Научная статья на тему 'Роль медиаобразования в деятельности современного педагога'

Роль медиаобразования в деятельности современного педагога Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2127
269
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Человек и образование
ВАК
Область наук
Ключевые слова
МЕДИАОБРАЗОВАНИЕ / ТЕЛЕВИДЕНИЕ / ИНТЕРНЕТ / РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ / МЕДИАГРАМОТНОСТЬ / РАБОТА С ИНФОРМАЦИЕЙ / MEDIA EDUCATION / TELEVISION / INTERNET / PERSONAL DEVELOPMENT / MEDIA LITERACY / WORK WITH INFORMATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Зайцев Владимир Юрьевич

Автор статьи проводит исследование на предмет использования преподавателями школ элементов и средств медиаобразования в обучении и воспитании подрастающего поколения, раскрывает место и роль медиаобразования в структуре деятельности современных педагогов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The role of media education in the activities of the modern teacher

The author of the article does research on using by schools teachers elements and means of media education in teaching and upbringing the younger generation, reveals the position and role of media education in the structure of today's teachers activities

Текст научной работы на тему «Роль медиаобразования в деятельности современного педагога»

В. Ю. Зайцев

(Смоленск)

РОЛЬ МЕДИАОБРАЗОВАНИЯ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОВРЕМЕННОГО ПЕДАГОГА

Автор статьи проводит исследование на предмет использования преподавателями школ элементов и средств медиаобразования в обучении и воспитании подрастающего поколения, раскрывает место и роль медиаобразования в структуре деятельности современных педагогов

Развитие личности учащихся - одна из главных задач учебно-воспитательного процесса, реализуемая на разных этапах школьного обучения общими усилиями педагогов и приобретающая особую актуальность в данное время в связи со стремительными изменениями в современном обществе и его информационной среде. Практически все школьники имеют доступ к телевидению, видео, многие дети общаются с компьютером, играют в компьютерные игры. Благодаря широкому распространению средств массовой информации (СМИ], к которым относят газеты, журналы, книги, телепередачи, видео- и звукозаписи и др., школьники оказываются в центре больших потоков информации, и учебная информация, которая передается ребенку в школе, начинает занимать в общем потоке информации все менее значительное место. Это связано и с такими причинами, как провозглашение некоторыми СМИ своих просветительских функций, но их содержание в большинстве случаев направлено на удовлетворение потребностей масс в развлечении и отдыхе, а также со стойкой тенденцией к увеличению времени, проводимого школьниками перед телевизором [1, с.124].

Большинство школьников легко получают доступ к нескольким телевизионным каналам. В условиях обилия доступной информации каждый ребенок может выбирать тот или иной информационный поток. Например, только спорт, детективы, развлекательные шоу и др. Школьники могут сознательно избегать серьезных образовательных передач, никогда не смотреть программ, связанных с социальными проблемами, политическими движениями, событиями, происходящими в мире.

Следует отметить, что проблема подготовки подрастающего поколения к восприятию огромных потоков информации не актуализируется в контексте школьного образова-

ния, и выпускник школы оказывается не готовым к интеграции в мировое информационное пространство [2, с.15].

Отсюда формируется актуальная потребность в обучении школьников навыкам критического восприятия телеинформации, реализуемого посредством медиаобразования. «Под медиаобразованием следует понимать обучение теории и практическим умениям для овладения современными средствами массовой коммуникации, рассматриваемыми как часть специфической и автономной области знаний в педагогической теории и практике; его следует отличать от использования СМИ как вспомогательных средств в преподавании других областей знаний, таких, как, например, математика, физика, география» [4, с. 53].

Разработкой концепций отечественного медиаобразования занимались Л. С. Зазноби-на, Г. К. Селевко, А. В. Федоров, А. В. Шариков, И. В. Челышева, С. Н. Пензин и многие другие.

