Научная статья на тему 'ОТНОШЕНИЕ СТУДЕНТОВ - БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ-ПСИХОЛОГОВ И СОЦИАЛЬНЫХ ПЕДАГОГОВ - К СЕМЬЕ'

ОТНОШЕНИЕ СТУДЕНТОВ - БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ-ПСИХОЛОГОВ И СОЦИАЛЬНЫХ ПЕДАГОГОВ - К СЕМЬЕ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
190
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЮНОШЕСКИЙ ВОЗРАСТ / ВЫСШЕЕ УЧЕБНОЕ ЗАВЕДЕНИЕ / СТУДЕНТ / ОТНОШЕНИЕ К СЕМЬЕ / ЦЕННОСТНЫЙ / МОТИВАЦИОННЫЙ / КОГНИТИВНЫЙ / ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ / ПОВЕДЕНЧЕСКИЙ КОМПОНЕНТЫ ОТНОШЕНИЯ К СЕМЬЕ / ADOLESCENCE / HIGHER EDUCATION INSTITUTION / STUDENT / ATTITUDE TOWARD FAMILY / VALUE / MOTIVATIONAL / COGNITIVE / EMOTIONAL / BEHAVIORAL COMPONENTS OF ATTITUDE TO FAMILY

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Бобченко Татьяна Григорьевна

В статье представлены результаты исследования отношения студентов к семье. Они важны для определения форм и содержания образовательного процесса в вузе, профилактики неблагополучия в молодых семьях. Объект исследования - отношение студентов к семье, его предмет - компоненты отношения студентов к семье: ценностный, мотивационный, когнитивный, эмоциональный, поведенческий. Цель исследования - выявить содержание компонентов отношения студентов к семье. В исследовании использованы методы опроса (опросник «Отношение к семье» Бобченко Т.Г.), количественного и качественного анализа. База исследования - ФГБОУ ВО «Владимирский государственный университет им. А.Г. и Н.Г. Столетовых». Исследуемая группа - 30 студентов 4 и 5 курсов (25 девушек и 5 юношей) направления 44.03.02 «Психолого-педагогическое образование» и специальности 44.05.01 «Педагогика и психология девиантного поведения». Согласно полученным результатам, ценностный компонент представлен приоритетностью для студентов жизненной сферы «Счастливая семейная жизнь» Мотивационный компонент характеризуют значимые для студентов побуждения к заключению брака. Когнитивный компонент содержит формальные и ассоциативные определения студентами сущности семьи, представления об основных источниках информации о семье и факторах благополучия семейных отношений. Эмоциональный компонент включает переживания студентов в ситуациях семейного благополучия и неблагополучия. Поведенческий компонент состоит в совершаемых студентами действиях для приобретения умения создавать семейные отношения. Установлены различия между девушками и юношами относительно рассматриваемых компонентов отношения к семье. В статье показаны возможность использования полученных результатов в образовательном процессе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ATTITUDE OF STUDENTS - FUTURE PSYCHOLOGISTS AND SOCIAL EDUCATORS - TOWARDS THE FAMILY

In this article, we presented the study results of students' attitudes toward the family. These results are important for determining educational process forms and content at university, and for preventing ill-being in young families. The object of study is the students' attitude toward the family, its subject is the components of the students' attitude toward the family: value, motivational, cognitive, emotional, behavioral. The purpose of this study is to identify the content of the students' attitudes components toward family. The study used the survey methods (questionnaire "Attitude toward the family" Bobchenko T.G.), quantitative and qualitative analysis. The research base is Vladimir State University. The study group - 30 students of 4 and 5 years (25 women and 5 men) field of study 44.03.02 "Psychological and pedagogical education" and qualification 44.05.01 "Pedagogy and psychology of deviant behavior". According to the results, the value component is represented by students prioritizing such life sphere as “Happy Family Life”. The motivational component is characterized by significant incentives for students to get married. The cognitive component contains formal and associative students' definitions of the essence of the family, ideas about the main sources of information about the family and the factors of a family relationship well-being. The emotional component includes students' experiences in situations of family well-being and trouble. The behavioral component consists of actions performed by students to acquire the ability to create family relationships. This paper established differences between women and men about attitude components toward the family. This article shows the possibility of using the results in the educational process.

Текст научной работы на тему «ОТНОШЕНИЕ СТУДЕНТОВ - БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ-ПСИХОЛОГОВ И СОЦИАЛЬНЫХ ПЕДАГОГОВ - К СЕМЬЕ»

Мир науки. Педагогика и психология / World of Science. Pedagogy and psychology https ://mir-nauki.com 2020, №1, Том 8 / 2020, No 1, Vol 8 https://mir-nauki.com/issue-1-2020.html URL статьи: https://mir-nauki. com/PDF/28PSMN120.pdf Ссылка для цитирования этой статьи:

Бобченко Т.Г. Отношение студентов - будущих педагогов-психологов и социальных педагогов - к семье // Мир науки. Педагогика и психология, 2020 №1, https://mir-nauki.com/PDF/28PSMN120.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.

