Научная статья на тему 'Роль мастерских ценностных ориентаций в формировании нравственно-ценностного отношения студентов к семье'

Роль мастерских ценностных ориентаций в формировании нравственно-ценностного отношения студентов к семье Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
студенты / высшее образование / мастерская ценностных ориентаций / нравственно-ценностное отношение / образовательная организация / семейные ценности / семья / технология “Workshop” / students / higher education / value orientation workshop / moral-value attitude / educational organization / family values / family / “Workshop” technology

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Татьяна Николаевна Гущинан, Варвара Олеговна Захарова

В данной статье авторами представлены анализ научного осмысления нравственно-ценностного отношения у молодёжи к семье как социальному, педагогическому и психологическому явлению, а также способы формирования данного отношения в условиях среды образовательной организации высшего образования. Проанализировано понятие «семья» как психо лого-педагогический феномен в рамках формирования и развития нравственно-ценностного отношения студентов к изучаемому явлению. Представлены сведения федеральной службы государственной статистики в сферах брака и развода среди россиян и анализ приведённых данных с позиции исследования их причинно-следственных связей. Проведён теоретический анализ научных работ по проблеме взаимосвязи обострения семейного благосостояния россиян и COVID-19. В данной статье также представлен анализ такой педагогической технологии, как мастерская ценностных ориентаций (цели, задачи, структура, основные характеристики технологии). Представлены результаты исследования по формированию нравственно ценностного отношения студентов к семье, которое было проведено на базе Ярославского государственного педагогического университета им. К.Д. Ушинского. Проанализированы результаты проведения мастерских ценностных ориентаций «Дом», «Деловая семья», «Семь конфликтов», каждая из которых затрагивает основные аспекты ведения семьи. Представлены формы общения студентов с педагогом на данных занятиях, анализ запросов обучающихся по просвещению в вопросах семейного взаимодействия. Предложен вектор деятельности образовательных организаций высшего образования по формированию у студентов нравственно-ценностного отношения к семье на основе фамилистического подхода с акцентом на применение рефлексивных форм работы с обучающимися по обсуждению спорных и наиболее актуальных для студентов вопросов в сфере института семьи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Татьяна Николаевна Гущинан, Варвара Олеговна Захарова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The role of value orientation workshops in formation of students’ moral and value attitude towards the family

In this article, the authors present the analysis of the scientific understanding of the moral and value attitude of young people towards the family as a social, pedagogical and psychological phenomenon, as well as ways to form this attitude in the environment of the higher education organization. The concept of “family” as a psychological and pedagogical phenomenon in the framework of the formation and development of the moral and value attitude of students to the studied phenomenon was analyzed. Information from the Federal State Statistics Service in the areas of marriage and divorce among Russians and the analysis of the above data from the standpoint of studying their cause and effect relationships are presented. The theoretical analysis of scientific work was carried out on the problem of the relationship between the aggravation of the family welfare of Russians and COVID-19. This article also presents the analysis of such pedagogical technology as a workshop on value orientations (goals, tasks, structure, main characteristics of technology). The results of the study on the formation of the moral and value attitude of students to the family, which was carried out on the basis of Yaroslavl State Pedagogical University named after K.D. Ushinsky. The results of workshops on value orientations “House”, “Business family”, “Seven conflicts” were analyzed, each of which affects the main aspects of family management. Here are presented forms of communication between students and the teacher in these classes, the analysis of students’ requests for education in matters of family interaction. A vector of activities of higher education organizations on the formation of a moral and value attitude towards the family among students on the basis of the familistic approach with the emphasis on the use of reflexive forms of work with students to discuss controversial and most relevant issues for students in the field of family institute is proposed.

Текст научной работы на тему «Роль мастерских ценностных ориентаций в формировании нравственно-ценностного отношения студентов к семье»

ТЕОРИЯ, МЕТОДИКА И ОРГАНИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Научная статья УДК 37.01

DOI: 10.20323/2658_428X_2023_2_19_113 EDN: FVZCCK

Роль мастерских ценностных ориентаций в формировании нравственно-ценностного отношения студентов к семье

Татьяна Николаевна Гущина1Н, Варвара Олеговна Захарова2

1 Доктор педагогических наук, профессор кафедры социальной педагогики и организации работы с молодёжью, Ярославский государственный педагогический университет им. К. Д. Ушинского, г. Ярославль. 2Педагог-психолог, Ярославская школа №38, г. Ярославль 1gusЫm2008@yandex.mн, http://orcid.org/ 0000-0002-1015-8093 2varenichek98@mail.ru, http://orcid.org/0000-0002-4650-7873

