость [10, с. 470-473; 25, с. 8-11]. М. Т. Громкова, обращаясь к характеристике системы ценностей, определяет ее сущностные характеристики, выделяя при этом следующие общечеловеческие ценности: Свобода, Равенство, Братство, Жизнь и Здоровье, Гуманизм, Счастье, Гармония, Дух [6, с. 127-131]. При таком подходе мы не получаем целостного представления о сущности определяемого понятия.

Сами же выделяемые автором компоненты данной системы не рядоположены и разрозненны.

На основании вторичного анализа данных социологических исследований И. М. Ильинского, Б. А. Ручкина, П. И. Бабочкина, В. С. Собкина, И. П. Ивановской, Т. Э. Петровой, В. Т. Лисовским, полученных при опросе студентов, И. А. Зимняя, Б. Н. Боденко, Н. А. Морозова выявили систему ценностных ориентаций студентов. Среди представленных в сознании студентов основных жизненных ценностей, по мнению авторов, преобладают Жизнь, Семья, Знания, Труд, Добро, Собственное «Я», Чувства [7, с. 52-53], Авторами считается, что эти ценности лежат в основе отношений человека к миру, формируемого в воспитательно-образовательном процессе. Учитывая, что вторичный анализ данных исследований проводился в студенческой выборке, представители которой относились к одной возрастной и социальной группе, избранный авторами метод выделения элементов системы ценностей, по нашему мнению, не позволяет рассматривать их как всеобщие, универсальные ценности, хотя сами выделенные ценности во многом схожи с общечеловеческими.

Другие авторы (Д. В. Каширский, Л. М. Митина, Н .Г. Руденко и др.) указывают на психотерапевтическую функцию системы ценностей. Согласно их позиции, целостная и непротиворечивая система ценностей обеспечивает гармонию человека с собой и миром, позволяет ему быть субъектом собственной жизнедеятельности, поскольку выступает в качестве регулятивного механизма высшего уровня. При этом авторы, рассматривая систему общечеловеческих и профессиональных ценностей как «ядра культуры» [9, с. 84], к сожалению, не выделяют ее структурные компоненты.

В. А. Караковский воспитательную систему школы также строит на основе общечеловеческих ценностей: Культура, Семья, Человек, Знания, Мир, Отечество, Труд, Земля [8]. Данные ценности, движущие поведением человека, определяют масштаб его поступков в социокультурном измерении. Перечисленные ценности доминируют во всех воспитательных отношениях, реализуемых под руководством В. А. Караковского в Центре образования № 825 Южного округа г. Москвы.

Тем не менее, существующие сегодня представления о декларируемых общечеловеческих ценностях (Знания, Любовь, Природа, Человек и др.) все-таки достаточно абстрактны и не позволяют конкретизировать постановку значимых целей и контролировать достижение качественных результатов воспитательно-образовательного процесса. В их понимании, как правило, отсутствует связь ценностей с конкретными свойствами оцениваемых объектов и предметов реального мира. В качестве примера, можно привести ценность знаний. Согласно Ф. Бэкону, «знания - сила». Возникает вопрос: ценность каких знаний декларируется: знаний, направленных на созидание или разрушение; знаний, несущих людям благо или страдания, лишения;

знаний, используемых на пользу обществу и конкретному человеку, или во вред ему? Аналогичные вопросы возникают и при определении любви как общечеловеческой ценности. Абсолютизация этой ценностной категории и перенос ее на все человечество не дает ясности в понимании того, кого и за что любить, способствует обесцениванию этого понятия. Любить близкого по убеждениям, по складу характера, уважаемого, порядочного человека, как требуют христианские заповеди - возлюбить ближнего как себя самого, или с любовью относиться к варвару, деспоту, террористу, преступнику, непорядочному человеку?..

В качестве ведущих ценностей справедливо рассматриваются ценности Природы и Человека как высшие ценностные категории социального бытия [1, с. 36-37]. Однако на практике ценности Природы, выступающей естественной средой обитания человека, и Человека как представителя человеческого рода, как личности, как субъекта общественной культуры, к сожалению, не всегда интерпретируются в качестве высшей. Примерами тому являются отдельные факты вандализма, браконьерство, уничтожение культурно-исторического облика архитектурных сооружений в процессе их реконструкции, вырубка леса для строительства элитных особняков в заповедных районах, имеющих природную и историческую ценность, факты нарушения прав человека, мотивы, лежащие в основе локальных конфликтов и др. Во многом размыты представления о ценностных нормах нравственной, экономической, политической, эстетической культуры, а также ценностях физического совершенства, экологических, правовых и других ценностей, определяющих цели соответствующих направлений воспитания. Особенно это представляется не правомерным, если они - эти цели - не конкретизированы в практике разрешения проблемных педагогических ситуаций, если они не связаны с общественным опытом и традициями культуры, если они не находят своего отражения в индивидуальном опыте поведения человека, в системе его оценок объективной действительности, не образуют индивидуальную систему ценностей личности.

