Научная статья на тему 'ЦЕННОСТНОЕ ОТНОШЕНИЕ К МАТЕРИНСТВУ У ЖЕНЩИН РОССИИ И БЕЛОРУССИИ'

ЦЕННОСТНОЕ ОТНОШЕНИЕ К МАТЕРИНСТВУ У ЖЕНЩИН РОССИИ И БЕЛОРУССИИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
236
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАТЕРИНСТВО / ЦЕННОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / ПСИХОЛОГИЯ МАТЕРИНСТВА / ТЕРМИНАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ / ЖИЗНЕННАЯ СФЕРА

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Мазурчук Нина Ивановна, Мазурчук Екатерина Олеговна, Малинок Александра Ивановна

Сегодня Россия и Белоруссия - это страны, выстраивающие отношения сотрудничества во всех сферах: политике, экономике, культуре и науке. Особый интерес в научной сфере вызывает проблема материнства, так как особая роль матери признана психолого - педагогическим сообществом этих стран. Материнство, как подчеркивают авторы статьи, рассматривается научным сообществом как: 1) биопсихический, генетически заложенный механизм взаимодействия матери и ребенка; 2) продукт культурного развития, на содержание которого оказывают влияние модели материнства, семьи, общественные нормы и ценности, доминирующие в данную эпоху; 3) социальный заказ, определяющий самосознание и чувства женщины - матери как биологической и социальной единицы; 4) сложный психосоциальный феномен, которым обусловлено усвоение женщиной роли матери. Однако особое внимание уделено психологическому контексту материнства, в котором ценностное отношение женщины к материнству - часть личностной сферы женщины. Целью исследования является выявление актуального состояния ценностного отношения к материнству у женщин России и Белоруссии. В качестве основных методов исследования использовались опрос, тестирование и описательная статистика как метод визуализации количественных результатов исследования. В работе представлено описание терминальных ценностей и жизненных сфер матерей России и Белоруссии, дана характеристика их ценностной направленности. Описанные результаты подтверждают выдвинутую авторами статьи гипотезу о наличии значимых различий в ценностном отношении матерей России и Белоруссии. Результаты исследования могут быть использованы в практической деятельности специалистов, занимающихся психолого - педагогическим сопровождением матерей в России и Белоруссии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Мазурчук Нина Ивановна, Мазурчук Екатерина Олеговна, Малинок Александра Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

VALUE ATTITUDE TO MOTHERHOOD AMONG WOMEN IN RUSSIA AND BELARUS

Today, Russia and Belarus are countries that build relations of cooperation in all spheres: politics, economy, culture and science. Of particular interest in the scientific field is the problem of motherhood, since the special role of the mother is recognized by the psychological and pedagogical community of these countries. Motherhood, as the authors of the article emphasize, is considered by the scientific community as: 1) the biopsychic, genetically embedded mechanism of mother - child interaction; 2) the product of cultural development, the content of which is influenced by the models of motherhood, family, social norms and values that dominate in this era; 3) the social order that determines the self - consciousness and feelings of the mother woman as a biological and social unit; 4) a complex psychosocial phenomenon that determines a woman’s assimilation of the role of mother. However, special attention is paid to the psychological context of motherhood, in which the value attitude of a woman to motherhood is part of the personal sphere of a woman. The aim of the study is to identify the current state of the value attitude to motherhood among women in Russia and Belarus. The main research methods used were survey, testing, and descriptive statistics as a method of visualizing quantitative research results. The paper describes the terminal values and life spheres of mothers in Russia and Belarus, and describes their value orientation. The described results confirm the hypothesis put forward by the authors of the article that there are significant differences in the value attitude of mothers in Russia and Belarus. The results of the study can be used in the practical activities of specialists engaged in psychological and pedagogical support of mothers in Russia and Belarus.