Аннотация. В данной статье авторами представлены анализ научного осмысления нравственно-ценностного отношения у молодёжи к семье как социальному, педагогическому и психологическому явлению, а также способы формирования данного отношения в условиях среды образовательной организации высшего образования. Проанализировано понятие «семья» как психо лого-педагогический феномен в рамках формирования и развития нравственно-ценностного отношения студентов к изучаемому явлению. Представлены сведения федеральной службы государственной статистики в сферах брака и развода среди россиян и анализ приведённых данных с позиции исследования их причинно-следственных связей. Проведён теоретический анализ научных работ по проблеме взаимосвязи обострения семейного благосостояния россиян и СОУГО-19. В данной статье также представлен анализ такой педагогической технологии, как мастерская ценностных ориентаций (цели, задачи, структура, основные характеристики технологии). Представлены результаты исследования по формированию нравственно -ценностного отношения студентов к семье, которое было проведено на базе Ярославского государственного педагогического университета им. К. Д. Ушинского. Проанализированы результаты проведения мастерских ценностных ориентаций «Дом», «Деловая семья», «Семь конфликтов», каждая из которых затрагивает основные аспекты ведения семьи. Представлены формы общения студентов с педагогом на данных занятиях, анализ запросов обучающихся по просвещению в вопросах семейного взаимодействия. Предложен вектор деятельности образовательных организаций высшего образования по формированию у студентов нрав-

© Гущина Т. Н., Захарова В. О., 2023

Роль мастерских ценностных ориентаций в формировании нравственно-ценностного отношения студентов к семье

113

ственно-ценностного отношения к семье на основе фамилистического подхода с акцентом на применение рефлексивных форм работы с обучающимися по обсуждению спорных и наиболее актуальных для студентов вопросов в сфере института семьи.

Ключевые слова: студенты; высшее образование; мастерская ценностных ори-ентаций; нравственно-ценностное отношение; образовательная организация; семейные ценности; семья; технология "Workshop"

Для цитирования: Гущина Т. Н., Захарова В. О. Роль мастерских ценностных ориентаций в формировании нравственно-ценностного отношения студентов к семье // Социально-политические исследования. 2023. № 2 (19). С. 113-125. http://dx.doi.org/10.20323/2658_428X_2023_2_19_113. https://elibrary.ru/FVZCCK.

THEORY, METHODS AND ORGANIZATION _OF SOCIO-CULTURAL ACTIVITIES_

Original article

The role of value orientation workshops in formation of students' moral and value attitude towards the family

Tatyana N. Gushchina1H, Varvara O. Zakharova2

1Doctor of pedagogical sciences, professor, department of social pedagogy and organization of work with youth, Yaroslavl state pedagogical university named after K. D. Ushinsky, Yaroslavl.

2Teacher-psychologist, Yaroslavl school № 38, Yaroslavl 1gushina2008@yandex.ruH, http://orcid.org/ 0000-0002-1015-8093 2varenichek98@mail.ru, http://orcid.org/0000-0002-4650-7873

Abstract. In this article, the authors present the analysis of the scientific understanding of the moral and value attitude of young people towards the family as a social, pedagogical and psychological phenomenon, as well as ways to form this attitude in the environment of the higher education organization. The concept of "family" as a psychological and pedagogical phenomenon in the framework of the formation and development of the moral and value attitude of students to the studied phenomenon was analyzed. Information from the Federal State Statistics Service in the areas of marriage and divorce among Russians and the analysis of the above data from the standpoint of studying their cause and effect relationships are presented. The theoretical analysis of scientific work was carried out on the problem of the relationship between the aggravation of the family welfare of Russians and COVID-19. This article also presents the analysis of such pedagogical technology as a workshop on value orientations (goals, tasks, structure, main characteristics of technology). The results of the study on the formation of the moral and value attitude of students to the family, which was carried out on the basis of Yaroslavl State Pedagogical University named after K. D. Ushinsky. The results of workshops on value orientations "House", "Business family", "Seven conflicts" were analyzed, each of which affects the main aspects of family management. Here are presented forms of communication between

114

Т. Н. Гущина, В. О. Захарова

students and the teacher in these classes, the analysis of students' requests for education in matters of family interaction. A vector of activities of higher education organizations on the formation of a moral and value attitude towards the family among students on the basis of the familistic approach with the emphasis on the use of reflexive forms of work with students to discuss controversial and most relevant issues for students in the field of family institute is proposed.

Keywords: students; higher education; value orientation workshop; moral-value attitude; educational organization; family values; family; "Workshop" technology

For citation. Gushchina T. N., Zakharova V. O. The role of value orientation workshops in formation of students' moral and value attitude towards the family. Social and political researches. 2023;2(19): 113-125. (In Russ).

http.//dx.doi.org/10.20323/2658_428X_2023_2_19_113. https://elibrary.ru/FVZCCK.

Об актуальности проблемы

Несмотря на развитие механизмов защиты института семьи в настоящее время на государственном уровне официальные данные статистической службы Российской Федерации указывают на увеличение с каждым годом количества разводов в стране, подтверждая мысль о том, что институт семьи находится в кризисном состоянии [Статистическая служба ... , 2021].

