а
«о
0
SJ «О
vo
1
«О §
S,
^
И5
U
DOI 10.25588/CSPU.2020.154.1.017
УДК 159.9.075 ББК 88.4
С. В. Мерзлякова1, М. Г. Голубева2, Н. В. Бибарсова3
^RCID № 0000-0003-4707-4886 Доцент, кандидат психологических наук, профессор кафедры общей и когнитивной психологии, Астраханский государственный университет, г. Астрахань, Российская Федерация.
E-mail: [email protected]
2ORCID № 0000-0002-5776-9369 Доцент, кандидат психологических наук, доцент кафедры английского языка для гуманитарных специальностей, Астраханский государственный университет, г. Астрахань, Российская Федерация.
E-mail: [email protected]
2ORCID № 0000-0001-9164-6824 Старший лаборант кафедры общей и когнитивной психологии, Астраханский государственный университет, г. Астрахань, Российская Федерация.
E-mail: [email protected]
ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О СУПРУЖЕСТВЕ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ ЮНОШЕЙ
Аннотация
Введение. В статье обосновывается актуальность исследования брачно-семейных представлений современной молодежи. Цель исследования - выявить особенности представлений о супружестве в зависимости от структуры ценностных ориентаций юношей на разных этапах возрастного развития.
Материалы и методы. Основными методами исследования являются анализ научной литературы, психодиагностические методики, методы статистической обработки данных.
Результаты. Раздел включает описание и сравнение содержания представлений о супружестве у юношей в зависимости от структуры ценностных ориентаций на разных этапах возрастного развития. В юношеском возрасте структура ценностных ориентаций в большей степени дифференцирует представления о супружестве
(идеальный муж, Я — будущий муж) у юношей, чем в ранней зрелости. Ценностные ориентации оказывают большее влияние на особенности образа идеальной жены у юношей в ранней зрелости по сравнению с юношеским этапом онтогенеза.
Обсуждение. Представления о социальной роли супруга рассматриваются как ориентиры, опираясь на которые, юноши будут выстраивать в будущем собственное супружеское поведение. В ранней зрелости юноши с ориентацией на ценности профессиональной самореализации предпочитают демократическую (партнерскую) модель семьи, для которой характерны равноправие супругов и совместное главенство. Юноши с ориентацией на гностические и эстетические ценности выбирают традиционную модель семьи, где женщина ограничена социальными ролями жены и матери.
Заключение. У юношей в представлениях о супружестве при- С сутствуют как общие качества, так и специфические особенности, обусловленные влиянием структуры ценностных ориентаций и возрастом.
Ключевые слова: образ идеального мужа; образ Я — будущий муж; образ идеальной жены; ценностные ориентации; воз- у растно-психологический подход.
Основные положения: 1
- у юношей представления о супружестве (идеальный муж, Я - будущий муж, идеальная жена) является динамичным внутри-личностным образованием, обусловленным структурой ценностных ориентаций;
динамика представлений о супружестве в юношеском воз- е
н
н о с
расте и ранней зрелости характеризуется гетерохронностью форми-
- юношеский возраст (от 17 до 19 лет) является сенситивным периодом для психолого-педагогического воздействия на процесс самоопределения в брачно-семейной сфере, формирования
е
е
д
с
а
л е
н и
рования когнитивного, эмоционального и поведенческого компонент; §
^
и е
н
а
-к
и
Й
полных и адекватных представлений о супружеской роли, воспита- н
о
ния семейных ценностей у студентов-юношей. Й
1 Введение (Introduction)
Для современного общества одной из наиболее актуальных и социально важных является демографическая проблема. Снижение рождаемости в России обусловлено тем, что молодые семьи создаются малочисленным поколением 1990-х годов, трансформацией института семьи и брака, неразвитостью родительской мотивации, откладыванием деторождения на близкую или отдаленную перспективу, малодетностью, отказом от рождения детей по мотивам гедонистического характера и т. д. В содержательной части Послания к Федеральному собранию от 15 января 2020 г. В. В. Путин предложил ряд экономических мер для выхода из «демографической ловушки». С целью достижения эффективного результата семейной политики следует использовать опосредованное воздействие на функционирование института семьи, через целенаправленное воспитание семейных ценностей, репродуктивных установок, родительской мотивации у современной молодежи [1; 2; 3].
За последние пять лет предметом специальных исследований стал вопрос об особенностях отношения к материнству девушек-студенток как особой социальной группы [4; 5; 6; 7]. К сожалению, эмпирических исследований, нацеленных на выявление особенностей брачно-семейных представлений у юношей, недостает точно. Е. И. Захарова отмечает, что представления о социальной
vo
роли (супруга, родителя) складываются задолго до того, как чело-
век начинает ее осваивать, и выполняют ориентирующую функцию [8]. Проблему исследования определяет разрешение противоречия Еб между потребностью современного общества в формировании ценностно-позитивного отношения к институту семьи и брака у ^ студенческой молодежи и необходимостью выявления психологических факторов формирования представлений о супружестве и родительстве на этапе вхождения во взрослость. Цель исследова-^ ния — выявить особенности представлений о супружестве (иде-^ альный муж, Я — будущий муж, идеальная жена) в зависимости от
структуры ценностных ориентаций юношей на разных этапах возрастного развития в условиях их спонтанного становления.