Текст научной работы на тему «ЦЕННОСТНОЕ ОТНОШЕНИЕ К МАТЕРИНСТВУ У ЖЕНЩИН РОССИИ И БЕЛОРУССИИ»

DO110.26170/2079-8717_2021 _02_19 ГРНТИ 14.07.01; 15.81.21

УДК 159.99 ББК Ю957.65

Код ВАК 19.00.07

Мазурчук Нина Ивановна,

кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и педагогической компаративистики, Уральский государственный педагогический университет; 620017, Россия, г. Екатеринбург, пр-т Космонавтов, 26; e-mail: [email protected]

Мазурчук Екатерина Олеговна,

кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии образования, Уральский государственный педагогический университет; 620017, Россия, г. Екатеринбург, пр-т Космонавтов, 26; e-mail: [email protected]

Малинок Александра Ивановна,

аспирант, Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка; 220030, Республика Беларусь, г. Минск, ул. Советская, 18; e-mail: [email protected]

ЦЕННОСТНОЕ ОТНОШЕНИЕ К МАТЕРИНСТВУ У ЖЕНЩИН РОССИИ И БЕЛОРУССИИ

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: материнство; ценностные отношения; психология материнства; терминальные ценности; жизненная сфера.

АННОТАЦИЯ. Сегодня Россия и Белоруссия - это страны, выстраивающие отношения сотрудничества во всех сферах: политике, экономике, культуре и науке. Особый интерес в научной сфере вызывает проблема материнства, так как особая роль матери признана психолого-педагогическим сообществом этих стран. Материнство, как подчеркивают авторы статьи, рассматривается научным сообществом как: 1) биопсихический, генетически заложенный механизм взаимодействия матери и ребенка; 2) продукт культурного развития, на содержание которого оказывают влияние модели материнства, семьи, общественные нормы и ценности, доминирующие в данную эпоху; 3) социальный заказ, определяющий самосознание и чувства женщины-матери как биологической и социальной единицы; 4) сложный психосоциальный феномен, которым обусловлено усвоение женщиной роли матери. Однако особое внимание уделено психологическому контексту материнства, в котором ценностное отношение женщины к материнству - часть личностной сферы женщины. Целью исследования является выявление актуального состояния ценностного отношения к материнству у женщин России и Белоруссии. В качестве основных методов исследования использовались опрос, тестирование и описательная статистика как метод визуализации количественных результатов исследования. В работе представлено описание терминальных ценностей и жизненных сфер матерей России и Белоруссии, дана характеристика их ценностной направленности. Описанные результаты подтверждают выдвинутую авторами статьи гипотезу о наличии значимых различий в ценностном отношении матерей России и Белоруссии. Результаты исследования могут быть использованы в практической деятельности специалистов, занимающихся психолого-педагогическим сопровождением матерей в России и Белоруссии.

ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ: Мазурчук, Н. И. Ценностное отношение к материнству у женщин России и Белоруссии / Н. И. Мазурчук, Е. О. Мазурчук, А. И. Малинок. - Текст : непосредственный / / Педагогическое образование в России. - 2021. - № 2. - С. 161-167. - DOI: 10.2б170/2079-8717_2021_02_19.

Mazurchuk Nina Ivanovna,

Candidate of Pedagogy, Associate Professor of Department of Pedagogy and Pedagogical Comparative Studies, Ural State Pedagogic University, Ekaterinburg, Russia

Mazurchuk Ekaterina Olegovna,

Candidate of Psychology, .Associate Professor of Department of Educational Psychology, Ural State Pedagogic University, Ekaterinburg, Russia

Malinok Alexandra Ivanovna,

Postgraduate Student, Belarusian State Pedagogical University named after Maxim Tank, Minsk, Republic of Belarus

KEYWORDS: motherhood; value relationships; psychology of motherhood; terminal values; life sphere.