В Семейном кодексе Российской Федерации указано, что материнство, отцовство, детство и семья находятся под защитой государства. Семейное законодательство своим существованием признает институт семьи важнейшим в обществе и строится на необходимости укрепления семьи, построения семейных отношений на чувствах взаимной любви и уважения, взаимопомощи и ответственности перед семьей всех ее членов [Российская Федерация ... , 2022].

Особое значение в выявлении кризиса института семьи в России занимают исследования, проведён-

ные после пандемии COVID-19. Изучив данные научного осмысления взаимосвязи пандемии COVID-19 и разводов среди россиян, нами было выявлено, что исследователи отрицают роль вируса как самостоятельную причину расторжения брака [Мир после ... , 2022]. Так, по результатам анализа исследования И. А. Кульковой, можно сделать вывод о том, что причины, по которым россияне принимали решение о разводе, существовали и до пандемии, но COVID-19 стал усилителем проявления существующих в семье раздражителей. Посредством влияния факторов пандемии конфликты в семьях участились [Куль-кова, 2020].

В целом трансформацию института семьи отмечают и зарубежные исследователи, в частности - тенденцию вступать в брак в более зрелом возрасте. По мнению исследователя M. Джонсона, ранний брак в настоящее время отрицательно влияет на интегральную удовлетворенность жизнью, счастье и самооценку [Johnson, 2017]. Стивен Дак

Роль мастерских ценностных ориентаций в формировании нравственно-ценностного отношения студентов к семье

115

выделяет четыре стадии разрыва эмоциональных отношений: интра-психическую (внутреннюю), когда один или оба супруга испытывают чувство внутренней неудовлетворенности; интер-психическую -либо модернизация отношений, либо принятие распада; социальную стадию, когда в процесс распада семьи вовлекаются другие люди; заключительную фазу, означающую, что оба бывших супруга остались позади со своим опытом и воспоминаниями [Шнейдер, 2000]. Вместе с тем зарубежными исследованиями подтверждается тот факт, что взаимная любовь является одним из ключевых факторов для вступления в брак, а фундаментальным фактором удовлетворенности браком является любовь [ШЬ^Му, 2015].

Российские учёные также отмечают кризисные явления семьи как социального института. Так, Л. А. Немчикова делает вывод о том, что в результате кризиса семьи в современном обществе разрушаются устои цивилизации и важнейшие механизмы трансляции семейной культуры - уклад жизни, связи поколений, семейные традиции. Таким образом, современная семья постепенно утрачивает воспитательную функцию и уже не может воспроизводиться в следующих поколениях [Немчикова, 2022].

М. М. Вандина подчеркивает, что общее количество браков уменьшилось, как и желание иметь детей, особенно в раннем возрасте. Развитие и дальнейшее изменение

концепции создания семьи у молодежи неизбежно, так как данная тенденция наблюдается во всем мире [Вандина, 2021].

Е. П. Сигарева также указывает на современную тенденцию минимизации заключения официальных браков среди молодых людей в России. Автор подчеркивает, что все более популярными становятся фактические браки и «внебрачные семьи» [Сигарева, 2019, с. 136].

В. О. Бернацкий в качестве основной причины нежелания молодых людей вступать в брак выдвигает инфантилизм. Исследователь противопоставляет данное явление социальной зрелости, которую рассматривает в контексте психологической готовности личности к ответственности не только за свое личное благополучие, но и за благополучие ближайшего социального круга[Бернацкий, 2019].

В работе Т. Н. Ищенко отмечается, что значительную роль в воспитании будущих родителей играет школьное образование, в котором зарождаются социальные и культурные отношения, запускается процесс социализации и формируется субъект деятельности - личность [Ищенко, 2020].

В работах С. Л. Рубинштейна представлены исследования поведенческой составляющей нравственной сферы личности; учёным отмечается, что формирование нравственного отношения к чему-либо основывается на диалоге, общении и сотрудничестве [Рубинштейн, 2006].

116

Т. Н. Гущина, В. О. Захарова

По результатам исследования В. Ю. Смалько,

для многих молодых людей в современной России семья перестала быть основной жизненной ценностью, юноши и девушки не стремятся к регистрации брака, а развод воспринимают как обыденный процесс в семейной жизни, обеспечивающий личную свободу [Смалько, 2021].

А. С. Овчинникова в своей работе по формированию ценностного отношения молодёжи к семье использует групповые формы деятельности. В данном виде работы обучающимся предоставляется возможность обсудить цели исследования, ознакомиться с критериями ценностного отношения к семье, поразмышлять о своем уровне ценностного отношения к семье, высказать свое мнение по данной теме, и поучаствовать в тренингах по формированию ценностного отношения к семье [Овчинникова, 2018].