Данные примеры представляют различные подходы к классификации общечеловеческих ценностей; в них приводятся различные ценностные группы, которые по-разному отражают аксиологические представления об окружающей объективной действительности. Отсюда следует, что цели и задачи воспитания не могут быть четко сформулированы на основе общечеловеческих ценностей. Содержательная неопределенность научной трактовки понятия «общечеловеческие ценности», выявленная в приведенном литературном обзоре, не позволяет в полной мере рассматривать общечеловеческие ценности в качестве серьезной основы педагогического целеполагания.

В разрешении методологического вопроса о базисной роли общечеловеческих ценностей в постановке целей воспитания, на основании проведенного нами аксиологического анализа Примерного содержания воспитания

школьников (И. С. Марьенко) [18], традиционного для школы советского периода, нам удалось выделить основные ценностные группы, неизменно актуальные для всех исторических периодов общественного развития, для всех государственных систем образования и национальных культурных традиций. При этом мы не стремимся называть выделенные нами ценности «общечеловеческими», поскольку сложившееся научное представление об общечеловеческих ценностях во многом не совпадает с предлагаемой в настоящей статье классификационной системой.

Общие цели воспитательной деятельности считаем целесообразным систематизировать по следующим ценностным группам: ценности свободы и самостоятельности; ценности жизни (выражающиеся в гармонии и защищенности); ценности развития положительных качеств личности; ценности, выражающие общие законы и правила поведения личности; ценности конкретных поступков как способов поведения человека в определенных жизненных ситуациях; жизненная позиция как ценностная категория; ценности профессиональной деятельности и профессиональной компетентности специалиста; трансляция жизненного и профессионального опыта как ценность.

Выделенные нами ценностные группы не противоречат данным исследований развития потребностей, интересов и ценностей личности. Так, например, Д. Гилфорд, Л. Колберг, И. С. Кон, М. Ю. Кондратьев, Д. И. Фельдштейн, Э. Эриксон и другие исследователи обращают внимание на важность для ребенка самостоятельности, автономии. Например, И. С. Кон указывает на «эмансипацию» ребенка от родителей в период переходного возраста, рост самостоятельности подростка [12, с. 79]. Он также поддерживает взгляды Л. Колберга, доказывающего переход от конвенциальной к автономной морали в период юношеского возраста [Там же, с. 147]. По данным А. Г. Асмолова, Д. Гилфорд выделяет потребность в свободе среди «мотивационных факторов» поведения личности [2, с. 190]. Стремление подростка к независимости и самостоятельности отмечают Д. И. Фельдштейн [20, с. 126], М. Ю. Кондратьев [13, с. 54]. В представлениях Э. Эриксона период раннего детства - это борьба ребенка за автономию [24, с. 118].

На ценностный аспект доверия обращают внимание Л. Н. Суворов и А. Н. Аверин. Они считают, что ценностный смысл доверия состоит в знаниях о цели, о правильности избранного пути, наличии сил и средств достижения результата [19, с. 101]. Ценность доверия к окружающему миру следует из утверждения Э. Эриксона о развитии базисного доверия в младенческом возрасте [24, с. 106-116]. М. В. Бениаминова, Ю. Орлов особо обращают также внимание на способность младенцев подчинять свои физиологические потребности удовлетворению их желаний комфортного взаимодействия с близким окружением, родителями [3, с. 103].

Е. В. Бондаревская, Н. Гартман, С. В. Кульневич относят к личностным ценностям «всеобщую значимость человеческих поступков» [1, с. 275]. Также положительно характеризует ценностное отношение к проявлению отдельных поступков В. А. Крутецкий. Он пишет, что младшие школьники лишь «делают первые попытки оценить поступки с позиций их общественной значимости» [22, с. 323]. Ниже мы увидим, что данная оценочная способность более полно проявляется в подростковом возрасте. Вместе с тем А. Г. Харчев рассматривает нравственную ценность поступка личности как меру его соответствия моральным нормам нравственной культуры общества [21, с. 103].

