Научная статья на тему 'Роль Матицы Сербской в сохранении самобытности славянских культур'

Роль Матицы Сербской в сохранении самобытности славянских культур Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
127
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАТРИЦА СЕРБСКАЯ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Тегако Лидия

Автор статьи подробно останавливается на международном проекте Матрица Сербская, реализуемом в старейших научно-исследовательских и культурных центрах Сербии с участием белорусских ученых.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Role of the Serbian Matrix in retaining Slavonic cultural identity

The author of the article dwells on the international project, the Serbian Matrix, implemented by the oldest research, literal and cultural center of Serbia with the participation of Belarusian scientists.

Текст научной работы на тему «Роль Матицы Сербской в сохранении самобытности славянских культур»

к

X

о

Роль

Матицы Сербской

в сохранении самобытности славянских культур

Матица Сербская - старейший научный, литературный и культурно-просветительский центр Сербии. Он основан в 1826 г. в городе Пешт, где в то время существовала большая сербская община, а земли сербов были разделены между Австрийской и Османской империями. Предшественником создания центра стал основанный Георгием Магарашевичем журнал «Летопись», который начал выходить в Пеште в 1824 г. и считается старейшим действующим литературным периодическим изданием в мире.

Лидия Тегако,

завотделом антропологии и экологии Института истории НАН Беларуси, доктор медицинских наук, профессор

Фото Алеси Ка'

Идея образования специального объекта, способствующего возрождению и развитию письменности, языка и национальной культуры сербов и других славянских народов, возникла в результате обсуждения этих вопросов на страницах «Летописи» и была обусловлена историческими событиями конца XVIII - начала XIX вв., главным из которых стало освобождение Сербии из-под власти Османской империи. Национальный подъем, охвативший сербов после выхода из многовековой турецкой оккупации, способствовал активизации национальной и культурной жизни народа. Название «матица», взятое из общеславянского языка, объединявшего западнославянские, южнославянские

и восточнославянские наречия, первоначально обозначало пчелиную матку и символизировало основу семьи славян. Матица Сербская ставила своей задачей сохранение родных языков, развитие национального образования, издание книг. В первые годы она состояла из более чем 50 членов - представителей интеллигенции, духовенства, чиновников и торговцев - и функционировала за счет членских взносов и пожертвований.

В организации культурно-просветительского центра большую роль сыграл известный юрист, доктор права Йован Хацич (Милош Светич), ставший первым председателем Матицы. В истории ее становления также сохраняются имена многих активных деятелей, не жалевших сил и состояния для возрождения национальной культуры. Так, богач Савва Текелия в 1838 г. на свои средства организовал в Пеште пансион-интернат для обучения студентов и передал его в дар центру. В знак признательности в том же году он был пожизненно избран председателем Матицы. По завещанию, подписанному в 1840 г., он оставил центру все свое состояние.

С Матицей Сербской связаны имена многих известных писателей и ученых. Среди них сербские поэт Сима Милутино-вич Сарайлия и писатель Йован Йованович Змай; выдающийся

деятель чешского и словацкого национального возрождения Павел Йозеф Шафарик, в то время работавший учителем гимназии в городе Нови Сад; известный изобретатель в области электроники и физики Никола Тесла и др.

Деятельность центра оказала значительное влияние на возрождение и развитие культуры славянских народов. Об этом свидетельствует и образование аналогичных структур среди других этносов и государств. Так, в 1831 г. были основаны Матица Чешская и Матица Иллирийская (позже переименованная в Матицу Хорватскую). В 1847 г. возникла Серболужская Матица, а в 1848 г. - Матица Галицко-Рус-ская во Львове. Подобные центры создавались также в Польше, Болгарии и некоторых других странах.

В 1864 г. произошло переселение Матицы Сербской в Нови Сад, который в связи с этим получил название Сербские Афины, так как здесь начали концентрироваться самые образованные люди того времени. В состав современной Матицы - знакового объекта культуры и науки Сербии - входят научное отделение, библиотека, издательский центр, галерея и коллекция портретов известных писателей и ученых - Сербский Пантеон. Сейчас центр ведет большую научную, издательскую и культурную деятельность. В нем действует 7 научных подразделений, среди которых отделения общественных и естественных наук, литературы и языка, изобразительного искусства, музыки и сценического искусства, а также рукописное отделение. Поддерживаются международные научные связи, выделяются гранты на исследования.

Долговременные контакты между белорусскими и сербскими учеными установились еще до распада Югославии и СССР. Значительную роль в развитии антропологических исследований играла деятельность антропологического общества, возникшего еще в социалистической Югославии как союзная научная

организация, призванная расширять комплексное изучение современного и древнего населения, интегрировать разносторонние (как биомедицинские, так и гуманитарные) знания о человеке. В процессе работы общества сложилась традиция проведения ежегодных Международных антропологических конгрессов поочередно в каждой союзной республике. Обсуждаемые на них научные доклады публиковались в «Вестнике Антропологического общества Югославии», на страницах которого также выступали и белорусские антропологи. Такое плодотворное сотрудничество позволило выбрать и обсудить с сербскими учеными темы дальнейшей совместной работы.