2 Материалы и методы (Materials and methods)
Для диагностики структуры ценностных ориентаций мы использовали опросник «Уровень соотношения «ценности» и «доступности» в различных жизненных сферах» Е. Б. Фанталовой. Для выявления содержательных характеристик в представлениях о супружестве мы применили следующие психодиагностические методики: метод семантического дифференциала, разработанный Ч. Осгудом, проективная методика «Незаконченные предложения», опросник «Ролевые ожидания и притязания в браке» А. Н. Волковой. С помощью модифицированного варианта методики семантического дифференциала мы определили ценностное отношение студентов к таким понятиям, как «идеальный муж», «Я — будущий муж», «иде- с альная жена». Кроме того, установили значимость таких личност-
ность, эмпатия, которые составили содержание когнитивного компонента представлений о супружестве. Проективная методика «Незаконченные предложения» позволила нам изучить элементы
ние к семье как социальному институту, собственной семье, будущему брачному партнеру, себе, будущим детям, любви романтического типа, сексу, семейным конфликтам, разводу, главенству и ответственности в семье, правам и обязанностям супругов, семейному отдыху и досугу В результате использования опросника «Ролевые ожидания и притязания в браке» А. Н. Волковой мы выявили
ре е
д с
а
I
ных качеств, как выполнение обязанностей, заботливость, личная | независимость, ответственность, сексуальность, терпеливость, тру- ® долюбие, уважение к другому человеку, уравновешенность, успеш-
у е с т в е в
з а
в и
эмоционального компонента представлений о супружестве: отноше- и
м
о с
-к
е
н н о с т н
о*
X
р ие
установки юношей на активное выполнение будущим брачным нт
партнером семейных ролей (ролевые ожидания) и собственную личную готовность выполнять семейные обязанности в хозяйственно- | бытовой, родительско-воспитательной, эмоционально-психотерапев-
о
а в о
с р
и;
,а в е
vo
I
,а в
вок
S,
е
^
и;
U
тической сферах, социальной активности, внешней привлекательности (ролевые притязания), которые составили поведенческий компонент представлений о супружестве.
При проведении аналитического этапа мы использовали ма-тематико-статистические методы, которые позволили установить достоверность результатов исследования. Все расчеты выполнялись с помощью компьютерной программы IBM SPSS Statistics 21. В анализ включались описательные статистики, кластерный анализ (метод K средних), критерий Колмогорова-Смирнова для одной выборки, критерий Шапиро-Уилкса, корреляционный анализ.
В исследовании приняли участие 357 студентов-юношей Астраханского государственного университета, Астраханского филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации. Всю выборку мы разбили на две возрастные группы. Первую группу составили студенты в возрасте от 17 до 19 лет — 225 человек (63 %). Во вторую группы вошли студенты в возрасте от 20 до 22 лет — 132 человек (37 %).
3 Результаты (Results)
С помощью опросника «Уровень соотношения «ценности» и «доступности» в различных жизненных сферах» Е.Б. Фанталовой мы определили иерархию ценностей студенческой молодежи. В результате дивизивной кластеризации эмпирической выборки выявлено три однородных кластера. В первый кластер — «ориентация на ценности профессиональной самореализации» — вошли студенты (87 человек, 24,4 %), для которых значимыми являются ценности активной деятельной жизни, интересной работы, материально обеспеченной жизни, уверенности в себе, свободы как независимости в поступках и действиях. Второй кластер - «ориентация на гностические и эстетические ценности» — составили юноши (121 человек, 33,9 %), которые отличаются значимостью таких ценностей, как познание, творчество, красота природы и искусства. Третий кластер — «ориентация на ценности личной жизни» - включа-
ет в себя респондентов (149 человек, 41,7 %), для которых высокозначимыми являются счастливая семейная жизнь, любовь, здоровье, наличие хороших и верных друзей.
Установлено, что среди студентов юношеского возраста 46 человек (20,5 %) ориентированы на ценности профессиональной самореализации, 82 человек (36,5 %) — на гностические и эстетические ценности, 97 человек (43 %) — на ценности личного счастья. С помощью корреляционного анализа мы выявили содержательные характеристики представлений о супружестве (идеальный муж, Я — будущий муж, идеальная жена) в зависимости от структуры ценностных ориентаций студентов-юношей. Процедура ранжирования по величине коэффициента корреляции позволила нам определить иерархию содержательных характеристик в представлениях о супружестве от наиболее важных к менее значимым. о
У юношей, ориентированных на ценности профессиональной самореализации, образ идеального мужа содержит 9 характеристик и | имеет следующую иерархическую структуру: 1) терпеливость (ко-
(г = 0.348 при р = 0.018);
8) сексуальность (г = 0.341 при р = 0.02); 9) эмпатия:
(г = 0.327 при р = 0.026).
Образ Я - будущий муж отличается большим количеством содержательных элементов, которые имеют следующую иерархию: 1) трудолюбие (г s = 0.558 при р < 0.001); 2) положительное отношение к ро-
I
I
0
а §
1
ж ¡0
эффициент линейной корреляции Пирсона г = 0.454 при уровне зна- у чимости р = 0.002); 2) уважение к другим людям:
(г = 0.436 при р = 0.002);
3) положительное отношение к будущему брачному партнеру (коэффициент ранговой корреляции Спирмена г s = 0,428 при р = 0.003);
4) заботливость (г = 0.416 при р = 0.004); 5) положительное отношение к романтической любви (г s = 0.401 при р = 0.005); 6) личная независимость (г = 0.361 при р = 0.014); 7) выполнение обязанностей: |
л о
№ № №
а №
о §
О
о
Ж
0
о
3 |
о* №
1 |
3 а
-К
Й |
0 £
1 й
а
«о
0 и
сц
«О
V©
1
«О §
8,
^
05
и
мантической любви (г s = 0.525 при р < 0.001); 3) положительное отношение к будущим детям (г s = 0.483 при р < 0.001); 4) положительное отношение к собственной семье (г s = 0.482 при р < 0.001); 5) ответственность (г = 0.458 при р = 0.002); 6) уважение к другим людям (г = 0.45 при р = 0.002); 7) выполнение обязанностей:
(г = 0.443 при р = 0.002);
8) личная независимость (г = 0.409 при р = 0.005); 9) терпеливость:
(г = 0.407 при р = 0.006);
10) уравновешенность (г s = 0.397 при р = 0.007); 11) успешность:
(г = 0.39 при р = 0.008).