А. Г. Харчев также раскрывает нравственную ценность законов, правовых знаний [Там же, с. 116]. При этом П. В. Корнеев отмечает тесную связь правил жизни с моралью, что находит отражение во многих пословицах, поговорках. Вскрывая их ценностное содержание, он пишет, что правила жизни «определяют оптимальное в дозволенном, наиболее важное, нужное, целесообразное в допустимом» [14, с. 99]. Таким образом, поступки, оце-ниваясь обществом и личностью, являются объектом ценностного отношения, и, тем самым, их ценностные свойства, понимаемые субъектом в определенном культурном контексте, входят в структуру ценностных оснований личности.

В системе ценностей гражданина, по мнению А. Печчеи, «главным» компонентом является систематическое развитие и «совершенствование человеческих качеств и способностей». Он считает, что те мировые сообщества, которые осознают важность развития этих человеческих ресурсов, в том числе, в системе образования, получат «наибольшие шансы на успех в будущем» [17, с. 410].

Построение связной, непротиворечивой системы ценностей, свойственной для зрелой личности, невозможно без выработки моральных принципов, без тщательного продумывания своей нравственной позиции, на что обращает внимание Г. Крайг. По его мнению, выработка нравственной позиции воспитанником осуществляется в процессе построения и переоценки системы ценностей, что характерно для подростково-юношеского возраста [15, с. 621-622]. Ценностное содержание жизненной позиции человека определяет также Н. Е. Щуркова. Она подчеркивает, что «позиция — продукт складывающегося образа жизни, результат самостоятельного выбора личности, которую педагог научает воспринимать, сопереживать, оценивать жизнь, размышлять о смысле ее и судьбе своей» [23, с. 30]. Она справедливо считает, что в позиции выражается отношение к материальным и духовным ценностям, «все то, что переживает, продумывает, перечувствует, познает, созидает, оценивает человек» [Там же, с. 29].

Становление жизненной позиции и нравственных принципов И. С. Кон связывает с моральным самоопределением взрослеющего человека. В этой связи он справедливо считает, что разрешение мировоззренческих проблем

в юности происходит наиболее категорично, (что свидетельствует о развитии в период юношеского возраста такого важного личностного качества как принципиальности), в результате «пересматривания», переосмысления воспитанником своих прошлых решений. В такой рефлексии, по мнению И. С. Кона, происходит «критическая переоценка ценностей, наиболее общим выражением которой ... является вопрос о смысле жизни» [11, с. 187-188].

Профессиональные ценности представлены В. А. Сластениным, И. Ф. Исаевым, А, И. Мищенко, Е .Н. Шияновым на примере системы личностно-педагогических ценностей профессиональной деятельности учителя, среди которых авторами выделяются: ценности, связанные с утверждением личностью своей роли в социальной и профессиональной среде; ценности, удовлетворяющие потребность в общении и расширяющие его круг; ценности, ориентирующие на саморазвитие творческой индивидуальности; ценности, позволяющие осуществить самореализацию; ценности, дающие возможность удовлетворять прагматические потребности [16, с. 117]. Следует также особо подчеркнуть, что выделенная группа профессиональных ценностей подкрепляется (по А, Маслоу) базовой потребностью личности в самоактуализации.

А. Мельникова считает, что воспитание внуков, следовательно, передача им личного жизненного опыта, открывает перед человеком «одну из самых увлекательных и ценных страниц своей жизни» [5, с. 4]. Передача в процессе воспитания образцов культуры как отображение на индивидуальный опыт ребенка жизненного личного опыта педагога, наставника, а также родителей, осмысление и оценка ребенком изучаемых образов литературных героев, обсуждаемых с учителем и сверстниками, имеют большое значение при разработке методов воспитания персональной системы ценностей.

Таким образом, выделенные ценностные группы можно рассматривать в качестве элементов системы ценностей личности, проявляющих себя как последовательность новообразований, субъективно актуализирующихся на соответствующих этапах возрастного развития. При этом персональная система ценностей имеет динамическую структуру и совершенствуется в процессе онтогенетического развития человека. Свидетельством тому являются переоценки ценностей, происходящие время от времени на различных возрастных этапах. Важно также отметить, что в каждой из выявленных нами ценностных групп отражаются ценности, выражающие различные направления и цели воспитания, позволяющие интегрировать его содержание на единой аксиологической основе, одинаково значимой для многих этапов исторического развития общества, его культуры.