ABSTRACT. Today, Russia and Belarus are countries that build relations of cooperation in all spheres: politics, economy, culture and science. Of particular interest in the scientific field is the problem of motherhood, since the special role of the mother is recognized by the psychological and pedagogical community of these countries. Motherhood, as the authors of the article emphasize, is considered by the scientific community as: 1) the biopsychic, genetically embedded mechanism of mother-child interaction; 2) the product of cultural development, the content of which is influenced by the models of motherhood, family, social norms and values that dominate in this era; 3) the social order that determines the self-consciousness and feelings of the mother woman as a biological and social unit; 4) a complex psychosocial phenomenon that determines a woman's assimilation of the role of mother. However, special attention is paid to the psychological context of motherhood, in which the value attitude of a woman to motherhood is part of the personal sphere of a woman. The aim of the study is to identify the current state of the value attitude to motherhood among women in Russia and Belarus. The main research methods used were survey, testing, and descriptive statistics as a

VALUE ATTITUDE TO MOTHERHOOD AMONG WOMEN IN RUSSIA AND BELARUS

method of visualizing quantitative research results. The paper describes the terminal values and life spheres of mothers in Russia and Belarus, and describes their value orientation. The described results confirm the hypothesis put forward by the authors of the article that there are significant differences in the value attitude of mothers in Russia and Belarus. The results of the study can be used in the practical activities of specialists engaged in psychological and pedagogical support of mothers in Russia and Belarus.

FOR CITATION: Mazurchuk, N. I., Mazurchuk, E. O., Malinok, A. I. (2021). Value Attitude to Motherhood among Women in Russia and Belarus. In Pedagogical Education in Russia. No. 2, pp. 161-167. DOI: 10.26I70/2079-8717_2021_02_19.

На современном этапе развития психолого-педагогической науки особое внимание уделяется феномену «материнство» (Н. Н. Васягина, Е. И. Захарова, Г. Г. Филиппова, Л. Б. Шнейдер). Актуальность данной проблемы обусловлена доказанной в научных исследованиях особой ролью матери в семейном воспитании и развитии личности ребенка (И. В. Дубровина, В. С. Мухина, А. Я. Варга и др.).

Материнство можно рассматривать с биологической, культурно-исторической, биосоциальной и психологической точек зрения [1; 2; 7-12; 14; 16]. Так, с биологической точки зрения материнство рассматривается как основная биологическая функция женского организма. Она направлена на продолжение человеческого рода и включает в себя несколько этапов: вынашивание ребенка, его рождение и вскармливание. Физиологические, мотивационные и поведенческие механизмы материнства в рассматриваемом случае формируются эво-люционно (Дж. Боулби, К. Лоренц, Н. Тин-берген, Р. Хайнд).

Говоря о культурно-историческом аспекте, отметим, что материнство рассматривается как феномен, имеющий культурную и историческую обусловленность (И. С. Кон, М. Мид и др.).

Материнство с биосоциальной точки зрения рассматривается через гармоничную интеграцию биологических и социальных факторов (М. Мид, В. С. Мухина, Л. Б. Шней-дер).

В рамках нашего исследования психологическая точка зрения будет являться наиболее приоритетной, в рамках которой материнство рассматривается в двух контекстах:

1) как обеспечение условий для развития ребенка;

2) как часть личностной сферы женщины (Н. Н. Васягина, С. Ю. Мещерякова, Г. Г. Филиппова, З. Фрейд).

При этом появление новой социальной роли матери, в первую очередь, обусловлено содержательной наполненностью личностной сферы женщины, ведущую роль в которой имеет ценностное отношение к материнству (А. Я. Варга, Е. И. Захарова, Г. Г. Филиппова, Л. Б. Шнейдер). Оно может быть пред-

© Мазурчук Н. И., Мазурчук Е. О., Малинок А. И., 2021

ставлено совокупностью терминальных ценностей, представленных в определенных жизненных сферах, и ценностной направленностью женщины (Е. И. Захарова, Г. Г. Филиппова, Л. Б. Шнейдер).