For citation:

Bobchenko T.G. (2020). The attitude of students - future psychologists and social educators - towards the family. World of Science. Pedagogy and psychology, [online] 1(8). Available at: https://mir-nauki.com/PDF/28PSMN120.pdf (in Russian)

УДК 159.922.8 ГРНТИ 15.31.31

Бобченко Татьяна Григорьевна

ФГБОУ ВО «Владимирский государственный университет им. А.Г. и Н.Г. Столетовых», Владимир, Россия

Педагогический институт Доцент кафедры «Социальная педагогика и психология» Кандидат психологических наук, доцент E-mail: [email protected] РИНЦ: http://elibrary.ru/author_profile.asp?id=871910

Отношение студентов - будущих педагогов-психологов и социальных педагогов - к семье

Аннотация. В статье представлены результаты исследования отношения студентов к семье. Они важны для определения форм и содержания образовательного процесса в вузе, профилактики неблагополучия в молодых семьях. Объект исследования - отношение студентов к семье, его предмет - компоненты отношения студентов к семье: ценностный, мотивационный, когнитивный, эмоциональный, поведенческий. Цель исследования - выявить содержание компонентов отношения студентов к семье. В исследовании использованы методы опроса (опросник «Отношение к семье» Бобченко Т.Г.), количественного и качественного анализа. База исследования - ФГБОУ ВО «Владимирский государственный университет им. А.Г. и Н.Г. Столетовых». Исследуемая группа - 30 студентов 4 и 5 курсов (25 девушек и 5 юношей) направления 44.03.02 «Психолого-педагогическое образование» и специальности 44.05.01 «Педагогика и психология девиантного поведения».

Согласно полученным результатам, ценностный компонент представлен приоритетностью для студентов жизненной сферы «Счастливая семейная жизнь» Мотивационный компонент характеризуют значимые для студентов побуждения к заключению брака. Когнитивный компонент содержит формальные и ассоциативные определения студентами сущности семьи, представления об основных источниках информации о семье и факторах благополучия семейных отношений. Эмоциональный компонент включает переживания студентов в ситуациях семейного благополучия и неблагополучия. Поведенческий компонент состоит в совершаемых студентами действиях для приобретения умения создавать семейные отношения. Установлены различия между девушками и юношами относительно рассматриваемых компонентов отношения к семье. В статье показаны возможность использования полученных результатов в образовательном процессе.

Ключевые слова: юношеский возраст; высшее учебное заведение; студент; отношение к семье; ценностный; мотивационный; когнитивный; эмоциональный; поведенческий компоненты отношения к семье

Введение

Исследования, связанные с изучением отношения студентов к семье, являются в настоящее время актуальными для определения форм и содержания образовательного процесса в вузе, направленного не только на профессиональное становление личности обучаемых и их профессиональную подготовку, но и на создание условий для социализации молодых людей, их интеграции в жизнь общества, профилактики неблагополучия в молодых семьях.

Во-первых, социальная ситуация развития в период юности (17-23 года) состоит в выборе жизненного пути. Девушки и юноши решают такие важные для них на этом этапе развития задачи как учеба в вузе, работа по выбранной специальности, создание семьи, а обучение в вузе является одним из основных вариантов жизненного пути в юношеском возрасте наряду с поиском работы и службой в армии для юношей. Поэтому в образовательном пространстве вуза возможно и важно создание условий не только для овладения молодыми людьми профессией, но и для их подготовки к вступлению в брак и семейной жизни.

Во-вторых, образование в вузе по направлениям 44.05.01 «Педагогика и психология девиантного поведения» (уровень высшего образования - специалитет) и 44.03.02 «Психолого-педагогическое образование» (уровень высшего образования - бакалавриат) предполагает формирование ряда компетенций, включающих работу с семьей. Оптимальная профессиональная подготовка студентов - будущих педагогов-психологов и социальных педагогов - к работе с семьей возможна при создании в образовательном процессе условий для осознания обучаемыми существующего у них в настоящий момент времени отношения к семье и формирования ценностного отношения к ней, что позволяет сделать учет представленных в статье результатов исследования.

В-третьих, к концу юношеского возраста, как показано В.А. Зобковым, в отношениях человека к жизнедеятельности - к себе, к деятельности, к людям - становится доминирующим отношение к людям [1]. Поэтому, организуя учебный процесс и внеучебные мероприятия в вузе, важно связывать их содержание с формированием у студентов представлений о брачно-семейных отношениях, качеств личности, позволяющих их создавать и развивать, способов взаимодействия с партнером.

Используя в исследовании понятие «отношение к семье» мы опирались на теорию отношений В.Н. Мясищева [2] и положения работ современных психологов - Б.Н. Иовлева и Э.Б. Карповой [3], В.А. Зобкова [4], в которых она получила дальнейшее развитие. В них психологические отношения рассматриваются как система связей личности с объективной действительностью. Их основными характеристиками являются индивидуальность, избирательность, сознательность, а компонентами - ценностный, мотивационный, когнитивный, эмоциональный, поведенческий.

Отношению студентов к семье и браку в последние годы посвящено достаточное количество исследований. Их анализ показал, что авторы изучают преимущественно ценностный и мотивационный компоненты отношения студенческой молодежи к семье (Бибарсова Н.В. и Мерзлякова С.В. [5], Горбунова Е.В. [6], Дементьева Е.В. [7], Игумнова Г.В. [8], Кох И.А. [9], Курбатова Л.Н. [10], Михайленко Т.Н. [11], Реан А.А. [12], Самосадова Е.В. и Сухарева Н.Ф. [13], Хорошилова В.А. [14]). Этот компонент становятся частым предметом исследования ввиду того, что ценности и мотивы, во-первых, определяют направленность личности студента на создание семьи. Во-вторых, как отмечают Т.А. Серебрякова и Е.П. Фазлы,

https:// mir-nauki. com

юношеский возраст является сензитивным периодом для коррекции ценностного отношения к семье и браку [15]. Изучение ценностей и мотивов, определяющих отношение студентов к семье, связано с полом обучающихся (Вьюнова Н.И. и Плотникова В.Ю. [16], Курбатова Л.Н. [10], Самосадова Е.В. и Сухарева Н.Ф. [13], Серебрякова Т.А. и Фазлы Е.П. [15]), этнической принадлежностью (Бызова В.М. и Чикурова Е.И. [17]), стабильностью общества (Серебрякова Т.А. и Фазлы Е.П. [15]), получаемым образованием (Вьюнова Н.И. и Плотникова В.Ю. [16], Курбатова Л.Н. [10]). В исследованиях Горбуновой Е.В. [6], Серебряковой Т.П. и Фазлы Е.П. [15] подчеркнуто, что условия, создаваемые в образовательной среде вуза - фактор формирования брачно-семейных установок молодежи.