В отличие от образа идеального мужа образ Я - будущий муж не содержит таких характеристик, как заботливость, сексуальность, эмпа-тия, положительное отношение к будущему брачному партнеру, но включает в себя ответственность, трудолюбие, уравновешенность, успешность, положительное отношение к собственной семье и будущим детям. У юношей в образе Я — будущий муж положительное отношение к любви романтического типа становится более важным, но снижается значимость таких качеств, как терпеливость, уважение к другим людям, личная независимость. Образ идеальной жены включает в себя 8 содержательных элементов, которые имеют следующую иерархию: 1) личная независимость:
(г = 0.606 при р < 0.001);
2) уравновешенность (г s = 0.543 при р < 0.001); 3) заботливость:
(г = 0.526 при р < 0.001);
4) уважение к другим людям (г = 0.483 при р = 0.001); 5) положительное отношение к романтической любви (г s = 0.47 при р = 0.002); 6) сексуальность (г = 0.431 при р = 0.003); 7) трудолюбие:
(г s = 0.427 при р = 0.003);
8) положительное отношение к будущему брачному партнеру:
(г s = 0,408 при р = 0.004).
В когнитивном компоненте представлений об идеальном муже и идеальной жене содержание и иерархия личных качеств отличаются, эмоциональный компонент практически совпадает.
У юношей с ориентацией на гностические и эстетические ценности в образе идеального мужа представлен только когнитивный компонент, который включает в себя 11 личностных качеств и имеет следующую иерархическую структуру: 1) заботливость:
(г = 0.614 при р < 0.001);
2) уравновешенность (г = 0.585 при р < 0.001); 3) трудолюбие:
(г s = 0.554 при р < 0.001);
4) уважение к другим людям (г = 0.548 при р < 0.001); 5) личная независимость (г = 0.496 при р < 0.001); 6) выполнение обязанностей (г s = 0.471 при р < 0.001); 7) терпеливость:
(г s = 0.466 при р < 0.001);
8) ответственность (г = 0.46 при р < 0.001); 9) сексуальность:
(г = 0.424 при р < 0.001);
10) успешность (г = 0.357 при р = 0.001); 11) эмпатия:
(г = 0.256 при р = 0.023).
Содержание личностных качеств образа идеального мужа совпадает с образом Я - будущий муж, но меняется иерархическая структура: 1) уравновешенность (г s = 0.708 при р < 0.001); 2) заботливость (г s = 0.63 при р < 0.001); 3) трудолюбие:
(г s = 0.62 при р < 0.001);
4) уважение к другим людям (г s = 0.564 при р < 0.001); 5) выполнение обязанностей (г s = 0.562 при р < 0.001); 6) личная независи-
(г s = 0.426 при р < 0.001); = 0.409 при р < 0.001); 9) ус (г s = 0.362 при р = 0.001);
к
мость (г s = 0.506 при р < 0.001); 7) сексуальность: ж
а -к к Й
8) терпеливость (г s = 0.409 при р < 0.001); 9) успешность: §
л й
10) ответственность (г s = 0.36 при р = 0.001); 11) эмпатия:
(г s = 0.308 при р = 0.006).
В образе Я - будущий муж возрастает роль уравновешенности, выполнения обязанностей, сексуальности, успешности, но снижается значимость таких качеств, как заботливость, личная независимость, терпеливость, ответственность. У юношей данной группы в образе идеальной жены сформирован только когнитивный компонент, включающий 9 личностных качеств:1) трудолюбие:
(г s = 0.603 при р < 0.001);
2) выполнение обязанностей (г s = 0.549 при р < 0.001); 3) личная независимость (г = 0.521 при р < 0.001); 4) уравновешенность:
(г = 0.507 при р < 0.001);
5) сексуальность (г = 0.484 при р < 0.001); 6) заботливость:
(г = 0.449 при р < 0.001);
7) уважение к другим людям (г = 0.331 при р = 0.003); 8) терпеливость (г s = 0.286 при р = 0.01); 9) успешность:
(г = 0.28 при р = 0.012).
У юношей, ориентированных на ценности личной жизни, в
§ представлениях об идеальном муже присутствуют когнитивный,
со
^ эмоциональный и поведенческий компоненты. Образ идеального
^ мужа содержит в себе 14 содержательных характеристик, которые
^ имеют следующую иерархию: 1) ролевые притязания в эмоцио-
| нально-психотерапевтической сфере (г = 0.646 при р < 0.001); 2)
¡У уравновешенность (г = 0.569 при р < 0.001); 3) уважение к другим
^ людям (г = 0.472 при р < 0.001); 4) трудолюбие:
а
«о §
8,
(г = 0.468 при р < 0.001); 5) эмпатия (г s = 0.427 при р < 0.001); 6) заботливость:
| (г = 0.426 при р < 0.001);
сц
^ 7) сексуальность (г s = 0.378 при р < 0.001); 8) выполнение обязан-
ностей (г s = 0.321 при р = 0.002); 9) личная независимость:
(г = 0.313 при р = 0.002);
10) ответственность (г = 0.3 при р = 0.003); 11) терпеливость:
(г s = 0.284 при р = 0.005);
12) успешность (г = 0.241 при р = 0.019); 13) негативное отношение к разводу (г s = -0.257 при р = 0.045); 14) негативное отношение к семейным конфликтам (г s = -0.28 при р = 0.029). В образе Я — будущий муж представлены элементы когнитивного и поведенческого компонент. Образ Я - будущий муж включает в себя 10 содержательных характеристик: 1) ролевые притязания в эмоционально-психотерапевтической сфере (г = 0.638 при р < 0.001); 2) заботливость (г = 0.537 при р < 0.001); 3) личная независимость:
(г = 0.506 при р < 0.001); С
|
4) сексуальность (г s = 0.451 при р < 0.001); 5) эмпатия: §
ж
(г s = 0.435 при р < 0.001); §
6) уважение к другим людям (г = 0.433 при р < 0.001); 7) уравновешенность (г = 0.386 при р < 0.001); 8) терпеливость:
(г s = 0.364 при р < 0.001);
9) выполнение обязанностей (г s = 0.296 при р = 0.004); 10) трудолюбие (г = 0.258 при р = 0.012). В образе Я — будущий муж возрастает | значимость заботливости, личной независимости, сексуальности, терпеливости, снижается роль уравновешенности, уважения к другим людям, трудолюбия, выполнения обязанностей, отсутствуют та- Ж
ж
кие элементы, как ответственность, успешность, негативное отно- |
шение к семейным конфликтам и разводу. В представлениях об §
идеальной жене сформированы когнитивный и эмоциональный ком- Ж
поненты. Образ идеальной жены состоит из 11 содержательных ха- |
а -к ж Й
§
§
рактеристик, имеющих следующую иерархичес-кую структуру: 1) заботливость (г s = 0.555 при р < 0.001); 2) успешность (г s = 0.435 н при р < 0.001); 3) сексуальность (г s = 0.396 при р < 0.001); 4) трудо-
о
любие (г s = 0.374 при р < 0.001); 5) личная независимость:
(г s = 0.366 при р < 0.001);
6) уважение к другим людям (г s = 0.362 при р < 0.001); 7) эмпатия (г s = 0.327 при р < 0.001); 8) положительное отношение к правам и обязанностям супругов (г s = 0.326 при р < 0.001); 9) ответственность (г s = 0.306 при р = 0.003); 10) уравновешенность:
(г s = 0.289 при р = 0.005);
11) терпеливость (г s = 0.211 при р = 0.041). В данной группе юношей представления об идеальном муже и идеальной жене отличаются.