С целью выявления актуального состояния ценностного отношения к материнству у женщин России и Белоруссии нами было проведено эмпирическое исследование. В нем приняли участие женщины из двух стран, так как мы предполагаем, что существуют значимые различия в ценностном отношении к материнству у респондентов. Выбор второй страны обусловлен тем, что российско-белорусские отношения носят характер союзного сотрудничества, что не создает дополнительных барьеров при проведении научных исследований. В эмпирическом исследовании участвовали 160 матерей. Из них 80 - матери из России; 80 -матери из Белоруссии. Из генеральной совокупности обе выборки матерей формировались методом случайного выбора респондентов. Все респонденты проживают на территории России или Белоруссии, населенные пункты имеют одинаковый уровень урбанизации. Средний возраст респондентов - 35 лет. Стаж материнства - до 5 лет. Образование - среднее специальное или высшее. Количество детей - от 1 до 3-х. Семейное положение - состоят в браке.

Адекватность и надежность методик, используемых для сбора эмпирических данных, обусловлены теоретико-методологическим обоснованием, поставленными задачами, возможностями и ограничениями методик и объективными условиями и возможностями проведения обследования респондентов. Вышесказанное определило выбор диагностического инструментария: (ОТЕЦ) опросник терминальных ценностей И. Г. Сенина; ценностная направленность матери (Е. И. Захарова).

Обработка результатов обследования матерей из России, полученных с помощью опросника терминальных ценностей (ОТЕЦ), показала, что в целом по выборке существует небольшой разброс значений, что свидетельствует о достаточной степени осознанности и структурированности системы терминальных ценностей и жизненных сфер их проявления (рис. 1).

□ 27

□ 26

□ 20

□ 22

□ 23

□ 25

□ 34

□ 20

□ Собственный престиж

□ Высокое материальное положение

□ Креативность

□ Активные социальные контакты

□ Развитие себя

□ Достижения

□ Духовное удовлетворение

□ Сохранение собственной индивидуальности

Рис. 1. Степень значимости терминальных ценностей для матерей из России

Среди наиболее значимых жизненных обучения и образования (28%) и сферу об-

сфер в группе матерей из России можно вы- щественной жизни (18%) (табл. 1).

делить сферу семейной жизни (35%), сферу

Таблица 1

Значимость жизненные сфер (ОТЕЦ) для матерей из России

Жизненная сфера %

Сфера профессиональной жизни 11

Сфера обучения и образования 28

Сфера общественной жизни 18

Сфера увлечений 8

Сфера семейной жизни 35

Согласно процедуре обработки данных делить наиболее значимые терминальные

в каждой жизненной сфере возможно вы- ценности (табл. 2).

Таблица 2

Представленность терминальных ценностей в жизненных сферах у матерей из России

Жизненная сфера Терминальные ценности

Сфера профессиональной жизни - высокое материальное положение - активные социальные контакты

Сфера обучения и образования - собственный престиж - развитие себя

Сфера общественной жизни - активные социальные контакты

Сфера увлечений - креативность - сохранение собственной индивидуальности

Сфера семейной жизни - развитие себя - достижения - духовное удовлетворение

Для матерей из России, как показал характер распределения ответов респондентов, высокой значимостью обладает семейная сфера: развитие себя, достижения, духовное удовлетворение; они склонны много времени уделять своей семье, решению семейных проблем. Матери из России свое развитие и достижения связывают с вопросами семьи. В семейной жизни и в семейном воспитании они стремятся достичь вы-

соких результатов. Рассматриваемая группа респондентов находит духовное удовлетворение во взаимопонимании и тесных контактах (близости) с членами семьи.

У матерей из Белоруссии можно наблюдать несколько иной характер распределения степени значимости терминальных ценностей: собственный престиж, высокое материальное положение и активные социальные контакты (рис. 2).

□ 10

□ 12

□ 13

□ 11

□ 28

□ 26

□ 22

□ 10

□ Собственный престиж

□ Высокое материальное положение

□ Креативность

□ Активные социальные контакты

□ Развитие себя

□ Достижения

□ Духовное удовлетворение

□ Сохранение собственной индивидуальности

Рис. 2. Степень значимости терминальных ценностей для матерей из Белоруссии

Сферу увлечения (35%), общественную можно отнести к наиболее значимым жиз-

жизнь (21%) и профессиональную жизнь ненным сферам.

