Научная статья на тему 'Роль Майкопского сельскохозяйственного техникума в подготовке специалистов среднего звена для Адыгеи в 1965-1991 годах'

Роль Майкопского сельскохозяйственного техникума в подготовке специалистов среднего звена для Адыгеи в 1965-1991 годах Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
361
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАДРОВАЯ ПОЛИТИКА / СРЕДНЕЕ СПЕЦИАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / СПЕЦИАЛИСТЫ СРЕДНЕГО ЗВЕНА / ТЕХНИКИ-МЕХАНИКИ / ЗООТЕХНИКИ / ВЕТЕРИНАРНЫЕ ФЕЛЬДШЕРЫ / PERSONNEL POLICY / ECONDARY PROFESSIONAL EDUCATION / MIDDLE-LINK SPECIALISTS / TECHNICIANS-MECHANICS / LIVESTOCK SPECIALISTS / VETERINARY MEDICAL ASSISTANTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Власенко Захар Леонидович

Рассматриваются основные направления и особенности подготовки и воспитания специалистов среднего звена для сельского хозяйства в 1965-1991 г.г., проходившей в условиях реформирования сельскохозяйственной отрасли и направленной на интенсификацию производства и решение кадровой проблемы. Отмечается роль Майкопского сельскохозяйственного техникума в решении поставленных задач.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Власенко Захар Леонидович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The role of Maikop agricultural technical secondary school in training middle-link specialists for Adygheya in 1965-19911

The paper discusses the basic directions and features of training and education of middle-link specialists for agriculture in 1965-1991. This is the time of reforming the agricultural branch directed to an intensification of manufacture and to the decision of a personnel problem. The role of Maikop agricultural technical secondary school in solving the tasks in view is marked.

Текст научной работы на тему «Роль Майкопского сельскохозяйственного техникума в подготовке специалистов среднего звена для Адыгеи в 1965-1991 годах»

УДК 94:331.108.2(470.621-25) ББК 63.3 (2 Рос. Ады)

В 58

З.Л. Власенко

аспирант кафедры Отечественной истории Адыгейского государственного

университета, тел. 8-962-873-26-21, E-mail: [email protected]

Роль Майкопского сельскохозяйственного техникума в подготовке специалистов среднего звена для Адыгеи в 1965-1991 годах

(Рецензирована)

Аннотация. Рассматриваются основные направления и особенности подготовки и воспитания специалистов среднего звена для сельского хозяйства в 1965-1991 г.г., проходившей в условиях реформирования сельскохозяйственной отрасли и направленной на интенсификацию производства и решение кадровой проблемы. Отмечается роль Майкопского сельскохозяйственного техникума в решении поставленных задач.

Ключевые слова: кадровая политика, среднее специальное образование, специалисты среднего звена, техники-механики, зоотехники, ветеринарные фельдшеры.

Z.L.Vlasenko,

Post-graduate student of National History Department, Adyghe State University, ph.: 8-962873-26-21, E-mail: [email protected]

The role of Maikop agricultural technical secondary school in training middle-link specialists for Adygheya in 1965-1991

Abstract. The paper discusses the basic directions and features of training and education of middle-link specialists for agriculture in 1965-1991. This is the time of reforming the agricultural branch directed to an intensification of manufacture and to the decision of a personnel problem. The role of Maikop agricultural technical secondary school in solving the tasks in view is marked.

Keywords: personnel policy, secondary professional education, middle-link specialists, technicians-mechanics, livestock specialists, veterinary medical assistants.

В ходе попыток реформирования аграрного сектора советской экономики, которые начинаются с 1965 г., повышается роль подготовки и обеспечения сельскохозяйственного производства квалифицированными кадрами. Одной из самых острых становилась потребность в специалистах среднего звена — непосредственных организаторов сельскохозяйственного производства. Их подготовку обеспечивали средние специальные учебные заведения, что повышало значимость данного уровня системы профессионального образования. Поэтому его развитию стало уделяться больше внимания в кадровой политике страны в целом и ее регионов, в частности.

