Научная статья на тему 'АКТУАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К СЕМЬЕ У СТУДЕНТОВ'

АКТУАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К СЕМЬЕ У СТУДЕНТОВ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
375
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТУДЕНЧЕСКИЕ СЕМЬИ / СТУДЕНТЫ / ЦЕННОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / СЕМЕЙНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / ПСИХОЛОГИЯ СЕМЬИ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Халикова Галина Андреевна, Мазурчук Екатерина Олеговна, Мазурчук Нина Ивановна

Значительный интерес в научной сфере вызывает проблема ценностного отношения к семье, так как семья сегодня - базовая национальная ценность. Это находит отражение в политике государства и молодежных инициативах (проектах). Ценностное отношение, как подчеркивают авторы статьи, рассматривается как ключевой компонент в структуре личности, связанный с развитием самосознания, осознанием положения собственного «Я» в системе общественных отношений, по степени сформированности которого можно судить об уровне личностного развития студента. Основываясь на результатах теоретического анализа, авторы обозначают и психологические особенности студенческого возраста, ключевые потребности, характерные для этого периода: появление стремления к созданию устойчивых отношений с противоположным полом, актуализация значимости брачно-семейных взаимоотношений. Однако современные тенденции, направленные на разрушение традиционного института семьи, как отмечают авторы в статье, могут негативно сказываться на ценностном отношении студентов к ней. Целью исследования является выявление актуального состояния ценностного отношения к семье у студентов. В качестве основных методов исследования использовались опрос, тестирование, сочинение и описательная статистика как метод визуализации количественных результатов исследования. В работе описаны результаты констатирующего этапа исследования, позволяющие судить об актуальном состоянии ценностного отношения к семье: 1) студенты наделяют семью психотерапевтической функцией и функцией эмоциональной поддержки; 2) семейная жизнь для них не является приоритетной сферой; 3) представление о семье, браке, ролевых взаимодействиях и семейных ценностях искажено; 4) установка на личную автономию, независимость от будущего супруга (партнера). Результаты исследования могут быть использованы в практической деятельности специалистов, занимающихся психолого-педагогическим сопровождением студентов на этапе создания семьи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Халикова Галина Андреевна, Мазурчук Екатерина Олеговна, Мазурчук Нина Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CURRENT STATE OF VALUE ATTITUDE TO FAMILY AMONG STUDENTS

Significant interest in the scientific field is caused by the problem of the value attitude to the family, since the family today is the basic national value. This is reflected in the state policy and youth initiatives (projects). The value attitude, as the authors of the article emphasize, is considered as a key component in the personality structure associated with the development of self-awareness, awareness of the position of one’s self in the system of social relations, by the degree of formation of which one can judge the level of personal development of a student. Based on the results of theoretical analysis, the authors also identify the psychological features of the student age, the key needs characteristic of this period: the emergence of a desire to create stable relationships with the opposite sex, the actualization of the importance of marital and family relationships. However, modern trends aimed at destroying the traditional institution of the family, as the authors note in the article, can negatively affect the value attitude of students to it. The purpose of the study is to identify the current state of value attitude to the family among students. The main research methods used were survey, testing, essay and descriptive statistics as a method of visualizing quantitative research results. The paper describes the results of the ascertaining stage of the study, which allow us to judge the current state of the value attitude to the family: 1) students endow the family with a psychotherapeutic function and an emotional support function; 2) family life is not a priority area for them; 3) the idea of family, marriage, role interactions and family values is distorted; 4) the attitude towards personal autonomy, independence from the future spouse (partner). The results of the study can be used in the practical activities of specialists engaged in psychological and pedagogical support of students at the stage of family creation.

Текст научной работы на тему «АКТУАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К СЕМЬЕ У СТУДЕНТОВ»

DO110.26170/2079-8717_2022_01 _18 ГРНТИ 14.07.01; 15.81.21

УДК 159.9 ББК Ю957.6

Код ВАК 19.00.07 (5.3.4)

Халикова Галина Андреевна,

магистр психолого-педагогического образования, психолог, Уральский государственный педагогический университет; 620091, Россия, г. Екатеринбург, пр-т Космонавтов, 26; e-mail: halikova17@bk.ru

Мазурчук Екатерина Олеговна,

кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии образования, Уральский государственный педагогический университет; 620091, Россия, г. Екатеринбург, пр-т Космонавтов, 26; e-mail: MazurchukE@yandex.ru

Мазурчук Нина Ивановна,

кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и педагогической компаративистики, Уральский государственный педагогический университет; 620091, Россия, г. Екатеринбург, пр-т Космонавтов, 26; e-mail: Mazurchuk-nina@rambler.ru

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: студенческие семьи; студенты; ценностные отношения; семейные отношения; психология семьи.