(20%) (табл. з) у матерей из Белоруссии

Таблица 3

Значимость жизненных сфер (ОТЕЦ) для матерей из Белоруссии

Жизненная сфера %

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Сфера профессиональной жизни 20

Сфера обучения и образования 11

Сфера общественной жизни 21

Сфера увлечений 35

Сфера семейной жизни 13

Осуществив анализ значимости жиз- ставленности последних в каждой жизнен-

ненных сфер и терминальных ценностей, ной сфере матерей из Белоруссии (табл. 4).

мы можем перейти к рассмотрению пред-

Таблица 4

Представленность терминальных ценностей в жизненных сферах

у матерей из Белоруссии

Жизненная сфера Терминальные ценности

Сфера профессиональной жизни - высокое материальное положение - собственный престиж - достижения

Сфера обучения и образования развитие себя

Сфера общественной жизни - активные социальные контакты - собственный престиж - духовное удовлетворение

Сфера увлечений - активные социальные контакты - креативность - сохранение собственной индивидуальности

Сфера семейной жизни высокое материальное положение

Учитывая характер распределения ответов рассматриваемой группы респондентов, можно констатировать, что высокой значимостью для матерей из Белоруссии обладают собственные увлечения, хобби. Без этого собственная жизнь кажется им неполноценной. Для них особое значение имеет авторитетное мнение значимых персон в определении круга интересов, они склонны к подражанию. Однако нельзя не отметить, что для матерей из Белоруссии сфера семейной жизни не является значимой. Для них, чаще всего, тесно связаны между собой понятия «семейное благополучие» и «высокий материальный достаток».

Ценностное отношение к материнству диагностировалось у респондентов с использованием методики Е. И. Захаровой «Ценностная направленность матери». При этом можно отметить, что каждая из представленных в методике ценностей оказалась достаточно значимой для изучаемой группы женщин: матерей из России и матерей из Белоруссии.

Обратим внимание, что у матерей из России была диагностирована следующая частота выборов: общение (активность женщины, направленная на реализацию ценности общения) - 26%; хобби (активность, связанная с удовлетворением своих

личных потребностей) - 10%; работа (ак- тивность направленная на реализацию

тивность, направленная на реализацию ценности, связанной с развитием ребенка) -

ценности работы) - 21%; родительство (ак- 43% (рис. 3).

□ 26

□ 21

□ Общение □ Хобби □ Работа □ Родительство

Рис. 3. Значение показателей по шкалам методики «Ценностное отношение к материнству» у матерей из России

Полученные данные позволяют утверждать, что проявление активности, чаще всего, у матерей, входящих в эту группу, связано с ценностью развития ребенка. Данный факт подтверждает наличие у них ценностного отношения к материнству.

Несколько отличаются результаты диагностики ценностного отношения к материнству у женщин из Белоруссии. Нами была получена следующая частота совершаемых ма-

терями выборов: общение (активность женщины, направленная на реализацию ценности общения) - 36%; хобби (активность, связанная с удовлетворением своих личных потребностей) - 32%; работа (активность, направленная на реализацию ценности работы) - 21%; родительство (активность, направленная на реализацию ценности, связанной с развитием ребенка) - 19% (рис. 4).

□ 19

□ Общение □ Хобби □ Работа □ Родительство

Рис. 4. Значение показателей по шкалам методики «Ценностное отношение к материнству» у матерей из Белоруссии

Из полученных данных видно, что для матерей из Белоруссии наибольшей ценностью обладает активность, направленная на реализацию ценности общения и удовлетворения своих личных потребностей. Такое распределение говорит о недостаточной сформированности у них ценностного отношения к материнству. Подчеркнем, что их заинтересованность в ценностях, обусловливающих интерес к общению и реализации собственного хобби, находится вне семьи. Следует обратить внимание, что незначительный разрыв в распределении выбора, сделанного респондентами между двумя жизненными сферами, который мы

можем наблюдать, говорит о размытости у матерей приоритетов в отношении этих жизненных сфер.