В проведенном нами ранее исследовании были выявлены и проанализированы групповые представления студентов разных курсов о семье [18]. Настоящее исследование было направлено на выявление содержательных характеристик компонентов отношения студентов к семье: ценностного, мотивационного, когнитивного, эмоционального, поведенческого

Проведенное исследование было пилотажным и носило констатирующий характер.

Объектом проведенного нами исследования стало отношение студентов к семье, а его предметом - такие компоненты отношения студентов к семье как ценностный, мотивационный, когнитивный, эмоциональный, поведенческий. Цель исследования состояла в выявлении содержательных характеристик перечисленных компонентов отношения студентов к семье. Для сбора эмпирических данных был использован метод опроса (опросник «Отношение к семье», разработанный Бобченко Т.Г.). Обработка собранных эмпирических данных осуществлялась посредством количественного и качественного анализа.

Опросник, разработанный автором, включает пять шкал, соответствующих вышеперечисленным компонентам отношения к семье. Для каждой шкалы были составлены вопросы и ответы к ним, раскрывающие содержание соответствующего компонента. Суждения, являющиеся ответами, были составлены на основе анализа литературы, посвященной соответствующим характеристикам семейных отношений. Студентам было предложено оценить степень значимости для них перечисленных суждений в данный момент времени.

Ценностный компонент отношения к семье проявляется в значимости и приоритетности для молодых людей семейных отношений в настоящий момент времени, их направленности на создание семьи и заботе о ее благополучии, в осознании роли семейного благополучия в жизненных достижениях человека. Примеры вопросов и суждений, отнесенных к ценностному компоненту отношения студентов к семье.

1. Люди по-разному оценивают различные сферы ^жизни. Оцените, насколько приведенные ценности важны для вас в данный момент: 1 - совсем не важно, 7 - самое важное.

1) Счастливая семейная жизнь

2) Материальное благополучие

3) Верные друзья

4) Здоровье

5) Интересная работа, карьера

6) Профессиональное обучение и получение образования

7) Признание и уважение окружающих

Страница 3 из 15

Методы

28PSMN120

https:// mir-nauki. com

8) Независимость (свобода)

2. Как вы считаете, что необходимо для того, чтобы добиться успеха в жизни? (1

совсем не важно, 7 - самое важное).

1) Хорошее образование

2) Материальный достаток

3) Способности

4) Везение (удача)

5) Здоровье

6) Упорство, трудолюбие

7) Нужные связи, поддержка друзей, знакомых

8) Благополучие в семейных отношениях

Мотивационный компонент представлен мотивами вступления молодых людей в брак. Примеры вопросов и суждений, отнесенных к мотивационному компоненту отношения студентов к семье.

Оцените мотивы вступления в брак по степени значимости для Вас лично: 1 - совсем не важно, 7 - самое важное.

1) Достижение брачного возраста

2) Желание отделиться от родителей

3) Желание быть полноценным

4) Любовь

5) Желание быть материально обеспеченным (партнер - обеспеченный человек)

6) Известность, популярность партнера в социуме

7) Боязнь одиночества

8) Желание иметь детей

9) Желание создать семейный уют

10) Желание жить с человеком похожим на себя

Когнитивный компонент отношения студентов к семье содержит их представления и знания о семейных отношениях. В проведенном исследовании было установлено понимание студентами сущности понятия «семья», выявлены наиболее важные для них источники информации о семейных отношениях, изучено мнение относительно факторов благополучия семейных отношений. Примеры вопросов и суждений, отнесенных к когнитивному компоненту отношения студентов к семье.

1. Как бы вы в нескольких словах определили, что такое семья?

2. Оцените, какое влияние на вашу осведомленность в области семейных отношений оказывает информация, полученная из следующих источников: 1 - минимальное, 7 - максимальное.

1) Радио, телевидение

2) Газеты и журналы

3) Кинофильмы

4) Научная литература по вопросам брака и семьи

5) Публицистическая и художественная литература

6) Учебные занятия по психологии семьи

7) Друзья, знакомые

3. Как вы думаете, какие из перечисленных ниже факторов оказывают наиболее существенное влияние на благополучие семейных отношений? (1 - совсем не важно, 7 - самое важное).

1) Возраст вступления в брак

2) Официальная регистрация брака

3) Продолжительность знакомства

4) Психологическая совместимость партнеров

5) Благополучие в сексуальных отношениях

6) Образование супругов

7) Трудовая стабильность

8) Материальная обеспеченность

9) Наличие отдельной территории для проживания

10) Знания в области психологии семейных отношений

11) Наличие в семье детей

Эмоциональный компонент отношения студентов к семье представлен эмоциями, переживаемыми человеком, в ситуациях семейного благополучия и неблагополучия. Примеры вопросов и суждений, отнесенных к эмоциональному компоненту отношения студентов к семье.

1. Как вы чувствуете себя чаще всего, когда в семье все благополучно? (1 - никогда, 2 - очень редко, 3 - редко, 4 - время от времени, 5 - часто, 6 - почти всегда, 7 - всегда).

1) Я спокоен

2) Я доволен

3) Я счастлив

4) Я ощущаю поддержку членов семьи

5) Мне ничего не угрожает

6) Мне это безразлично

7) Ничто особенно не беспокоит меня

8) Я чувствую уверенность в себе

9) Я чувствую себя свободно

10) Я испытываю чувство внутреннего удовлетворения

2. Как вы чувствуете себя чаще всего, когда отношения в семье становятся напряженными, благополучие ухудшается? (1 - никогда, 2 - очень редко, 3 - редко, 4 - время от времени, 5 - часто, 6 - почти всегда, 7 - всегда).