В подвыборке ранней зрелости (от 20 до 22 лет) 41 человек (31,1 %) с ориентацией на ценности профессиональной самореализации, 39 человек (29,5 %) с ориентацией на гностические и эстетические ценности, 52 человек (39,4 %) с ориентацией на ценности личного счастья. В ранней зрелости у юношей, ориентированных на ценности профессиональной самореализации, представления о супружестве изменяются. Наблюдается следующая иерархия содержательных характеристик в образе идеального мужа: 1) заботливость:
(г s = 0.668 при р < 0.001);
2) личная независимость (г s = 0.495 при р < 0.001); 3) уравновешенность (г s = 0.484 при р = 0.001); 4) сексуальность:
I (г s = 0.446 при р = 0.003);
и 5) трудолюбие (г s = 0.432 при р = 0.005); 6) положительное отноше-^ ние к главенству и ответственности в семье:
,а в е
I
ц 7) положительное отношение к будущему брачному партнеру: ^ (г s = 0.412 при р = 0.006);
,а
§ 8) эмпатия (г s = 0.387 при р = 0.012); 9) негативное отношение к
^ сексу (г s = -0.422 при р = 0.005); 10) негативное отношение к семей-
^ ным конфликтам (г s = -0.458 при р = 0.002); 11) негативное отноше-
ИЗ
^ ние к разводу (г s = -0.5 при р < 0.001). В ранней зрелости образ иде-
(г s = 0.413 при р = 0.006);
ального мужа дополняется трудолюбием, уравновешенностью, положительным отношением к главенству и ответственности в семье, негативным отношением к сексу, семейным конфликтам и разводу. По сравнению с юношеским этапом онтогенеза в образе идеального мужа отсутствуют терпеливость, уважение к другим людям, выполнение обязанностей, положительное отношение к романтической любви. В образе Я — будущий муж сокращается количество содержательных характеристик: 1) ролевые притязания в родительско-воспитательной сфере (г = 0.636 при р < 0.001); 2) ответственность:
(г = 0.524 при р < 0.001);
3) эмпатия (г = 0.423 при р = 0.006); 4) выполнение обязанностей:
(г = 0.378 при р = 0.015);
5) трудолюбие (г = 0.345 при р = 0.027); 6) личная независимость: е
(г = 0.344 при р = 0.027).
В ранней зрелости в образе Я — будущий муж сокращается количество элементов когнитивного компонента (не выявлено корреляции на уровне статистической значимости с такими личностными каче- Ж ствами, как терпеливость, уважение к другим людям, уравновешенность, успешность), отсутствует эмоциональный компонент, но актуализируется поведенческий компонент (ролевые притязания в родительско-воспитательной сфере). Структурно-содержательные характеристики в образах идеального мужа и Я — будущий муж не совпадают в ранней зрелости. Образ идеальной жены включает в себя 9 содержательных характеристик: 1) личная независимость:
-к
№ ж
№ о
№ № №
а № К
о §
о
о
(г = 0.599 при р < 0.001); §
о
о
2) трудолюбие (г = 0.567 при р < 0.001); 3) сексуальность (г = 0.489 ж при р < 0.001); 4) эмпатия (г = 0.426 при р = 0.005); 5) положительное
о* №
Ж
К
отношение к главенству и ответственности в семье: ж
а
(г s = 0.424 при р = 0.006); -§
6) заботливость (г = 0.409 при р = 0.008); 7) уравновешенность: ж
8 Й
3
(г = 0.367 при р = 0.018);
о
№ Й
8) негативное отношение к семейным конфликтам:
(г s = -0.512 при р < 0.001);
9) негативное отношение к разводу (г s = -0.614 при р < 0.001). В ранней зрелости в когнитивном компоненте образа идеальной жены появляется эмпатия, но исчезает уважение к другим людям. В юношеском возрасте и ранней зрелости эмоциональный компонент представлений об идеальном брачном партнере у юношей с ориентацией на ценности профессиональной самореализации отличается содержательными характеристиками.