Таким образом, обобщая позиции, описанные выше, мы можем сделать следующие выводы. Во-первых, материнство выступает объектом изучения различных направлений и может быть рассмотрено с биологической, культурно-исторической, биосоциальной и психологической точек зрения.

Во-вторых, реализация социальной роли матери напрямую зависит от содержательной наполненности личностной сферы женщины, ведущую роль в которой имеет ценностное отношение к материнству. Структурно оно

может быть описано совокупностью терминальных ценностей, представленных в определенных жизненных сферах, и ценностной направленностью женщины.

В-третьих, полученные данные позволяют резюмировать, что содержательная

наполненность личностной сферы женщин из России и Белоруссии качественно отличается: у матерей из Белоруссии менее выражено ценностное отношение к материнству в отличие от респондентов из России.

ЛИТЕРАТУРА

1. Боулби, Дж. Привязанность / Дж. Боулби. - М. : АСТ, 2003. - 240 с.

2. Варга, А. Я. Системная семейная психотерапия / А. Я. Варга. - СПб. : Речь, 2001. - 142 с.

3. Васягина, Н. Н. Мать как субъект социокультурного воспитательного пространства / Н. Н. Васягина. - URL: http://cyberleninka.ru/article/n/mat-kak-subekt-sotsiokulturnogo-vospitatelnogo-prostranstva. - Текст : электронный.

4. Дубровина, И. В. Семья и социализация ребенка / И. В. Дубровина // Возрастная и педагогическая психология : хрестоматия / сост. И. В. Дубровина, А. М. Прихожан, В. В. Зацепин. - М., 2001. - С. 50-54.

5. Захарова, Е. И. Особенности принятия родительской позиции / Е. И. Захарова, А. И. Строгалина // Психологическая диагностика. - 2005. - № 4. - С. 58-70.

6. Захарова, Е. И. Ценность материнства у современных женщин и практика осуществления и пути их решения : монография / Е. И. Захарова. - Астрахань : Астрахан. гос. ун-т, 2013. - С. 73-86.

7. Кон, И. С. Психология самосознания / И. С. Кон // Психология самосознания. Хрестоматия. - Самара : БАХАР-М, 2003.

8. Мещерякова, С. Ю. Психологическая готовность к материнству / С. Ю. Мещерякова // Вопросы психологии. - 2000. - № 5. - С. 18-27.

9. Мид, М. Культура и мир детства. Избранные произведения / М. Мид. - М. : Наука, 1988. - 429 с.

10. Мухина, B. C. Проблема материнства и ментальности в местах лишения свободы / В. С. Мухина // Развитие личности. - 2003. - № 2. - С. 120-130.

11. Педагогическая энциклопедия. Актуальные проблемы современной педагогики / под ред.

H. Н. Тулькибаевой. - М. : Восток, 2003. - 274 с.

12. Филиппова, Г. Г. Психология материнства / Г. Г. Филиппова. - М. : Институт психотерапии, 2002. - 240 с.

13. Филиппова, Г. Г. Психология материнства: концептуальная модель : дис. ... д-ра психол. наук : 19.00.01 / Филиппова Г. Г. ; Ин-т дошкол. и семейн. воспитания РАО. - М., 2000. - 449 с.

14. Шнейдер, Л. Б. Основы семейной психологии / Л. Б. Шнейдер. - М. : Изд-во Московского психолого-социального института ; Воронеж : МОДЭК, 2003. - 928 с.

15. Шнейдер, Л. Б. Современная семейная проблематика в социокультурном контексте / Л. Б. Шней-дер // Психолого-педагогическое сопровождение семьи в реалиях современного социокультурного пространства : материалы Международной научно-практической конференции / Урал. гос. пед. ун-т. - Екатеринбург, 2012.

16. Фрейд, З. Введение в психоанализ / З. Фрейд. - М. : Директ-Медиа, 2008. - 1070 с.