1) Я спокоен

2) Я испытываю сожаление

3) Я озабочен

4) Я испытываю чувство вины

5) Я расстроен

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6) Мне страшно

7) Я раздражен

8) Я чувствую себя подавленно

9) Я встревожен и сильно нервничаю

10) Мне стыдно

Поведенческий компонент включает действия девушек и юношей, направленные на получение сведений о семейных отношениях и формирование умения их строить. Примеры вопросов и суждений, отнесенных к поведенческому компоненту отношения студентов к семье.

Делаете ли вы что-нибудь для получения сведений и формирования умений строить семейные отношения? Отметьте, насколько регулярно: 1 - никогда, 2 - очень редко, 3 - редко, 4 - время от времени, 5 - часто, 6 - почти всегда, 7 - всегда.

1) Получаю психологические знания о семье

2) Посещаю тренинги

3) Разговариваю о семейных отношениях с родителями

4) Обсуждаю семейные отношения с друзьями

5) Общаюсь с молодыми людьми (девушками)

Для проведения исследования испытуемые получали бланки с перечисленными вопросами, суждениями-ответами на них и вариантами ответа на них в баллах. Пример части бланка.

Делаете ли вы что-нибудь для получения сведений и формирования

умений строить семейные отношения? Отметьте, насколько регулярно

(1 - никогда, 2 - очень редко, 3 - редко, 4 - время от времени, 5 - часто, 6 - почти всегда, 7 - всегда)

1. Получаю психологические знания о семье 1 2 3 4 5 6 7

2. Посещаю тренинги 1 2 3 4 5 6 7

3. Разговариваю о семейных отношениях с родителями 1 2 3 4 5 6 7

4. Обсуждаю проблемы семейных отношений с друзьями 1 2 3 4 5 6 7

5. Общаюсь с молодыми людьми (девушками) 1 2 3 4 5 6 7

Базой проведенного исследования являлось ФГБОУ ВО «Владимирский государственный университет им. А.Г. и Н.Г. Столетовых (ВлГУ)». Исследуемую группу составили студенты выпускных курсов: (1) студенты 5 курса, обучающиеся по специальности 44.05.01 «Педагогика и психология девиантного поведения» (уровень высшего образования -специалитет) со специализацией «Психолого-педагогическая профилактика девиантного поведения» в количестве 16 человек (12 девушек и 4 юношей); (2) студенты 4 курса, обучающиеся по направлению 44.03.02 «Психолого-педагогическое образование» (уровень

высшего образования - бакалавриат) и профилю «Психология и социальная педагогика» в количестве 14 человек (13 девушек и 1 юноша). Студенты, участвовавшие в проведении исследования, не состояли в браке или в незарегистрированных отношениях (гражданском браке).

Результаты исследования

Ценностный компонент. Результаты исследования ценностного компонента отношения студентов к семье представлены в таблице 1. В проведенном исследовании студенты оценивали значимость для них в данный момент времени ряда жизненных сфер (ценности-цели) и их роль в достижении успеха (ценности-средства). При ответе на вопрос «Оцените, насколько приведенные ценности важны для Вас в данный момент времени» получены следующие результаты. Для девушек ранжированный в соответствии с данными ими оценками ряд ценностей-целей имеет следующий вид: (1) счастливая семейная жизнь, (2) здоровье,

(3) интересная работа, (4) материальное благополучие, (5) верные друзья, (6) профессиональное обучение и получение образования, (7) независимость (свобода), (8) признание и уважение окружающих. Ранжированный ряд ценностей-целей юношей следующий: (1) здоровье,

(2) материальное благополучие, (3) счастливая семейная жизнь, верные друзья, независимость (свобода), (4) интересная работа и карьера, (5) профессиональное обучение и получения образования, (6) признание и уважение окружающих. Мы видим, что «здоровье» является приоритетной ценностью и для девушек, и для юношей. «Счастливая семейная жизнь» также входит в число наиболее важных сфер их жизни. Но если для девушек она имеет наибольшую значимость и находится на первом месте в ранжированном ряду, то в перечне ценностей юношей занимает третье место наряду с «верными друзьями» и «независимостью (свободой)». Следует отметить, что «профессиональное обучение и получение образования», которые в момент проведения исследования составили суть социальной ситуации развития студентов, были определены ими как наименее значимые жизненные сферы.

Анализ результатов ответа на вопрос «Как Вы считаете, что необходимо для того, чтобы добиться успеха в жизни?» показал следующее. Для достижения успеха в жизни, с точки зрения девушек, необходимы (1) упорство и трудолюбие, (2) способности, (3) здоровье,

(4) благополучие в семейных отношениях, (5) хорошее образование, (6) материальный достаток, (7) нужные связи, поддержка друзей и знакомых, (8) везение, удача. Для достижения успеха в жизни, по оценкам юношей, нужны (1) материальный достаток, (2) способности,

(3) здоровье, хорошее образование, упорство и трудолюбие, (4) нужные связи, поддержка друзей и знакомых, (5) благополучие в семейных отношениях, везение и удача. Согласно приведенным результатам, в достижении успеха в жизни роль «благополучия в семейных отношениях» невысока по оценкам и девушек, и юношей. Но если по оценкам девушек «благополучие семейных отношений» занимает срединное положение в ряду ценностей-средств, определяющих успех в жизни, то по оценкам юношей - последнее место наряду с «везением, удачей».