М. Ю. Цветкова в своем исследовании утверждает, что на занятиях по формированию у молодёжи ценностного отношения к семье важно задействовать механизм рефлексии, позволяющий осознавать себя, свое поведение в окружающем мире и сопоставлять знание о себе с той информацией о духовном и нравственном, которая поступает на лекциях, семинарах и во время самостоятельной работы обучающихся на занятиях в объединениях [Цветкова, 2016].

Таким образом, при формировании нравственно-ценностного от-

ношения студентов к семье необходимо опираться на положительные потребности и интересы молодых людей, их ценностные ориентации, создающие эффект актуальности происходящего. Также необходимо обеспечить на занятиях эмоциональную насыщенность деятельности, организовать совместные коллективные усилия и переживания, объединяющие всех участников взаимодействия.

С целью соблюдения вышеуказанных условий для эффективного формирования нравственно-

ценностного отношения студентов к семье мы обратились к опыту разработки и проведения мастерских ценностных ориентаций доктором педагогических наук профессором Еленой Олеговной Галиц-ких. Учёным написан ряд работ с целью раскрытия смысла и содержания технологии педагогической мастерской, которую называют по-разному: технология «Workshop», мастерская ценностных ориента-ций, технология французских мастерских. Образовательную технологию под названием «педагогическая мастерская» создали французские педагоги из общественной организации «Новое образование» в начале 90-х годов XX века.

Конструкция мастерской ценностных ориентаций, по мнению Е. О. Галицких, будто «специально создана для того, чтобы, участвуя в ней, обучающийся в сжатое время пережил то, что человечеством нарабатывалось веками через падения и взлеты, радости и потери,

Роль мастерских ценностных ориентаций в формировании нравственно-ценностного отношения студентов к семье

117

боль и всплески озарений, приводящих к разрыву со старыми представлениями, понятиями, знаниями» [Галицких, 2006, с. 109].

Мастерская - синтетическая, многомерная интегрированная рефлексивная образовательная технология с вероятностным результатом, ориентированная на личност-но-деятельностный подход. Деятельность участников представлена в продуктивной форме и производит продукты диалоговой и полило-говой деятельности различных планов: интеллектуального, эмоционального, этического, коммуникативного, психологического. На выходе из мастерской участники могут обрести целостную смысловую картину современного мира и осознать ценность своего «Я» в данном мире, проявить и познать собственную индивидуальность.

Л. Ю. Кодынева в своем исследовании отвечает на вопрос: почему мастерские оказались нужны современному педагогу? Автор отмечает, что данная технология основана на интересе к чтению художественных произведений, на работе со словом, анализе текстов и создании своих письменных сообщений. Мастерские основаны на знании психологии творчества, именно поэтому закономерно обращение к ассоциативному мышлению, которое необходимо для образного мышления [Кодынева, 2021].

Г. Л. Вилисова в своих научных работах отмечает, что обучение по технологии мастерских ценностных ориентаций не только способствует

формированию знаний, требуемых национальным образовательным стандартом, но и направлено на воспитание ценностного отношения к жизни в целом [Вилисова, 2019].

Методология и методы исследования

Методологическую базу исследования составляет аксиологический подход, поскольку он является в педагогике не только связующим звеном между познанием и деятельностью, но и устанавливает взаимосвязи между ценностями, социокультурными факторами и личностью, что и предусматривает наше исследование в целом.

Также мы реализуем в исследовании рефлексивно-деятельностный подход, поскольку целью работы является осмысленное принятие студентами ценностного отношения к семье.

Исследование предполагает изучение и анализ педагогической, социологической и психологической научной литературы; изучение и обобщение передового психолого-педагогического опыта формирования нравственно-ценностного отношения личности к семье.

Из практических методов в нашем исследовании реализуется метод анкетирования.

О результатах исследования

Учитывая роль молодежи в становлении будущей семейной и демографической ситуации в России, считаем необходимым реализацию педагогических программ по формированию нравственно-

118

Т. Н. Гущина, В. О. Захарова

ценностного отношения студентов к семье в условиях образовательной организации высшего образования.

С целью подтверждения актуальности исследуемой проблемы нами было проведено анкетирование 33-х студентов по теме их отношения к институту семьи.

Ознакомимся с результатами анкетирования по ряду вопросов. На вопрос «Хотели бы Вы создать семью в будущем?» положительно ответили девятнадцать человек, четыре человека ответили отрицательно. Тринадцать респондентов на вопрос «Как Вы относитесь к официальному браку?» ответили, что относятся к нему нейтрально, а девятнадцать человек сказали, что относятся к официальному браку скорее положительно, чем отрицательно. На вопрос «Является ли семья, по-Вашему, одним из условий счастливой жизни человека?» тринадцать респондентов ответили, что семья является условием счастливой жизни человека, при этом девять опрошенных затруднились ответить, а шесть человек ответили «возможно». Четырнадцать студентов-респондентов на вопрос «Как Вы считаете, достаточно ли у Вас знаний для решения семейных конфликтов?» ответили, что данных знаний у них нет; девять человек из опрошенных считают, что скорее у них есть такие знания, чем нет.