АННОТАЦИЯ. Значительный интерес в научной сфере вызывает проблема ценностного отношения к семье, так как семья сегодня - базовая национальная ценность. Это находит отражение в политике государства и молодежных инициативах (проектах). Ценностное отношение, как подчеркивают авторы статьи, рассматривается как ключевой компонент в структуре личности, связанный с развитием самосознания, осознанием положения собственного «Я» в системе общественных отношений, по степени сформированности которого можно судить об уровне личностного развития студента. Основываясь на результатах теоретического анализа, авторы обозначают и психологические особенности студенческого возраста, ключевые потребности, характерные для этого периода: появление стремления к созданию устойчивых отношений с противоположным полом, актуализация значимости брачно-семейных взаимоотношений. Однако современные тенденции, направленные на разрушение традиционного института семьи, как отмечают авторы в статье, могут негативно сказываться на ценностном отношении студентов к ней. Целью исследования является выявление актуального состояния ценностного отношения к семье у студентов. В качестве основных методов исследования использовались опрос, тестирование, сочинение и описательная статистика как метод визуализации количественных результатов исследования. В работе описаны результаты констатирующего этапа исследования, позволяющие судить об актуальном состоянии ценностного отношения к семье: 1) студенты наделяют семью психотерапевтической функцией и функцией эмоциональной поддержки; 2) семейная жизнь для них не является приоритетной сферой; 3) представление о семье, браке, ролевых взаимодействиях и семейных ценностях искажено; 4) установка на личную автономию, независимость от будущего супруга (партнера). Результаты исследования могут быть использованы в практической деятельности специалистов, занимающихся психолого-педагогическим сопровождением студентов на этапе создания семьи.

ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ: Халикова, Г. А. Актуальное состояние ценностного отношения к семье у студентов / Г. А. Халикова, Е. О. Мазурчук, Н. И. Мазурчук. - Текст : непосредственный // Педагогическое образование в России. - 2022. - № 1. - С. 157-164. - DOI: 10.2б170/2079-8717_2022_01_18.

Khalikova Galina Andreevna,

Master of Psychological and Pedagogical Education, Psychologist, Ural State Pedagogical University, Ekaterinburg, Russia

Mazurchuk Ekaterina Olegovna,

Candidate of Psychology, Associate Professor of Department of Educational Psychology, Ural State Pedagogic University, Ekaterinburg, Russia

Mazurchuk Nina Ivanovna,

Candidate of Pedagogy, .Associate Professor of Department of Pedagogy and Pedagogical Comparative Studies, Ural State Pedagogic University, Ekaterinburg, Russia

KEYWORDS: student families; students; value relationships; family relationships; family psychology.

ABSTRACT. Significant interest in the scientific field is caused by the problem of the value attitude to the family, since the family today is the basic national value. This is reflected in the state policy and youth initiatives (projects). The value attitude, as the authors of the article emphasize, is considered as a key component in the personality structure associated with the development of self-awareness, awareness of the position of one's self in the system of social relations, by the degree of formation of which one can judge the level of personal development of a student. Based on the results of theoretical analysis, the authors also identify the psychological features of the student age, the key needs characteristic of this period: the emergence of a desire to create stable relationships with the opposite sex, the actualization of the importance of marital and family relationships. However, modern trends aimed at destroying the traditional institution of the family, as the authors note in the article, can negatively affect the value attitude of students to it. The purpose of the study is

© Xa^HKOBa r. A., Ma3ypqyK E. O., Ma3ypqyK H. H., 2022

АКТУАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ

ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К СЕМЬЕ У СТУДЕНТОВ

THE CURRENT STATE

OF VALUE ATTITUDE TO FAMILY AMONG STUDENTS

to identify the current state of value attitude to the family among students. The main research methods used were survey, testing, essay and descriptive statistics as a method of visualizing quantitative research results. The paper describes the results of the ascertaining stage of the study, which allow us to judge the current state of the value attitude to the family: 1) students endow the family with a psychotherapeutic function and an emotional support function; 2) family life is not a priority area for them; 3) the idea of family, marriage, role interactions and family values is distorted; 4) the attitude towards personal autonomy, independence from the future spouse (partner). The results of the study can be used in the practical activities of specialists engaged in psychological and pedagogical support of students at the stage of family creation.