Таблица 1

Результаты исследования ценностного компонента отношения студентов к семье, в баллах

Суждения, раскрывающие ценности цели и ценности-средства Девушки Юноши

1. Люди по-разному оценивают различные сферы жизни. Оцените, насколько приведенные ценности важны для вас в данный момент

1. Счастливая семейная жизнь 6,58 6,37

2. Материальное благополучие 5,53 6,62

3. Верные друзья 5,41 6,37

Суждения, раскрывающие ценности цели и ценности-средства Девушки Юноши

4. Здоровье 6,37 6,75

5. Интересная работа (карьера) 5,66 6,0

6. Профессиональное обучение и получение образования 5,33 5,37

7. Признание и уважение окружающих 4,45 5,12

8. Независимость (свобода) 4,91 6,37

2. Как вы считаете, что необходимо для того, чтобы добиться успеха в жизни?

1. Хорошее образование 5,33 6,0

2. Материальный достаток 5,29 6,25

3. Способности 6,24 6,12

4. Везение (удача) 4,91 5,25

5. Здоровье 5,75 6,0

6. Упорство, трудолюбие 6,62 6,0

7. Нужные связи (поддержка друзей, знакомых) 5,21 5,75

8. Благополучие в семейных отношениях 5,5 5,25

Мотивационный компонент. Результаты исследования мотивационного компонента отношения студентов к семье представлены в таблице 2. Иерархия мотивов заключения брака, согласно оценкам девушек, следующая: (1) «любовь», (2) «желание создать семейный уют», (3) «желание жить с человеком похожим на тебя», (4) «желание иметь детей», (5) материальная обеспеченность, (6) «достижение брачного возраста», (7) «боязнь одиночества», (8) «желание быть полноценным», (9) «желание отделиться от родителей», (10) известность партнера в социуме. Для юношей иерархия мотивов заключения брака имеет следующий вид: (1) «любовь», (2) «желание быть полноценным», (3) материальная обеспеченность, (4) «боязнь одиночества», (5) «желание иметь детей», (6) «желание создать семейный уют», (7) «желание жить с человеком похожим на тебя», (8) «известность партнера в социуме», (9) «достижение брачного возраста», «желание отделиться от родителей». Таким образом, основным мотивом заключения брака и девушки, и юноши, согласно их оценкам, считают «любовь». Для девушек побудительной силой обладают также «желание создать семейный уют», «желание жить с человеком похожим на тебя», «желание иметь детей». Юноши выделяют следующие значимые для них мотивы: «желание быть полноценным», «желание быть материально обеспеченным (партнер - обеспеченный человек)», «боязнь одиночества».

Таблица 2

Результаты исследования мотивационного компонента отношения студентов к семье, в баллах

Суждения, раскрывающие мотивы заключения брака Девушки Юноши

1. Оцените мотивы вступления в брак по степени значимости для Вас лично

1. Достижение брачного возраста 2,75 3,62

2. Желание отделиться от родителей 2,12 3,62

3. Желание быть полноценным 2,29 4,87

4. Любовь 6,87 5,5

5. Желание быть материально обеспеченным (партнер - обеспеченный человек) 3,12 4,75

6. Известность, популярность партнера в социуме 1,95 3,75

7. Боязнь одиночества 2,33 4,50

8. Желание иметь детей 4,91 4,12

9. Желание создать семейный уют 5,92 4,0

10. Желание жить с человеком похожим на себя 5,24 3,87

Когнитивный компонент. Результаты исследования когнитивного компонента отношения студентов к семье представлены в таблице 3. Анализ определений студентами понятия «семья» показал, что 55 % испытуемых дают формальное определение понятию «семья», а 45 % испытуемых используют ассоциативные определения, основанные на личных представлениях. Формальные определения «семьи» студенты дают, указывая видовое понятие («ячейка общества», «группа людей», «союз людей») и родовые отличия. Чаще всего как

родовые отличия они называют такие признаки семьи как законная регистрация брака, кровное родство, совместное проживание, общий быт, взаимные обязательства, наличие детей, общие интересы. Ассоциативные определения всех давших их студентов содержат перечень характеристик эмоциональных отношений в семье: чувство защищенности, поддержка, уважение, взаимопонимание, душевный покой, любовь, счастье.

Источники информации, позволяющие расширить осведомленность в области семейных отношений, различны по оценкам юношей и девушек. Девушки наиболее важными источники считают «учебные занятия по психологии семьи», «друзей и знакомых», «публицистическую и художественную литературу», наименее значимыми для них являются «радио, телевидение» и «газеты и журналы». Юноши выбирают в качестве значимых источников «кинофильмы», «учебные занятия по психологии семьи», «публицистическую и художественную литературу»; менее важными для них выступают «научная литература по вопросам семьи брака», «газеты и журналы», «радио, телевидение». Как видно и девушки, и юноши признают значение «учебных занятий по психологии семьи» в приобретении ими знаний в области семейных отношений, но роль «научной литературы по вопросам семьи и брака» в этом процессе невелика. Очевидно, необходимым для студентов является обсуждение с преподавателем и в группе интересующих их лично и профессионально вопросов брачно-семейных отношений.

Среди факторов семейного благополучия девушки называют в качестве первостепенных «психологическую совместимость партнеров», «благополучие сексуальных отношений», «наличие отдельной территории для проживания», «материальную обеспеченность», «трудовую стабильность». Наименее для них важны «возраст вступления в брак», «официальная регистрация брака». Юноши как более существенные для семейного благополучия оценивают «продолжительность знакомства», «благополучие сексуальных отношений», «психологическую совместимость партнеров», «наличие отдельной территории для проживания», «материальную обеспеченность».