В ранней зрелости у юношей, ориентированных на гностические и эстетические ценности, в когнитивном компоненте образа идеального мужа сокращается количество личностных качеств: 1) заботливость (г = 0.669 при р < 0.001); 2) выполнение обязанностей (г = 0.664 при р < 0.001); 3) терпеливость (г = 0.554 при р < 0.001); 4) трудолюбие (г = 0.538 при р < 0.001); 5) уравновешенность:
(г s = 0.509 при р = 0.001);
6) уважение к другим людям (г = 0.474 при р = 0.003); 7) эмпатия:
(г = 0.38 при р = 0.019);
8) ответственность (г = 0.345 при р = 0.034). В юношеском возрасте
а и ранней зрелости практически совпадает содержание личностных
во
с р
а
^ трудолюбие (г = 0.571 при р < 0.001); 2) уважение к другим людям
сц
,а в е
I
^ уравновешенность (г s = 0.453 при р = 0.004); 8) выполнение обя-
,а в
вок
качеств в образе Я - будущий муж, но меняется их иерархия: 1)
(г = 0.547 при р < 0.001); 3) терпеливость (г = 0.541 при р < 0.001); 4) заботливость (г = 0.537 при р = 0.001); 5) личная независимость (г = 0.514 при р = 0.001); 6) успешность (г = 0.513 при р = 0.001); 7)
занностей (г = 0.396 при р = 0.014); 9) ответственность:
(г = 0.386 при р = 0.017);
10) сексуальность (г = 0.329 при р = 0.047). У юношей данной
-I группы в представлениях об идеальной жене, кроме когнитивного
сц
^ компонента, актуализируется поведенческий компонент. Образ
идеальной жены состоит из 11 содержательных характеристик: 1) ролевые ожидания в хозяйственно-бытовой сфере:
(г = 0.951 при р < 0.001);
2) трудолюбие (г = 0.724 при р < 0.001); 3) уважение к другим людям (г = 0.649 при р < 0.001); 4) терпеливость:
(г = 0.58 при р < 0.001);
5) личная независимость (г = 0.527 при р = 0.001); 6) уравновешенность (г s = 0.51 при р = 0.001); 7) выполнение обязанностей
(г = 0.483 при р = 0.002);
8) заботливость (г = 0.444 при р = 0.005); 9) успешность:
(г = 0.433 при р = 0.007);
10) ответственность (г = 0.353 при р = 0.03); 11) ролевые ожидания К в низкой социальной активности (г = -0.97 при р < 0.001). В ранней зрелости у юношей в образе идеальной жены количество содержательных характеристик больше по сравнению с образом идеального I
мужа. у
ТЭ I
В ранней зрелости у юношей, ориентированных на ценности у
личной жизни, в представлениях о супружестве происходят изменения. По сравнению с юношеским этапом онтогенеза в образе идеального мужа сокращается количество содержательных характеристик: 1) сексуальность (г = 0.675 при р < 0.001); 2) личная независимость (г = 0.558 при р < 0.001); 3) терпеливость:
(г = 0.513 при р < 0.001);
4) заботливость (г = 0.469 при р = 0.001); 5) уважение к другим лю- | дям (г = 0.414 при р = 0.002); 6) ответственность:
(г = 0.394 при р = 0.004);
к
7) положительное отношение к будущему брачному партнеру: Н (г s = 0.393 при р = 0.005); |
8) трудолюбие (г = 0.354 при р = 0.011); 9) успешность: §
(г = 0.345 при р = 0.013).
л |
а в о
с р
сц
,а в е
V©
I
,а в
вок
е
05
и
В ранней зрелости в образе Я - будущий муж начинает формироваться эмоциональный компонент и увеличивается количество содержательных характеристик: 1) личная независимость:
(г = 0.542 при р < 0.001);
2) положительное отношение к будущему брачному партнеру:
(г s = 0.505 при р < 0.001);
3) трудолюбие (г = 0.483 при р < 0.001); 4) ответственность:
(г = 0.477 при р < 0.001);
5) терпеливость (г = 0.465 при р = 0.001); 6) заботливость:
(г = 0.435 при р = 0.001);
7) сексуальность (г = 0.402 при р = 0.003); 8) положительное отношение к сексу (г s = 0.382 при р = 0.005); 9) уравновешенность:
(г = 0.381 при р = 0.005);
10) уважение к другим людям (г = 0.342 при р = 0.013); 11) успешность (г = 0.335 при р = 0.015); 12) выполнение обязанностей:
(г = 0.29 при р = 0.037).
В отличие от представлений об идеальном муже образ Я - будущий муж дополняется такими элементами, как уравновешенность, выполнение обязанностей, положительное отношение к сексу. В образе Я - будущий муж возрастает значимость личной независимости, ответственности, трудолюбия, положительного отношения к будущему брачному партнеру, снижается роль сексуальности, терпеливости, заботливости, уважения к другим людям, успешности. У юношей с ориентацией на ценности личной жизни образ идеальной жены отличается в юношеском возрасте и ранней зрелости. В возрасте от 20 до 22 лет образ идеальной жены включает элементы когнитивного, эмоционального и поведенческого компонент. Содержательные характеристики образа идеальной жены имеют следующую иерархическую структуру: 1) личная независимость:
(г s = 0.632 при р < 0.001);
2) сексуальность (г s = 0.612 при р < 0.001); 3) уважение к другим людям (г s = 0.555 при р < 0.001); 4) внешняя привлекательность:
(г s = 0.541 при р < 0.001);
5) ответственность (г s = 0.501 при р < 0.001); 6) трудолюбие:
(г s = 0.5 при р < 0.001);
7) заботливость (г s = 0.458 при р = 0.001); 8) уравновешенность:
(г s = 0.44 при р = 0.001);
9) выполнение обязанностей (г s = 0.416 при р = 0.002); 10) положительное отношение к будущему брачному партнеру:
(г s = 0.396 при р = 0.003);
11) успешность (г s = 0.355 при р = 0.01); 12) терпеливость:
(г s = 0.332 при р = 0.016).