Например, ценности свободы и самостоятельности, исходя из анализа Рекомендаций, проявляются в потребности и умении отстаивать свои взгляды; умении самостоятельно добывать знания, совершенствовании навыков самообразования и нравственного самовоспитания; в ответствен-

ности и прилежном отношении к учению; осознании прав и свобод человека во взаимосвязи с добросовестным выполнением гражданских обязанностей; проявлении сознательной дисциплины и культуры поведения; в умении проявлять инициативу и самостоятельность и др.

К ценностям доверия к окружающему миру относим понимание взаимосвязей человека, общества и природы, их целостности и единства; уяснение условий и состояния окружающей среды как основы общественного производства; любовь к родной природе; гармонизация внутренней и внешней культуры; доброжелательные и уважительные отношения в коллективе, бережное и тактичное отношение к дружбе; формирование навыков санитарно-гигиенической культуры; стремление к овладению основами гражданской обороны и др.

К ценностям развития положительных качеств личности можно отнести формирование научной убежденности в познаваемости мира, развитие познавательных интересов и способностей, навыков рациональной организации учения; развитие умения ориентироваться в стремительном потоке информации; развитие умения коллективно, дисциплинированно и творчески работать на общую пользу; формирование патриотизма; воспитание нравственной и гражданской ответственности за свое поведение, чувства совести, справедливости, морально-волевых качеств; развитие способностей к эстетическому восприятию отечественной и мировой культуры, к творческой деятельности в различных видах искусства и труда; укрепление своего здоровья, развитие основных двигательных качеств и др.

К ценностям, выражающим общие законы и правила поведения личности, возможно отнести: знание Конституции государства, основных прав и обязанностей гражданина; понимание политики государства; постижение основных закономерностей развития познания, явлений природы и общественной жизни; уяснение нравственного смысла общественных правил и норм культуры поведения человека и межличностного общения, их соблюдение в жизни; осознание нравственного идеала современной семьи; понимание сущности дружбы и единства народов России, толерантности и гуманизма; осознание нравственного и правового долга по отношению к природной среде, ответственности за ее состояние; потребность руководствоваться эстетическими принципами в труде, быту, при общении с природой; потребность в соблюдении режима дня и др.

Ценности конкретных поступков, как способов поведения человека в определенных жизненных ситуациях можно представить как: активность в преобразовании окружающей действительности, добросовестное выполнение гражданских обязанностей; стремление добросовестно жить, работать и учиться, поступать в соответствии со складывающимися взглядами и убеждениями, участвовать в общественной жизни, стремление отстаивать свои взгляды, проявлять бдительность; сознательное следование боевым и трудовым традициям Российского государства, готовность к защите Отечес-

тва; систематическое ознакомление с новейшими достижениями науки и техники, литературы и искусства, ответственное и прилежное отношение к учению, бережное отношение к собственности, природным богатствам; проявление деловитости и готовности к общественно полезному производительному труду; следование нравственному идеалу, принципу коллективизма, проявление инициативы и самостоятельности, гуманного отношения к животным и растениям, заботы о защите природной среды от разрушения и загрязнения; решительное преодоление трудностей, соблюдение норм поведения в быту и общественных местах, общения, культуры речи и внешнего вида; готовность и умение заниматься нравственным самовоспитанием, борьба со злом и равнодушием, эгоизмом и индивидуализмом, иждивенчеством и стяжательством, расточительством и расхлябанностью; разумное следование моде; активное участие в работе спортивных и санитарно-просветительных организаций, регулярные занятия физической культурой, спортом и туризмом и др.

Жизненная позиция как ценностная категория выражается в творческой активности при овладении знаниями, способности аргументированно оценивать события общественной жизни; утверждении нравственных принципов и идеалов в жизни и труде, убежденность в преимуществе здорового образа жизни; активной жизненной позиции, сознательном отношении к общественному долгу; уважении российского законодательства, моральных принципов, правил общежития, уважении органов и лиц, охраняющих порядок в обществе, непримиримом отношении к нарушениям закона; глубоком понимании нравственного смысла боевых традиций нашего народа, уважении чести и достоинства человека, доброжелательном отношении к людям, бережном и тактичном отношении к юношеской дружбе и любви, непримиримости к аморальным поступкам, к нарушениям норм и правил поведения в обществе и на природе; ответственном и уважительном отношении к труду как первой жизненной потребности и к людям труда, созидающим материальные и духовные блага, единстве слова и дела; критическом отношении к нарушениям трудовой дисциплины, безответственности в труде и бесхозяйственности, иждивенчеству, тунеядству, к расхитителям собственности и расточительству природных богатств; критическом отношении к суевериям и предрассудкам; критичности к безответственному отношению к учению; бережном отношении к памятникам культуры и искусства, народного творчества, критичности к безнравственным эстетическим явлениям в действительности и искусстве, вульгарным вкусам и привычкам; стремлении к занятиям спортом, туримом, критическое отношение к нарушениям личной, общественной гигиены и санитарии, к действиям, разрушающим собственное здоровье, окружающую природную среду и др.