Главным учебным заведением Адыгейской автономной области (ААО), в стенах которого готовились специалисты сельского хозяйства, являлся Майкопский сельскохозяйственный техникум (МСХТ), организованный в 1925 году. С 1925 по 1991 год в техникуме было подготовлено около 15000 специалистов, которые трудились во всех уголках нашей страны [1]. Многие выпускники МСХТ стали хозяйственными руководителями, общественными деятелями, учеными. Основной задачей техникума являлась подготовка квалифицированных специалистов со средним специальным образованием, имеющих необходимые теоретические знания и практические навыки по специальности, обладающих

навыками организации массово-политической и воспитательной работы.

В техникуме имелись дневное и заочное отделения. На дневном отделении готовились техники-механики сельского хозяйства, зоотехники, ветеринары и товароведы. В период с 1965 по 1991 год здесь было подготовлено более 8000 специалистов сельского хозяйства со средним специальным образованием, в том числе на заочном отделении, где готовились только техники-механики и зоотехники, было подготовлено более 4000 человек [2]. Учебнопроизводственный процесс состоял из теоретических и лабораторных занятий, учебных и производственных практик, работы и уроков непосредственно на производстве. Главная роль была отведена организации сельскохозяйственных работ и производственной практике учащихся, а также контролю за работой кабинетов, лабораторий и мастерских [3].

Курс на интенсификацию сельского хозяйства, взятый с 1965 г., предполагал внедрение в процесс подготовки кадров новых методов обучения, основанных на соединении учебы с производственной практикой и достижениями науки и техники. В связи с этим на отделении механизации сельского хозяйства МСХТ повышались требования к качеству подготовки специалистов, отделению ставились задачи изучения передовых методов возделывания сельскохозяйственных культур и технического обслуживания механизмов [4]. В кабинетах шла работа по созданию наглядных пособий по узлам и механизмам в виде разрезов и моделей сельхозмашин, учащиеся отделения механизации оказывали помощь Ханскому совхозу в сборке, ремонте и регулировке сельскохозяйственных агрегатов. Так же здесь была настроена импортная доильная установка «Импульс», производства ГДР. Большое значение имел ряд работ по созданию ценных для интенсификации производства агрегатов, таких как: станция управления водокачкой с электронным датчиком, пароформалиновая установка. Эти агрегаты получили высокую оценку специалистов хозяйств, а пароформалиновая установка была внедрена в работу ряда хозяйств Майкопского района. На зооветеринарном отделении также велась работа, имевшая практическую ценность: ветеринарная обработка сельскохозяйственных животных, опыты по ликвидации холеры птицы по заданию Краснодарского НИВС. Так же уделялось внимание созданию наглядных пособий и макетов по интенсификации труда животноводов. Так, в 1966 г. был создан макет механизированного свинарника. При кабинете земледелия проходили исследования почв, составлялись картограммы химического анализа и гербарии сорных трав. Особый интерес представляла работа по использованию антибиотиков, микроэлементов и тканевых препаратов в животноводстве. [5].

Учебная и производственная практики проводилась на базе колхозов и совхозов ААО и Краснодарского края. В основном в Ханском совхозе, в колхозе им. Энгельса и колхозе «Победа коммунизма» Майкопского района. А также на мясокомбинате г. Майкопа, ветлечебнице, РО «Сельхозтехника» и автоколонне №1315. Отправка учащихся на все виды практики осуществлялась в соответствии с договорами с хозяйствами и предприятиями. Среди недостатков необходимо выделить отсутствие у техникума многоотраслевого хозяйства, где можно было организовать эффективную и согласованную с производственными нуждами практику. Эта проблема стала решаться с августа 1971 г. когда Майкопский сельскохозяйственный техникум реорганизуется в Майкопский совхоз-техникум, куда вошли Майкопский сельскохозяйственный техникум и Ханский овощемолочный совхоз [6]. Следует особо отметить привлечение учащихся техникума к выполнению внушительного количества общих трудоемких сельскохозяйственных работ. Погрузочно-разгрузочные работы, вспашка земли, сбор овощей и фруктов исчислялись тысячами гектар и тонн. Наряду с этим осуществлялась и работа, направленная на совершенствование знаний и навыков по специальности. Так, в 1966 г. был произведен монтаж и установка трех доильных установок, осуществлен ремонт 26 тракторов и машин. Учащимися зооветеринарного отделения проведена массовая работа по вакцинации, анализам и исследованиям непосредственно в хозяйствах. За период практики в этом году было отремонтировано 242 агрегата, обработано ядохимикатами 502 га сельскохозяйственных культур [7].