У юношей содержание когнитивного компонента образа идеальной
трудолюбие, уравновешенность, успешность. У юношей с ориентацией на ценности личной жизни в образе идеального мужа представлены отдельные элементы эмоционального (негативное отноше-
§
л д
с
а §
жены практически совпадает, но эмоциональный и поведенческий §
§
компоненты отличаются в юношеском возрасте и ранней зрелости. о
у
4 Обсуждение (Discussion) ^
У юношей в возрасте от 17 до 19 лет структура ценностных ориентаций дифференцирует представления о супружестве. Общими личностными качествами в образе идеального мужа являются уважение к другим людям, заботливость, терпеливость, личная независимость, выполнение обязанностей, сексуальность, эмпатия. У юношей с ориентацией на ценности профессиональной самореализации в образе идеального мужа отражен эмоциональный компонент представлений о супружестве, включающий в себя положительное | отношение к будущему брачному партнеру и романтической любви. У юношей, ориентированных на гностическо-эстетические ценности или ценности личной жизни, когнитивный компонент образа иде-
ального мужа дополнен такими качествами, как ответственность, а
»К
s
Kl
S ж о
S §
K
а в
0
с р
сц
,а в е
V©
1
,а в
§
е
05
и
ние к семейным конфликтам и разводу) и поведенческого компонент (ролевые притязания в эмоционально-психотерапевтической сфере, то есть стремление оказывать моральную и эмоциональную поддержку членам семьи).
У юношей с ориентацией на ценности профессиональной самореализации образ Я — будущий муж отличается от образа идеального мужа большим количеством содержательных характеристик и включает в себя ответственность, трудолюбие, уравновешенность, успешность, положительное отношение к собственной семье и будущим детям. У юношей, ориентированных на гностические и эстетические ценности, образ Я — будущий муж во многом совпадает с образом идеального мужа и ограничивается только когнитивным компонентом. У юношей с ориентацией на ценности личной жизни в образе Я — будущий муж сокращается количество содержательных характеристик по сравнению с образом идеального мужа.
В образе идеальной жены общими личностными качествами являются личная независимость, заботливость, трудолюбие, сексуальность, уравновешенность, уважение к другим людям. У юношей, ориентированных на ценности профессиональной самореализации, в образе идеальной жены присутствуют также элементы эмоционального компонента: положительное отношение к романтической любви и будущему брачному партнеру. У юношей, ориентированных на гностические и эстетические ценности, когнитивный компонент образа идеальной жены дополняется такими качествами, как выполнение обязанностей, терпеливость, успешность. У юношей, ориентированных на ценности личной жизни, в образе идеальной жены также присутствуют такие характеристики, как ответственность, терпеливость, успешность, эмпатия, положительное отношение к правам и обязанностям супругов. Удивительным для нас стал факт о том, что эмпатия присутствует в образе идеального мужа у юношей в возрасте от 17 до 19 лет независимо от структуры ценностных ориентаций, при этом традиционно свойственное женщинам умение сопереживать и сочувствовать другим
наблюдается в образе идеальной жены только у юношей, ориентированных на ценности личной жизни.
У юношей в ранней зрелости (от 20 до 22 лет) структура ценностных ориентаций определяет особенности представлений о супружестве. Общими личностными качествами в образе идеального мужа являются заботливость, трудолюбие. Образ идеального мужа у юношей, ориентированных на ценности профессиональной самореализации, дополняется личной независимостью, сексуальностью, уравновешенностью, эмпатией, положительным отношением к будущему брачному партнеру, главенству и ответственности в семье, негативным отношением к сексу, семейным конфликтам и разводу, становится противоречивым. Так, если в когнитивном компоненте сексуальность занимает четвертое ранговое место, то в эмоциональном компоненте наблюдается негативное отношение к сексу. В ранней зрелости у юношей, ориентированных на гностические и эстетические ценности, образ идеального мужа включает
в себя такие качества, как выполнение обязанностей, ответствен-
£
ность, терпеливость, уважение к другим людям, уравновешенность, §
£
эмпатию. Образ идеального мужа у юношей, ориентированных на ценности личной жизни, дополнен элементами когнитивного (личная независимость, ответственность, терпеливость, уважение к другим людям, успешность) и эмоционального (положительное отношение к будущему брачному партнеру) компонент.
В ранней зрелости содержательно-структурные характеристики в образах идеального мужа и Я — будущий муж не совпада-
-К
ют. У юношей, ориентированных на ценности профессиональной ж
о
самореализации, в образе Я - будущий муж по сравнению с пред- 5 ставлениями об идеальном муже сокращается количество содержательных характеристик почти в два раза, отсутствуют такие эле- к менты, как заботливость, сексуальность, положительное отношение к будущему брачному партнеру, главенству и ответственности в семье, негативное отношение к сексу, семейным конфликтам и разводу. При этом появляются элементы когнитивного (ответственность,
К
К ^
о
3
а §
К
ж ¡0
№ о 3 № № №
а
№ о
§
О о
№ ж
3 а
-к
Й ж
О £ К Й
а в о
с р
сц
,а в е
V©
I
,а в
вок
е
05
и
выполнение обязанностей) и поведенческого (ролевые притязания в родительско-воспитательной сфере) компонент. В ранней зрелости у юношей с ориентацией на ценности профессиональной самореализации тесно взаимосвязаны представления о супружестве и отцовстве. У юношей, ориентированных на гностические и эстетические ценности, когнитивный компонент образа Я — будущий муж дополняется такими качествами, как успешность, личная независимость, сексуальность. В образе Я — будущий муж у юношей, ориентированных на ценности личной жизни, появляются дополнительные элементы в когнитивном (уравновешенность, выполнение обязанностей) и эмоциональном (положительное отношение к сексу) компонентах.