Таблица 3

Результаты исследования когнитивного компонента отношения студентов к семье, в баллах

Суждения, раскрывающие источники информации о семье и факторы благополучия семейных отношений Девушки Юноши

2. Оцените, какое влияние на вашу осведомленность в области

семейных отношений оказывает информация, полученная из следующих источников

1. Радио, телевидение 2,91 3,75

2. Газеты и журналы 2,16 4,37

3. Кинофильмы 4,37 6,0

4. Научная литература по вопросам брака и семьи 4,62 4,37

5. Публицистическая и художественная литература 4,75 5,12

6. Учебные занятия по психологии семьи 5,83 5,50

7. Друзья, знакомые 5,33 4,75

3. Как вы думаете, какие из перечисленных ниже факторов

оказывают наиболее существенное влияние на благополучие семейных отношений?

1. Возраст вступления в брак 4,12 4,72

2. Официальная регистрация брака 3,66 2,37

3. Продолжительность знакомства 4,79 6,37

4. Психологическая совместимость партнеров 6,04 6,12

5. Благополучие в сексуальных отношениях 5,79 6,25

6. Образование супругов 4,41 2,37

7. Трудовая стабильность 5,0 5,62

8. Материальная обеспеченность 5,12 5,87

9. Наличие отдельной территории для проживания 5,50 6,0

10. Знания в области психологии семейных отношений 4,75 3,25

11. Наличие в семье детей 4,83 3,75

Эмоциональный компонент. Результаты исследования эмоционального компонента отношения студентов к семье представлены в таблице 4. Напомним, что эмоциональный компонент отношения студентов к семье включал состояния, ощущения, актуализирующиеся у них в ситуациях семейного благополучия и неблагополучия. Поскольку на момент проведения исследования девушки и юноши не состояли в официально зарегистрированном или гражданском браке, то опыт таких переживаний они могли получить и получают в родительских семьях.

По оценкам девушек в ситуациях семейного благополучия они называют следующие часто переживаемые ими состояния и ощущения: «...спокоен», «...поддержка членов семьи», «...счастлив», «доволен». Юношам свойственно в таких ситуациях испытывать следующие состояния: «.спокоен», «.поддержка членов семьи», «.свободно», «.доволен», «.счастлив», «.уверенность в себе», «чувство внутреннего удовлетворения». Таким образом, анализируя содержание эмоционального компонента отношения студентов к семье, мы видим наличие у девушек и юношей сходных переживаний в ситуации семейного благополучия. Они чувствуют себе спокойно, довольны, счастливы и ощущают поддержку членов семьи.

В ситуации семейного неблагополучия девушки чаще всего испытывают «.стыд», «расстроены», «.озабочены», «.подавленность», «встревожены и сильно нервничают», «.чувство вины», страх. Юноши называют такие состояния как «.расстроен», «.чувство вины», «.сожаление», озабоченность, подавленность. Итак, мы видим, что в ситуации семейного неблагополучия и девушки, и юноши расстраиваются, переживают озабоченность и подавленность. Обратим внимание на то, что согласно ниже представленным результатам (таблица 4), девушки чаще юношей испытывают страх, тревогу, стыд.

Таблица 4

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Результаты исследования эмоционального компонента отношения студентов к семье, в баллах

Суждения, раскрывающие эмоции в семейных отношениях Девушки Юноши

1. Как вы чувствуете себя чаще всего, когда в семье все благополучно?

1. Я спокоен 6,58 6,62

2. Я доволен 6,29 6,37

3. Я счастлив 6,45 6,37

4. Я ощущаю поддержку членов семьи 6,54 6,50

5. Мне ничего не угрожает 5,49 5,87

6. Мне это безразлично 1,62 2,0

7. Ничто особенно не беспокоит меня 4,16 2,25

8. Я чувствую уверенность в себе 5,58 6,25

9. Я чувствую себя свободно 5,41 6,37

10. Я испытываю чувство внутреннего удовлетворения 5,79 6,12

2. Как вы чувствуете себя чаще всего, когда отношения в семье становятся напряженными, благополучие ухудшается

1. Я спокоен 2,0 3,87

2. Я испытываю сожаление 4,17 4,12

3. Я озабочен 5,54 4,12

4. Я испытываю чувство вины 4,25 4,62

5. Я расстроен 5,75 4,87

6. Мне страшно 4,25 1,87

7. Я раздражен 4,12 3,12

8. Я чувствую себя подавленно 5,50 3,75

9. Я встревожен и сильно нервничаю 5,29 3,0

10. Мне стыдно 5,75 2,87

Поведенческий компонент. Результаты исследования поведенческого компонента отношения студентов к семье представлены в таблице 5. Девушки и юноши, как показал анализ

полученных результатов, часто используют следующие способы получения сведений и формирования умений строить семейные отношения: «получать психологические знания о семье», «общаться с молодыми людьми (девушками)», «обсуждать проблемы семейных отношений с друзьями». Редко студенты «разговаривают о семейных отношениях с родителями» и крайне редко «посещают тренинги».

Таблица 5

Результаты исследования поведенческого компонента отношения студентов к семье, в баллах

Суждения, раскрывающие совершаемые студентами действия Девушки Юноши

Делаете ли вы что-нибудь для получения сведений и формирования умений строить семейные отношения?

1. Получаю психологические знания о семье 5,08 5,75

2. Посещаю тренинги 1,17 2,50

3. Разговариваю о семейных отношениях с родителями 4,20 4,25

4. Обсуждаю проблемы семейных отношений с друзьями 4,41 5,12

5. Общаюсь с молодыми людьми (девушками) 4,74 5,50

Обсуждение результатов и выводы

Итак, в исследовании содержательных характеристик компонентов отношения к семье студентов - будущих педагогов-психологов и социальных педагогов - получены следующие основные результаты.