Учащиеся техникума принимали посильное участие в выполнении Продовольственной программы. Так, в 1985-1987 гг. в четырех сельскохозяйственных студенческих отрядах работало более 900 учащихся техникума. Только в 1985 г. в ходе работы в хозяйствах ААО было собрано 1200 тонн овощей, погружено 1500 тонн грузов, очищено 364 т. зерна. Выполнен большой объем других работ на сумму более 15 тыс. рублей. Преподаватели и учащиеся награждались грамотами и денежными премиями, учебные группы, победившие в соцсоревновании, премировались поездками и экскурсиями в город Новороссийск и другие города. [8]

Во время практики учащиеся техникума получали дополнительные профессии. Так, в 1965-1966 г. профессии тракториста получили 110 человек, техников искусственного осеменения - 85 человек. В 1974 г. ставится вопрос об обязательном получении второй специальности учащимися техникума. В результате проведенной работы получили специальность шофера III класса - 60 учащихся, шофера-любителя - 20 человек, тракториста-машиниста III класса - 115 человек, техника искусственного осеменения - 110 человек [9].

В каждом специальном кабинете организовывалась опытническая работа по конструированию и изготовлению моделей, макетов, препаратов, имеющих учебное и производственное значение. Опытническая работа велась на базе таких кабинетов как: «Основы земледелия», «Общая и частная зоотехния», «Хирургия», «Эксплуатация машиннотракторного парка», «Механизация процессов животноводства», «Ремонт машин». Расширялась тематика опытов по терапии сельскохозяйственных животных, эпизоотологии, микробиологии, молочному делу.

В основу работы совхоза-техникума с 1974-1975 г. г. начинает закладываться научная организация труда (НОТ). Важность повсеместного внедрения НОТ была особо подчёркнута решениями Сентябрьского (1965 г.) пленума ЦК КПСС и XXIII съезда партии (1966 г.). В начале 70-х гг. в стране сложилась система планирования НОТ. В 1971 г. в план развития народного хозяйства СССР введён специальный раздел «Внедрение научной организации труда». Внедрение НОТ было призвано обеспечить экономию времени, что представляло собой важный фактор роста производительности труда. Внедрение НОТ предполагало также создание условий для сохранения здоровья трудящихся, поддержания их работоспособности, увеличения периода их трудовой деятельности, роста культурно-технического уровня работников. Опираясь на эти положения, в работе совхоза-техникума был взят курс на обеспечение постоянной связи преподавателей, лаборантов, инструкторов, учащихся с производством по вопросам улучшения технологии, повышения культуры производства и рентабельности всех отраслей сельского хозяйства. Разрабатывались графики учебного процесса, направленные на укрепление связи учебы с практической работой в совхозе техникуме. С целью улучшения практического обучения на территории отделения №4 была создана учебно-производственная бригада, где концентрировалась необходимая техника, оборудовался автотрактородром. Важную роль в соединении учебной деятельности с решением практических производственных задач играли дипломные проекты. Тематика определялась насущными проблемами отдельных хозяйств, в которых учащиеся проходили производственную практику, являясь их стипендиатами. Для улучшения связи учебы, науки и производства ставилась задача установить и систематически расширять связи кабинетов и лабораторий с кафедрами Кубанского сельскохозяйственного института и другими институтами [10].

Руководствуясь главной задачей обеспечения сельского хозяйства квалифицированными кадрами, большое внимание уделялось проведению мероприятий по набору на заочное отделение. Колхозы и совхозы ААО и Краснодарского края по плану направляли на обучение в техникум работников хозяйств, не имевших специального образования. В основном это были руководители ферм, бригад и отделений, которые отправлялись на обучение в соответствии с приказами Министерства высшего и среднего специального образования и Министерства сельского хозяйства СССР. Только на 1965 г. было

подано более 100 заявок на поступление от работников сельского хозяйства области и края, в том числе от 40 руководящих работников колхозов и совхозов [11].