Таким образом, по результатам анкетирования, мы делаем вывод, что сами студенты дают запрос на освещение темы ценности и устройства семьи.

В ответ на данный запрос обучающихся нами были разработаны и реализованы три мастерские ценностных ориентаций: «Дом»; «Семь конфликтов» и «Деловая семья».

Мастерская ценностных ориен-таций как технология проводится по заданному алгоритму, который предполагает «проживание» участниками пяти этапов, последовательность прохождения которых должна быть выдержана. Первый этап - «Индукция», или «наведение» на проблематику мастерской в интересной, творческой форме. Второй этап - «Самоконструкция», или своеобразная «сборка» своего личного опыта, представлений, предположений и т. д. в отношении того, что рассматривается на мастерской как Ценность. Третий этап - «Социоконструкция», или структурирование участниками в парах собственного опыта и ценностного отношения к теме мастерской. На четвёртом этапе происходит работа в группах по осмыслению рассматриваемых феноменов, которая завершается афишированием наработок групп. Технология «Workshop» предполагает обязательное проведение не менее двух «социализацию» на мастерской. Заключительный, пятый этап -«Рефлексия» проводится в формате рефлексивного анализа участниками того, что было для них на мастерской особенно значимо.

Роль мастерских ценностных ориентаций в формировании нравственно-ценностного отношения студентов к семье

119

Пример-иллюстрация: мастерская ценностных ориентаций «Дом»

Этап индукции «Я боялась тебя, я к тебе приручалась с трудом, я не знала, что ты мой родник, хлеб насущный мой, дом! ... Дом мой - в сердце твоем!» (Вероника Тушнова).

Этап самоконструкции Задание: «Нарисуйте галактику Вашей нынешней или будущей семьи, в которой будут отражены: солнце - то, что освещает семейную жизнь; кометы - то, что является угрозой для семьи и т. д. Кто желает, может поделиться с нами своей «Галактикой».

Этап социоконструкции Задание: «Делимся на пары. Данные пары означают семьи. Нарисуйте на ватманах дом. Его название (вывеска) - «Семья». Подпишите, какие семейные ценности для вашего дома будут крышей, какие фундаментом и т. д.».

Этап социализации Задание 1: «Объединитесь в группы до 7 человек. Выберите какую-либо семейную ценность и создайте ей творческую рекламу».

Задание 2: «Игра-дискуссия «Брак - настоящая семейная ценность или пережиток прошлого?».

Этап рефлексии Мастер: «Уважаемые студенты, сегодня мы с Вами затронули очень волнующую наше общество тему: семья и семейные ценности. Мы обменялись мнениями и идеями по данной проблеме. Сейчас мы по

кругу будем передавать данный предмет (домик-сувенир). Когда он будет у Вас в руках, в течение 30 секунд закончите следующее предложение: "Сегодня для меня особенно значимым было" ...».

Выявив по анкетированию запрос студентов на получение конкретных знаний для разрешения семейных конфликтов нами была разработана и проведена мастерская ценностных ориентаций «Семь конфликтов».

Пример-иллюстрация: мастерская ценностных ориентаций «Семь конфликтов»

Этап индукции

Притча о семейных конфликтах: «Муж с женой прожили долгую счастливую жизнь в браке. Они делились друг с другом всеми своими секретами и переживаниями, но только одну вещь жена просила никогда не делать: не заглядывать в старую коробку из-под обуви, которую она держала в полке своего шкафа. Мужчина никогда и не спрашивал о содержимом коробки. Он просто думал, что это было что-то из личного женского. Но вот однажды старушка заболела. Когда ей стало совсем плохо, она попросила мужа принести ту коробку к ней в больницу, так как пришло время открыть тайну. Старик пришел домой, нашёл коробку и открыл её. Внутри были 2 вязаные куклы и огромная кипа денег. Он не мог прийти в себя, ошарашенный такой огромной суммой. «Перед тем, как мы поженились, -сказала старушка удивленному мужу, - моя бабушка поведала мне сек-

120

Т. Н. Гущина, В. О. Захарова

рет счастливого брака. Он состоял в том, чтобы я никогда не спорила с мужем. Она посоветовала мне каждый раз, когда я рассержусь на тебя, молча сесть и связать крючком одну куклу. Старик был тронут - в коробке были всего две куклы. За все 50 лет совместной жизни она всего лишь дважды рассердилась за него. Он обнял жену и поцеловал ее. «Но откуда же взялись деньги?» - недоумевал старик. «А, это? - ответила она с улыбкой. - Это деньги, которые я заработала от продажи кукол».

Этап самоконструкции Задание: «Составьте «Карту выхода из конфликта» Вашей нынешней или будущей семьи, в которой Вам необходимо прийти из точки «А» - начало конфликта, в точку «Б», минуя все возможные преграды на пути».

