В. Ю. Зайцев
(Смоленск)
РОЛЬ МЕДИАОБРАЗОВАНИЯ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОВРЕМЕННОГО ПЕДАГОГА
Автор статьи проводит исследование на предмет использования преподавателями школ элементов и средств медиаобразования в обучении и воспитании подрастающего поколения, раскрывает место и роль медиаобразования в структуре деятельности современных педагогов
Развитие личности учащихся - одна из главных задач учебно-воспитательного процесса, реализуемая на разных этапах школьного обучения общими усилиями педагогов и приобретающая особую актуальность в данное время в связи со стремительными изменениями в современном обществе и его информационной среде. Практически все школьники имеют доступ к телевидению, видео, многие дети общаются с компьютером, играют в компьютерные игры. Благодаря широкому распространению средств массовой информации (СМИ], к которым относят газеты, журналы, книги, телепередачи, видео- и звукозаписи и др., школьники оказываются в центре больших потоков информации, и учебная информация, которая передается ребенку в школе, начинает занимать в общем потоке информации все менее значительное место. Это связано и с такими причинами, как провозглашение некоторыми СМИ своих просветительских функций, но их содержание в большинстве случаев направлено на удовлетворение потребностей масс в развлечении и отдыхе, а также со стойкой тенденцией к увеличению времени, проводимого школьниками перед телевизором [1, с.124].
Большинство школьников легко получают доступ к нескольким телевизионным каналам. В условиях обилия доступной информации каждый ребенок может выбирать тот или иной информационный поток. Например, только спорт, детективы, развлекательные шоу и др. Школьники могут сознательно избегать серьезных образовательных передач, никогда не смотреть программ, связанных с социальными проблемами, политическими движениями, событиями, происходящими в мире.
Следует отметить, что проблема подготовки подрастающего поколения к восприятию огромных потоков информации не актуализируется в контексте школьного образова-
ния, и выпускник школы оказывается не готовым к интеграции в мировое информационное пространство [2, с.15].
Отсюда формируется актуальная потребность в обучении школьников навыкам критического восприятия телеинформации, реализуемого посредством медиаобразования. «Под медиаобразованием следует понимать обучение теории и практическим умениям для овладения современными средствами массовой коммуникации, рассматриваемыми как часть специфической и автономной области знаний в педагогической теории и практике; его следует отличать от использования СМИ как вспомогательных средств в преподавании других областей знаний, таких, как, например, математика, физика, география» [4, с. 53].
Разработкой концепций отечественного медиаобразования занимались Л. С. Зазноби-на, Г. К. Селевко, А. В. Федоров, А. В. Шариков, И. В. Челышева, С. Н. Пензин и многие другие.
В документах Совета Европы «медиаобразование (media education] определяется как обучение, которое стремится развивать медиакомпетентность, понимаемую как критическое и вдумчивое отношение к медиа с целью воспитания ответственных граждан, способных высказать собственные суждения на основе полученной информации. Это дает им возможность использовать необходимую информацию, анализировать ее, идентифицировать экономические, политические, социальные или культурные интересы, которые с ней связаны. Медиаобразование обучает индивидов интерпретировать и создавать сообщения, выбирать наиболее подходящие для коммуникации медиа. Медиаобразование позволяет людям осуществлять их право на свободу самовыражения и информацию, что не только способствует личному развитию, но также увеличивает социальное участие и ин-
ЧЕЛОВЕК И ОБРАЗОВАНИЕ № 2 (27] 2011
143
терактивность. В этом смысле медиаобразование готовит к демократическому гражданству и политическому пониманию. Необходимо развивать медиаобразование как часть концепции обучения в течение всей жизни человека» [5, с. 67].
Разработкой основных концепций медиаобразования на Западе занимались Л. Мастер-ман, Ж. Гонне, Ж. Пьетт, Р. Харрис, Э. Дайсон.
Цели медиаобразования в общем виде формулируются следующим образом:
- обучение восприятию и переработке информации, передаваемой по каналам СМИ (в широком толковании];
- развитие критического мышления, умений понимать скрытый смысл того или иного сообщения, противостоять манипулированию сознанием индивида со стороны СМИ;
- включение внешкольной информации в контекст общего базового образования, в систему формируемых в предметных областях знаний и умений;
- формирование умений находить, готовить, передавать и принимать требуемую информацию, в том числе с использованием различного технического инструментария (компьютеры, модемы, факсы, мультимедиа и др.].
Объекты медиаобразования, интегрированного в гуманитарные и естественнонаучные школьные дисциплины, это:
- учебная информация по той или иной дисциплине (независимо от источника и носителя];
- информация, передаваемая по различным коммуникативным каналам, доступным школьникам;
- технические средства создания, преобразования, накопления, передачи и использования информации.
В содержании медиаобразования следует как одну из основных компонент вычленять собственно деятельностную компоненту, включающую субъект-объектное и субъект-субъектное взаимодействие; деятельность учащихся по созданию, преобразованию, накоплению, передаче и использованию информации [6, с. 84].
Несколькими важными критериями, ха-растеризующими уровень овладения учащимися навыками работы с информацией, являются умение находить требуемую информацию в различных источниках, трансформировать информацию, видоизменять ее объем, форму, знаковую систему. Исходя из цели
коммуникативного взаимодействия и особенностей аудитории, для которой она предназначена, важно сформировать умение аргументировать собственные высказывания, воспринимать альтернативные точки зрения и высказывать обоснованные аргументы «за» и «против» каждой из них. Это в конечном итоге приведет к формированию навыков восприятия информации, умениям конструировать вербальные копии визуальных образов, понимать семантические особенности и, как следствие, более компетентно и свободно обращаться с информационными потоками, что усилит объективную связь между конечным результатом обучения и уровнем медиаобразования обучаемых.