В документах Совета Европы «медиаобразование (media education] определяется как обучение, которое стремится развивать медиакомпетентность, понимаемую как критическое и вдумчивое отношение к медиа с целью воспитания ответственных граждан, способных высказать собственные суждения на основе полученной информации. Это дает им возможность использовать необходимую информацию, анализировать ее, идентифицировать экономические, политические, социальные или культурные интересы, которые с ней связаны. Медиаобразование обучает индивидов интерпретировать и создавать сообщения, выбирать наиболее подходящие для коммуникации медиа. Медиаобразование позволяет людям осуществлять их право на свободу самовыражения и информацию, что не только способствует личному развитию, но также увеличивает социальное участие и ин-

ЧЕЛОВЕК И ОБРАЗОВАНИЕ № 2 (27] 2011

143

терактивность. В этом смысле медиаобразование готовит к демократическому гражданству и политическому пониманию. Необходимо развивать медиаобразование как часть концепции обучения в течение всей жизни человека» [5, с. 67].

Разработкой основных концепций медиаобразования на Западе занимались Л. Мастер-ман, Ж. Гонне, Ж. Пьетт, Р. Харрис, Э. Дайсон.

Цели медиаобразования в общем виде формулируются следующим образом:

- обучение восприятию и переработке информации, передаваемой по каналам СМИ (в широком толковании];

- развитие критического мышления, умений понимать скрытый смысл того или иного сообщения, противостоять манипулированию сознанием индивида со стороны СМИ;

- включение внешкольной информации в контекст общего базового образования, в систему формируемых в предметных областях знаний и умений;

- формирование умений находить, готовить, передавать и принимать требуемую информацию, в том числе с использованием различного технического инструментария (компьютеры, модемы, факсы, мультимедиа и др.].

Объекты медиаобразования, интегрированного в гуманитарные и естественнонаучные школьные дисциплины, это:

- учебная информация по той или иной дисциплине (независимо от источника и носителя];

- информация, передаваемая по различным коммуникативным каналам, доступным школьникам;

- технические средства создания, преобразования, накопления, передачи и использования информации.

В содержании медиаобразования следует как одну из основных компонент вычленять собственно деятельностную компоненту, включающую субъект-объектное и субъект-субъектное взаимодействие; деятельность учащихся по созданию, преобразованию, накоплению, передаче и использованию информации [6, с. 84].

Несколькими важными критериями, ха-растеризующими уровень овладения учащимися навыками работы с информацией, являются умение находить требуемую информацию в различных источниках, трансформировать информацию, видоизменять ее объем, форму, знаковую систему. Исходя из цели

коммуникативного взаимодействия и особенностей аудитории, для которой она предназначена, важно сформировать умение аргументировать собственные высказывания, воспринимать альтернативные точки зрения и высказывать обоснованные аргументы «за» и «против» каждой из них. Это в конечном итоге приведет к формированию навыков восприятия информации, умениям конструировать вербальные копии визуальных образов, понимать семантические особенности и, как следствие, более компетентно и свободно обращаться с информационными потоками, что усилит объективную связь между конечным результатом обучения и уровнем медиаобразования обучаемых.

В ходе данного исследования была разработана анкета для опроса преподавателей на тему использования ими элементов медиаобразования в их педагогической деятельности.

Исследование проводилось на базе трех школ г. Смоленска. В нем участвовали 22 педагога, ведущих уроки в старших классах. Анкета содержала 5 вопросов:

1. Как вы считаете, существует ли актуальная потребность использовать в Вашей деятельности элементы медиаобразования?

2. Какие основные задачи медиаобразования Вы можете выделить по отношению к своей деятельности?

3. Какие задачи медиаобразования Вы считаете мало реализованными в учебном процессе в настоящий момент?

4. Существует ли в Вашей школе возможность использования элементов медиаобразования в педагогической деятельности?

5. Насколько регулярно Вы используете методы медиаобразования в вашей деятельности?