Общими личностными качествами в представлениях об идеальной супруге являются личная независимость, трудолюбие, заботливость, уравновешенность. У юношей, ориентированных на ценности профессиональной самореализации, образ идеальной жены дополнен элементами когнитивного (сексуальность, эмпатия) и эмоционального компонент (положительное отношение к главенству и ответственности в семье, негативное отношение к семейным конфликтам и разводу). Следует отметить, что присутствие в представлениях об идеальном муже и идеальной жене положительного отношения к главенству и ответственности в семье свидетельствует о том, что в ранней зрелости юноши с ориентацией на ценности профессиональной самореализации предпочитают демократическую (партнерскую) модель семьи, для которой характерны равноправие супругов, совместное главенство с разделением семейных функций, распределением ролей и обязанностей. У юношей, ориентированных на гностические и эстетические ценности, представления об идеальной супруге дополняются элементами когнитивного (уважение к другим людям, терпеливость, выполнение обязанностей, успешность, ответственность) и поведенческого (ролевые ожидания в хозяйственно-бытовой сфере, низкая социальная активность жены) компонент. Высокая степень ожидания от будущего брачного парт-
нера активного решения хозяйственно-бытовых вопросов семьи при низкой значимости профессиональной или общественной самореализации супруги указывают на тот факт, что юноши с ориентацией на гностические и эстетические ценности предпочитают традиционную модель семьи, где женщина ограничена социальными ролями жены и матери. У юношей, ориентированных на ценности личной жизни, образ идеальной жены содержит в себе дополнительные элементы когнитивного (сексуальность, уважение к другим людям, ответственность, выполнение обязанностей, успешность, терпеливость), эмоционального (положительное отношение к будущему брачному партнеру) и поведенческого (внешняя привлекательность -ролевые ожидания) компонент. Таким образом, в ранней зрелости у юношей в образе идеальной жены присутствуют как общие качества, так и специфические особенности, обусловленные влиянием структуры ценностных ориентаций.
5 Заключение (Conclusion)
Итак, у юношей представления о супружестве (идеальный муж, Я — будущий муж, идеальная жена) является динамичным Ц
У
внутриличностным образованием, обусловленным структурой ценностных ориентаций. Динамика представлений о супружестве в юношеском возрасте и ранней зрелости характеризуется гетеро-хронностью формирования когнитивного, эмоционального и поведенческого компонент. В основном, у юношей преобладает когнитивный компонент представлений о супружестве. У юношей, ориентированных на ценности профессиональной самореализации,
начинает формироваться эмоциональный компонент в образах иде- g
о
альный муж, Я — будущий муж, идеальная жена в юношеском воз- 5 расте, поведенческий компонент образа Я — будущий муж актуализируется в ранней зрелости. У юношей, ориентированных на к
гностические и эстетические ценности, появляются отдельные элементы поведенческого компонента только в образе идеальной жены в ранней зрелости. Юноши, ориентированные на ценности
К
К
д
с S а
л
К
ж S
So
о
л о S № № №
а №
S о
§
О о
№ ж S а -к
S Kl
S ж
О
личной жизни, отличаются наличием элементов когнитивного, K
И5
эмоционального и поведенческого компонент представлении о супружестве в юношеском возрасте и раннеИ зрелости. В основном представления о супружестве характеризуются неполнотоИ, фрагментарностью, ограничиваются набором отдельных личностных качеств, в некоторых случаях противоречивостью (юноши с ориентацией на ценности профессиональной самореализации в раннеИ зрелости). Несовпадение структурно-содержательных характеристик в образах идеального мужа Я — будущий муж свидетельствует о возможном в будущем внутриличностном конфликте в супружеской сфере у юношей, ориентированных на ценности профессиональной самореализации или ценности личной жизни. Полученные результаты актуализируют значимость и необходимость психолого-педагогического сопровождения процесса самоопределения в брачно-семейной сфере у студенческой молодежи, формирования полных и адекватных представлений о супружеской роли и готовности к семейной жизни.
6 Благодарности (Acknowledgments)
Исследование выполнено при финансовой поддержке Российского фонда фундаментальных исследований (РФФИ) в рамках научного проекта № 20-013-00072 «Личностные факторы развития семейного самоопределения в юношеском возрасте и ранней зрелости».
^ Библиографический список
^ 1. Соколова Н. А. Исследование установок на детей и родительство у
сц студенческой молодежи // Вестник Челябинского государственного педагогиче-^ ского университета. 2019. № 1. С. 145-158. DOI: 10.25588^Ри.2019.92.18.010.
2. Захарова Е. И., Карабанова О. А., Старостина Ю. А., Долгих А. Г. Представления о будущем родительстве в подростковом и юношеском возрасте //
а в
е лу
¡3 Российский психологический журнал. 2019. Т. 16, № 2. С. 103-122. DOI: ^ 10.21702/гр|.2019.2.6. ^ 3. Семенова Л. Э., Серебрякова Т. А., Князева Е. В. Экспериментальная
программа оптимизации процесса развития мотивации родительства // Национальный психологический журнал. 2018. № 1 (29). С. 30-37. DOI:
а
«о §
! 10.11621/npj.2018.0103.
4. Karabanova O.A., Almazova O.V., Burmenskaya G.V., Molchanov S.V., Sadovnikova T.Yu., Zakharova E.I. & Dolgikh A.G. (2018), "Assump-ij tions As A Basis For Attitude Forming To Mother's Position In Girls", The
European Proceedings of Social & Behavioural Sciences, vol. 43, pp. 634642. DOI: 10.15405/epsbs.2018.07.84 (WoS).
5. Типы отношения к материнству и родительской позиции у девушек в период вхождения во взрослость / О. А. Карабанова [и др.] // Психологические исследования. 2017. № 56 (10). С. 9.
6. Особенности ценностной сферы девушек с различным отношением к родительской позиции матери на этапе вхождения во взрослость / О. А. Карабанова [и др.] // Вестник Московского государственного областного университета. 2018. № 4. С. 24-37. (Серия «Психологические науки»). DOI: 10.18384/23107235-2018-4-24-37.
7. Бережная А. М., Лукьяненко Е. С. Особенности представлений о брачном партнере у современных девушек // Российский психологический журнал. 2016. № 1 (13), С. 29-39.
8. Захарова Е. И. Представления о характере социальной роли, как средство ориентировки в ее исполнении // Культурно-историческая психология. 2012. № 4. С. 38-41.