FOR CITATION: Khalikova, G. A., Mazurchuk, E. O., Mazurchuk, N. I. (2022). The Current State of Value Attitude to Family among Students. In Pedagogical Education in Russia. No. 1, pp. 157-164. DOI: 10.26I70/2079-8717_2022_01_I8.

Сегодня на государственном уровне прослеживается заинтересованность проблемами молодой семьи в целом и студенческой семьи в частности. Так, упоминания об этом можно найти в целом ряде федеральных нормативных документов: в «Концепции семейной политики Российской Федерации на период до 2025 года»; в законопроекте «О внесении изменений в Семейный кодекс Российской Федерации в целях укрепления института семьи» от 2020 года и т. д. Обозначенная государством политика находит свое отражение и во Всероссийских молодежных проектах, реализуемых с 2021 года, в которых появляется раздел «Укрепление семейных ценностей». Возросший интерес государства к данной категории семей обусловлен рядом причин:

- появление альтернативных форм брачных отношений (например, однополые отношения, сожительство, чайлдфри и др.);

- поздние браки и позднее рождение детей (по информации Росстата, средний возраст рождения первенца сдвигается к 30 годам);

- смена половых ролей (современная женщина как личность реализует себя в карьере, образовании, бизнесе, хобби и может обеспечивать семью, что ранее было характерно только мужчинам);

- разграничение супружества и роди-тельства (чаще предпочтение отдается созданию семьи, выступающей ресурсом развития личности молодых людей, в которой временно отказываются от рождения детей).

Особую тревогу вызывает тот факт, что брак среди студентов рассматривается как потенциальное торможение личностного и карьерного развития. Это обуславливает снижение ценности института семьи и брака среди данной категории молодых людей [18]. Вышесказанное обуславливает интерес изучения актуального состояния ценностного отношения к семье у студентов.

В рамках данного исследования целесообразно, на наш взгляд, рассмотреть психолого-педагогические характеристики студентов как представителей студенческого возраста, который представляет собой «переходную фазу от созревания к зрелости» и определяется как поздняя юность - ранняя

взрослость (17-25 лет) [7].

Студенческий возраст, по Б. Г. Ананьеву, является сенситивным периодом для развития основных социогенных потенций человека. Выделение студенчества основано на социально-психологическом подходе внутри эпохи зрелости - взрослости [2].

В психологической литературе студенческий возраст обозначается как:

- этап формирования самосознания и собственного мировоззрения;

- этап принятия ответственных решений;

- этап человеческой близости, когда ценности дружбы, любви, интимной близости выходят на первый план [11].

В результате теоретического анализа нам удалось зафиксировать, что на данном возрастном этапе происходит:

- психологическая сепарация от родителей;

- формирование новой системы отношений между родителями и детьми по типу «взрослый-взрослый»;

- формирование идентичности (Э. Эрик-сон);

- принятие гендерной роли - маскулинность, фемининность;

- выстраивание близких, интимно-личностных отношений с ровесниками;

- психологическая готовность к вступлению в брак;

- готовность к трудовой деятельности

[12].

В соответствии с этим ученые выделяют и ряд ведущих потребностей, характерных для студенческого возраста. Это потребность в эмоционально-психологическом удовлетворении; во взаимопомощи и психической поддержке; во взаимопонимании, заботе, внимании друг к другу; в удовлетворении чувства собственного достоинства; в ощущении своей значимости и важности [13].

Проанализировав психолого-педагогические особенности студенческого возраста, мы можем резюмировать, что для него характерно появление стремления к созданию устойчивых отношений с противоположным полом, что актуализирует для них значимость брачно-семейных взаимоотношений, которые включают способность

к сотрудничеству, взаимопониманию, терпимость, чуткость и тактичность в общении с партнером [8; 9]. Однако современные тенденции, обозначенные нами выше, могут негативно сказываться на ценностном отношении студентов к семье.