17. Tkachenko, I. V. Family resources of personality development: notional invariants / I. V. Tkachenko,

I. B. Kotova, L. G. Lisitskaya, S. V. Nedbaeva // The Social Sciences (Pakistan). - 2015. - Vol. 10, № 2. - P. 71-75.

REFERENCES

1. Boulbi, Dzh. (2003). Privyazannost' [Attachment]. Moscow, AST. 240 p.

2. Varga, A. Ya. (2001). Sistemnaya semeinayapsikhoterapiya [Systemic Family Psychotherapy]. Saint Petersburg, Rech'. 142 p.

3. Vasyagina, N. N. Mat' kak sub"ekt sotsiokul'turnogo vospitatel'nogo prostranstva [Mother as a Subject of Social and Cultural Educational Space]. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/mat-kak-subekt-sotsiokulturnogo-vospitatelnogo-prostranstva.

4. Dubrovina, I. V. (2001). Sem'ya i sotsializatsiya rebenka [Family and Child Socialization]. In Vozrast-naya i pedagogicheskaya psihologiya: khrestomatiya. Moscow, pp. 50-54.

5. Zakharova, E. I., Strogalina, A. I. (2005). Osobennosti prinyatiya roditel'skoi pozitsii [Peculiarities of Taking a Parental Position]. In Psikhologicheskaya diagnostika. No. 4, pp. 58-70.

6. Zakharova, E. I. (2013). Tsennost' materinstva u sovremennykh zhenshchin i praktika osushchestvleni-ya i puti ikh resheniya [The Value of Motherhood in Modern Women and the Practice of Implementation and Ways of Solving Them]. Astrakhan, Astrahanskii gosudarstvennyi universitet, pp. 73-86.

7. Kon, I. S. (2003). Psikhologiya samosoznaniya [The Psychology of Self-awareness]. In Psikhologiya sa-mosoznaniya. Khrestomatiya. Samara, BAKHAR-M.

8. Meshcheryakova, S. Yu. (2000). Psikhologicheskaya gotovnost' k materinstvu [Psychological Readiness for Motherhood]. In Voprosy psikhologii. No. 5, pp. 18-27.

9. Mid, M. (1988). Kul'tura i mir detstva. Izbrannye proizvedeniya [Culture and the World of Childhood. Selected Works]. Moscow, Nauka. 429 p.

10. Mukhina, V. S. (2003). Problema materinstva i mental'nosti v mestakh lisheniya svobody [The Problem of Motherhood and Mentality in Prisons]. In Razvitie lichnosti. No. 2, pp. 120-130.

11. Tul'kibaeva, N. N. (Ed.). (2003). Pedagogicheskaya entsiklopediya. Aktual'nye problemy sovremennoi pedagogiki [Pedagogical Encyclopedia. Actual Problems of Modern Pedagogy]. Moscow, Vostok. 274 p.

12. Filippova, G. G. (2002). Psikhologiya materinstva [Psychology of Motherhood]. Moscow, Institut psikhoterapii. 240 p.

13. Filippova, G. G. (2000). Psikhologiya materinstva: kontseptual'naya model' [Psychology of Motherhood: a Conceptual Model]. Dis. ... d-ra psikhol. nauk. Moscow. 449 p.

14. Shneider, L. B. (2003). Osnovy semeinoipsikhologii [Family Psychology Fundamentals]. Moscow, Izda-tel'stvo Moskovskogo psikhologo-sotsial'nogo instituta, Voronezh, MODEK. 928 p.

15. Shneider, L. B. (2012). Sovremennaya semeinaya problematika v sotsiokul'turnom kontekste [Contemporary Family Issues in a Social and Cultural Context]. In Psikhologo-pedagogicheskoe soprovozhdenie sem'i v realiyakh sovremennogo sotsiokul'turnogo prostranstva: materialy Mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii. Ekaterinburg.

16. Freid, Z. (2008). Vvedenie vpsikhoanaliz [Introduction to Psychoanalysis]. Moscow, Direkt-Media. 1070 p.

17. Tkachenko, I. V., Kotova, I. B., Lisitskaya, S. V. (2015). Family Resources of Personality Development: Notional Invariants. In The Social Sciences (Pakistan). Vol. 10. No. 2, pp. 71-75.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.