Этап социоконструкции Задание: «Делимся на пары. Данные группы означают семьи. Распределите роли между собой. Придумайте согласованно какой-либо семейный конфликт, напишите памятку его решения и подготовьте небольшую сценку, в которой отразите конфликт и его решение».

Этап социализации Задание 1: «Представьте сценку конфликта и его решения с использованием памятки».

Задание 2: «Уважаемые студенты, поднимите, пожалуйста, руку те, кто считает, что любой конфликт в семье можно решить без глобальных последствий, таких как развод или расставание? А что Вы посо-

ветуете человеку, который не приемлет вторжение в его пространство и критику?».

Этап рефлексии

Мастер: «Уважаемые студенты, сегодня мы с Вами затронули очень волнующую наше общество тему: семья и семейные ценности. Мы обменялись мнениями и идеями по данной проблеме. Сейчас мы по кругу будем передавать данный предмет. Когда предмет будет у Вас в руках, в течение 30 секунд закончите следующее предложение: «Сегодня я .... (понял, задумался, оценил...)».

Особый запрос студентов в сфере устройства семьи заключался в изучении вопроса официального брака. В связи с данным запросом нами была разработана и проведена мастерская «Деловая семья».

Пример-иллюстрация: мастерская ценностных ориентаций «Деловая семья»

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Этап индукции

Притча о браке: «Однажды спросила внучка у бабушки:

- Бабушка, зачем люди женятся, выходят замуж? Это же так старомодно. Сейчас можно жить и так, без всяких штампов в паспорте. А если что-то не сложилось, можно попробовать ещё раз. Я не хочу замуж, потому что это ограничение моей свободы, а я не хочу никаких границ.

- Тогда, внученька, тебе и нельзя замуж, - ответила бабушка. - Пока ты так считаешь, ничего у тебя в семейной жизни не получится. Да, брак - это граница. Но она не огра-

Роль мастерских ценностных ориентаций в формировании нравственно-ценностного отношения студентов к семье

121

ничивает твою личную свободу, а охраняет и защищает её».

Этап самоконструкции Задание: «Задумайтесь и запишите Ваши страхи и минусы официального брака».

Этап социоконструкции Задание: «Делимся на три группы. Данные группы означают государство. На представленных листах изображена молодая семья. Предложите от лица государства свою защиту браку. Запишите свои предложения в окружность, которая означает защиту семьи от внешних угроз».

Этап социализации Задание 1: «Представьте свои предложения по защите брака на государственном уровне».

Задание 2 предполагает организацию дискуссии: «Уважаемые студенты, поднимите, пожалуйста, руку те, для кого брак равняется защите? Хорошо. А что Вы посоветуете человеку, который боится вступать в брак с конкретным партнером?».

Этап рефлексии Мастер: «Уважаемые студенты, сейчас мы по кругу будем передавать данный предмет. Когда предмет будет у Вас в руках, в течение 30 секунд закончите следующее предложение: «Сегодня я оценил..».

Анализ полученных результатов

Проанализировав данные анкетирования студентов на тему семьи и брака, мы сделали вывод о том, что респонденты в большинстве своём сориентированы на создание семьи в будущем, но официальный брак не является для половины

опрошенных обязательным. Респонденты признают, что семья является элементом счастливой жизни, но знаний по решению семейных конфликтов у них не хватает, что явно усложняет взаимодействие членов семьи и отдаляет срок ее создания.

Нами были реализованы мастерские ценностных ориентаций по теме семейного устройства, которые нашли отклик у студентов в виде их активности на занятиях. Многие проявили инициативность и творческий подход в выполнении заданий. Обучающиеся работали в группах, выслушивая и дополняя друг друга. На этапе рефлексии студенты согласились с первоначальной гипотезой, выдвинутой педагогом, о том, что человеку необходима фамилистиче-ская компетентность для создания счастливой семьи.

Фиксированный в исследовании кризис семьи в России, а также запрос молодых людей на развитие фамилистической компетентности задают определенный темп и вектор работы образовательных организаций высшего образования по формированию ценностного отношения студентов к семье. Проведённые нами исследования по данной проблеме подтверждают, что, учитывая позицию молодёжи в отношении семьи и семейных ценностей, можно организовать результативный образовательный процесс по формированию ценностного отношения студентов к семье. В этой связи мастерские ценностных ориентаций как интерактивная рефлексивная технология учитывают эмоциональ-

122

Т. Н. Гущина, В. О. Захарова

ную сферу студентов, затрагивают их творческий потенциал и личный взгляд на ситуацию, создают условия для диалога обучающихся с

преподавателем и становятся эффективным средством формирования нравственно-ценностного отношения молодёжи к семье.

Библиографический список

1. Бернацкий В. О. Концепт «инфантильная молодежь» в контексте диалога семьи и общества // Вестник Омского университета. 2019. Т. 24, № 1. С. 56-63.