Так, в начале июня 2010 г. по приглашению директора Матицы академика Чедомира Попова делегация белорусских ученых посетила Матицу Сербскую и ознакомилась с ее деятельностью, был подписан договор о сотрудничестве. А в 2013 г. поддержку со стороны Матицы получил международный проект по антропологии «Изменения морфофункцио-нальных показателей населения Беларуси и Воеводины (Сербии)», в соответствии с которым планируется сравнительное изучение населения двух стран. При обосновании совместного проекта научной гипотезой послужило представление об обусловленности уровня физического развития

детей и молодежи взаимодействием комплекса средовых и генетических факторов, поскольку в высокоурбанизированном и супериндустриальном обществе особое значение приобретает влияние окружающей среды на генетические особенности различных этносов и процессы адаптации растущего организма.

В программу исследований включены сбор данных по физическому развитию, определение конституциональной принадлежности индивида, изучение состояния основных функциональных систем, включая психологические характеристики, а также генетически детерминированных признаков (различные факторы крови, признаки зубной системы, дерматоглифика). На основании комплексных исследований будет дана оценка влияния факторов окружающей среды на адаптационные возможности организма.

Этническая история славян является одной из непреходящих тем антропологических исследований. Этногенез - комплексная проблема, решаемая на основании фактов, полученных многими науками. Антропология представляет данные не только о культурных, но и о генетических контактах народов, основанных на брачных связях; устанавливается сходство физического типа, генетических маркеров, групп крови, ДНК, кожных рисунков, строения зубной системы. Лингвистика и

Здание

Матицы Сербской в г. Нови Сад

о

X X

5

X

Инфолиния

фольклор представляют данные о языковой идентичности и времени ее возникновения. Археология и этнография раскрывают происхождение отдельных предметов материальной культуры, их распространение среди народов, доказывая близость жизненного уклада сравниваемых этносов.

На основании комплексных данных, полученных этими науками в последние годы, во многом уточнилась и этническая история многомиллионного населения Евразии - славян, отсчет которой еще недавно начинали с V в. н. э. -времени, упоминаемого в письменных источниках. Современные же исследования дают представления о дописьменном периоде существования племен, отдельные поселения которых рассматриваются как предславянские, а других по совокупности признаков относят уже к славянским.

Среди славян выделяют три группы. Первую составляют восточные славяне, к которым относятся русские, белорусы и украинцы. В западную группу входят поляки, чехи, словаки, лужичане; южную группу представляют болгары, сербы, черногорцы, хорваты, македонцы и словены. Все они в древности составляли одну общность, из которой в ходе истории выделялись отдельные этносы.

В лингвистике поиски праязыка как первоосновы

славянских языков ведутся специалистами с XIX в. Тщательный анализ мировой и отечественной литературы по этому вопросу позволяет выделить три этапа в развитии славянского языкознания. Было установлено, что язык славян принадлежит к индоевропейской семье, куда входят греческий, армянский, албанский, а также балтские, германские, италийские, индоиранские языки. В индоевропейскую группу входили также древние языки - венетский, иллирийские, фракийские и тохарские.

При переходе от одного этапа славянского языкознания к другому менялись представления о праславянском и общеславянском языках, о прародине и ранних миграциях славян. Современный этап развития этой отрасли знаний характеризуется активизацией исследований европейских языков в сравнительном плане, поиском прасла-вянского языка и прародины славян. Постепенно сложился вывод о том, что индоевропейцы явились теми народами, от языковой основы которых шла дифференциация отдельных европейских языков.

Наиболее аргументированная теория о расселении индоевропейцев говорит о появлении их из Передней Азии. В III тыс. до н. э. они заселяют Европу. Считается, что вычленение отдельных язы-

ковых групп индоевропейского языка было длительным, охватывающим тысячелетия. В первый период обособились и стали развиваться как отдельные этноязыковые группы анатолийцы, затем индоарии, иранцы, армяне, греки и тохары. Языки индоевропейских племен Центральной Европы (италийский, кельтский, германский, иллирийский, славянский и балтский) выделились в самостоятельные намного позже. Их диалекты во II тыс. до н. э. составляли однородную общность, и их носители в той или иной степени были связаны друг с другом. Эта общность получила название древнеевро-пейской. Дальнейшие изменения в ней, в том числе и обособление отдельных славянских языков, убедительно представлены лингвистами. Археологи идентифицировали культуру индоевропейцев и древнеевропейских племен, антропологи по мере сохранности костных останков из археологических раскопок охарактеризовали фенотипические внешние признаки и генетические маркеры -группы крови системы АВ0, ММ, ДНК, расовые признаки зубной системы.