Ценностное отношение в психолого-педагогических исследованиях разных авторов имеет большое количество трактовок. Далее мы попытаемся систематизировать их и выделить ключевые для нашего исследования аспекты.

Так, под ценностным отношением понимают социально-психологический феномен, определяющийся направленностью и содержанием активности личности, являющийся составной частью системы отношений личности, характеризующий общий подход человека к миру, к себе, придающий смысл и направление личностным позициям, поведению, поступкам (А. П. Вардомац-кий, Е. А. Васина, Д. А. Леонтьев, Н. Б. Ли-совская, В. С. Мухина) [4; 5; 10; 11; 14]. Система ценностных отношений противоречива и динамична, выявляет как главные, фундаментальные изменения личности, так и текущие, быстрые изменения в жизни. Эта система не является чем-то абсолютно упорядоченным и неподвижным [3; 21]. Формирование ценностных отношений является центральной частью развития личности человека. В кризисные периоды развития личности возникают новые ценностные отношения, новые потребности и интересы, а на их основе перестраиваются и качества личности, характерные для предшествующего периода [19; 20].

Таким образом, ценностное отношение

выступает в качестве личностнообразующей системы и связано с развитием самосознания, осознания положения собственного «Я» в системе общественных отношений. Оно является ключевым компонентом в структуре личности. По степени сформированное™ ценностного отношения можно судить об уровне сформированности личности [15].

В ряде исследований ценностное отношение к семье рассматривается как качество личности, имеющее определенные структурные компоненты (Ш. А. Амона-швили, Д. Янкелович):

- главенствующая позиция семейной ценности в системе ценностных ориентаций личности;

- доминирующая позиция ценности семьи, в сравнении с другими более обширными социальными системами (общественная направленность);

- ценность семьи, отражающая связи и семейные отношения (направленность на семью);

- ценность семьи как цели и средства самореализации человека (личностная направленность) [1; 22].

С учетом данных, полученных в рамках обзорно-аналитической работы, нами было организовано эмпирическое исследование, направленное на выявление актуального состояния ценностного отношения к семье у студентов. В нем приняли участие 100 студентов от 18 до 25 лет, которые являются обучающимися 1-5 курсов разного профиля подготовки в ФГБОУ ВО «Уральский государственный педагогический университет». Подробные характеристики выборки исследования представлены в таблице 1.

Таблица 1

Критерии Значения

Возраст 18 лет - 27 человек; 19 лет - 21 человек; 20 лет - 16 человек; 21 год - 13 человек; 22 года - 15 человек; 23 года - 4 человека; 24 года - 2 человека; 25 лет - 2 человека

Год обучения 1-й - 35 человек; 2-й - 27 человек; 3-й - 19 человек; 4-й - 11 человек; 5-й - 8 человек

Семейное положение Все респонденты не состоят в браке

Место жительства Екатеринбург - 54 человека; Верхняя Пышма - 11 человек; Североуральск -15 человек; Алапаевск - 8 человек; Ирбит - 5 человек; Среднеуральск - 7 человек

Имеют отношения с представителем противоположного пола 23 человека

Длительность отношений До 1 года - 16 человек; 2-3 года - 3 человека; 3-4 года - 2 человека; более 5 лет -2 человека

Для решения поставленной цели использовался комплекс взаимосвязанных и взаимодополняющих друг друга методов эмпирического исследования: методы сбора эмпирических данных (методика «Ролевые ожидания партнеров» (РОП) (А. Н. Волкова) [6]; Опросник терминальных ценностей (ОтеЦ) (И. Г. Сенин) [17]; сочинение «Мои

представления о будущей семье» (А. В. Погодина)) [16]; обработки и интерпретации результатов: методы описательной статистики (графические методы представления полученных данных).

Отметим, что в каждой методике, солидаризируясь с авторами, изучающими данную проблему (Ш. А. Амонашвили,

П. Е. Кильдюшова, Д. Янкелович), мы ис- стоянии ценностного отношения студентов

пользовали те шкалы, значения которых к семье (табл. 2).