2. Вандина М. М. Отношение молодёжи к построению семьи // Человек и общество: исследования, анализ, прогноз: материалы научно-практической конференции. Москва : РГСУ, 2021. С. 63-66.

3. Галицких Е. О. Раздумья о воспитании: Мастерская ценностных ориентаций для студентов и преподавателей вузов // Высшее образование в России. 2006. № 10. С. 108-112.

4. Гущина Т. Н. Аксиологический подход к формированию ценностей и смыслов у старшеклассников // Народное образование. 2021. № 1 (1484). С. 102-110.

5. Гущина Т. Н. Рефлексивно-средовой подход к реализации технологии студийного обучения «Workshop» в педагогическом образовании // Евразийский образовательный диалог: материалы международного форума / под ред. И. В. Лободы, А. В. Золотаревой. Ярославль : ГАУ ДПО ЯО ИРО, 2019. С. 476-479.

6. Ищенко Т. Н. Отношения в образовательном процессе, отношения в семье -источник развития целостной личности // Мир образования - образование в мире. Серия: Образовательный процесс. 2020. № 2. С. 109-123.

7. Кодынева Л. Ю. Мастерская ценностной ориентации и творческого письма на патриотическую тему // Проблемы современного филологического образования. Серия: Педагогика. 2021. Т. 1, Вып. 19. С. 115-120.

8. Кулькова И. А. Влияние пандемии коронавируса на демографические процессы в России // Human Progress. 2020. Т. 6, № 1. С. 5-11.

9. Мир после COVID-19: теории и практики антикризисного реагирования в новой реальности : сборник статей Всероссийской научно-практической конференции. 2022. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=50154892&selid=50189571. (Дата обращения: 06.02.2023).

10. Немчикова Л. А. Педагогические условия формирования ценности семьи у старшеклассников // Научные изыскания магистрантов. 2022. Т. 4, Вып. 4. С. 34-38.

11. Овчинникова А. С. Формирование ценностного отношения к семье у старшеклассников // Выпускные квалификационные работы : электронный сборник. URL: http://elar.uspu.ru/bitstream/uspu/10317/2/08Ovchinnikova2.pdf13.11.2018. (Дата публикации: 13.11.2018).

12. Российская Федерация. Законы. Семейный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон № 223-ФЗ. Москва : Кремль, 2022. 6 с.

13. Рубинштейн С. Л. Проблемы общей психологии. Москва: Педагогика, 2006. 415 с.

14. Статистическая служба Российской Федерации : сайт Москва, 2021 -URL: https://rosinfostat.ru/braki-razvodi/. (Дата обращения: 21.12.2022).

Роль мастерских ценностных ориентаций в формировании нравственно-ценностного отношения студентов к семье

123

15. Сигарева Е. П. Внебрачная семья - норма или исключение? // Молодежь. Семья. Общество. Серия: Общество с ограниченной ответственностью. 2019. Т. 3. С. 84-91.

16. Смалько В. Ю. Представления студентов о будущей семье // Психолого-педагогические исследования - Тульскому региону. Серия: Общество с ограниченной ответственностью. 2021. С. 91-94.

17. Цветкова М. Ю. Формирование ценностного отношения подростков к семье в объединении «Жизнь в общении» // Безопасное детство как правовой и социально-педагогический концепт. Серия: Педагогическое образование. 2016. Т. 2. С. 169-172.

18. Johnson M. D. Better late than early: Marital timing and subjective well-being in midlife // Journal of family psychology. 2017. №31. Р. 635-641.

19. Schneider L. B. Psychology of family relations // April-press. 2000. p. 498.

20. Willoughby B. J. Marital paradigms: A conceptual framework for marital attitudes, values, and beliefs // Journal of family issues. 2015. № 36. С. 120-126.

Reference list

1. Bernackij V. O. Koncept «infantil'naja molodezh'» v kontekste dialoga sem'i i obshhestva = The concept of "infantile youth" in the context of dialogue between family and society // Vestnik Omskogo universiteta. 2019. T. 24, № 1. S. 56-63.

2. Vandina M. M. Otnoshenie molodjozhi k postroeniju sem'i = Attitude of young people to family building // Chelovek i obshhestvo: issledovanija, analiz, prognoz: materialy nauchno-prakticheskoj konferencii. Moskva : RGSU, 2021. S. 63-66.

3. Galickih E. O. Razdum'ja o vospitanii: Masterskaja cennostnyh orientacij dlja studentov i prepodavatelej vuzov = Thinking about education: Workshop of value orientations for students and teachers in universities // Vysshee obrazovanie v Rossii. 2006. № 10. S. 108-112.

4. Gushhina T. N. Aksiologicheskij podhod k formirovaniju cennostej i smyslov u starsheklassnikov = Axiological approach to the formation of values and meanings among high school students // Narodnoe obrazovanie. 2021. № 1 (1484). S. 102-110.