К ценностям профессиональной деятельности и профессиональной компетентности специалиста можно отнести повышение уровня профессиональ-

ных знаний, совершенствование культуры труда; расширение политического кругозора; признание ценности образования для подготовки человека к жизни и труду в интересах человека, общества и государства; понимание социально-экономических условий материального производства как основы общественного развития; готовность к практическому применению знаний и умений в различных сферах профессиональной деятельности; понимание нравственного смысла трудовых традиций, общих основ современного производства, овладение культурой и научной организацией труда; конкурентоспособность; эстетика труда; соблюдение правил техники безопасности и санитарной гигиены; сознательный выбор профессии; экономия людских, материальных и природных ресурсов и др.

Трансляция жизненного и профессионального опыта как ценность обнаруживается в осознании общественной роли образования для подготовки к жизни и труду; оказании помощи по учебным предметам отстающим школьникам; участии в воспитательной работе с детьми подшефных классов и др.

Таким образом, можно отметить, что различные направления воспитания имеют единое ценностное содержание, актуализирующееся в постановке целей воспитания подрастающего поколения. Например, в группе ценностей развития положительных качеств личности присутствуют элементы содержания практически всех известных направлений: нравственного, эстетического, физического, трудового, патриотического воспитания и др. Можно также прогнозировать появление новых направлений воспитания, которые возможно ожидать в будущем в связи с развитием культуры общества. Предвидеть воспитательные задачи отдаленного будущего достаточно сложно, однако, в предложенной в настоящей работе системе персональных ценностей имплицитно присутствуют задачи воспитания будущего. Такой подход позволяет представить единство направлений воспитания, нацеленных на развитие целостной личности.

Библиографический список

1. Артамонова, Е. И. Аксиологический подход в образовании [Текст] / Е. И. Артамонова // Образование для XXI века: Доступность, эффективность, качество: Труды Всероссийской научно-практической конференции (10-11 декабря 2002 г.). В 2-х частях. Часть I. - М.: МАНПО, 2002. - С. 36-39.

2. Асмолов, А. Г. Психология личности [Текст] / А. Г. Асмолов / Учебник. -М.: Изд-во МГУ, 1990. - 367 с.

3. Бениаминова, М. В. Воспитание детей [Текст] / М. В. Бениаминова - М.: Медицина, 1981. - 272 с.

4. Бондаревская, Е. В., Кульневич, С. В. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания [Текст] / Учеб. пособие для студ. сред.

и высш. пед. учеб. заведений, слушателей ИПК и ФПК. / Е. В. Бондаревская,

С. В. Кульневич - Ростов-н/Д.: Творческий центр «Учитель», 1999. - 560 с.

5. Воспитание внуков [Текст] / Автор-составитель А. Мельникова. - М.: Издательство «Олимп», «Издательство АСТ», 2000. — 352 с.

6. Громкова, М. Т. Психология и педагогика профессиональной деятельности [Текст] / Учеб. пособие для вузов / М. Т. Громкова - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003.-416 с.

7. Зимняя, И, А., Боденко, Б. Н., Морозова, Н. А. Воспитание — проблема современного образования в России (состояние, пути решения) [Текст] / И. А Зимняя, Б. Н. Боденко, Н. А. Морозова-М.: Издательский центр проблем качества подготовки специалистов, 1998. - 82 с.

8. Караковский, В. А. Стать человеком, Общечеловеческие ценности - основа целостного учебно-воспитательного процесса [Текст] / В. А. Караковский - М., 1993.- 83 с.

9. Каширский, Д. В., Руденко, Н. Г, Становление системы ценностей на начальном этапе обучения в педагогическом вузе [Текст] / Д. В. Каширский, Н. Г. Руденко// Образование для XXI века: Доступность, эффективность, качество: Труды Всероссийской научно-практической конференции (10-11 декабря 2002 г.). В 2-х частях. Часть 1. - М.: МАНПО, 2002. - С. 78-84.