Советский и российский археолог-славист В.В. Седов, опираясь на многоступенчатый ретроспективный метод исследования, пришел к выводу, что среднеевропейская культурно-

историческая общность существовала в Европе в период от 1250-1200 до 800-600 гг. до н. э. и охватывала территорию от Рейна на западе и до Вислы на востоке. Этому историческому образованию родственных племен, по мнению ученого, были свойственны единообразие быта, строительства жилищ, обрядности, духовной жизни, то есть племена, входящие в общность, теснейшим образом взаимодействовали. На этапе перехода от бронзового века к железному в результате неравномерного развития экономики, а также миграций из древнеевропейской общности начинают формироваться племена и выделяться отдельные народности. Время и этапы их выделения представлены на схеме, разработанной В.В. Седовым (рис.).

Язык славян в 400-х гг. до н. э. начал вырабатывать свою структуру и лексику. По археологическим данным, совпадающим с данными языкознания, славяне в это время контактировали с западными балтами, германцами и скифами. Считается, что самым ранним регионом расселения славян была Средняя Европа севернее Альп. В дальнейшем происходило их перемещение на северное побережье Адриатики. В римское время славяне расширяют свою территорию и населяют северные районы Подунавья, территории верхнего Днестра и Волыни. Миграции меняли их контакты с соседними народами, способствовали восприятию элементов новой культуры и языковой (диалектной) дифференциации, а брачные контакты с соседями содействовали образованию различных расовых вариантов и метисных групп в пределах европеоидной расы.

Славянские племена, из которых на протяжении веков развивались народы Югославии, расселились на Балканах во второй половине VI в. н. э. К концу VII в. они занимали обширные территории, ассимилировав часть местного кельто-иллирийско-фра-кийского населения. Освоение античной культуры способствовало

Инфографика А. Петрова

Индоевропейцы

феодализации славянских общин и образованию первых славянских объединений на территории Балкан. Развитие общественных и культурных особенностей происходило при воздействии соседей. На словен и хорватов сильное влияние оказали германцы, благодаря которым в VIII-IX вв. у них распространяется христианство по западному образцу (впоследствии католицизм). В восточной же части югославских земель от Сербии до Македонии Византийской церковью, стремившейся укрепить там свои позиции, распространялось православие. Проповедники пользовались азбукой, созданной Кириллом и Мефодием, что способствовало развитию славянской культуры.

В конце XII в. сербы освободились от власти Византии и к XIV в. создали свое крупное государство, охватывающее почти всю западную часть Балкан. Оно распалось после 1389 г., когда войска сербских князей потерпели поражение на Косовом поле, и с этого времени их земли были разделены между Османской (восточные регионы) и Австрийской (северные районы) империями.

Исследовательская программа не ограничивается рассматриваемыми вопросами. Выполнение международного проекта позволит создать базу данных

для межэтнического сравнения и более достоверно проанализировать влияние социальных факторов на морфофункциональные и адаптационные возможности детей и молодежи двух стран. Результаты изучения современного населения по генетическим маркерам планируется опубликовать в научных и научно-практических изданиях, а затем использовать для подтверждения вопросов этнической истории. Полученные данные будут применяться при создании учебных курсов в рамках преподавания естественнонаучных и гуманитарных дисциплин для формирования экологического сознания учащихся.

Литература

1. Бирнбаум Х. Праславянский язык. Достижения и проблемы в его реконструкции / Х. Бирнбаум. - М., 1987.

2. Ковачек Б. Матица српска 1826-2001 / Б. Ковачек. -Нови Сад,2001.

3. Мартынов В.В. Прародина славян. Лингвистическая верификация / В.В. Мартынов. - Мн., 1998.

4. Седов В.В. Этногенез ранних славян // Вестник Российской академии наук. 2003. Т. 73, №7. С. 594-605.

5. Тегако Л.И. О научной делатности антрополошког друштва ^гослави'е / Л.И. Тегако // Црногорска Академи'а Наука и Ументости. Гласник од'еленньа друштвених наука. 2010. Т. 20. С. 409-424.

6. Трубачев О.Н. Языкознание и этногенез славян / О.Н. Тру-бачев // Вопросы языкознания. 1984, №4.

7. Vlahovíc P. Antropología и J ugos lavij i / P. Vlahovíc // G lasník antropoloskog drustva Jugos lavíjí. 1977. sv. 14.

Рис.

Историческая динамика

древнеевропейских общностей (5000 г. до н. э. -рубеж I тыс. н. э.)

о х

X

5

X

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.