позволяют сделать вывод об актуальном со-

Таблица 2

Значимые шкалы методик

Методики Показатели ценностного отношения к семье

«Ролевые ожидания партнеров» (РОП) (А. Н. Волкова) ШКАЛА СЕМЕЙНЫХ ЦЕННОСТЕЙ; шкала значимости сексуальных отношений в супружестве; шкала, отражающая установку мужа (жены) на личностную идентификацию с брачным партнером; шкала, измеряющая установку супруга(и) на реализацию хозяйственно-бытовых функций семьи; шкала, позволяющая судить об отношении супруга(и) к родительским обязанностям; шкала, отражающая установку супруга(и) на значимость внешней социальной активности (профессиональной, общественной) для стабильности брачно-семейных отношений; шкала, отражающая установку супруга(и) на значимость эмоционально-психотерапевтической функции брака

Опросник терминальных ценностей (ОтеЦ) (И. Г. Сенин) Сфера семейной жизни

«Мои представления о будущей семье» (А. В. Погодина) Единицы анализа: отношение к браку, отношение к супругу, отношение к родительству, отношение к себе как к супругу(е); принятие роли су-пруга(и).* *Единицы анализа выделены на основе схемы, составленной А. В. Погодиной

Полученные с помощью методики «Ро- лать вывод, что значимость сексуальных от-

левые ожидания партнеров» в ходе диагно- ношений и сексуальной активности у студен-

стики респондентов данные позволяют сде- тов выражена на среднем уровне (табл. 3).

Таблица 3

Результаты средних значений по методике «Ролевые ожидания партнеров» (РОП) (А. Н. Волкова)

Переменная Среднее значение

1. Шкала значимости сексуальных отношений в супружестве 5,4

2. Шкала, отражающая установку на личностную идентификацию с брачным партнером 4,56

3. Шкала, измеряющая установку супруга(и) на реализацию хозяйственно-бытовых функций семьи 5,14

4. Шкала, позволяющая судить об отношении супру-га(и) к родительским обязанностям 5,38

5. Шкала, отражающая установку супруга(и) на значимость внешней социальной активности для стабильности брачно-семейных отношений 5,12

6. Шкала, отражающая установку супруга(и) на значимость эмоционально -психотерапевтической функции брака 6,34

Только 53% респондентов отмечают значимость сексуальных отношений. На оценку будущего супруга(и) как сексуального партнера влияет отношение к противоположному полу. Установлено, что низкие показатели были получены по шкале, отражающей личностную идентификацию с брачным партнером - 43% респондентов. Это свидетельствует об установке на личную автономию, независимость от будущего супруга. Наиболее значимой для респондентов стала шкала, определяющая установку

брачного партнера на психотерапевтическую и эмоционально-поддерживающую функции семьи - 64% респондентов. Полученные высокие значения позволяют сделать вывод о важности проявления взаимной моральной и эмоциональной поддержки в будущей семье, высоких ожиданиях психологической разрядки от брака и поддержке от партнера. Высокие показатели по шкале могут свидетельствовать о психологических особенностях студенческого возраста (рис. 1).

Рис. 1. Графическое представление результатов средних значений по методике «Ролевые ожидания партнеров» (РОП) (А. Н. Волкова)

Данные, собранные с помощью опрос- является значимой, так как только у 41%

ника терминальных ценностей (ОтеЦ) студентов она получила высокие значения

(И. Г. Сенин), дают основания полагать, что (табл. 4).

для респондентов сфера семейной жизни не

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таблица 4

Результаты средних значений по методике ОтеЦ (И. Г. Сенин)

I Шкала 1 Шкала 2 Шкала 3 Шкала 4 Шкала 5 I Шкала 6

Переменная Среднее значение

Сфера семейной жизни 4,64 (41%)

Мы можем констатировать, что у студентов недостаточно сформирована ценность семейных отношений из-за свойственных возрасту искаженных представлений о семейной жизни, негативного отношения к семейной жизни, о чем мы писали выше.

Результаты работы с сочинениями респондентов («Мои представления о буду-

щей семье» (А. В. Погодина)) позволяют констатировать, что у студентов выражено положительное отношение к супругу(е) в 73% и к родительству в 51% случаев, так как для современных студентов обязательно присутствие постоянного партнера для содержания и воспитания детей (рис. 2).