5. Gushhina T. N. Refleksivno-sredovoj podhod k realizacii tehnologii studijnogo obuchenija «Workshop» v pedagogicheskom obrazovanii = Reflexive-environmental approach to implement studio training technology "Workshop" in pedagogical education // Evrazijskij obrazovatel'nyj dialog: materialy mezhdunarodnogo foruma / pod red. I. V. Lobody, A. V. Zolotarevoj. Jaroslavl' : GAU DPO JaO IRO, 2019. S. 476-479.

6. Ishhenko T. N. Otnoshenija v obrazovatel'nom processe, otnoshenija v sem'e -istochnik razvitija celostnoj lichnosti = Relationship in educational process, relationship in family - source for development of a holistic personality // Mir obrazovanija -obrazovanie v mire. Serija: Obrazovatel'nyj process. 2020. № 2. S. 109-123.

7. Kodyneva L. Ju. Masterskaja cennostnoj orientacii i tvorcheskogo pis'ma na patrioticheskuju temu = Workshop of value orientation and creative writing on a patriotic theme // Problemy sovremennogo filologicheskogo obrazovanija. Serija: Pedagogika. 2021. T. 1, vyp. 19. S. 115-120.

8. Kul'kova I. A. Vlijanie pandemii koronavirusa na demograficheskie processy v Rossii = The impact of the coronavirus pandemic on demographic processes in Russia // Human Progress. 2020. T. 6, № 1. S. 5-11.

124

Т. Н. Гущина, В. О. Захарова

9. Mir posle COVID-19: teorii i praktiki antikrizisnogo reagirovanija v novoj real'nosti : sbornik statej Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii = World after COVID-19: theories and practices of anti-crisis response in new reality: a collection of articles of the All-Russian Scientific and Practical Conference. 2022. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=50154892&selid=50189571. (Data obrashhenija: 06.02.2023).

10. Nemchikova L. A. Pedagogicheskie uslovija formirovanija cennosti sem'i u starsheklassnikov = Pedagogical conditions for the formation of family value among high school students // Nauchnye izyskanija magistrantov. 2022. T. 4, vyp. 4. S. 34-38.

11. Ovchinnikova A.S. Formirovanie cennostnogo otnoshenija k sem'e u starsheklassnikov = Family value building in high school students // Vypusknye kvalifikacionnye raboty : jelektronnyj sbornik. URL: http://elar.uspu.ru/bitstream/uspu/10317/2/080vchinnikova2.pdf13.11.2018. (Data publikacii: 13.11.2018).

12. Rossijskaja Federacija. Zakony. Semejnyj kodeks Rossijskoj Federacii: Federal'nyj zakon № 223-FZ = Russian Federation. Laws. Family Code of the Russian Federation: Federal Law No. 223-FZ. Moskva : Kreml', 2022. 6 s.

13. Rubinshtejn S. L. Problemy obshhej psihologii = Problems of general psychology Moskva: Pedagogika, 2006. 415 s.

14. Statisticheskaja sluzhba Rossijskoj Federacii : sajt Moskva, 2021 = Statistical Service of the Russian Federation: website Moscow, 2021. URL: https://rosinfostat.ru/braki-razvodi/. (Data obrashhenija: 21.12.2022).

15. Sigareva E. P. Vnebrachnaja sem'ja - norma ili iskljuchenie? = Is extramarital family the norm or exception? // Molodezh'. Sem'ja. Obshhestvo. Serija: Obshhestvo s ogranichennoj otvetstvennost'ju. 2019. T. 3. S. 84-91.

16. Smal'ko V.Ju. Predstavlenija studentov o budushhej sem'e = Students' ideas about the future family // Psihologo-pedagogicheskie issledovanija - Tul'skomu regionu. Serija: Obshhestvo s ogranichennoj otvetstvennost'ju. 2021. S. 91-94.

17. Cvetkova M. Ju. Formirovanie cennostnogo otnoshenija podrostkov k sem'e v ob#edinenii «Zhizn' v obshhenii» = Formation of the value attitude of adolescents to the family in the association "Life in communication" // Bezopasnoe detstvo kak pravovoj i social'no-pedagogicheskij koncept. Serija: Pedagogicheskoe obrazovanie. 2016. T. 2. S. 169-172.

18. Johnson M. D. Better late than early: Marital timing and subjective well-being in midlife // Journal of family psychology. 2017. №31. R. 635-641.

19. Schneider L. B. Psychology of family relations // April-press. 2000. p. 498.

20. Willoughby B. J. Marital paradigms: A conceptual framework for marital attitudes, values, and beliefs // Journal of family issues. 2015. № 36. S. 120-126.

Статья поступила в редакцию 27.04.2023; одобрена после рецензирования 15.05.2023; принята к публикации 01.06.2023.

The article was submitted on 27.04.2023; approved after reviewing 15.05.2023; accepted for publication on 01.06.2023

Роль мастерских ценностных ориентаций в формировании нравственно-ценностного отношения студентов к семье

125

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.