В 1974-1975 гг. по плану работы по набору на заочное отделение практиковалась публикация объявлений о правилах приема в краевых газетах, давались объявления по областному и краевому радио, публиковались статьи о задачах заочного отделения по улучшению подготовки специалистов сельского хозяйства без отрыва от производства. Кроме того, регулярно отправлялись письма в хозяйства области, приглашались руководители среднего звена хозяйств ААО, не имеющих среднего специального образования. Осуществлялся выезд работников техникума по вопросам набора в районы ААО и Краснодарского края. Для пропаганды обучения в техникуме оформлялись альбомы с материалами о закончивших заочное отделение. В рамках воспитательной работы для учащихся отделения проводились экскурсии в областной музей, на промышленные и сельскохозяйственные предприятия Майкопа и районов области [12].

С 1979 г. стали организовываться десятимесячные подготовительные курсы для поступающих. К участию в курсах активно привлекались действующие работники сельского хозяйства с большим перерывом в учебе с последующим поступлением в техникум. Особое внимание уделяется заочной учебе работников животноводства. Старались привлекать лучших молодых животноводов [13]. Важным решением было оборудование в 1980 г. кабинета профориентации. Также организовывались выезды художественной самодеятельности и спортивных команд в районы для популяризации техникума [14]. В ходе летней экзаменационной сессии стали применять новые формы и методы проблемного и программированного обучения, лекционно-семинарских занятий, технические средства обучения (ТСО) - диапроектор, фонотеку записей бесед, лекций и консультаций по наиболее трудным разделам программ. Большой интерес вызывали уроки, проводившиеся непосредственно на производстве. За 1979-1980 гг. такие занятия были проведены на авторемонтном и машиностроительном заводах, на Майкопской электростанции, в птицесовхозе, молокозаводе и на пастбище техникума в ст.Ханской [15].

Важной составляющей учебно-производственного процесса было материальнотехническое обеспечение. В 60-80 гг. техникум регулярно обеспечивался машинной техникой, лабораторно-практическим оборудованием, наглядными пособиями. В 1965 г. планировалось расширить площадь для лабораторий и специальных кабинетов на 140 кв. м. Особая роль отводилась кабинету механизации животноводства, автотранспортному кабинету, лаборатории ремонтного дела. За 1965-1966 учебный год увеличивается число кабинетов с 16 до 23. Значительно улучшилось положение с транспортными средствами. Были приобретены один автобус и две новых бортовых автомашины, одна автомашина была переоборудована в автобус. Это позволило решать вопрос с перевозкой учащихся в период массовых производственных практик в хозяйства. Также улучшилось положение с учебной техникой. С баланса Кубанского НИИТИМ передавались тракторы и сельхозмашины.

Немаловажным в организации учебно-производственного процесса был вопрос обеспечения нормальных условий проживания для учащихся техникума и преподавательского состава. В 1966 г. из 526 учащихся только 220 человек размещалось в общежитии. Остальная часть была вынуждена снимать квартиры. На 1966 год планировалось просить Министерство сельского хозяйства РСФСР решить вопрос о расширении главного учебного корпуса за счет надстройки третьего этажа. Также планировался запрос средств на строительство нового общежития на 400-500 человек. Несмотря на некоторое увеличение мест, на протяжении 70-80-х гг. вопрос со строительством общежития так и не был решен. Поэтому руководство техникума было вынуждено оказывать помощь в размещении учащихся на частных квартирах, контролировать условия их проживания. [16]. Техникум испытывал проблемы и с размещением преподавателей. 10 преподавателей проживало на частных квартирах. Несмотря на регулярные запросы, Майкопский горисполком отказал техникуму в выделении квартир. Вместе с тем, хорошо было поставлено обеспечение преподавателей топливом, овощами за счет техникума [17]. Одним из положительных моментов было то, что,

начиная с 1973 г., появляется возможность обеспечить нуждающихся учащихся санаторным лечением. Кроме того, обязательными в техникуме стали дни здоровья, туристические походы, спортивные соревнования [18].