I Отн-е к браку положительное I Отн-е к браку отрицательное I Отн-е к браку нейтральное I Отн-е к браку осознанное I Отн-е к браку неосознанное I Отношение к супругу I Отн-е к родительству положительное I Отн-е к родительству отрицательное Отн-е к родительству нейтральное Отн-е к родительству осознанное Отн-е к родительству неосознанное Отн-е к себе

I Принятие роли супруга(и)

Рис. 2. Результаты, полученные с помощью методики «Мои представления о будущей семье» (А. В. Погодина)

Данная модель родительства может быть объяснена тем, что общество в целом и родительская семья в частности создают определенный образец родительства либо определенные границы его вариабельности. Каждая конкретная личность осуществляет интериоризацию этой внешней модели, пропуская внешний опыт через призму сво-

ей направленности и особенностей, а затем происходит их согласование в единое целое.

Заметим, что по другим шкалам (особенно по шкале «отношение к браку») средние значения были достаточно низкими, что может говорить о несформирован-ности устойчивого ценностного отношения к семье у студентов (табл. 5).

Таблица 5

Средние значений по шкалам методики «Мои представления о будущей семье» (А. В. Погодина)

Шкала Среднее значение

Отношение к браку положительное 1

отрицательное 1,6

нейтральное 0,1

осознанное 0,4

неосознанное 0,4

Отношение к родительству положительное 2,1

отрицательное 0,8

нейтральное 0,3

осознанное 0,3

неосознанное 0,4

Принятие роли супруга(и) 0,8

Таким образом, опираясь на эмпирические данные, мы отмечаем следующее актуальное состояние ценностного отношения студентов к семье: не приоритетность сферы семейной жизни; искаженное представление о семье, браке, ролевых взаимодействиях в браке и семейных ценностях; нацеленность на психотерапевтическую и эмоционально-поддерживающую функции брачного партнера; установка на личную автономию, независимость от будущего супруга (партнера).

Обратим внимание, что полученные эмпирические результаты нацеливают психолого-педагогическое сообщество вузов на организацию целенаправленной работы с данной возрастной группой, предполагающей длительное и качественное психологическое воздействие на их ценностно-смыловую сферу с использованием эффективных форм и методов работы со студентами по формированию ценностного отношения к семье:

лектории, тренинги, индивидуальные консультации, мастер-классы и т. п. Планируется описание программы работы психологической службы вуза по формированию у студентов ценностного отношения к семье представить в следующей статье.

Резюмируя, отметим, что семья является объектом научных исследований на всех этапах становления научного знания. Сегодня существенно изменился угол зрения на нее в связи с наблюдаемой социокультурной трансформацией. Ее влиянию особо подвержены студенты, для которых создание семьи является актуальной возрастной задачей. Решение данной задачи возможно при условии сформированного ценностного отношения студентов к семье. Однако актуальное состояние ценностного отношения к семье у рассматриваемой возрастной группы нацеливает психолого-педагогическое сообщество на необходимость осуществления работы по его формированию.

ЛИТЕРАТУРА

1. Амонашвили, Ш. А. Искусство семейного воспитания / Ш. А. Амонашвили. - М. : Свет, 2017. - 74 с.

2. Ананьев, Б. Г. Личность, субъект деятельности, индивидуальность / Б. Г. Ананьев. - М. : Директ-Медиа, 2008. - 134 с.

3. Андреева, Т. В. Психология семьи / Т. В. Андреева. - СПб. : Речь, 2017. - 384 с.

4. Вардомацкий, А. П. Аксио-биографическая методика / А. п. Вардомацкий / / Социологические исследования. - 1991. - № 7. - С. 80-84.

5. Васина, Е. А. Ценностные ориентации личности в юношеском возрасте : автореф. дис. ... канд. психол. наук / Васина Е. А. - СПб., 2018. - 26 с.

6. Волкова, А. Н. Ролевые ожидания партнеров / А. Н. Волкова. - URL: https://psylab.info/% D0%9C%D0%B5%D1%82%D0%BE%D0%B4%D0%B8%D0%BA%D0%B0_%C2%AB%D0%A0%D0%BE%D0%B B%D0%B5%D0%B2%D1%8B%D0%B5_%D0%BE%D0%B6%D0%B8%D0%B4%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1 %8F_%D0%BF%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%BD%D0%B5%D1%80%D0%BE%D0%B2%C2%BB (дата обращения: 09.02.2022). - Текст : электронный.