В ходе данного исследования была разработана анкета для опроса преподавателей на тему использования ими элементов медиаобразования в их педагогической деятельности.
Исследование проводилось на базе трех школ г. Смоленска. В нем участвовали 22 педагога, ведущих уроки в старших классах. Анкета содержала 5 вопросов:
1. Как вы считаете, существует ли актуальная потребность использовать в Вашей деятельности элементы медиаобразования?
2. Какие основные задачи медиаобразования Вы можете выделить по отношению к своей деятельности?
3. Какие задачи медиаобразования Вы считаете мало реализованными в учебном процессе в настоящий момент?
4. Существует ли в Вашей школе возможность использования элементов медиаобразования в педагогической деятельности?
5. Насколько регулярно Вы используете методы медиаобразования в вашей деятельности?
Опрос проходил письменно в индивидуальной форме:
В ходе анализа полученных данных были выявлены следующие показатели: на вопрос об актуальной потребности в использовании медиаобразования в своей деятельности 84% педагогов ответили утвердительно, 10% заявили, что в этом редко возникает потреб-ность,6% отметили отсутствие такой потребности в своей деятельности. Наибольшую заинтересованность в использовании медиаобразования на уроках выразили преподаватели гуманитарных наук (русский язык и литература, история]. Основные задачи медиаобразования, по мнению 68%, заключаются в
144
Академический вестник Института образования взрослых Российской академии образования
выработке критичности мышления при работе учеников с информацией, развитии избирательности внимания при работе в сети интернет и просмотре телепрограмм. 12% педагогов к этим задачам также отнесли развитие у школьников навыков обработки и передачи информации, 20% учителей считают, что основными задачами медиаобразования являются обучение и развитие правильных навыков работы со средствами массовой коммуникации. На вопрос о возможностях использования медиаобразования в педагогической деятельности 67% педагогов отметили недостаточную материально-техническую оснащенность школы для полноценного обучения школьников навыкам медиаграмотности, 24% ответили утвердительно, 9% заявили, что не рассматривали данную возможность, но она реальна в перспективе. На вопрос о том, насколько регулярно преподаватели используют методы медиаобразования в своей деятельности, 72% ответили, что нерегулярно, в среднем 1-2 раза в месяц, 10% отметили, что при проведении большинства уроков и факультативных занятий,6% респондентов дали ответ, что используют регулярно элементы обучения медиаграмотности на своих занятиях.
Таким образом, можно сделать вывод о наличии у современных педагогов актуальной потребности в использовании методов ме-
диаобразования в своей деятельности, но вместе с тем на данный момент времени лишь небольшая часть использует их на практике при подготовке уроков и факультативных занятий. Это связано непосредственно с невысоким уровнем информированности учителей в плане основных целей и задач и содержания медиаобразования, а также актуальности проблемы для эффективной реализации современного образовательного процесса. Существенной причиной, затрудняющей обучение школьников медиаграмотности, является и недостаточная материальнотехническая оснащенность некоторых школ. Наиболее важными задачами медиаобразования в данный момент большинство педагогов считает выработку критичного и избирательного отношения учеников к содержанию информации, получаемой из средств массовой информации, прежде всего телевидения и сети интернет, что подчеркивает осознание преподавателями важности защиты сознания учащихся от негативного влияния информации на их личностное развитие. Большая часть опрошенных использует в своей деятельности элементы медиаобразования лишь время от времени, нерегулярно, что еще раз указывает на проблему внедрения программ по реализации основных целей и задач обучения грамотной работе с медиа в современной школе.
Литература
1. Воробьев Г. Г. Молодежь в информационном обществе. - М.: Молодая гвардия, 1990. - 255 с.
2. Самарцев О. Р. Телевидение, личность, образование: Очерки теории образовательного телевидения. - Ульяновск: Дом печати, 1998. - 228 с.
3. Саруханов В. А. Азбука телевидения. - М.: Аспект Пресс, 2003. - 223 с.
4. Федоров А. В. Медиаобразование и медиаграмотность. -Таганрог: Кучма, 2004. - 340 с.
5. Федоров А. В. Отношение учителей к проблеме медиаобразования школьников // Образование в пространстве культуры. Вып. 2 / отв. ред. И. М. Быховская. - М.: Изд-во Рос. ин-та культурологии, 2005. - 259 с
6. Хилько Н. Ф. Социокультурные аспекты экранного медиатворчества. - М.: Изд-во Рос. ин-та культурологии, 2004. - 96 с.
7. Шкондин М. В. Средства массовой информации: системные характеристики. - М., І995. - 187 с.
8. Медиаобразование и медиакомпетентность: Всерос. науч. шк. для молодежи : сб. науч. тр. / под ред. А. В. Федорова. - Таганрог: ТГПИ, 2009. - 238 с.
9. Кихтан В. В. Интернет-медиаобразование в эпоху общества знаний : моногр. - Ростов-на-Дону : Ростов. гос. эконом. ун-т, 2011. - 183 с.
ЧЕЛОВЕК И ОБРАЗОВАНИЕ № 2 (27) 2011
145