1. В составе ценностного компонента отношения к семье для студентов выпускных курсов одной из наиболее значимых жизненных сфер является «счастливая семейная жизнь». Девушки оценивают ее как «самую важную» (1-ое место из 8-ми позиций в ранжированном ряду). Для юношей она имеет меньшее значение, а ее значимость сопоставима с «верными друзьями» и «независимостью (свободой)» (3-е место из 6-ти позиций в ранжированном ряду).

В ряду факторов успеха в жизни «благополучие семейных отношений» не является определяющим как по оценкам девушек, так и по оценкам юношей. Но, если для девушек «благополучие семейных отношений» относится к числу важных факторов успеха в жизни (5-ое место из 8-ми позиций в ранжированном ряду), то для юношей его роль минимальная (5-ое место из 5-ти позиций в ранжированном ряду).

2. В составе мотивационного компонента наиболее значимым побуждением для заключения брака по оценкам девушек и юношей является «любовь». Как значимые девушки также оценивают мотивы отношений с партнером и деторождения («желание создать семейный уют», «желание жить с человеком похожим на тебя», «желание иметь детей»), а юноши соответствие социальным представлениям, избегание одиночества, материальное благополучие («желание быть полноценным», «желание быть материально обеспеченным (партнер - обеспеченный человек)», «боязнь одиночества»).

3. Когнитивный компонент отношения студентов к семье представлен в проведенном исследовании двумя подходами студентов к определению сущности семьи: формальным (55 % испытуемых) и ассоциативным, основанным на их личном опыте и представлениях (45 % испытуемых). Предпочитаемыми источниками информации, позволяющими расширить осведомленность о семейных отношениях студентам обоего пола, являются «учебные занятия по психологии», «публицистическая и художественная литература». Для девушек также важны «друзья и знакомые», а для юношей - «кинофильмы». Обращает на себя внимание тот факт, что студенты рассматривают СМИ как наименее значимый для них источник информации о семье. Относительно факторов семейного

https:// mir-nauki. com

благополучия мнения девушек и юношей во многом сходны. Согласно их представлениям, благополучие семейных отношений связано с формированием пространственных границ семьи, ее финансовой безопасностью, качеством отношений супругов («психологическая совместимость партнеров», «благополучие сексуальных отношений»). Но юноши исследуемой группы придают большее значение «продолжительности знакомства», тогда как девушки не оценивают этот фактор высоко.

4. Эмоциональный компонент, согласно ответам студентов, представлен такими переживаниями девушек и юношей в ситуациях семейного благополучия как спокойствие, удовлетворенность, счастье, ощущение поддержки членов семьи, а в ситуациях семейного неблагополучия - подавленности и озабоченности. Девушки чаще, чем юноши, в ситуациях семейного неблагополучия переживают тревогу, страх, стыд.

5. Поведенческий компонент отношения студентов к семье включает следующие часто предпринимаемые ими действия: получение психологических знаний о семье, общение с молодыми людьми и девушками, обсуждение вопросов отношений в семье с друзьями. Очень редко студенты обращаются с подобными вопросами и обсуждают их с родителями.

Полученные результаты и выводы применимы по отношению к студентам исследуемой группы и носят локальный характер. Для получения результатов и выводов, которые можно экстраполировать, необходимо (1) провести исследование повторно, (2) увеличить исследуемую группу студентов, (3) увеличить число студентов-юношей, (4) включить студентов, получающих образование по другим направлениям и специальностям. Проведенное исследование можно рассматривать как стремление к целостному изучению отношения студентов к семье в совокупности его различных компонентов.

Анализ результатов проведенного исследования и сделанные выводы позволяет определить ряд положений относительно форм и содержания образовательного процесса в вузе с учетом необходимости подготовки молодежи к семейным отношениям и заключению брака. Необходимо отметить, что учебный план направления 44.05.01 «Педагогика и психология девиантного поведения» по специальности «Психолого-педагогическая профилактика девиантного поведения» включает дисциплины «Психология семьи», «Профилактика социально-педагогического неблагополучия семьи», «Социально-педагогическая работа с семьями группы риска», а направления 44.03.02 «Психолого-педагогическое образование» по профилю «Психология и социальная педагогика» - «Психология семьи», «Профилактика семейного неблагополучия». Учитывая, что важным источником знаний о семейных отношениях для студентов являются учебные занятия по дисциплинам, связанным с изучением семейных отношений, важно сохранение таких форм учебного процесса как лекции и практические занятия. Необходимо, опираясь на полученные результаты, при организации занятий, использовать методы группового обсуждения: групповое интервью, мозговой штурм, групповую дискуссию. Во внеучебной работе с будущими педагогами-психологами и социальными педагогами возможна организация форумов, круглых столов, ролевых игр, игр по станциям, чтение художественной литературы и просмотр кинофильмов с их последующим обсуждением на кураторских часах. В содержание учебных занятий при составлении рабочих программ и проводимых со студентами внеучебных мероприятий необходимо включать значимые для них темы: роль семьи в жизненном пути личности, влияние семейного благополучия на жизнедеятельность человека, семейные ценности, факторы успешного брака, факторы семейного благополучия, любовь как основа семейных отношений, эмоциональный климат семьи.

ЛИТЕРАТУРА

1. Зобков В.А. Отношение человека к жизнедеятельности // Экономика образования. - 2015. - №2. - С. 91-94. URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_23942025_45036446.pdf (дата обращения: 28.01.20).

2. Мясищев В Н. Психология отношений. - М.: МОДЭК, МПСИ, 2011. - 400 с.

3. Иовлев Б.В., Карпова Э.Б. Психология отношений: Концепция В.Н. Мясищева и медицинская психология. - СПб.: Сенсор, 1999. - 76 с.

4. Зобков, В.А. Личность и деятельность в теории отношения В.Н. Мясищева // Психологический журнал. - 2013. - Том 34, №4. - С. 16-29. URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_20166670_38145272.pdf (дата обращения: 18.01.2020).