Опрос проходил письменно в индивидуальной форме:

В ходе анализа полученных данных были выявлены следующие показатели: на вопрос об актуальной потребности в использовании медиаобразования в своей деятельности 84% педагогов ответили утвердительно, 10% заявили, что в этом редко возникает потреб-ность,6% отметили отсутствие такой потребности в своей деятельности. Наибольшую заинтересованность в использовании медиаобразования на уроках выразили преподаватели гуманитарных наук (русский язык и литература, история]. Основные задачи медиаобразования, по мнению 68%, заключаются в

144

Академический вестник Института образования взрослых Российской академии образования

выработке критичности мышления при работе учеников с информацией, развитии избирательности внимания при работе в сети интернет и просмотре телепрограмм. 12% педагогов к этим задачам также отнесли развитие у школьников навыков обработки и передачи информации, 20% учителей считают, что основными задачами медиаобразования являются обучение и развитие правильных навыков работы со средствами массовой коммуникации. На вопрос о возможностях использования медиаобразования в педагогической деятельности 67% педагогов отметили недостаточную материально-техническую оснащенность школы для полноценного обучения школьников навыкам медиаграмотности, 24% ответили утвердительно, 9% заявили, что не рассматривали данную возможность, но она реальна в перспективе. На вопрос о том, насколько регулярно преподаватели используют методы медиаобразования в своей деятельности, 72% ответили, что нерегулярно, в среднем 1-2 раза в месяц, 10% отметили, что при проведении большинства уроков и факультативных занятий,6% респондентов дали ответ, что используют регулярно элементы обучения медиаграмотности на своих занятиях.

Таким образом, можно сделать вывод о наличии у современных педагогов актуальной потребности в использовании методов ме-

диаобразования в своей деятельности, но вместе с тем на данный момент времени лишь небольшая часть использует их на практике при подготовке уроков и факультативных занятий. Это связано непосредственно с невысоким уровнем информированности учителей в плане основных целей и задач и содержания медиаобразования, а также актуальности проблемы для эффективной реализации современного образовательного процесса. Существенной причиной, затрудняющей обучение школьников медиаграмотности, является и недостаточная материальнотехническая оснащенность некоторых школ. Наиболее важными задачами медиаобразования в данный момент большинство педагогов считает выработку критичного и избирательного отношения учеников к содержанию информации, получаемой из средств массовой информации, прежде всего телевидения и сети интернет, что подчеркивает осознание преподавателями важности защиты сознания учащихся от негативного влияния информации на их личностное развитие. Большая часть опрошенных использует в своей деятельности элементы медиаобразования лишь время от времени, нерегулярно, что еще раз указывает на проблему внедрения программ по реализации основных целей и задач обучения грамотной работе с медиа в современной школе.

Литература

1. Воробьев Г. Г. Молодежь в информационном обществе. - М.: Молодая гвардия, 1990. - 255 с.

2. Самарцев О. Р. Телевидение, личность, образование: Очерки теории образовательного телевидения. - Ульяновск: Дом печати, 1998. - 228 с.

3. Саруханов В. А. Азбука телевидения. - М.: Аспект Пресс, 2003. - 223 с.

4. Федоров А. В. Медиаобразование и медиаграмотность. -Таганрог: Кучма, 2004. - 340 с.

5. Федоров А. В. Отношение учителей к проблеме медиаобразования школьников // Образование в пространстве культуры. Вып. 2 / отв. ред. И. М. Быховская. - М.: Изд-во Рос. ин-та культурологии, 2005. - 259 с

6. Хилько Н. Ф. Социокультурные аспекты экранного медиатворчества. - М.: Изд-во Рос. ин-та культурологии, 2004. - 96 с.

7. Шкондин М. В. Средства массовой информации: системные характеристики. - М., І995. - 187 с.

8. Медиаобразование и медиакомпетентность: Всерос. науч. шк. для молодежи : сб. науч. тр. / под ред. А. В. Федорова. - Таганрог: ТГПИ, 2009. - 238 с.

9. Кихтан В. В. Интернет-медиаобразование в эпоху общества знаний : моногр. - Ростов-на-Дону : Ростов. гос. эконом. ун-т, 2011. - 183 с.

ЧЕЛОВЕК И ОБРАЗОВАНИЕ № 2 (27) 2011

145

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.