7. Кильдюшова, П. Е. Формирование у студентов ценностного отношения к семье : автореф. дис. ... канд. психол. наук / Кильдюшова П. Е. - Казань, 2019. - 26 с.

8. Кон, И. С. В поисках себя. Личность и ее самосознание / И. С. Кон. - М. : Политиздат, 2014. - 335 с.

9. Кон, И. С. Психология ранней юности / И. С. Кон. - М.: Просвещение, 2013. - 256 с.

10. Леонтьев, Д. А. Саморегуляция, ресурсы и личностный потенциал / Д. А. Леонтьев // СПЖ. -2016. - № 62. - С. 1837.

11. Лисовская, Н. Б. Становление ценностных ориентаций в разных условиях развития : автореф. дис. ... канд. психол. наук / Лисовская Н. Б. - СПб., 2013. - 26 с.

12. Лисовский, В. Т. Личность студента / В. Т. Лисовский, А. В. Дмитриев. - Л.: ЛГУ, 2016. - 183 с.

13. Маслоу, А. Мотивация и личность / А. Маслоу. - СПб. : Питер, 2015. - 351 с.

14. Мухина, В. С. Личность: Мифы и реальность (Альтернативный взгляд. Системный подход. Инновационные аспекты). - М. : Прометей, 2010. - 1088 с.

15. Пермовская, О. С. Семья - основа государства / О. С. Пермовская // Русская правосл. церковь и отечеств. государственность : XXI Рождеств. правосл. философ. чтения. - Нижний Новгород : НГПУ, 2017.

16. Погодина, А. В. Возрастные особенности представлений о любви в подростковом и юношеском возрасте : автореф. дис. ... канд. психол. наук : 19.00.07 / Погодина А. В. - М. : ПИ РАО, 1993. - 23 с.

17. Сенин, И. Г. Опросник терминальных ценностей / И. Г. Сенин. - Ярославль : Содействие, 1991.

18. Уварова, Н. Н. Формирование ценностного отношения студентов к институту семьи : автореф. дис. ... канд. психол. наук / Уварова Н. Н. - Самара, 2015. - 26 с.

19. Шнейдер, Л. Б. Основы семейной психологии / Л. Б. Шнейдер. - М. : Изд-во Московского психолого-социального института ; Воронеж : Изд-во НПО «МОДЭК», 2003. - 928 с.

20. Шнейдер, Л. Б. Современная семейная проблематика в социокультурном контексте / Л. Б. Шнейдер // Психолого-педагогическое сопровождение семьи в реалиях современного социокультурного пространства : материалы Международной научно-практической конференции / Урал. гос. пед. ун-т. - Екатеринбург, 2012.

21. Яницкий, М. С. Ценностные ориентации личности как динамическая система / М. С. Яницкий. -М. : Издательская группа «Прогресс», 2017. - 223 с.

22. Yankelovich, D. New rules: searching for self-fulfillment in a world turned upside down / D. Yankelovich. -New York : Bantam Books, 1982. - 308 p.

REFERENCES

1. Amonashvili, Sh. A. (2017). Iskusstvo semeinogo vospitaniya [The Art of Family Education]. Moscow, Svet. 74 p.

2. Anan'ev, B. G. (2008). Lichnost', sub"ekt deyatel'nosti, individual'nost' [Personality, Subject of Activity, Individuality]. Moscow, Direkt-Media. 134 p.

3. Andreeva, T. V. (2017). Psihologiya sem'i [Psychology of the Family]. Saint Petersburg, Rech'. 384 p.

4. Vardomatsky, A. P. (1991). Aksio-biograficheskaya metodika [Axio-Biographical Technique]. In Sotsiologicheskie issledovaniya. No. 7, pp. 80-84.

5. Vasina, E. A. (2018). Tsennostnye orientatsii lichnosti v yunosheskom vozraste [Value Orientations of a Person in Adolescence]. Avtoref. dis. ... kand. psikhol. nauk. Saint Petersburg. 26 p.