5. Мерзлякова С.В., Бибарсова Н.В. Сравнительно-возрастное исследование семейного самоопределения современной молодежи // Акмеология. - 2014. -№4(52). - С. 156-165. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sravnitelno-vozrastnoe-issledovanie-semeynogo-samoopredeleniya-sovremennoy-molodyozhi/viewer (дата обращения: 28.01.20).

6. Горбунова Е.В. Ценностное отношение к семье у студенческой молодежи в условиях оздоровления российского общества // Перспективы науки. - 2010. - №6 (8). - С. 17-20. URL: http://moofrnk.com/assets/files/journals/science-prospects/8/vipusk8.pdf (дата обращения: 28.01.20).

7. Дементьева Е.В. Отношение молодого поколения к семье как ценности // Социальная педагогика. - 2012. - №1. - С. 97-103.

8. Игумнова Г.В. Отношение студенческой молодежи к семье и браку на современном этапе // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. - 2012. - №8. - С. 147-148. URL: https://applied-research.ru/ru/article/view?id=3029 (дата обращения: 28.01.2020).

9. Кох И.А. Отношение студентов к семье и браку // Социально-экономические и демографические аспекты реализации национальных проектов в регионе: сборник статей X Уральского демографического форума: в 2-х т. Том II. -Екатеринбург: Институт экономики УрО РАН, 2019. - С. 329-334. URL: http://elar.urfu.ru/handle/10995/78776 (дата обращения: 28.01.2020).

10. Курбатова Л.Н. Отношение студентов к семье и браку // Дискуссия. - 2012. - №4. - С. 113-121. URL:https://www.journal-discussion.ru/vypuski-zhurnala/vypusk-nomer-22-aprel-2012/statya-465 (дата обращения: 28.01.2020).

11. Михайленко Т.Н. Семейные идеалы студенческой молодежи // Современные проблемы науки и образования. - 2014. - № 6. URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=15591 (дата обращения: 28.01.2020).

12. Реан А.А. Отношение молодежи к институту семьи и семейным ценностям // Национальный психологический журнал. - 2016. - №1(21). - С. 3-8. URL: http://npsyj.ru/articles/detail.php?article=6543 (дата обращения: 18.01.2020).

13. Самосадова С.В., Сухарева Н.Ф. Представления о семье и браке в субъективной картине жизненного пути молодежи // Пензенский психологический вестник. -

https:// mir-nauki. com

15.

16.

17.

2017. - №2(9). - С. 73-84. URL: http://www.psychology-news.ru/2017/2-7 (дата обращения: 28.01.2020).

Хорошилова В.А., Гитман А.В. Психологические и педагогические риски формирования ценностного отношения современной молодежи к семье / Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2015. - Т. 37. - С. 2060Ц210. -URL: http://e-koncept.ru/2015/95664.htm. (дата обращения: 28.01.20).

Серебрякова Т.А., Фазлы Е.П. Экспериментальное изучение процесса развития ценностного отношения к семье и браку у студентов вуза // Историческая и социально-образовательная мысль. - 2015. - Том 7, №6, часть 1. - С. 199-203. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=25444439 (дата обращения: 28.01.20).

Вьюнова Н.И., Плотникова В.Ю. Исследование особенностей образа семьи у студентов колледжа: дифференциация по специальности и полу // Вестник Воронежского государственного технического университета. - 2014. - Т.10, № 32. - С. 21-25. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=21676001 (дата обращения: 28.01.20).

Бызова В.М., Чикурова Е.И. Этнопсихологические характеристики личности и системы ее отношений // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 12. Психология. Социология. Педагогика. - 2014. - №1. - С. 87-98. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/etnopsihologicheskie-harakteristiki-lichnosti-i-sistemy-eyo-otnosheniy/viewer (дата обращения: 28.01.20).

Бобченко, Т.Г., Нефедова, А.В., Онуфриева В.В. Представления современной студенческой молодежи о семье // Глобальный научный потенциал. - 2017. -№7(76). - С. 5-8. URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_29947191_77558724.pdf (дата обращения: 28.01.20).

Bobchenko Tatiana Grigorievna

Vladimir state university named after Alekxander and Nikolay Stoletovs, Vladimir, Russia

Pedagogical institute E-mail: [email protected]

The attitude of students - future psychologists and social educators - towards the family

Abstract. In this article, we presented the study results of students' attitudes toward the family. These results are important for determining educational process forms and content at university, and for preventing ill-being in young families. The object of study is the students' attitude toward the family, its subject is the components of the students' attitude toward the family: value, motivational, cognitive, emotional, behavioral. The purpose of this study is to identify the content of the students' attitudes components toward family. The study used the survey methods (questionnaire "Attitude toward the family" Bobchenko T.G.), quantitative and qualitative analysis. The research base is Vladimir State University. The study group - 30 students of 4 and 5 years (25 women and 5 men) field of study 44.03.02 "Psychological and pedagogical education" and qualification 44.05.01 "Pedagogy and psychology of deviant behavior".

According to the results, the value component is represented by students prioritizing such life sphere as "Happy Family Life". The motivational component is characterized by significant incentives for students to get married. The cognitive component contains formal and associative students' definitions of the essence of the family, ideas about the main sources of information about the family and the factors of a family relationship well-being. The emotional component includes students' experiences in situations of family well-being and trouble. The behavioral component consists of actions performed by students to acquire the ability to create family relationships. This paper established differences between women and men about attitude components toward the family. This article shows the possibility of using the results in the educational process.

Keywords: adolescence; higher education institution; student; attitude toward family; value; motivational; cognitive; emotional; behavioral components of attitude to family

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.