Наравне с учебно-производственной деятельностью велась в техникуме и идейнополитическая работа. Практическая организация воспитательного процесса находилась в руках руководства и совета техникума, преподавательского коллектива, партийной, комсомольской, профсоюзной организаций. В основу работы были положены решения съездов КПСС, постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 22 августа 1974 г. «О мерах по дальнейшему совершенствованию руководства средними специальными учебными заведениями и об улучшении подготовки специалистов со средним специальным образованием» [19]. Основу воспитательного процесса составляли привитие любви к специальности, учебной группе и техникуму. Это выражалось в сохранении и развитии творческих и спортивных традиций, достижений в художественной самодеятельности и в укреплении дисциплины. Большое значение отводилось ведению наглядной агитации достижений СССР во всех сферах общественной жизни [20].

Идеологическое воздействие на учащихся техникума осуществлялось систематически от первого звонка до вручения диплома и охватывало все сферы жизнедеятельности: занятия, досуг производственную практику, летние трудовые семестры. На занятиях по специальности подчеркивалась роль командира производства в решении актуальной задачи соединения достижений научно-технической революции (НТР) с преимуществами социализма. Важная роль отводилась развитию чувства долга молодого специалиста перед Родиной и готовность активно включаться во всенародную борьбу за подъем эффективности производства и за высокое качество продукции [21]. Наряду с этим шло развитие представлений о будущей профессии, интереса и уважения к труду механизаторов, работников животноводческих ферм. Обсуждались кинофильмы, спектакли, книги, раскрывавшие значение труда. Также учащимся поручалось вести агитационную разъяснительную работу на производственных участках. Под девизом «Десятой пятилетке -специалиста высокой квалификации» проводились конкурсы на лучшее знание автомобилей, тракторов, комбайнов и сельхозмашин, лучшее знание терапии и зоотехнии. Немалую роль играло также эстетическое, физическое и оборонно-патриотическое воспитание, вовлечение учащихся в ДОСААФ, организацию Красного Креста [22]. Важную профессиональную и воспитательную роль играли встречи с ветеранами, героями Советского Союза и социалистического труда, ударниками и передовиками производства Адыгеи, выставки технического творчества, лекции о достижениях науки и техники. Однако в воспитательных планах на первое место ставились лекции на идеологические темы и политзанятия [23].

Важнейшей функцией Майкопского сельскохозяйственного техникума в изучаемый период было распределение молодых специалистов на работу в сельскохозяйственные предприятия, объединения и ведомства ААО, Краснодарского края и в другие регионы нашей страны. В период с 1965 по 1991 год на работу в сельское хозяйство было направлено в общей сложности около 4000 специалистов средней квалификации [24]. Распределение подготавливаемых специалистов среднего звена было подчинено нуждам централизованной плановой экономики, поэтому осуществляясь командными методами, не всегда соответствовало реальным потребностям местных хозяйств. Так, в 1970 г. количество распределяемых специалистов составило 174 человека. В ААО было распределено 98 специалистов, что составило 56 % [25]. В 1974 г. было распределено 188 человек. Для работы в ААО оставлялось только 73 человека, то есть 38% [26]. В 1980 г. распределено 255 человек. Из этого количества специалистов в Краснодарский край направлялось 126 человек, что составляло 49 %. На долю ААО приходился только 41 специалист, то есть 16% [27].

Таким образом, в указанный период Майкопский сельскохозяйственный техникум проводил большую работу по подготовке сельскохозяйственных кадров среднего звена. Однако колхозы и совхозы Адыгеи, на протяжении многих лет нуждавшиеся в улучшении своего кадрового состава, недополучали молодых специалистов. И это в условиях, когда

проблема замены практиков квалифицированными кадрами со средним специальным образованием в ААО, была острой как на протяжении 70-80-х гг., так и в начале 90-х.

Примечания:

1. Текущий архив Майкопского Государственного Технологического Университета (Далее Текущий архив МГТУ). Книга приказов Майкопского сельскохозяйственного техникума. 1982-1983 г.г. Л. 90; Книга регистрации выдачи дипломов 1947-1991 гг. Л. 1-100.

2. Государственное учреждение Национальный архив Республики Адыгея (Далее ГУ НАРА). Ф. Р-82. Оп. 2. Д. 188. Л. 1; Д. 194. Л. 1; Д. 250. Л. 41; Д. 259. Л. 36; Д. 267. Л. 2,6; Д. 290. Л. 15; Д. 297. Л. 1; Д. 307. Л. 1, Д. 321. Л. 1.