S. V. Merzlyakova1, M. G. Golubeva2, N. V. Bibarsova3
^RCID No. 0000-0003-4707-4886 Docent, Candidate of Psychological Sciences, Professor at the Department of General and Cognitive Psychology, a
Astrakhan State University, Astrakhan', Russia. a
E-mail: [email protected] o
2ORCID No. 0000-0002-5776-9369 Ц Docent, Candidate of Psychological Sciences,
Associate Professor at the Department of English Language for Humanitarian e
Specialties, Astrakhan State University, Astrakhan', Russia. e
E-mail: [email protected] §
—
3ORCID No. 0000-0001-9164-6824 g'
Senior Laboratory Assistant at the Department of General and Cognitive §
Psychology, Postgraduate Student, Astrakhan State University, e
Astrakhan', Russia. a
E-mail: [email protected] a
£
IDEAS ABOUT MARRIAGE |
DEPENDING ON THE VALUABLE |
ORIENTATIONS OF YOUNG MEN Ц
o' §
s
Abstract ^
Introduction. The article substantiates the relevance of the ^
§
g
research of marriage and family concepts among modern youth. The purpose of the research is to identify the features of ideas ^
about marriage depending on the structure of valuable orientations of young men at different stages of age development.
Materials and methods. The main research methods are the analysis of scientific literature, psycho-diagnostic methods, methods of statistical data processing.
Results. This section includes a description and comparison of the content of ideas about marriage among young men depending on the structure of valuable orientations at different stages of age development. The structure of valuable orientations differentiates ideas about marriage to a greater extent (Ideal husband, I am a future husband) among young men in adolescence than in early adulthood. Valuable orientations have a greater influence on the features of the image "Ideal wife" among young men in early adulthood compared to the adolescence of ontogenesis.
Discussion. Ideas about social role of the spouse are considered as reference points based on which young men will build their own marital behavior in the future. In early adulthood young men with a focus on the values of professional self -realization prefer a democratic (partner) model of the family which is characterized by equality of spouses and joint leadership. Young men with a focus on gnostic and aesthetic values
a
| choose a traditional family model where the woman is limited by
iba the social roles of wife and mother.
S3
^ Conclusion. There are both general qualities and specific
a
>
-o
-3
o O
features among young people's ideas about marriage due to the influence of the structure of valuable orientations and age.
Keywords: Image "Ideal husband"; Image "I am a future ^ husband"; Image "Ideal wife"; Valuable orientations; Age -a psychological approach. Highlights:
£
Young men's ideas about marriage (Ideal husband, I am a future husband, Ideal wife) is a dynamic intrapersonal education
.S due to the structure of valuable orientations;
The dynamics of ideas about marriage in adolescence and early adulthood is characterized by heterochronous formation of cognitive, emotional and behavioral components;
Adolescence (from 17 to 19 years) is a sensitive period for psychological and pedagogical influence on the process of self -determination in the marital and family sphere, formation of complete and adequate ideas about the marital role, education of family values among young male students.
References
1. Sokolova N. A. (2019), Issledovanie ustanovok na detej i roditel'stvo u studencheskoj molodezhi [Research of attitudes to children and parenting among students]. Vestnik Chelyabinskogo gosudarstvennogo peda-gogicheskogo universiteta, 1, 145-158. DOI: 10.25588/CSPU.2019.92.18.010. (In Russian).
2. Zakharova E.I., Karabanova O.A., Starostina Y.A. & Dolgikh A.G. (2019), Predstavleniya o budushchem roditel'stve v podrostkovom i yunosheskom vozraste [Ideas about the future of parenthood in adolescence and young adulthood]. Rossijskij psihologicheskij zhurnal, 16 (2), 103-122. a DOI: 10.21702/rpj. 2019.2.6. (In Russian). g
3. Semenova L.E., Serebryakova T.A. & Knyzeva E.V. (2018), Ek- o sperimental'naya programma optimizacii processa razvitiya motivacii ^ roditel'stva [Pilot program for optimizing parenting motivation]. Nacion- r al'nyj psihologicheskij zhurnal, 1, 30-37. DOI: 10.11621/npj.2018.0103. (In g' Russian). ^
4. Karabanova O.A., Almazova O.V., Burmenskaya G.V., Molchanov e S.V., Sadovnikova T.Yu., Zakharova E.I. & Dolgikh A.G. (2018), "Assump- | tions As A Basis For Attitude Forming To Mother's Position In Girls", The g' European Proceedings of Social & Behavioural Sciences, vol. 43, pp. 634- g 642. DOI: 10.15405/epsbs.2018.07.84 (WoS).
5. Karabanova O.A., Burmenskaya G.V., Zakharova E.V., Almazova ^ O.V., Dolgikh A.G., Molchanov S.V. & Sadovnikova T.Yu. (2017), Tipy a otnosheniya k materinstvu i roditel'skoj pozicii u devushek v period ^ vhozhdeniya vo vzroslost' [Types of Attitude to Motherhood and Parental At- o titude Among Young Women in the Period of Entering into Adulthood]. Psi- g' hologicheskie issledovaniya, 10 (56), 9. (In Russian). &
6. Karabanova O.A., Zakharova E.I., Burmenskaya G.V., Almazova § V.O., Dolgikh A.G., Molchanov S.V. & Sadovnikova T.Yu. (2018), Osoben- ^ nosti tsennostnoi sfery devushek s razlichnym otnosheniem k roditelskoi 0 pozitsii materi na etape vkhozhdeniia vo vzroslost [Features of Values of g
Young Women's Spheres with Different Attitudes towards Parental Attitude fe
e
of Mother at the Stage of Entering Adulthood]. Vestnik Moskovskogo gosu-
darstvennogo oblastnogo universiteta. Seriya: Psihologicheskie nauki, 4, 2437. DOI: 10.18384/2310 -7235-2018-4-24-37._(In Russian).
7. Berezhnaya A.M. & Lukianenko E.S. (2016), Osobennosti pred-stavlenij o brachnom partnere u sovremennyh devushek [Features of Representation of the Marriage Partner among Modern Young Girls]. Rossijskij psihologicheskij zhurnal, 1 (13), 29-39. (In Russian).
8. Zakharova E.I. (2012), Predstavleniya o haraktere social'noj roli, kak sredstvo orientirovki v ee ispolnenii [Individual Notions of Social Role Characteristics as Means of Orientation]. Kul'turno-istoricheskaya psihologi-ya, 4, 38-41. (In Russian).
a >
o £
a
-Q
S3 a
-Q
-3
o O
a Ü
£ sSi
fi