Ю.Киддер, Р. Универсальные человеческие ценности [Текст] / Р. Киддер // Впереди XXI век: Перспективы, прогнозы, футурологи. Антология современной классической прогностики. 1952-1999 / Редактор-составитель и автор предисловия академик РАО И.В. Бестужев-Лада. - М.: Academia, 2000. - С. 470-473.

11. Кон, И. С- Психология ранней юности [Текст] /Кн. для учителя / И. С, Кон /- М.: Просвещение, 1989. - 255 с.

12. Кон, И. С. Психология старшеклассника [Текст] / Пособие для учителей / И. С. Кон / - М.: Просвещение, 1980. - 192 с.

13.Кондратьев, М. Ю. Подросток в замкнутом круге общения [Текст] / М. Ю. Кондратьев — М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997. - 336 с.

14. Корнеев, П. В. Жизненный опыт личности [Текст] / П. В. Корнеев - М.: Политиздат, 1985. - 128 с.

15. Крайг, Г. Психология развития [Текст] / Г. Крайг - СПб.: Издательство «Питер», 2000. - 992 с.

16. Педагогика [Текст] / Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, А. И. Мищенко, Е. Н Шиянов. — 4-е изд. - М.: Школьная пресса. 2002. - 512 с.

17. Печчеи, А. Человеческие качества [Текст] / А, Печчеи // Впереди XXI век: Перспективы, прогнозы, футурологи. Антология современной классической прогностики. 1952-1999 / Редактор-составитель и автор предисловия академик РАО И. В. Бестужев-Лада. — М.: Academia, 2000. - 480 с.

18. Примерное содержание воспитания школьников [Текст] / Рекомендации по орг. системы воспит. работы общеобразоват. шк. / И. С. Марьенко, С. Е. Хозе, О. С. Богданова и др.; Под ред. И.С. Марьенко. - 5-е изд., перераб. и доп. - М.: Просвещение, 1984. - 144 с.

19. Суворов, Л. Н., Аверин, А. Н. Социальное управление: Опыт философского анализа [Текст] / Л. Н. Суворов, А. Н. Аверин-М.: Мысль, 1984.-232 с.

20. Фельдштейн, Д. И. Психология взросления: структурно-содержательные характеристики процесса развития личности [Текст] / Д. И. Фельдштейн / Избранные труды, - М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 1999.-672 с.

21. Харчев, А. Г. Социология воспитания: (О некоторых актуальных социальных проблемах воспитания личности) [Текст] / А. Г. Харчев - М.: Политиздат, 1990. - 222 с.

22.Хрестоматия по возрастной психологии: Учеб. пособие. - М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2003. - 400 с.

23.Щуркова, Н. Е. Образ жизни, достойный человека, и его формирование у школьников. (Методическое пособие для педагогов школы) [Текст] / Н. Е. Щуркова-Смоленск: Смоленский областной институт усовершенствования учителей. - 64 с.

24.Эриксон, Э. Идентичность: юность и кризис [Текст] / Э. Эриксон / Пер. с англ. / Общ. ред. и предисл. Толстых А. В. - М.: Издательская группа «Прогресс», 1996.-344 с,

25. Rushworth, М. Kidder. Universal Human. Finding and Ethical Common // The Futurist, - 1994. - July-Aug. - P. 8-11.

26. http://www.muh. ru/arch/konf_mZhedrin.htm?user=f20ddabd777e285b4cf3f7de 6ea98fa2

27. http://www.rusnauka.com/N10/Pedagogica/kolpakova%20a.p..doc.htm

28. http://www.sunhome.ru/psychology/! 1642

29. http://www.tisbi.ru/science/vestnik/2002/issue4/Fil8.html

УДК 37.01

Т. В. Егорова

НЕФОРМАЛЬНЫЕ МОЛОДЕЖНЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ КАК СПОСОБ СОЦИАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ ЛИЧНОСТИ

Социальная ситуация развития в юности характеризуется, прежде всего, самоопределением и началом вступления молодого человека в самостоятельную жизнь. Юность - решающий этап формирования мировоззрения,

Мировоззрение - это не только система знаний и опыта, но и система убеждений, переживание которых сопровождается чувством их истинности, правильности [4, с. 357].

Именно в юношеский период происходит решение смысложизненных проблем, завершается формирование смысложизненных ориентаций и определяется общий смысл жизни.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.