3. Там же. Д. 181. Лл. 8-10.

4. Там же. Д. 259. Л. 24.

5. Там же. Д.182. Лл.25-28.

6. Там же. Л.29.

7. Там же. Лл. 30-31.

8. Текущий архив МГТУ! Книга приказов Майкопского сельскохозяйственного техникума.1984-85 г.г. Л. 11; Книга приказов Майкопского сельскохозяйственного техникума. 1987 г.г. Л. 119.

9. ГУ НАРА. Ф. Р-82. Оп. 2. Д. 259. Л. 8.

10. Там же. Д. 321. Л. 1-2.

11. Там же. Д. 182. Л. 49-50.

12. Там же. Д. 259. Л. 5.

13. Там же. Д. 297. Л. 23-24.

14. Там же. Д. 307. Л. 3.

15. Там же. Д. 297. Л. 26-27.

16. Там же. Д. 181. Л. 2.

17. Там же. Д. 182. Л. 52.

18. Там же. Д. 250. Лл. 46-47.

19. Там же. Д. 276. Лл. 2-3.

20. Там же. Д. 250. Л. 43.

21. Там же. Д. 276. Л. 9.

22. Там же. Лл.12-13.

23. Там же. Д. 297. Л. 31.

24. Подсчитано по ГУ НАРА. Ф. Р-82. Оп. 2. Д. 183. Лл. 1-6; Д. 210. Лл. 1-6; Д. 224.

Лл. 1-7; Д. 236. Лл. 11-17; Д. 257. Л. 2; Д. 258. Лл. 1-20; Д. 274. Лл. 1-8; Д. 290. Лл. 16-17; Д. 306. Лл. 1-23; Д. 313. Лл. 2-24.

25. Там же. Д.л224. Лл.л1-7.

26. Там же. Д. 258. Лл. 1-20.

27. Там же. Д. 306. Лл. 1-23.

References:

1. Present-day archives of the Maikop State Technological University (Further MGTU Present-day archives). Book of orders of Maikop agricultural technical secondary school. 19821983. L. 90; Book of registration of certification of 1947-1991. L. 1-100.

2. National archives of the Republic of Adygheya (Further GU NARA). F. R-82. Op. 2. 188. L. 1; 194. L. 1; 250. L. 41; 259. L. 36; 267. L. 2,6; 290. L. 15; 297. L. 1; 307. L. 1, 321. L. 1.

3. Ibidem. 181. Ll. 8-10.

4. Ibidem. D. 259. L. 24.

5. Ibidem. D.182. Ll.25-28.

6. Ibidem. L.29.

7. Ibidem. Ll. 30-31.

8. MGTU present-day archives. Book of orders of Maikop agricultural technical secondary school. 1984-85. L. 11; Book of orders of Maikop agricultural technical secondary school. 1987. L. 119.

9. GU NARA. F. R-82. Op. 2. 259. L. 8.

10. Ibidem. 321. L. 1-2.

11. Ibidem. D. 182. L. 49-50.

12. Ibidem. D. 259. L. 5.

13. Ibidem. D. 297. L. 23-24.

14. Ibidem. D. 307. L. 3.

15. Ibidem. D. 297. L. 26-27.

16. Ibidem.D. 181. L. 2.

17. Ibidem. D. 182. L. 52.

18. Ibidem. D. 250. Ll. 46-47.

19. Ibidem. D. 276. Ll. 2-3.

20. Ibidem. D. 250. L. 43.

21. Ibidem. D. 276. L. 9.

22. Ibidem. Ll.12-13.

23. Ibidem. D. 297. L. 31.

24. Counted according to GU NARA. F. R-82. Op. 2. D. 183. LL. 1-6; D. 210. Ll. 1-6; D. 224. Ll. 1-7; D. 236. Ll. 11-17; D. 257. L. 2; D. 258. Ll. 1-20; D. 274. Ll. 1-8; D. 290. Ll. 16-17; D. 306. Ll. 1-23; D. 313. Ll. 2-24.

25. Ibidem. D.l 224. Ll.L1-7.

26. Ibidem. D. 258. Ll. 1-20.

27. Ibidem. D. 306. Ll. 1-23.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.