6. Volkova, A. N. Rolevye ozhidaniyapartnerov [Role Expectations of Partners]. URL: https://psylab.info/ %D0%9C%D0%B5%D1%82%D0%BE%D0%B4%D0%B8%D0%BA%D0%B0_%C2%AB%D0%A0%D0%BE%D0% BB%D0%B5%D0%B2%D1%8B%D0%B5_%D0%BE%D0%B6%D0%B8%D0%B4%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D 1%8F_%D0%BF%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%BD%D0%B5%D1%80%D0%BE%D0%B2%C2%BB (mode of access: 09.02.2022).

7. Kil'dyushova, P. E. (2019). Formirovanie u studentov tsennostnogo otnosheniya k sem'e [Formation of Students' Value Attitude to the Family]. Avtoref. dis. ... kand. psikhol. nauk. Kazan. 26 p.

8. Kon, I. S. (2014). V poiskakh sebya. Lichnost' i ee samosoznanie [In Search of Myself. Personality and Its Self-Consciousness]. Moscow, Politizdat. 335 p.

9. Kon, I. S. (2013). Psikhologiya rannei yunosti [Psychology of Early Youth]. Moscow, Prosveshchenie. 256 p.

10. Leont'ev, D. A. (2016). Samoregulyatsiya, resursy i lichnostnyi potentsial [Self-Regulation, Resources and Personal Potential]. In SPZH. No. 62, pp. 1837.

11. Lisovskaya, N. B. (2013). Stanovlenie tsennostnykh orientatsii v raznykh usloviyakh razvitiya [Formation of Value Orientations in Different Conditions of Development]. Avtoref. dis. . kand. psikhol. nauk. Saint Petersburg. 26 p.

12. Lisovsky, V. T., Dmitriev, A. V. (2016). Lichnost'studenta [Student's Personality]. Leningrad, LGU. 183 p.

13. Maslow, A. (2015). Motivatsiya i lichnost' [Motivation and Personality']. Saint Petersburg, Piter. 351 p.

14. Mukhina, V. S. (2010). Lichnost': Mify i real'nost' (Al'ternativnyi vzglyad. Sistemnyi podkhod. Inno-vatsionnye aspekty) [Personality: Myths and Reality (Alternative View. System Approach. Innovative Aspects)]. Moscow, Prometei. 1088 p.

15. Permovskaya, O. S. (2017). Sem'ya - osnova gosudarstva [Family is the Basis of the State]. In Russkaya pravosl. tserkov' i otechestv. gosudarstvennost': XXI Rozhdestv. pravosl. filosof. chteniya. Nizhny Novgorod, NGPU.

16. Pogodina, A. V. (1993). Vozrastnye osobennosti predstavlenii o lyubvi v podrostkovom i yunosheskom vozraste [Age Features of Ideas about Love in Adolescence and Youth]. Avtoref. dis. ... kand. psikhol. nauk. Moscow, PI RAO. 23 p.

17. Senin, I. G. (1991). Oprosnik terminal'nykh tsennostei [Terminal Values Questionnaire]. Yaroslavl, So-deistvie.

18. Uvarova, N. N. (2015). Formirovanie tsennostnogo otnosheniya studentov k institutu sem'i [Formation of the Value Attitude of Students to the Institution of the Family]. Avtoref. dis. ... kand. psikhol. nauk. Samara. 26 p.

19. Shneyder, L. B. (2003). Osnovy semeinoipsikhologii [Fundamentals of Family Psychology]. Moscow, Iz-datel'stvo Moskovskogo psikhologo-sotsial'nogo instituta, Voronezh, Izdatel'stvo NPO «MODEK». 928 p.

20. Shneyder, L. B. (2012). Sovremennaya semeinaya problematika v sotsiokul'turnom kontekste [Modern Family Problems in the Sociocultural Context]. In Psikhologo-pedagogicheskoe soprovozhdenie sem'i v realiyakh sovremennogo sotsiokul'turnogo prostranstva: materialy Mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii. Ekaterinburg.

21. Yanitsky, M. S. (2017). Tsennostnye orientatsii lichnosti kak dinamicheskaya sistema [Personal Value Orientations as a Dynamic System]. Moscow, Izdatel'skaya gruppa «Progress». 223 p.

22. Yankelovich, D. (1982). New Rules: Searching for Self-Fulfillment in a World Turned Upside Down. New York, Bantam Books. 308 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.